Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 «Восточный и западный путь развития государства общества» 7
1.1 «Путь развития общества в Месопотамии» 7
1.2 «Путь развития государства и общества в долине Нила» 15
1.3 «Западный путь развития государства и общества» 22
Глава 2. «Восточные» и «западные» тенденции в Финикии» 32
Глава 3. «Восточные» и «западные» тенденции в Карфагене» 41
Заключение 51
Список используемых источников и литературы 55
Источники: 55
Литература: 56
Данная работа посвящена изучения Финикии и Карфагена с точки зрения «восточных» и «западных» тенденций развития государства и общества. Финикийское общество до сих пор является одним из самых малоизученных обществ восточного побережья Средиземного моря. Если не рассматривать финикийцев как периферию, в разные временные отрезки, той или иной гегемонии, то перед нами предстаёт картина, на которой изображено общество, которое ничем не отличается от их соседей. Но при детальном рассмотрении, финикийское общество и государство становится не таким простым, как казалось ранее. Финикийское общество оказывается гораздо более сложным и необычным, чем его соседи и именно финикийцы показывают, что развитие государства обусловлено не столько этническим происхождением общества, сколько исторической условностью.
В силу того, что финикийское общество активно изучается научным сообществом всего с 1835 года, за это время было написано множество работ по теме Финикии, но каждая работа открывала или переосмысливала тот или иной аспект финикийского общества и государства. Эта работа направлена на изучение пути развития, по которому по которому шла Финикия и ее наследник- Карфаген.
Объектом исследования является финикийское государство и общество. Предметом исследования являются финикийские города и их колонии на территории современного Ливана и Магриба со II тысячелетия до н.э по II век до н.э .
Целью исследования является выявление характерных черт "западных" и "восточных" тенденций в финикийском обществе с II тысячелетия до н.э по III-II века до н.э.
Задачами исследования являются следующие пункты:
1. Выявить "западные" тенденции в развития общества на основании
греческого общества.
2. Выявить "восточные" тенденции в развитии общества на основании обществ Египта и Месопотамии.
3. Выявить "западные" и "восточные" тенденции государства и общества у финикийцев на восточном побережье Средиземного моря
4. Выявить "западные" и "восточные" тенденции государства и общества у финикийцев в Карфагене.
Методы изучения темы: историко-генетический и историко-сравнительный. Историко-генетический метод позволит показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности. Историко-сравнительный, прежде всего, будет направлен на изучение общественно-исторического развития финикийского, египетского, месопотамского и греческого общества.
Изучение Финикии начинается с 1835 года, когда Ф.Г.В. Гезениус, профессор университета в Галле выпускает исследование о финикийской письменности и спустя год публикует. В период с 1841 по 1856 года Ф.К. Моверс публикует четырехтомную работу посвящённую финикийцам. Изучение Карфагена начинается на два десятилетия раньше, в 1817 году, были найдены первые карфагенские надписи и позднее в 1833 году, датский консул в Тунисе К.Т. Фальб наносит на карту план карфагенских развалин, что ознаменует начало археологического изучения Карфагена. В 1862 году Г.Флобер публикует «исторический роман» под названием «Саламбо». Этот роман создал негативный образ Карфагена, который закрепился на многие годы и только с середины XX века ситуация начинает меняться, и Карфаген потихоньку возвращает на сколько это возможно свой истинный облик. Более того, относительно недавнее антропологическое исследование человеческих останков в тофетах под руководством Дж. Г. Швартса в 2010 году разрушило ещё один миф о Карфагене. Отдельно стоит выделить грандиозную работу Б.А. Тураева 1903 года, в которой он издает все известные на тот момент финикийские тексты на русском языке. С середины XX века знания о Финикии и Карфагене продвигаются значительно вперед. Этому способствуют не только новые археологические раскопки в Тунисе, Сардинии, Мальте и Ливане, но и во многом переосмысление ранее известных данных благодаря археологическим работам. Отдельно стоит выделить работу «Финикийцы» Д. Хардена, которая, не смотря на свой небольшой размер, охватила все известные данные на момент 60-ых годов и не теряет актуальности и сегодня. В советской историографии стоит выделить два исследования, которые повлияли на изучение Финикии и Карфагена. Это работа Н.Я Марра и работа И.Ш Шифмана. Работу Марра нельзя считать хоть сколько научной ввиду ряда причин: по мнению Марра, Карфаген возник до появления финикийцев на берегах Северной Африки и относился к яфетской языковой семье, в доказательство своего тезиса, автор приводит языковые параллели с топонимикой Кавказа, так же автор отрицает историческую традицию античного мира и не принимает во внимание археологические данные, которые были известны в первой трети XX века. Работа «Возникновение Карфагенской державы» И.Ш. Шифмана, которая посвящена изучению Карфагена, а так же затрагивает изучение финикийцев, являлась прямой противоположностью работы Марра. Эта работа создала новый вектор в изучении Финикии и Карфагена, по которому позднее работали многие советские и российские историки.
