Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (1947-1991)

Работа №191262

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы107
Год сдачи2025
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
1 Становление научно-исследовательской работы студентов при высших учебных заведениях СССР 14
1.1 Цели и причины развития НИРС в системе высшего образования СССР 14
1.2 Законодательное оформление организационной структуры НИРС в СССР 23
2 Становление и развитие научного студенческого общества в контексте
функционирования студенческих организаций университета 32
2.1 Формирование научного студенческого общества ТГУ: цели, задачи, структура 32
2.2 Основные направления деятельности научного студенческого общества ТГУ 38
2.3 Методы стимулирования научно-исследовательской работы студентов ТГУ 47
3 Научное студенческое общество ТГУ в контексте развития научно-исследовательской
работы студентов в университете 52
3.1 Трансформация роли научного студенческого общества в рамках реализации НИРС
в Томском государственном университете 52
3.2 Вклад научного студенческого общества ТГУ в развитие студенческой науки:
выявление критериев и оценка результативности 63
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 75
Приложение А 87
Приложение Б 88
Приложение В 89
Приложение Г 102
Приложение Д 103


Актуальность исследования. Научно-исследовательская деятельность студентов является важным элементом в подготовке квалифицированных кадров, так как она повышает качество образовательного процесса в высших учебных заведениях. В рамках научно-исследовательской работы у студентов формируется творческое научное мышление, которое позволяет решать профессиональные задачи с помощью неординарных и уникальных подходов. Кроме того, научное творчество развивает навыки самостоятельности у студентов при решении научных проблем.
Университет и государство активно поддерживают научно-исследовательскую деятельность студентов, так как она способствует воспитанию и обучению нового поколения специалистов и ученых, которые вносят большой вклад в развитие отечественной науки, новых методик, технологий и производства, что обеспечивает национальную безопасность страны. По этой причине наука и образование составляют единую систему, от которой зависит воспроизводство интеллектуальных отечественных ресурсов.
Понимая данные тенденции, советское правительство взяло под свой контроль научно-исследовательскую работу студентов. Так, в послевоенные период НИРС приобрел законодательное оформление, в результате чего в стране сложилась общая система привлечения студентов к научному творчеству.
После распада СССР в системе образования наметился кризис. На смену советскому опыту образования пришла Болонская система, которая так и не была полноценно введена в России. В настоящее время система высшего образования так же испытывает ряд трудностей, связанных с переходом от Болонской системы образования к суверенной системе образования. В результате этого происходит подготовка новых образовательных программ и переосмысление методов подготовки специалистов.
Безусловно, важным элементом в любой системе образования, является не только учебная деятельность, но и научно-исследовательская. В этой связи будет актуально обратиться к богатейшему опыту организации подобного рода работ в советский период, когда Научное студенческое общество взяло под свой контроль многочисленные научно-исследовательские кружки в университетах. Обращение к подобного рода организации научно-исследовательской работы студентов позволит не только оценить эффективность подобного рода системы, но и заимствовать наиболее актуальные практики.
Историография
Историографию по изучаемой теме можно условно разделить на 3 блока: 1) Исследования, которые рассматривают научно-исследовательскую работу студентов на всесоюзном уровне, 2) Исследования, посвященные НИРС на базе конкретного высшего учебного заведения 3) Работы, в которых рассматривается НСО на примере конкретного вуза.
Так, исследования, в которых изучается научно-исследовательская работа на всесоюзном уровне, отражают в себе анализ целей и задач НИРС, а также содержит в себе характеристику этапов его становления. Вместе с тем эти работы представляют информацию об основных направлениях деятельности научного творчества студентов, которые непосредственно способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов. Данными вопросами в рамках своих работ занимались Ю.В. Белянина, М.Н. Воробьева, Л.А. Горбунова, А.С. Цыганкова.
Так, Ю. В. Белянина в своей работе рассматривает начальный этап формирования НИРС в послевоенное время . Автор статьи обращается к нормативно-правовым актам, которые помогают характеризовать структуру, задачи и функции научных студенческих кружков и обществ. Для выявления структуры НСО Ю. В. Белянина использует Типовой устав НСО от 1947 г. Тем не менее работа охватывает лишь небольшой временной период, что открывает возможности для изучения данной тематики в других хронологических рамках.
