Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвометодические возможности языковых платформ, ориентированных на обучение говорению и аудированию студентов из Узбекистана

Работа №191418

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы74
Год сдачи2024
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
ГЛАВА 1 Особенности обучения русскому языку учащихся из ближнего зарубежья 8
1.1. Виды речевой деятельности в аспекте методики преподавания русского языка
как неродного 8
1.2. Цифровизация современного образовательного процесса в Узбекистане и
понятие образовательной платформы 20
ГЛАВА 2 Лингвометодические возможности языковых платформ при обучении аудированию и говорению 26
2.1. Лингвометодические возможности языковых платформ для изучения русского
языка в России и Узбекистане 31
2.2. Онлайн-упражнения на говорение и аудирование для студентов из
Узбекистана 55
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 70
Приложение 76


В настоящее время информационные технологии играют важную роль в образовании, обеспечивая доступ к разнообразным образовательным ресурсам. В Узбекистане изучение русского языка имеет особое значение, так как он является одним из национальных языков страны и важен для сферы международных отношений, туризма, бизнеса и культуры. В связи с этим использование образовательных интернет-ресурсов, ориентированных на изучение русского языка, становится все более актуальным и востребованным.
В современном мире, который активно развивается под влиянием глобализации и цифровых технологий, процесс обучения претерпевает значительные изменения, особенно в области освоения иностранных языков. В Узбекистане русский язык продолжает играть ключевую роль в межкультурном диалоге, являясь одним из шести официальных языков ООН, сохраняя свою значимость как основное средство общения в постсоветском пространстве, включая Узбекистан. Благодаря историческим, культурным и экономическим отношениям между Россией и Узбекистаном, знание русского языка предоставляет узбекистанцам обширные возможности для жизни и работы. Например, узбекские студенты, владеющие русским языком, могут иметь доступ к качественному образованию в российских университетах, а также к проведению научных исследований, так как Россия является одним из мировых центров образования и науки.
Интернет-ресурсы открывают новые горизонты для обучения, в т. ч. дистанционного. Данная работа посвящена всестороннему обзору и анализу лингвометодических возможностей интернет-платформ, приложений, веб-сайтов, каналов, предназначенных для изучения русского языка в Узбекистане, в том числе в аспекте обучения аудированию и говорению.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы новые информационные технологии определяют направление изменений в сфере образовательных технологий как в мире в целом, так и в Узбекистане и России. Это важное направление, поскольку растущий интерес к изучению русского языка требует разработки эффективных методов и инструментов обучения. Внедрение передовых компьютерных и телекоммуникационных технологий становится катализатором для создания инновационных методик и подходов к обучению, способствует появлению таких форм образования, как дистанционное обучение и обучение непосредственно на месте работы. Это можно рассматривать как образовательную революцию, которая приводит к формированию совершенно новой системы образования, соответствующей требованиям информационного общества.
В условиях глобализации и укрепления экономических и культурных связей с русскоязычными странами, владение русским языком приобретает все большую значимость для узбекского общества. Интернет-ресурсы предоставляют широкий доступ к обучающим материалам, позволяют индивидуализировать процесс обучения и развивать коммуникативные навыки учащихся. Такое исследование поможет определить эффективные методики и ресурсы для обучения русскому языку в Узбекистане, что в свою очередь способствует повышению качества образования и укреплению языковой компетенции учащихся.
Данная работа актуальна в связи с тем, что платформы используются в ближнем зарубежье с недавних пор. При этом важно понимать различия в методике преподавания русского языка как иностранного (далее РКИ) для студентов дальнего и ближнего зарубежья. Аудирование и говорение являются сложными видами речевой деятельности, поэтому в исследовании внимание обращено к ним.
В последние годы возникло значительное увеличение интереса к созданию и использованию платформ в контексте изучения иностранных языков, включая русский язык. Несмотря на это, методические исследования в этой области все еще относительно редки. В работе Ф.З. Умаровой, сотрудника факультета филологии и обучения языкам Узбекского государственного университета мировых языков, описано использование интернет-ресурсов в образовании [Умарова, 2017]. Целью исследования было систематизировать и обобщить доступные образовательные и другие интернет- ресурсы, а также проанализировать способы их использования в образовательном процессе. Кроме того, есть несколько международных конференций и журналов, которые публикуют исследования в области языковых платформ и обучения русскому языку, например: Journal of Language and Education, International Journal of Educationa lTechnology, ReCALL (the Journal of the Association for Language Learning Technology). В целом, исследований в области обучения русскому языку посредством языковых платформ не так много, но они начинают появляться, и это направление будет только развиваться в будущем.
В отличие от других исследований, настоящая работа фокусируется на изучении возможностей языковых платформ, специально предназначенных для обучения навыкам говорения и аудирования как наиболее трудных для освоения иностранцами. Кроме того, в диссертации представлены авторские упражнения, разработанные для улучшения данных навыков в формате онлайн у студентов из Узбекистана, которые предполагает использование определенных техник и инструментов. Эти задания позволяют применить и проверить новые подходы к обучению языку через современные образовательные технологии. Уникальность исследования заключается в адаптации существующих методик обучения к специфике восприятия и практики РКИ, что открывает новые перспективы в области языкового образования. Таким образом, новизна работы связана с исследованием возможности использования языковых платформ при обучении говорению и аудированию студентов из Узбекистана, изучающих русский язык.
Методологическая значимость данной работы состоит в том, что русский язык сегодня является одним из самых распространенных и изучаемых в мире, а платформы по РКИ играют ключевую роль в изучении и распространении русского языка в ближнем зарубежье. Эти платформы предоставляют обширный набор инструментов и ресурсов для обучения практике русского языка, а также способствуют развитию лингвистических навыков и культурного понимания языка.
