ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ КИНОБЛОГЕРА: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В РУССКО- И АНГЛОЯЗЫЧНОМ КИНОБЛОГЕ
|
Введение 3
1 Теоретические основы исследования 6
1.1 Языковая личность киноблогера: к определению понятия 6
1.2 Киноблог как пространство реализации языковой личности киноблогера 12
1.3 Коммуникативные стратегии и тактики: определение и классификации 16
1.4 Категория оценочности: особенности вербализации в киноблоге 20
2 Языковая личность киноблогера: специфика вербализации 27
2.1 Особенности реализации языковой личности в речи Евгения Баженова
(BadComedian) 27
2.2 Особенности реализации языковой личности в речи Дугласа Уокера (Nostalgia Critic)
35
2.3 Способы вербализации категории «оценочность» в речи Евгения Баженова
(BadComedian) 43
2.4 Способы вербализации категории «оценочность» в речи киноблогера Дугласа
Уокера (Nostalgia Critic) 49
2.5 Сопоставительный анализ особенностей языковой личности Евгения Баженова (BadComedian) и Дугласа Уокера (Nostalgia Critic) 55
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
1 Теоретические основы исследования 6
1.1 Языковая личность киноблогера: к определению понятия 6
1.2 Киноблог как пространство реализации языковой личности киноблогера 12
1.3 Коммуникативные стратегии и тактики: определение и классификации 16
1.4 Категория оценочности: особенности вербализации в киноблоге 20
2 Языковая личность киноблогера: специфика вербализации 27
2.1 Особенности реализации языковой личности в речи Евгения Баженова
(BadComedian) 27
2.2 Особенности реализации языковой личности в речи Дугласа Уокера (Nostalgia Critic)
35
2.3 Способы вербализации категории «оценочность» в речи Евгения Баженова
(BadComedian) 43
2.4 Способы вербализации категории «оценочность» в речи киноблогера Дугласа
Уокера (Nostalgia Critic) 49
2.5 Сопоставительный анализ особенностей языковой личности Евгения Баженова (BadComedian) и Дугласа Уокера (Nostalgia Critic) 55
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Появление новых исследовательских направлений в современной лингвистике обусловлено возникновением новой информационно-интерактивной среды — сети Интернет. Многие традиционные виды речевого взаимодействия трансформировались в обмен информации в пределах виртуальной реальности. На данный момент Интернет выступает главным и единственным инструментом в процессе трансформации способов речевого общения.
Одним из современных примеров трансформации речевого общения можно назвать возникновение сетевой рецензии. Сетевая рецензия представляет собой междисциплинарное явление и, в большинстве своём, представлена научными статьями в области журналистики и психологии. В лингвистических исследованиях сетевая рецензия рассматривается с точки зрения актуальных проблем: лингвоперсонология и интернет дискурс. Широкое разнообразие форм (письменная и устная), способов передачи информации в жанре сетевой рецензии и особенности коммуникативного пространства интернет среды представляет собой плодотворную почву для лингвистического исследования.
Актуальность данной темы обусловлена несколькими факторами:
- малоизученностью проявлений языковой личности в виртуальном пространстве, в особенности в аспекте видеоблога;
- расширением понятия категории оценки в контексте её проявления в жанре непрофессиональной кинорецензии;
- выявлением особенностей функционирования категории оценки в лингвокультурном аспекте в совокупности с картинами мира русско- и англоязычной культур.
Новизна заключается в детальном изучении языковой личности англо- и русско-язычного киноблогеров в виртуальном видеопространстве и определении особенностей использования языковых способов выражения оценки киноблогерами.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей реализации языковой личности киноблогера в русско- и англоязычных киноблогах.
