Введение 2
1. Концепция проекта 5
1.1 Информационное сопровождение: определение и сущностные характеристики 5
1.2 Информационное сопровождение в сфере PR 9
1.3 Каналы коммуникации информационного сопровождения 12
1.4 Описание программы информационного сопровождения PR-кампании ООО «Чистый
мир» 21
2. Механизм реализации проекта 23
2.1. Разработка плана программы информационного сопровождения PR-кампании ООО «Чистый
мир» 23
2.3. Проведение маркетингового исследования 26
2.4. Проведение мероприятий 33
2.5. Работа в социальных сетях 39
3. Отчет о реализации проекта 47
3.1. Оценка эффективности информационного сопровождения 47
3.2. Рекомендации для дальнейшего информационного сопровождения 49
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 55
Приложения 60
Приложение 1 60
Приложение 2 61
Приложение 3 62
Количество пользователей сети Интернет по всему миру растет с каждым годом. На сегодняшний день уже 71% населения России хотя бы раз в месяц пользуются Интернетом с мобильных устройств или с компьютеров. В связи с этим у пользователей актуализируется присущая каждому потребность в информации - одной из самых важных в условиях развития информационных технологий. Чем больше новых каналов коммуникации появляется, тем сильнее люди хотят их использовать. В сети Интернет у каждого есть возможность выбора того канала, который ему более удобен. Поэтому для коммерческих компаний и людей, которые предоставляют свои услуги, важно налаживать коммуникацию с потребителями с помощью распространения информации во всех существующих каналах коммуникации, таких как информационные сайты, поисковые системы, новостные ресурсы, социальные сети, мессенджеры и другие.
Информационное сопровождение любой компании в различных сферах деятельности является важным условием его существования и продвижения. Для потенциального потребителя очень важно найти информацию о получении товара или услуги на удобной для него онлайн-площадке, для того, чтобы он мог своевременно ознакомиться со всеми аспектами, типами, видами и возможностями компании, которая предоставляет желаемые товары или услуги. Информационное сопровождение - это серия системных информационных интервенций, внутренних или внешних, главная цель которых - влиять на массовое сознание потребителей, формировать у целевой аудитории определенное отношение к объекту информирования с помощью обеспечения свободного доступа к информации, создания информационных поводов и создание собственного информационного потока.
Правильно разработанная программа информационного сопровождения способствует выстраиванию коммуникации между компанией и клиентом. Это один из важнейших факторов стабильного развития конкурентоспособной организации, ведь именно от поведения потребителей зависит прибыль компании, и, соответственно, ее рост.
2017 был объявлен годом экологии в России, в связи с чем все направления деятельности по защите окружающей среды, начиная от образовательных лекций и заканчивая спонсорскими грантами по всей территории страны, становятся востребованными. В связи с тем, что тема защиты окружающей среды становится актуальной, необходимо обратить особое внимание на особенности информационного сопровождения кампаний, работающих в этой сфере.
Компания "Чистый мир" занимается переработкой вторичного сырья в Томске и Томской области и обрабатывает около пяти тонн сырья в день. ООО "Чистый мир" работает как с организациями, так и с населением, прививая культуру раздельного сбора и делая её доступней для жителей Томска. С июля 2015 года компания успешно занимается реализацией проекта "Чистый Томск", в рамках которого устанавливает в жилых кварталах Томска и Томского района специализированные контейнеры для сбора вторсырья. Еще одним направлением деятельности компании является популяризация и просвещение в области раздельного сбора мусора среди населения. Для достижения этой цели компания ведет совместную деятельность с некоммерческим эко-движением "Зеленый луч", которое занимается проведением общегородских мероприятий и мастер-классов по теме раздельного сбора мусора.
Компания «Чистый мир» занимает пустую нишу на рынке переработки в Томске: покупая у физических и юридических лиц вторичное сырье, она ведет коммуникацию в сети Интернет с клиентами и общественностью. Как любая коммерческая компания, предоставляющая услуги, она нуждается в информационном сопровождении. Поэтому важно более четко определить принципы, по которым оно осуществляется.
