Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка проекта экспозиции для «Музея Мусора»

Работа №191556

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы115
Год сдачи2025
Стоимость5910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения мусора как культурного
феномена 8
1.1 Теоретические основы изучения мусора 8
1.2 История отношения к мусору в обществе 18
1.3 Социальные аспекты мусора 26
Глава 2. Мусор в искусстве, музеях и играх: формы репрезентации 35
2.1 Экологическое искусство и образ мусора 35
2.2 Современные музеи и экология 50
2.3 Игры и интерактивные проекты 57
Глава 3. Проект Музея Мусора: от идеи к реализации 63
3.1. Теоретические основания и цели проекта 63
3.2. Экспозиционная структура: сценарий и визуальный язык 72
3.3. Геймификация и игра «Уборщик в музее» 80
Заключение 87
Список литературы и источников 91
Приложение А 102
Приложение Б 106


Актуальность темы. В условиях глобального экологического кризиса, вызванного загрязнением окружающей среды, проблема отходов становится одной из наиболее острых и актуальных. В России эта проблема приобретает особую значимость, учитывая объемы мусора, неэффективную систему его переработки и потребность в повышении осведомленности общества о последствиях загрязнения. Мусор оказывает негативное воздействие на экосистемы, загрязняя воды, почвы и атмосферу. Важнейшими аспектами решения этой проблемы являются сокращение отходов, переработка и ответственное потребление. Однако, несмотря на усилия властей и экологических организаций, значительная часть населения остаётся мало осведомленной о масштабе и последствиях загрязнения. Это подчеркивает необходимость усиления экологического образования и формирования осознанного отношения к окружающей среде через различные формы просвещения. В этом контексте роль музеев, как образовательных и просветительских учреждений, становится особенно значимой. Музеи способны не только передавать знания, но и формировать ценности и установки, которые способствуют улучшению экологической ситуации. В рамках исследуемой темы проектирование Музея Мусора в России может стать важным шагом в решении задачи экологического просвещения и формирования экологической культуры среди широкой аудитории.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка концепции и проектирования Музея Мусора как инструмента экологического воспитания в России, а также создание игры «Уборщик в музее». В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Анализ современных отношений мусора и то, как это формирование проявляется.
2. Исследование тенденций музейного проектирования с акцентом на экологическую составляющую.
3. Разработка концепции экспозиции Музея Мусора, включающей темы переработки, вторичного использования и экологического искусства.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является музей как общественное пространство, играющее ключевую роль в процессе образования и формирования общественного сознания. Предметом исследования выступает дизайн, концепция и социальная роль Музея Мусора в российском контексте, который может стать важным элементом экологического воспитания и изменения отношения общества к проблемам мусора и его переработки.
Методология исследования. В ходе исследования применяются следующие методы:
1. Исследовательски -аналитический
2. Исторический;
3. Практический.
Литературный обзор диссертации посвящён междисциплинарному осмыслению феномена мусора в гуманитарных и социальных науках. В центре внимания — философские, социологические, экологические, художественные и музейные подходы к пониманию отходов как культурного и социального явления. Обзор структурирован вокруг ключевых исследователей, чьи концепции легли в основу теоретической базы проекта.
Философы Жорж Батай, Мэри Дуглас, Бруно Латур, Джейн Беннетт и Жан Бодрийяр предложили различные интерпретации мусора: как трансгрессивного, символического, агентного или симулякрического элемента современной культуры. Эти идеи определяют мусор как нечто большее, чем физический остаток — как носитель идеологических, этических и онтологических значений.
Социологи и антропологи — Ольга Бредникова, Ольга Ткач, Анна Вереникина, Юлия Ермолаева и Татьяна Мартыненко — анализируют мусор через призму социальных практик и неравенства, подчеркивая его роль в структурировании повседневности, гендерных и классовых отношений, а также экологического риска.
Экологи и специалисты в области устойчивого развития, в том числе Донелла Медоуз, Валерий Татаренко и Елена Васильева, трактуют отходы как системную проблему, требующую политического и образовательного ответа. Их работы формируют понимание отходов как ресурса и как вызова для будущего.
В области искусства и дизайна ключевыми фигурами становятся Марсель Дюшан, Курт Швиттерс, Эл Анатсуи и Recycle Group, использующие отходы как материал и концепт для художественного высказывания. Их практики показывают, как мусор может стать медиумом социальной критики, памяти и этического размышления.