Задачи исследования:
1) дать определения основным теоретическим понятиям исследования («языковая личность», «киноблог», «оценка», «оценочность», «коммуникативная стратегия», «коммуникативная тактика») и описать их специфику;
2) выявить особенности реализации языковой личности в речи Евгения Баженова (BadComedian);
3) выявить особенности реализации языковой личности в речи Дугласа Уокера (Nostalgia Critic);
4) описать способы вербализации категории «оценочность» в речи Евгения Баженова (BadComedian);
5) описать способы вербализации категории «оценочность» в речи киноблогера Дугласа Уокера (Nostalgia Critic);
6) сопоставить специфику языковых личностей русско- и англоязычного киноблогеров.
Объектом исследования выступают языковые личности русскоязычного (Евгений Баженов, BadComedian) и англоязычного (Дуглас Уокер, Nostalgia Critic) киноблогеров.
Предметом исследования являются способы реализации языковой личности киноблогера в киноблоге.
Материалом является обзоры русскоязычного и англоязычного киноблогеров за три временных промежутка: несколько месяцев, 3 года, 8 лет. Общее количество часов речи каждого из киноблогеров — 5 часов.
Теоретико-методологической базой послужили труды, посвящённые изучению языковой личности (Л. Азарова, Г.И. Богин, В.В. Виноградов, Ю.И. Караулов, В.И. Карасик, Т.В. Кочеткова, Т.Н. Снитко, Т.Ю. Ма, А.Г. Мануэльян, D. Evans), категории оценочности (Н. Д. Арутюнова, Т.И. Вендин, И.М. Вольф, Э.Ю. Гаранина, Г.Г. Кошель, С.С. Хидекель, М. Хэллидей, Е.А. Чернявская, S. Hunson, G. Thompson, J.R. Martin, D. Rose, P.R.R. White, M. Taboada), категорий коммуникативных стратегий и тактик (Н.А. Антонова, Т.А. ван Дейк, О.С. Иссерс, В.И. Карасик, Р.В. Клюев, Г.А. Копнина, О.Л. Михалёва, Н. А. Сабурова и А. С. Голикова).
Выбор методов наблюдения и анализа в качестве ключевых методов исследования, обусловлен спецификой цели и задач исследования, и включают в себя методы описания, классификации и сопоставления.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
В первой главе формируется теоретическая база исследования: рассматриваются понятия «языковая личность», устанавливаются основополагающие модели и критерии жанра «киноблог», даётся теоретическое описание и разграничение понятий «оценка» и «оценочность» как жанроформирующих критериев кинообзора, определяется классификация коммуникативных стратегий и тактик для анализа материала.
Во второй главе даётся полная характеристика особенностей реализации языковой речи киноблогеров Е. Баженова и Д. Уокера в соответствии с выбранными моделями ведения киноблога, устанавливаются наиболее характерные способы реализации категории «оценочности» в речи киноблогеров и проводится сопоставительный анализ особенностей проявления языковой личности на лексическом, синтаксическом и интонационных уровнях.
Общий объем работы составляет 74 страницы.
Список литературы состоит из 75 наименований.
Одним из современных примеров трансформации речевого общения можно назвать возникновение сетевой рецензии. Сетевая рецензия представляет собой междисциплинарное явление и, в большинстве своём, представлена научными статьями в области журналистики и психологии. В лингвистических исследованиях сетевая рецензия рассматривается с точки зрения актуальных проблем: лингвоперсонология и интернет дискурс. Широкое разнообразие форм (письменная и устная), способов передачи информации в жанре сетевой рецензии и особенности коммуникативного пространства интернет среды представляет собой плодотворную почву для лингвистического исследования.
Актуальность данной темы обусловлена несколькими факторами:
- малоизученностью проявлений языковой личности в виртуальном пространстве, в особенности в аспекте видеоблога;
- расширением понятия категории оценки в контексте её проявления в жанре непрофессиональной кинорецензии;
- выявлением особенностей функционирования категории оценки в лингвокультурном аспекте в совокупности с картинами мира русско- и англоязычной культур.
Новизна заключается в детальном изучении языковой личности англо- и русско-язычного киноблогеров в виртуальном видеопространстве и определении особенностей использования языковых способов выражения оценки киноблогерами.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей реализации языковой личности киноблогера в русско- и англоязычных киноблогах.
