ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ В РУССКОЯЗЫЧНОМ СЕГМЕНТЕ YOUTUBE
|
Введение 6
1 Теоретическо-методологические основы исследования идеологических
дискуссий 11
1.1 Политическая идеология как основа политических дискуссий 12
1.2 Политическая коммуникация в интернете 24
2 Идеологические дискуссии в русскоязычном сегменте YouTube 32
2.1 YouTube как площадка для идеологической дискуссий в России 32
2.2 Структура и характеристики идеологических дискуссий в русскоязычном
YouTube 41
2.3. Дискурсивные особенности идеологических дискуссий в YouTube 45
Заключение 59
Список использованных источников 62
Список использованной литературы 67
Приложение А 72
Приложение Б 76
Приложение В 85
Приложение Г 93
1 Теоретическо-методологические основы исследования идеологических
дискуссий 11
1.1 Политическая идеология как основа политических дискуссий 12
1.2 Политическая коммуникация в интернете 24
2 Идеологические дискуссии в русскоязычном сегменте YouTube 32
2.1 YouTube как площадка для идеологической дискуссий в России 32
2.2 Структура и характеристики идеологических дискуссий в русскоязычном
YouTube 41
2.3. Дискурсивные особенности идеологических дискуссий в YouTube 45
Заключение 59
Список использованных источников 62
Список использованной литературы 67
Приложение А 72
Приложение Б 76
Приложение В 85
Приложение Г 93
В Российской Федерации признается идеологическое многообразие, что выражается в принципе плюрализма, запрета на законодательное установление идеологии - это есть один из важных принципов организации политического пространства многих государств. Собственно, здесь, одним из способов обеспечения данного плюрализма на территории страны, являются политические дискуссии, дающие различным политическим силам возможность публично представить свою точку зрения, идеи, как оппоненту, так и наблюдателю, для чего отчасти были институционализиованы такие механизмы как, например, предвыборные дебаты. Так британские парламентские дебаты или же американские между кандидатами в президенты и т.д. являются важным инфоповодом для множества государств. Например, ставшие политическим шоу, дебаты между кандидатами в президенты Украины набрали более миллиона просмотров на руссковещательном YouTube-канале .
Коммуникация между идеологическими течениями как помогает распространить свои идеи, так и подвергает их критике, способствуя их переосмыслению и (или) обновлению. Данный механизм позволяет им поддерживать свою актуальность, что для идей прошлых веков весьма важно. Поэтому изучение актуального состояния идеологических дискуссии даёт нам возможность «ухватить» процессы, происходящие как с понятием идеологии, так и с самими идеологиями, и в условиях ограниченности политической дискуссии на официальных площадках актуализирует их изучение в других средах.
Ещё в 20 веке идеологические дискуссии велись в кулуарах политических организаций, печатных изданиях, с помощью теле- и радиоканалов. В 21 веке своё развитие получил интернет, предоставивший множество площадок для общения: социальные сети, видеохостинги, блоги и т.д., и соответственно появились новые каналы ведения публичной идеологической деятельности. Сегодня влияние интернета на политическую жизнь несопоставимо с тем, что было ещё в 2000-ые годы. За год, по данным Медиаскоп, количество интернет пользователей увеличилось на 4% и, поэтому исследование дискуссий происходящих в нём, приобретает дополнительную необходимость .
Степень изученности темы: понятие политическое идеологии привлекало множество исследователей. Классики теории К. Мангейм (Идеология и утопия), К. Маркс (Немецкая идеология, тезисы о Фейербахе) и т.д., на основе накопленных знаний актуализовали понятие. К. Гирц, подошедший к идеологии как к культурной и символической системе. Канашевич Н.М., Малинова О.Ю., исследовавшие логику его развития, как научно значимого и актуального понятия.
Представители дискурсивного подхода к данному понятию как Тойн Ван Дейк видный представитель направления критического дискурс-анализа, Дж. Б. Томпсон, рассматривающий особенность идеологического дискурс как установление отношений господства, как и конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана. Исследование Трахтенберг А.Д. о проблемах дискурсивного подходя при исследовании идеологии .
Следующая совокупность работ, важная для исследования идеологических дискуссий относиться к сфере политической коммуникации. Представители Торонтской школы, например, Х. Иннес и М. Маклюэн изучавшие влияния развития СМИ на характеристику политической коммуникации, Упорникова И.В., Просрочкин А.М., рассматривающие «Генезис форм политической коммуникации», «Теория публичной сферы» Ю. Хабермаса, «публичных арен» Хилгартнер С. и Боска Ч.Л., М. Шафера об особенностях цифровой публичной сферы, также являются важными исследователями для понимания исследуемого нами предмета.
