ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПРИЗЫВНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТЯХ
|
Аннотация
Введение 4
Глава 1. Психологическая готовность допризывной молодежи к прохождению военной службы
1.1 Допризывная молодежь как предмет исследования в психологии 7
1.2 Личностный адаптационный потенциал как интегральный показатель
психологической готовности к прохождению военной службы 11
1.3 Нервно-психическая устойчивость как главный показатель личностного
адаптационного потенциала 16
1.4 Исследование влияния других компонентов личностного адаптационного
потенциала в контексте военной психологии 23
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Девиантное поведение как фактор риска адаптации молодежи к военной службе
2.1 Определение понятия девиантного поведения 27
2.2 Особенности девиантного поведения в контексте военной психологии 33
Выводы по главе 2 35
Глава 3. Анализ результатов исследования показателей нервно-психической устойчивости и склонности к девиантному поведению у призывников, проживающих в городской и сельской местностях.
3.1 Характеристика выборки исследования и организация исследования 36
3.2 Описание методик и теоретических конструктов, лежащих в основе
методик 38
3.3 Сравнительный анализ показателей нервно-психической устойчивости и склонности к девиантному поведению у призывников, проживающих в
городской и сельской местностях 43
Выводы по главе 3 50
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 53
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 65
Приложение Г 69
Приложение Д 70
Приложение Е 71
Введение 4
Глава 1. Психологическая готовность допризывной молодежи к прохождению военной службы
1.1 Допризывная молодежь как предмет исследования в психологии 7
1.2 Личностный адаптационный потенциал как интегральный показатель
психологической готовности к прохождению военной службы 11
1.3 Нервно-психическая устойчивость как главный показатель личностного
адаптационного потенциала 16
1.4 Исследование влияния других компонентов личностного адаптационного
потенциала в контексте военной психологии 23
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Девиантное поведение как фактор риска адаптации молодежи к военной службе
2.1 Определение понятия девиантного поведения 27
2.2 Особенности девиантного поведения в контексте военной психологии 33
Выводы по главе 2 35
Глава 3. Анализ результатов исследования показателей нервно-психической устойчивости и склонности к девиантному поведению у призывников, проживающих в городской и сельской местностях.
3.1 Характеристика выборки исследования и организация исследования 36
3.2 Описание методик и теоретических конструктов, лежащих в основе
методик 38
3.3 Сравнительный анализ показателей нервно-психической устойчивости и склонности к девиантному поведению у призывников, проживающих в
городской и сельской местностях 43
Выводы по главе 3 50
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 53
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 65
Приложение Г 69
Приложение Д 70
Приложение Е 71
В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации претерпевают изменения. Каждый призыв сокращается количество юношей, проходящих обязательную военную службу по призыву, и увеличивается число военнослужащих, поступивших на добровольную военную службу по контракту.
Если 10 лет назад на военную службу по призыву необходимо было призвать и направить 278 821 человек [59], то на осенний призыв граждан на военную службу в 2020 году Указом Президента Российской Федерации было установлено задание 128 000 человек [60]. Потребность в призывниках
сократилась более чем в 2 раза.
В связи с этим в военных комиссариатах городов и районов муниципальных образований субъектов Российской Федерации усилился профессиональный психологический отбор допризывной молодежи [50].
Проблема социально-психологической готовности молодежи к военной службе (обязательной и добровольной) на сегодняшний день актуальна и социально значима. Военная служба представляет особый социальный институт. В средствах массовой информации часто транслируется военная служба с негативной стороны: дедовщина, не уставные взаимоотношения и прочее [71, 72]. Все это подрывает ее престиж. У призывников пропадает желание проходить военную службу. Молодежь подвержена влиянию поступающей информации, принимает агрессивное поведение как норму, что может приводить к нервно-психическим срывам. Так, как воинская служба в нашей стране является обязанностью граждан мужского пола [27, 64], то на службу молодёжь идет пессимистически настроенной, психологически и социально не подготовленной.
Психологическая готовность призывников к прохождению военной службы может определяться уровнем принятия роли военнослужащего [52], степенью адаптации к новым условиям [7, 35, 36, 37], а девиантное поведение выступать в качестве фактора риска адаптации молодежи к военной службе [35, 36, 37].