Задачи исследования:
1) дать определения основным теоретическим понятиям исследования («языковая личность», «киноблог», «оценка», «оценочность», «коммуникативная стратегия», «коммуникативная тактика») и описать их специфику;
2) выявить особенности реализации языковой личности в речи Евгения Баженова (BadComedian);
3) выявить особенности реализации языковой личности в речи Дугласа Уокера (Nostalgia Critic);
4) описать способы вербализации категории «оценочность» в речи Евгения Баженова (BadComedian);
5) описать способы вербализации категории «оценочность» в речи киноблогера Дугласа Уокера (Nostalgia Critic);
6) сопоставить специфику языковых личностей русско- и англоязычного киноблогеров.
Объектом исследования выступают языковые личности русскоязычного (Евгений Баженов, BadComedian) и англоязычного (Дуглас Уокер, Nostalgia Critic) киноблогеров.
Предметом исследования являются способы реализации языковой личности киноблогера в киноблоге.
Материалом является обзоры русскоязычного и англоязычного киноблогеров за три временных промежутка: несколько месяцев, 3 года, 8 лет. Общее количество часов речи каждого из киноблогеров — 5 часов.
Теоретико-методологической базой послужили труды, посвящённые изучению языковой личности (Л. Азарова, Г.И. Богин, В.В. Виноградов, Ю.И. Караулов, В.И. Карасик, Т.В. Кочеткова, Т.Н. Снитко, Т.Ю. Ма, А.Г. Мануэльян, D. Evans), категории оценочности (Н. Д. Арутюнова, Т.И. Вендин, И.М. Вольф, Э.Ю. Гаранина, Г.Г. Кошель, С.С. Хидекель, М. Хэллидей, Е.А. Чернявская, S. Hunson, G. Thompson, J.R. Martin, D. Rose, P.R.R. White, M. Taboada), категорий коммуникативных стратегий и тактик (Н.А. Антонова, Т.А. ван Дейк, О.С. Иссерс, В.И. Карасик, Р.В. Клюев, Г.А. Копнина, О.Л. Михалёва, Н. А. Сабурова и А. С. Голикова).
Выбор методов наблюдения и анализа в качестве ключевых методов исследования, обусловлен спецификой цели и задач исследования, и включают в себя методы описания, классификации и сопоставления.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
В первой главе формируется теоретическая база исследования: рассматриваются понятия «языковая личность», устанавливаются основополагающие модели и критерии жанра «киноблог», даётся теоретическое описание и разграничение понятий «оценка» и «оценочность» как жанроформирующих критериев кинообзора, определяется классификация коммуникативных стратегий и тактик для анализа материала.
Во второй главе даётся полная характеристика особенностей реализации языковой речи киноблогеров Е. Баженова и Д. Уокера в соответствии с выбранными моделями ведения киноблога, устанавливаются наиболее характерные способы реализации категории «оценочности» в речи киноблогеров и проводится сопоставительный анализ особенностей проявления языковой личности на лексическом, синтаксическом и интонационных уровнях.
Общий объем работы составляет 74 страницы.
Список литературы состоит из 75 наименований.
Данная работа посвящена изучению особенностей языковой личности двух киноблогеров — русскоязычного Евгения Баженова (BadComedian) и англоязычного Дугласа Уокера (Nostalgia Critic), реализующихся в жанре непрофессиональной видео кинорецензии.
В ходе работы был охарактеризован теоретический аппарат исследования. Под языковой личностью понимаем совокупность отличительных качеств личности, обнаруживающихся в её коммуникативном поведении и обеспечение личности коммуникативной индивидуальности. Киноблогер — это человек, создающий и обновляющий видеоблог, посвящённый обзорам на кинокартины и транслирующий зрителям свою точку зрения, основанную на личном и социальном опыте в сфере кинообзоров.