М. Н. Воробьева также как и предыдущий автор в своем исследовании опирается на нормативно-правовые акты, регулирующие научно-исследовательскую работу студентов . Автор выделяет основные этапы становления НИРС, которые
сопровождаются изменчивостью основных законодательных актов, руководящих органов и элементов научного творчества студентов. В своей работе М. Н Воробьева связывает этапы НИРС с обновлением документов, которые регламентируют научное творчество студентов. Несмотря на то, что данная работа имеет довольно широкие хронологические рамки с середины XIX в. до начала XXI в., это не отменяет того факта, что статья содержит недостаточное пояснение исторического контекста, в условиях которых изменялось законодательство и устройство студенческой науки.
Работа Л. А. Горбуновой служит обзором организационных и методологических основ НИРС в условиях советского высшего образования начала 1970 гг . Автор статьи пытается осмыслить понятия «студенческой науки» и сравнить ее с «вузовской наукой». В ходе анализа автор приводит данные о том, что можно считать исследованием и что
включает в себя творческая работа студентов. Л. А. Горбунова выделяет несколько целей НИРС, обозначает различные формы организации и их содержание. В результате чего приходит к выводу, что формы студенческих исследований условно можно разделить на 3 группы: учебно-исследовательские, научно-исследовательские и производственно¬
исследовательские. Таким образом, работа Л. А. Горбуновой в большей степени нацелена на теоретическое осмысление научно-исследовательской деятельности и определение ее роли при подготовке будущего ученого и специалиста, но при этом автор не опирается на конкретные исторические события или примеры, способные подкрепить теоретическое обоснование.
А. С. Цыганкова рассматривает примеры передовых педагогических практик, которые способствовали активизации научного творчества студентов, повышению их мотивации . Наибольшее внимание в ее исследовании уделялось деятельности студентов в научных студенческих кружках и их влиянии на развитие исследовательских навыков у студентов. Во многом сама работа была сосредоточена на деятельности студенческих научных кружков, которые с точки зрения автора способствовали профессиональному становлению студентов. В то же время другие формы организации НИРС в исследовании остаются в стороне.
Делая вывод по данному разделу, можно заметить, что многие из этих работ имеют фрагментарный характер и не производят комплексного анализа того, как создавалась система по научно-исследовательской деятельности студентов в СССР, откуда она брала свое начало и какие исторические обстоятельства и вызовы побуждали студенческую науку совершенствоваться. Кроме того, в работах часто описывались лишь отдельные направления и формы научного студенческого творчества в высших учебных заведениях СССР. Данные обстоятельства открывают большие возможности для дальнейшего исследования темы.
Далее более подробно разберем исследования, посвященные изучению НИРС на базе конкретного высшего учебного заведения. Такие работы помогают понять локальную специфику и определить, какие именно форматы применялись для организации студенческой науки, какие их них были более актуальны в рамках вуза и какие результаты они привнесли в развитие научного творчества.
Так, в работе А. Н. Косинца, Н. Г. Луда, А. П. Солодкова по научно-исследовательской деятельности студентов Витебского медицинского государственного университета рассматриваются методы привлечения студентов к научному творчеству на протяжении 1940-1990 гг. В исследовании были выделены научные студенческие кружки, общества, конструкторские бюро и мероприятия, которые способствовали расширению круга студентов, учувствовавших в научно-исследовательской работе. Приведены статистические данные, которые отражали результативность НИРС в медицинском университете. Вместе с тем авторы обращают внимание на значимость учебного процесса при подготовке специалистов, а именно на учебно-исследовательскую работу студентов. Таким образом, работа позволяет определить, что система НИРС в изучаемый период была успешно реализована среди студентов-медиков, а также рассмотренная работа позволяет почерпнуть информацию о том, как осуществлялось руководство и контроль со стороны университетских структур за этой деятельностью.
Одной из ключевых работ в исследовании НИРС в вузах Сибири можно считать статью В. В. Петрика . Автор, основываясь на архивных материалах, приводит статистические данные, которые отражают результативность НИРС. В работе приводятся доводы о проблемах НИРС, с которыми сталкиваются вузы Сибири. Вместе с этим, В. В. Петрик выделяет этапы развития НИРС, подкрепляя их изменениями в законодательных актах. Несмотря на большое количество подготовленных примеров и материалов для данного исследования, оно все же носит фрагментарный и обзорный характер для вузов Сибири.
