Введение 3
Раздел 1. Концепция проекта “ВИДЕО: краткое руководство по созданию видеоконтента на базе YouTube”
1.1. Создание видеоконтента как компетенция PR-специалиста: теоретические
аспекты 8
1.2. Выявление востребованности в разработке руководства по созданию
видеоконтента в социальных сетях среди PR-специалистов 13
1.3. Особенности схемы видеопродакшена: разработка, пре-продакшн, продакшн и
постпродакшн 14
1.4. Апробация схемы видеопродакшена в рамках коммуникационной кампании для кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ
(видеопроект “Кафедра” и специальное мероприятие “Миру-Мир”) 17
1.5. Концепция проекта “ВИДЕО: краткое руководство по созданию видеоконтента
на базе YouTube”: цель, задачи, продукт, ресурсы, риски 18
Раздел 2. Механизм реализации проекта “ВИДЕО: краткое руководство по созданию видеоконтента на базе YouTube”
2.1. Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием работ,
с указанием времени, необходимого на реализацию 21
2.2. Поэтапный план реализации проекта 22
2.3. Критерии оценки эффективности реализации проекта 36
Раздел 3. Отчет о реализации проекта “ВИДЕО: краткое руководство по созданию видеоконтента на базе YouTube” 37
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 66
Приложения 71
Актуальность. Условия информационно-сетевого общества с его стремительным развитием цифровых информационно-коммуникационных технологий привели к трансформации большинства систем как экономических, так и социокультурных отношений. Постепенно произошли изменения на рынке труда. Востребованными в этих обстоятельствах стали специалисты, способные создавать и управлять сложившейся реальностью - конструировать медиапространство . В свою очередь, само медиапространство порождает и модифицирует как инструменты работы специалистов по связям с общественностью, рекламистов, маркетологов, так и новые профессии SMM-специалистов, контент и коммьюнити-менеджеров и др. Новые инструменты, профессии - все это результат возникновения и перманентной модернизации цифровых информационнокоммуникационных технологий, в частности сети интернет, социальных сетей и платформ, существенно повлиявших на коммуникацию базисных субъектов с их аудиториями. И теперь, мы можем отметить, что все больше российских компаний обращают внимание на интернет аудиторию, с которой они взаимодействуют при помощи услуг специалистов по продвижению.
PR-специалист - это не просто человек, который должен обладать определенными навыками, компетенциями в области контента, т.е. что транслировать общественности базисного субъекта, но и как транслировать - обладать актуальными цифровыми навыками или digital skills. Вопросы развития компетенций PR-специалиста регулярно обсуждаются на профессиональных форумах и конференциях. Эксперты определили, что визуальный тип контента, в большей степени, предпочтителен среди аудитории в социальных сетях, и избрали производство видеоконтента как наиболее актуального инструмента работы PR- специалиста.
Проблемная ситуация состоит в том, что в большинстве своем, PR-специалисты, работающие в социальных сетях (в том числе, SMM, контент-менеджеры) не обладают базовыми навыками по производству видеоконтента. И чтобы таким специалистам быть востребованными и успешными на рынке труда придется выработать навыки по работе с видео. Здесь и кроется опасность ввиду того, что на начало 2019 года, трудно найти специализированную, емкую и современную литературу, особенно на русском языке4 по производству видео для социальных сетей, а изучать отдельными курсами искусство режиссуры, сценарной, операторской работы, видеомонтажа не представляется целесообразным, потому что требуется овладеть лишь базовыми навыками по съемке, постановке кадра, написанию сценария и пр. Итак, существует проблема в недостаточности знаний и умений у PR-специалистов по производству видеоконтента. Отсюда мы определим объект, предмет и цель нашей выпускной квалификационной работы.
Объектом являются профессиональные компетенции PR-специалиста. Предметом - создание видеоконтента как профессиональная компетенция PR-специалиста.
