Введение 3
1. Концепция проекта «Разработка программы ренейминга для студии красоты «StyledeParis», г.Томск»
1.1. Нейминг: обзор актуальных подходов 10
1.2. Анализ российской практики нейминга для организаций в сфере красоты,
исследование их опыта создания нейма с опорой на месседж 15
1.3. Исследование целевой аудитории студии красоты «StyledeParis», г. Томск 23
1.4. Тестирование существующего нейма студии красоты «StyledeParis», г. Томск,
выявление его связи с месседжем организации 28
1.5. Концепция проекта «Разработка программы ренейминга для студии красоты
«StyledeParis», г.Томск»: цели, задачи, ресурсы, бюджет, продукт 32
2. Механизм реализации проекта «Разработка программы ренейминга для студии красоты «StyledeParis», г.Томск»
2.1. Поэтапный план реализации проекта 37
2.2. Критерии эффективности проекта 49
3. Отчёт о реализации проекта«Разработка программы ренейминга для студии красоты «StyledeParis», г.Томск»
3.1. Негативные последствия проекта и способы их устранения 51
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложение 1 63
Приложение 2 64
Приложение 3 65
Приложение 4 68
Приложение 5 69
Приложение 6 70
Приложение 7 71
В настоящее время в условиях высокой конкуренции, стремление привлечь внимание потребителей подталкивает производителей и владельцев бизнеса выходить за границы традиционной формулы конкурентной борьбы - соотношение «цена-качество». По мнению специалиста в области экономики и финансов, а также генерального директора ООО «Волгаресурс» К. Федорова «...в условиях современного бизнеса и жесткой конкуренции для того, чтобы остаться на месте необходимо - бежать».
На рынке с большим количеством аналогов продукт должен бытьзаметным, ярким, оригинальным, увлекать, формировать моду и вызывать эмоции и желание подражать.Американский исследователь в области психолингвистики и массовых коммуникаций Р. Харрис в своей книге «Психология массовых коммуникаций» пишет: «Влияние на эмоции зачастую самый лучший способ повлиять на наши убеждения и в конечном итоге на поведение. Ведь чем теснее товар связан с нашими естественными положительными эмоциями, тем легче его будет продать».
Создать желаемый образ и выделиться среди конкурентов можно на самом раннем этапе создания компании, продукта или услуги - этапе профессионального нейминга. Нейминг (от анлг. «name» - «имя») - это процесс создания названий компаний и торговых марок, товаров, услуг, организаций и т.д. с использованием инструментов лингвистики, фоносемантического и психоанализа. Однако, не всегда, создавая компанию, руководители задумываются о том, как зазвучит потом её название, поэтому нередки случаи, когда приходится придумывать новое название после запуска работы. В. Пустотин - один из ведущих украинских специалисту по брендингу, основатель и директор бренд - консалтинговой компании «Следопыт» подтверждает этот факт: «В создании образа компании название является одним из самых основных инструментов, с помощью которых компания входит в голову потребителя. И если название изначально обладает каким-то непривлекательным фонетическим звучанием и/или семантическим значением, вызывает насмешку, презрение, негодование - то люди не будут покупать». Также, В. Пустотин приводит в пример опыт компании Coca-Cola. «Укус воскового головастика» - таков буквальный перевод товарного наименования на китайский язык. Компания долго подыскивала подходящее сочетание символов, пока не остановилась на фразе означающей «Полный рот счастья».
Название товара, услуги или компании - это первое, что замечает потребитель, и зачастую основное, что влияет на формирование его отношения к продукту или компании в целом. Именно поэтому нейм играет значительную роль в привлечении внимания и воздействии на потребителя.
Название компании нуждается в более ответственной и углубленной разработке, ведь оно используется с наибольшей частотой. Название компании присутствует на товаре или упаковке, произносится потребителями в межличностной коммуникации, звучит в рекламном сообщении, упоминается в средствах массовой коммуникации и т.д.. Название обязательно должно быть звучным, запоминающимся, ассоциативным, наполненным смыслом-месседжем. Название должно быть напрямую связано с принципами и особенностями компании. Именно месседж позволяет создать уникальный нейм, который в дальнейшем позволит выделиться среди конкурентов, вызвать доверие у потребителей и создать долговременные позитивные ассоциации. По мнению креативного директора студии ^CREATIVE в г. Санкт-Петербург Ярослава Крамского задача нейминга - «мощно выделиться. Необходимо, чтобы имя компании было «обвито» смыслами, скрытыми посланиями, глубокими эмоциями и ценностью компании. Потребитель это чувствует». Однако, бывают случаи нейминга при отсутствии связи с месседжем. Так, команда компании «Nullnaming» составила собственный ТОП-300 самых банальных названий компаний России. В рейтинге представлены названия, встречающиеся повсеместно и не определяющие идею и ценности компании. Первые пять строчек этого ТОПа заняли следующие названия: Радуга, Виктория, Надежда, Альянс и Престиж.
