АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ И ОФОРМЛЕНИЯ
ДЕТСКОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ КНИГИ 8
1.1. Понятие и классификация детской книги 8
1.2. Роль книги в развитии ребенка 14
1.3. Сказкотерапия в борьбе со страхом темноты 20
1.4. Визуальный язык детской книги: психология восприятия и
особенности оформления 23
1.5. Использование интерактивных элементов в детской книге 34
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ОФОРМЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ
ИНТЕРАКТИВНОЙ КНИГИ «ДЕРЖИ ЛАПУ» 41
2.1. Брифинг и анализ целевой аудитории 41
2.2. Определение аналогов, анализ конкурентов и тенденций 46
2.3. Концептуальное решение проекта 54
2.4. Разработка макета книги и эскизного ряда иллюстраций 59
2.5. Проектирование и сборка макета книги с действующими
интерактивными элементами на основе эскизов иллюстраций 62
2.6. Разработка дизайна персонажей 64
2.7. Графическое исполнение иллюстраций и создание обложки 67
ГЛАВА 3. ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА И СОЗДАНИЕ РАБОЧЕГО ИНТЕРАКТИВНОГО ПРОТОТИПА КНИГИ 72
3.1. Ручная сборка рабочего прототипа книги 72
3.2. Допечатная подготовка и рекомендации 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 92
Последние годы рынок российской детской литературы расширяется в различных направлениях, больше всего заметен рост книг, направленных на детскую психологию. Если раньше всякая книга имела воспитательно-эстетическую функцию и способствовала формированию моральных ценностей, то сейчас вся детская литература разделяется на определенные группы, каждая из которых отвечает за свои функции. Это подтверждает растущий интерес родителей нового поколения к качественным книгам, которые способны развлекать ребенка, решая при этом важные психологические задачи. Вместе с тем популярность обретают и терапевтические сказки с красочным оформлением, которые развивают у детей социальные навыки, помогают им бороться со страхами и развивать эмоциональный интеллект.
Новый подход родителей к воспитанию детей ориентирован на психическое здоровье и эмоциональное благополучие. Такой подход требует от родителей более осознанного выбора потребляемого контента для своих детей. Современные родители отмечают следующие преимущества печатных книг перед цифровыми развлечениями - развитие креативного мышления, моторики, критического восприятия, а также развитие здоровой самооценки. В этом контексте терапевтические книги полезны тем, что учат детей понимать и озвучивать свои эмоции, а также помогают гармонично развивать в детях личность.
Однако, в условиях стремительного развития цифровых технологий, чтобы успешно конкурировать с электронными форматами печатным изданиям приходится изобретать новые способы привлечения внимания аудитории. Ребенку для развития требуется именно физическая книга, особенно это важно детям, которые только-только учатся читать и познавать мир. Внедрение в печатные книги интерактивных элементов позволяет не только увлечь ребенка в сказку, что важно в терапии страхов, но и выделить издание среди похожих книг на рынке. Ребенку всегда будет важно и интересно не только посмотреть на картинки, но и поиграть с подвижными элементами внутри книги. Такое иллюстративно-интерактивное оформление больше всего подойдет терапевтической сказке.
Актуальность создания иллюстративного оформления для терапевтической сказки заключается в его необходимости для успешного функционирования книги, а также позволяет книге выйти на рынок детской литературы.
«Держи лапу» - это детская сказка, призванная помочь ребенку и родителю в борьбе со страхом темноты. Данная сказка была написана уральской писательницей Марией Несентай под кураторством действующего детского психолога Юлии Митавской. Принцип сказкотерапии заключается в взаимодействии ребенка и родителя с книгой, таким образом книжные герои напрямую участвуют в процессе исцеления от страхов. Иллюстрация позволяет ребенку познакомиться с ними ближе и установить более глубокую связь, что обеспечит продуктивную психоэмоциональную проработку проблемы ребенка.
Проблематика исследования. В наше время яркий образ - это неотъемлемая составляющая любого детского печатного издания. Детской книге важно выделиться среди конкурентов на рынке и увлечь ребенка качественным, подходящим оформлением. Необходимость создания оформления для сказки «Держи лапу» обусловлено желанием вывести книгу на рынок и успешно конкурировать с аналогами. Оформление должно отвечать запросу клиента и целевой аудитории. Оно поможет решить сразу несколько задач: заявить и выделить книгу на рынке, помочь детям погрузиться в мир сказки во время чтения, а также создать дружелюбную и комфортную атмосферу для максимального эффекта терапии от сказки.
