LIFESTYLE ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ КАК ФУНДАМЕНТ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕКСТОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО КОНТЕНТА (НА ПРИМЕРЕ КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ НИ ТГУ)
|
Введение 3
1. Специфика коммуникаций вузов со студенческой аудиторией в интернет-пространстве 10
1.1. Коммуникация: дефиниции, характерные особенности в сфере образования 10
1.2. Веб-сайты и социальные сети как основные каналы коммуникации со студенческой
аудиторией 12
1.3. Форматы и виды контента в социальных сетях и на веб-сайтах 16
1.4. Стиль жизни, lifestyle характеристики: дифференциация понятий, применение в
изучении целевой аудитории и при создании контента 24
2. Lifestyle характеристики студенческой аудитории 32
2.1. Особенности интернет-взаимодействия кафедры социальных коммуникаций со
студенческой аудиторией 32
2.2. Анализ текстового и графического контента социальных сетей кафедры социальных
коммуникаций 33
2.2.1. Анализ контента группы кафедры социальных коммуникаций ВКонтакте 33
2.2.2. Анализ контента страницы кафедры социальных коммуникаций в Facebook 36
2.2.3. Анализ контента аккаунта кафедры социальных коммуникаций в Instagram 37
2.3. Интерпретация данных, полученных с помощью анкетного опроса 40
2.4. Интерпретация данных, полученных с помощью экспертного интервью 47
2.5. Рекомендации по созданию текстового и графического контента для социальных сетей
кафедры социальных коммуникаций с учетом lifestyle характеристик 50
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57
Приложения 62
1. Специфика коммуникаций вузов со студенческой аудиторией в интернет-пространстве 10
1.1. Коммуникация: дефиниции, характерные особенности в сфере образования 10
1.2. Веб-сайты и социальные сети как основные каналы коммуникации со студенческой
аудиторией 12
1.3. Форматы и виды контента в социальных сетях и на веб-сайтах 16
1.4. Стиль жизни, lifestyle характеристики: дифференциация понятий, применение в
изучении целевой аудитории и при создании контента 24
2. Lifestyle характеристики студенческой аудитории 32
2.1. Особенности интернет-взаимодействия кафедры социальных коммуникаций со
студенческой аудиторией 32
2.2. Анализ текстового и графического контента социальных сетей кафедры социальных
коммуникаций 33
2.2.1. Анализ контента группы кафедры социальных коммуникаций ВКонтакте 33
2.2.2. Анализ контента страницы кафедры социальных коммуникаций в Facebook 36
2.2.3. Анализ контента аккаунта кафедры социальных коммуникаций в Instagram 37
2.3. Интерпретация данных, полученных с помощью анкетного опроса 40
2.4. Интерпретация данных, полученных с помощью экспертного интервью 47
2.5. Рекомендации по созданию текстового и графического контента для социальных сетей
кафедры социальных коммуникаций с учетом lifestyle характеристик 50
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57
Приложения 62
За последние десятилетия мир существенно изменился как в техническом, так и в социальном плане. Общение людей из реального пространства постепенно перемещается в социальные сети, чаты и блоги. Люди проводят время в виртуальной реальности, общаются и работают в режиме онлайн. В условиях интенсивно развивающегося информационного общества в современной России постоянно увеличиваются источники и каналы получения информации, растет количество данных и совершенствуются способы подачи. Пользователи интернета из-за активно нарастающего воздействия информационных потоков оказываются в состоянии дезориентированности и информационной перенасыщенности, что приводит к дискретности мышления, рассеянности внимания и притуплению восприятия информации. Вышеобозначенные особенности развития современного общества формируют потребность применения новых, уникальных и нестандартных подходов в коммуникации с потребителями в интернет-пространстве.
Интернет-технологии оказывают влияние на всевозможные сферы деятельности людей, в том числе и на образование. Высшие учебные заведения не оставляют без внимания новые тенденции и активно осваивают виртуальное пространство для выстраивания эффективных коммуникаций со своими внутренними целевыми аудиториями, в частности со студентами. На сегодняшний день использование социальных сетей в образовательной деятельности имеет большие перспективы развития, так как студенческая молодежь - это самые активные пользователи различных интернет-ресурсов. По данным исследовательской компании «GfK», к 2015 году проникновение интернета среди молодых россиян в возрасте 16-29 лет достигло предельных значений и составляет сейчас 97%1. Это свидетельствует об уникальности современного этапа жизнедеятельности общества, характеризующегося приходом и бурным развитием новых медиа - веб-сайтов, интерактивных электронных изданий, интернет-магазинов, блогохостингов, социальных сетей и других социальных сервисов. В связи с этим становится актуальным изучение и выявление новых способов вовлечения студентов в информационно-коммуникативное пространство высших учебных заведений, увеличение их заинтересованности контентом официальных сайтов и аккаунтов социальных сетей. Структурные подразделения внутри университетов (институты, факультеты, кафедры) стараются учитывать, что сегодня молодые люди активно используют веб-технологии в организации межличностного и межгруппового общения. По статистике мониторинга Brand Analytics, на конец 2016 года 66% аудитории интернета в возрасте 18-24 лет преимущественно сосредоточено в социальных сетях2. Учитывая статистические данные, среди студенческой аудитории социальные сети являются наиболее распространенным и приемлемым каналом межличностной коммуникации. Поэтому далее в данной бакалаврской работе внимание будет акцентировано на особенностях выстраивании коммуникаций вузов со студентами именно в социальных сетях.
