Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Криминалистическая характеристика личности несовершеннолетнего
преступника 11
1.1 Возрастная периодизация, содержание и проблемы 11
1.2 Криминалистический аспект личности несовершеннолетнего преступника 20
2 Связь личности несовершеннолетнего преступника с элементами криминалистической характеристики преступлений ими совершаемых 38
2.1 Личность несовершеннолетнего преступника и способ совершения
преступления: корреляционная взаимосвязь 38
2.2 Личность несовершеннолетнего преступника и жертва преступления:
корреляционная взаимосвязь 47
2.3 Личность несовершеннолетнего преступника и обстановка совершения
преступления: корреляционная взаимосвязь 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
Приложение А. Анкета для следователей (дознавателей) 81
Приложение Б. Результаты анкетирования следователей, расследовавших преступления, совершенные несовершеннолетними 85
Приложение В. Доклады о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в период с 2012 по 2016 г.г 90
Приложение Г. Данные годовых отчетов МВД по Томской области и городу Томску за 2015 и 2016 г.г 95
На современном этапе преступность несовершеннолетних является одной из главных проблем российского общества. Официальные статистические данные позволяют сделать выводы, что преступность несовершеннолетних имеет наивысшие показатели в структуре возрастных групп преступников в нашей стране. На фоне тенденции высокого роста преступлений, совершаемых несовершеннолетними, особый интерес вызывает проблема изучения личности несовершеннолетнего подростка.
Знание психологических свойств личности несовершеннолетнего преступника дает возможность следователю на ранних этапах расследования, предположить, что преступление совершенно именно подростком. Также знание особенностей личности несовершеннолетнего преступника позволяет наиболее эффективно провести следственные действия, установить психологический контакт с подростком и при возможности оказать на него положительное воздействие.
Однако, как показывает следственная практика, зачастую следователи не уделяют должного внимания вопросу изучения личности несовершеннолетнего преступника.
Важно отметить, что несовершеннолетний обвиняемый - это личность со своими психологическими особенностями, коренным образом отличающееся от взрослых преступников. Отличия обуславливаются незавершенностью эмоционального, психического и физического развития. Особое желание подростков самоутвердиться, проявить свои знания и умения перед своими сверстниками во многом обуславливают мотивацию, следовую картину, способ совершения преступления который характерен для несовершеннолетних преступников.
В Минимальных стандартах правилах Организации Объединенных Наций, качающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) , отмечается, что важным механизмом поддержания соответствия практики уровню научных исследований и совершенствования системы правосудия в отношении несовершеннолетних обвиняемых, признается необходимостью использования результатов исследовательских работ для разумной политики в этой области .
Необходимость изучения личности несовершеннолетнего преступника, с одной стороны, обуславливается небольшим количеством исследований данной области, а с другой стороны свидетельствует о ее актуальности.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является изучение криминалистической характеристики несовершеннолетнего преступника, свойств его личности, психологических особенностей. Исследования наиболее эффективных способов и средств получения информации о личности несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).
Указанная цель определила постановку и решения ряда задач:
- проведение анализа понятия «личность несовершеннолетнего преступника»;
- выделить характерные свойства личности несовершеннолетнего преступника, исследование которых позволит следователю наиболее эффективно расследовать преступления данной категории лиц;
- рассмотреть возрастную периодизацию несовершеннолетних преступников, а также же проанализировать основные проблемы каждой возрастной группы;
- охарактеризовать психологические особенности личности несовершеннолетнего преступника;
- проанализировать связь личности несовершеннолетнего преступника и жертву преступления, а также и способ совершения преступления;
- рассмотреть обстановку совершения преступления.
Объектом исследования данной работы выступает криминалистическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
Предметом исследования является информация о свойствах личности, психологическая особенность несовершеннолетнего преступника.
Актуальность исследования определена официальными статистическими данными о росте зарегистрированных преступлений, совершаемых несовершеннолетними подростками. А также недостаточное количество комплексных исследований данной проблемы.
Теоретико-правовая основа исследования. Теоретическую основу магистерской диссертации составляют научные труды по криминалистике, криминологии, психологии, уголовному процессу.
Правовой основой данной работы являются Конституция Российской Федерации, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство России, международные нормативные правовые акты, определяющие принципы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, Эр-Риядские руководящие принципы).
Изучению личности несовершеннолетнего преступника посвятили свои труды: основоположник криминалистики Г.Гросс, И.Н. Якимов, Л.Л. Каневский, В.И. Громов, Г.М. Миньковский, И.А. Макаренко, М.И. Еникеев, Ю.М. Антонян, Л.С. Выготский, Н.А. Монахов, Ю.Р. Орлова.
Различные аспекты расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, со своим уровнем выделения акцента на разделение несовершеннолетних преступников по гендерному признаку, рассматривались в исследованиях таких ученых, как: Ф.Г. Аминева, Н.М. Букаева, В.А. Ершова, В.И. Комиссарова, Т.В. Лутошкиной, О.Ю. Скичко, Е.В. Стрельцовой, Н.В. Цдраховой и других.
Эмпирическую базу магистерской диссертации составляет результаты анкетирования 15 следователей (дознавателей), расследовавших преступления, совершенными несовершеннолетними.
Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в том, что в магистерской диссертации с учетом психологических особенностей несовершеннолетних преступников и возникающих следственных ситуаций сформулированы предложения по совершенствованию деятельности сотрудников правоохранительных органов по расследованию и профилактике преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также даны рекомендации по тактике проведения отдельных следственных действий с их участием.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные выводы и результаты могут использоваться в деятельности сотрудников правоохранительных органов, расследующих преступления, совершенные несовершеннолетними, а также в процессе профессиональной подготовки следователей (дознавателей).
Структура магистерской диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пятью параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Личность преступника - определяется как совокупность свойств личности, таких как: социальные, психологические, демографические, которое имеет большое значение при расследовании преступлений. Рассматривая возрастную периодизацию несовершеннолетних подростков, пришли к выводу о том, что каждая из возрастных групп имеет свои специфические особенности, которые обуславливают поведение несовершеннолетнего. Знание проблем возрастных групп несовершеннолетних, дает возможность вовремя определить, представители каких групп будут являться наиболее криминогенными.
2. Рассмотрев психологические особенности выделили несколько
характерных признаков несовершеннолетних правонарушителей:
- неустойчивое настроение, гневливые реакции;
- отсутствие интереса к познавательной деятельности;
- стремление к получению удовольствия без волевого усилия т труда;
- пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям;
- повышенная подверженность влиянию взрослых;
- ранее употребление алкогольных и наркотических средств.
К возрастным особенностям несовершеннолетнего свойственна противоречивость, импульсивность, упрямство, противодействие советам и т.д.
3. Одним из основных признаков способа совершения преступления несовершеннолетними, является групповой характер преступлений. Стоит отметить, что способы совершения преступления несовершеннолетними, обуславливается возрастной спецификой. При совершении преступления подростки в основном используют примитивные, неухищренные способы. Отсутствуют целенаправленные заранее продуманные действия.Подготовка к совершению преступления несовершеннолетним нехарактерна.
Меры по сокрытию преступлений несовершеннолетними принимаются крайне редко.
4. Рассматривая вопрос жертвы несовершеннолетнего преступника пришли к выводу о том, что выбор во многом обусловлен свойствами их характера физическими возможностями, а также поведением самого потерпевшего. Так, к жертвам несовершеннолетнего преступника можно отнести лица, которые не могут оказать должного сопротивления подростку: пожилые люди, женщины, одноклассники. Также обладатели ювелирных изделий, сотовых телефонов, выставленных напоказ.
5. Характеризуя обстановку совершения преступлений несовершеннолетними немаловажное значение имеет орудие преступления. Орудиями преступления подростков часто являются предметы, которые были подобраны в ходе совершения преступления, либо которые он может изготовить самостоятельно, например, обрезки труб, заточки, осколки от бутылок и т.д. Орудие преступления зачастую выбрасываются неподалеку от места совершения преступления.
6. Изучив практические материалы, пришли к выводу, что наиболее распространенными местами совершения преступлений подростками являются дворы и подъезды, микрорайон школы где обучается несовершеннолетний. Установление места преступления, чаще всего, дает основание полагать, какое лицо в той или иной степени причастно к совершению преступления.
Данные выводы дают основания полагать, что криминалистическая характеристика обстановки совершения преступления дает возможность следователю получить как можно больше информации об обстоятельствах, которые были до совершения преступления, о том, как обстановка совершения преступления может влиять на выбор способ, орудий, средств совершения преступления.
1) Анненкова Т. С. Обстановка совершения преступления как источник информации // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: Межвузовский сборник научных статей; под ред. В.В. Степанова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2004. Вып. 12. -78 с.
2) Антонян Ю. М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Изнасилования: причины и предупреждение. М., 1990. - 118-123 с.
3) Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. -М.: Юрист,1966. - 146-149 с.
4) Белкин Р.С. Криминалистика: учебник / под ред. Р. С. Белкина. - М.: Норма, 2000. - - 687-688 с.
5) Белкин Р.С. Тактика следственных действий/ Р.С. Белкин, Е.М. Лившиц. М.: Новый Юристъ, 1997. - 164 с.
6) Вандышев В.В. Реализация взаимосвязей жертвы и преступника в раскрытии и расследовании насильственных преступлений. Санкт- Петербург, 1992. - 77 с.
7) Васильченко Г. С. Частная сексопатология. М., 1983. Т. 2. - 101 с.
8) Выготсктй Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, N2, - .114-123 с.
9) Ганичева Е. А. Криминалистическая характеристика личности потерпевших по делам о кражах, грабежах и разбойных нападениях [Электронный ресурс]/ Электр. Дан. URE: http://mir. spbu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=57: mns-15-5- 06&Itemid=32 (дата обращения: 15.04.2018)
10) Головина А.Ю. Расследование грабежей и разбойных нападений. Тула, 2001. - ,37 с.
И) Дмитриева Т.Б., Шостакович Б.В. Агрессия и психическое здоровье
СПб., 2002. - 115-116 с.
12) Егоров Н.Н. Криминалистика для следователей и дознавателей: Научно-практическое пособие /Н.Н. Егоров, Е.П. Ищенко; под ред. А.В. Аничина. М., 2010. - 89 с.
13) Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для Вузов. - М.: Изд-во НОРМА. Изд. Группа НОРМА-ИНФА. М., 2001. - 517 с.
14) Ермолович Е.Ф. «Криминалистическая характеристика преступлений». Минск, 2001. - 303 с.
15) Зуйков Г.Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления. Автореф. дисс. юрид. наук. М., 1970. - 10 с...51