Степень разработанности проблемы. Тема детской психологии и борьбы со страхами в данный момент набирает популярность в обществе, сам феномен сказкотерапии и его безусловная полезность обсуждаются давно. Темам детской психологии и сказкотерапии посвятили свои труды Гордон Т. С., Рихтер Н. П.
Об особенностях оформления детской литературы и тонкостях иллюстрирования подобных изданий писали Алуева М. А. и Макарова К. В.
Тему интерактивных элементов в печатных изданиях и книг-игрушек поднимали в своих работах Попова Д. М. и Гордилова Т. С.
Основы дизайна, в том числе шрифт, цвет, форма и композиция описаны в работах Голубевой О. М., Иттена И., Буковецкой О. А.
Труды вышеперечисленных авторов вошли в основу данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются принципы дизайна современной художественной детской книги, в частности верстки, иллюстративного оформления и разработки интерактивных элементов.
Предметом исследования является оформление детской художественной книги с интерактивными элементами «Держи лапу».
Целью дипломной работы является разработка иллюстративного оформления и верстка современной художественной детской книги, включающей в себя интерактивные элементы, которая рассчитана на детей 4-8 лет.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) Проанализировать целевую аудиторию книги и определить концепцию дизайн-проекта через брифинг с заказчиком;
2) Определить современные тенденции на рынке в дизайне детской книги, проанализировать конкурентов;
3) Разработать актуальное для целевой аудитории иллюстративно- художественное оформление детской книги с интерактивными элементами с учетом современных требований и тенденций, реализовать прототип книги.
В ходе изучения проблемы были использованы следующие методы исследования:
1) Общенаучный метод - анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизация и классификация теоретических данных;
2) Эмпирический метод - брифинг с заказчиком, детским писателем оформляемой в данной работе сказки, а также консультация с практикующим детским психологом, курировавшим написание сказки, анализ существующих на рынке детских книг той же тематики, изучение отзывов целевой аудитории на эти издания;
3) Экспериментальный метод - подбор референсов, поисковое эски- зирование визуальных решений.
Новизна данной исследовательской работы заключается в анализе роли иллюстрации в детских книжных изданий, в том числе терапевтических детских книгах. Также в работе обозначены ключевые требования к современным детским книгам, основанные на психологических исследованиях возрастных особенностей детей возраста 4-8 лет.
Практическая значимость заключается в создании такого графического оформления к детской книге «Держи лапу», которое бы отвечало современным тенденциям, обеспечило бы комфортную среду для ребенка в целях поддержания терапевтической функции книги, а также позволило бы книге выделиться и конкурировать на рынке детской психологической литературы и сказок.
Дипломная работа состоит из введения (5 страниц), трех глав (33, 31 и 7 страниц соответственно), заключения (5 страниц), списка использованной литературы (74 источника) и 1 приложения (15 страниц). Объём работы - 81 страница.
В первой главе проводится анализ теоретических аспектов. Рассматриваются особенности психологии восприятия детей в возрасте 4 -8 лет, роль иллюстрации в детской книге, сказкотерапия как метод преодоления страхов, а также особенности использования интерактивных элементов в детских изданиях дошкольной группы.
Во второй главе описывается процесс разработки иллюстративного оформления книги «Держи Лапу». Описывается проведение брифинга с заказчиком, анализ целевой аудитории, конкурентов и рынка, ведется разработка концепции книги, включая выбор стиля иллюстраций, цветовой палитры, шрифтового решения и интерактивных элементов. Ведется разработка макета книги, создание эскизного ряда иллюстраций, разработка дизайна персонажей и проектировка интерактивных элементов.
В третьей главе описывается процесс допечатной подготовки макета книги, а также создания рабочего интерактивного прототипа. Описывается ручная сборка прототипа, включающая печать иллюстрированных разворотов, вырезку элементов и сборку интерактивных механизмов. Предоставляются общие рекомендации по подготовке макета к печати.
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена разработке иллюстративного оформления детской интерактивной книги «Держи Лапу», которая направлена на помощь детям в преодолении страха темноты. Сказка была написана уральской детской писательницей Несентай М. под кураторством практикующего детского психолога Митавской Ю. С.
