Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОКИ ЭТИКИ ЮРОДСТВА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Работа №191413

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы65
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Античная философия и феномен «блаженных похабов» - проблема взаимосвязей 14
2 Исторический контекст трансформации античных ценностей 25
3 Сократ и киники - «Юродивые» в философии 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56

Юродство зачастую называют уникальным явлением русской культуры1, и, хотя уникальность этого феномена - вопрос спорный, необходимо признать, что оно играет важнейшую роль как в русской культуре в целом, так и в русской ментальности. Подтверждение этому стоит искать не столько в осведомленности условного среднестатистического россиянина о природе юродства, сколько в количестве прямых или косвенных отсылок к блаженным в разных областях культуры и искусства, изобилии примеров одобряемых моделей поведения в классической литературе и кино, связанных с практиками юродства, а также отношении к душевным болезням в русской культуре.
О принципиальном значении юродства для дискурса русской культуры написано большое количество разнообразных работ. Однако преимущественно они имеют философский характер или же выполнены в рамках филологии как науки и рассматривают главным образом феноменологию юродства и отдельные его аспекты. Замечания о том, что юродство является уникальной практикой русской православной культуры, связано с двумя факторами. Во-первых, католическая церковь действительно обрастала практиками другого характера, что создает контраст с православной традицией. Во-вторых, малочисленность примеров византийских юродивых в связи с прекращением их канонизации и относительная скудость их биографий не позволяет исследователям говорить о сложившейся системе юродства в Византии. Однако стоит отметить, что юродство в Византии имело свои корни в античных традициях, в первую очередь в традициях сократических школ и эта прямая, генетическая связь между юродством и античными философскими традициями, хотя и признается исследователями, до сих пор не получила до статочного внимания.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что одним из центральных вопросов, вокруг которого вращается общественно-политическая мысль в России, давно является проблема принадлежности или степени этой принадлежности к западноевропейскому, либо азиатскому миру, а также попыткам найти свое собственное место и роль в глобальных макроэкономических и геополитиче ских процессах.
В свете текущей международной обстановки в общественно-политическом пространстве России увеличилось количество апеллирования к концепции русского мира и попыткам обозначения границ и особенностей русской культуры . Претензии на исключительную роль России в геополитике , когда оформлены попытками обосновать правомерность этих претензий, часто основано на представлении об исключительности самой России и ее культуры, что и обуславливает необходимость и актуальность обращения к исследованиям «исконно русских» явлений и их связей с культурами, пропасть между которыми с Россией может оказаться не так уж и велика.
Объектом данного исследования является античная философия, предметом - этика юродства в античности.
Цель данного исследования заключается в выявлении причинно-следственных связей между изменениями в социально-культурном и политико-экономическом контексте античного мира и особенностями формирования новых принципов этики в античной философии.
В связи с этим задачи исследования: задачи исследования:
1) Выявить: ключевые черты этики юродивых (эталон), определить характер связи между этикой юродства и античной философией.
2) Выявить нравственные идеалы античности до Сократа, ключевые факторы в изменениях в социально-культурной и политической сферах античного общества, которые стимулируют трансформацию сложившихся «классических» этических норм, а также характер этой трансформации.
3) Выявить особенности взаимодействия античных «безумных мудрецов» с обществом в свете своего стремления к моральной автономии, а также характер распространения их этических идеалов античной философии.
Хронологические рамки охватывают период с VIII по I века до н. э. Этот временной промежуток позволяет проследить исторические предпосылки трансформации классических античных ценностей и проанализировать специфику развития этических норм, ассоциируемых с юродством, в учениях определенных философских школ античности до христианства.
Методы исследования: в рамках данного исследования будут применены как общенаучные, так и специальные исторические методы. Среди общенаучных методов используются индукция, дедукция, причинно-следственный анализ, обобщение и систематизация. Специальные исторические методы в данном исследовании включают в себя метод абстрагирования, метод идеализации и сравнительно-исторический метод. В работе используются лингвистические переменные в качестве неявных количественных суждений.
Источниковедческую базу для данного исследования главным образом составляют письменные источники - дошедшие до нашего времени тексты античных авторов.