Теоретики музеев и педагогики — Нина Саймон, Эйлин Хупер -Гринхилл, Тони Беннетт и другие — предлагают модель музея как пространства соучастия, интерпретации и трансформации. Мусор в этом контексте становится не просто экспонатом, но и поводом для личного и коллективного переосмысления.
Игровые и цифровые исследователи — Йохан Хёйзинга, Роже Кайюа, P. Silva -Vasquez и Ксения Козина — показывают, как интерактивные и симуляционные форматы могут способствовать формированию экологического сознания и эмпатии.
Литературный обзор демонстрирует, что мусор — это не только экологическая, но и культурная проблема. Он требует комплексного подхода, в котором теория, практика и экспозиционная форма сливаются в единое поле критического осмысления.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о мусоре как культурном и символическом явлении. Исследование встраивается в контекст современных философских и антропологических дискуссий об агентности вещей, постпотребительской этике и трансформации музейных форматов. Проект Музея Мусора предлагает новую перспективу на музей как пространство не только хранения, но и критического осмысления, переопределяя его функции в свете экологических и социальных вызовов. Работа вносит вклад в развитие теории партисипативного музея, а также дополняет корпус исследований в области арт -ресёрча и культурной критики.
Практическая значимость исследования выражается в возможности реализации представленного проекта в музейной, образовательной и урбанистической среде. Концепция Музея Мусора может быть использована для создания выставок, общественных инициатив и интерактивных платформ, направленных на экологическое просвещение. Предложенная игровая модель «Мусор или искусство?» адаптируема для использования в школьных и вузовских программах, а также в рамках музейных образовательных маршрутов. Практика работы с отходами через искусство и экспозицию предлагает действенные инструменты для формирования экологической эмпатии, критического мышления и нового отношения к повседневным материалам.
Структура работы:
Диссертация состоит из трёх глав, логически связанных между собой.
Первая глава представляет собой теоретическую рамку исследования. В ней рассматриваются философские, социологические и культурологические подходы к пониманию мусора, анализируется граница между ценным и ненужным, а также описывается роль отходов в формировании современной культуры.
Вторая глава посвящена анализу художественных, медийных и музейных стратегий обращения с темой отходов. Здесь рассматриваются примеры экологического искусства, trash-aesthetic, визуальных и игровых форматов, направленных на формирование нового экологического мышления.
Третья глава носит проектный характер и включает описание разработки Музея Мусора и игры «Уборщик в музее». Она включает цели и задачи проекта, экспозиционную логику, дизайнерские решения, а также анализ роли игры как средства критического вовлечения зрителя.
Представленная работа является попыткой соединить экологическое искусство, музейное проектирование и образовательные практики для создания уникального культурного пространства, способного активно способствовать формированию экологического сознания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Краткое резюме исследования
Объектом настоящего исследования является мусор как культурный феномен, отражающий трансформации в социальных, философских и художественных представлениях современности. Предметом выступает проектирование музея мусора как формы критического осмысления отходов через экспозиционные и игровые форматы.
Цель работы заключалась в разработке и обосновании музейно -игрового проекта, позволяющего раскрыть многослойную природу мусора — как материального остатка, как социального маркера и как потенциального ресурса для переосмысления культурных практик. Для достижения этой цели были решены следующие задачи: анализ теоретических подходов к феномену мусора; выявление стратегий его репрезентации в искусстве, медиа и музейной среде; создание концепции и визуального плана Музея Мусора; разработка интерактивной игры «Мусор или искусство?» как инструмента экологического и эстетического образования.
Теоретическая рамка диссертации строится на работах Ж. Батая, М. Дуглас, Б. Латура, Дж. Беннетт, Ж. Бодрийяра, а также современных исследователях музейной педагогики, арт -практик и геймификации.
В результате исследования удалось сформировать целостную концепцию альтернативного музея, в котором отходы становятся не просто предметами показа, но и триггерами для этического, телесного и визуального переживания. Работа соединяет философские основания, культурный анализ и проектное мышление, предлагая оригинальную модель институции, способной инициировать экологическое сознание через участие, игру и переоценку повседневного материала.