Проблема заключается в недооценке важности информационного сопровождения, без которого невозможно продвижение компании. Если учесть, что и каналы, и способы передачи информации имеют тенденцию к постоянной динамике, то такая изменяющаяся среда нуждается в постоянном анализе и теоретическом подкреплении.
Объектом проектной работы является информационное сопровождение PR-кампании. Предмет - информационное сопровождение PR-кампании ООО «Чистый мир».
Цель работы - разработка программы информационного сопровождения в рамках PR-кампании ООО «Чистый мир».
Задачи:
• Создать комплексное представление о технологии информационного сопровождения;
• Выявить возможности каналов коммуникации информирования целевой аудитории;
• Разработать программу эффективного информационного сопровождения;
• Оценить эффективность информационного сопровождения на примере PR-кампании ООО «Чистый мир».
Конечным продуктом проекта является программа информационного сопровождения для компании «Чистый мир».
Теоретическая база проекта:
Исследование информационного сопровождения пока не нашло должного отражения в фундаментальной литературе. Среди тех, кто занимается изучением информационного сопровождения, можно отметить: Г. Г. Почепцова, И.М. Дзялошинского, О. А. Гулевича.
В рамках темы данной работы, следует отметить ряд исследований прикладного содержания: А. Н. Чумикова, М. П. Бочарова, И. Б. Гуркова, А. П.
При написании были использованы работы, посвященные PR-технологиям и медиа коммуникациям, в контексте которых можно рассматривать информационное сопровождение. Среди использованных источников стоит отметить статьи и монографии таких авторов как А.Н. Назайкин, М. Р. Душкина, Ф.Н. Гуров, А. А. Ефремова.
В англоязычной литературе тематика информационного сопровождения рассмотрена в работах Ф. Котлера, Д. Таппскота, Дж. Стори, Э. Роджерса.
Ресурсы, необходимые для осуществления проекта: кадровый - 2 руководителя и волонтеры; оборудование - компьютеры с доступом в интернет, камера, звуковое оборудование, флипчарт; контейнеры для сбора вторичного сырья, коробки для макулатуры, канцелярские принадлежности, бумага.
Методы:
При написании данной ВКР были использованы, как общенаучные методы: анализ и синтез литературы, обобщение характеристик; так и прикладные методы: анкетный опрос, проведение фокус группы, статистические методы обработки информации, контент-анализ.
Практическая ценность работы заключается в разработке программы информационного сопровождения для ООО «Чистый мир».
Структура работы представлена следующим образом:
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава содержит теоретическую базу проекта и его концепцию. В теоретическую основу входит описание основных характеристик понятия информационного сопровождения, описание его работы в рамках PR сферы, и описание каналов коммуникации информационного сопровождения. В концепции проекта обозначены цель и задачи программы информационного сопровождения PR-кампании ООО «Чистый мир». Вторая глава представляет собой механизм реализации проекта: составление плана реализации проекта и описание его этапов: проведение маркетингового исследования, мероприятий и работы, проводимой в социальных сетях. Третья глава - это отчет о реализации проекта, который содержит описание результатов проекта и оценки его эффективности.
Информационное сопровождение - это понятие, которое зачастую используется PR- агентствами, они определяют его как услугу по онлайн-продвижению компании, в частности SEO-оптимизацию сайтов. Также термин информационное сопровождение используется в сферах государственного и социального проектирования, и других сферах деятельности. Общее определение информационного сопровождения в сфере PR это - серия системных информационных интервенций, внутренних или внешних, главная цель которых - влиять на массовое сознание потребителей, формировать у целевой аудитории определенное отношение к объекту информирования с помощью обеспечения свободного доступа к информации, создания информационных поводов и создание собственного информационного потока.
Процесс информационного сопровождения в ВКР рассматривался на примере компании «Чистый мир», организации, занимающейся переработкой вторичного сырья в Томске. Работа представляет собой практическое руководство для компании ООО «Чистый мир» по изменению информационного сопровождения и затрагивает ключевые моменты имеющейся PR-кампании, кроме того выдвигая ряд практических рекомендаций.