Говоря о современном состоянии исследований, то стоит выделить работу Ю.Б. Циркина «От Ханаана до Карфагена», которая посвящена изучению истории Финикии и Карфагена. Из значимых работ на Западе стоит выделить обширный труд Э. Дриди «Карфаген и Пунический мир», эта работа посвящена изучению, как истории Карфагена, так и изучению его устройства. Так же, стоит выделить статью 2010 года Дж. Г. Швартса под большим названием «Скелетные останки в Карфагене не подтверждают систематическое жертвоприношение детей». Эта работа была направлена на изучение одного определенного аспекта общества, итогом которой стало коренное изменение представления о жизни общества.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что находясь в подчиненном положении, финикийское государство и общество имело в себе как «восточные», так и «западные» черты развития. Финикийское общество испытывало на себе влияние своих соседе гегемонов, на это указывает титулатура царей финикийских городов, среди титулов которых сами же цари нередко использовали титул хати или энси. Также, на территории Ханаана в середине II т.л до н.э складывалась система правления, которая копировала черты египетской и месопотамской деспотии, но не смогла полностью сформироваться из-за частых набегов царей Египта и восстания хабиру, это, а так же и катастрофа бронзового века, заставило финикийское общество расположиться вдоль побережья и компактно жить в городах, что не способствует развитию привычного для того региона деспотизма. Это заставляет царей и верховных жрецов, которые были равны по статусу царю, идти на уступки народу, о чем свидетельствует развитая система гражданства, как в Афинах, и использование колонизации не только как способ расширения торговых связей, но так же и как способ понижения уровня общественных волнений.
Гипотеза о Карфагене состоит в том, что в отсутствии гегемонов, которые могли влиять на Карфаген, город смог развиться в полис. Это стало возможно благодаря финикийским институтам власти, где власть царя внутри города была ограничена. Карфаген практически сразу же перестаёт иметь царя, т.к со смертью Элиссы царский род прерывается и на замену царю приходят суффеты. Так же в своей бывшей метрополии- Тире. Карфаген имел развитую систему гражданства, которая эволюционировала и опиралась не на этнические связи общины, а на солидаризацию по политическому и социальному принципу.
Концептуальной основой стали работы Ю.Б. Циркина «От Ханаана до Карфагена» и И.Ш Шифмана «Возникновение карфагенской державы. Работа Ю.Б. Циркина затрагивает всю историю существования финикийской культуры и в двух последних главах, автор исследует социально-политическое устройство Финикии и Карфагена, где приходит к выводу о том, что путь становления Финикии и Карфагена различен, не смотря на общее этническое происхождение. Финикия, будучи восточной страной по происхождению, не имела «восточных» тенденций. Так, в Финикии до конца её существования сохранялась система городов-государств. Карфаген, по мнению автора, не смотря на свое родство с Тиром- главной финикийской метрополией; со временем преобразовался в полис с «восточными» чертами.
Работа И.Ш Шифмана исследует период становления Карфагена как крупное политическое образование. Автор не столь категоричен как Ю.Б Циркин и ограничивается лишь характеристикой Карфагена. По мнению автора, Карфагенская держава напоминала собой союз городов-государств по типу римско-италийской федерации и Делосский союз. Сам Карфаген, по мнению автора, представлял собой город-государство, которое было похоже на города-государства Ханаана и полисов античного мира.
