Введение 3
1 Теоретические аспекты бизнес - планирования 6
1.1 Понятие, сущность и принципы бизнес - планирования 6
1.2 Структура и содержание бизнес - планирования 13
1.3 Этапы разработки бизнес - плана 18
2 Анализ рынка индустрии красоты 26
2.1 Характеристика рынка: объем, динамика, сегментация 26
2.2 Анализ конкуренции на рынке косметологических услуг 31
3 Разработка бизнес плана для студии красоты «Beauty 24/7» 38
3.1 Резюме 38
3.2 Описание продукции 40
3.3 План маркетинга 41
3.4 Организационный план 46
3.5 Производственный план 53
3.6 Финансовый план 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Планирование является важнейшей частью предпринимательской деятельности. Каждая коммерческая организация, независимо от сферы деятельности и масштабов, должна заниматься планированием в рыночных условиях, так как основная задача в предпринимательской деятельности состоит в том, чтобы разработать программу действий для получения предприятием максимально возможной прибыли. Только при ясном представлении о целях деятельности коммерческой организации, их своевременной корректировке в соответствии с изменениями внешней среды, четкое распределение ресурсов может обеспечить успех предпринимательской деятельности. Между тем планирование - важная функция управления любым предприятием. Важность планирования выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.
Тема выпускной квалификационной работы «Разработка бизнес-плана организации (на примере студии красоты «Beauty 24/7»)» очень интересна и актуальна в наше время. Так как обусловлена бурным ростом развития предприятий индустрии красоты, потребностью в специалистах, которые смогут успешно управлять такими предприятиями и развивать данную отрасль и большим количеством желающих войти в этот бизнес как владельцы.
Сфера услуг является неотъемлемой частью экономики страны и относится, как правило, к категории малого бизнеса. А такая направленность как салоны красоты за последние 10 лет демонстрируют резкий массовый рост на рынке малого бизнеса. В связи с этим возник большой спрос на специалистов в этой сфере, способных правильно разработать бизнес проект предприятия, учитывая специфику и особенности этой отрасли. Специфика данной отрасли заключается в работе исключительно с людьми. Услуга как продукт обладает двумя важными отличительными особенностями от обычного производственного продукта: это прежде всего неосязаемость и гетерогенность. Покупая услугу, покупатель заранее не знает какого качества эту услугу он получит. А продавец не может гарантировать одинаковое качество услуги при повторном обращении к специалисту. И продавец в своей работе должен стремиться поддерживать качество и сервис услуги из раза в раз. В рыночной экономике выживают только те предприятия индустрии красоты, которые могут предложить качественные услуги, грамотно организовав свою деятельность, включая планирование и организацию предприятия, учитывая специфику работы в сфере услуг. Немаловажное значение в этом бизнесе имеет такое понятие как сервис.
Объектом исследования является студия красоты «Beauty 24/7», предоставляющая услуги парикмахерского и косметического профиля.
Предметом исследования является процесс бизнес-планирования.
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы:
- метод наблюдения;
- метод научного познания, основанный на восприятии происходящих явлений;
- сбора первичной информации - выявление проблем и формулирование целей исследования. Отбор источников, сбор и анализ вторичной информации;
- анализа нормативно-правовой документации;
- выделение в предмете исследования составных частей и их последующее изучение;
- метод синтеза - соединение исследуемых свойств и признаков предмета исследования в единое целое;
- метод обобщения - на основании свойств предмета, были сделаны соответствующие выводы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретической и методической основ бизнес-планирования и разработка на этой основе бизнес-плана студии красоты «Beauty 24/7».
Задачи исследования:
1. Определить роль бизнес-плана в современных условиях;
2. Исследовать бизнес-планирование в современном бизнесе;
3. Проанализировать структуру бизнес-плана;
4. Разработать бизнес-план для студии красоты «Beauty 24/7»;
5. Дать оценку эффективности разработанного проекта.