Целью работы являлась разработка программы информационного сопровождения PR- кампании ООО «Чистый мир». Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
• Создано комплексное представление о процессе информационного сопровождения;
• Определены возможные каналы коммуникации информационного сопровождения и выявлены их возможности;
• Проведено информационное сопровождение в период с ноября 2016 по апрель 2017 года для компании «Чистый мир»;
• Произведена оценка эффективности информационного сопровождения;
• Созданы рекомендации для дальнейшего информационного сопровождения.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрено комплексное представление об информационном сопровождении, определены каналы коммуникации информационного сопровождения и выявлено его место в PR-среде. При проведении информационного сопровождения огромную роль играет не только создание информационных материалов, но и выбор каналов коммуникации с целевой аудиторией. Информационное сопровождение представляет собой сложный вид практической деятельности и требует привлечение знаний из различных научных областей, таких как PR, маркетинг, реклама, психология и другие. Представляя собой целую систему методов создания, сбора, использования, хранения, распространения, предоставления информации, информационное сопровождение становится важным аспектом PR-кампании.
В основе коммуникационных технологий лежит информация, получателем которой является целевая аудитория. Инструментарий информационного сопровождения на сегодняшний день находится на стадии формирования, в отличие от инструментов PR-деятельности и рекламы. В условиях специфики современного экологического бизнеса информационное сопровождение является движущей силой развития экологических PR-кампаний. Главной функцией информационного сопровождения в данном случае является донесение информации о компании до целевой аудитории. На базе информационного сопровождения формируется отношение целевой аудитории к компании, а также строится дальнейшая коммуникация с потребителями. При этом информационная открытость является одним из ключевых факторов повышения эффективности PR-кампании.
Во второй главе описан механизм реализации проекта, представлены основные направления работы информационного сопровождения: проведение маркетингового исследования, SMM и проведения мероприятий. На первом этапе реализации проекта было проанализировано информационное поле компании: сообщества в социальных сетях, статьи в печатных изданиях, отзывы и комментарии. По поисковому запросу «чистый мир» находится сайт компании, сообщество в социальной сети ВКонтакте и статья 2015 года на РИА Томск. У компании два сообщества: помимо самого Чистого мира, это еще некоммерческая организация Зеленый луч, с которой они сотрудничают при реализации проектов по экологии. Для более глубокого анализа была поставлена задача провести маркетинговое исследование, целью которого стало выяснение принципов работы со старой и новой аудиторией компании «Чистый мир».
Отрицательные результаты проекта:
Не все задачи проекта были осуществлены в полной мере, из-за нехватки кадровых и технических ресурсов. Так были опробованы не все возможные каналы коммуникации - не произведена работа с информационным сайтом компании «Чистый мир», не улучшена работа с печатными информационными материалами. Не были созданы все возможные типы информационного контента: собственные статьи для новостных агенств.
Положительные результаты проекта:
Были созданы такие типы контента как видео, статьи, заметки, пресс-релизы, изображения. Была осуществлена работа с такими каналами коммуникации как радио, социальные сети, новостные агентства, проведение мероприятий.
В течение пяти месяцев были проведены шесть мероприятий:
16 ноября - открытая лекция, посвященная проблеме отходов в Томском Государственном Университете.
С середины по конец ноября заканчивалась реализация проекта #Немусор. Последним этапом стало проведение экологического марафона по сбору вторичного сырья среди детских садов.
29 ноября - Зимний фримаркет в Центре культуры ТГУ.
21 апреля - участие волонтеров «Зеленого луча» и сотрудников компании «Чистый мир» в Библионочи Научной библиотеки ТГУ. В рамках этого мероприятия был организован сбор макулатуры и проведена лекция «Zero Waste» о раздельном сборе отходов.
22 апреля - был проведен Весенний фримаркет в тайм-кафе Вместе.
29 апреля - Супергеройский субботник с раздельным сбором в Лагерном саду.