Задача специалиста военного комиссариата по профессиональному психологическому отбору исключить психологически не готовых призывников, а также склонных к проявлению девиаций из числа кандидатов для поступления на военную службу, оказать помощь в направлении к врачу- психиатру и врачу-психоневрологу для коррекционной работы [5, 50].
В нашей работе готовность молодежи к военной службе будет рассматриваться с точки зрения такого важного параметра как нервнопсихическая устойчивость в контексте личностного адаптационного потенциала, а девиантное поведение - как возможный фактор риска адаптации молодежи к условиям военной службе.
Объектом работы являются личностный адаптационный потенциал и склонность к девиантному поведению.
Предмет данной работы - особенности нервно-психической устойчивости и склонности к девиантному поведению у граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих в городах.
Цель данной работы - выявить особенности нервно-психической устойчивости и склонности к девиантному поведению у граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих в городской и сельской местности.
Задачи:
1. На основе анализа исследований выявить специфику изучения допризывной молодежи, особенности личностного адаптационного потенциала молодежи к прохождению военной службы, которые выделяют различные исследователи.
...
Если 10 лет назад на военную службу по призыву необходимо было призвать и направить 278 821 человек [59], то на осенний призыв граждан на военную службу в 2020 году Указом Президента Российской Федерации было установлено задание 128 000 человек [60]. Потребность в призывниках
сократилась более чем в 2 раза.
В связи с этим в военных комиссариатах городов и районов муниципальных образований субъектов Российской Федерации усилился профессиональный психологический отбор допризывной молодежи [50].
Проблема социально-психологической готовности молодежи к военной службе (обязательной и добровольной) на сегодняшний день актуальна и социально значима. Военная служба представляет особый социальный институт. В средствах массовой информации часто транслируется военная служба с негативной стороны: дедовщина, не уставные взаимоотношения и прочее [71, 72]. Все это подрывает ее престиж. У призывников пропадает желание проходить военную службу. Молодежь подвержена влиянию поступающей информации, принимает агрессивное поведение как норму, что может приводить к нервно-психическим срывам. Так, как воинская служба в нашей стране является обязанностью граждан мужского пола [27, 64], то на службу молодёжь идет пессимистически настроенной, психологически и социально не подготовленной.
Психологическая готовность призывников к прохождению военной службы может определяться уровнем принятия роли военнослужащего [52], степенью адаптации к новым условиям [7, 35, 36, 37], а девиантное поведение выступать в качестве фактора риска адаптации молодежи к военной службе [35, 36, 37].
Задача специалиста военного комиссариата по профессиональному психологическому отбору исключить психологически не готовых призывников, а также склонных к проявлению девиаций из числа кандидатов для поступления на военную службу, оказать помощь в направлении к врачу- психиатру и врачу-психоневрологу для коррекционной работы [5, 50].
В нашей работе готовность молодежи к военной службе будет рассматриваться с точки зрения такого важного параметра как нервнопсихическая устойчивость в контексте личностного адаптационного потенциала, а девиантное поведение - как возможный фактор риска адаптации молодежи к условиям военной службе.
Объектом работы являются личностный адаптационный потенциал и склонность к девиантному поведению.
Предмет данной работы - особенности нервно-психической устойчивости и склонности к девиантному поведению у граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих в городах.
Цель данной работы - выявить особенности нервно-психической устойчивости и склонности к девиантному поведению у граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих в городской и сельской местности.
Задачи:
1. На основе анализа исследований выявить специфику изучения допризывной молодежи, особенности личностного адаптационного потенциала молодежи к прохождению военной службы, которые выделяют различные исследователи.
...
Первой нашей задачей было выявление специфики исследования допризывной молодежи, особенностей личностного адаптационного потенциала молодежи к прохождению военной службы, которые выделяют различные исследователи. В ходе аналитической работы было выяснено, что допризывная молодежь изучается в контексте психологической готовности к прохождению военной службы, которая определяется таким параметром как личностный адаптационный потенциал. Данный параметр включает в себя несколько показателей: нервно-психическую устойчивость личности; самооценку
личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степенью адекватности восприятия окружающей действительности; ощущение социальной поддержки, позволяющее личности чувствовать себя значимо в контексте определенной ситуации; уровень конфликтности личности - контактность личности; опыт социального общения - потребность в общении; ориентацию на соблюдений норм коллектива и групповую идентификацию. На его формирование оказывают влияние такие факторы, как мотивационная составляющая, характер детско-родительских отношений, средства массовой информации и школьная подготовка к военной службе, мотивация к прохождению военной службу и принятие на себя роли военнослужащего.
