ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Содержание понятий «творчество» и «творческое мышление» в философской и психологической теории и практике 8
1.1. Понятие творчества в философии 8
1.2. Творчество в психологической теории и практике 11
1.3. Сущность понятий «творческое мышление» и «креативность» 17
Глава 2 Эмпирическое исследование творческого мышления в системе смысложизненных ориентаций студентов гуманитарных и технических специальностей 23
2.1. Описание выборки и методик, направленных на выявление уровня
развития типов мышления и смысложизненных ориентаций 23
2.2. Результаты эмпирического исследования и их психологическая
интерпретация 29
2.2.1. Описательная статистика 29
2.2.2. Корреляционный анализ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Приложение А 44
Приложение А (продолжение) 46
Приложение Б 47
Приложение Б (продолжение)
Высочайший темп социокультурных перемен принуждает большинство из нас жить в условиях неопределенности. Быстрые экономические преобразования для учащейся молодежи оборачиваются проблемой непредвиденности собственных профессиональных и личных возможностей. На ранних этапах становления личности человек практически не ограничен в выборе жизненных целей. При этом он должен избрать собственный путь развития. Выбор этого пути представляется серьезной проблемой. Ошибка в выборе, нежелание человека работать или прилагать какие-либо усилия к достижению личных целей может привести к задержке личностного становления, не достаточному раскрытию талантов и возможностей, заложенных природой.
Человек формируется как культурно-историческое существо, усваивая материальные и духовные ценности более опытных людей настоящего и прошлого. Холодная пишет, что обычаи, традиции, семья, образование - эти социокультурные факторы являются детерминантами по отношению к темпу интеллектуального развития членов общества [35, с.46]. Период обучения в вузе - это время становления человека, когда личность выходит на новые рубежи осмысления мира, активно усваивает, воспроизводит социальные нормы, социальные роли, что соответствует процессу социализации, и одновременно трансформирует эти содержания в смысловые. Когда прежние ценности уже устарели, студенты ищут новые смысложизненные ориентации и бытийные основания своей жизни. Леонтьев пишет: «Смысложизненные ориентации - это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход» [19, с.8]. Смысловая сфера студентов характеризуется процессами формирования мировоззрения, составления жизненных планов и профессионального самоопределения.
В общественной и профессиональной деятельности увеличивается роль активного творческого отношения личности к саморазвитию и самоактуализации. Важное значение приобретает понимание человеком того, что собственная жизнь определяется достижением целей, которые человек ставит перед собой, для этого необходимы личностные качества и способности. В условиях роста общественной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и умения, которыми он владеет, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной.
Творчество в широком его понимании всегда являлось неотъемлемой частью жизни человека - созидание нового это суть, на которой строится все эволюционное развитие живой материи. В этом смысле можно сказать, что все зарождающееся, обновляющееся, развивающееся, есть продукт творческих сил: «творчество природы и творчество человека лишь разные сферы творчества, несомненно, имеющие общие генетические корни, - пишет Я.А. Пономарев» [28, с.60]. Творчество всегда было связано с чем-то таинственным и непостижимым, поэтому с античных времен ему уделяли особое внимание, и попытки познать суть этого явления не прекращаются до сих пор. Во времена античности вопросами творчества занимались такие философы как Платон, Аристотель и др., частично их идеи отразились на изучении творчества и творческого мышления в психологии.
В психологии выделяются исследования в области творческой личности (В.Н. Дружинин, Ч. Ломброзо, А. Маслоу, А. Адлер), творческого продукта (Л.С. Выготский), творческой среды (Ф. Верной, Я. Корчак, В.А. Левин, В.И. Панов) и творческого процесса (Я.А. Пономарев, В.П. Зинченко, Дж. Брунер, О.К. Тихомиров, Я.Б. Частоколенко). Так, Ч. Ломброзо видит в творчестве спутник психической болезни, рассуждает о том, есть ли связь между гениальностью и безумием. По Маслоу творчество является функцией человека, которая ведет к самовыражению, является врожденной. А. Адлер рассматривает творчество, как способ компенсации недостатков человека. Дж. Брунер видит творческую деятельность как выход за пределы создания абстрагированных кодовых систем и соединение различных систем в более новую. О.К. Тихомиров утверждает, что для выполнения творческой умственной работы необходим механизм эмоциональной активации.