Таким образом, оба автора считают Финикию и Карфаген нетипичными государственными образованиями для Древнего Востока. На это указывают как социальные тенденции, в которых финикийское общество не было столь подчинено царской власти и часто выступало ей оппонентом во внутригородских делах. Политические тенденции таковы, что Финикия оставалась всю свою историю раздробленной, но в Финикии всегда имелся свой гегемон, что характерно для стран Древнего Востока в раннюю бронзу. Карфаген, как говорилось выше, так же являлся гегемоном среди финикийских колоний на западе Средиземного моря, его государство напоминало федерацию или морской союз, но методы контроля своих союзников, Карфаген перенял от Тира.
Отдельно стоит выделить первую главу первого из шести томов «Истории Востока» под редакцией Р.Б Рыбакова и В.А Якобсона. В главе выделяется три пути развития общества в древности, но первых два пути, по мнению авторов, не сильно отличаются друг от друга, а третий путь развития общества не имеет каких-либо ярко выраженных черт и со временем имеет возможность трансформироваться в античный путь развития.
В работе оценивалось развитие Финикии и Карфагена с точки зрения «восточных»» и «западных» тенденций становления общества. Выводами работы можно считать:
Выявление этих самих тенденций на приведенных примерах- Египте, Месопотамии и Греции. Составление образа «восточного» и «западного» в становлении государства и общества. Где «восточный» путь становления- это объединение и преодоление номовой стадии государства и создание сначала территориального или моноэтнического государства, которое впоследствии перерастает в «ближневосточную» империю. Было показано два примера становления государства с такой тенденцией - Месопотамия и Египет. Государства в Месопотамии образовывалось из не моноэтничных номов, т.к на территории Месопотами проживали народы разных языковых групп. Поэтому, для создания единого государства, Месопотамии потребовалось больше времени. Если до Саргона и его наследников, Двуречье было разбито на множество номов, где один ном хоть и мог быть гегемоном, но он не обладал достаточной силой, чтобы подчинить себе всё территорию Двуречья, то после падения державы Саргонидов, на территории Месопотамии так же образовались номы. Но эти номы были гораздо крупнее своих предшественников, поэтому объединить их было гораздо проще. Вторая попытка объединения Двуречья III династией Ура, была во многом более удачна, чем попытка Саргонидов, т.к Саргониды полагались только на военную силу, которой они и обосновывали свои претензии на землю и только при Нарам-Суэне, возникает первое идеологическое обоснование своей власти. Эта идеология была перенята III династией и дополнена, итогом правление стало создание государства, которое уже было довольно прочным, но никак не походило на пример деспотии восточного типа, эта был первый тоталитарный режим, который бал благодаря аморейскому вторжению с севера и эламитскому с юга. После падения последнего государства шумеров- III династии, на территории Двуречья не образуются номы, образуется не множество номов, а несколько царств во главе с аморейскими династиями, а именно: Исин, Ларса, Эшнунна и Мари. Уже при этих царствах формируется законодательная база, которая станет основой для законов Хаммурапи. Последнее обеднение Двуречья происходит при Хаммурапи, который издает и систематизирует законы, таким образом, что выстраивает систему правления таким образом, что даже смены династии правителей, страна не распадётся на части. Итогом правления стало не только создание сильного государства, где оно опиралось не столько на армию, сколько на обширный, но не всепоглощающий сектор экономики. Так же, законодательство Хаммурапи в дальнейшем повлияло на остальные государства, в состав которых входило Двуречье.
