ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИХ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМА СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ БАКАЛАВРОВ ПЕРВОГО И ЧЕТВЕРТОГО КУРСОВ НИ ТГУ)
Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВАХ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИХ
ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМА СТУДЕНТОВ 14
1.1 Понятие «транспрофессионализм» в зарубежной и отечественной
психологии 14
1.2 Концепт «лидерство» в зарубежной и отечественной
психологии 23
1.3 Понятие «компетенция» в зарубежной и отечественной
психологии 34
ГЛАВА II - ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛИДЕРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИХ
ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМА СТУДЕНТОВ 44
2.1. Характеристика выборки и этапы исследования лидерских
компетенций как составляющих транспрофессионализма студентов 44
2.2. Описание методов и методик исследования лидерских
компетенций как составляющих транспрофессионализма студентов 46
ГЛАВА III - ЭМПИРИЧЕСКОЕИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИХ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМА СТУДЕНТОВ 54
3.1. Оценка лидерских компетенций как составляющих
транспрофессионализма студентов 54
3.2. Сравнительный анализ лидерских компетенций как составляющих
транспрофессионализма студентов первого и четвертого курса 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 106
Актуальность. Профессиональные требования, предъявляемые к специалистам различных отраслей, находятся в постоянном изменении - изменяются предметы трудовой деятельности, технологии их применения, целевой контент. Кроме того, каждый этап развития науки и общества характеризуется усложнением форм организации совместной деятельности людей, заключающихся в особенностях взаимодействия специалистов при решении поставленной профессиональной задачи. Современная форма организации совместной деятельности соответствует «веку командной работы и самопомощи», выявленному Б. М. Бассом [71] и представляющему собой совместно - творческую форму организации деятельности, характеризующуюся наличием мультифункциональных команд. В связи с этим, современному специалисту недостаточно обладать только знаниями, умениями и навыками для осуществления профессиональной деятельности, теперь необходимо иметь развитые навыки самоорганизации, сотворчества и соорганизации деятельности других специалистов, а также эффективно взаимодействовать с коллегами различных профессий. Сложившаяся ситуация обусловила значимость развития транспрофессионализма, предполагающего формирование у студентов способности сорганизовывать деятельность специалистов различных областей для решения комплексных проблем. Одним из проявлений транспрофессионализма выступают лидерские компетенции.
Исследованию концепта «лидерство» посвящено множество работ (Р. Л. Кричевский, Э. Берн, Р. Стогдилл и др). Существуют различия в определениях данного понятия, однако схожее у них одно - лидерство представляет собой взаимовлияние членов команды, их соорганизацию, а также ролевую дифференциацию, способствующую эффективной работе команды. Несмотря на теоретическую разработанность данного понятия, исследование лидерских компетенций как условия и особенностей развития транспрофессионализма - современного профессионального требования, предъявляемого к специалистам, не проводилось.
Таким образом, дальнейшее изучение лидерских компетенций как проявления готовности к целенаправленной самоорганизации и соорганизации других людей, являющихся важными составляющими транспрофессионализма, позволит выявить актуальный уровень формирования транспрофессиональной позиции студентов и спланировать дальнейшую траекторию ее развития.
Объект: лидерские компетенции.
Предмет: особенности проявления лидерских компетенций как
составляющих транспрофессионализма студентов первого и четвертого курсов.
Цель работы: исследование особенностей проявления лидерских компетенций как составляющих транспрофессионализма студентов первого и четвертого курсов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «транспрофессионализм» в зарубежной и отечественной психологии.
2. Определить концепт «лидерство» в научных трудах зарубежных и отечественных психологов.
3. Провести теоретический анализ понятия «компетенция» в зарубежной и отечественной психологии.
4. Определить методы и методики исследования лидерских компетенций как составляющих транспрофессионализма студентов.
5. Провести сравнительный анализ сформированности лидерских компетенций как составляющих транспрофессионализма на выборке студентов первого и четвертого курса.
6. Разработать программу тренинга, направленную на развитие лидерских компетенций как составляющих транспрофессионализма студентов.
Гипотеза исследования:
1. Обучение в высшем учебном заведении обеспечивает развитие у бакалавров среднего уровня сформированности лидерских компетенций как составляющих транспрофессионализма.