Основным историческим источником о феномене юродства являются жития святых, которые представляют собой рассказы о жизни, деяниях и чудесах святых людей. Житие святых - это литературный жанр, возникший в Византийской империи и распространившийся на Руси . Эти тексты создавались в основном церковными деятелями и были направлены на обучение и нравственное воспитание верующих. Важно отметить, что составлялись жития часто много позже времени жизни самых юродивых, что неизбежно должно было отражаться на достоверности описываемых событий и персонажей.
В житиях святых факты биографии не являются главным аспектом, вместо этого акцент делается на нравственных качествах юродивого и его деяниях. Это объясняется тем, что основной задачей этих произведений было прославление христианских ценностей и укрепление веры. Таким образом, жития святых часто служат идеализированным изображением жизни святых, что может затруднить историческую реконструкцию и понимание явления юродства. Жития святых представляют собой многоуровневый источник, в большей степени отражая взгляд автора и церкви на юродство. В результате изучение юродства через жития святых требует критического подхода и учета контекста, в котором создавались эти произведения.
В данном исследовании применяется подход С. А. Иванова, при котором жития используются не для того, чтобы выявить исторические факты о биографии и деянии юродивых, а для воссоздания нарратива о юродивых, реконструкции образа, «имиджа» юродивых в обществе. Именно этот образ, выраженный в житиях, и будет, в качестве собирательного, представлять собой идеальную модель.
Источники по философии античности представлены сочинениями Платона и Аристотеля, а также речами ораторов, таких как Демосфен и Исократ. Были также использованы биографии и заметки о жизни философов: в эту категорию входят работы Плутарха, Диогена Лаэртского и Диодора Сицилийского, которые предоставляют ценные сведения о жизни и взглядах античных философов и политических деятелей.
Эпические произведения и мифология: здесь можно включить такие работы, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера и «Теогония» и «Работы и дни» Гесиода. Эти тексты представляют ценность как источники, заложившие основы античной культуры и мифологии.
Драматургия: Произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и комедии Аристофана отражают этические и моральные вопросы античности и позволяют проследить изменение ценностей и мировоззрения.
Кроме того, при написании выпускной квалификационной работы использовались сочинения Геродота, Фукидида и Ксенофонта, включая трактаты «Воспоминания о Сократе», «Экономика» и «О доходах». Эти источники предоставляют важную информацию о социально-экономических и политических реалиях своего времени.
Степень изученности проблемы: поскольку нет исследований, посвященных непосредственно теме данной дипломной работы, обзор литературы будет проведен по следующим трем группам:
1) Работы, посвященные теме юродства в целом: в этой группе исследований рассматриваются основные аспекты понятия юродства, его происхождение, эволюция и роль в различных культурах. Эти работы предоставляют фундаментальные знания о юродстве и его месте в социально-культурных системах.
2) Античная философия в целом: во второй группе рассматриваются работы, посвященные античной философии в общем контексте. Изучение этих исследований позволяет лучше понять основные идеи и принципы, заложенные в античной философии, и тем самым определить, как они могут быть связаны с этикой юродства.
3) Историография направлений античности, для которых данная проблема была актуальна: в этой группе исследований основное внимание уделяется конкретным деятелям и философским направлениям античности, которые активно занимались размышлениями над проблемами, связанными с этикой юродства или ее аналогами. Анализ этих работ позволяет проследить, как принципы этики юродства формировались и развивались в античном мире.
Первый этап в изучении юродства можно проследить в научных трудах XIX - начала XX века, когда исследователи начали обращать внимание на юродство как особую форму аскетизма и религиозного поведения, связанного с христианскими идеалами и культурными традициями. Первые работы по истории и культуре Византии и Руси, такие как труды К. Ушинского, А. Муравьева, Н. Кондратьева, затрагивали тему юродства, рассматривая его в контексте религиозной и общественной жизни. Однако, эти исследования были лишь началом систематического подхода к изучению юродства.