Основные результаты по главам
В первой главе был проведён теоретический анализ феномена мусора в контексте современной философии, антропологии и социологии. Показано, что мусор не является нейтральным остатком, а представляет собой культурный конструкт, через который общество конструирует границы чистоты, нормы и ценности. На основе работ Ж. Батая, М. Дуглас, Б. Латура, Дж. Беннетт и других авторов был сформулирован подход, в котором отходы рассматриваются как активные участники социальной жизни, способные провоцировать этическое и эстетическое осмысление. Теоретический анализ также обосновал отказ от линейного нарратива в музейной практике в пользу диалогичных, партисипативных форматов.
Во второй главе были рассмотрены практики обращения с темой мусора в различных культурных медиумах — визуальном искусстве, кино, моде, цифровой среде и музеях. Выявлены ключевые тенденции: trash -aesthetic как эстетика сопротивления, использование переработанных материалов в художественных инсталляциях, медиа -репрезентации отходов как маркера тревоги и вины, а также развитие виртуальных и игровых форматов экологического просвещения. Особое внимание уделено проектам, работающим на стыке искусства, активизма и образования. Показано, что музей и игра становятся не просто инструментами коммуникации, но средами для переживания, сомнения и пересмотра повседневных практик.
Третья глава включает разработку и описание авторского проекта Музея Мусора и интерактивной игры «Мусор или искусство?». Представлены архитектурно -экспозиционные решения, основанные на принципах вовлечения, критичности и телесного взаимодействия. Проект музея включает архив, лабораторию сортировки, временные выставки, интерактивную зону и игровое пространство. Игра разработана как этическая симуляция, в которой пользователь сталкивается с моральными дилеммами и вопросами восприятия. Проект реализует идеи «музея -форума» и геймифицированного образования, предлагая новую модель институции, способной говорить о мусоре не назидательно, а образно.
Несмотря на комплексный подход, проведённое исследование обладает рядом ограничений, связанных как с масштабом проекта, так и с рамками магистерской диссертации. Прежде всего, работа не включает эмпирическое изучение аудитории, что ограничивает глубину анализа восприятия музейной экспозиции и игровой модели. Полученные выводы опираются на теоретическое обоснование и культурный анализ, однако не подкреплены полевыми наблюдениями или результатами пользовательского тестирования.
Цифровая версия игры «Мусор или искусство?» находится на стадии разработки и не прошла полноценное апробационное внедрение, что затрудняет оценку её эффективности как инструмента просвещения. Также в силу ограниченности времени и ресурсов не были реализованы все модули музейного проекта, включая временные выставки и мобильную версию экспозиции.
Кроме того, исследование затрагивает преимущественно российский и частично западный контексты, оставляя без подробного рассмотрения локальные и постколониальные практики работы с отходами, которые могли бы существенно обогатить сравнительный анализ. Эта перспектива остаётся открытой для будущих разработок.
Исследование открывает ряд направлений для дальнейшей научной и прикладной работы. В академическом контексте тема мусора как культурного феномена может быть развита через включение более широкой сравнительной перспективы, в том числе постколониальных, региональных и междисциплинарных исследований. Потенциал представляют также эмпирические методы — наблюдение, интервью, анализ пользовательского опыта в музейной среде или в игровых средах, что позволит обогатить теоретическую рамку конкретными данными.
В педагогической практике разработанный материал может быть адаптирован в качестве инструмента для курсов по экологии, визуальной культуре, медиаобразованию и философии. Игра «Мусор или искусство?» позволяет вовлечь школьную и студенческую аудиторию в размышления об эстетике, потреблении, критическом мышлении и эмпатии, а формат музея — стать моделью для образовательных программ в эколого -ориентированных школах и вузах.
С точки зрения музейной и медийной практики проект имеет потенциал масштабирования. Музей может быть реализован как временная или мобильная выставка, адаптированная под локальный контекст. Интерактивные элементы, в том числе цифровая игра, могут быть встраиваемыми в экспозиции экологических центров, галерей, научно -популярных пространств. Виртуальные версии проекта открывают возможности для онлайн -доступа и транснационального диалога.
Музей Мусора — это не только результат проектной и исследовательской работы, но и задел на будущее. Он показывает, как музей может стать местом трансформации — восприятия, поведения, мышления. И как отходы — то, от чего мы обычно отворачиваемся, — могут стать началом новой культурной и этической повестки.



1. Белянина К. О. «Любовь Муры» Н. Байтова как литературный ready - made: стратегии чтения // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lyubov -mury -n - baytova -kak -literaturnyy -ready -made -strategii -chteniya (дата обращения: 10.06.2025).
