Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«СКАЗОЧКИ» Ф. СОЛОГУБА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВОГО КАНОНА

Работа №191433

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОЛЬКЛОРНАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА: ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 6
1.1. Миф и сказка в творчестве символистов 6
1.2 Жанр сказки: теоретические аспекты 16
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ СКАЗОЧНОГО КАНОНА В СКАЗОЧКАХ Ф. СОЛОГУБА 23
2.1. Актуализация «памяти жанра» и трансформация основных
жанрообразующих элементов в сказочках 23
2.2. Мотив сна в сказочках 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название работы «Сказочки» Ф. Сологуба: трансформация жанрового канона» предполагает изучение поэтики малых прозаических форм из цикла «Сказочки» Ф. Сологуба. Термином «сказочки» автор определяет произведения разной жанровой природы - притчи, страшные истории, анекдоты, сказки, бытовые сценки, колыбельную, в поэтике которой синтезируются разные жанры. Для исследования были выделены произведения, в которых сохраняется и актуализируется «память жанра» фольклорной сказки, а также рассмотрена трансформация структурносодержательных компонентов жанрового канона в воссоздании авторской картины мира.
Актуальность работы определяется изучением поэтики малых прозаических форм Ф. Сологуба, которые долгое время оставались вне поля исследовательских интересов. Сказочки представляют собой
экспериментальные художественные формы, в которых творчески осваивается долитературный опыт словесности, что представляет интерес как с точки зрения развития литературной сказки в творчестве писателя- символиста, так и диалога модернизма XIX-XX веков с фольклором и народной культурой в целом. В сказочках преломляются принципиально значимые мотивы и образы прозы и поэзии Ф. Сологуба, что раскрывает новые грани творческой индивидуальности писателя.
В последние годы к сказочкам обращаются в контексте исследования малой прозы (А. Р. Магалашвили), в работе о сказке в творчестве символистов, но только политические сказки (М. П. Гецевичюте). Н. Барковская - в свете будущего - связь с Д. Хармсом. Предпринимаются попытки типологизации текстов. Ряд работ по сказочкам М. М. Павловой, целью которых является общий обзор и постановка некоторых вопросов. Все исследователи отмечают экспериментальную новизну произведений, их синкретическую жанровую природу.
Новизна работы определяется выбором материала и ракурсом его исследования. Была предпринята попытка рассмотреть поэтику «Сказочек» в аспекте освоения писателем жанрового канона сказки, выявляя формы и способы его трансформации. В работе впервые производится анализ семантики и функций мотива сна в прозаических миниатюрах Ф. Сологуба.
Цель исследования - анализ форм и способов трансформации жанрового канона сказки в поэтике прозаических миниатюр Ф. Сологуба.
Для выполнения цели следует выполнить такие задачи:
1) Изучить исследовательскую литературу по культуре «конца века», по творчеству Ф. Сологуба и мотивировать обращение писателя-модерниста к мифу и фольклору.
2) Выявить в поэтике и семантике «Сказочек» структурносодержательные элементы сказочного канона («памяти жанра» сказки)
3) Сделать анализ пространственно-временной, сюжетнокомпозиционной и субъектной организации прозаических миниатюр, выявить приемы и способы трансформации сказочного архетипа
4) Проанализировать воплощение мотива сна в сказочках, определить его семантику и художественную функцию.
Материалом для работы является текст произведений представленный в «Собрании сочинений в 12 томах, СПб.: Шиповник, 1909-1912» том 10 [72].
Предмет анализа: структурно-содержательные элементы сказочного канона в поэтике «Сказочек»; мотив сна в сюжетах миниатюр «Во сне», «Палочка», «Бай», «Та самая», «Спатиньки», «Сны».
В работе были использованы методы целостного анализа художественного произведения, методы историко-генетического, жанрового и мотивного анализа. По теории жанра и жанровой поэтике сказки опирались на работы М. М. Бахтина, В. П. Аникина, В. Я. Проппа, С.Н. Бройтмана, Н.Д. Тамарченко, М. Н. Липовецкого, Л.В. Овчинниковой, М. П. Гецевичюте; по культуре рубежа веков и творчеству Ф. Сологуба на работы З.Г. Минц, М. А. Воскресенской, С. А. Самсоновой, М. М. Павловой, А. Р. Магалашвили и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью работы был анализ форм и способов трансформации жанрового канона сказки в поэтике прозаических миниатюр Ф. Сологуба. Мы рассматривали «Сказочки» с точки зрения «памяти жанра» фольклорной сказки.
Анализ основных структурно-содержательных компонентов художественных текстов (пространственно-временной, сюжетнокомпозиционной и субъектной организации) позволил выявить приемы и способы трансформации сказочного архетипа в воссоздании авторской картины мира.
В результате анализа мы пришли к следующим выводам:
1. Обращение Ф. Сологуба к долитературному опыту словесности не было случайным. Оно обусловлено как индивидуальными эстетическими исканиями писателя, так и общемодернистским интересом к мифу и фольклору в эпоху Серебряного века.
2. «Сказочки» - это название цикла и авторское определение собранных в нем произведений. «Сказочки» Ф. Сологуба - это художественные тексты разной жанровой природы - притчи, страшные истории, бытовые сценки, анекдоты, сказки. Анализ основных структурносодержательных компонентов художественных текстов (пространственновременной, сюжетно-композиционной и субъектной организации) позволил выявить приемы и способы трансформации сказочного архетипа в воссоздании авторской картины мира. В сказочках Ф.Сологуба фрагментарно, на разных уровнях текста Ф. Сологуб проявляются формально-содержательные элементы волшебной, докучной, бытовой, сатирической сказки, в основном в редуцированном виде (словесные формулы - «жили были», «Тут сказка и кончилась»; приемы построения кумулятивного сюжета - трехкратный повтор действий персонажей; неопределенность пространственно-временной организации и т.д.).
3. Ф.Сологуб использует потенциально заложенные в жанре сказки возможности - ее синтетическую природу, способность соединять жанровые начала притчи, анекдота, новеллы. В поэтике миниатюр Ф.Сологуба синтезированы разные жанровые интенции: в бытовую сценку включается докучная сказка «Про белого бычка», сказочка «Кусочек сахару» строится по модели докучной сказки и анекдота; в поэтике «Благоуханного имени» синтезированы структурно-содержательные элементы волшебной сказки, легенды и притчи; в сказках «Бай» и «Спатиньки» актуализируются мифологические представления, включается колыбельная и т.д. «Сказочки» представляют собой новые жанровые образования, в которых семантика жанра сказки присутствует фрагментарно, но именно она способствует обобщению частной ситуации и придает им притчеобразный характер.
4. Анализ традиционного для творчества Ф. Сологуба мотива сна в «Сказочках» позволил выявить неоднозначную его неоднозначную семантику и важную роль в воссоздании антиномичной картины мира автора.
5. Центральной фигурой в миниатюрах является повествователь, который демонстрирует иронию, парадоксальность мышления и приемы словесной игры.
6. В «Сказочках» Ф. Сологуба авторская воля преобладает над устоявшимся каноном. Автор создаёт художественный мир по своим эстетическим законам. Прежде всего, в нем нет конфликта добра и зла, торжества справедливости, моральные категории взаимопроникаемы, нет четкой оценочной позиции и гармонизации хаоса, мир, по Сологубу, противоречив и непознаваем. Можно сказать, что в воссоздании своего видения мира в «Сказочках» Ф. Сологуб возвращается к мифу.



