ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Методика проведения маркетинговых исследований 7
1.2. Информационное обеспечение формирования стратегии
развития предприятия 24
1.3 Методика разработки стратегии развития предприятия.. 30
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА ООО «ТИКОМ» 45
2.1. Общая характеристика тенденций развития товарного
рынка ООО «Тиком» 45
2.2. Оценка спроса и анализ предпочтений потребителей на
рынке верхней мужской одежды 50
2.3. Анализ и прогнозирование емкости товарного рынка
предприятия 59
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ВНУТРЕННЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ 68 ООО «ТИКОМ»
3.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Тиком» 68
3.2. Анализ внутренней маркетинговой среды ООО «Тиком» ... 74
3.3. Разработка альтернатив стратегии развития ООО «Тиком». 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 119
Для эффективного функционирования любого предприятия необходимо определить направление дальнейшей деятельности и разработать долгосрочную стратегию, которая бы позволила достичь поставленных целей, учитывая возможности и ресурсы предприятия в сложившихся условиях внешней среды, а именно состоянии рынка, его тенденциях, структуре оказываемых услуг, ценовой политике конкурентов, направлениях их деятельности.
Чтобы принять такое оптимальное управленческое решение предприятию нужно располагать огромным объемом коммерческой информации. В получении такой информации важную роль играют маркетинговые исследования, которые следует рассматривать как часть постоянно действующего интегрированного информационного процесса.
Исследования связывают предприятие с рынком, конкурентами, потребителями, снижают уровень неопределенности, позволяют соотнести потенциал предприятия с условиями внешней среды. Они дают оценку сегодняшнего положения компании на рынке и её внешнего окружения, а на основании полученной информации разрабатываются планы, формулируются стратегии.
Целью дипломной работы является разработка стратегии развития ООО «Тиком» на основе информации, полученной в ходе проведения маркетинговых исследований.
Для достижения поставленной цели в рамках бакалаврской работы необходимо решить следующий ряд задач:
- изучить теоретические основы проведения маркетинговых исследований (основные понятия, сущность, методы, направления, информационное обеспечение);
- изучить теоретические и методические основы разработки стратегии развития предприятия (классификация стратегий, методики, подходы, этапы,направления);
- провести маркетинговые исследования товарного рынка предприятия и дать общую характеристику тенденций его развития;
- рассчитать емкость рынка предприятия;
- провести маркетинговое исследование потребителей ООО «Тиком» и дать оценку степени удовлетворенности спроса и покупательских предпочтений;
- провести исследование и дать оценку внутренней и внешней среды анализируемого предприятия ООО «Тиком»;
- на основе анализа информации, полученной в ходе проведения маркетинговых исследований, выбрать стратегию развития ООО «Тиком»;
- провести экономические расчеты с целью обоснования предлагаемой стратегии.
Объектом исследования является Общество с Ограниченной Ответственностью «Тиком», представляющий собой розничное торговое предприятие, реализующее верхнюю мужскую одежду на рынке г.Красноярска. Предметом исследования служат инструменты разработки стратегии развития для анализируемого предприятия.
Работа структурирована и содержит три главы.
В первой главе рассматривается терминология, связанная с понятиями «маркетинговые исследования» и «стратегия развития»; рассматриваются теоретические основы процесса проведения маркетинговых исследований, а также информационное обеспечение; представлена классификация стратегий развития, описан процесс разработки стратегии развития предприятия.
Во второй главе произведена оценка состояния и уровня развития рынка верхней мужской одежды города Красноярска, исследование потребителей и оценка покупательского спроса, а также анализ и прогнозирование емкости товарного рынка предприятия.
Третья глава посвящена анализу внутренней маркетинговой среды ООО «Тиком»: представлена организационно-экономическая характеристика предприятия, анализ товарной, ценовой политики, политики продвижения и распределения, а также описан процесс организации маркетинга на анализируемом предприятии. Также описан процесс разработки стратегии развития ООО «Тиком» по средствам SWOT-анализа на основе информации, собранной при проведении маркетинговых исследований, представлен план мероприятий по реализации разработанной стратегии развития с финансовыми затратами и приведены расчеты экономического обоснования предлагаемой стратегии.