Исследование проводилось на материале непрофессиональных кинорецензий — разновидности жанра рецензии, основанной на критическом отзыве рецензента- непрофессионала на просмотренный фильм. Такая рецензия существующая в текстовом или видео формате, в котором рецензент информирует аудиторию о фактологических деталях фильма, оценивает его качество и составляющие (сюжет, идея, форма, правдивость) и обосновывает свою оценку с помощью авторитетных источников, воздействуя на мнение аудитории. Мы анализировали видео кинорецензии.
Мы выяснили, что языковая личность киноблогера реализуется в определённом выборе следующих параметров: модели блога и соответствующей ей коммуникативной модели, наборе стратегий и тактик коммуникации, включая способы выражения оценки, и планов их использования.
Взяв за основу классификацию К. В. Белоброва о моделях ведения киноблогов и коммуникативных моделях киноблогеров, мы определили, что киноблог Евгения Баженова относится к типу «блог-комментарий», а сам киноблогер является блогером- комментатором. Киноблог Дугласа Уокера — аналитический, а киноблогер использует коммуникативную модель «блогер-аналитик».
Для характеристики используемых коммуникативных стратегий («совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели» [22, с. 18]) и тактик («речевое действие, которое соответствует определенному этапу в реализации той или иной стратегии» [23, с. 46-52]) мы выбрали классификации Н. А. Сабуровой, А. С. Голиковой и О. Л. Михалёвой, и определили набор релевантных для киноблогеров стратегий (стратегия ссылки, стратегия оценочности и эмоциональности, стратегия диалога, стратегия сниженного стиля, стратегия «театральности») и тактик (ссылки на авторитет, ссылки на прошлые события/время, прямое обращение, риторический вопрос, ответ на фразу из фильма, реализация сленга, англицизмов, обсценной лексики, фразеологизмов, продуцирования положительной и отрицательной оценки, прогнозирования, информирования, иронизации, побуждения).
Специфику реализации коммуникативных стратегий и тактик в речи каждого из киноблогеров мы связываем с выбором модели киноблога и реализуемой коммуникативной модели. Евгений Баженов, реализующий коммуникативную модель блогера-комментатора, использует стратегии диалога, сниженного стиля и тактики риторического вопроса, прямого обращения, обсценной лексики и англицизмов. Дуглас Уокер реализует коммуникативную модель блогера-аналитика и использует стратегии театральности, ссылки, сниженного стиля и тактики прогнозирования, ссылки на авторитет и фразеологизмы.
Мы установили, что оценка — это логико-психологическое явление, в котором присутствует процесс и/или результат оценивания, и в равной степени обладает как моделью ценности, так и моделью оценки, а оценочность — «это формирование ценностного отношения» [13, c. 28]. Стилистически окрашенные имена существительные, имена прилагательные, глаголы, устаревшие слова и обсценная лексика являются способами выражения оценки коммуникативной модели «блогера-комментатора» на лексическом уровне. На интонационном уровне наиболее частотными оказались вопросительная интонация и интонация перечисления. Наиболее частотными способами выражения оценки для коммуникативной модели «блогера-аналитика» на лексическом уровне является использование имён прилагательных, глаголов выражения мнения, вводных слов и идиом. Интонация выделения и восклицания используются в речи Дугласа чаще всего.
Особенности коммуникативных моделей русско- и англоязычного киноблогеров выражаются и в «планах» коммуникации — организации коммуникативных тактик для достижения коммуникативной цели. 2 плана (план реализации оценки и план реализации комедийной составляющей), характерны для речи обоих блогеров, 4 плана используются Евгением (2 плана сравнения с первоисточником: через оценку и через ссылку на авторитет, 2 плана опровержения утверждения: через оценку и через риторический вопрос), и 2 плана характерны только для Дугласа (план реализации рекомендации, план реализации прогнозирования). Тактики, описанные нами выше, работают в этих планах совместно и конкретизируют способы влияния киноблогеров на аудиторию.
По итогам сравнительного анализа языковых личностей русскоязычного и англоязычного блогеров нам удалось установить следующие характеристики.