Также необходимо выделить таких авторов как В. Лущикова и М. Терских выделивших особенности блоговых жанров на видеохостинге YouTube, и работы по исследованию идеологии и коммуникации в интернете Филатовой О.Г. и Г. Никипорец-Такигава, Э. Паина. Статьи Новикова А.И. «Культура политической дискуссии», Ефременко Д.В, о сетевой общественности и цифровой демократии, Лущиков А.В., Тверских М.В. о жанрово-тематических и языковых особенностях видеоблогов и т.д.
Таким образом, научная разработанность различных областей нашего исследования достаточно высока, где представлены работы по исследованиям рассматриваемых нами понятий, идеологических движений, политической коммуникации в интернете, на что мы опирались при проведении данного исследования. Однако область, связанная непосредственно с идеологическими дискуссиями на видеохостинге YouTube, проработана в малом объёме, что также определяет актуальность данного исследования.
Проблема исследования: высокий информационный объём
рассматриваемого предмета делает сложным изучение политических идеологий на видеохостинге YouTube, становясь проблемной при поиске исследуемого материала, его обработки, анализа данной среды в научных работах, в том числе и с применением количественных методов, поскольку это вызывает необходимость редуцирования для более детального исследования идеологических дискуссий в целом и поиска решения данной проблемы, что поможет лучше раскрыть современное состояние политической коммуникации между идеологиями в России.
Цель данной работы: изучение актуального состояния, характеристик и особенностей идеологических дискуссий в русскоязычном сегменте YouTube.
Объект исследования: Идеологическая дискуссия как форма политико-коммуникативного взаимодействия, осуществляемая с помощью современных информационных технологий.
Предмет исследования: структура и особенности русскоязычных идеологических дискуссий на видеохостинге YouTube.
Гипотеза данной работы: политические акторы не могли не обратить внимание на новую площадку YouTube, как важный канал для политической коммуникации. В итоге к 2020 году они уже освоили данный инструмент информационного воздействия, что также начинает идеологически структурировать это пространство. И в условиях ограниченности доступа к другим ресурсам, неофициальные и официальные политические движения также начинают вести идеологическую борьбу с помощью «новооткрывшегося» интернет-пространства, не ограничиваясь традиционными СМК.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
• изучить понятия политическая идеология, политическая коммуникация, политический дискурс;
• выявить особенности политических коммуникаций и политического дискурса в интернете (в частности YouTube);
• определить структуру акторов идеологических дискуссий, русского сегмента YouTube;
• провести дискурс анализ идеологических дискуссий для выяснения их особенностей как формата;
• определить состояние идеологических дискуссий в современной России на видеохостинге YouTube
В соответствии с задачами данного исследования использованы методы: системный анализ, общенаучные методы, дискурс-анализ. Системный анализ необходим для изучения структурных особенностей рассматриваемого предмета и, следовательно, его анализа. Дискурс-анализ же является инструментом для исследования дискурсивных особенностей идеологических дискуссий в YouTube, необходимый для определения его «внутренних» характеристик.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список использованных источников и литературы, приложение. Первая глава «Теоретическо-методологические основы исследования идеологических дискуссий» представлена двумя разделами. Первый раздел - «Политическая идеология как основа политических дискуссий», в которой рассматриваются подходы к определению понятия идеологии, сущность и характеристики политической идеологии, его субъективная сторона, дискурсивные особенности. Во втором параграфе - «Политическая коммуникация в интернете» - интерес представляют особенности политической коммуникации в интернете, взгляды на влияние СМК на рассматриваемое понятие.
Вторая глава «идеологические дискуссии в русскоязычном сегменте YouTube» состоит из трёх параграфов. Первый раздел- «YouTube как площадка для идеологической дискуссий в России» - направлен на теоретическое исследование характеристик рассматриваемого видеохостинга, второй раздел - «Структура и характеристики идеологических дискуссий в русскоязычном YouTube» - посвящен сбору и анализа данных по рассматриваемой системе. В третьем разделе второй главы «Дискурсивные особенности идеологических дискуссий в YouTube» исследованы способы построения дискурса в исследуемом нами предмете, и, в целом, данный раздел посвящен одному из жанров идеологической дискуссии, дискурс анализу политических дебатов, подведению итогов данной работы и определению её значимости.