Исследование А. С. Цыганковой было обращено к исторической реконструкции развития НИРС с целью обобщения сохранившегося технологического опыта организации научно-исследовательской работы студентов. В статье рассматриваются ключевые факторы, влияющие на трансформацию НИРС, включая изменения в образовательной политике, научной инфраструктуре и социально-экономическом контексте региона, происходившие с 1937 по 1991 гг. В своей работе автор выделяет основные этапы развития НИРС в Дальневосточном государственном университете путей сообщения .На каждом из этапов А. С. Цыганкова характеризует основные формы организации студенческой науки, достижения студентов, законодательные акты, с помощью которых регламентировалась НИРС на том или ином этапе. Вместе с тем, приводятся примеры значимых научных проектов страны, которые были реализованы при помощи студентов вуза.
Подводя итог данному разделу историографии, можно отметить, что научно-исследовательская работа студентов была актуальной для высших учебных заведений различной направленности и имела свои плоды для воспроизводства исследовательских кадров. К тому же можно заметить схожую структуру представленных работ, в которых авторы зачастую выделяли этапы развития НИРС, чтобы проследить динамику ее эволюции. Вместе с тем, авторы исследований опираются на схожие аспекты при анализе, а именно на законодательные акты, примеры научных студенческих объединений и их изменчивости, а также на результаты НИРС. Тем не менее, на текущий момент времени не существует отдельных работ, посвященных развитию НИРС в Томском государственном университете в данный период.
Перейдем к исследованиям, которые посвящены научному студенческому обществу в контексте истории высших учебных заведений. В данных исследованиях, в отличии от блока выше, история рассматривается НСО не как форма организации научно - исследовательской деятельности студентов, а как часть общей истории высшего учебного заведения, к которому она относится.
Так, Н. Г. Благовидова в своей работе выделила основные этапы зарождения и развития научного студенческого общества в контексте истории Московского архитектурного института . Автор подробно рассматривает историю научно-исследовательской работы в институте на протяжении 1920-1950 гг., а затем историю становления и развития самого НСО в нем. Отличительной чертой этой работы стало использование в качестве источников воспоминаний современников, принимавших участие в создании и работе НСО. Н. Г. Благовидова делает акцент на роль отдельных личностей в развитии НСО и их достижениях в научно-исследовательской деятельности студентов. Это означает, что основной анализ деятельности Научного студенческого общества проходил через призму личного восприятия очевидцев.
В исследовании А. А. Малышко представлена информация об истории развития научного студенческого общества Петрозаводского государственного университета, который признан одним из старейших студенческих научных объединений в вузе . В рамках данного исследования проведена комплексная работа, в результате которой удалось собрать статистические, фактические материалы и оформить их в таблицу. Кроме того, в статье проанализирована структура и механизмы руководства НСО, приведены примеры конкретных преподавателей и студентов, внесших особый вклад в развитие НСО, рассмотрены основные направления деятельности общества. Тем не менее в данной работе создается впечатление, что развитие НСО оторвано от исторического контекста, анализ которого бы дополнил общую картину развития научного студенческого общества.
В заключении обратимся к примеру работы, созданной на базе Томского государственного университета, которая косвенно посвящена истории развития НСО. Так, исследование по истории Томского государственного университета с 1880 по 1980 гг. под редакцией М. Е. Плотниковой освещает этапы становления и развития научного сектора в университете, в рамках которого представлена информация о научном студенческом обществе ТГУ и НИРС . Представленные данные содержат в себе результаты деятельности НСО, тем самым характеризуя состояние дел в научном творчестве студентов. Однако из-за того, что автор работы не ставит перед собой цель рассмотреть подробно развитие НСО и НИРС в университете, весь приведенный материал затрагивает отдельные аспекты, которые способствуют лишь поверхностному анализу работы и структуры Научного студенческого общества.
