Только Word
Введение 3
1 Теоретические основы управления человеческими ресурсами 7
1.1 Понятие и сущность управления человеческими ресурсами 7
1.2 Общие принципы управления человеческими ресурсами 11
1.3 Управление общеобразовательным учреждением в России: структура, тенденции,
вызовы 14
2 Организация управления человеческими ресурсами в общеобразовательном учреждении
29
2.1 Инструменты управления человеческими ресурсами 29
2.2 Российская модель управление человеческими ресурсами и профессиональным
развитием педагогических кадров в Российской Федерации 35
2.3 Зарубежный опыт управления человеческими ресурсами в общеобразовательном
учреждении 45
3 Совершенствование управления человеческими ресурсами в системе общесреднего
образования Республики Узбекистан 54
3.1 Анализ системы общесреднего образования в Республики Узбекистан 54
3.2 Концептуальные подходы совершенствования управления человеческими ресурсами
общего образования Республики Узбекистан 72
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 82
Актуальность. В современной общеобразовательной системе особую роль играют человеческие ресурсы, так как именно они обеспечивают эффективность и качество образовательного процесса. Управление человеческими ресурсами в системе Общесреднего образования является ключевым фактором успешного функционирования образовательных учреждений, поэтому исследование этой темы имеет важное практическое и научное значение. В данной дипломной работе будет рассмотрено понятие управления человеческими ресурсами, его роль и значение в образовании, а также будут изучены основные принципы и методы управления персоналом в общеобразовательных учреждениях. Основываясь на анализе существующих исследований и практического опыта, будет предложено эффективное модельное представление системы управления человеческими ресурсами в системе Общесреднего образования. Работа важна для понимания роли управления персоналом в образовательной среде и может быть использована в практической деятельности руководителей общеобразовательных учреждений для оптимизации работы с человеческими ресурсами и повышения качества образования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема управления человеческими ресурсами в системе общесреднего образования является актуальной темой, которая привлекает внимание многих исследователей в области менеджмента образования, педагогики и психологии. На сегодняшний день существует значительное количество научных работ, посвященных различным аспектам данной проблематики.
Теоретические основы управления человеческими ресурсами были заложены в трудах классиков менеджмента, таких как А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор и других. Их идеи легли в основу современных концепций стратегического управления персоналом, рассмотренных в работах Р. Дафта, М. Армстронга, Г. Десслера и других авторов.
Особенности управления персоналом в образовательных организациях были изучены в исследованиях И.В. Гришиной, Г.В. Головиной, Л.И. Лурье, Л.Н. Макаровой, Т.С. Сулимовой и других ученых. Они рассматривали вопросы кадрового обеспечения, мотивации и стимулирования труда педагогических работников, развития их профессиональной компетентности.
Специфика управления человеческими ресурсами в общеобразовательных учреждениях нашла отражение в работах Е.В. Яковлева, И.К. Шалаева, Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова, Н.И. Анисимова и других исследователей. Они уделяли внимание проблемам формирования эффективных трудовых коллективов, создания благоприятного психологического климата, профессионального развития педагогов.
Следует отметить, что вопросы управления человеческими ресурсами в системе общего среднего образования требуют дальнейшего изучения в контексте современных тенденций и вызовов, таких как цифровизация образования, внедрение новых образовательных стандартов, изменение требований к профессиональной квалификации педагогов и др.
Область исследования. Область исследования по данной теме охватывает широкий спектр вопросов, связанных с эффективным управлением педагогическими кадрами в системе общего среднего образования. В рамках этой области исследования охватывает весь цикл управления человеческими ресурсами в общесреднем образовании - от стратегического планирования до оценки и развития педагогических кадров. Это междисциплинарная область, требующая интеграции знаний из менеджмента, психологии, педагогики и других смежных дисциплин.
Объектом исследования выступает система управления человеческими ресурсами в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования - управление человеческими ресурсами в общеобразовательных учреждениях Республики Узбекистан включая педагогических работников, процессы управления персоналом, организационную структуру и механизмы управления, нормативно-правовую базу, информационные системы и технологии, а также программы профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников.
Цель исследования - исследование современных тенденций, теоретических знаний и практического опыта управления человеческими ресурсами в системе общесреднего образования, формирование концептуальных подходов совершенствования в системе общего образования Республики Узбекистан.
Задачи:
- исследовать теоретические основы управления человеческими ресурсами;
- провести сравнительный анализ инструментария, ведущих российских и зарубежных практик управления человеческими ресурсами в общеобразовательном учреждении;
- провести анализ системы общесреднего образования в Республики Узбекистан;
- разработать концептуальные подходы совершенствования управления человеческими ресурсами общего образования Республики Узбекистан.
Гипотеза: Внедрение эффективной системы управления человеческими ресурсами в общеобразовательных учреждениях является ключевым шагом к улучшению качества образования и достижению высоких результатов обучения учащихся так же способствует созданию условий для профессионального роста и развития персонала, что в свою очередь сказывается на повышении качества образования и результатов обучения учащихся.