Коммуникация между идеологическими течениями как помогает распространить свои идеи, так и подвергает их критике, способствуя их переосмыслению и (или) обновлению. Данный механизм позволяет им поддерживать свою актуальность, что для идей прошлых веков весьма важно. Поэтому изучение актуального состояния идеологических дискуссии даёт нам возможность «ухватить» процессы, происходящие как с понятием идеологии, так и с самими идеологиями, и в условиях ограниченности политической дискуссии на официальных площадках актуализирует их изучение в других средах.
Ещё в 20 веке идеологические дискуссии велись в кулуарах политических организаций, печатных изданиях, с помощью теле- и радиоканалов. В 21 веке своё развитие получил интернет, предоставивший множество площадок для общения: социальные сети, видеохостинги, блоги и т.д., и соответственно появились новые каналы ведения публичной идеологической деятельности. Сегодня влияние интернета на политическую жизнь несопоставимо с тем, что было ещё в 2000-ые годы. За год, по данным Медиаскоп, количество интернет пользователей увеличилось на 4% и, поэтому исследование дискуссий происходящих в нём, приобретает дополнительную необходимость .
Степень изученности темы: понятие политическое идеологии привлекало множество исследователей. Классики теории К. Мангейм (Идеология и утопия), К. Маркс (Немецкая идеология, тезисы о Фейербахе) и т.д., на основе накопленных знаний актуализовали понятие. К. Гирц, подошедший к идеологии как к культурной и символической системе. Канашевич Н.М., Малинова О.Ю., исследовавшие логику его развития, как научно значимого и актуального понятия.
Представители дискурсивного подхода к данному понятию как Тойн Ван Дейк видный представитель направления критического дискурс-анализа, Дж. Б. Томпсон, рассматривающий особенность идеологического дискурс как установление отношений господства, как и конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана. Исследование Трахтенберг А.Д. о проблемах дискурсивного подходя при исследовании идеологии .
Следующая совокупность работ, важная для исследования идеологических дискуссий относиться к сфере политической коммуникации. Представители Торонтской школы, например, Х. Иннес и М. Маклюэн изучавшие влияния развития СМИ на характеристику политической коммуникации, Упорникова И.В., Просрочкин А.М., рассматривающие «Генезис форм политической коммуникации», «Теория публичной сферы» Ю. Хабермаса, «публичных арен» Хилгартнер С. и Боска Ч.Л., М. Шафера об особенностях цифровой публичной сферы, также являются важными исследователями для понимания исследуемого нами предмета.
Также необходимо выделить таких авторов как В. Лущикова и М. Терских выделивших особенности блоговых жанров на видеохостинге YouTube, и работы по исследованию идеологии и коммуникации в интернете Филатовой О.Г. и Г. Никипорец-Такигава, Э. Паина. Статьи Новикова А.И. «Культура политической дискуссии», Ефременко Д.В, о сетевой общественности и цифровой демократии, Лущиков А.В., Тверских М.В. о жанрово-тематических и языковых особенностях видеоблогов и т.д.
Таким образом, научная разработанность различных областей нашего исследования достаточно высока, где представлены работы по исследованиям рассматриваемых нами понятий, идеологических движений, политической коммуникации в интернете, на что мы опирались при проведении данного исследования. Однако область, связанная непосредственно с идеологическими дискуссиями на видеохостинге YouTube, проработана в малом объёме, что также определяет актуальность данного исследования.
Проблема исследования: высокий информационный объём
рассматриваемого предмета делает сложным изучение политических идеологий на видеохостинге YouTube, становясь проблемной при поиске исследуемого материала, его обработки, анализа данной среды в научных работах, в том числе и с применением количественных методов, поскольку это вызывает необходимость редуцирования для более детального исследования идеологических дискуссий в целом и поиска решения данной проблемы, что поможет лучше раскрыть современное состояние политической коммуникации между идеологиями в России.
Цель данной работы: изучение актуального состояния, характеристик и особенностей идеологических дискуссий в русскоязычном сегменте YouTube.
Объект исследования: Идеологическая дискуссия как форма политико-коммуникативного взаимодействия, осуществляемая с помощью современных информационных технологий.
Предмет исследования: структура и особенности русскоязычных идеологических дискуссий на видеохостинге YouTube.