Подводя итог данному разделу, стоит отметить, что представленные работы позволяют проследить специфику развития научных студенческих обществ в контекст е различных вузов страны. Характеризуя сами исследования, стоит сказать, что в некоторых их так же присутствует фрагментарность. Это связано с тем, что зачастую в работах авторы не погружают научные студенческие общества в университетский или исторический контексты, в связи с чем не складывается комплексного представления о том, каким процессам была подчинена работа НСО в том или ином вузе.
Подводя итог историографическому обзору в целом, следует отметить небольшую степень изученности как НСО, так и научно-исследовательской работы студентов. Лишь редко в работах можно встретить комплексный подход к изучению научно-исследовательской деятельности студентов с привлечением разнообразных источников и материалов. Кроме того, еще меньшей изученностью обладают вузы Сибири. В результате этого открывается широкое пространство для исследований студенческой науки в высших учебных заведениях Сибири и России в целом.
Научная новизна состоит в том, что большинство работ, посвященных научному студенческому обществу, носят обобщающий, декларативный характер, который не ставит пред собой целью глубокого изучения структуры и комплексной характеристики его деятельности и функций. Кроме того, уникальной для работы является попытка оценить результативность деятельности НСО как одной из организационных структур научно-исследовательской работы студентов в Томском государственном университете.
Объект исследования. Научно-исследовательская работа студентов (далее - НИРС) в Томском государственном университете.
Предмет исследования. Деятельность научного студенческого общества (далее - НСО) в Томском государственном университете.
Хронологические рамки охватывают период с 1947 по 1991 гг. Начальная рамка обусловлена созданием в Томском государственном университете научного студенческого общества. Конечная граница определяется распадом СССР, что обусловило слом советской системы высшего образования, а также глобальные трансформации политических институтов государства, социально -экономических структур, сфер просвещения и культуры.
Территориальные рамки исследования представлены Томской областью и прежде всего связаны с Томском, где и находился Томский государственный университет имени В.В. Куйбышева.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить результативность научного студенческого общества при формировании и поддержке научно-исследовательской работы студентов ТГУ(1947-1991).
Задачи исследования:
1. Проследить процесс формирования НИРС в контексте построения советского государства и оформления его законодательства.
2. Охарактеризовать процесс создания и функционирования научного студенческого общества при Томском государственном университете (1947-1991).
3. Выявить основные направления деятельности НСО ТГУ и охарактеризовать вклад отдельных направлений в развитие НИРС.
4. Определить критерии результативности работы НСО и оценить вклад НСО в развитие НИРС на примере Томского университета.
Методология:
Для данного исследования были применены общенаучные методы, такие как обобщение, анализ, синтез, а также дедуктивные и индуктивные подходы для изучения источников и литературы. Кроме того, в работе были использованы и специально исторические методы познания.
Историко-генетический метод позволил выявить причинно-следственные связи, которые провоцировали изменения в научно-исследовательские работы студентов как на всесоюзном уровне, так и внутри университета. Объяснение причинности данного процесса дает представление об историческом контексте, в рамках которого уже на базе Томского государственного университета было сформировано Научное студенческое общество. Данный метод используется на протяжении всей работы и предоставляет возможность рассмотреть, как более глобальные события влияют на становление научного творчества студентов в ТГУ.
Метод исторической периодизации позволил разделить историю становления и развития НСО на ключевые этапы, в рамках которых происходило формирование научного общества и его дальнейшая трансформация. Таким образом, становится возможным на каждом этапе развития НСО рассмотреть события, влиявшие на его положение, и охарактеризовать состояние и деятельность научного студенческого общества ТГУ.
Историко-хронологический метод позволил последовательно расположить события и помог реконструировать процесс становления научного студенческого общества ТГУ и научно-исследовательской работы студентов в СССР. Благодаря этому методу, возможно систематизировать материал и проанализировать как отдельные события, так и периоды в истории становления НСО при Томском государственном университете.
Метод интервьюирования позволяет собрать информация об исторических событиях от современников. Благодаря данной информации, возможно рассмотреть определенные события с точки зрения личностного восприятия свидетелей прошлого. Воспоминания респондентов позволяют рассмотреть одно и то же событие с противоположных точек зрения. Это создает определенный противовес в изучении НИРС на основании формальных отчетов и статистики.
База источников. Имеющиеся в работе исторические источники можно разделить на четыре основные группы: нормативные акты, делопроизводственные документы, источники личного происхождения, периодические издания. Рассмотрим каждых вид источников по порядку.