В качестве информационных источников в дипломной работе были использованы законы Российской Федерации, законы Красноярского края, материалы Краевого комитета государственной статистики, справочные материалы по исследованиям рынка, справочники Красноярского Государственного комитета статистики, учебники отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, а также результаты собственных исследований.
В работе были использованы: метод сравнения, метод факторного анализа, экономико-статистические, экономико-математические, финансовые методы, метод экспертных оценок, а также ситуационный и SWOT-анализ, и методы социологических исследований.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав и заключения общим объемом 124 страницы. В работе содержится 54 таблицы, 19 рисунков, 6 приложений, библиографический список представлен 100 источниками.
Маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и разработку программы маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения производительности фирмы и эффективности удовлетворения потребностей конечных потребителей.
Существуют два основных аспекта воззрений на маркетинговые исследования:
- более узкое понимание маркетинговых исследований как процесса сбора, анализа и обработки данных, имеющих отношение к маркетингу;
- более широкое представление о маркетинговых исследованиях как функции маркетинга, имеющей своей целью информационную поддержку принятия маркетинговых решений.
Маркетинговые исследования выступают как начало и логическое завершение любого цикла маркетинговой деятельности предприятия.
Отечественные и зарубежные ученые выделяют множество направлений маркетинговых исследований, наиболее крупными блоками маркетинговых исследований выступают исследование внутренней и внешней маркетинговой среды предприятия.
Методы проведения маркетинговых исследований разделяются на полевые, кабинетные и методы пробных продаж.
Таким образом, первоначальным этапом формирования стратегии развития предприятия является процесс маркетинговых исследований.
При проведении маркетингового исследования используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.
Источники вторичной информации подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние источники вторичной информации: отчеты компаний, МИС, бухгалтерские и финансовые отчеты, обзор жалоб и рекомендаций потребителей, деловая корреспонденция фирмы и т.д.,
Внешние источники вторичной информации: законы, указы, данные официальной статистики, периодические печати, выставки, ярмарки, конференции, презентации и т.д.
Можно выделит основные три метода получения первичной информации: наблюдение, опрос, эксперимент.
Маркетинг играет важную роль в разработке стратегии, он предоставляет необходимую информационную базу для принятия стратегических и тактических управленческих решений.
Процесс разработки стратегии заключается в выборе общего направле¬ния, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса. Другими словами, стратегия означает выбор предприятием пути своего развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса.
Стратегия развития является одной из базовых стратегий и выражает стремление предприятия к росту объемов продаж, прибыли, повышению рентабельности и других показателей эффективности деятельности предприятия,
В рамках стратегии развития могут быть реализованы три направления роста, [65]:
Интенсивный рост - рост по отношению к обслуживаемому базовому рынку;
Интеграционный рост - рост по отношению к производственной цепочке: расширение основного вида деятельности в виде интеграции;
Диверсификационный рост- рост, основанный на возможностях вне зоны обычной деятельности.
После изучения теоретических вопросов темы был поведен анализ товарного рынка ООО «Тиком», в рамках которого будет описана общая характеристика тенденций развития товарного рынка предприятия, дана оценка спроса и анализ предпочтений потребителей на рынке верхней мужской одежды, рассчитан прогноз емкости товарного рынка верхней мужской одежды г. Красноярска.
ООО «Тиком» работает на рынке верхнее мужской одежды и занимается реализацией продукции компании Aviva - одной из наиболее динамично развивающихся компаний по производству мужской верхней одежды. Под именем торговой марки Aviva создаются коллекции, соответствующие требованиям современной моды.
Отметим тот факт, что в сфере импортных поставок верхней мужской одежды на территорию Красноярского края наблюдается тенденция устойчивого снижения объемных показателей. Так в отчетном году на территорию региона поставлено 1164 тонн одежды (верхней мужской), что на порядок ниже показателей 2015г., и может быть связано с общей тенденцией снижения импортазависимости рынка России от поставок социально значимых товаров из-за рубежа. Поставки из-за рубежа, в основном, идут за счет таких стран, как Китай и Турция, Польша.
Изучение и анализ состояния розничной торговли верхней мужской одежды на территории г. Красноярска проводилось путем произвольного обследования розничной торговой сети, в ходе которых охвачено 30 предприятий розничной торговли.