В научной литературе часто встречаются статьи, работы и отдельные издания, посвященные проблеме планирования фирмы, а так же анализу целей фирмы, от которых она зависит. Однако на сегодняшний день, особенно в период кризиса эта тема является актуальной.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в области экономики и бизнес - планирования и анализ разработанных бизнес-планов, и нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам малого предпринимательства.
Основными источниками, раскрывающими вопросы разработки бизнес-планов явились работы: Алексеевой А. А., Бродниковой Т. С., Гаврилова А.Н., Горемыкина В. А., Дубровина И. А., Клейнер Г. Б., Купцовой Е. В., Морошкина В. А., Одинцовой Л.А., Петуховой С. В., Торосян Е. К., и другие.
В данных источниках подробно рассмотрено понятие планирования, проблемы рационального функционирования организации, наибольшее внимание уделяется структуре бизнес-планов и экономическим вопросам.
Для предпринимательства и бизнеса, чтобы выжить в условиях конкуренции, необходимо ориентироваться не только в настоящем, но и прогнозировать будущее. Большие фирмы и предприятия разрабатывают долговременные стратегии которые бы позволили оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка. Каждая фирма должна найти свой стиль работы, наилучшим образом учитывающий специфику условий, возможностей и ресурсов. Но даже в малом бизнесе нельзя обойтись без планирования, так как планирование является основой деятельности предприятия. Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. Целью бизнес-плана может быть получение кредита или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы, а также решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.
Таким образом, по итогам исследования можно сделать следующий вывод: студия красоты «Beauty 24/7» ориентирована на клиентов со средним и высоким достатком, обладает достаточно высоким потенциалом на рынке реализации оказываемых услуг. А так же имеет разно профильный спектр услуг: предоставление парикмахерских услуг, предоставление услуг мастеров маникюра и педикюра, мастеров по наращиванию ресниц, бровистов и визажистов - стилистов.
Организационная структура управления студии проста, но эффективна. Все подразделения в студии подчиняются руководителю, который решает все вопросы, касающиеся студии: организационные, финансовые, информационные и т.д. А администратор осуществляет общее руководство предприятием, занимается заключением договоров, подбором кадров в салон, следит за рекламацией посетителей и т.п. Для организации, оказывающей косметические услуги, оптимальным налоговым режимом является упрощенная система налогообложения. Студия красоты будет зарегистрирована в органах ИФНС в качестве индивидуального предпринимателя. Стратегия студии красоты «Beauty 24/7» - это комплексный план управления, который должен укрепить положение на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, достижение целей и успешную конкуренцию. Главная задача функциональной стратегии заключается в поддержке общей стратегии бизнеса студии и ее конкурентных подходов. Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена.
Анализ аспекта планирования в организации позволил сделать выводы проделанной работы. Без планирования невозможно никакое управление. Все дело в том, что в процессе планирования устанавливаются цели деятельности, определяются направления и принципы функционирования. И только на основе разработанных планов на фирме происходит организация всех работ по выполнению плана, контроль за исполнение результатов, а так же мотивация задействованного персонала.
Основные теоретические положения, которыми руководствуются при обосновании, формировании, и организации разработки планов фирмы являются принципы планирования. Их использование позволяет определить производственные возможности фирмы, улучшить эффективность деятельности с рациональным использованием всех ресурсов. Для того чтобы планирование выполняло свое предназначение оно должно осуществляться с соблюдением ряда принципов описанных в данной курсовой работе.
Результатом планирования в организации является система планов. Эта система включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. В процессе реализации плана, необходимым является контроль над его исполнением. Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, планируемых параметров, степенью детализации и используемой информации.
Для студии красоты «Beauty 24/7» основной политикой ценообразования является "стратегия дифференцируемых цен". Эта стратегия подходит для использования в силу того, что салон планирует устанавливать разные цены на одну и ту же услугу, разница будет лишь в уровне мастера. Эта стратегия позволит студии "поощрять" различных клиентов, а также стимулировать продвижение услуг. Конкурентный анализ показал, что для повышения своей конкурентоспособности студии красоты «Beauty 24/7» необходимо расширять спектр оказываемых услуг и тем самым наращивать свои доходы. А так же студии необходимо больше уделять внимания повышению уровня работы персонала. Студия красоты «Beauty 24/7» целенаправленно формирует свой фирменный стиль: реклама в интернете, социальных сетях, реклама на месте предоставления. Повышение качества, внешнее оформление создают марке студии солидный имидж и устойчивое предпочтение со стороны потребителей.