Креативное, творческое, интуитивное, продуктивное, дивергентное мышление это особый способ обработки информации, направленное на поиск способов решения проблемы, путем расширения видения проблемного поля и отыскание неочевидных вариантов действий (Э. де Боно). Оно протекает стремительно, не содержит в себе четкой структуры и почти не осознаваемо (О.К. Тихомиров), отличается оригинальностью, возникающей в процессе мыслительной деятельности (З.И. Калмыкова). Это поиск множества решений одной и той же задачи (Дж. Гилфорд), процесс чувствования проблем, построения догадок и формулировки гипотез, возможности их пересмотра и проверки и обобщения результатов (Э. Торренс), это высшая форма мышления (Н.И. Чернецкая).
Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием целостного представления о творчестве и творческом мышлении, противоречием между высокими требованиями к творческому потенциалу выпускника ВУЗа и недостаточной изученностью взаимосвязи творческого мышления и смысложизненых ориентаций студентов.
Цель исследования: изучение творческого мышления в системе смысложизненных ориентаций студентов гуманитарных и технических специальностей.
Объект исследования: творческое мышление студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь типа творческого мышления с системой смысложизненных ориентаций студентов гуманитарных и технических специальностей.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что существует взаимосвязь между типом творческого мышления и смысложизненными ориентациями у студентов различных специальностей.
В соответствие с целью, предметом и объектом исследования ставились и решались такие задачи:
1. В ходе теоретического анализа подходов к изучению творческого мышления выявить основные характеристики изучаемого феномена.
2. Сформулировать представление о понятиях «творчество», «творческое мышление», «креативность».
3. Подобрать методики для диагностики творческого мышления и процесса смыслополагания у студентов.
4. В ходе эмпирического исследования с использованием подобранных методик в группе респондентов (студентов гуманитарных и технических специальностей) выявить взаимосвязь творческого мышления с процессом целеполагания (смысложизненными ориентациями).
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования и дать им психологическую интерпретацию.
Теоретико-методологической основой исследования стали положения о творческом мышлении и экзистенциальных проблемах смыслового самоопределения Р. Арнхейма, Э. де Боно, Дж. Брунера, Дж. Гилфорда, Л. С. Выготского, О. К. Тихомирова, А. Я Пономарева, М. А. Холодной, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, Р. Мэя, Э. Фромма.
Методическая база исследования:
1. Методика «Тип мышления» Дж. Брунера в адаптации Г.В Резапкиной [29].
2. «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Дж. Крамбо и Л. Малахолика в адаптации Д.А. Леонтьева [22].
Теоретическая значимость исследования обусловлена приложением фундаментально-научного знания к предмету исследования данной работы.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании старших школьников и студентов в целях их профориентации и диагностики типа мышления и смысложизненных ориентаций. Также материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по проблеме творческого мышления для старших школьников и студентов гуманитарных и технических направленностей.
База исследования: в исследовании приняло участие две группы респондентов: студенты факультета психологии направления «психология» (n=15) и студенты факультета инновационных технологий направления «управление качеством» (n=15). Общую выборку составили 30 человек.
Таким образом анализ литературы зарубежных и отечественных авторов по проблеме творчества позволяет сделать вывод, что в философском контексте творчество понимается как: непознаваемый и познаваемый момент (божественная сила и психологические закономерности), как присущее всем людям с рождения, но развитое в разной степени, как реализация свободы, как смысл жизни человека, а в психологическом - творчество творчество разными исследователями рассматривается через феномены самореализации, самовыражения и самоактуализации [22, 25].
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные выводы:
1. Установлено, что существуют значимые различия типов мышления между группами студентов гуманитарного и технического направлений (по методике «Тип мышления»): у гуманитариев по шкалам «словесно-логическое мышление» и «креативность» показатели выше, чем у технарей, и ниже по шкалам «предметно-действенное мышление» и «абстрактно-символическое мышление». Это возможно объясняется особенностями учебного процесса, в котором стимулируется развитие разных познавательных стилей будущих психологов и инженеров.
2. При анализе результатов описательной статистики методики СЖО выявлено, что в общей группе (N=30) показатели по шкалам «цели в жизни», «процесс жизни», «локус контроля-жизнь» и «общий показатель осмысленности жизни» имеют значения ниже среднего, но входят в стандартные отклонения, а показатели по шкалам «результат жизни» и «локус контроля-я» имеют значения выше среднего. Можно предположить, что это связано с окончанием периода обучения в ВУЗе, а также связано со спецификой жизни человека информационного общества.