Емкость рынка верхней мужской одежды в Красноярском крае была рассчитана разными способами с использованием статистических данных, получили следующие результаты:
-емкость рынка верхней мужской одежды Красноярского края рассчитанная на основе структурных характеристик составила 31858,4 млн. руб.
-потребность рынка верхней мужской одежды в Красноярском крае, рассчитанная по фактическому среднему потреблению одежды на 1 семью (семья, состоящая из троих человек) в 2015-2016 гг. составила 58128,84 млн. руб. в год.
Емкость рынка верхней мужской одежды в Красноярском крае в 2016 г. уменьшилась по сравнению с 2015 г. на 709,63 млн. руб. Значительное снижение емкости рынка непосредственно связанно с уменьшением численности населения по Красноярскому краю: -взрослое население уменьшилось на 24014 человек;
-население пенсионного возраста напротив увеличилось на 27245 человек.
Торговое предприятие ООО «Тиком» было создано 13.03.2008 г. Распоряжением Администрации г.Красноярск. Виды деятельности предприятия: торгово-посреднические услуги, швейными изделиями, товаров народного потребления в том числе спорттовары. Данное торговое предприятие расположено по адресу: 660016, Красноярский край,
г.Красноярск, ул. Вавилова, 7.
Основной целью деятельности ООО «Тиком» является: удовлетворение потребностей покупателей, в верхней мужской одежде.
В магазине «Тиком» г. Красноярска представлен широкий выбор мужской верхней одежды: костюмы, брюки, куртки, пальто, пиджаки, жакеты. По всем ассортиментным позициям в магазине «Тиком» наблюдается снижение товарооборота, что в целом составляет 17,44%.
Анализ графиков жизненного цикла всех товарных групп, реализуемых ООО «Тиком» показал, что большая часть из них находится в состоянии спада.
Анализ ассортимента с использованием матрицы БКГ показал отношение каждой группы товаров к финансовым потокам предприятия.
В секторе «дойные коровы», расположены товарные группы, которые имеют большую долю и с медленным темпом роста. Данные товарные группы в магазине ООО «Тиком» отсутствуют.
В секторе «звезды» находятся товарные группы предприятия ООО «Тиком», занимающие значительную долю в ассортименте, а спрос на них растет высокими темпами. В данный сектор следующие товарные группы: пальто, пиджаки.
В секторе «Собаки», находятся товарные группы с небольшой долей в общем ассортименте с медленным темпом роста: товарные группы, реализуемые в магазине ООО «Тиком» брюки и жакеты.
В сектор «Дикие кошки», или «Трудные дети» попали костюмы.
Проведенный анализ показал, что за последний год на исследуемом предприятии произошло изменение ассортимента и специализации магазина. Изначально магазин специализировался на верхней женской и мужской одежде, но в связи с большими затратами на поддержание конкурентоспособного ассортимента по женской одежде, руководством решено была сузить ассортимент.
Коэффициенты широты и глубины на предприятии не достаточно высокого уровня, это можно изменением специализации магазина (с магазина торгующего верхней мужской и женской одеждой на специализированный магазин верхней мужской одежды). Поскольку на сегодняшний день ассортиментный перечень не достаточно разнообразен, это не позволит в полной мере удовлетворить требования потребителей.
Основной целью системы стимулирования сбыта на предприятии «Тиком» является максимизация прибыли. Руководство предприятия «Тиком» воспользовалось следующей стратегией охвата рынка - недифференцированный маркетинг, то есть пренебрежение различиями в сегментах, обращение ко всему рынку сразу с одним предложением. Методам стимулирования сбыта предприятие «Тиком» не придает особого внимания, а распространяет рекламную информацию на основании личных контактов и по местному радиооповещению торгового комплекса.
Данные проведенного SWOT-анализа показали, что для данного предприятия для достижения поставленных целей необходимо использовать в качестве основной стратегию развития рынков, и как дополняющую - стратегию концентрической диверсификации.
Стратегия развития продукта направлена на рост продаж за счёт разработки улучшенных или новых товаров, которые будут реализовываться уже на освоенном фирмой рынке. Данная стратегия может предусматривать изменение характеристик товара, расширение товарного ассортимента, обновление продуктовой линии, улучшение качества продукции и т.п.