Работы В. О. Ключевского и П. Сладкопевцева позволили сформировать представление о юродстве как сложном и многообразном явлении, имеющем глубокие корни в христианской культуре и церковных традициях. Изучался образ юродивого, его роль в религиозном и общественном сознании, а также разрабатывались критерии для определения юродства в различных исторических и культурных контекстах (энциклопедии). В результате первого этапа обращения к изучению юродства была сформирована основа для дальнейших исследований.
Следующим этапом в изучении феномена юродства стало философское осмысление этого явления. На этом этапе исследователи стали анализировать юродство с философской точки зрения, пытаясь понять его метафизические и духовные аспекты. В числе наиболее значимых имен и работ этого этапа можно выделить В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова , Павла Флоренского2, Г. П. Федотова3, Н. О. Лосского4 и др.
Во второй половине XX века возросший интерес к юродству дал своим итогом ряд работ, в которых этот феномен рассматривается в контексте смеховой культуры. Как о выразительном явлении, в котором смех играет важную роль в коммуникации, критике и обращении к различным аспектам жизни, о юродстве пишут Н. В. Понырко5, Д. С. Лихачев6, А. М. Панченко7. Практика юродства, мотивы и истоки поведенческой составляющей юродства изучали Э. Томпсон8, И. Кологривов9, Е. Тихомиров10 и др.
В дальнейшем изучение этого феномена продолжило развиваться и стало предметом интереса для исследователей из различных дисциплин. Можно считать, что наступил третий этап изучения юродства, который характеризуется междисциплинарным подходом и широким спектром исследовательских интересов. На этом этапе ученые начали анализировать феномен юродства с точки зрения социологии , психологии12, антропологии13, культурологии и истории искусств. Они обращались к таким аспектам, как социальная роль и статус юродивых, психологические механизмы и мотивы их поведения, а также визуальное и художественное представление этого феномена в искусстве и литературе. Книга С. А. Иванова «Византийское юродство»14 была опубликована в 1994 году и представляет собой исследование феномена юродства в Византийской империи, а также его влияния на русскую культуру. Одним из ключевых аспектов книги является сравнение византийских юродивых и древнегреческих киников. Т Недоспасова также рассматривает исторические и культурные контексты, которые способствовали возникновению и развитию юродства на Руси, и обращает внимание на связь между юродством и византийской традицией и киниками1.
Данная работа также опирается на множество статей и рецензий, которые, хотя и не упоминаются в основной историографии, тем не менее, вносят свой вклад в общее понимание темы. Эти статьи и рецензии будут упомянуты по ходу текста в контексте соответствующих вопросов и дискуссий, их использование помогает представить более полную картину существующих подходов к изучению феномена юродства и продемонстрировать разнообразие мнений и интерпретаций, суще ствующих в данной области.
Историография античной философии: первый этап историографии античной философии связан с составлением биографий великих мыслителей прошлого. Важным источником информации о философах античности являются биографические сочинения, которые во многих случаях представляют собой единственный доступный материал для изучения их жизни и идей. К этому этапу относятся «Апология Сократа» Платона , «О Пифагоровой жизни» Ямвлиха Халкидского , «Жизнь Пифагора» Порфирия , «Характеры» Феофраста , «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртского , труды Филодема из Гадары и Флавия Филострата . В это время основной акцент был сделан на составлении списков и кратких изложений учений различных философов и философских школ. Большинство источников было утеряно, а сохранившиеся тексты представляют собой в основном отрывки и краткие сведения об античных философах.
Интерес к античности в период Возрождения обусловил новый виток в изучении философии, связанный с обнаружением текстов, их публикаций и переводов и надолго утвердил античность как канон совершенства. В эпоху просвещения античность актуализируется и вовлекается в современность на новом уровне: Немецкие философы и ученые, такие как Готфрид Вильгельм Лейбниц, Иммануил Кант и Георг Вильгельм Фридрих Гегель1, изучали и анализировали античные тексты, чтобы обогатить свои собственные идеи и разработки в области философии и науки (это было актуально и для американской и французской мысли).