2. Существуют различия в выраженности лидерских компетенций как составляющих транспрофессионализма: студенты четвертого курса имеют более выраженные лидерские компетенции «Умеет формулировать и достигать цели», « Соорганизует деятельность других людей», чем студенты первого курса.
Теоретико-методологическая основа: Концепции
транспрофессионализма (Л. В. Вахидова, Э. М. Габитова, М. А. Дремина,
Э. Ф. Зеер, Е. А. Максимова, П. В. Малиновкий, Э. Э. Сыманюк,
Ф. Г. Ялалов), концепции лидерства (Р. Л. Кричевский, Е. В. Кудряшова, К. Левин, Л. Г. Почебут, Р. Стогдилл, М. Г. Ярошевский), компетентностный подход (Н. А. Гришанова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. А. Исаев, Г. Б. Морозова, Ю. Г. Татур).
Методы исследования: теоретический анализ литературы,
качественные методы исследования: неструктурированное интервью,
групповая дискуссия, наблюдение; метод кейсов; количественные методы исследования: психодиагностическое тестирование; методы математической статистики: первичные математико-статистические данные, t-критерий
Стъюдента, U- критерий Манна-Уитни.
Методики исследования:
1. Тест «Уверенность в себе» С. Рейзаса.
2. Тест «Коммуникативные и организаторские склонности»
В. В. Синявского, В. А. Федорошина.
3. Опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой.
Выборка исследования: 97 студентов НИ ТГУ, 1 курс - 51человек, 4 курс - 46 человек.
Научная новизна диссертационной работы заключается в создании модели лидерских компетенций как составляющих транспрофессионализма, а также её диагностического инструментария - программы оценки, предполагающую проведение различных процедур (групповая дискуссия, кейсы, психодиагностическое тестирование), направленных на диагностику сформированности лидерских компетенций.
Положения, выносимые на защиту.
1. Транспрофессионализм - способность сорганизовывать специалистов из различных профессиональных областей для решения комплексных проблем. Исходя из данного набора фактов следует, что составляющей транспрофессионализма являются лидерские компетенции, формирование которых обеспечивает управление группой специалистов по решению трансдисциплинарных задач.
2. Модель лидерских компетенций, по результатам качественного исследования, представляет собой совокупность пяти компетенций и их приоритетно-содержательных аспектов - проявляет уверенность в себе, соорганизовывает деятельность других людей, устанавливает продуктивные социальные контакты на основе сотрудничества, развивает «самолидерство» у каждого члена команды, умеет формулировать и достигать цели, выстраивает эффективную коммуникацию со всеми участниками команды.
3. Студенты первого и четвертого курсов обучения имеют идентично сформированный средний уровень лидерских компетенций. Однако выраженность лидерских компетенций является различной - так, первый курс обладает более развитой компетенцией «Развивает самолидерство у других членов команды», четвертый курс - «Проявляет уверенность в себе».
4. Диагностика сформированности лидерских компетенций
представляет собой комплексную программу оценки, включающую в себя комплекс методов: психодиагностическое тестирование, наблюдение,
самопрезентация, групповая дискуссия и кейс-стади.
5. Для повышения качества профессиональной подготовки необходимо развивать индивидуально-психологические характеристики студентов, а именно лидерские компетенции как составляющие транспрофессионализма посредством проведения тренинга, направленного на развитие и активизацию компонентов модели лидерских компетенций, а также их приоритетно - содержательных аспектов.
Практическая значимость исследования. В результате проведенного исследования была разработана модель современных лидерских компетенций, как составляющих транспрофессионализма, отражающая современные требования к подготовке студентов, разработана диагностическая система оценки лидерских компетенций, представленная программой оценки, которая может быть применена вузами в ходе мониторинга и профессионально-личностного развития студентов, а также создана тренинговая программа, направленная на развитие лидерских компетенций как составляющих транспрофессионализма, применение которой обеспечит их активизацию и развитие.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа проиллюстрирована таблицами и рисунками. Общий объем диссертационной работы составляет 183 страницы.
Актуальная ситуация развития мира профессий предъявляет новые требования к профессионалу и требует изменения современного качества подготовки будущих специалистов. Происходит изменение содержания деятельности различных профессиональных отраслей, интегрируются подходы к решению профессиональных задач - изменяются и сами профессии, становясь трансфессиями, уже нашедшими свое отражение в «Атласе новых профессий», подготовленном Агентством стратегических инициатив. Данная ситуация обусловила необходимость формирования нового вида профессионализма - транспрофессионализма.