Цель выпускной квалификационной работы заключена в попытке разработать базовые рекомендации, краткое руководство по созданию видеоконтента для PR-специалистов. Для достижения цели, были поставлены следующие большие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты создания видеоконтента как компетенция PR- специалиста;
2. Провести исследование по выявлению востребованности в разработке руководства по созданию видеоконтента в социальных сетях как продукта для повышения профессиональных компетенций среди целевой аудитории (PR-специалистов) в условиях информационно-сетевого общества.
3. Составить черновой шаблон-схему с основными этапами по созданию видео, а именно цепочку: разработка, пре-продакшн, продакшн и постпродакшн.
4. Опробовать схему видеопродакшена в рамках коммуникационной кампании для кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ (видеопроект “Кафедра” и специальное мероприятие “Миру-Мир” ).
5. Отредактировать схему видеопродакшена и разработать базовые рекомендации в виде электронного и печатного руководства “ВИДЕО: краткое руководство по созданию видеоконтента на базе YouTube” .
Для реализации цели и задач выпускной квалификационной работы понадобились материально-технические и финансовые ресурсы: программно-сервисное обеспечение, техническое, съемочное и монтажное оборудование, а также услуги по типографии.
Для понимания сложности данного проекта, приведем последовательный перечень основных этапов с их кратким содержанием работ и указанием времени реализации того или иного этапа, где можно увидеть путь длиною в несколько лет к разработке руководства, который проделал автор данной выпускной квалификационной работы.
1 этап. Изучение схемы видеопродакшена. Изучение происходило в рамках дисциплины “Профильная мастерская” в студии новомедийных технологий при НИ ТГУ. Сроки реализации: сентябрь 2016-май 2017.
2 этап. Апробация схемы видеопродакшена посредством реализации видеопроекта “Кафедра” и специального мероприятия “Миру - мир”. Практика видеопродакшена проходила в условиях коммуникационной кампании для кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ. Сроки реализации: сентябрь 2017-апрель 2019.
3 этап. Исследование по выявлению востребованности в разработке руководства по созданию видеоконтента в социальных сетях как продукта для повышения профессиональных компетенций среди целевой аудитории (PR-специалистов). Исследование проводилось в требованиях дисциплины “Маркетинговое исследование и ситуационный анализ”. Сроки реализации: сентябрь 2018-декабрь 2018.
4 этап. Разработка электронного и печатного руководства “ВИДЕО: краткое руководство по созданию видеоконтента на базе YouTube”. Авторское аккумулирование предыдущих этапов. Сроки реализации: апрель 2019-май 2019.
Конечным продуктом проекта станет разработанные базовые рекомендации в виде электронного и печатного руководства “ВИДЕО: краткое руководство по созданию видеоконтента на базе YouTube”. Побочным продуктом проекта стала реализация коммуникационной кампании для кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ (видеопроект “Кафедра” и специальное мероприятие “Миру-Мир”).
Критерии оценки эффективности реализации проекта. Целесообразность и практическая значимость руководства оценивается экспертами в области медиакоммуникаций: 1) экспертное мнение от доктора философских наук, кандидата педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой социальных коммуникаций Томского государственного университета Ирины Кужелевой-Саган . 2) независимая экспертиза от Андрея Валькевича - руководителя профессиональной студии видеопроизводства и анимации Dream KeyStudio . Побочный продукт - видеопроект “Кафедра” и “Миру Мир” оценивается такими показателями как охват и посещаемость официальных страниц в социальных сетях (ВКонтакте, YouTube) за период до, во время и после запуска коммуникационной кампании.
В качестве возможных рисков для проекта выступает, во-первых, не реализация исследования по выявлению востребованности в разработке руководства по созданию видеоконтента в социальных сетях как продукта для повышения профессиональных компетенций среди целевой аудитории (PR-специалистов) в условиях информационносетевого общества. Во-вторых, исследование может выявить, невостребованность будущего руководства у целевой аудитории. В-третьих, составленная черновая схема с основными этапами по созданию видео будет неверной и по ней невозможно будет работать. В- четвертых, не получится опробовать схему видеопродакшена в рамках коммуникационной кампании для кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ (видеопроект “Кафедра” и “Миру-Мир”) из-за того, что эти проекты будут просто не реализованы по разным причинам. В-пятых, в условиях выпускной квалификационной работы, автор просто не успеет разработать базовые рекомендации в виде электронного и печатного руководства.