По результатам исследования коммуникационного агентства «SPN Communication», на конец 2015 года официальные сайты имеются у 90,5% высших образовательных учреждений Российской Федерации3. Однако активного и системного использования возможностей социальных сетей пока еще не наблюдается. По исследовательским данным, лишь 4% российских вузов имеют на сайте отсылки к группам в социальных сетях. Сайт вуза как официальное представительство научно-образовательной организации в интернете уже привлек должное внимание как со стороны специализированных исследовательских агентств, так и со стороны государства, что подтверждается рядом правоустанавливающих и регулирующих документов4. Вопрос, касающийся эффективного ведения аккаунтов вуза в социальных сетях, остается не вполне изученным.
В 2013 году агентством Интерфакс при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта «Национальный рейтинг университетов» впервые была дана оценка уровню развития социально-сетевых коммуникаций высших учебных заведений. Измерения производились с помощью метрики Klout Score, которая определяет показатель влиятельности того или иного вуза в социальных сетях (оценка в диапазоне от 0 до 100)5. Эксперты проекта провели анализ активности подписчиков в официальных группах университетов, подсчитав общее количество пользователей, объем публикуемого контента и степень взаимодействия с ним: комментарии, отметки о понравившихся публикациях, репосты. Оценка для каждого университета была сформирована на основе анализа активности в следующих социальных сетях: Twitter, Facebook, GooglePlus, LinkedIn и другие. В пятерку лидеров вошли следующие российские вузы: Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина с оценкой 54; Высшая школа экономики (оценка 53); Финансовый университет при правительстве РФ (оценка 52); Воронежский государственный университет (оценка 51); Томский политехнический университет (оценка 49). Среди 42 российских вузов, обладающих относительно заметным значением Klout Score, Томский государственный университет занял 13-ое место с оценкой 43 (см. приложение №1, стр. 62). По наблюдениям за мировым социально-сетевым пространством, среднее значение Klout Score составляет около 20, показатели свыше 50 являются достаточно высокими не только среди отечественных, но и среди зарубежных университетов. Для сравнения, оценка Гарварда составляет 99.
...
Интернет-технологии оказывают влияние на всевозможные сферы деятельности людей, в том числе и на образование. Высшие учебные заведения не оставляют без внимания новые тенденции и активно осваивают виртуальное пространство для выстраивания эффективных коммуникаций со своими внутренними целевыми аудиториями, в частности со студентами. На сегодняшний день использование социальных сетей в образовательной деятельности имеет большие перспективы развития, так как студенческая молодежь - это самые активные пользователи различных интернет-ресурсов. По данным исследовательской компании «GfK», к 2015 году проникновение интернета среди молодых россиян в возрасте 16-29 лет достигло предельных значений и составляет сейчас 97%1. Это свидетельствует об уникальности современного этапа жизнедеятельности общества, характеризующегося приходом и бурным развитием новых медиа - веб-сайтов, интерактивных электронных изданий, интернет-магазинов, блогохостингов, социальных сетей и других социальных сервисов. В связи с этим становится актуальным изучение и выявление новых способов вовлечения студентов в информационно-коммуникативное пространство высших учебных заведений, увеличение их заинтересованности контентом официальных сайтов и аккаунтов социальных сетей. Структурные подразделения внутри университетов (институты, факультеты, кафедры) стараются учитывать, что сегодня молодые люди активно используют веб-технологии в организации межличностного и межгруппового общения. По статистике мониторинга Brand Analytics, на конец 2016 года 66% аудитории интернета в возрасте 18-24 лет преимущественно сосредоточено в социальных сетях2. Учитывая статистические данные, среди студенческой аудитории социальные сети являются наиболее распространенным и приемлемым каналом межличностной коммуникации. Поэтому далее в данной бакалаврской работе внимание будет акцентировано на особенностях выстраивании коммуникаций вузов со студентами именно в социальных сетях.