Проблема, исследуемая в настоящей работе - недооценивание компаниями важности связи между месседжем и неймом при разработке нейма, что приводит к таким нежелательным последствиям, как сложность в дальнейшем продвижении товара/услуги или компании, отстройке от конкурентов, а также отсутствие доверия и заинтересованности потребителя к компании/товару или услуге.
Анализ выше заявленной проблемы будет осуществлен на примере ренейминга студии красоты «StyledeParis» (г.Томск).
Исследуя степень изученности темы выпускной квалификационной работы, можно выделить ряд работ представляющих интерес в рамках заявленной проблемы. В работе Г. Чармэссонона представлены способы построения эффективного названия торговой марки и синтез коммерческого послания («Торговая марка: как создать имя, которое принесёт миллионы» ), А. Уиллер в своей работе «Индивидуальность бренда» писал о стратегии построения бренда, исследовании и анализе компании.Тема о принципах принятия решений потребителями была раскрыта следующими авторами:Д. Энджел, Р. Блэквард, П. Миниард («Поведение потребителей» ).В. Макеев в книге «Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации» описал различные аспекты корпоративной культуры, как системы материальных и духовных ценностей. В статье американского научного издания «Entrepreneur» рассматривается важность месседжа компании при коммуникации с потребителем. Об особенностях ведения бизнеса в сфере красоты рассказали А. Цыганов, Л. Кисурина в своей работе «Энциклопедия индустрии красоты» .
Объектом выпускной квалификационной работы является нейминг как процесс разработки уникального нейма. Предметом - месседж как ключевой фактор успеха в нейминге (на примере ренейминга студии красоты «StyledeParis» г.Томск)
В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение: при выборе компании среди аналогичных, потребитель в первую очередь обращает внимание на звучный, оригинальный, вызывающий определённый образ нейм. Так как, раскодировав заложенный в названии месседж, потребитель, может соотнести свои желания и стиль жизни с данной организацией, и определить нуждается он в услугах именно этой организации или нет.
Цель данной проектной работы - обоснование важности связи между месседжем и неймом при разработке нейма(на примере ренейминга студии красоты «StyledeParis» г.Томск).
Для решения поставленной цели необходимо последовательное решение задач:
1. Описать актуальные подходы к созданию нейма;
2. Проанализировать существующую практику нейминга для организаций в сфере красоты, исследовать их опыт создания нейма с опорой на месседж;
3. Изучить особенности целевой аудитории студии красоты «StyledeParis» г.Томск;
4. Оценить существующий нейм студии красоты «StyledeParis» г.Томск, его связь с месседжем организации;
5. Сформировать концепцию проекта«Разработка программы ренейминга для студии красоты «StyledeParis», г. Томск»: цели, задачи, ресурсы, бюджет, продукт, риски;
6. Создать поэтапный план реализации проекта «Разработка программы ренейминга для студии красоты «StyledeParis», г. Томск», определить критерии оценки его эффективности;
7. Описать возможные негативные последствия проекта и способы их устранения.
Теоретическую базу исследования составляют работы таких авторов как Ф.И. Шарков, а именно его книга «Коммуникология: основы теории коммуникации» в которой коммуникация рассматривается как базовый элемент в структуре человеческой цивилизации. Также, работа А. Болотовой и Ю. Жукова «Психология коммуникаций» освещает важность коммуникации и особенности восприятия аудитории. В.Жолобова, М. Гавриловой, Н. Соловьева «Нейминг 3.0» . Где авторы поэтапно рассматривают процесс создания нейма - от анализа целевой аудитории и позиционирования компании, до создания самого названия его регистрации и защиты, как товарного знака. Статьи И. Баранова «Имена нездешней красоты» с исследованием названий салонов красоты, а также работы В.Домнина , Л. Мамлеевой и В. Перции .В качестве методологии проектной деятельности использовалась работа Г.А. Окушовой и М.Н. Бычковой .
Также источниками информации для автора данной выпускной квалификационной работы послужили материалы сайтов Научной библиотеки национального исследовательского Томского государственного университета - http://lib.tsu.ru/ru, Научно-образовательного портала IQ - https://iq.hse.ru/news/213351492.html, а также данные поискового ресурса «2ГИС» - https://2gis.ru/.HHTepneT-журнал об аналитике и ведении бизнеса в сфере красоты «Директор салона красоты» - https://www.dirsalona.ru/. Интернет- портал «Красивый бизнес» - https://www.krasivo.biz/. Официальная публичная страница студии красоты «StyledeParis» в социальной сети ВКонтакте - https://vk.com/styledeparis, а также официальный сайт студии красоты «StyledeParis» - styleparis.tomsk.ru.