Нормативные акты. Важность рассмотрения законодательных документов заключается в том, что они дают представления о конкретных границах, в которых развивается и совершенствуется та или иная структура. Вместе с тем нормативно¬правовые акты трансформируются под воздействием запросов со стороны государства, поэтому на их основании можно проследить, как менялись рамки научно - исследовательской работы под воздействием требований государства.
Так, был проведен анализ «Положений о научно-исследовательской работе в высших учебных заведениях» от 1944 г, 1962 г., по которым в первые годы своего становления регулировалась студенческая наука. По данным документам предполагалось, что студенты могут участвовать в разработке бюджетных и хоз. договорных исследований, что так же относилось к научно-исследовательской работе студентов. Сравнение этих нормативно-правовых актов дает представления об изменениях роли студентов в рамках научно-исследовательской работы вуза .
Далее студенческая наука выделяется из вузовской науки и основной анализ нормативных актов пришелся на «Положения о научно-исследовательской работе студентов» от 1953 г.,1961 г.,1974 г., которые способствовали созданию системы НИРС в СССР. Данные законы давали понять, в каком состоянии находилась студенческая наука и как она менялась с течением времени в СССР, а также на их основании можно было проследить, как менялось положение НСО в организационной структуре научно - исследовательской работы студентов .
Определенные границы для осуществления своей деятельности Научным студенческим обществом были заложены Типовым уставом НСО (1947) и Уставом НСО ТГУ (1967). Они содержали информацию о структуре Научного студенческого общества, его целях и задачах, а также о правах и обязанностях его участников. Наличие двух документов разных периодов давало возможность сравнить их и проанализировать, как менялось положение НСО и его членов с течением времени .
Делопроизводственные документы. Работа с делопроизводственной документацией проходила на базе Государственного архива Томской области, благодаря которому стало возможно ознакомиться с отчетами о научно-исследовательской работе студентов в Томском государственном университете. Для данной работы был рассмотрен более подробно фонд 815, опись 1. В отчет о научной работе студентов содержалась информация о направлениях деятельности НСО, о научных студенческих мероприятиях, а также были представлены списки студентов, получивших награды. Кроме того, в данных документах проректор по научной работе зачастую анализировал достоинства и недостатки работы Научного студенческого общества. Все вышеперечисленные данные позволяют сделать выводы о состоянии студенческой науки в Томском государственном университете.
Вместе с тем, были привлечены документальные издания, связанные с материалами по Томскому государственному университету. Так, особое внимание было уделено документам, содержащих информацию о Томском комитете ученых, который привлекал студентов к решению практических задач, а также данные об истории профсоюзной организации ТГУ, которая принимала участие в организации студенческой науки.
Источники личного происхождения. Для более четкого понимания реального состояния научно-исследовательской работы студентов и НСО было проведено два интервью с представителями естественно-научного и физико-математического направлений, которые непосредственно связаны с научным творчеством студентов. Первый информант - это Владислав Иванович Масловский, кандидат физико-математических наук и бывший директор Молодежного центра ТГУ. С 1964 по 1970 гг. являлся студентом физико-технического факультета ТГУ. Кроме того, В. И. Масловский в разные годы был куратором НСО ТГУ, главой центра научно-исследовательской работы среди вузов Западной Сибири.
Второй респондент - это Александр Сергеевич Ревушкин, доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники. С 1993 по 2013 гг. являлся проректором по научной работе в Томском государственном университете. С 1969 по 1974 гг. был студентом биолого-почвенного факультета и на последнем курсе стал председателем НСО факультета. Кроме того, он активно участвовал в научных экспедициях, что заложило основу для его исследовательских интересов.
Оба интервью имели ценность для исследования, так как представили два разных взгляда на НИРС в ТГУ. Так, В. И. Масловский в большей степени рассуждал о научном творчестве как организатор НИРС исходя из своего многолетнего опыта, в то время как А. С. Ревушкин рассказывал о своем студенческом опыте, который был связан, в первую очередь, с активным участием в научно-исследовательской деятельности на уровне собственного факультета.
