Аннотация 2
Введение 11
1. Налогообложение как инструмент управления бизнесом 16
1.1 Теоретические основы управления бизнесом современного
предприятия 16
1.2 Понятие налоговой нагрузки 23
1.3 Воздействие оптимизации налогообложения на финансовый результат
предприятия 31
2. Концепция кадастровой оценки для целей налогообложения в России и в
мире 38
2.1 Теоретические основы и исторический опыт налогообложения недвижимости в России 38
2.2. Международная практика налогообложения и оценки недвижимости 45
2.3 Роль качественного показателя кадастровой оценки в имущественном
содержании налогообложения 51
3. Основные направления оптимизации имущественного налогообложения предприятия на основе кадастровой стоимости 61
3.1 Независимая оценка для оспаривания кадастровой стоимости 61
3.2 Иные способы снижения кадастровой стоимости 71
Заключение 74
Список использованной литературы 78
Приложение А 90
Авторские методики расчета налоговой нагрузки на предприятие 90
Оптимизация налогообложения предприятия является актуальной темой для всех хозяйствующих субъектов. Налог как обязательный и индивидуально безвозмездный платеж, уплачиваемый в адрес органов государственной власти является мерой принудительного характера. В связи с чем, законные инструменты снижения налоговой нагрузки представляют интерес для экономического субъекта. Для налогоплательщиков-организаций грамотно подобранные методы снижения налоговой нагрузки предприятия - это высвобожденные денежные средства, которые могут быть пущены в формирование товарно-денежных потоков и в инвестиции. Грамотная оптимизация налогообложения позволяет избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов и снизить налоговые риски для бизнеса.
В силу частого изменения законодательства о налогах и сборах, нестабильной экономической ситуации в стране, недостаточной прозрачности бюджета субъектов предпринимательства и роста теневой экономики, а также несогласованности юридических и экономических действий компаний приводит к тому, что многим организациям приходится сталкиваться с препятствиями на пути достижения финансовой устойчивости на рынке. Предприятиям, чья незаконно заниженная налоговая нагрузка достигается путем ухода от уплаты налогов, контрольные органы присваивают высокий уровень риска. Компании, чья налоговая нагрузка слишком высока в силу неверно выбранного вида налогообложения не справляются и уходят с рынка. Таким образом, эффективные методы налогового планирования, включающие в себя применение налоговых льгот, определение налоговой базы, грамотный выбор системы налогообложения и другие способы оптимизации - основа устойчивости и положительного финансового результата деятельности предприятия.
В работе исследование путей оптимизации налогообложения предприятий будет касаться имущества юридический лиц, а точнее - учета и исчисления сумм налога с объектов недвижимого имущества. Кроме того, 7
будет выявлена степень влияния кадастровой оценки в формировании обязательств имущественного налогообложения, а также способы ее оспаривания как инструмента налоговой оптимизации. В данном исследовании методы оптимизации будут рассмотрены как инструмент управления бизнесом, как способ достижения положительного финансового результата и устойчивости предприятия на рынке. Новизна и актуальность проведенного исследования связана с вступлением в силу федерального закона № 325-ФЗ от 25.09.2019 и № 379-ФЗ от 28.11.2019 в части
налогообложения имущества организаций. В связи с данными изменениями, у многих субъектов предпринимательства увеличилась налоговая нагрузка, а значит - оптимизация налога на имущество является первостепенной задачей.
Целью данного исследования является изучение инструментов оптимизации, применяемых налогоплательщиками - организациями для изменения налоговой нагрузки имущественного налогообложения исходя из кадастровой оценки объектов учета.
Задачи исследования определены в соответствии с поставленной целью, а именно:
- исследование основ управления предприятием в современных реалиях;
- финансовое планирование как способ минимизации экономических и правовых рисков;
- налоговая нагрузка в качестве элемента функционирования
предприятия;
- влияние налоговой оптимизации на финансовый результат
предприятия;
- анализ изменений Российского законодательства в вопросах учета объектов недвижимого имущества;
- изучение мирового опыта налогообложения и оценки недвижимости;
- определение роли кадастровой оценки в налогообложении имущества;
- особенности досудебного и судебного оспаривания кадастровой стоимости;
- рассмотрение альтернативных методов снижения кадастровой стоимости;
- оценка влияния методов оптимизации имущественного налогообложения на финансовый результат предприятия.