Особенности жанра непрофессиональной видео кинорецензии объединяют в себе факторы, отражающие языковые особенности обоих киноблогеров. Такими факторами стали свобода слова в интернете, эвфемизмы, используемые в юмористическом ключе, Интернет шутки-клише, отсылки и факты из истории кинематографа. Вышеописанные факторы характеризуют языковую личность киноблогера, как личность, сформированную на стыке жанров Интернет коммуникации и профессиональной рецензии. Таким образом, киноблогер даёт критическую оценку фильму, оставляя за собой возможность критиковать фильм в соответствии с законами Интернет-коммуникации.
Различия, проявляемые в речи русско- и англоязычного киноблогеров, мы связываем с их речевыми особенностями, сформированные в той или иной культуре. Так, Евгений Баженов представил перед зрителями образ строгого, холодного и расчётливого обзорщика, стереотипного русского, использующего в речи большое количество сарказма. Под культурными особенностями, проявляющиеся в речи Евгения, мы подразумеваем общение с аудиторией, как с близкими друзьями, поиск правды и справедливости в своих обзорах, открытость к другим культурам.
Дуглас Уокер в своих обзорах использует образ говорливого и улыбчивого критика-американца, полного активности, самостоятельности и иронии ко всему происходящему. Образ Дугласа доведён до абсурда с помощью странной мимики и интонаций. Под культурными особенностями, проявляющиеся в речи Дугласа, мы подразумеваем субъективность мысли, поиск и анализ собственной правды, закрытость от других культур.
Перспективой работы видится расширение корпуса исследования посредством изучения материалов кинообзоров других киноблогеров на платформе YouTube с установлением новых моделей ведения киноблога и особенностей языковых личности.
В ходе работы был охарактеризован теоретический аппарат исследования. Под языковой личностью понимаем совокупность отличительных качеств личности, обнаруживающихся в её коммуникативном поведении и обеспечение личности коммуникативной индивидуальности. Киноблогер — это человек, создающий и обновляющий видеоблог, посвящённый обзорам на кинокартины и транслирующий зрителям свою точку зрения, основанную на личном и социальном опыте в сфере кинообзоров.
Исследование проводилось на материале непрофессиональных кинорецензий — разновидности жанра рецензии, основанной на критическом отзыве рецензента- непрофессионала на просмотренный фильм. Такая рецензия существующая в текстовом или видео формате, в котором рецензент информирует аудиторию о фактологических деталях фильма, оценивает его качество и составляющие (сюжет, идея, форма, правдивость) и обосновывает свою оценку с помощью авторитетных источников, воздействуя на мнение аудитории. Мы анализировали видео кинорецензии.
Мы выяснили, что языковая личность киноблогера реализуется в определённом выборе следующих параметров: модели блога и соответствующей ей коммуникативной модели, наборе стратегий и тактик коммуникации, включая способы выражения оценки, и планов их использования.
Взяв за основу классификацию К. В. Белоброва о моделях ведения киноблогов и коммуникативных моделях киноблогеров, мы определили, что киноблог Евгения Баженова относится к типу «блог-комментарий», а сам киноблогер является блогером- комментатором. Киноблог Дугласа Уокера — аналитический, а киноблогер использует коммуникативную модель «блогер-аналитик».
Для характеристики используемых коммуникативных стратегий («совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели» [22, с. 18]) и тактик («речевое действие, которое соответствует определенному этапу в реализации той или иной стратегии» [23, с. 46-52]) мы выбрали классификации Н. А. Сабуровой, А. С. Голиковой и О. Л. Михалёвой, и определили набор релевантных для киноблогеров стратегий (стратегия ссылки, стратегия оценочности и эмоциональности, стратегия диалога, стратегия сниженного стиля, стратегия «театральности») и тактик (ссылки на авторитет, ссылки на прошлые события/время, прямое обращение, риторический вопрос, ответ на фразу из фильма, реализация сленга, англицизмов, обсценной лексики, фразеологизмов, продуцирования положительной и отрицательной оценки, прогнозирования, информирования, иронизации, побуждения).