С XIX-го века изучение античной философии претерпело значительные изменения. Это был период активного развития научных методов, что отразилось на подходе к изучению античной философии. Антиковеды образуют сообщества, в подавляющем большинстве своем принадлежащим к филологической школе. Значительный вклад вносят А. Бек, Я. Буркхардт, К. О. Мюллер. Благодаря усилиям филологов и археологов, выработан механизм уточнения авторства и датировки и исторический контекст многих античных текстов, что позволило лучше понять их содержание и значение. Классическая филология в целом стала инструментом, позволившим приступить к изучению не только самих текстов, но и реальности, в которой они составлялись и которую они описывали. Часто филологический подход отождествлялся исследователями с историей античности как таковой (Т. Бирт, Т Моммзен, Г. Узенер ).
В XX-м веке культ неопозитивизма привел к масштабному выходу за рамки филологического подхода. Генрих Гомперц стал одним из первых исследователей, который обратил внимание на специфичность античного мировоззрения в отличие от средневекового и новоевропейского мировоззрений. Одна из самых известных работ Гомперца «Греческие мыслители» , которая представляет собой историко-философское исследование греческой мысли от предсократиков до эпохи эллинизма. До Гомперца и других ученых, таких как Вильгельм Нестле и Вернер Йегер , философы и историки философии часто изучали античную философию в контексте всей западной философской традиции, в результате античная философия иногда могла быть воспринята как просто основа или начальный этап в развитии европейской философии. Гомперц и его коллеги подчеркнули, что античное мировоззрение имеет свою собственную специфику, которая отличает его от средневекового и новоевропейского мировоззрений. Они обратили внимание на разнообразие идей и концепций, существовавших в античном мире, и отметили, что многие из них не были полностью адаптированы или переняты поздними философскими традициями.
Работы К. Леви-Стросс, Ж.-П. Вернан, М. Детьен и Ж. Дюмезиль1 выполненные с помощью структурного метода анализа обогатили антиковедение новаторскими идеями и подходами, которые оказали влияние на изучение античной философии и культуры. Клод Леви-Стросс применил структуралистский подход к изучению мифологии и религии античного мира. Жан-Пьер Вернан изучал античную религию, мифологию и философию с точки зрения истории менталитетов. Марсель Детьен, французский историк и антрополог, работал над проблемами сравнительной мифологии, религии и социальной истории античного мира. Жорж Дюмезиль, французский ученый и специалист по сравнительной мифологии, разработал теорию трифункциональной идеологии индоевропейских народов и предложил, что в основе античных мифов и обрядов лежит система социального деления на три функции: священство, воинство и плодородие. Их работы обогатили понимание античной культуры, религии и философии, предоставляя новые инсайты и интерпретации, которые стимулировали дальнейшее развитие исследований в данной области, предоставили новые инструменты и перспективы для изучения античной культуры, мифологии, религии и общества и могут быть использованы другими исследователями для пересмотра вопросов античной этики, расширения понимания и представления о связях между этикой, культурой и религией в античном мире.
В России И. И. Толстого, С. И. Соболевского, С. И. Радцига, И. М. Тронского приложили значительные усилия для систематизации знаний о античной философии, написав монографии, учебники и обзорные работы. Культурно-исторический подход в российском антиковедении представлен главным образом работами А. Ф. Лосева и М. К. Петрова , их подходы к античным текстам могут быть рассмотрены как предшественники семиотических исследований.
Античная культура и философия изучалась российскими учеными и с точки зрения их риторического характера. А. В. Михайлов и С. С. Аверинцев1 анализировали взаимосвязь между риторикой и философией, подчеркивая роль риторических приемов и техник в формировании аргументации и обоснования философских идей (что сближает их работы с Тронским).
Постструктуралистский подход в изучении античной философии является одним из методов анализа и интерпретации философских текстов и идей, возникший во второй половине XX-го века. В рамках этого подхода были предприняты попытки выявить, как дискурс влияет на формирование философских идей, а также на их восприятие и интерпретацию. Наиболее известные работы принадлежат М. Фуко и Ж. Деррида .
