Введение 2
1 Карабахский конфликт: причины и последствия 7
1.1 Исторические и политические причины конфликта в Нагорном Карабахе 7
1.2 Развитие конфликта 1987-1994 гг. и его последствия 14
1.3 Посредничество третьих стран как вектор урегулирования карабахского
конфликта 21
2 Роль России в урегулировании Карабахского конфликта 28
2.1 Заключение мирного соглашения при российском посредничестве 28
2.2 Неоднозначность мирного урегулирования Нагорно-Карабахского
конфликта для России 33
3 Перспективы урегулирования карабахского конфликта 38
3.1 От «замороженного конфликта» Нагорного Карабаха к переделу зон
влияния 38
3.2 Развитие конфликта в настоящее время и возможные пути решения .. 44
Заключение 51
Список использованных источников и литературы
Актуальность. Современная система международных отношений характеризуется значительной конфликтностью, нестабильностью и наличием большого количества как внутригосударственных, так и межгосударственных вооруженных конфликтов и противоречий. Казалось бы, что, пережив за последние сто лет две мировые войны, столкнувшись с негативными последствиями «холодной войны» международное сообщество приложит максимум усилий по недопущению в дальнейшем подобного рода конфликтов. Однако, несмотря на трагические уроки истории, конфликтность в международных отношениях не уменьшается, а наоборот, еще больше усиливается, при этом, постоянно растет число конфликтов, которые именуются как конфликты, находящиеся в состоянии «замороженного противостояния». До недавнего времени к числу таковых относился и Нагорно-Карабахский конфликт.
Нерешенность и наличие на политической карте мира значительного количества «замороженных конфликтов» свидетельствует не только о глубоких внутренних противоречиях, сложившихся между конфликтующими сторонам, но и указывают на ряд других факторов, непосредственно влияющих на процесс разрешения данных конфликтов. В частности, очень часто «замороженные конфликты» превращаются в инструмент геополитической игры «в руках» третьих более влиятельных государств. Особенно ярко это проявляется на территориях постсоветского пространства, где Запад на протяжении многих лет создает и пытается использовать «замороженные конфликты» для реализации своих геополитических интересов и целей. Еще одной особенностью «замороженных конфликтов» является то, что они воплощают в себе элементы так называемого гибридного противостояния, включая кроме классического военного компонента - политическую, историческую, экономическую, религиозную, информационную и другие составляющие, что бесспорно усложняет процесс их политического урегулирования. Третьей особенностью современных «замороженных конфликтов» является то, что они стали проявлением глубоких разногласий в современной системе международных отношений, засвидетельствовав об устаревании и несоответствии системы норм международного права, межгосударственных договоров и принятых соглашений тем вызовам и угрозам, которые существуют в XXI веке.
Ареной серьезного этнополитического противостояния на территории Южного Кавказа стал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт, вызванный определением статуса и территориальных претензий в отношении Нагорно-Карабахского региона.
Актуальность данного исследования обусловлена сложившейся геополитической обстановкой не только в Нагорно-Карабахском регионе, но и во всем мире, где постепенно начинают с новой силой разгораться ранее «замороженные конфликты». Нагорный Карабах является ярким примером того, что даже такой вновь разгоревшийся конфликт можно урегулировать мирным путем. При этом решающую роль в данном вопросе играет Российская Федерация.
Исследованием вопроса Нагорно-Карабахского конфликта занимались многие ученные, их можно поделить на группы. В первую группу можно выделить работу автореферат Балаяна Т.К. «Карабахская проблема и международная дипломатия в 1991-1994 гг.». Работа армянского историка направлена на процесс изучения первых этапов урегулирования конфликта, и посредничество международных стран. Подробную роль в урегулирование конфликта России освещает и другой армянский историк В. Тоганян «Социально-политические и экономические аспекты армяно-российских отношений 1991-2000 гг.»
Ко второй группе также можно выделить российских и советских авторов, к этой группе можно отнести монографию российского дипломата В.Н. Казимирова «Мир Карабаху. Посредничество России в урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта», эта работа стала одной из первых, где развернуто дана информация о первых годах жизни как независимых государств Азербайджана и Армении. А также в своей диссертации А.С. Вартанян «Проблема урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе и роль международных организаций» автор пишет о позициях Армянской и Азербайджанской Республики и о их взаимодействиях с международными правительственными организациями.