Следует использовать следующий подход для достижения этой цели:
- расширение и модификация товарного ассортимента;
- обновление продуктовой линии;
- расширение спектра характеристик товара, улучшение качества
Предложенная в качестве дополняющей стратегия развития рынка, предполагает выход на новые товарные рынки. Соответственно такая стратегия развития более рискованна, потому что выходить на неизвестные территории всегда сложнее и опаснее.
Стратегия развития ООО «Тиком» будет реализовываться по средством следующих мероприятий:
1. Разработка ассортимента новых товаров вводимых в оборот предприятия;
2. Разработка макета рекламной листовки, её тиражирование;
3. Организация раздачи рекламных листовок в центральном районе в виде промо-акции.
Таким образом, предложенная стратегия способствует увеличению товарооборота предприятия и валовой прибыли. Исходя из полученных данных, проект является эффективным и рекомендуется к внедрению на ООО «Тиком».
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993. - 64с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: по состоянию на 20 апреля 2005 г. - М.: Омега - Л, 2005. - 405 с.
3. Федеральный закон “О рекламе” с комментариями. - СПб.: Лениздат, 1995.- 61 с.
4. Красноярск в цифрах. 2005 : стат. еб. / Красноярский комитет гос. статистики. - 2005. - 24 с.
5. Ввоз и вывоз потребительских товаров из г. Красноярска: Стат. бюл. / Красноярский гос. ком. стат. Красноярск. - 2005. - 45 с.
6. Возрастно-половой состав населения Красноярского края на 1 января 2005 г.: стат.-бюл. / Красноярский ком. гос. стат. Красноярск, 2005. - 18с.
7. Торговля Красноярского края в 2004г. : стат. еб. / Красноярский ком. гос. стат. -Красноярск. - 2004. -38 с.
8. Экономика Красноярского края в. 2004г. : стат. еб. / Красноярский комитет гос. статистики. - 2005. - 97 с.
9. Абрамова Г.П. Маркетинг: вопросы и ответы.- М.: Агропромиздат, 1991. - 310 с.
10. Азоев Г. Л. Анализ деятельности конкурентов: учебное пособие. - М.: ГАУ, 1995. - 76 с.
11. Азоев Г.Л. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / Азоев Г.Л., Михайлова Е.А. - М.: Финстатинформ, 1999. - 124 с.
12. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Азоев Г.Л., Челенков А.И. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. - 253 с.
13. Акулич И.Л. Основы маркетинга: учеб. пособие / Акулич И.Л., Демченко Е.В. - М.: Высшая школа, 1998. - 236 с.
14. Александров Ю.Л. Исследование рынка потребительских товаров: методологические основы, практика, использования: Монография / Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2001.¬320 с.
15. Александров Ю.Л. Экономика товарного обращения: учебник / Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Краснояр. гос. ун-т.- Красноярск, 2000. - 240 с.
16. Беклешов Д.М. Реклама в системе маркетинга / Беклешов Д.М., Попырин В.И. - М.: Высшая школа, 1999. - 278 с.
17. Беляевский Н.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.
18. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: пер. с англ. Ф.А. Крутиков. - М.: Экономика, 1991. - 271с.
19. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: пер. с нем. К. П. Кутсар. - М.: Экономика,1999. - 344 с.
20. Все о маркетинге. - М.: Азимут-Центр, 1998. - 350 с.
21. Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь. - М.: Экономика. - Дело ЛТД. - 1994. - 160 с.
22. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Дело.- 1995. - 192 с.
23. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Изд-во «Финпресс», 1998. - 416 с.
24. Голубков Е.П. Маркетинг: Выбор лучшего решения / Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. - М.: Экономика, 1993. - 222 с.
25. Голубков Е. Л. Основы маркетинга: учебник. - М.: Финпресс, 1999.¬656 с.
26. Дайян А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи: пер. с франц. В.С. Загашвили. - М.: Прогресс, Универе, 1994. - 190 с.
27. Дибб С. Практическое руководство по сегметированию рынка. - СПб.: Питер, 2001. - 240 с.
28. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Мн.: НПЖ «Финансы, учёт, аудит», 1999. - 464 с.
29. Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) / Завьялов П.С., Демидов В.Е. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: М/О, 1991. - 416 с.