Рынок города Томска насыщен студиями красоты, но продолжает расти, в основном, за счет маленьких организаций. В структуре рынка все большую долю занимает средний класс и эконом класс. Количество игроков в этом сегменте продолжает увеличиваться. Компании будут улучшать качество обслуживания, расширять ассортимент услуг за счет необычных программ, накопительные и бонусные программы для постоянных клиентов.
Основным конкурентом студии красоты «Beauty 24/7» является Имидж студия «ЛайтСтудио». Работая на рынке услуг уже несколько лет, она имеет сложившуюся репутацию и постоянных клиентов. Студия «Beauty 24/7» постарается приложить все усилия для удовлетворения потребностей как уже существующих клиентов, так и потенциальных клиентов. Таким образом, по проведенному анализу услуги «Beauty 24/7» оцениваются выше, чем услуги «ЛайтСтудио». Поэтому создание студии красоты «Beauty 24/7» будет рациональным шагом и приобретет хорошую репутацию, и постоянных клиентов.
В качестве основных преимуществ перед конкурентами можно выделить следующие:
- высокое качество оказываемых услуг;
- рациональное соотношение цены и качества;
- широкий ассортимент оказываемых услуг;
- использование новейшего оборудования и инвентаря импортного производства;
- использование качественных материалов для работы с клиентами;
- удобный рабочий график.
Проведённый анализ показал, что для увеличения эффективности деятельности студии красоты «Beauty 24/7» необходимо:
- ликвидировать услуги, не пользующиеся спросом;
- расширить спектр оказываемых услуг для наращивания своих доходов, а также, для удовлетворения растущего спроса постоянных клиентов;
- наращивать конкурентные преимущества за счет развития предприятия и использования выявленных возможностей;
- открыть мастер-класс, где будут обучаться профессионализму молодые мастера;
- организовать рекламу салона красоты и его новых услуг.
Таким образом, любая фирма стремиться развивать свой бизнес, поэтому необходимо вовремя перестраиваться под изменения рынка с помощью планирования. Пренебрежение планированием на фирме может привести к финансовым потерям, а так же к полному банкротству.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1//Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - N 32. - ст. 3301.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: по состоянию на 18 июля 2018 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы / М. М. Алексеева - М.: "Финансы и статистка", 2013. - 310 с.
4. Алиев В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
5. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул, М. П. Войнаренко, П. Ю. Ерофеев.- СПб: «Гуманистика», 2014. - 448с.
6. Бабань Ю.А. Совершенствование бизнес-процессов в современной философии управления / Ю.А. Бабань. - М.: Финансовый бизнес, 2014. - № 6.
7. Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
8. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка./ Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М,2013. - 478 с.
9. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента / И. А. Бланк. - К.:Ника-Центр,
2014. - 264 с.
10. Бланк И. А. Управление инвестициями предприятия / И.А. Бланк. - М.: Омега- Л, 2016. - 472 с.
11. Бринк И. Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. Для студентов вузов / И.Ю. Бринк, Н.А. Савельева. - Москва: РГГУ, 2015. - 384 с.
12. Брондзя Д.С. Совершенствование управления прибылью малого бизнеса / Д.С. Брондзя. - //NovaInfo.Ru. 2018. Т. 3. № 58.
13. Бронникова Т. С. Разработка бизнес-плана проекта / Т.С. Бронникова. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2018. - 224 с.
14. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование / М. И. Бухлаков. - М.: Москва, ИНФРА-М, 2013. - 411 с.
15. Волгин Б. А. Деловые совещания / Б. А. Волгин. - М.: Московский рабочий, 2017. - 160 с.