В настоящей выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы: конкурентный анализ, дискурс-анализ, фоносемантический анализ. Использованы также такие эмпирические методы, как фокус-группа, интервьюирование, анкетирование целевой аудитории, социологический опрос.
Для реализации проекта «Ренейминг студии красоты «StyledeParis» г. Томск» были использованы следующие виды ресурсов: кадровые (неймер, дизайнер);материально- технические (компьютер); финансовые (оплата труда).Бюджет проекта составляет 30 000 рублей.
Этапы реализации проекта:
1. Изучение специфики базисного субъекта;
2. Выявление особенностей целевой аудитории;
3. Тестирование существующего нейма студии красоты «StyledeParis» г. Томск, описать его связь с месседжем организации;
4. Разработать месседж организации исходя из позиционирования студии красоты «StyledeParis»;
5. Описать бюджет проекта и критерии оценки эффективности;
6. Предложить список рекомендованных названий с учетом месседжа студии красоты «StyledeParis» г. Томск для реализации программы ренейминга;
7. Утвердить новый нейм для студии красоты «StyledeParis» г. Томск;
8. Разработать техническое задание для дизайнера;
9. Описать возможные негативные последствия внедрения нового нейма и способы их устранения.
Конечный продукт проекта: нейм основанный на месседже студии красоты «StyledeParis» г.Томск.
Результат проекта: Запуск нового имени, в случае удачи - увеличение узнаваемости организации в г.Томск, увеличение количества клиентов, а также увеличение предложений о партнёрстве с яркими личностями и организациями г.Томска.
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
1. Увеличение потока новых клиентов;
2. Увеличение лояльности постоянных клиентов к организации;
3. Увеличение узнаваемости студии красоты среди жителей города Томска;
4. Увеличение подписчиков в социальных сетях.
5. Появление предложений о партнёрстве с организациями и блогерами г.Томска.
6. Положительная обратная связь, выявленная в результате опроса клиентов студии красоты о соответствии нейма с месседжем компании после ренейминга.
Диагностический инструментарий: база данных студии красоты «StyledeParis», количество подписчиков в социальных сетях, количество предложений о партнёрстве.
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции:
1. Потеря постоянных клиентов; Заранее предупредить клиентов о предстоящем проекте.
2. Недостаток новых клиентов; Активное освещение результатов проектов в соц.сетях студии красоты, также сторонних площадках, где рекламное сообщение может увидеть ЦА.
3. Непонимание новой концепции организации; Объяснение идеи проекта ренейминга и позиционирования своей ЦА лично и в соц.сетях.
4. Превышение запланированного бюджета; Составить смету запланированных затрат, согласовать смету с руководителем. В случае незапланированных трат - обговорить с руководителем.
5. Несоблюдение сроков и дедлайнов специалистами; Составление чёткого плана реализации проекта.
6. Отказ руководителя от реализации проекта. Выяснение причин отказа, их разрешение.
Практическая ценность настоящей квалификационной работы заключается в том, что в данной работе собрана актуальная на сегодняшний день информация, современные статьи, которые будут полезны специалистам в области рекламы и PR при написании исследовательских работ на тему нейминга для организаций, товаров или услуг. Также, профессионалам в области нейминга, будет полезно узнать обоснование важности связи месседжа организации с неймом. Тем, кто планирует открывать свой бизнес в сфере красоты, будет важно узнать о статистике и проведенных в данной работе анализов уже существующих неймов организаций в сфере красоты. Также, проект важен для студии красоты «StyledeParis». Благодаря реализации программы ренейминга, увеличится узнаваемость организации, увеличение количества клиентов, а также увеличение предложений о партнёрстве с яркими личностями и организациями г.Томска.
На рынке с большим количеством аналогов продукт должен быть заметным, ярким, оригинальным, увлекать, формировать моду и вызывать эмоции и желание подражать. Создать желаемый образ и выделиться среди конкурентов можно на самом раннем этапе создания компании, продукта или услуги - этапе профессионального нейминга. Название товара, услуги или компании - это первое, что замечает потребитель, и зачастую основное, что влияет на формирование его отношения к продукту или компании в целом.
Название обязательно должно быть звучным, запоминающимся, ассоциативным, наполненным смыслом- месседжем. Название должно быть напрямую связано с принципами и особенностями компании. Именно месседж позволяет создать уникальный нейм, который в дальнейшем позволит выделиться среди конкурентов, вызвать доверие у потребителей и создать долговременные позитивные ассоциации. Имя компании было «обвито» смыслами, скрытыми посланиями, глубокими эмоциями и ценностью компании.
Автор настоящего исследования определил, что в российской практике при создании нейма, профессионалы опираются на различные варианты разработки имени. Однако, изучая данный вопрос, было обнаружено, что многие авторы составляют собственные подборки методов и способов, в которые включены: аббревиатуры, ассоциации, имена и фамилии, сборные слова, географические названия, заимствование, сокращение, словотворчество.