Объект исследования - система имущественного налогообложения как инструмент механизма управления бизнесом.
Предметом исследования служат взаимоотношения между бизнесом и государством в процессе оптимизации налогообложения имущества организации.
В ходе исследования были выявлены основные виды оптимизации налоговой нагрузки на предприятии, инструмент оптимизации был рассмотрен в качестве элемента механизма управления бизнесом. Так, в ситуации меняющейся экономической и правовой среды - понятие менеджмента и его инструментов на предприятии рассматривается еще более широко и охватывает все сферы деятельности фирмы. Гибкость и адаптивность к изменениям рынка достигается путем грамотного руководства всеми процессами в организации. Один из них - налоговая политика предприятия.
В качестве теоретической базы проведенного исследования были использованы работы российских и зарубежных авторов таких работ как: Шогин В.А., Пепеляева С.Г., Васильева В.С., Скидан А.В., Тэпман, Л.Н. В силу необходимости юридической оценки в вопросах имущественного характера, были активно использованы монографические работы, статьи, публично-правовые исследования, судебная практика. Также, в целях сбора информации, использовались статистические материалы Росреестра, официальные сайты в сети Интернет, международные нормативно -правовые акты, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.
В качестве методологического аппарата исследования использовались методы статистического сбора информации, анализа первичной информации, сравнительные методы анализа, логические заключения.
Взгляд на роль стоимости недвижимого имущества посредством его кадастровой оценки свидетельствует о нахождении одного и того же понятия недвижимости в разных плоскостях: с точки зрения бухгалтерского учета - основного средства на балансе организации, правового как объекта собственности, с точки зрения оценочной деятельности - объект, имеющий кадастровую, рыночную или среднегодовую стоимостную оценку, в налоговом учете кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества играет роль налоговой базы для исчисления налога на имущество.
Практическую значимость проведенного исследования характеризует высокая востребованность методов оптимизации имущественного налогообложения предприятий для целей уменьшения суммы уплачиваемых налогов на имущество и земельного налога в условиях изменений законодательства о налогообложении имущества организаций. Теоретическая значимость раскрывается в определении роли кадастровой стоимости недвижимого имущества в формировании обязательств имущественного налогообложения, а также в расширении подходов к способам налоговой оптимизации посредством управления стоимостью недвижимого имущества.
Элементами научного вклада, разработанными в рамках магистерской диссертации, являются:
- исследование факторов воздействия на налоговую нагрузку, а также анализ методик исчисления налоговой нагрузки на предприятие;
- разработка подхода к управлению стоимостью бизнеса посредством оптимизации налогообложения предприятия;
- рассмотрение методов уменьшения налоговой нагрузки путем воздействия на кадастровую стоимость принадлежащего ему недвижимого имущества.
Таким образом, в работе представлено понятие и роль кадастровой оценки в налогообложении имущества организации, рассмотрены инструменты оптимизации налогообложения имущества как элемента механизма управления бизнесом, а также на конкретном примере оценен его экономический эффект.
Подводя итоги выпускной магистерской диссертации, сделаем выводы по вопросам оптимизации имущественного налогообложения организации.
Анализ теоретических основ управления бизнесом показал, что одной из форм является управление стоимостью бизнеса. В рамках исследования были определены основные факторы формирования стоимости бизнеса. Результатом применения методов управления факторами, влияющих на стоимость компании, является увеличение добавленной стоимости.