Иной путь становления протяженного государства был в Египете. Номы в Египет довольно быстро объединились, благодаря своему нахождению вдоль берегов Нила. Египетский путь характерен доминированием царского сектора экономики и исчезновением свободных членов общины в период III-IV династий. Хоть Египту и потребовалось меньше времени для создания государственности, его форма правления была не без изъяна. Каждое царство в Египте образовывалось и распадалось по одним и тем же причинам. Так, в момент образования царство не сильно централизовано и царь занят как раз централизацией страны, после полной централизации, царская власть в Египте вновь находится в расцвете, но в скором времени, власть вновь ослабевает и в итоге единое государство перестает существовать из-за децентрализации, которой пользуются местные вельможи и вторжения «живых мертвецов», то есть варваров. Но выше описанное происходит не в момент правления одной династии, это происходит в течении нескольких столетий, так III династия преодолевает кризис возникший во время II династии и занимается централизацией страны, при Снофру и его потомках, страна полность централизована и после прихода V, а затем и VI династии, страна становится децентрализованной и в ходе I переходного периода распадается на номы. О характере сильной и централизованной власти в Египте можно судить по монументальным строительствам. Монументальным строительством в Древнем царстве можно считать пирамиды и как раз по качеству работы можно судить о централизации, т.к для строительства одной пирамиды требовалось большое вложение как ресурсов, так и рабочих, для которых так же необходимо было возвести город около пирамиды. Более того, на строительство пирамид во время расцвета Древнего царства большая часть ресурсов страны. Таким образом, строительство пирамид могло происходить только при сильной царской власти. Да, пирамиды строились и позднее, но они были меньше по размерам и более того, качество постройки самих пирамид уступало своим предшественницам из IV династии. Царская власть ослабляется не сразу, а постепенно, так сначала столичные вельможи начинают строить мастабы, которые были богато украшены внутри, или даже строить храмовые комплексы в честь богов своего родного нома, далее точно это же начинают делать и остальные вельможи проживающие в номах. После падения Древнего царства и образования Среднего царства, цари перестают строить пирамиды, но о централизации говорят другие строения на примере статуй. Так или иначе, Среднее царство, так же как и Древнее, образовывается из номов, которые в начальный период царства имеют широкую автономию и теряют её в момент наивысшего подъёма царской власти при Сенусерте III и Аменемхете III, после их правления царство опять ослабевает и цикл повторяется вновь. Стоит отметить, что в каждый последующий цикл государства в Египте, оно все менее централизовано, чем его предшественники, так классическим примером восточной деспотии в Египте будет Древнее царство, которое благодаря своей централизации могло заниматься грандиозным строительством с опорой на зависимое население, а не на рабство.
Таким образом, «восточные» тенденции образования государства вращаются вокруг теории создания государства, где одним из апологетов власти является идея божественного происхождения, где царь Шемура и Аккада- живой бог, а царь Египта- воплощение Хора. Так же, этот путь становления общества характерен сильным государственным сектором, который контролирует экономику и если, есть частный собственник, то госсектор всячески пытается его ослабить.
«Западный» или полисный путь развития рождается из соседской общины, в которой происходит некая трансформация сознания. Полисное сознание рождается из сознания общинного и как общинное, оно тоже коллективное. По сути дела, человек в таком сознании живет и пользуется всеми благами свободы и культуры лишь постольку, поскольку он является гражданином своего полиса, то есть частью коллектива. Из этого проистекает боязнь гражданина перестать считаться частью коллектива, то есть стать изгоем, но и космополитизм тоже не приветствовался ввиду того, что космополит считал себя частью всей общности людей, а не частью полиса. Там, где коллективизм, всегда есть и приоритет общего над частным, из которого рождается полисная солидарность. Но полисное сознание характерно и противоположной чертой коллективизму- индивидуализм. Индивидуализм в полисе присутствовал везде, где было состязание, начиная со спортивных игр и заканчивая ораторским искусством. Теперь же стоит разобраться в том, откуда в полисе рождается гражданский патриотизм. И в «Восточном», и в «Западном» пути развития есть государственная земля, но на Востоке государственная земля- царская собственность, где царь лично распоряжается землёй и сам решает кому ее дать, а у кого забрать. В полисе же вся земля- государственная собственность, которая принадлежит всей совокупности граждан. Таким образом, наличие земли у человека подтверждает его гражданство, а с другой стороны, именно гражданство и дает ему право пользоваться землей. Всё это вкупе с гражданской солидарностью формирует у человека не только привязанность к своему роду, это так же формирует и привязанность к своей «малой родине». Так же, в полисном сознании рождается критерий «свой-чужой», который основывается не только на этнической принадлежности человека, но и на принадлежности к своей социальной группе и к государству.
Таким образом, получив необходимые данные о пути становления государства и общества на основе двух различных путей, эта информация сопоставляется с уже известными данными о Финикии и Карфагене.
Итогом исследования пути развития для Финикии становится вывод о том, что финикийское общество хоть и являлось обществом восточным, его путь становления не походит ни на египетский, ни на месопотамский. Финикия занимала своё особое положение внутри «Восточного» пути.