30. 3авьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках и таблицах: учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, 2000. - 496 с.
31. Карлов Б. Деловая стратегия: пер. с англ. В.А. Приписнов. - М.: Экономика, 1991. - 245 с.
32. Киперман Г.Я. Популярный экономический словарь / Киперман Г.Я., Сурганов Б.С.- М.: Экономика, 1993. - 252 с.
33. Кокорев В.П. Маркетинг: организация и управление. Барнаул: Изд- во Алтайск. ун-та, 1995. - 245 с.
34. Коммерчески портфель: учеб. пособие / под ред. Ю.Б.Рубина, В.И. Содаткина. - М.: СОМИНТЭК, 1995. - 752 с.
35. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / под ред. А.Г. Цыганова. - М.: Логос, 1999. - 368 с.
36. Корев Е. Реклама в системе маркетинга: учеб. пособие. - М.: 1990.¬258 с.
37. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент - СПб.: Питер Ком, 1998. - 896 с.
38. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. Е.М.Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.
39. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. - 2-е европ. Изд. М.; СПб; К.: Издательский дом «Вильямс», 2000. - 944 с.
40. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие.-М.: АО «Финстатинформ», 1994.- 181с.
41. Крылова Г.Д. Практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест-контроль: учеб. пособие / под ред. А.Н. Романова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 240 с.
42. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг: пер. с франц. - СПб.:Наука, 1996. - 589 с.
43. Лифиц И.М. - Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: Учебное пособие -М.:ЮРАЙТ,2004.-336 с.
44. Липсиц Н.В. Бизнес-план - основа успеха: Практическое пособие.- М., 1992. - 31 с.
45. Лысенко Ю.Ф. Социально-экономическая география Красноярского края: учеб. пособие. - Красноярск: Универе, 1998. - 367 с.
46. Макин Г.И. Система управления агропромышленным комплексом в переходный период. М.: Агрн.- Пресс, 1998 . - 93 с.
47. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: учеб. для ВУЗов / под ред. Н.Д. Эриашвили.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 255 с.
48. Маркетинг: учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 560 с.
49. Маркетинговые исследования рынка продуктов питания: региональный аспект: учеб. пособие / Пимашков П.И., Фирсенко С.С., Чижикова В.А., Смирнова Е.В. и др.- Красноярск: Универе, ПСК «Союз»,
2000. - 216 с.
50. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры: пер. с англ. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1994.- 207с.
51. Немчин А.М. Основы маркетинга: учебное пособие. - Л.: ЛИЭИ, 1991.-102 с.
52. Нуриев М.А. Маркетинг: Учебно-методическое пособие / Нуриев М.А., Петров И.Н. - Алма-Ата: МГП Демец, 1991. - 195 с.
53. Основы менеджмента и маркетинга: учебное пособие / В.Б.Зубик, А.И.Ильин, Г.Я.Кожекин и др. - Минск: Высш. шк., 1995. - 382 с.
54. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория, маркетинг, финансовый менеджмент / под ред. ВМ. Власовой. - М.: финансы и статистика, 1995.- 496 с.
55. Поведение потребителей / под ред. Энджел Д. - ОПб: Питер Ком,1999. - 768 с.
56. Портер М.Э. Конкуренция: учеб. пособие: пер. с англ.- М.: Вильямс,2000. - 495 с.
57. Предпринимательство: маркетинг и цены: учеб. пособие / В.И. Видяпин, Т.П.Данько, В.А.Слепов, М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 1992. - 130с.
58. Прилюк В.Д. Основы маркетинга: учебное пособие. - Киев: 1999.¬275 с.
59. Рынок товаров: Формирование, развитие / под общ. ред. А.В. Орлова, Ф.А. Крутикова.- М.: Экономика, 1986. - 97 с.
60. Рынок: Бизнес, коммерция, экономика /под ред. В.А. Калашникова. - М.: ИВЦ Маркетинг, 1994.-219 с.
61. Семенов А.Л. Теория и практика стратегического управления / Семенов А.Л., Соколов О.И. - М.: МНИИПУ, 1999. - 340 с.
62. Становление российского маркетинга: под общей ред. проф. Б.М. Мочалова. М.: ИППК МГУ, 1996. - 79 с.