Сущность добавленной стоимости состоит в величине прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта и может самостоятельно использоваться в качестве оценки эффективности деятельности организации. Показатель добавленной стоимости характеризует эффективность использования капитала. Величина добавленной стоимости зависит от определенных факторов, в числе которых - величина прибыли после уплаты налогов. Соответственно, данный показатель варьируется в зависимости от величины налоговых изъятий. Таким образом, рассмотрен подход к управлению стоимостью бизнеса посредством воздействия на величину налоговой нагрузки предприятия.
Налоговая нагрузка организации представляет собой отношение суммы налоговых платежей предприятия к выручке. Существует как законодательно утвержденные, так и научные методики расчета налоговой нагрузки. В рамках исследования приведены авторские методики определения налоговой нагрузки, а также способы определения налоговой нагрузки в увязке с источниками уплаты, на которые обременение ложится в большей степени. Чем выше налоговое бремя на финансовые показатели, тем меньше рентабельность инвестированного капитала, что напрямую влияет на стоимость бизнеса.
Рассмотрены методы налоговой оптимизации имущественного налогообложения на предприятии. Оптимизация имущественного налогообложения является наиболее затруднительной ввиду специфики объекта налогообложения. На основании исследования структуры налоговых платежей, рассмотрены особенности имущественного налогообложения в величине налоговых изъятий организации, а также проведен анализ поступлений в региональный и местный бюджет Томской области и г. Томска за период с 2015-2020 гг. на фоне изменений законодательства. При анализе динамики поступлений, стоит отметить, что с изменением законодательства, объем налоговых платежей по вышеуказанным налогам существенно возрос. Тем не менее, есть тенденция к снижению поступлений как по причине переоценки кадастровой стоимости, так и из -за неуплаты налогоплательщиками своих обязательств по причине увеличения налоговой нагрузки. Сделан вывод о том, что объекты имущественного налогообложения характеризуются высокой стоимостью и стабильностью с точки зрения дохода бюджета. Для налогоплательщика налог на имущество и земельный налог являются одними из наиболее существенных по величине налоговых платежей, что также подтверждает необходимость оценки влияния налогообложения по данным налогам на финансовые результаты организации. Универсальным способом оптимизации имущественного налогообложения на предприятии является воздействие на величину налоговой базы - кадастровой стоимости объекта.
В настоящее время, использование кадастровой стоимости в качестве объекта налогообложения имеет как преимущества, так и явные недостатки. С одной стороны, внедрение понятия кадастровой оценки в механизм имущественного налогообложения призван справедливо распределить нагрузку по уплате налога на имущество и земельного налога. С другой стороны, несовершенства процедуры кадастровой оценки оборачиваются для налогоплательщиков высоким налоговым бременем и спорами о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Практика определения кадастровой стоимости совершенствуется и законодательно подкрепляется новыми нормативно -правовыми актами, направленных на увеличение достоверности и качества оценочных кадастровых работ. Механизм массовой оценки, по причине большого количества объектов и ограничения временных рамок ее проведения, приводит к недостаточному учету факторов определения стоимости. Однако, совершенствование и упрощение процесса пересмотра кадастровой стоимости позволяет существенно снизить налоговое бремя.
Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, будучи налоговой базой по налогу на имущество и земельному налогу, количественно выражает предмет налогообложения. На примере проведенной независимой оценки стоимости недвижимого имуществ оценен экономический результат от пересмотра кадастровой стоимости в размере рыночной.
На основании анализа отечественного и зарубежного опыта налогообложения и оценки, можно сделать вывод о том, что направления законодательной политики в сфере имущественного налогообложения должны отвечать балансу интересов государства и налогоплательщиков. Упрощение механизма пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества положительно влияет на создание практической базы, результаты которой будут учтены для целей доработки законодательства.
На основании исследования, в рамках поставленных в магистерской диссертации целей и задач, можно сделать следующие рекомендации по оптимизации имущественного налогообложения:
1. Оспаривание результатов кадастровой оценки путем обращения в комиссию или в суд.
2. Исправление ошибок ГКО путем уточнения сведений учета.
3. Дробление объекта недвижимости в целях пересчета с снижения кадастровой стоимости.