Другая группа Азербайджанских взглядов можно отметить книгу Гасымлы М. «Азербайджанской Республики (1991-2003)», которая состоит из двух томов и описывает международные отношения Азербайджана после распада СССР и о азербайджанской политики по урегулированию конфликта. Монография от первого лица участника первой карабахского конфликта Эльбрус Иззят оглы Оруджев«Карабах - горы зовут нас».
К следующей группе можно отнести и зарубежных аналитиков и их взгляды на конфликт. Лор Делькур французский политик в своей статье рассказывает о всех преимуществах России по отношению к Армении, и зависимость Армении от Российских ресурсов. И общую картину конфликта представляли британские и американские аналитики Кристофер Уолкер и американский учёный-кавказовед Роберт Хьюсен.
Целью работы является определение роли России в урегулировании карабахском конфликте.
Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
• определить истоки Нагорно-Карабахского конфликта;
• проследить путь «замороженного конфликта» Нагорного Карабаха к переделу зон влияния;
• охарактеризовать заключение мирного соглашения при российском посредничестве;
• проанализировать неоднозначность мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта для России.
Объект исследования - Нагорно-Карабахский конфликт.
Предмет исследования - влияние России на урегулирование исследуемого конфликта.
В выработке общей концепции исследования ключевую роль сыграло применение синергетического подхода, в основе которого заложена идея, предусматривающая многовариантность и альтернативность путей развития конфликтных ситуаций. Использование данного подхода, способствовало расширенному пониманию социально-политической реальности, акцентировало внимание на важности рассмотрения случайных факторов, влияющих на развитие любого конфликта. Кроме синергетического подхода, в работе применено положение конфликтологического, бихевиористского и геополитического подходов. Конфликтологический подход позволил проанализировать проблему "Нагорно-Карабахского конфликта с точки зрения столкновения, противоречия, а также вооруженного, политического, экономического, этнического и других типов противостояния; бихевиористский позволил сконцентрировать внимание на поведении и мотивах основных групп, входящих в состав конфликтующих сторон; геополитический помог определить взаимосвязь между наличием конфликтом и изменениями в системе международных отношений, касающихся баланса сил на геополитической карте мира.
Приведенные подходы сочетаются с рядом общефилософских, общенаучных и специальных методов исследования, которые основываются на принципах объективности, научности, системности, историзма, последовательности, плюрализма, познавательности и причинности.
В исследование работы были привлечены источник такие как: нормативно-правовые акты, статистические материалы, периодические материалы, а также интернет-ресурсы. В числе нормативно-правовых актов использованных выпускной квалификационной работе выделены законодательные акты: Бишкекский протокол о прекращении огня сторонами Карабахского конфликта 1994 г., Акт о результатах референдума о независимости Нагорно-Карабахской республики, Декларация по Нагорному Карабаху (2008), Конституция Армении, Конституция Азербайджана, Конституция Нагорно-Карабахской Республики, Конституция СССР. В процессе изучения работы сравнивался конституционный строй каждой из представленных стран, определение статуса Нагорного Карабаха.
Одной из важных баз в написание выпускной квалификационной работы являются - периодические материалы газет: «Кавказский узел», «Правда» замалчивали информацию, «Сельская жизнь», «Советский Карабах», «Республика Армения», «Голос Армении». В периодических материалах главную ролью играла оперативность реакции на события. Быстро реагируя на происходящее, авторы представляли свою точку зрения, давали «заданную точку зрения» своего правительства, либо откровенно искажали правду, обнаруживая скрытые мотивы.
При работе ВКР были изучены мемуары «Дневник Азербайджана» Томаса Гольца, американского журналиста, который оказался случайно в Азербайджане в период первого Карабахского конфликта. Он стал свидетелем трагических моментов, так и судьбоносных моментов Азербайджана. «Жизнь и свобода» автобиография экс-президента Армении и Карабаха Роберта Кочаряна, рассказал обо всех трудностях, прожитых армянским народом в период начала конфликта. Также было просмотрено много интервью с политиками такими как: Маргарита Симонян, Сергей Лавров, Игорь Коротченко.
Интернет также является одним из важнейших ресурсов по поиску информации, Автор использовал сайты правительства Армении (https://www. gov.am/am/), Кабинета Министров Азербайджана
(https://nk. gov.az/ru/), сайт правительства России (http://government.ru/), Данные базы новостей «СНГ Сегодня» (https://sng.today/), сайт Научной электронной библиотеки «КиберЛенинка» (https://cyberleninka.ru/). В целом собрано достаточно информации, чтобы решить поставленные в выпускной работе задачи.