63. Статистика рынка товаров и услуг / под ред. ПК. Беляевкиого. - М.: Финансы и статистика.- 1995. - 432 с.
64. Толковый словарь по бизнесу, коммерции и маркетингу / под общ. ред. П.Ф. Петроченко. - М.: СП Арт-Бизнес-Центр, 1992.- 63 с.
65. Третьяк О.А. Маркетинг: учебное пособие. -СПб.: РИО Спб ГУ, 1991.-104 с.
66. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг / Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э.-М.: Финансы и статистика, 1991. -253 с.
67. Эванс Д. Маркетинг/Эванс Д., Берман Б.- М.: Прогресс,1990. - 217 с.
68. Эванс Дж. Маркетинг / Эванс Дж., Берман Б. - М.: Экономика, 1990. - 431 с.
69. Экономическая стратегия: учеб. пособие / под ред. А.П. Градова. - 3-е изд., испр. - СПб.: Спец. лит., 2000. - 589 с.
70. Эткинсон Дж. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры: учеб. пособие : пер, с англ. / под ред. проф. Ю. А. Цыпкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. - 471 с.
71. Юшкова Л. В. Конкуренция: монография (лекции). - Красноярск, 2005.
72. Алексеев А.А. Методика сегментирования потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 1999.- №1. - С. 30-39.
73. Алексеев С.В. О методах прогнозирования спроса // Специалист.- 1999.- №3.- С. 32-42.
74. Ванетти М. Маркетинг рыночных сегментов // Проблемы теории и практики управления. - 1997.-№ 2.- С. 107-114.
75. Голубков Е.П. Исследование рынков // Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. - № 1. - С. 13 -35.
76. Демидов В. Деятельность и структура формирования спроса и стимулирования сбыта предприятия - экспортера // Социалистический труд. - 1990.- №4. - С. 15-19.
77. Долбунов А.А. Маркетинговая концепция управления предприятием // Маркетинг в России и за рубежом.- 1999.- № 1(9).- С. 25-36.
78. Итоги работы легкой промышленностив 2004г.//Кожевенно-обувная промышленность-2005.-№0023-4354.-с.4-4.
79. Креативные стратегии // Директор.-2005.-№9.-с. 19.
80. Котова Е Упаковка: обслуживание, торговые марки //Коммерческий вестник. - 1990. -№7. - С. 11-15.
81. Крутиков М. Маркетинг: зачем он нужен // Советская торговля.- 1999. - № 6.- С. 7-15.
82. Лебедев Г.Н. Современные аспекты продвижения товаров на рынок /М.А.Кибрякова, А.В.//Кожевенная обувная промышленность.- 2006.-№0023- 4354.-С.19-20
83. Маркетинг: Информационно-аналитический журнал.-1995.-№1,2,3,4.
84. Маркетинг: терминологический словарь - справочник/Товародвижение // Коммерческий вестник. - 1990. -№10. -С .5-12.
85. Маркетинговая деятельность предприятий, выпускаемые товары народного потребления // Стандарты и качество. -1999.-№4.- С. 5-11.
86. Новости Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности // Technikal Salon .2005.-№0040-2397.-с.10
87. О пользе конкуренции // Правительственный вестник.-1990. - № 36.- С. 3-5.
88. Рикошинский А. Развитие основных отраслей // Конъюнктура товарных рынков. -2004. -№3 -4.- с.9.
89. Российская газета ./2006. от04.04.-с.-11.
90. Служба маркетинга на предприятии // Деловой мир.- 1990. - №6.- С. 5-12.
91. Смирнова А. Несколько историй из жизни товарного знака //Реклама. - 1990. - №4.- С. 7-11.
92. Число поклонников//Директор-2006.-№1-2.-с.44.
93. Шаповалов Г.М. Об эволюции понятия «маркетинг» // РЭЖ.- 1999.- № 11-12. - С. 53-55.
94. Маркетинг. Планирование и роль маркетинга в организации // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 3. - С. 18-19.
95. Мир бизнеса консультации и комментарии// Маркетинг2003/-.- №3 - C. 70.
96. Фирсенко С.С. Исследования конкурентной среды потребительского рынка: монография / Фирсенко С.С. , Юшкова Л.В. Краснояр.гос. ун¬т. - Красноярск, 2002. - 54с.