Материалами исследования послужил широкий спектр ресурсов, начиная от популярных образовательных платформ, таких как Duolingo, до специализированных каналов в Телеграме и на YouTube, предлагающих уникальные методики и материалы. Анализируются функциональные возможности данных ресурсов, содержание учебных программ, интерактивность и доступность ресурсов, а также их влияние на мотивацию и прогресс обучающихся.
Целью данной магистерской диссертации является анализ лингвометодических возможностей образовательных платформ, которые используются для обучения русскому языку в Узбекистане, а также разработка собственной системы онлайн- заданий для развития навыков аудирования и говорения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Анализ существующих языковых платформ, в т.ч. ориентированных на обучение говорению и аудированию, с учетом их лингводидактических особенностей;
2. Изучение потребностей и предпочтений студентов из Узбекистана в контексте обучения говорению и аудированию на русском языке;
3. Разработка собственных платформенных упражнений, направленных на развитие навыков говорения и аудирования и адаптированных к потребностям студентов из Узбекистана.
Объектом исследования являются языковые платформы, ориентированные на обучение русскому языку, в т.ч. учащихся из Узбекистана.
Предмет исследования - лингвометодические возможности языковых платформ в процессе обучения говорению и аудированию.
Теоретическая значимость данной магистерской диссертации заключается в том, что она представляет собой не просто анализ лингвометодических возможностей образовательных платформ, но и исследование потребностей и предпочтений студентов из Узбекистана в контексте обучения говорению и аудированию на русском языке. Это позволит выявить сильные и слабые стороны существующих языковых платформ, что может быть учтено в методическом осмыслении принципов разработки системы онлайн-упражнений, которая будет адаптирована к особенностям и потребностям конкретной аудитории.
Практическая ценность состоит в том, что диссертация предлагает обзор современных интернет-ресурсов, а также собственную систему заданий, которые могут быть использованы для самостоятельного изучения русского языка или как дополнение к классическим методам обучения. Разработанные онлайн-задания представляют собой методический инструмент не только для студентов, но также могут быть применены в институтах переподготовки учителей русского языка в узбекских школах. Учитывая тот факт, что не все преподаватели узбекских школ обладают высоким уровнем навыков говорения и аудирования, разработанные методики и материалы этого исследования могут внести значительный вклад в повышение качества обучения иностранному языку в школьной среде. Адаптирование подходов и заданий, основанных на выводах диссертации, поможет учителям русского языка эффективнее развивать ключевые языковые навыки у своих учеников, обеспечивая им более качественное образование с учетом специфики узбекской образовательной среды. Также результаты работы могут быть использованы потенциальными разработчиками языковых платформ, специализирующихся на обучении представителей ближнего зарубежья.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подведем итоги проведенного исследования.
Исследование представляет собой анализ влияния интернет-ресурсов на процесс изучения русского языка в Узбекистане среди студентов и преподавателей. Целью диссертации было выяснить предпочтения и популярные ресурсы, используемые в процессе обучения, а также оценить их эффективность и влияние на развитие языковых навыков. Это исследование подчёркивает важность интеграции цифровых инструментов в образовательный процесс и демонстрирует, как современные технологии могут обогатить и упростить изучение языков.
В ходе исследования проведен онлайн-опрос среди студентов из Узбекистана и учителей русского языка. Результаты представляют интересную динамику в выборе студентами и учителями определенных платформ. Отмечается, что многие из них предпочитают использовать Telegram и YouTube в качестве основных источников информации и обучения. Это может быть связано с удобством использования данных платформ, доступностью контента на них, а также возможностью общения и обмена информацией с другими участниками.
Из результатов опроса становится ясно, что онлайн-ресурсы играют значительную роль в процессе изучения русского языка. Telegram и YouTube представляют собой важные инструменты, которые активно используются как студентами, так и преподавателями. Благодаря доступу к образовательным каналам и видеоурокам, пользователи могут расширить свои знания и навыки в изучении языка в удобное для них время. Эти результаты опроса могут послужить основой для дальнейшего исследования в области эффективности онлайн-обучения и его влияния на процесс изучения русского языка. Разработка специализированных образовательных программ и материалов на основе предпочтений студентов и преподавателей может улучшить качество обучения и помочь достигнуть лучших результатов в изучении русского языка в онлайн-формате.
Это исследование подчёркивает важность интеграции цифровых инструментов в образовательный процесс и демонстрирует, как современные технологии могут обогатить и упростить изучение языков.
Также, исследование представляет собой новаторский методический инструмент и упражнение в режиме онлайн, направленное на развитие навыков аудирования и говорения среди студентов из Узбекистана. Учитывая сложность освоения этих навыков для данного контингента учащихся, было разработано специализированное упражнение, интегрированное в конкретную платформу. Разработанные упражнения служат ценным дополнением к традиционным методам обучения и позволяет студентам эффективно практиковать и совершенствовать свои навыки аудирования и говорения.
Перспективы исследования на данную тему включают изучение эффективности использования языковых платформ для обучения говорению и аудированию студентов из Узбекистана, проведение сравнения результатов обучения с использованием различных платформ, анализ особенностей методики преподавания русского языка как неродного в Узбекистане и возможных изменений в контексте цифровизации образовательного процесса, исследование предпочтений студентов из Узбекистана при выборе языковых платформ для изучения русского языка, определение наиболее популярных и эффективных ресурсов, проведение опроса среди студентов из Узбекистана для выявления их потребностей и ожиданий от онлайн-упражнений на говорение и аудирование, сравнительный анализ лингвометодических возможностей языковых платформ для обучения русскому языку как неродному в различных странах, включая Россию и Узбекистан. Эти направления исследования могут помочь расширить понимание о том, как использование языковых платформ может улучшить эффективность обучения говорению и аудированию студентов из Узбекистана и в целом повысить качество образования в этой области.