При составлении теоретической базы автор опирался на постнеклассические концепции, такие как “сетевое общество” М.Кастельса [34,35,57], “общество-сеть” Э.Тоффлера [59], нетократия А.Барда и Я.Зодерквиста [24], “понимание-медиа: внешние расширения человека” М.Маклюэна [41,42], hard, soft skills Д.Макклэланда [32], digital skills Я.Ван Дейка и А.Ван Дюрсэна [9], четвёртая промышленная революция К.Шваба [62], теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса (YouTube канал как коммуникативная площадка, “место встречи с общественностью”) [63]. Из неклассических концепций социальности автор основывался на структурализме В.Проппа (морфология волшебной сказки и сценарное искусство) [49,50], идеях Ж.Лакана (о психологии зрителя) [44], работах семиотиков Р.Барта и У.Эко, Ю.Лотмана [39,52,54]. По режиссуре, сценарному, операторскому, монтажному искусствам за основу взяты работы С.Эйзенштейна, Л.Кулешова, С.Станиславского, С.Люмита, Д.Линча, Дж.Барнуэла, А.Митта, Д.К. Ирвинга и П.В.Ри, Б.Снайдера и Академии для авторов YouTube [38,25,46,31,56,23]. Интересны работы по контенту Д.Вюббена, Д.Халилова [61], Л.Оддена и др. Помимо вышеперечисленной литературы автор опирался на отчеты, доклады, презентации мировых исследовательских организаций, таких как Европейская комиссия, ОЭСР, Международный союз электросвязи, RAND, TechCast, Shaping Tomorrow, Battelle, Lux Research, Gartner, TrendHunter, Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG и др.[33,2,3,11,12,14,16,17,19,20,21,22], профессиональные стандарты PR-специалиста (ФГОС 3+ и РАСО) [51,64].
Методы, задействованные в работе: сбор, анализ вторичных данных и информации (научные публикации по социологии, философии, психологии, культурологии и экономики); контент-анализ; анализ статистики; сравнение; классификация; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики создания видеоконтента для социальных медиа (YouTube); экспертное интервью, групповое структурированное интервью, фокус-группа, интернет-опрос через Google форму; проектная методология Scrum [53].
Практическая ценность работы заключена в полученных базовых рекомендациях, а именно в разработанном кратком руководстве по созданию видеоконтента. Данная работа рекомендована специалистам по связям с общественностью, рекламистам, маркетологам, SMM-специалистам, контент и комьюнити-менеджерам и всем тем, кто работает в сфере новых медиа.
Выпускная квалификационная работа имеет структуру проектного типа и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, а также материалов проекта в виде приложений. Первый раздел носит теоретический характер. В нем раскрываются специфика профессиональных компетенций, в частности для PR- специалистов; феномен визуализации контента; обосновывается актуальность компетенции по созданию видеоконтента для PR-специалиста. Далее приводится исследование по выявлению востребованности разработки специализированного руководства по созданию видеоконтента для расширения компетенции PR-специалиста. На основании выводов исследования разрабатывается концепция проекта. В этом же разделе приводятся особенности видеопродакшена как процесса. Во втором разделе описан механизм реализации проекта, в третьем разделе - отчет о реализации проекта.
Население нашей планеты растет с каждым днем, на период мая 2019 года оно составило 7,703,973 259 человек. Довольно большая цифра, но что вы скажете, если узнаете, что следующие три цифры 6,193,166 510; 4, 208, 194 827; 4, 109, 963 370 - это число просмотров трех разных видео на YouTube в этом же месяце.