Особенностью всех мероприятий стало то, что все они были проведены бесплатно или на условиях спонсорства. Также стоит заметить, что ни одного мероприятия не было проведено зимой.
Вторым направлением информационного сопровождения стала работа в социальных сетях. Было выявлено, что активное ядро сообществ составляет 5 % от общего числа подписчиков. В среднем сообщения с количеством репостов до 5 просматривается четвертью подписчиков сообществ. Была выявлена зависимость между временем публикации записи и количеством её просмотров, была установлена высокая корреляция между количеством репостов и просмотрами.
Основная коммуникация в сообществе происходит в личных сообщениях администраторам группы, на втором месте выступает раздел обсуждений и на последнем - комментарии публикаций на стене. Были определены Топ-10 сообществ, наиболее посещаемыми подписчиками «Чистого мира», которые они станут основой для совместных проектов и репостов.
По итогам исследования были выявлены рекомендации для дальнейшего информационного сопровождения PR-компании «Чистый мир». Они относятся к сферам работы в сети Интернет: социальным сетям, новостным агентствам и информационному сайту компании; наружному информационному сопровождению; мероприятиям, которые проводит или в которых принимает участие организация и работе с юридическими клиентами компании «Чистый мир».
1. Аудиореклама в интернете [Электронный ресурс] / Яндекс рекламные технологии. - Электрон. дан. - URL: https://yandex.ru/adv/products/display/audio (дата обращения: 15.04.2017).
2. Афанасьев Г. Э. Что такое форсайт? : Попытки определения [Электронный ресурс] / Ежедневник промышленного роста. - Электрон. дан. URL: http://industrydaily.metod.rU/main-theme/7/6 (дата обращения: 15.03.2017).
3. Белановский, С. А. Метод фокус-групп / С.А. Белановский. - М. : Никколо- Медиа, 2001. - 243 с.
4. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / С. Блэк. - М. : Модино пресс. Международная ассоциация PR (IPRA), 1990. - С. 239.
5. Бодрунова, С.С. Медиарынок Великобритании и газетный кризис: стратегии выживания газет в период дигитализации медиапроизводства // Экономическое возрождение России. - 2013. - № 4 (38). - С. 129-142.
6. Важенина И.С. Имиджевое и информационное сопровождение хозяйственного освоения территорий России [Электронный ресурс] / Важенина И. С. Важенин С. Г. // Стратегия развития региона - 2009 - №27 (120). - С.10-15. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из научной электронной библиотеки «Киберленинка».
7. Гатауллин Р. Р. Статья «Роль информации в формировании структуры производства современной экономики» // «Российское предпринимательство». - 2008. - №5(2).
8. Гембл П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями : пер. с англ. / П. Гембл, М. Стоун, Н. Вудкок. - М.: Гранд, 2002. - 252 с.
9. Глоссарий. Что такое контент [Электронный ресурс] / «Центр-Сити» - комплексный интернет маркетинг. - Электрон. дан. - URL: http://glossary.ccteam.ru/k/kontent.html (дата обращения: 12.11.2017).
10. Гулевич О. А. Психология коммуникации / О. А. Гулевич. М.: Московский психологосоциальный институт. - 2007. - 452 с.
11. Гурков И.Б. Материалы семинара «Организационное развитие и смежные проблемы» [Электронный ресурс] / Электрон. дан. URL: http://gurkov.ru/sem/org_dev/vnutr_inf_otkr.pdf (дата обращения: 16.03.2017).
12. Гуров Ф. Продвижение бизнеса в Интернет. все о PR и рекламе в сети / Ф. Гуров. - М. : Вершина, 2008. - 152 с.
13. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия : Как сделать СМИ полезными людям / И. М. Дзялошинский. - М.: Престиж, 2006 - 104с.
14. Душкина М. Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникация и воздействие, технологии и психология : учебное пособие / М. Р. Душкина. - СПб. : Питер, 2016 - 560 с.
15. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+ / Наталия Ермолова. — М.: Альпина Паблишер, 2013. - 358 с.
..63