Подводя итог исследования на сегодняшний день, Армения, как и Азербайджан, по-прежнему не могут прийти к конечному соглашению по карабахскому вопросу. Российская Федерация, как правопреемник Советского Союза, является важным политическим партнером для двух стран, так как считается медиатором в данном конфликте, желая мирного урегулирования.
Противостояние за территорию Нагорного Карабаха превратилось в «вечное» столкновение, характерная для этого региона, которое не имеет исхода, устраивающего все стороны, поскольку любое решение в пользу одного народа, тут же приведет к недовольству другого. Проявляется она, во- первых, в серьезных этнических и религиозных различиях между армянской и азербайджанской сторонами, и за последние два десятилетия этот раскол только углублялся. Во-вторых, существует нежелание и Баку, и Еревана соглашаться на многие компромиссы в этом вопросе. Не способствует процессу урегулирования конфликта отсутствие четкой и однозначной позиции в нем Запада. И армяне, и азербайджанцы исторически связаны, но прекратить спор и ужиться вместе, как показало время, им не удалось. Напоминает замкнутый круг, как и все переговоры, которые неизменно заходили в тупик последние 20 лет.
Основная сложность урегулирования конфликта состоит в том, что необходимо выделить несколько типов территорий в регионе, имеющих принципиально разные международно-правовые статусы, что довольно сильно усложняет проблему нахождения консенсуса между Азербайджаном и Арменией. Территория Карабаха, с исторически живущими там армянами, должна иметь особый правовой и политический статус, фактически имея независимость от Азербайджана и от Армении, что должно гарантировать безопасность проживающего на нем населения.
Россия, признанный большинством победитель в данном противостоянии, взвалила на себя роль единственного гаранта мира и защитника армянского меньшинства Азербайджана. Москва также наращивает свою мощь несколькими способами. Во-первых, она укрепляет свой контроль на Южном Кавказе: от нее как никогда зависит безопасность Армении, а российские вооруженные силы возвращаются на территорию Азербайджана, которую им пришлось покинуть в 1992 году. Соглашение предусматривает, что Москва реорганизует всю оборону Армении. Хотя тяжесть операций во многом ложилась на Турцию, последняя не могла воспользоваться ситуацией в полной мере. Москва сдерживает натиск Анкары, ограничивая постконфликтное управление.
Другое преимущество заключается в том, что Россия вытесняет - по крайней мере временно - Запад из дипломатического урегулирования. Менее заметный момент, но столь же важный для России заключается в том, что она приближается к маршруту «Нового Шелкового пути». Укрепляясь в регионе, Москва может сказать Пекину, что без нее там ничего не сделать.
Анализируя сложившуюся картину в регионе Нагорного Карабаха, вряд ли можно прогнозировать в ближайшем будущем нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном. Постоянные нарушения режима перемирия на линии соприкосновения являются тому наглядным подтверждением. К тому же, сложившаяся вокруг Нагорного Карабаха конфликтная ситуация создает высокую угрозу безопасности региону Южного Кавказа, что, в свою очередь, является тревожным знаком и для других стран региона. В этой связи важным представляется посреднические усилия России с целью содействия долговременному и прочному урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе.
1. Сопредседательство минской группы ОБСЕ.
Всеобъемлющее соглашение по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, 1997 г.Http://parliament.am/library/LGH/doc 16.pdf
2. Закон Азербайджанской Республики “Об упразднении Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджанской Республики”, 1991 г. Опубликован в «Ведомостях Верховного Совета Азербайджанской Республики», 1991 год, № 24, статья 448 («legalacts» LLC).
3. Выписка из Закона Советского Союза “ О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР” (3 апреля 1990 г., №1409-I) , Свод законов СССР, т. 1, с. 44-16, 1990 г
4. Европейский Парламент Резолюция “О поддержании мирного процесса на Кавказе”, 21 июня 1999 года // Официальный журнал Европейских Сообществ, C175/251
5. Отчет о результатах Конституционного Референдума в Нагорно-Карабахской Республике (10 декабря 2006 года), Степанакерт Подписи международных наблюдателей 11 декабря, 2006 года, http: //president.nkr.am/ru/constitution/
6. Совместная резолюция с призывом президенту Соединенных Штатов Америки конгрессу США поддержать независимость Нагорно-Карабахской республики Резолюция HP-987 10 апреля 2013 года
7. Заявление о прекращении огня в Нагорном Карабахе с 10 ноября 2020 годаhttp: //www.kremlin.ru/
8. Соглашение между Российской Федерацией и РеспубликойАрмения об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных СилРеспублики Армения и Вооруженных Сил Российской Федерации(Москва, 30 ноября 2016 г.), Бюллетень международных договоров март 2018, №3, стр. 48 - 56, Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)
9. Договор от 16 марта 1995 года между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения,https://www.mid.ru/ru/
10. Конституция Армении, Принята 06.12.2015,https://www.president.am/
11. Конституция Азербайджана, вступила в силу 27 ноября 1995 года, С дополнениями и изменениями, принятыми на всенародном голосовании (референдуме) 26 сентября 2016 года,https://president.az
12. Конституция СССР 1977 г., Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, № 41, ст. 617
13. Конституция России, публикация Российская газета, № 237, 25 декабря 1993 года, действующая редакция 6 октября 2022 года
Газеты:
1. «Сельская жизнь», Москва, 1988.