Специфику реализации коммуникативных стратегий и тактик в речи каждого из киноблогеров мы связываем с выбором модели киноблога и реализуемой коммуникативной модели. Евгений Баженов, реализующий коммуникативную модель блогера-комментатора, использует стратегии диалога, сниженного стиля и тактики риторического вопроса, прямого обращения, обсценной лексики и англицизмов. Дуглас Уокер реализует коммуникативную модель блогера-аналитика и использует стратегии театральности, ссылки, сниженного стиля и тактики прогнозирования, ссылки на авторитет и фразеологизмы.
Мы установили, что оценка — это логико-психологическое явление, в котором присутствует процесс и/или результат оценивания, и в равной степени обладает как моделью ценности, так и моделью оценки, а оценочность — «это формирование ценностного отношения» [13, c. 28]. Стилистически окрашенные имена существительные, имена прилагательные, глаголы, устаревшие слова и обсценная лексика являются способами выражения оценки коммуникативной модели «блогера-комментатора» на лексическом уровне. На интонационном уровне наиболее частотными оказались вопросительная интонация и интонация перечисления. Наиболее частотными способами выражения оценки для коммуникативной модели «блогера-аналитика» на лексическом уровне является использование имён прилагательных, глаголов выражения мнения, вводных слов и идиом. Интонация выделения и восклицания используются в речи Дугласа чаще всего.
Особенности коммуникативных моделей русско- и англоязычного киноблогеров выражаются и в «планах» коммуникации — организации коммуникативных тактик для достижения коммуникативной цели. 2 плана (план реализации оценки и план реализации комедийной составляющей), характерны для речи обоих блогеров, 4 плана используются Евгением (2 плана сравнения с первоисточником: через оценку и через ссылку на авторитет, 2 плана опровержения утверждения: через оценку и через риторический вопрос), и 2 плана характерны только для Дугласа (план реализации рекомендации, план реализации прогнозирования). Тактики, описанные нами выше, работают в этих планах совместно и конкретизируют способы влияния киноблогеров на аудиторию.
По итогам сравнительного анализа языковых личностей русскоязычного и англоязычного блогеров нам удалось установить следующие характеристики.
Особенности жанра непрофессиональной видео кинорецензии объединяют в себе факторы, отражающие языковые особенности обоих киноблогеров. Такими факторами стали свобода слова в интернете, эвфемизмы, используемые в юмористическом ключе, Интернет шутки-клише, отсылки и факты из истории кинематографа. Вышеописанные факторы характеризуют языковую личность киноблогера, как личность, сформированную на стыке жанров Интернет коммуникации и профессиональной рецензии. Таким образом, киноблогер даёт критическую оценку фильму, оставляя за собой возможность критиковать фильм в соответствии с законами Интернет-коммуникации.
Различия, проявляемые в речи русско- и англоязычного киноблогеров, мы связываем с их речевыми особенностями, сформированные в той или иной культуре. Так, Евгений Баженов представил перед зрителями образ строгого, холодного и расчётливого обзорщика, стереотипного русского, использующего в речи большое количество сарказма. Под культурными особенностями, проявляющиеся в речи Евгения, мы подразумеваем общение с аудиторией, как с близкими друзьями, поиск правды и справедливости в своих обзорах, открытость к другим культурам.
Дуглас Уокер в своих обзорах использует образ говорливого и улыбчивого критика-американца, полного активности, самостоятельности и иронии ко всему происходящему. Образ Дугласа доведён до абсурда с помощью странной мимики и интонаций. Под культурными особенностями, проявляющиеся в речи Дугласа, мы подразумеваем субъективность мысли, поиск и анализ собственной правды, закрытость от других культур.
Перспективой работы видится расширение корпуса исследования посредством изучения материалов кинообзоров других киноблогеров на платформе YouTube с установлением новых моделей ведения киноблога и особенностей языковых личности.