По результатам исследования коммуникационного агентства «SPN Communication», на конец 2015 года официальные сайты имеются у 90,5% высших образовательных учреждений Российской Федерации3. Однако активного и системного использования возможностей социальных сетей пока еще не наблюдается. По исследовательским данным, лишь 4% российских вузов имеют на сайте отсылки к группам в социальных сетях. Сайт вуза как официальное представительство научно-образовательной организации в интернете уже привлек должное внимание как со стороны специализированных исследовательских агентств, так и со стороны государства, что подтверждается рядом правоустанавливающих и регулирующих документов4. Вопрос, касающийся эффективного ведения аккаунтов вуза в социальных сетях, остается не вполне изученным.
В 2013 году агентством Интерфакс при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта «Национальный рейтинг университетов» впервые была дана оценка уровню развития социально-сетевых коммуникаций высших учебных заведений. Измерения производились с помощью метрики Klout Score, которая определяет показатель влиятельности того или иного вуза в социальных сетях (оценка в диапазоне от 0 до 100)5. Эксперты проекта провели анализ активности подписчиков в официальных группах университетов, подсчитав общее количество пользователей, объем публикуемого контента и степень взаимодействия с ним: комментарии, отметки о понравившихся публикациях, репосты. Оценка для каждого университета была сформирована на основе анализа активности в следующих социальных сетях: Twitter, Facebook, GooglePlus, LinkedIn и другие. В пятерку лидеров вошли следующие российские вузы: Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина с оценкой 54; Высшая школа экономики (оценка 53); Финансовый университет при правительстве РФ (оценка 52); Воронежский государственный университет (оценка 51); Томский политехнический университет (оценка 49). Среди 42 российских вузов, обладающих относительно заметным значением Klout Score, Томский государственный университет занял 13-ое место с оценкой 43 (см. приложение №1, стр. 62). По наблюдениям за мировым социально-сетевым пространством, среднее значение Klout Score составляет около 20, показатели свыше 50 являются достаточно высокими не только среди отечественных, но и среди зарубежных университетов. Для сравнения, оценка Гарварда составляет 99.
...
На сегодняшний день в России в условиях интенсивно развивающегося информационного общества постоянно увеличиваются источники и каналы получения информации, растет количество данных и совершенствуются способы подачи. Пользователи интернета из-за активно нарастающего воздействия информационных потоков оказываются в состоянии дезориентированности и информационной перенасыщенности. Вышеобозначенные особенности развития современного общества формируют потребность применения новых, уникальных и нестандартных подходов в коммуникации с потребителями в интернет-пространстве.
Высшие учебные заведения не оставляют без внимания новые тенденции и активно осваивают виртуальное пространство для выстраивания эффективных коммуникаций со своими внутренними целевыми аудиториями, в частности со студентами. Интернет- представительство университетов становится неотъемлемым инструментом реализации коммуникационных стратегий вузов, стремящихся занять лидирующие позиции в международных рейтингах. В связи с этим, востребованными информационнокоммуникационными технологиями продвижения современного университета являются корпоративные сайты и социальные сети.
Для того, чтобы формирование позитивного образа и трансляция корпоративной культуры высшего учебного заведения в интернет-пространстве стало возможным, необходимо всесторонне изучать основную целевую аудиторию - студентов. Однако сегментации целевой аудитории вузов по демографическим, поведенческим и социоэкономическим признакам становится недостаточно. На первый план выходят исследования жизненного стиля потребителей образовательных услуг, а именно, исследования, связанные с изучением lifestyle характеристик. Эти сведения дополняют ряд базовых характеристик и позволяют еще шире охарактеризовать представителей целевой аудитории.
К lifestyle характеристикам относятся следующие составляющие стиля жизни: особенности распорядка дня, способ организации свободного времени, деятельность людей их интересы, мнения и ценности.
Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы заключалась в том, что изучение базовых lifestyle характеристик и особенностей восприятия информации студенческой аудиторией поможет подразделениям высших учебных заведений лучше узнать свою аудиторию и наиболее верно определиться со стратегией контент-наполнения корпоративных сайтов и официальных аккаунтов в социальных сетях для вовлечение их в информационно-коммуникативный процесс.
Цель бакалаврской работы заключалась в изучении lifestyle-характеристик студентов высших учебных заведений для дальнейшего использования при разработке стратегии контент-наполнения социальных сетей структурных подразделений вузов (на примере социальных сетей кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ). Для того, чтобы определиться с особенностями текстового и графического контента, который будет в дальнейшем публиковаться в социальных сетях кафедры социальных коммуникаций необходимо было разработать рекомендации по корректировке существующей контентной стратегии.