Периодические издания. Выпуски газеты «За советскую науку» были подробно рассмотрены с 1946 по 1991 гг. Каждый год выходило около 42 выпусков, содержащих от 2 до 4 страниц. Данный источник позволяет выявить основные события, влиявшие на становление НСО в Томском государственном университете. События освещались от лица современников в виде публицистических или отчетных статей, в которых зачастую выражалась позиция автора по вопросам развития научного общества. В выпусках часто можно было заметить обсуждение дискуссионных вопросов, одним из которых стала проблема руководства Научным студенческим обществом. Кроме того, в газете представлены статистические данные, благодаря которым возможно определить результативность НСО в рамках научно-исследовательской работы студентов.
В выпусках также можно проследить определенную закономерность, связанную с увеличением информации о научно-исследовательской деятельности студентов в газетах. Так, весной проходила подготовка к Общеуниверситетской студенческой конференции в ТГУ, что побуждало авторов больше освещать тему студенческой науки и ее результатов. Летом печаталась информация о факультетах ТГУ, а осенью - о научных экспедициях и других студенческих практиках.
Таким образом, собранные исторические источники позволили исчерпывающе ответить на цель текущей научно-исследовательской работы.
Структура работы включает введение, три главы, поделенные на параграфы, заключение, перечень используемой литературы и источников, а также приложения, содержащие статистические данные о состоянии НИРС в ТГУ.
Первая глава посвящена становлению научно-исследовательской работы студентов в СССР. В первом параграфе представлена характеристика НИРС в СССР, выявлены причины и закономерности ее развития. Во втором параграфе представлено законодательное оформление научно-исследовательской деятельности студентов в рамках высших учебных заведений.
Во второй главе рассматривается становление и развитие Научного студенческого общества в Томском государственном университете. Первый параграф отражает цели, задачи и структуру НСО. Второй параграф посвящен направлениям деятельности Научного студенческого общества и их влиянии на НИРС. В третьем параграфе повествуется о методах стимулирования студентов к научно-исследовательской работе в Томском государственном университете.
В третьей главе отражены роли Научного студенческого общества, которые влияли на результативность научного творчества студентов в ТГУ. Первый параграф посвящен трансформации роли НСО в контексте организационной структуры НИРС. Во втором параграфе происходит выделение критериев результативности для оценки вклада НСО в организацию НИРС ТГУ.
В заключении приводятся основные итоги, а также дается оценка результативности НСО при формировании и поддержке научно-исследовательской работы в Томском государственном университете.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках исследования был рассмотрен процесс формирования НИРС в контексте построения советского государства и оформления его законодательства. Вследствие этого удалось прийти к выводу, что научно-исследовательская работа студентов в исследуемый период постоянно совершенствовалась и расширяла возможности для обучающихся. Отметим, что большинство изменений, происходившие в системе НИРС, были связаны с определенными экономическими и внешнеполитическими вызовами, с которыми сталкивалось государство.
Важно подчеркнуть, что на первых этапах становления научно-исследовательской работы студентов конкретной регламентации ее деятельности не существовало, так как данный вид деятельности закреплялся в законодательстве, посвященном высшей школе. В послевоенное время НИРС выделилась из «вузовской науки» и стала самостоятельным направлением, которое регламентировалось на законодательном уровне и охватывало все высшие учебные заведения. Данные изменения положили начало формированию системы научно-исследовательской работы студентов в советских вузах.
Вместе с тем, в рамках ВКР был охарактеризован процесс создания и функционирования научного студенческого общества при Томском государственном университете (1947-1991). Из проведенной работы можно сделать вывод, что появление НСО было связано с периодом поствоенного восстановления, когда в условиях недостаточного количества материальных средств и человеческих ресурсов, было важно эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.
Кроме того, было выявлено, что Научное студенческое общество на протяжении всей своей истории трансформировалось и имело ряд особенностей. Во-первых, за координацию научных сил отвечал Совет НСО ТГУ, однако, из-за специфики каждого факультета и отсутствия на постоянно основе студенческого актива на кафедрах. Научное студенческое общество на многих факультетах ТГУ развивалось неравномерно, а к 1970 г. некоторые из них и вовсе отказались от данного формата организации студенческой науки.