1. Drops: оригинальный игровой подход к изучению иностранных языков // lifehacker.ru URL: https://lifehacker.ru/drops/ (дата обращения: 24/05/2024).
2. Анисимова Ирина Николаевна, Игнатьева Елена Анатолиевна Трудности освоения русского языка узбекскими студентами (из опыта работы на подготовительном отделении Чувашского государственного университета) // Вестник Марийского государственного университета. 2017. №4 (28). URL: ссылка (https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-osvoeniya-russkogo-yazyka-uzbekskimi- studentami-iz-opyta-raboty-na-podgotovitelnom-otdelenii-chuvashskogo- gosudarstvennogo) (дата обращения: 25.05.2024).
3. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.
4. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. М.; Воронеж, 2002.
5. Вязовская В.В., Данилевская Т.А., Трубчанинова М.Е. Интернет-ресурсы в обучении русскому языку как иностранному: ожидания vs реальность // Русистика. 2020. Т. 18. № 1. С. 69-84.
6. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-obrazovanii (дата обращения: 12.06.2024).
7. Демешкина Т. А., Стаканова Т. К. Языковая платформа как инструмент обучения русскому языку как иностранному // Язык, культура, образование: сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 94 июня 2021 г.) / Отв. сост. Л. В. Попова. Омск, 2021. С. 88-94.23
8. Евдокимова В. Е., Кириллова О.А. ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Современные наукоемкие технологии. . - 04.10.2022. - №9. - С. 120¬125. Евтехнологии. . - 04.10.2022. - №9. - С. 120-125.
9. Евтюгина А. А. Веб-сайты и мобильные приложения : обучение русскому языку как иностранному / А. А. Евтюгина, Т. И. Самойлова // Социокультурное пространство России и зарубежья : общество, образование, язык. Выпуск 7. — Екатеринбург : Ажур, 2018. — С. 69—80.
10. Игоревна С.У. Интернет ресурсы и языковые платформы при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе Интернет ресурсы и языковые платформы при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе [Электронный ресурс] - URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2022/12/02/ internet-resursy-i-yazykovye-platformy (дата обращения: 08.05.2024)
11. И.Л. Колесникова, О.А. Долгина Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков 2019// studfile.net URL: https://studfile.net/preview/9490339/ (дата обращения: 21.06.2024).
12. Кудрявцева Е.Л., Громова Л.Г. Размышление о терминологии и практике преподавания русского языка в мире: русский как иностранный, как неродной и другой родной// Этнодиалоги, 2013. - №2(43). - С. 27-40.
13. Кузнецова А. В. Проект учебно-методического пособия по изучению русского языка как иностранного на интерактивной онлайн-платформе PROGRESSME : магистерская диссертация / А. В. Кузнецова ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский гуманитарный институт, Кафедра русского языка для иностранных учащихся. — Екатеринбург, 2022. — 136 с. — Библиогр.: с. 100-107 (63 назв.).
14. Кузнецова Л.Н. Обучение русской лексике на начальном этапе обучения русскому языку // nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii- yazyk/2016/09/21/obuchenie-russkoy-leksike-na-nachalnom-etape-obucheniya (дата обращения: 17.06.2024).
15. Куликова Н.Ю. Образовательная онлайн-платформа как фактор изучения
интерактивных технологий обучения в условиях сетевого взаимодействия // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4,
https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ...53



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