В ходе работы был рассмотрен термин «коммуникация» и характерные особенности коммуникации в сфере образования. В рамках настоящей бакалаврской работы внимание было акцентировано на особенностях выстраивании коммуникаций вузов со студентами именно в социальных сетях, так как по результатам многочисленных исследований известно, что среди студенческой аудитории социальные сети являются наиболее распространенным и приемлемым каналом межличностной коммуникации. Поэтому
Были рассмотрены основные мотивы обращения студентов к интернету как к необходимой форме коммуникации: «деловой», информационно-познавательный, коммуникативный и мотив самоутверждения. Далее были выявлены функции, которые должны выполнять интернет-ресурсы подразделений вуза: формирование и транслирование положительного и привлекательного имиджа субъекта, информирование внутренней и внешней общественности о деятельности, осуществляемой учреждением, привлечение партнеров и инвесторов. В качестве значимых и актуальных внутренних задач выявили: формирование лояльности и солидарности у студенческой аудитории к деятельности образовательной организации в целом и ее структурным подразделениям в частности, внедрение корпоративной культуры, консолидация основных участников образовательного процесса, трансляция и разъяснение политики вуза, пробуждение у студентов интереса к делам вуза, вовлечение их в коммуникативное пространство Сети.
...
Высшие учебные заведения не оставляют без внимания новые тенденции и активно осваивают виртуальное пространство для выстраивания эффективных коммуникаций со своими внутренними целевыми аудиториями, в частности со студентами. Интернет- представительство университетов становится неотъемлемым инструментом реализации коммуникационных стратегий вузов, стремящихся занять лидирующие позиции в международных рейтингах. В связи с этим, востребованными информационнокоммуникационными технологиями продвижения современного университета являются корпоративные сайты и социальные сети.
Для того, чтобы формирование позитивного образа и трансляция корпоративной культуры высшего учебного заведения в интернет-пространстве стало возможным, необходимо всесторонне изучать основную целевую аудиторию - студентов. Однако сегментации целевой аудитории вузов по демографическим, поведенческим и социоэкономическим признакам становится недостаточно. На первый план выходят исследования жизненного стиля потребителей образовательных услуг, а именно, исследования, связанные с изучением lifestyle характеристик. Эти сведения дополняют ряд базовых характеристик и позволяют еще шире охарактеризовать представителей целевой аудитории.
К lifestyle характеристикам относятся следующие составляющие стиля жизни: особенности распорядка дня, способ организации свободного времени, деятельность людей их интересы, мнения и ценности.
Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы заключалась в том, что изучение базовых lifestyle характеристик и особенностей восприятия информации студенческой аудиторией поможет подразделениям высших учебных заведений лучше узнать свою аудиторию и наиболее верно определиться со стратегией контент-наполнения корпоративных сайтов и официальных аккаунтов в социальных сетях для вовлечение их в информационно-коммуникативный процесс.
Цель бакалаврской работы заключалась в изучении lifestyle-характеристик студентов высших учебных заведений для дальнейшего использования при разработке стратегии контент-наполнения социальных сетей структурных подразделений вузов (на примере социальных сетей кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ). Для того, чтобы определиться с особенностями текстового и графического контента, который будет в дальнейшем публиковаться в социальных сетях кафедры социальных коммуникаций необходимо было разработать рекомендации по корректировке существующей контентной стратегии.
В ходе работы был рассмотрен термин «коммуникация» и характерные особенности коммуникации в сфере образования. В рамках настоящей бакалаврской работы внимание было акцентировано на особенностях выстраивании коммуникаций вузов со студентами именно в социальных сетях, так как по результатам многочисленных исследований известно, что среди студенческой аудитории социальные сети являются наиболее распространенным и приемлемым каналом межличностной коммуникации. Поэтому
Были рассмотрены основные мотивы обращения студентов к интернету как к необходимой форме коммуникации: «деловой», информационно-познавательный, коммуникативный и мотив самоутверждения. Далее были выявлены функции, которые должны выполнять интернет-ресурсы подразделений вуза: формирование и транслирование положительного и привлекательного имиджа субъекта, информирование внутренней и внешней общественности о деятельности, осуществляемой учреждением, привлечение партнеров и инвесторов. В качестве значимых и актуальных внутренних задач выявили: формирование лояльности и солидарности у студенческой аудитории к деятельности образовательной организации в целом и ее структурным подразделениям в частности, внедрение корпоративной культуры, консолидация основных участников образовательного процесса, трансляция и разъяснение политики вуза, пробуждение у студентов интереса к делам вуза, вовлечение их в коммуникативное пространство Сети.
...





