Введение 6
1 Теоретико-методологические основы рынка произведений искусства 9
1.1 Арт-рынок: понятие, структура, функции 9
1.2 Механизмы ценообразования на арт-рынке 14
1.3 Сегмент арт-рынка: современное искусство 17
2 Инвестиционный потенциал рынка произведений искусства 22
2.1 Сравнение инвестиций на рынке искусства и финансовом рынке 22
2.2 Теоретические основы инвестирования на арт-рынке 27
2.3 Ценовые индексы рынка произведений искусства 30
2.4 Оценка рисков инвестирования на арт-рынке 33
3 Практический подход к оценке эффективности инвестирования на рынке
современного искусства 36
3.1 Российский рынок произведений современного искусства в динамике 36
3.2 Методология построения арт-индекса 42
3.3 Гедонистическая регрессия для формирования арт-индекса современного
российского искусства 48
3.4 Индекс цен современного российского искусства и анализ его динамики 53
Заключение 57
Литература 59
Приложение А Результаты регрессионного анализа трех форм спецификаций модели 63
Приложение Б Результаты теста Прегибона для спецификации Double-log 66
Приложение В Результаты тестирования спецификации гедонистической
регрессии 67
Приложение Г Расчет коэффициентов вздутия дисперсии 72
Приложение Д Регрессионный анализ модели
Инвестирование в произведения искусства представляет собой альтернативный вид инвестирования, который зародился в конце XIX века и начал активно развиваться во второй половине XX. До этого момента произведения искусства пользовались спросом лишь среди ценителей их эстетической и исторической составляющей. В 60-х годах прошлого столетия появились первые исследования о рисках и доходности произведений искусства как объекта инвестирования. В 80-е в активно обсуждались высокие и активно растущие цены на полотна известных художников. Инвесторы оценили перспективность вложений в арт- объекты, обратив внимание на произведения искусства не только с точки зрения их привлекательности и значимости, но и как на средство получения дополнительного дохода.
В XXI веке инвестирование в произведения искусства пользуется популярностью и является полноценной альтернативой инвестированию в классические инструменты, обращающиеся на фондовом рынке.
Несмотря на многочисленные исследования об инвестировании на арт-рынке, актуальным остается вопрос об эффективности инвестиций в произведения искусства, соотношении риска и доходности. Предметы искусства обладают определенными особенностями и отличаются от привычных классических инструментов. Так, произведения искусства разнородны, уникальны, обладают эстетическим, духовным, историческим и социальным контекстом, им, как активу, присущи высокие транзакционные издержки и низкая ликвидность.
Искусство включает в себя большое количество сегментов, и, в частности - современное (актуальное) искусство. Этот сегмент также содержит различные формы реализации - скульптура, музыка, живопись, кинофильмы, перфомансы. Живопись является наиболее популярной формой творческой реализации. В данной работе в рамках исследования современного искусства будут рассматриваться картины современных российских художников. Это позволит адекватно оценить доходность и сделать корректные выводы.
Объект исследования - инвестиции в проекты современного искусства. Предмет исследования - доходность инвестиций в картины современных российских художников.
Цель работы - оценить доходность инвестиций в современное искусство российских авторов.
В рамках исследования поставлены задачи:
1) Исследовать теоретические основы рынка произведений искусства.
2) Рассмотреть механизм ценообразования на арт-рынке.
3) Изучить процесс инвестирования на рынке современного искусства.
4) Определить риски, присущие инвестированию в искусство.
5) Изучить методологию построения основных арт-индексов.
6) Построить ценовой индекс рынка современного искусства и сделать выводы о перспективах инвестирования в современное российское искусство.
Для раскрытия темы и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение и анализ специальной литературы, анализ и синтез полученной информации, описание, наблюдение, анализ статистических данных, сравнение, эконометрический анализ.