Работа отражает все этапы создания иллюстрированного издания, от концепции до прототипа. Целью данной работы являлось создание визуально привлекательной и эффективной книги, способствующей снижению детской тревожности и формированию позитивного отношения к темноте.
Обоснование выбора темы основывается на сочетании актуальности проблемы детских страхов и потенциала иллюстрации и интерактивных элементов как эффективных средств для решения этой проблемы. Визуальный язык детской книги, включающий иллюстрации, цвет, шрифт и макет, оказывает значительное влияние на восприятие информации, формирование эстетического вкуса и эмоциональное состояние ребенка. Кроме того, актуальность работы обусловлена целью заказчика вывести данную книгу на рынок и потребностью в качественном и интересном дизайне для того, чтобы выделиться на фоне конкурентов.
В первой главе был проведен анализ теоретических аспектов, связанных с темой работы. Рассмотрены особенности психологии восприятия детей в возрасте 4-8 лет, роль иллюстрации в детской книге, сказкотерапия как метод преодоления страхов, а также особенности использования интерактивных элементов в детских книгах.
Во второй главе описан процесс разработки иллюстративного оформления книги «Держи Лапу». Проведен брифинг с заказчиком, анализ целевой аудитории, конкурентов и рынка, разработана концепция книги, включая выбор стиля иллюстраций, цветовой палитры, шрифтового решения и интерактивных элементов. Разработан макет книги, создан эскизный ряд иллюстраций, разработаны дизайны персонажей, спроектированы и собраны интерактивные элементы.
В третьей главе описан процесс допечатной подготовки макета книги, а также создания рабочего интерактивного прототипа. Была проведена ручная сборка прототипа, включающая печать иллюстрированных разворотов, вырезку элементов и сборку интерактивных механизмов. Предоставлены рекомендации по подготовке макета к печати.
Результатом данной выпускной квалификационной работы является готовое иллюстративное оформление детской интерактивной книги «Держи Лапу». В ходе работы были достигнуты все поставленные цели и задачи.
Была проанализирована целевая аудитория - дети в возрасте 4-8 лет, испытывающие страх темноты, и их родители. Проведен анализ рынка и конкурентов, что позволило определить уникальное позиционирование книги. Разработана концепция, включающая выбор стиля иллюстраций (мягкий, теплый, располагающий), цветовой палитры (яркие цвета, близки к основным, и их оттенки), шрифтового решения (удобный для чтения шрифт без засечек) и интерактивных элементов (клапаны, окошки, язычки).
Создан макет книги, включающий верстку текста и определение композиции разворотов. Разработаны иллюстрации для каждого разворота, соответствующие выбранному стилю и обеспечивающие визуальную поддержку текста. Разработаны дизайны персонажей, призванные вызывать у детей положительные эмоции и способствующие идентификации с героями.
Спроектированы и собраны интерактивные элементы, делающие книгу более увлекательной и способствующие активному участию ребенка в истории. Создан рабочий прототип книги, который прошел тестирование на функциональность и соответствие концепции. Разработаны рекомендации по допе- чатной подготовке макета книги для последующей печати.
Таким образом, в ходе работы над книгой был разработан уникальный графический стиль, отражающий основные идеи и ценности книги. Иллюстрации выполнены в мягкой, располагающей манере, что помогает создать у ребенка ощущение безопасности и комфорта. Интерактивные элементы разработаны с учетом возрастных особенностей детей и направлены на вовлечение их в процесс чтения и преодоления страха.
Отзыв эксперта на издание и оценка эффективности.
Важным аспектом работы является анализ обратной связи от экспертов и потенциальных пользователей. В рамках работы была получена положительная оценка со стороны детского психолога, специализирующегося на работе с детскими страхами. В своем отзыве психолог подчеркивает, что выбранный стиль иллюстраций, мягкость и безопасность, обладает значительным терапевтическим потенциалом. Персонажи, вызывающие сочувствие, помогают ребенку идентифицировать себя с главным героем и понять, что его страхи - это нормально. Использование интерактивных элементов, по мнению психолога, способствует активному участию ребенка в истории и постепенному преодолению страха (Приложение А, Текст 1).
Психолог также отмечает соответствие оформления книги возрастным особенностям и потребностям целевой аудитории, создавая атмосферу безопасности, способствующую снижению тревожности и формированию позитивного отношения к темноте.
Анализ обратной связи от эксперта подтверждает эффективность выбранной концепции и иллюстративного решения. Полученные результаты свидетельствуют о том, что книга «Держи Лапу» имеет потенциал для успешного использования в терапевтической практике и в домашних условиях для помощи детям в преодолении страха темноты.