Элемент научного вклада: на основании исследования современных тенденций, теоретических знаний и практического российского и зарубежного опыта управления человеческими ресурсами в системе общесреднего образования, предложены и обоснованы концептуальные подходы совершенствования в системе общего образования Республики Узбекистан.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования в управлении человеческими ресурсами в образовательных учреждениях проявляется в предоставлении новых методов подхода, специально адаптированных к образовательному контексту, что расширяет понимание применения теорий и концепций управления персоналом на практике, а также в прямом применении результатов исследования руководителями школ для оптимизации управления персоналом, повышения эффективности образовательного процесса и улучшения результатов обучения учащихся, а также в создании рекомендаций и практических инструментов для развития кадрового потенциала и повышения профессионального уровня педагогических работников.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования ведущих зарубежных и российских авторов в области экономики труда, достойного труда и формирования профессиональных знаний. Использованы общенаучные методы познания (индукция, дедукция, исторический анализ, анализ и синтез, сравнительный анализ), статистические методы обработки информации и полученных данных, социально-экономический анализ экономических явлений и процессов, а также графический метод визуализации результатов проведенных расчетов.
Информационной и эмпирической базой исследования включают следующие источники: Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу образования и управления персоналом в образовательных организациях (федеральные законы, постановления правительства), официальные статистические данные и отчеты министерств и ведомств, курирующих сферу общего среднего образования, научная литература по управлению человеческими ресурсами, менеджменту в образовании. В эмпирическую базу так же входить данные опросов, анкетирования и интервью с педагогическими работниками, руководителями образовательных организаций, экспертами в области управления персоналом в сфере образования, результаты наблюдений и case-study в реальных образовательных организациях, внутренние документы, отчеты и статистика образовательных организаций по вопросам управления человеческими ресурсами, результаты экспериментов или пилотных проектов, связанных с внедрением новых методов или технологий управления персоналом в образовательных учреждениях. Особое место в эмпирической базе исследования занимают анализ и оценка УЧР в Узбекистане, Российской Федерации, Финляндии, и в странах СНГ.
Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на семинарах Департамента дошкольного и школьного образования при администрации Ферганской области. Основные результаты работы докладывались на:
1. VI Азиатском студенческом форуме «Узбекистан-Азия 2023», (Самарканд 2023);
2. Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития науки и инновационные достижения» (Ташкент 2022).
По теме магистерской диссертации опубликовано 2 статьи:
1. Каримкулов Ф. Ф. Экономические перспективы нового союза РФ и Узбекистана/ Ф. Ф. Каримкулов // Экономика и социум. - 2023. - № 5. - С. 247-251.
2. Каримкулов Ф. Ф. Особенности управления человеческими ресурсами в системе общего образования Узбекистана и России/ Ф. Ф. Каримкулов // Journal of Modern Educational Achievements. - 2023. - № 11. - С. 58-66.
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
2. Закон Республики Узбекистан от 23.09.2020 № ЗРУ-637 "Об образовании" // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - 2020. - № 9. - Ст. 560.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 1 (ч. II). - Ст. 375.
4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.10.2017 № 804 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы высшего образования" // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2017. - № 41. - Ст. 1057.
5. Каримкулов Ф. Ф. Экономические перспективы нового союза РФ и Узбекистана/ Ф. Ф. Каримкулов // Экономика и социум. - 2023. - № 5. - С. 247-251.
6. Каримкулов Ф. Ф. Особенности управления человеческими ресурсами в системе общего образования Узбекистана и России/ Ф. Ф. Каримкулов // Journal of Modern Educational Achievements. - 2023. - № 11. - С. 58-66.
7. Белов С.В. Современные тенденции развития организационной структуры управления в общеобразовательном учреждении // Педагогика и психология. - 2014. - Т. 12, № 1. - С. 75-82.
8. Богомолова Е.С. Профессиональный рост и развитие персонала как фактор управления в организации // Бизнес и власть. - 2019. - Т. 8, № 3. - С. 69-76.
9. Бурик, М. А. Профессиональное развитие педагогов в учреждениях дополнительного образования / М. А. Бурик, О. А. Демиденко // Воспитатель: научнометодический и методический журнал. - 2017. - № 3. - С. 21-24.
10. Бутолина Т.В., Ермакова Н.В. Управление кадрами в образовательной организации: основные проблемы и эффективные подходы. // Инновационная экономика: проблемы и перспективы развития, - 2016. - №11 (55). - С. 88-92.
11. Васильев Д.Г. Роль руководителя в формировании эффективной организационной структуры управления в общеобразовательном учреждении // Образование и воспитание. - 2013. - Т. 8, № 3. - С. 90-97.
12. Волошин, В. В. Развитие профессиональной компетентности педагогов- психологов в системе дополнительного профессионального образования / В. В. Волошин // Вестник Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. - 2018. - № 2. - С. 246-250.
13. Гаврилова Л. В. Управление человеческими ресурсами и его роль в повышении конкурентоспособности организации. // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2019. - Т. 211, № 6. - С. 49-60.
14. Головина Е.А. Разработка и внедрение программы управления талантами в организации // Высшая школа менеджмента. - 2019. - Т. 18, № 3. - С. 80-87.
15. Горшкова, Э. В. Концепция профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях программы «Подготовка учителя 21 века» / Э. В. Горшкова // Научнотехнический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2019. - Т. 19, № 3. - С. 536-540....107