2. «Советский Карабах», Арцах, 1988.
3. «Республика Армения», Ереван, 2000-2022.
4. «Голос Армении», Ереван, 1992-2022.
5. «Центральная Азия и Кавказ», Швеция, Лулеа, 2002.
6. «Российская газета», Москва, 2000-2022.
7. «Свободная мысль», Москва, 1993-2003.
8. «Кавказский узел», Москва, 2002-2020.
9. «Правда», Москва, 1989-2018.
Интернетресурсы:
1. Https: //www.mid.ru/Министерство иностранных дел РФ
2. Http://www.parliament.am/парламент Армении
3. Https://meclis.gov.az/index.php?Lang=azНациональное собрание Азербайджана
4. Https://www.congress.gov/Конгресс США
5. Https: //www.mfa.gov.tr/default.ru.mfaМинистерство иностранных дел Турции
6. Www.krugosvet.ru - Интернет-энциклопедия. Доступ свободный.
7. Http: //diaspora. gov.am/ru- Диаспора Армении
Литература:
1. Алиев Р. Каспийский регион и безопасность России // Азия и Африка. 1998. № 7. С 4 - 7
2. Алиев И. Нагорный Карабах: история, факты, события. - Баку.: Элм, 1989. - 104c.
3. Ахундова Э. Лиссабонские страсти вокруг Карабаха // Лит. Газета. - 1996. - № 50. - С. 9.
4. Барсегов Ю.Г. О миротворческом потенциале США в армяно-азербайджанском конфликте // США Экономика, политика, идеология.-1995. - № 2. - С. 20 - 32.
5. Бабанов И, Воеводский К. Карабахский кризис. - спб.: [Б.и.],
1992. - 62с.
6. Востриков С. В. Карабахский узел как конфликтогенный фактор Закавказья // Международная жизнь. -1998. - № 6. - С. 64-75.
7. Гаджиев К. С. Геополитические перспективы Кавказа в стратегии России. // Мировая экономика и междунар. Отношения. -
1993. - № 2. - С. 20 - 37.
8. Гегелашвили Н.А. Нагорно-карабахский конфликт: позиции Турции и Запада / Н.А. Гегелашвили // Россия и новые государства Евразии. - 2022. - № 1(54). - С. 111-122.
9. Гречиха О.А. Конфликт в Нагорном Карабахе в контексте национальных интересов России //Science Time. - 2022. - №. 4 (100). - С. 58-61.
10. Дуан Р. Предотвращение, разрешение вооруженных конфликтов и контроль над ними // Ежегодник Стокгольмского междунар. Института исследований проблем мира. - М., 2001. - C.127- 131.
11. Дубнов В. Стрельба по-карабахски // Новое время. 1999. № 44. - с. 4-7
12. Евсеев В. О., Селезнев И. А. Конфликт-менеджмент и методы исследования региональных конфликтов // ЦИТИСЭ. - 2021. - №. 3. - С. 79-95.
13. Золян С. Нагорный Карабах: Проблема и конфликт - Ереван, 2001
14. Игнатенко А., Салмин А. Конфедерация народов Кавказа в политическом контексте Кавказского региона // Мировая экономика и международные отношения. - 1993. - № 9. - С.97-98.
15. Казимиров В. Гуманитарная катастрофа в зоне Карабаха была, может быть, больше, чем нынче вокруг Косово // Междунар. Жизнь. - 1999. - № 5. - С. 8 - 20.
16. Казимиров В. Карабах, как это было // Междунар. Жизнь. - 1998. - № 5. - С. 41-52.
17. Казимиров В. Россия и «минская группа» СБСЕ // «Сегодня». 1994, 1 октября.