75 миллионов человек в США смотрят онлайн-видео каждый день.1' Просто упомянув слово «видео» в строке темы электронного письма, рейтинг кликов увеличился на 13%. Почти 50% всего видео просматривается на мобильном устройстве. В 2019 году интернет-видео трафик составляет 80% всего потребительского интернет-трафика. Видео продолжительностью до 2 минут получают наибольшую заинтересованность среди интернет-аудитории.
Для описания сложившейся ситуации уместно процитировать известного маркетолога, копирайтера, профессионала, входящего в рейтинг LinkedIn “ТОП 25 экспертов в области социальных медиа” Барри Фельдмана: “Если вы до сих пор не освоили видео, вы просто сидите на обочине и смотрите вслед пролетаюгцему мимо времени ”.
Выпускная квалификационная работа “Создание видеоконтента как профессиональная компетенция PR-специалиста” представляет собой ответную реакцию автора на складывающиеся условия. С помощью видео можно достичь следующих PR целей:
1. создание корпоративной индивидуальности и позиционирование;
2. завоевание доверия клиентов;
3. завоевание расположения правительства, инвесторов и поставщиков;
4. поддержка морального состояния сотрудников на необходимом уровне;
5. создание долговременных отношений со СМИ;
6. изменение корпоративного имиджа и создание престижа и положительной репутации компании;
7. разрешение недоразумений;
8. принятие мер в отношении неблагоприятных публикаций;
9. привлечение и удержание ценных сотрудников;
10. продвижение продукции или услуг;
43 Ramona Sukhraj, 14 Reasons Why You Need to Use Video Content Marketing, https://www.impactbnd.coin/blog/video-content-the-iinportance-of-video-inarketing
11. создание узнаваемости и понимания потребителями заданной концепции компании на новых рынках;
12. принятие мер в отношении благоприятных возможностей и спорных вопросов;
13. усиление эффекта от проведения спонсорских мероприятий.
При всей ясности в понимании видеоконтента как тренда и мощного инструмента, существует проблемная ситуация. Наблюдается высокий спрос на специалистов (PR- специалист, SMM, контент, комьюнити-менеджер), которые умеют работать с видео, но в большинстве своем, PR-специалисты, работающие в социальных сетях (SMM, контент-менеджеры) не обладают базовыми навыками по производству видеоконтента. И чтобы таким специалистам быть успешными на рынке труда придется выработать навыки по работе с видео. Здесь и кроется опасность ввиду того, что в настоящий момент, трудно найти специализированную, емкую и современную литературу (особенно на русском языке) по производству видео для социальных сетей, а изучать отдельными курсами искусство режиссуры, сценарной, операторской работы, видеомонтажа не представляется целесообразным, потому что требуется овладеть лишь базовыми навыками по съемке, постановке кадра, написанию сценария и пр. Из этого вытекает проблема - в недостаточности знаний и умений у PR-специалистов по производству видеоконтента.
Учитывая все вышеперечисленное, автором работы была поставлена цель - попытка разработать базовые рекомендации, краткое руководство по созданию видеоконтента в социальных сетях для повышения профессиональных компетенций PR-специалистов. Цель была реализована в электронном и печатном руководстве “ВИДЕО: краткое руководство по созданию видеоконтента на базе YouTube”, см.Приложение Е.
На разработку руководства повлияло исследование по выявлению востребованности в разработке руководства по созданию видеоконтента в социальных сетях как продукта для повышения профессиональных компетенций среди целевой аудитории (PR-специалистов) в условиях информационно-сетевого общества. Благодаря исследованию был получен список актуальных тем по видеопроизводству и определена предпочтительная для целевой аудитории интернет-платформа - YouTube.
Выявить проблемные места для начинающих видеомейкеров позволило составление черновой схемы с основными этапами по созданию видео, а именно цепочка: пре-продакшн, продакшн и постпродакшн и апробация этой схемы в рамках коммуникационной кампании для кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ (видеопроект “Кафедра” и специальное мероприятие “Миру-Мир”).