2. Бредникова О. Е., Ткач О. А. «Грязная деревня» и «Замусоренный
город» (обыденные практики обращения с мусором в разных сообществах) // Антропологический форум. 2008. №8. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/gryaznaya -derevnya -i -zamusorennyy -gorod - obydennye -praktiki -obrascheniya -s -musorom -v -raznyh -soobschestvah (дата обращения: 10.06.2025).
3. Боровко И В. Моделирование переноса примесей с помощью модели Planet Simulator // Марчуковские научные чтения. 2022. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie -perenosa -primesey -s -pomoschyu - modeli -planet -simulator (дата обращения: 10.06.2025).
4. Василина Д. С. Виртуальный музей как феномен современной
культуры // Международный журнал исследований культуры. 2016. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnyy -muzey -kak -fenomen -
sovremennoy -kultury (дата обращения: 10.06.2025).
5. Вереникина А. Ю., Горохова Е. Ю. Ресурсный подход к управлению отходами производства и потребления // Российское предпринимательство. 2016. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursnyy -podhod -k -upravleniyu - othodami -proizvodstva -i -potrebleniya (дата обращения: 10.06.2025).
6. Вьюгин В. Ю. «КУЛЬТУРНЫЙ РЕСАЙКЛИНГ» В XXI В. КАК ЕГО
ТЕПЕРЬ ПОНИМАТЬ? // Антропологический форум. 2023. №56. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy -resaykling -v -xxi -v -kak -ego -teper - ponimat (дата обращения: 10.06.2025).
7. Герцвольф Ю. Р. Детский экологический виртуальный музей как дистанционная школа экологического просвещения детей и их родителей // Материалы Всероссийской научно -практической конференции «Наука и социум». 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy -ekologicheskiy - virtualnyy -muzey -kak -distantsionnaya -shkola -ekologicheskogo -prosvescheniya -detey -i -ih -roditeley (дата обращения: 10.06.2025).
8. Горецкая А. Г., Марголина И. Л. Роль музейных экспозиций в
подготовке специалистов -геоэкологов // Жизнь Земли. 2020. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol -muzeynyh -ekspozitsiy -v -podgotovke - spetsialistov -geoekologov (дата обращения: 10.06.2025).
9. Даллакян К. С., Мирзоева Л. Ш. К. Общество массового потребления
и мусорная цивилизация - синонимичные понятия? // Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки. 2015. №11. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7obschestvo -massovogo -potrebleniya -i -musornaya -tsivilizatsiya -sinonimichnye -ponyatiya (дата обращения: 10.06.2025).
10. Довженко И. Г. Философские аспекты проблемы рециклинга техногенных отходов // Известия вузов. Северо -Кавказский регион. Серия: Технические науки. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7filosofskie - aspekty -problemy -retsiklinga -tehnogennyh -othodov (дата обращения: 10.06.2025).
11. Дудырев Ф. Ф., Максименкова О. В. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты // Вопросы образования. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/simulyatory -i -trenazhery -v -professionalnom -obrazovanii -pedagogicheskie -i - tehnologicheskie -aspekty (дата обращения: 10.06.2025).
12. Евсютичева П. Е., Ширенкова А. С., Мусинжонов Ж. А.
КОНЦЕПЦИЯ ДИЗАЙНА МУЗЕЯ РЕЦИКЛИНГА ФОНДА
РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЕГО СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ // Научный журнал молодых ученых. 2024. №4 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya -dizayna -muzeya -retsiklinga -fonda - ratsionalnogo -prirodopolzovaniya -i -ego -suvenirnoy -produktsii (дата обращения: 10.06.2025).
13. Еремеева Е. Ю., Тимофеева Л. Г. Инновационные технологии развития музея в образовательном учреждении // Царскосельские чтения. 2013. №XVII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye -tehnologii -razvitiya -muzeya -v -obrazovatelnom -uchrezhdenii (дата обращения: 10.06.2025).
14. Ермолаева Ю. В. Глобальные схемы управления отходами: социологический подход // Научный результат. Социология и управление. 2017. №3 (13). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/globalnye -shemy -upravleniya - othodami -sotsiologicheskiy -podhod (дата обращения: 10.06.2025).
15. Завгородняя А. С. КУЛЬТУРА ОСОЗНАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ //
Цифровая наука. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZkultura -
osoznannogo -potrebleniya (дата обращения: 10.06.2025)...66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