18. Ленский И. Тени Дейтона над Карабахом // Правда. - 1997. - №43. - С.7.
19. Манукян С.А. Социальные установки в армянском обществе по вопросу о статусе «Нагорного Карабаха в составе Российский Федерации» //Caucasian Science Bridge. - 2022. - Т. 5. - №. 3 (17). - С. 130-142.
20. Маркедонов С.М. Трансформация армяно¬
азербайджанского конфликта: исторический опыт и современное состояние / С. М. Маркедонов // Мировая экономика и международные отношения. - 2022. - Т. 66, № 12. - С. 120-130.
21. Маркедонов С.М. Тридцать лет нагорно-карабахского
конфликта: основные этапы и перспективы урегулирования //
Постсоветские исследования. - 2018. - Т. 1. - № 2. - C. 132-141.
22. Маслакова-Клауберг Н.И. Обострение ситуации в Нагорном Карабахе как геополитический вызов / Н.И. Маслакова-Клауберг, Э.Л. Садыкова // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2020. - Т. 11. - № 3 (28). - С. 51-57.
23. Ниязов Н.С.О. Миротворцы России в Карабахе: итоги первых месяцев миссии / Н.С.О. Ниязов // Исторический путь России: из прошлого в будущее: Материалы международной научной конференции, посвященной 800-летию со дня рождения Великого князя Александра Невского. В 3-х томах. Под ред. С.И. Бугашева, А.С. Минина. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 365-371.
24. Наджафов Г.Н. Дипломатия Азербайджана в разрешении карабахского конфликта. - Дисс.канд.истор.наук. - М., 1995.
25. Надеин-Раевский В. Турция и российские автономии //Россия и Турция на пороге XXI века: на пути в Европу или Евразию? Научные доклады, №14, Московский центр Карнеги, 2019. С.68-83
26. Нуриев Э., Салимов К. Реалии и перспективы урегулирования карабахского конфликта // Центральная Азия и Кавказ.
- 2002. № 6.
27. Оглы А. М. М. Нагорно-карабахский конфликт в рамках национальных интересов Ирана // Постсоветские исследования. - 2019.
- Т. 2. - №. 6. - С. 1402-1410.
28. Рзаев К. Правда и ложь о карабахской войне. - Баку, 1997
29. Растольцев С.В. Проблема эффективности ОБСЕ в контексте изменения статус-кво Нагорного Карабаха В 2020 г. //Мир после пандемии: глобальные вызовы и перспективы развития. - 2022. - С. 181-189.
30. Тишков В. О. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. - 1993. - № 4. - С.6-15
31. Тоганян В. Социально-политические и экономические аспекты армяно - российских отношений (1991 - 2000 гг). - М.: 2002.
32. Федоровская И. Конфликт на границе Армении и Азербайджана в июле 2020 года // Россия и новые государства Евразии. - 2020. - № III (XLVIII). - С. 139-147.
33. Хаше Д., Абдоллахи М. Влияние пандемии коронавируса на возобновление конфликта в Нагорном Карабахе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2022. - Т. 11. - №. 6. - С. 94-99.
34. Чернявский С. Южный Кавказ в планах НАТО // Международная жизнь. 1998. № 9. С. 102 - 108
35. Чолахян А. В. Международно-правовые аспекты нагорно-карабахского конфликта // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. - 2021. - №. 13. - С. 65-74.
36. Шумилов М.М. Активизация Великобритании на Южном Кавказе в контексте второй Карабахской войны //Региональная политика, политическая география и геополитика: история и современность. - 2022. - С. 631-640.
37. Шумилов М.М., Шумилов Ю.М. Внешние факторы армяно-азербайджанского конфликта в контексте второй карабахской войны //евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2022. - №. 3 (41). - С. 126-136.
38. Юнусов А. Посткоммунистический Азербайджан: проблемы и возможные пути развития. // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 11. С. 100 - 111
39. Durch W. “United Nations peacekeeping, American Politics, and the Uncivil Wars of the 1990s” - 1999. - 350 p
40. Kevork Oskanian, « Turkey’s global strategy: Turkey and the Caucasus », The London School of Economics and Political Science, 2011,
41. Ronald Suny. Looking toward Ararat: Armenia in modernhistory. Indiana University Press, 1993
42. Kevork Oskanian. Fear, Weakness and Power in the Post-SovietSouth Caucasus: A Theoretical and Empirical Analysis. Palgrave Macmillan,2013