В итоге, результаты исследования и практическое применение схемы легли в основу руководства, где описываются этапы видеопродакшена, от зарождения идеи до выкладывания готового ролика на YouTube. Ниже список тем из руководства:
• Описание возможностей YouTube при работе с видео;
• Как реализовать свою идею с помощью видео;
• Как написать хороший сценарий;
• Зачем нужна раскадровка;
• Как составить график съемок;
• Как спланировать съемочный бюджет;
• Как правильно оформить видео (разработка собственного визуального стиля);
• Как выстроить композицию (ракурс) в видео;
• Как настроить освещение;
• Как записать качественный звук;
• Работа с музыкой;
• Монтаж видео;
• Тренды в видеопродакшене.
Закономерным видится вопрос, как узнать, что видео снял PR-специалист, а не просто любитель кинематографа. PR-специалист всегда имеет конкретную цель, а именно:
создание корпоративной индивидуальности и позиционирование;
завоевание доверия клиентов;
завоевание расположения правительства, инвесторов и поставщиков;
поддержка морального состояния сотрудников на необходимом уровне;
создание долговременных отношений со СМИ;
изменение корпоративного имиджа и создание престижа и положительной репутации компании;
разрешение недоразумений;
принятие мер в отношении неблагоприятных публикаций;
привлечение и удержание ценных сотрудников;
продвижение продукции или услуг;
создание узнаваемости и понимания потребителями заданной концепции компании на новых рынках;
принятие мер в отношении благоприятных возможностей и спорных вопросов; усиление эффекта от проведения спонсорских мероприятий.
Именно цель определяет все содержание видео, но самое главное определяет идею. Идея - это ментальная конструкция, которую можно понять, оценить, сохранить и под влиянием которой можно измениться.
И если видеоконтент как инструмент обладает мощной силой, так почему бы PR-специалистам не научиться играть на нем?
1. Connect-Universum - 2014 : сборник материалов V Международной научнопрактической интернет-конференции. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. - 256 с.
2. Deloitte Touche Tohmatsu, международная сеть компаний, оказывающих услуги в области консалтинга и аудита. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/ru/ru.html дата обращения 01.03.2019
3. Ernst & Young, британская аудиторско-консалтинговая компания. Режим доступа: https://www.ev.com/en gl дата обращения 01.03.2019
4. Forbes. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/tehnologii/370385-iskusstvennvv-intellekt- mnogoobeshchavushchava-investiciva-i-filosofskava-ideva дата обращения 17.03.2019
5. Gartner, исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках информационных технологий. Режим доступа: https://www.gartner.com/en дата обращения 01.03.2019
6. HeadHunter Российская компания интернет-рекрутмента [Электронный ресурс]. Режим доступа https://hh.ru
7. IBM Режим доступа: httos://www.ibm.com/ru-ru/?ar=l дата обращения 01.03.2019
8. Internet Movie Database (IMDb) — крупнейшая в мире база данных и веб-сайт о кинематографе [Электронный ресурс]. Режим доступа IMDb.com
9. Jan A. G. М. Van Dijk, Alexander Van Deursen Digital Skills: Unlocking the Information Society (Digital Education and Learning) // AIAA, 2014, 204 p.
10. Jean Burgess and Joshua Green, YouTube: Online Video and Participatory Culture, Cambridge, UK: Polity Press, 2009, 172 pages.
11. KPMG, аудиторско-консалтинговых фирма. Режим доступа: https://home.kpmg дата обращения 07.03.2019
12. Lux Research, независимая исследовательская и консультационная фирма Режим доступа: http://www.luxresearchinc.сот/ дата обращения 01.03.2019
13. Mikova N., Sokolova А. (2014) Global Technology Trends Monitoring: Theoretical Frameworks and Best Practices. Foresight-Russia, vol. 8, no 4, pp. 64-83
14. Morgan Stanley Режим доступа: https://www.morganstanlev.com/ дата обращения 01.03.2019
15. PR 2018 - международная конференция
..64