Гипотеза данной работы: политические акторы не могли не обратить внимание на новую площадку YouTube, как важный канал для политической коммуникации. В итоге к 2020 году они уже освоили данный инструмент информационного воздействия, что также начинает идеологически структурировать это пространство. И в условиях ограниченности доступа к другим ресурсам, неофициальные и официальные политические движения также начинают вести идеологическую борьбу с помощью «новооткрывшегося» интернет-пространства, не ограничиваясь традиционными СМК.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
• изучить понятия политическая идеология, политическая коммуникация, политический дискурс;
• выявить особенности политических коммуникаций и политического дискурса в интернете (в частности YouTube);
• определить структуру акторов идеологических дискуссий, русского сегмента YouTube;
• провести дискурс анализ идеологических дискуссий для выяснения их особенностей как формата;
• определить состояние идеологических дискуссий в современной России на видеохостинге YouTube
В соответствии с задачами данного исследования использованы методы: системный анализ, общенаучные методы, дискурс-анализ. Системный анализ необходим для изучения структурных особенностей рассматриваемого предмета и, следовательно, его анализа. Дискурс-анализ же является инструментом для исследования дискурсивных особенностей идеологических дискуссий в YouTube, необходимый для определения его «внутренних» характеристик.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список использованных источников и литературы, приложение. Первая глава «Теоретическо-методологические основы исследования идеологических дискуссий» представлена двумя разделами. Первый раздел - «Политическая идеология как основа политических дискуссий», в которой рассматриваются подходы к определению понятия идеологии, сущность и характеристики политической идеологии, его субъективная сторона, дискурсивные особенности. Во втором параграфе - «Политическая коммуникация в интернете» - интерес представляют особенности политической коммуникации в интернете, взгляды на влияние СМК на рассматриваемое понятие.
Вторая глава «идеологические дискуссии в русскоязычном сегменте YouTube» состоит из трёх параграфов. Первый раздел- «YouTube как площадка для идеологической дискуссий в России» - направлен на теоретическое исследование характеристик рассматриваемого видеохостинга, второй раздел - «Структура и характеристики идеологических дискуссий в русскоязычном YouTube» - посвящен сбору и анализа данных по рассматриваемой системе. В третьем разделе второй главы «Дискурсивные особенности идеологических дискуссий в YouTube» исследованы способы построения дискурса в исследуемом нами предмете, и, в целом, данный раздел посвящен одному из жанров идеологической дискуссии, дискурс анализу политических дебатов, подведению итогов данной работы и определению её значимости.
Целью данной выпускной квалификационной работы было изучение актуального состояния, характеристик и особенностей идеологических дискуссий в русскоязычном сегменте YouTube, что с помощью общенаучных методов и системного и дискурс-анализа, была достигнута, при выполнении обозначенных задач.
Разделив идеологическую дискуссию на две составляющие части, мы детально рассмотрели её особенности. Так политическая идеология предстала нам в своём символическом и дискурсивном аспекте, и мы проследили то, как научное сообщество пришло к такому его пониманию, и рассмотренные характеристики и функции понятия позволили нам рассмотреть различного рода дискуссии на площадке YouTube. Выполнение интегративной функции идеологии с его важной задачей для общества были рассмотрены в сочетании со стремлением к фрагментации идеологического пространства, где мы выяснили как их наличие в данной среде, так и активное применения данного способа (фрагментации), как особенности конфликтных идеологических дискуссий.
Сбор и анализ данных системы сложившихся политических каналов, показал нам границы системы, его тенденции и характеристики, то, что развитие системы ещё не достигло своих границ, темпоральные различия групп каналов по признаку наличия у них других средств передачи информации, что уникальные для среды YouTube-каналы были зарегистрированы несколько позже традиционных СМИ. Это показывает нам то, что данная среда лишь к недавнему времени начала приобретать какую-либо оформленную структуру. Было обнаружено осознание участниками необходимости обсуждения различных идеологических вопросов, что показало потребность данной среды в подобного рода мероприятиях необходимых как для страны, так и развития их собственных идеологических течений.
Также были изучены различные макро- и микроуровневые характеристики политической коммуникации применительно к идеологическим дискуссиям, их актуальность и возможности для дальнейшего исследования. Данная среда, обладающая большей информационной нагрузкой, будет актуальна как комплексный информационный источник при анализе каких- либо политических идеологий непосредственно, и мы изучили проблемы, связанные с проведением подобного рода работ. Так, дихотомии «левые- правые», «красные и белые» также находят свое выражение в данной среде, показываемые как визуально, так и с помощью построения идеологического дискурса, что были обнаружены при дискурс-анализе во всех рассматриваемых кейсах.