Во-вторых, на протяжении существования НСО менялись его функции. В первые годы работы на НСО возлагались координационные, организаторские и контролирующие функции, однако к 1970 г. деятельность НСО в основном была локализована на факультетах, а члены НСО помогали кафедрам организовывать научные мероприятия и привлекать студентов к научному творчеству. На рубеже 1980-1990 гг. НСО было окончательно вытеснено из общей организационной структуры научно-исследовательской работы студентов.
В-третьих, в связи с изменениями функций НСО менялось и положение членов Научного студенческого общества. Так, если в 1950-1960 гг. члены НСО проходили определенную процедуру отбора, имели членский билет и привилегии для занятий наукой, в то время как в 1970 гг. под членами НСО подразумевались все студенты, занимавшиеся научно-исследовательской деятельностью в Томском государственном университете.
В-четвертых, НСО ТГУ курировалось не только со стороны комсомольской организации и профессорско-преподавательского состава, но и административно-управленческого аппарата вуза, партии, что отражало заинтересованность каждой из структур в развитии научно-исследовательской деятельностью студентов. Однако, к 1970 гг. многие функции НСО дублировались с данными структурами, что в результате привело данные обстоятельства, привели к размыванию обязанностей Научного студенческого общества.
Кроме того, были выявлены основные направления деятельности НСО ТГУ и охарактеризован их вклад в развитие НИРС. На первых этапах становления НСО участники вели контроль за научно-исследовательскими кружками, читали лекции для населения, организовывали научные студенческие конференции и занятия со школьниками. С середины 1950-начала 1960 гг. при участии НСО ТГУ стали организовываться межвузовские и межфакультетские конференции по основным проблемам науки, а также проходило установление прочных и деловых связей со студенческими научными объединениями других вузов. Вместе с тем при участии сотрудников НСО стали проводить организацию значительного количества новых конкурсов, выставок-смотров, которые были направлены на выявление лучших студенческих работ и научных кружков.
Таким образом, деятельность НСО ТГУ была многообразной и постоянно совершенствовалась. Благодаря работе общества, обеспечивалась массовость в проведении студенческих конференций, выставок, конкурсов, происходила поддержка способных студентов, пропагандировались достижения студенческого научного творчества среди школьников, обучающихся вузов и населения. Мероприятия, которые организовывало НСО ТГУ в рамках университета и города, помогали отслеживать динамику развития студенческой науки, а также позволяли обмениваться опытом и поддерживать связь между студентами, преподавателями и вузами.
Отметим и тот факт, что опыт НСО был не всегда успешен и зависел от присутствия наиболее активных и заинтересованных студентов, способных на постоянной основе поддерживать высокий уровень научно-исследовательской работы в НСО. По этой же причине внутри университета НСО факультетов развивались неравномерно, поскольку каждый факультет обладал собственной спецификой и мог организовывать собственные мероприятия.
В ходе исследования были определены критерии для выявления результативности работы НСО и оценен его вклад в развитие научно-исследовательской работы студентов. Таким образом, всего было выявлено 9 критериев. Пять из них отражают степень результативности НСО: 1) количество членов НСО, 2) количество кружков и их участников, 3) количество научных кружков, проведенных лекций и научных мероприятий для школьников. 4) количество докладов по результатам Общеуниверситетской конференции, 5) количество и разнообразие полученных студентами наград за научно-исследовательские работы.
Три из них показывают активность научно-исследовательской работы студентов в целом: 1) Количество студентов, занимавшихся НИРС, 2) Количество студентов,
работавших над бюджетными и хоз. договорными исследованиями, 3) Количество студенческих научно-исследовательских лабораторий и достижения студентов по результатам работы в них.
Отдельно можно выделить критерий, который характеризует вклад НИРС в воспитание будущих поколений ученых и преподавателей. А именно конкретные примеры обучающихся ТГУ, которые принимали участие в работе НСО, научных студенческих кужках и впоследствии построили научную карьеру
Большинство критериев имели положительную динамику, которая показывает, что Научное студенческое общество проделало большую работу по привлечению студентов к научной деятельности. Кроме того, НСО совместно с профессорско-преподавательским составом помогали совершенствовать качество исследовательской работы студентов, которое отражалось в количестве и разнообразии полученных наград на всевозможных уровнях.