16. Волков А. С. Бизнес-планирование / А.С. Волков, А.А. Марченко. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 870 с.
17. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В. А. Винокуров. - М.: Издательство «Финпресс», 2013. - 192 с.
18. Гаврилов А.Н. Финансы организаций (предприятий) учебное пособие / под. ред. А.Н. Гаврилова/А.Н. Гаврилов, А.А. Попов. - 2 е изд., стер. - М.: Кнорус, 2016. - 576 с.
19. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учебник и практикум / В.А. Горемыкин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 857 с.
20. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учебное пособие / В.А. Горемыкин. - М.: Юрайт, 2012. - 704 с.
21. Горфинкель В.Я. Бизнес-планирование: Учебник / В. Я. Горфинкель 2018. - 972 с.
22. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2016. - 432 с.
23. Дубровин И. А. Организация и планирование производства на предприятиях / И.А. Дубровин. - М.: КолосС, 2012. - 360 с
24. Зуб А.Т. Антикризисное управление / А. Т. Зуб. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 343 с.
25. Каргин И.П. Планирование на предприятии: учебное пособие / И. П. Каргин, 2015
26. Клейнер Г.Б. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / Г.Б. Клейнер. - Москва: КОНСЭКО, 2013. - 196 с.
27. Колчина Н. В. Финансы организаций (предприятий), 4-е изд. / Н. В. Колчина. - М.:2.ЮНИТИ-ДАНА, 2013. -383 с.
28. Купцова Е. В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 435 с.
29. Логинов А. Р. Управленческий учет для реальных директоров. Как не повторить чужих ошибок / А.Р. Логинов, О.А. Макаренко. - М.: 1С-Паблишинг, 2017. - 209 с.
30. Лущикова А. П. Планирование на предприятии. Учебное пособие / А. П. Лушикова. - Прокопьевск: Филиал ГУ КузГТ, 2012. - 102 с.
31. Мельникова Н.А. Медиапланирование: стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний / Н.А. Мельникова. - М.: Дашков и К, 2016. - 180 с.
32. Морошкин В. А. Бизнес-планирование / В.А. Морошкин, В.П. Буров. - М.: Форум, 2016. - 288 с.
Одинцова Л. А. Планирование на предприятии / Л.А. Одинцова. - М.:
Академия, 2017. - 272 с.
34. Орлова П.И. Бизнес-планирование: Учебник. / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2016. - 288 с
35. Орлова П.И. Бизнес-планирование: Учебник для бакалавров / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2016. - 288 с.
36. Панова А.К. Планирование и эффективная организация продаж: Практическое пособие / А.К. Панова. - М.: Дашков и К, 2016. - 190 с.
37. Петухова С. В. Бизнес-планирование. Как обосновать и реализовать бизнес- проект / С.В. Петухова. - М.: Омега-Л, 2016. - 192 с.
38. Попадюк Т. Г. Бизнес-планирование / Т. Г. Попадюк, В. Я. Горфинкеля - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 296 с.
39. Стрелкова Л.В. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 367 с.
40. Торосян Е. К. Бизнес-планирование. Учебное пособие / Е. К. Торосян, Л. П. Сажнева, А. В. Варзунов. - Санкт-Петербург: СПб: Университет ИТМО, 2015. - 90 с..
41. Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия / Л.Н. Чечевицына. - М.: Феникс, 2013. - 496 с.
42. Чумакова М. В. Современное состояние процессов планирования на предприятии /М. В. Чумакова. - // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 451-457.
43. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / И.К. Шевченко. - Таганрог: ТРТУ, 2013. - 188 с.
44. Шеремет А.Д. Финансы предприятий / А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 312 с.
45. Щесняк К.Е. Стратегическое планирование на предприятии в период финансового-экономического кризиса / К. Е. Щесняк, А. Я. Быстряков. // Евразийский международно-экономический журнал, «Проблемы современной экономики. - N 1 (37). - 2012. - 507 с.
46. Этрилл П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл, Э. Маклейни. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 648 с.
47. Янковская В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 425 с.