1. Аникин В. П. О чем говорится в сказке // Русская народная сказка. - М. : Худож. лит., 1984. - С. 9-43.
2. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М. : Высш. шк., 2001. - 725 с.
3. Аникин В. П. Сказка и время // Сказки народов мира в 10 т. Т. 2 : Сказки русских писателей XX века / сост., вступит. ст и примеч. В. П. Аникина. - М. : Дет. лит., 1994 - С. 3-16.
4. Аникин В. П. Теория фольклора. Курс лекций. - М. : КДУ, 2007. - 432 с.
5. Барковская Н. В. «Сказочки» Ф. Сологуба и «Случаи» Д. Хармса [Электронный ресурс] // «Странная» поэзия и «странная» проза / сост. Е. Яблоков, И. Лощилов. - М. : Пятая страна, 2003. - URL: http://www.d- harms.ru/library/skazochki-sologuba-i-sluchai-harmsa.html (дата обращения 16.06.2018).
6. Белый А. Символизм и философия культуры [Электронный ресурс] // Символизм как миропонимание. - М. : Республика, 1994. - URL: https://ruslit.traumlibrary.net/book/beliy-simvolizm-kak-miroponimanie/beliy- simvolizm-kak-miroponimanie.html (дата обращения: 06.02.2019).
7. Бердяев Н. А. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» (к десятилетию «Пути») [Электронный ресурс] // Путь. - 1935. - № 49. - URL: http: //www.odinbl ago .ru/path/49/1 (дата обращения: 09.05.2020).
8. Бердяев Н. А. Творчество и мистика. Оккультизм и магия [Электронный ресурс] // Смысл творчества (Опыт оправдания человека) / М. : Г.А.Леман, С.И.Сахаров, 1916. - URL: http: //www.odinblago .ru/smisl tvorchestva/13 (дата обращения: 09.05.2020).
9. Берегулева-Дмитриева Т. Чувство таинственности мира // Сказка Серебряного века / сост. и коммент. Т. Берегулевой- Дмитриевой. - М. : Терра , 1994. - С. 7-28.
10. Блок. А. А. Письма о поэзии // Собрание сочинений в 8 т. Т. 5 : Проза 1903-1917 / под ред. В. Н. Орлова, А. А. Суркова, К. И. Чуковского. - М., Л. : гос. изд-во худож. лит., 1962. - С. 277-301.
11. Блок. А. А. Поэзия заговоров и заклинаний // Собрание сочинений в 8 т.
Т. 5 : Проза 1903-1917 / под ред. В. Н. Орлова, А. А. Суркова, К. И. Чуковского. - М., Л. : гос. изд-во худож. лит., 1962. - С. 36-65.
12. Блок. А. А. Творчество Федора Сологуба // Собрание сочинений в 8 т. Т.
5 : Проза 1903-1917 / под ред. В. Н. Орлова, А. А. Суркова, К. И. Чуковского. - М., Л. : гос. изд-во худож. лит., 1962. - С. 160-163.
13. Бройтман С. Н. Жанровый канон и мышление жанрами // Теория литературы в 2 т. Т. 2 : Историческая поэтика / под ред. Н.Д.Тамарченко. - М. : Академия, 2004. - С. 189-194.
14. Бройтман С. Н., Тамарченко Н.Д., Тюпа В. И. Жанр // Теория литературы в 2 т. Т 1. : Теория художественного дискурса теоретическая поэтика / под ред. Н.Д.Тамарченко. - М. : Академия, 2004. - С. 361-372.
15. Брюсов В. Я. Федор Сологуб как поэт // Собрание сочинений в 6 т. Т. 8 (дополнительный) : Стихотворения. Рассказы - М. : Интелвак, 2004 - С. 523-530.
..82


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