Иным стал путь развития у Карфагена. Карфаген стал полисом со своими уникальными восточными чертами. Это подтверждается как наличием гражданского коллектива, так кризисом полисной системы. Если греческие полисы встроились в систему эллинизма, кризис полиса в Риме ознаменовал падение республики и становление империи, то полисный кризис, случившийся в Карфагене не был преодолён не в силу внутренних противоречий, а в силу внешних- завоевание и разрушение Римом. Но Карфаген имел все возможности на преодоление кризисной ситуации в городе, примером выхода из кризиса может служить государство Баркидов, которое сочетало в себе эллинизма, но так же сочетало и традиционные черты Карфагена и Финикии. Единственной причиной, почему Карфаген не смог перенять такой опыт является широкая автономия Баркидов, цель которых было преодоление кризиса в полисе путем узурпации власти и реваншем с Римом, но как показали дальнейшие события, эта идея только усугубила кризис в Карфагене.
Другой особенностью Финикии и Карфагена является их принадлежность к двум разным мирам. Финикия была уникальной частью древневосточного мира и сохраняла пусть и видоизменённые черты восточной деспотии. Карфаген был частью античного мира, помимо самого полиса, форма отношения между Карфагеном и другими городами напомнила афинскую политику по отношению к своим союзникам. Но Карфаген не стремился ограничить внутреннюю политику союзных городов, что доказывается существованием своих администраций в Гадесе, Утике и других городах.
1. James B. Pritchard. Recovering Sarepta, A Phoenician City: Excavations at Sarafund, 1969-1974, by the University Museum of the University of Pennsylvania. Published by: Princeton University Press
2. Plos one [Электронный ресурс]: Skeletal Remains from Punic Carthage Do Not
Support Systematic Sacrifice of Infants// URL:
https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0009177
3. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М.: Вече, 2000
4. Бикерман Э. Д. Хронология древнего мира : Ближний Восток и античность : [Пер. с англ. ] / Э. Бикерман; Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения. - М. : Наука, 1975. - 336 с.: ил.
5. История всемирной литературы : В 9-ти т. . Т. 1 / Гл. редкол. : Г. П.
Бердников (гл. ред. ) и др. ; [Авт. вступ. замечаний Ю. Б. Виппер]. - М. : Наука, 1983. -
583 с.
6. История Древнего мира : Восток, Греция, Рим / [Ладынин И. А. ,
Немировский А. А. , Новиков С. В. , Никишин В. О. ]. - М. : филол. о-во "Слово" [и др.],
2004. - 574, [1] с. - ( Высшее образование )
7. Ольга Астапова: Истоки сакрализации власти. Священная власть в древних царствах Египта, Месопотамии, Израиля. [Электронный ресурс] : https://cutt.ly/xomK8qx
8. Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта / Ю. Я. Перепелкин; Под общ. ред. А. Л. Вассоевича. - СПб. : Журнал "Нева" : Летний Сад, 2001. - 608 с.: [7] л. ил. - ( Александрийская библиотека. Серия Египет )
9. Роман Орехов: Мир строителей пирамид. Эпоха Древнего царства Редактор: Рошаль М. Е. Издательство: Филологический факультет СПбГУ, 2014 г. Серия: История и культура
10. Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1988. - 230 с.
11. Харден Д. Финикийцы : Основатели Карфагена : [Пер. с англ. ] / Дональд Харден. - М. : Центрполиграф, 2002. - 262, [10] с., [24] л. ил.: ил., карты- (Загадки древних цивилизаций)
12. Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура / Ю. Б. Циркин; АН СССР, Отд-ние истории, Ин-т востоковедения. - М. : Наука, 1986. - 285,[2] с., [8] л. ил.: ил.- (Культура народов Востока : материалы и исследования)
13. Циркин Ю. Б. От Ханаана до Карфагена / Юлий Циркин. - М. : Астрель : АСТ, 2001. - 256, [2] с.
14. Штраус Л. О тирании : [сборник : пер. с англ., древнегреч., фр.] / Лео
Штраус ; [авт. предисл. А. М. Руткевич: с. 7-37] ; Рос. акад. наук, Институт философии. - СПб. : Санкт-Петербургский университет, 2006. - 327 с.: портр. - ( Классики
политической философии ) - ( Серия "Профессорская библиотека" )
15. Эди Дриди. Карфаген и его культура. [Электронный ресурс] : http://www.e- reading.club/book.php?book=1035051...29