Предлагаемые меры можно считать способами оптимизации налогообложения имущества организации, так как их применение позволяет снизить величину уплачиваемых платежей по налогу и на имущество и земельному налогу.
Снижение налоговой нагрузки на предприятии путем оптимизации имущественного налогообложения способствует увеличению добавленной стоимости. Положительная величина показателя отражает превышение рыночной стоимости над балансовой и означает эффективное использование капитала. Можно сделать вывод, что управление факторами роста добавленной стоимости повышает ценность компании на рынке. На сегодняшний день, практика налогообложения имущества претерпела существенные изменения. В силу того, что многие предприятия столкнулись с непростым временем в экономике малого предпринимательства, меры оптимизации налогообложения являются первостепенной задачей для управления бизнесом.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята
всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: (с изм., одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс: справ.
Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 10.09.2020)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 №374-ФЗ - М: Эксмо-Пресс, 2020 - 128 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан.
- Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 10.09.2020)
4. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 26.10.2020) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 29.10.2020)
5. О кадастровой деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та (дата обращения 10.09.2020)
6. О государственной кадастровой оценке [Электронный ресурс]: федер.
закон Рос. Федерации от 03.07.2016 № 237-ФЗ (ред. от 31.07.2020) //
КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан.
- Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 10.09.2020)
7. О государственной регистрации недвижимости [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан.
- Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 10.09.2020)
8. Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке [Электронный ресурс]: приказ Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 (ред. от 09.09.2019) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 12.09.2020)
9. Об утверждении требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки [Электронный ресурс]: приказ Минэкономразвития России от 09.06.2017 № 284 // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 15.09.2020).
10. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок [Электронный ресурс]: приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@: (ред. от 10 мая 2012 г.) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 21.09.2020).
11. Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: закон Томской области от 30.04.2014 № 193-ОЗ (ред. от 03.04.2015 № 27-ОЗ, от 18.06.2015 № 73-ОЗ, от 09.07.2015 №102-ОЗ, от 18.09.2015 № 109-ОЗ, от 15.12.2015 № 185-ОЗ, 29.12.2015 № 203-ОЗ) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан.
- Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 15.09.2020)
12. Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]: закон Томской области от 28.12.2015 № 198-ОЗ (ред. от 14.03.2016 №1-ОЗ, от 13.04.2016 № 36-ОЗ, от 14.06.2016 № 58-ОЗ, от 19.07.2016 № 78-ОЗ, от 06.09.2016 № 92-ОЗ, от 11.11.2016 № 119-ОЗ, от 08.12.2016 № 153-ОЗ, от 29.12.2016 № 173-ОЗ) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 15.09.2020)
13. Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: закон Томской области от 29.12.2016 № 174-ОЗ (ред. от 09.03.2017 № 18-ОЗ, от 10.05.2017 № 48-ОЗ, от 10.07.2017 № 85-ОЗ, от 05.09.2017 № 91-ОЗ, от 13.11.2017 № 134-ОЗ, от 28.12.2017 № 159-ОЗ) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан.
- Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 15.09.2020).
14. Об областном бюджете на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: закон Томской области от 28.12.2017 № 156-ОЗ (ред. от 12.03.2018 № 1-ОЗ, от 09.04.2018 № 23-ОЗ, от 04.05.2018 № 42-ОЗ, от 12.07.2018 № 73-ОЗ, от 10.09.2018 № 88-ОЗ, от 10.11.2018 № 115-ОЗ, от 04.12.2018 № 121-ОЗ, от 29.12.2018 № 154-ОЗ) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 15.09.2020).
15. Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: закон Томской области от 29.12.2018 № 151-ОЗ (ред. от 14.03.2019 № 1-ОЗ, от 06.05.2019 № 37-ОЗ, от 18.06.2019 № 48-ОЗ, от 09.09.2019 № 79-ОЗ, от 31.11.2019 № 107-ОЗ, от 11.12.2019 № 141-ОЗ, от 25.12.2019 № 153-ОЗ) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун¬та. (дата обращения 15.09.2020)...101