Дискурс анализ политических дебатов также показал развитость структуры построения идеологического дискурса у участников, соответственно наличие различных способов артикуляции идеологического дискурса и то по каким принципам данный дискурс строятся. Так способы, обозначенные как «фрагментирование» и «рационализация», характерные для политических идеологий, были весьма актуальны при построении своей позиции в рассматриваемых кейсах.
Таким образом идеологические дискуссии на площадке YouTube становятся важным средством обсуждения различных политических и идеологически значимых тем. Исследование идеологических дискуссий на площадке YouTube, проведённое в данной работе, показало значимость данной области коммуникативной деятельности различных для политических авторов и перспективность дальнейшего изучения этой среды. Рассматриваемый предмет может стать важным материалом в исследовании феномена популизма, постправды, или мобилизационных особенностей политической коммуникации в идеологиях, особенно политические дебаты, т.к. их конфликтная характеристика сопрягается с высокой эмоциональной вовлеченностью и напряжённостью.
Выдвигаемая гипотеза подтвердилась, поскольку актуальность и готовность акторов к деятельности на данной площадке была обнаружена, как и в системных характеристиках, обозначенных во второй главе, так и их дискурсе, заявляемых ими целях. Задачи поставленные при написании работы также были выполнены.
Разделив идеологическую дискуссию на две составляющие части, мы детально рассмотрели её особенности. Так политическая идеология предстала нам в своём символическом и дискурсивном аспекте, и мы проследили то, как научное сообщество пришло к такому его пониманию, и рассмотренные характеристики и функции понятия позволили нам рассмотреть различного рода дискуссии на площадке YouTube. Выполнение интегративной функции идеологии с его важной задачей для общества были рассмотрены в сочетании со стремлением к фрагментации идеологического пространства, где мы выяснили как их наличие в данной среде, так и активное применения данного способа (фрагментации), как особенности конфликтных идеологических дискуссий.
Сбор и анализ данных системы сложившихся политических каналов, показал нам границы системы, его тенденции и характеристики, то, что развитие системы ещё не достигло своих границ, темпоральные различия групп каналов по признаку наличия у них других средств передачи информации, что уникальные для среды YouTube-каналы были зарегистрированы несколько позже традиционных СМИ. Это показывает нам то, что данная среда лишь к недавнему времени начала приобретать какую-либо оформленную структуру. Было обнаружено осознание участниками необходимости обсуждения различных идеологических вопросов, что показало потребность данной среды в подобного рода мероприятиях необходимых как для страны, так и развития их собственных идеологических течений.
Также были изучены различные макро- и микроуровневые характеристики политической коммуникации применительно к идеологическим дискуссиям, их актуальность и возможности для дальнейшего исследования. Данная среда, обладающая большей информационной нагрузкой, будет актуальна как комплексный информационный источник при анализе каких- либо политических идеологий непосредственно, и мы изучили проблемы, связанные с проведением подобного рода работ. Так, дихотомии «левые- правые», «красные и белые» также находят свое выражение в данной среде, показываемые как визуально, так и с помощью построения идеологического дискурса, что были обнаружены при дискурс-анализе во всех рассматриваемых кейсах.
Дискурс анализ политических дебатов также показал развитость структуры построения идеологического дискурса у участников, соответственно наличие различных способов артикуляции идеологического дискурса и то по каким принципам данный дискурс строятся. Так способы, обозначенные как «фрагментирование» и «рационализация», характерные для политических идеологий, были весьма актуальны при построении своей позиции в рассматриваемых кейсах.
Таким образом идеологические дискуссии на площадке YouTube становятся важным средством обсуждения различных политических и идеологически значимых тем. Исследование идеологических дискуссий на площадке YouTube, проведённое в данной работе, показало значимость данной области коммуникативной деятельности различных для политических авторов и перспективность дальнейшего изучения этой среды. Рассматриваемый предмет может стать важным материалом в исследовании феномена популизма, постправды, или мобилизационных особенностей политической коммуникации в идеологиях, особенно политические дебаты, т.к. их конфликтная характеристика сопрягается с высокой эмоциональной вовлеченностью и напряжённостью.
Выдвигаемая гипотеза подтвердилась, поскольку актуальность и готовность акторов к деятельности на данной площадке была обнаружена, как и в системных характеристиках, обозначенных во второй главе, так и их дискурсе, заявляемых ими целях. Задачи поставленные при написании работы также были выполнены.
Подобные работы
- ИНТЕРНЕТ - ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО МОБИЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТОРАТА НА ПРИМЕРЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