Теоретической базой для работы служат труды отечественных и зарубежных авторов, которые посвящены исследованию арт-индексов, а также вопросов эффективности инвестирования в произведения искусства, в частности - проекты современного искусства. Так, теоретический анализ арт-индексов представлен в работе Алпатова Г.Е. и Ермакова Ю.В.; Сухарев А.Н. исследовал доходность арт-активов и провел сравнительный анализ с финансовыми активами; практический аспект построения арт-индекса исследован в работах Ратниковой Т.А. и Петрова Н.А.; в работе Ратниковой Т.А. и Житкова К.В. был построен гедонистический индекс и исследована динамика цен на полотна художников-фовистов. Вопросы частного инвестирования на арт-рынке рассмотрены в работе Ильиной Т.Г. и Лавреновой Т.С. и др. Также в исследовании используются ресурсы сети Интернет, где расположена информация о конкретных примерах инвестирования в современное искусство и статистическая информация, представленная в отчетах портала Artprice.com, а именно - «The Contemporary Art Martet Report», а также базы данных, содержащие информацию об аукционных сделках -ARTInvestment.ru, in-art.ru.
Работа состоит из трёх глав.
В первой главе рассмотрены особенности арт-рынка, выделены его характерные черты, особенности ценообразования на рынке, выявлена сущность понятия «современное искусство».
Вторая глава содержит информацию о специфике инвестирования на арт-рынке, выделены черты арт-рынка как объекта инвестирования, рассмотрен теоретический аспект инструмента оценки доходности на арт-рынке - ценовых арт-индексов, рассмотрены риски, с которыми можно столкнуться при арт-инвестировании.
В третьей главе проанализировано состояние современного арт-рынка России, построен арт-индекс на основе эмпирических данных, произведен сравнительный анализ арт- индексов.
Исследование представляет практическую значимость в контексте прогнозирования доходности современного российского искусства, его перспектив. В первую очередь, такая информация важна для инвесторов, так как полученные данные позволяют ответить на ряд вопросов: стоит ли инвестировать в современное российское искусство, принесет ли оно доход, каковы риски вложения средств, когда стоит осуществить сделку и работы каких авторов в будущем принесут доход (арт-индексы конструируются и для отдельных художников).
Итак, в ходе проведения исследовательской работы, тема которой: «Оценка эффективности инвестиций в проекты современного искусства», цель которой состояла в оценке доходности инвестиций в современное искусство российских авторов, был решен ряд задач. Во-первых, исследованы теоретические основы рынка произведений искусства. Выявлено, что арт-рынок - сложная, уникальная система, предметы искусства представляют, с одной стороны, духовную и культурную ценность, а с другой стороны, представляют высокую материальную ценность и могут служить объектом инвестирования значительных финансовых ресурсов. Во-вторых, изучен механизм ценообразования на арт-рынке. Ввиду специфики предметов искусства, их неоднородность, на арт-рынке применяется ценностный подход к ценообразованию, при этом есть ряд закономерностей и факторов, которые оказывают влияние на цену. При этом они сводятся к трем составляющим - имидж арт- объекта, имидж его автора и представителя, то есть галереи или аукционного дома. В-третьих, определена сущность понятия «современное искусство» - искусство, созданное в последние 30-40 лет, которое отражает идеи и настроение современного общества и содержит в себе смыслы, в которых нуждаются люди.
Далее, изучена теоретическая база арт-инвестирования на рынке современного искусства. Выяснено, что инвестирование на арт-рынке - альтернативный вид инвестирования, обладает особенностями, которые отличают его от инвестирования на финансовом рынке. Выделяют множество стратегий инвестирования на рынке искусства, среди которых: инвестирование в искусство как обычные инвестиции, как коллекционирование, портфельные инвестиции, инвестиции в предметы искусства для их дальнейшего коммерческого использования. На арт-рынке возможно коллективное владение, которое осуществляется посредством арт-фондов. Арт-инвестирование - сложный процесс, часто возникает нехватка информации, которая бы позволила инвесторам вкладывать средства.