Понятие «транспрофессионализм» было введено П. В. Малиновским и определено как «коллективно-распределенная способность рефлексивно связывать и соорганизовывать представителей различных профессий для решения комплексных проблем». Исходя из данного определения, ключевой личностной характеристикой транспрофессионализма является лидерство. Лидерство представляет собой социально-психологический феномен, функциональным признаком которого является соорганизация членов группы, мотивация и направленность на реализацию поставленных задач, а результативной характеристикой - ролевая дифференциация участников группы и достижение общей цели.
В настоящей работе на основе интервью с экспертами были определены ключевые лидерские компетенции, которые актуальны для современного профессионала требуются от выпускников: «Проявляет уверенность в себе», «Соорганизует деятельность других людей», «Устанавливает социальные контакты», «Развивает «самолидерство» у каждого члена команды», «Умеет формулировать и достигать цели», «Выстраивает эффективную коммуникацию с участниками команды».
В результате проведенного исследования было установлено, что студенты-бакалавры в целом обладают средним уровнем сформированности лидерских компетенций и существенного различия в уровне их проявления у респондентов первого и четвертого курса не наблюдается.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что обучение в высшем учебном заведении обеспечивает развитие у бакалавров лидерских компетенций подтверждена частично. И можно предполагать, что для развития лидерских компетенций и транспрофессиональной позиции у студентов требуется целенаправленная работа в ВУЗе. В рамках настоящей диссертации предложена программа оценки лидерских компетенций, а также предложена тренинговая программа, включение которой в программу подготовки бакалавров позволит создать условия для актуализации лидерской позиции и развития лидерских компетенций.
Материалы магистерской диссертации могут быть использованы для организации дальнейших исследований лидерства и транспрофессионализма как актуальных междисциплинарных проблем, а в практике - для разработки, совершенствования программ оценки и развития лидерских компетенций как составляющих транспрофессионализма.
1. Авраамова Е. М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е. М. Аврамова, Ю. Б. Верпаховская // Социол. исследования. - 2006. - № 4. - С. 37- 46.
2. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании /
A. Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 32 - 44.
3. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.
4. Андриянченко Е. Г. Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной социальной психологии / Е. Г. Андриянченко // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 256-261.
5. Базаров Т. Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты /Т. Ю. Базаров. - М.: Кнорус, 2016. - 302 с.
6. Белостоцкий А. С. От профессиональных знаний - к транспрофессиональной компетентности / А. С. Белостоцкий, М. А. Дремина, С. И. Самыгин // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб.тр. - Екатеринбург: РГППУ. - 2014. - С. 33-38.
7. Бендас Т. В. Психология лидерства. Учебник и
практикум / Т. В. Бендас. - М.:Юрайт, 2017. - 450 с.
8. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн. - М.: «Э», 2016. - 400 с.
9. Блондель Ж. Политическое лидерство / Ж. Блондель. -
М.: Российская академия управления , 1992. - 135 с.
10. Вахидова Л. В. Структура транспрофессиональных компетенций специалистов среднего звена / Л. В. Вахидова, Э. М. Габитова// Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №2(44). - С. 13-15.
11. Вахидова Л. В. Дополнительные профессиональные компетенции в современной подготовке специалиста / Л. В. Вахидова, Э. М. Габитова,
B. Э. Штейнберг // Образовательные технологии. - 2015. - №4. - С. 59-64
12. Витенко И. С. Основа психологии / И. С. Витенко. - М.: Книги- XXI, 2006. - 197 с.
13. Габитова Э. М. Формирование транспрофессиональных
компетенций специалистов учреждениях среднего профессионального образования/ Э. М. Габитова // Достижения и перспективы психологии и педагогики»: сб. науч. тр. - 2014. - С. 17-19.
14. Габитова Э. М. Инновационный подход в согласовании профессионального образования, производственного кластера и работодателя / Э. М. Габитова, Л. В. Вахидова, В. Э Штейнберг// Понятийный аппарат педагогики и образования. - 2016. - Вып.9.- С. 280288.
15. Гериш Т. В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования / Т. В. Гериш, П. И. Самойленко // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 2. - С. 11-15....83