Начиная с последнего десятилетия XX века наблюдается некоторый ряд тенденций в исторической науке, связанный со сменой фокуса и вниманием к микроистории, углубляющейся междисциплинарностью и стремлению к актуализации античности. Это возможно благодаря углублению исследований, начатых в прошлом столетии, включая глобализацию и межкультурный диалог, а также внимание к контексту, в котором возникали и развивались античные идеи.
Историография античных учений, послуживших основой формирования этики юродства: В данной работе под основными античными философами, чьи взгляды послужили основой для этики юродивых, рассматриваются Сократ и киники.
Очевидно, что историография изучения философии Сократа и киников вписывается в картину историографии античной философии в целом: филологический подход, установившийся в XIX веке, стал инструментом, позволившим приступить к изучению не только самих текстов, но и реальности, в которой они составлялись и которую они описывали и связанным с именами таких ученых как Я. Буркхардт , Ф. Зелинский , Б. Рассел , Э. Целлер и др.
Грегори Властос , который предлагает обстоятельный анализ философии Сократа, рассматривая его как ирониста и морального философа - один из самых часто цитируемых авторов. Он изучает сократический метод, моральные идеалы и основные аргументы, используя диалоги Платона и работы Ксенофонта. Томас Брикхаус и Николас Смит в своей работе рассматривают Сократа в контексте платоновских диалогов и анализируют философские идеи, представленные в этих текстах1. Они обсуждают вопросы сократического метода, этики и знания, а также влияние Сократа на платоновскую философию. Книга, составленная Дональдом Моррисоном, представляет собой сборник эссе, написанных ведущими специалистами по Сократу, и демонстрирует многообразие подходов к изучению Сократа и его философии, сократическим методом, этикой, политической философией, а также влиянием Сократа на позднейшие философские традиции.
Относительно кинизма следует упомянуть Дональда Дадли и его исторический обзор кинической философии, начиная с Диогена из Синопа и заканчивая философами VI- го века н. э. Автор рассматривает основные идеи, методы и представителей кинической школы, а также ее влияние на античную культуру и позднейшие философские традиции; Роберта Брэнхэма и Мари-Одиль Гуле-Казе ; Антони Лонга , чья работа хотя и посвящена в основном стоической философии, также содержит ценный материал о кинизме, особенно в контексте того как стоики взаимодействовали с идеями киников. Автор рассматривает основные концепции и методы кинической философии в контексте античной этики и общественной критики.
В отечественной современной науке наиболее часто поднимаются темы о принадлежности Сократа и киников к тем или иным политическим взглядам , историчности образа Сократа , соотношения философии сократических школ с христианством .
В целом, как видно из историографического обзора, высокая степень изученности каждого из предметов отдельности, а именно - с одной стороны, античной философии в целом и философии Сократа и киников в частности и, с другой, феномена юродства - позволяют опираться на имеющиеся работы с целью обоснованного их сопоставления и изучения вопроса о влиянии философских учений античности на этику «блаженных похабов».
Таким образом, данное исследование предполагает комплексный подход к изучению взаимосвязей между античной философией и этикой юродства, что позволит получить более глубокое понимание эволюции моральных ценностей и идеалов, оказавших значительное влияние на развитие культуры и мышления не только в античном мире, но и в последующих исторических периодах. Это расширит понимание юродства как ключевого элемента русской культурной идентичности, а также определить его место в контексте мировой культурной истории.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эволюция морали и идей о благе и зарождение в античности новых этических принципов (таких как аскеза, глубоко личный путь нравственного самосовершенствования, выходящий за рамки социальных норм а также натурализм и «скандальный» стиль взаимодействия с социумом, вместе составляющие «безумие»), которые позднее станут системообразующими для юродства, были обусловлены переменами в социальной, экономической и политической жизни древней Греции в V в. до н.э. Мораль предыдущей эпохи зиждилась на социальных ролях, исполнение которых должным образом оказывалось невозможным в новых реалиях, а новые реалии, в свою очередь, нуждались в моральном стандарте.