Следовательно, проблема эффективности инвестирования в произведения искусства является актуальной. В данной работе проведено исследование эффективности инвестирования в картины современных российских художников посредством конструирования арт-индекса. Выбор для исследования именно живописи не случайный - она, по оценкам различных изданий об арт-рынке, является наиболее популярной формой творческой реализации.
Российский арт-рынок также представляет высокий интерес, поскольку он только развивается и пока несколько отстает по показателям от Азии, США, стран Европы, однако имеет потенциал для роста. Русские авторы выходят на мировой рынок, работы выставляются на всемирно известных аукционах, они привлекают внимание зарубежных покупателей.
Арт-индекс был построен при помощи выбранного метода гедонистической регрессии. Была создана выборка, содержащая больше 600 транзакций 57 российских современных художников, которые были отобраны с помощью рейтинга профессионального консалтингового агентства InART.
В итоге, были сделаны следующие выводы на основе построенного арт-индекса:
1. доходность, присущая вложениям в современное искусство российских авторов, коррелирует с доходностью вложений в иные сегменты
2. существуют факторы, которые оказывают влияние на искусство современных российских художников, ввиду чего цены их работ не коррелируют с ценами работ зарубежных современных художников
3. идентификация этих факторов позволит улучшить модель и сделать точные выводы о доходности
4. существующая сегодня низкая доходность картин современных российских художников дает возможность предположить, что в будущем она будет расти. На это, в частности, указывает как развитие российского арт-рынка, так и интерес зарубежных покупателей.
Таким образом, современное искусство российских авторов можно назвать эффективным вложением, во-первых, с точки зрения его перспектив и развития российского рынка произведений искусств; во-вторых, не маленькую роль играет и эстетическая составляющая - объект вложения - материальный предмет, картина; в-третьих, приобретая сегодня современное искусство за относительно небольшие деньги, в будущем его цена может вырасти в сотни раз.
Исследование искусства как объекта инвестирования безусловно несет практическую пользу - инвесторы нуждаются в такой информации, которая бы способствовала более грамотному и плодотворному вложению средств. Применение на практике результатов данного и подобных исследований оказывает влияние на принятие инвестиционных решений. В то же время, современное искусство российских авторов открыто для рассмотрения с точки зрения доходности и перспектив - например, идентификация факторов, которые влияют на отличия динамики доходностей работ российских и зарубежных авторов, предположительно способствует увеличению инвестиционного потенциала работ российских художников.
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ: (последняя редакция) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/(дата обращения: 01.03.2020)
2. Алпатов, Г. Е. К вопросу об инвестициях в арт-объекты: арт-индексы / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Ермаков // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. - 2019. - Т. 10. - № 1. - С. 5-20.
3. Бычков, В.В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства [Текст] / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов; Российская акад. наук, Ин-т философии. - Москва: Прогресс-Традиция, 2012. - 839 с.
4. Глазкова, С. А. Риск-менеджмент и кризисные коммуникации в современном арт-бизнесе / С. А. Глазкова // Петербургский экономический журнал. - 2017. - № 4. - С. 110-119.
5. Глазкова, С. А. PR-коммуникация в арт-бизнесе / С. А. Глазкова; Санкт- Петербургский государственный университет, Институт "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций". - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, Институт "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций", 2016. - 164 с.
6. Глеков С.Л. Инвестиционный потенциал арт-рынка // Изв. высш. учеб. заведений. Сер.: Экономика, финансы и упр. производством. - 2012. - № 3. - С. 46-51.
7. Гомперц У. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси / Уилл Гомперц; [пер. с англ. И. Литвиновой]. - М.: Синдбад, 2016. 464 с., ил.
8. Григорьева, С. М. Риски, связанные с инвестированием на арт-рынке, и принципы оценки предметов искусства / С. М. Григорьева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 4(40). - С. 50.