Второй задачей являлось обоснование использования конструкта «нервнопсихическая устойчивость» как наиболее адекватного для рассмотрения психологической готовности к прохождению военной службы. Проанализировав литературу, было выявлено, что нервно-психическая устойчивость является ключевым показателем в адаптационном потенциале личности и является наиболее адекватным критерием для изучения психологической готовности юношей к прохождению военной службы.
Третья задача заключалась в выявлении особенностей девиантного поведения в контексте военной психологии. Проанализировав научные источники получено представление о девиациях, их классификация, а также возможные причины возникновения.
Четвертая задача заключалась в выявлении различий показателей нервнопсихической устойчивости у допризывной молодежи, проживающей в городской и сельской местностях. В результате проведено исследования различия были выявлены по всем диагностическим калам. Также было выявлено, что граждане, подлежащие призыву на военную службу и проживающие в городах, имеют более низкие значения нервно-психической устойчивости и склонности к девиантному поведению.
Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, подтвердилась. В сельских местностях согласно статистики большой процент так называемых неблагополучных семей, подростков, состоящих на профилактическом учете в детской комнате милиции и у психиатров, наркологов. В основном в сельских школах получают основное общее образование (9 классов), средних
общеобразовательных школ значительно меньше чем в городе. Также каких- либо учреждений дополнительного образований в селах и деревнях
значительно меньше по сравнению с городами. Мест для трудоустройства с достойной зарплатой также меньше. В городе в этом отношении ситуация более благоприятна. Все это позволяет сделать вывод о том, что уровень нервнопсихической устойчивости у призывного контингента городской местности выше по сравнению с сельским, а склонность к девиантному поведению значительно ниже.
личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степенью адекватности восприятия окружающей действительности; ощущение социальной поддержки, позволяющее личности чувствовать себя значимо в контексте определенной ситуации; уровень конфликтности личности - контактность личности; опыт социального общения - потребность в общении; ориентацию на соблюдений норм коллектива и групповую идентификацию. На его формирование оказывают влияние такие факторы, как мотивационная составляющая, характер детско-родительских отношений, средства массовой информации и школьная подготовка к военной службе, мотивация к прохождению военной службу и принятие на себя роли военнослужащего.
Второй задачей являлось обоснование использования конструкта «нервнопсихическая устойчивость» как наиболее адекватного для рассмотрения психологической готовности к прохождению военной службы. Проанализировав литературу, было выявлено, что нервно-психическая устойчивость является ключевым показателем в адаптационном потенциале личности и является наиболее адекватным критерием для изучения психологической готовности юношей к прохождению военной службы.
Третья задача заключалась в выявлении особенностей девиантного поведения в контексте военной психологии. Проанализировав научные источники получено представление о девиациях, их классификация, а также возможные причины возникновения.
Четвертая задача заключалась в выявлении различий показателей нервнопсихической устойчивости у допризывной молодежи, проживающей в городской и сельской местностях. В результате проведено исследования различия были выявлены по всем диагностическим калам. Также было выявлено, что граждане, подлежащие призыву на военную службу и проживающие в городах, имеют более низкие значения нервно-психической устойчивости и склонности к девиантному поведению.
Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, подтвердилась. В сельских местностях согласно статистики большой процент так называемых неблагополучных семей, подростков, состоящих на профилактическом учете в детской комнате милиции и у психиатров, наркологов. В основном в сельских школах получают основное общее образование (9 классов), средних
общеобразовательных школ значительно меньше чем в городе. Также каких- либо учреждений дополнительного образований в селах и деревнях
значительно меньше по сравнению с городами. Мест для трудоустройства с достойной зарплатой также меньше. В городе в этом отношении ситуация более благоприятна. Все это позволяет сделать вывод о том, что уровень нервнопсихической устойчивости у призывного контингента городской местности выше по сравнению с сельским, а склонность к девиантному поведению значительно ниже.