3. По данным корреляционного анализа, получены зависимости между основными шкалами «СЖО» и креативностью. В группе гуманитарного направления не выявлено ни одной значительной корреляции. Наоборот, группа технического направления имеет значимые положительные «прямые» корреляции на уровне p<0,01 между шкалой «креативность» и шкалами «цель в жизни» (r=0,663), «процесс жизни» (r=0,674), «результат жизни» (r=0,649), «общий показатель осмысленность жизни» (r=0,653).
Причиной может быть то, что у студентов технических специальностей достаточно развито так называемое метасистемное мышление, которое направлено на анализ стратегий получения знаний, то есть это знание о знании. Поэтому в жизни эти студенты, выстраивая определенную стратегию достижения цели анализируют все этапы этого процесса, что само по себе является творческим процессом стратегического планирования.
В результате исследования гипотеза что существует взаимосвязь между типом творческого мышления и смысложизненными ориентациями у студентов различных специальностей подтверждена, а цель и задачи работы выполнены.
1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М., Прометей 1994. - 352 с.
2. Бердяев Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека). М., 1916. 358 с.
3. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении / Под общ. ред. О.К. Тихомирова. М., Прогресс, 1976. - С.126.
4. Боно Э. Серьезное творческое мышление / Пер. с англ. Д.Я. Онацкая. М., Поппури, 2005. - С. 14.
5. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. М.Дрогресс, 1977. - 413 с.
6. Васильев И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980. - 192 с.
7. Выготский Л. С. Психология искусства - М.: Искусство, 1986. C.9
8. Гилфорд. Дж. Три стороны интеллекта / Психология мышления. М., Прогресс, 1965. - 14 с.
9. Гулевич И.И. Влияние творческой среды на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса начальной школы / Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск №27, Т.8, 2007. - С. 115-119.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. - С. 177.
П.Ермолаева — Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. - М. : Академический Проект: Культура, 2005.
- 304 с.
12.3алевский В. Г. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориентацией : Дис. канд. психол. наук / В.Г. Залевский. - Томск, 1999. - 162 с.
13.3енгер X. Стратагемы О китайском искусстве жить и выживать
[Электронный ресурс] 1988. -URL:http://fb2.booksgid.com/content/6D/harro-fon-zenger-stratagemy-o- kitayskom-iskusstve-zhit-i-vyzhivat-tt-1-2/1 .html (дата обращения: 15.05.2016)
14.Зинченко В.П. Наука о мышлении / Психологическая наука и образование. 2002 №2. - С. 9 - 14.
15. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Издательский дом "Питер", 2009 - С.16.
16. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.,1981. - 200 с.
17. Кант И. Собр. Соч.: в 8 т./ Под общ. Ред. А.В. Гулыги. Т.3: Критика чистого разума. М.: Чоро, 1994. - 740 с.
18. Кант И., Сочинения в шести томах. [Электронный ресурс] М.: Мысль, 1966. Т.5. 564 с. -URL:http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000499(дата обращения: 29.04.2016)
19. Каунова Н.Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи (на материале Молдовы) : автореф. дис. ...канд. психол. наук. / Н.Г. Каунова - М., 2006. - 47 с.
20. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Пер. с немец. Б.М. Величковского М.: Прогресс 1983. - 302 с.
21. Кривцун О.А. Личность художника как предмет психологического анализа / Психологический журнал, 1996. №2. - С. 99-110.
22. Леонтьев Д.А Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М., Смысл, 2000. - 18 с.
23. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство: Сочинения. М., Эксмо- Пресс, 1998. - С. 204.
24. Маклаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала.
Теория и практика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. 480 с.
25. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб., Евразия, 1999. - С. 90.
26. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2006. - 490 с.
27. Платон. Избранные диалоги. М.: Художественная литература, 1965. -С. 161
28. Пономарев Я.А. Психология творчества. / Я.А. Пономарев - М., 1976. -С. 60
29. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина - М., Генезис, 2006, - 124 с.
30. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. СПб., Речь, 2006. - 320 с.
31. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Спб.: ООО «Речь», 2000. - с. 240-245.
32. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 272 с.
33. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / Вопросы психологии. 1998, №4. - С. 123-130.
34. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. - с. 242-279.
35. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. / М.А. Холодная - СПб., Питер, 2002 - 272 с.
36. Частоколенко Я.Б. "Космическая игра" первичного художественного творчества/Сибирский психологический журнал, 2005. №22. - С. 79-85.
37. Чернецкая Н.И. Творческое мышление как высшая форма мышления / Вестник Адыгейского государственного университета. 2009, №2. - 8 с.