Практическая значимость данной работы заключается в создании готового иллюстрированного издания, которое может быть использовано для решения конкретной психологической проблемы - страха темноты у детей. Книга может быть использована как психологами, работающими с детьми, так и родителями, желающими помочь своим детям справиться со страхами.
Работа представляет собой комплексное исследование, включающее в себя теоретический анализ, практическую разработку и оценку эффективности. Полученные результаты подтверждают актуальность выбранной темы, правильность выбранного направления исследования и практическую значимость полученного продукта. Работа была оценена и положительно принята заказчиком (Приложение А, Текст 2).
Перспективы дальнейшей работы над проектом - издание книги. Сотрудничество с издательством для выпуска книги в тираж, что позволит сделать ее доступной для широкой аудитории. В том числе рассматривается возможность выпуска книги в тираж на конкурсной основе. В планы входит участие в ежегодном конкурсе «Картина-картонка» от издательства «Розовый жираф» в 2026 году.
Кроме издания этой книги, возможна работа над созданием серии книг о борьбе с разнообразными страхами в сотрудничестве с тем же автором.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что книга «Держи Лапу» может стать надежным другом и помощником для детей и их родителей в борьбе со страхом темноты, а также способствовать развитию воображения, эмоционального интеллекта и уверенности в себе. Работа имеет практическую ценность и представляет собой вклад в области дизайна детской книги и психологии развития.
1. Александров Н.Н. Цвет и его динамика в культуре. Монография [Текст] / Н. Н. Александров. - Москва : Издательство Академии Тринита- ризма, 2012. - 333 с.
2. Алуева М. А. Специфика иллюстрирования детской художественной книги в контексте ее интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения // ИСОМ. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/arti- cle/n/spetsifika-illyustrirovaniya-detskoy-hudozhestvennoy-knigi-v-kontekste- ee-integratsii-s-detskoy-literaturoy-i-pedagogikoy-detskogo (дата обращения: 30.10.2024)
3. Аннадурдыева Д. Роль иллюстраций в восприятии языка и содержания детских книг // IN SITU. 2024. №10. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-illyustratsiy-v-vospriyatii-yazyka-i- soderzhaniya-detskih-knig (дата обращения: 13.11.2024)
4. Аскарова Р. А. Функции визуального компонента в детских книгах // SAI. 2024. №Special Issue 33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii- vizualnogo-komponenta-v-detskih-knigah (дата обращения: 13.11.2024)
5. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика; Изд: Речь 2005
6. Бакулина Н. А. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы / Н. А. Бакулина, Т. В. Трынова. - Текст: непосредственный // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 25-28.
7. Бирина Е. Р., Гордеева В. В. Причины появвления детских страхов, их виды и пути преодоления // Вестник ПензГУ. 2022. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-poyavleniya-detskih-strahov-ih-vidy-i- puti-preodoleniya (дата обращения: 15.05.2025).
8. Бородина С. Д., Еманова Ю. Г., Яо М. К. Иллюстрация как средство достижения релевантности текста: межотраслевой подход // Вестник ТГГПУ. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/illyustratsiya-kak- sredstvo-dostizheniya-relevantnosti-teksta-mezhotraslevoy-podhod (дата обращения: 10.01.2025)
9. Буймистру Т. А. Колористика: цвет - ключ к красоте и гармонии / Т. А. Буймистру. - Москва : Ниола-Пресс, 2010. - 236 с.
10. Буковецкая О. А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет [Текст] / О. А. Буковецкая. - 2-е изд., испр. - Москва : ДМК, 2000. - 304 с.
11. Буковецкая О. А. Основы допечатной подготовки [Текст] / О. А. Буковецкая. - Москва : НТ Пресс, 2005. - 159 с.
12. Виллу Т. Современный шрифт [Текст]/ Виллу Т. - М.: Издательство «Книга», 1966. - 270 с.
13. Водчиц С. С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. С. Водчиц; М-во высш. проф. образ, Москва: Техносфера, 2005. - 415 С.
14. Гарни Д. Цвет и свет [Текст] / Дж. Гарни - М.: Эксмо, 2013, - 224 с.
15. Герчук Е. Архитектура книги // Книга. - Москва: Юпитер-Импэкс,
2011. - 208 с... 74