9. Житков, К. В. Построение гедонистических ценовых индексов на полотна художников-фовистов / К. В. Житков, Т. А. Ратникова // Прикладная эконометрика. - 2014. - № 3(35). - С. 59-85.
10. Иванов, А. А. Риск-менеджмент. Учебное пособие / А. А. Иванов, С. Я. Олейников, С. А. Бочаров. - Москва: Евразийский открытый институт, 2011. - 304 с. - ISBN 9785374000136.
11. Информация об интернет-проекте ARTinvestment.RU[Электронный ресурс] // Artinvestment.ru: инвестиции в искусство — Электрон. журн. — 2021. — URL: https://artinvestment.ru/about/about us/(дата обращения: 01.03.2021)
12. Ильина Т.Г., Лавренова Т.С. Особенности арт-рынка для частного инвестирования / Т.Г. Ильина, Т.С. Лавренова // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 10 (111). - С. 721 - 726.
13. Инвестиции в искусство: каковы риски и потенциальная доходность?
[Электронный ресурс] // СБЕР Про Медиа — Электрон. журн. — 2021. — URL:
https://sber.pro/publication/investitsii-v-iskusstvo-kakovy-riski-i-potentsialnaia-dokhodnost(дата обращения: 05.04.2021)
14. Кушнарев К.В., Ездина Н.П. Теоретико - методологические основы построения
поведенческой модели ценообразования на арт-рынке // Экономическое развитие в XXI веке: тенденции, вызовы, перспективы. - М.: Казанский национальный исследовательский
технологический университет (Казань), 2019. - С. 114-118.
15. Мальцева О.В. Анализ структуры и закономерности развития мирового арт-
рынка // Вопросы региональной экономики. - М.: Государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования Московской области «Технологический университет». - 2017. - № 31 (2). - С. 170-174.
16. Михлин, А. В. Арт-индексы: корреляция цен на предметы искусства с ценами других активов и некоторые эффекты арт-рынка / А. В. Михлин // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2014. - № 4(151). - С. 83-90.
17. Отчет Art Basel &UBS 2021: основные показатели [Электронный ресурс] // Artinvestment.ru: инвестиции в искусство — Электрон. журн. — 2021. — URL: https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210316 ArtBasel21.html(дата обращения: 05.04.2021)
18. Отчет ArtTactic о доверии рынку современного искусства во II полугодии 2020. Часть 3 [Электронный ресурс] // Artinvestment.ru: инвестиции в искусство — Электрон. журн.
— 2021. — URL: https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201125_confidenceNov3.html(дата обращения: 05.04.2021)
19. Павлова, О. Б. Международные периодические выставочные арт-проекты XX-XXI веков в пространстве города / О. Б. Павлова // Искусство Евразии. - 2020. - № 1(16). - С. 297-305. - DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.022.
20. Пашкус, Н. А. Инвестиции на арт-рынке: российская специфика и подходы к оценке / Н. А. Пашкус, М. В. Пашкус // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014.
- № 6(192). - С. 2-7.
21. Просто о сложном: арт-фонды [Электронный ресурс] // Artinvestment.ru:
инвестиции в искусство — Электрон. журн. — 2020. — URL:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200421 art funds.html(дата обращения: 05.03.2021)
22. Ратникова, Т. А. Оценивание гедонистической ценовой функции для картин Клода Моне / Т. А. Ратникова, Е. С. Сергеева // Прикладная эконометрика. - 2010. - № 4(20).
- С. 102-118.
23. Рейтинги русских художников. Современное (актуальное) искусство [Электронный ресурс] // Artinvestment.ru: инвестиции в искусство — Электрон. журн. — 2021.
- URL:https://artinvestment.ru/ratings/ratings-contemporary.html(дата обращения: 15.03.2021)
24. Русских, П. И. Мировой арт-рынок: особенности функционирования и текущее состояние / П. И. Русских, А. В. Михеева // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - № 1(53). - С. 160-164.