Улучшение качества научного творчества студентов приводило к тому, что в итоге студенты Томского государственного университете были способны решать задачи практики и производства. Подобные условия обучения в университете способствовали тому, что уже в студенческие годы закладывался фундамент определенных исследовательских навыков, которые позволяли воспитывать новое поколение преподавателей, исследователей, ученых.
Тем не менее, наибольшую результативность Научное студенческое общество показывало именно в 1950-1960 гг. Это связано с общими изменениями в функциях НСО и его положении в организационной структуре научно-исследовательской работы студентов в Томском государственном университете.



1. О мерах улучшения научно-исследовательской работы в высших учебных
заведениях : постановление Совета Министров СССР от 12 апр. 1956 г. №456 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=22593#yFPGdoU46CrI mcqx (дата обращения: 20.06.2025).
2. О научно-исследовательской работе в высших учебных заведениях : постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г. № 34 // Сборник основных постановлений приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е. И. Войленко. - Ч. 2 - М. : Высшая школа, 1978. - С. 100.
3. О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование : постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 30 сент. 1987 г. № 1102 (ред. от 21.12.1989) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=54699#rAYAdo UW1QNlkzFH1 (дата обращения: 20.06.2025).
4. О порядке проведения Всероссийской выставки-смотра научного и технического творчества (НТТ-75) «Студенты и учащиеся РСФСР - народному хозяйству, науке, культуре и здравоохранению», посвященной XXV съезду КПСС : приказ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 25 июля 1975 г. № 379 // Центр документации новейшей истории Томской области. - Ф. 5918. - Оп. 1. - Д. 182. - Л. 1-8.
5. О студенческих конструкторских, исследовательских, проектных, технологических и экономических бюро высших учебных заведений : приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 7 мая 1968 г. № 369 // Сборник основных постановлений приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е. И. Войленко. - Ч. 2. - М. : Высшая школа, 1978. - С. 131.
6. Об образовании Всесоюзного координационного совета научно-технического
творчества молодежи и оплате труда членов творческих молодежных коллективов и штатных работников центров научно-технического творчества молодежи : постановление Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 13 марта 1987 г. № 321 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=28158#Em5GdoUqsUpqKx5J1 (дата обращения: 20.06.2025).
7. Об утверждении Положения о научно-исследовательской работе в высших
учебных заведениях : приказ Минвуза СССР от 9 июля 1962 г. № 263 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=30314#ERBFdoUlzidJ5o ЫР(дата обращения: 20.06.2025).
8. Об утверждении Положения о научно-исследовательской работе студентов :
приказ Минвуза СССР от 7 февр. 1974 г. № 124 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi
/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=21011#yEnCdoUuIjAVKx5p2 (дата обращения:
20.06.2025).
9. Об утверждении Положения о научно-исследовательской работе студентов
высших учебных заведений : приказ Минкультуры СССР от 3 дек. 1953 г. № 995 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=49129#hsbEdoUED8xY QIRr (дата обращения: 20.06.2025).
10. Об утверждении Положения о научно-исследовательской работе студентов :
приказ Минвуза СССР от 8 июня 1961 г. № 186 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&
base=ESU&n=20542#vptEdoUOIbwmFajZ1 (дата обращения: 20.06.2025).
11. Об утверждении Положения о научно-исследовательской работе студентов :
приказ Минвуза СССР от 7 февр. 1974 г. № 124 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.
cgi?req=doc&base=ESU&n=21011#RIcFdoUIGSSVArRW (дата обращения: 20.06.2025).
12. Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах :
постановление ЦИК СССР от 19 сент. 1932 г. // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc
&base=ESU&n=21432#8AKDdoUSWKiw4pF82 (дата обращения: 20.06.2025).
13. Положение о научно-исследовательской работе в высших учебных заведениях
: постановление СНК СССР от 18 февр. 1944 г. № 178 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/cons
/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=42941#gxsDdoU8EwUQDLV6 (дата обращения: 20.06.2025).
Делопроизводственные документы:
14. Материалы профкома ТГУ / протокол 10-й профконференции, справки о научной работе студентов и др. // Государственный архив Томской области (далее - ГАТО). - Ф. Р-1105. - Оп. 2. - Д. 116.
15. Отчет о работе Совета по НИРС за 1989 год // ГАТО. - Ф. Р-815. - Оп. 1. - Д. 7324... 165


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