Для достижения успешного результата при создании уникального нейма, профессионалы используют различные подходы, основные из них мы рассмотрим подробнее. В настоящем исследовании под подходом понимался принцип конструирования имени. Автор выделил несколько основных подходов к конструированию имени, а именно: символизм, метонимия, воспоминания, звукоподражание, ритм и рифма, а также юмор. В России наиболее распространён такой подход как символизм, также активно используется такой подход как воспоминания, ведь ассоциации направленные к общеизвестным героям или событиям позволяют быстрее запомнить продукт. На данный момент в России также набирает популярность такой подход, как рифма и ритм, за счёт звучности и простоты такие названия легче запоминаются и больше привлекают к себе внимания, что тоже благоприятно сказывается на продвижении компании. Перечисленные выше подходы помогают профессионалам создавать уникальные имена, которые влияют на имидж компании, делают его благоприятным и увеличивают лояльность потребителей.
Индустрия красоты - одно из самых динамично развивающихся направлений в сфере услуг. Развитие данной отрасли обусловлено множеством факторов. К ним относятся улучшение общего уровня жизни населения и, как следствие, появление средств на оплату различных услуг, также увеличение темпов жизни населения, нехватка времени на самообслуживание и рост потребности в квалифицированной профессиональной услуге. Рынок салонов красоты в России является одним из самых востребованных и массовых в повседневном быту людей. А так как имя является одним из значимых элементов имиджа, способное нести в себе определенный смысл и идею компании, рождая и укореняя у потребителя ассоциации с качеством и характеристиками организации, автор работы рассмотрел примеры названий российской практики в сфере красоты. В связи с чем последовал вывод о том, что большинство названий созданы по стандартному шаблону, опираясь на общепринятые образы красоты: цветы, грациозные животные, богини, принцессы, звёзды Голливуда, успешные люди мира моды и красоты. Оригинальных, ярких и привлекательных названий, созданных с помощью таких подходов, как ономатопея, ритм и рифма, юмор существенно меньше. Также, проанализировав названия салонов красоты, можно отметить, что взаимосвязь между неймом и посылом организации отсутствует в большинстве случаев.
«StyledeParis» - это студия красоты в Томске. Студия занимает достаточно узкую нишу индустрии красоты. «StyledeParis» относится к такому типу салонов красоты, как салон-парикмахерская, который представляет высококвалифицированные услуги исключительно по уходу за волосами и кожей головы. В связи с переменой месторасположения студии красоты, сужения спектра предоставляемых услуг и изменение ценовой политики изменилось и позиционирование студии, соответственно и её месседж. Из-за таких резких изменений сменилась и целевая аудитория студии красоты «Style de Paris», ей стали молодые женщины от 20 до 35 лет, предпочитающие размеренный отдых, и обладающие достаточно высокой покупательской способностью. Большое внимание уделяют качеству и красоте своих волос. В салоне красоты видят место общения и эмоциональной разгрузки. Информацию и различные новости предпочитают получать из таких социальных сетей, как ВКонтакте и Instagram. Соответственно изменились особенности, ожидания и предпочтения настоящей аудитории. Именно поэтому было принято решение скорректировать позиционирование студии и его ключевое сообщение - месседж. Что обязательно должно учитываться при создании нового нейма.
Протестировав существующий нейм по следующим критериям: фонетический, лексический, семантический, морфологический, лексикографический, восприятия и запоминания, юридический, был сделан вывод о том, что ассоциации, связанные с существующим неймом, не соответствуют идентичности студии красоты «Style de Paris».
И по мнению респондентов нейм не был обозначен как привлекательный и вызывающий желание посетить данную организацию. Следовательно, разработка программы ренейминга для студии красоты «StyledeParis» г. Томск была актуальна.
Изучив проблемное поле и получив необходимую информацию, была разработана концепция проекта «Ренейминг студии красоты «StyledeParis» г. Томск». Следуя концепции был разработан список рекомендованных названий, и выбрано 2 нейма созданных с учётом месседжа студии красоты «StyledeParis» г. Томск.
Однако из-за отсутствия необходимого финансирования реализация проекта была перенесена на неопределённый срок. Несмотря на возникновение угрозы срыва проекта, все поставленные ранее задачи были достигнуты: изучение специфики базисного субъекта; выявление особенностей целевой аудитории, тестирование существующего нейма студии красоты «StyledeParis» г. Томск, разработка месседжа организации исходя из позиционирования студии красоты «StyledeParis», описание бюджета проекта и критериев оценки эффективности, разработка списка рекомендованных названий с учетом месседжа студии красоты «StyledeParis» г. Томск для реализации программы ренейминга.