25. Рынок русского искусства и арт-рынок России. Итоги и основные цифры 2020 года [Электронный ресурс] // Artinvestment.ru: инвестиции в искусство — Электрон. журн. — 2021. — URL:https://artinvestment.ru/russian-art-market-reports/2020.html(дата обращения: 05.03.2021)
26. Седых, И. Российский рынок предметов искусства / И. Седых. - Центр развития. Высшая школа экономики. Москва. - 2018. - 63 с.
27. Сухарев, А. Н. Арт-рынок: динамика и современное состояние / А. Н. Сухарев // Финансы и кредит. - 2013. - № 45(573). - С. 19-24.
28. Томпсон, Д. Как продать за $ 12 миллионов чучело акулы : скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах / Д. Томпсон ; Дональд Томпсон ; [пер. с англ. Н. И. Лисовой]. - Москва : Центрполиграф, 2012. - ISBN 9785227037909.
29. Топ 100 молодых и признанных современных российских художников 2019 // Аналитика In-Art.ru. — Электрон. журн. — 2021. — URL:https://analytics.inartgallery.org/(дата обращения: 15.03.2021)
30. Ушникова, К. Д. Положительные и отрицательные стороны инвестирования в искусство и роскошь / К. Д. Ушникова, Ю. С. Шулаева, О. В. Филина // Modern Science. - 2020.
- № 12-1. - С. 206-208.
31. Холоденина, К. Г. Особенности системы ценообразования на рынке произведений искусств / К. Г. Холоденина // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика : Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции. В 3-х томах, Курск, 19-20 октября 2017 года / Ответственный редактор А.А. Горохов. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2017. - С. 305-307.
32. Ценовые индексы русского искусства ARTIMX-RUS [Электронный ресурс] // Artinvestment.ru: инвестиции в искусство — Электрон. журн. — 2021. — URL: https://artinvestment.ru/indices/artimx/(дата обращения: 15.03.2021)
33. Яковлева, Н. В. Индекс Мея-Мозеса как инструмент прогнозирования доходности арт-рынка США / Н. В. Яковлева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2009. - № 1. - С. 95-102.
34. Яркина Н.Н. Экономика предприятия (организации): учебник / Н.Н. Яркина. - Керчь: ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2019. - 445 с.
35. Aizcorbe, A. M. A Practical Guide to Price Index and HedonicTechniques / Oxford University Press. - 2014. - 160.
36. Candela, G., & Scorcu, A. A Price Index for Art Market Auctions:An Application to the Italian Market of Modern and Contemporary Oil Paintings / Journal of Cultural Economics. - 1997. - №21(3). - PP. - 175-196.
37. Chanel, O., G'erard-Varet, L.A. and Ginsburgh, V. / Prices and Returns on Paintings: An Exercise on How to Price the Priceless. The Geneva Papers on Risk and Insurance Theory. - 1994. - №19. - PP. - 7-21.
38. Frey, B., & Eichenberger, R. On the Return of Art Investment Return Analyses / Journal of Cultural Economics. - 1995. - №19(3). - PP. - 207-220.
39. Ginsburgh, Victor & Mei, Jianping & Moses, Michael The Computation of Prices Indices / Handbook of the Economics of Art and Culture. - 2006. - №1(1). - PP. - 947-979.
40. The Art Market Report 2021 [Электронный ресурс] // An Art Basel & UBS Report. - Электрон. журн. — 2021. — URL:https://www.artbasel.com/about/initiatives/the-art-market(дата обращения: 25.04.2021)
41. The Contemporary Art Market Report 2018 [Электронный ресурс] // Artprice.com — Электрон. журн. — 2018. — URL:https://www.artprice.com/artprice-reports/the-contemporary-art-market-report-2018(дата обращения: 01.04.2021)