Потрясения, вызванные войнами и метаморфозами в экономике, а также демократические реформы и такие явления, как жеребьевка, позволяли прочувствовать, что такое власть случая и что такое власть людей, волею случая получивших ее. Эти обстоятельства создавали плодотворную среду для размышлений о новом образе достойной личности, основанного на нравственных, интеллектуальных и других ценностях, а не только на социальном происхождении или материальном благосостоянии. Все это подталкивало афинян к переосмыслению прежних социальных идеалов, уходу от привилегий аристократии и поиску новых, более универсальных критериев для определения, заслуживающих доверия и уважения личностей.
Необходимость в том, чтобы люди, от чьей воли зависят судьбы других людей, были «добродетельными», начала получать свое осмысление в неаристократической философии, под которой тут подразумевается система ценностей в рамках идеи о том, что «низкое» происхождение и невозможность вести образ жизни, почитающийся за стандарт социальной нормы, не является сколько-нибудь важным основанием для деления на «благое» и «дурное». Так формируется «маргинальная интеллектуальная элита», а идеи свободы и равенства в политической сфере начинают распространяться на духовную сферу.
Отвергнув благородное происхождение и соответствующий образ жизни как условие для реализации себя в качестве благородного, добродетельного человека, Сократ и киники создают новую систему этики, которая в современном им обществе трактуется в диапазоне от чудачества до безумия, однако философ не провоцирует, а побуждает к взаимодействию. Он приглашает социум вступить в диалог.
Этика Сократа и киников наряду с их эпатажем и скандальным образом «безумных мудрецов», оставили глубокий след в культуре античности, который с появлением христианства будет вовлечен в полемику между христианством и язычеством. Наличие генетической, прямой связи юродства с античной философией утверждается на основании 54
свидетельств о распространенности в обществе и среди интеллектуалов идей о преемственности между христианством и античной философией. Параллели, которые античные авторы и, по всей видимости, общество тоже, видели между христианством и сократическими школами, а также разработанность вопроса о соотношении мудрости и безумия, подготовило общество к тому, чтобы благосклонно принять идеи юродства во Христе.



1. Аверинцев С. С. Античность и христианство URL: https://www.pravenc.ru/text/115830.html (дата обращения: 22.02.2023)
2. Аверинцев С. С. Поэзия Древней Греции и формы мировосприятия. Ленинград, 1989
3. Аристотель. Политика. Сочинения. В 4 т. / Философское наследие. - Москва: Мысль, 1975-1983.
4. Аристофан. Мир. Комедии: В 2-х т. / Пер. с древнегреч. С. К. Апта; Комментарии В. Н. Ярхо. - Т 1. - Москва: Искусство, 1983.
5. Белох Ю. Греческая История. - Москва: Государственная публичная
историческая библиотека России, 2009. - 322 с. - URL:
http://www.sno.pro1.ru/lib/beloh/17.htm (дата обращения: 04.03.2023).
6. Булгаков С. Н. "Свет невечерний: очерки русской мистической теологии". - Москва: Республика, 2016.
7. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения / Перевод О.И. Кирчик. - Экономическая социология. 2005. - Т 6. - № 3.
8. Буркхардт Я. История греческой культуры: в 4 томах - Берлин, Штутгарт: W. Spemann, 1898-1902.
9. Быков Д. "Новое русское юродство". - 2016. - URL: https://svop.ru/main/21288/ (дата обращения: 25.01.2023).
10. Вундт В. Введение в философию. - Москва, 1902. - URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%92%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%82_%D 0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D1% 84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D 1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8E_(1902).pdf (дата обращения: 24.01.2023).
11. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Москва: Мысль.1993
12. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. - Т. 4. - URL: http://kogni.narod.ru/hegel.htm (дата обращения: 16.01.2023).
13. Геродот. История. - URL:
https://www.phantastike.com/history/istoriya_herodotus/doc/ (дата обращения: 12.04.2023).
14. Глускина Л. М. Новые работы по истории земельных отношений и кредита в древней Аттике // ВДИ. 1957. - № 4.
15. Гомер. Одиссея. I. 1-21 URL: https://xn—7sbb5adknde1cb0dyd.xn-- p1ai/%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80-%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%81 %D1%81%D0%B5%D1%8F/21 (дата обращения: 04.01.2023).
..148


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