Аннотация
Введение 3
Теоретическая часть. Глава 1. Радиодискурс как объект изучения лингвистики 6
1.1 Радиоречь и радиодискурс 6
1.2 Культурно-просветительская функция радиодискурса в контексте функций
радиовещания 8
1.3 Радиодискурс в аспекте коммуниктивно-прагматических исследований 10
1.4 Коммуникативные стратегии и тактики в культурно-просветительской
радиопрограмме 16
Выводы к 1 главе 21
Практическая часть.
Глава 2. Радиопрограмма «Как курица лапой»: коммуникативно-прагматический аспект 23
2.1 Общая характеристика программы «Как курица лапой» 23
2.2 Тематические, жанровые и языковые особенности детской радиопередачи 25
2.3 Коммуникативно-прагматический аспект программы «Как курица лапой» 38
2.4 Коммуникативные стратегии и тактики в детской радиопередаче 42
Выводы ко 2 главе 49
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 51
Данная работа посвящена изучению детско-юношеского радиодискурса, который рассматривается в коммуникативно-прагматическом аспекте на примере детской радиопередачи «Как курица лапой».
KXI век ознаменовался серьезными изменениями коммуникативного пространства, такими как глобализация, появление целого ряда новых сфер общения: электронная/виртуальная интернет-коммуникация, в том числе форумы и чаты, СМС - общение, видеотрансляции радиоэфира [Нестерова 2015, с. 15].
Современную систему массовой коммуникации невозможно себе представить без радиовещания. Обладая признаками всеохватности, массовости, доступности, радио стало привычным атрибутом жизни современного человека. Скептики, утверждавшие, что в XXI в. радиовещание, проиграв в конкуренции компьютерным и сетевым технологиям, не имеет уверенных перспектив, явно ошиблись. Сегодня можно утверждать, что благодаря стремительному развитию технических средств обеспечивается массовость и вездесущность радиовещания как одного из главных каналов публичной коммуникации.
Радиовещание в современной системе многостороннего информационного взаимодействия не только не утратило своей популярности, но приобрело новые методы (инфотейнмент, интерактивность) и практики деятельности (вещательные форматы). Благодаря Интернету радио получило мощный инструмент для расширения масштаба вещания, для дополнительного завоевания популярности слушателей, для воплощения своего организационно-структурного и профессионально-творческого потенциала [Клюев 2015, с. 6].
Трудно найти человека, у которого не было бы если не любимой, то хотя бы знакомой ему радиостанции. Как отмечает В. В. Смирнов, радио «знакомит нас с интересными людьми, сообщает немало полезных сведений, расширяет наш кругозор, советует. Мы можем слушать разные радиоканалы, отдавая предпочтение оперативной информации, анализу актуальных событий, компетентному мнению специалиста, музыкально-развлекательным передачам. В эфире всегда можно найти программу на любой вкус, интерес, пристрастие». Современный радиоэфир выступает как мощная разнообразная (диверсифицированная) система вещания, включающая радиостанции разных форм собственности, музыкальных и тематических направлений [Клюев 2015, с. 89-95].
Развитие радиопередач и их жанровое разнообразие подтверждает актуальность данной работы.
Методологической базой выпускной квалификационной работы стали работы в области медиадискурса: Клюев Ю.В., Нестерова Н.Г., Грибкова Е.И., Фащанова С.В, В.Г. Вакку и др.
Объектом исследования является детско-юношеский радиодискурс.
Предмет исследования - языковые и коммуникативно-прагматические особенности детско-юношеских радиотекстов.
Материалом для исследования послужила речь ведущих детской радиопередачи «Как курица лапой», выходящая на радио «Россия». В данной работе было изучено десять выпусков от 09 августа, 08 ноября 2015г; от 9 июля, 10 сентября ,10 декабря 2017 г. от 27 , 13 мая , 22 апреля, 11 марта, 11 ноября 2018г. радиопрограммы «Как курица лапой».
Цель исследования - выявить языковые и коммуникативно-прагматические особенности детской радиопрограммы «Как курица лапой».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить научную литературу по теме исследования;
2) исследовать радиотексты на предметно-тематическом уровне;
3) выявить приёмы обращения к детской аудитории;
4) определить языковые средства, используемые в речи ведущих;
5) проанализировать радиотексты в коммуникативно-прагматическом аспекте;
6) выявить характерные для детско-юношеского радиодискурса коммуникативные стратегии и тактики.
Междисциплинарный характер исследования предопределил интегративный подход, основанный на использовании совокупности методов разных наук и научных направлений.
Общенаучные методы (анализ, систематизация, описание, моделирование) использованы во всех разделах исследования в силу необходимости осуществления предусматриваемых указанными методами научных действий, среди которых анализ коммуникативных ситуаций, устных и письменных текстов и их речевого воплощения; систематизация и описание полученных наблюдений и результатов, связанных с изучением различных дискурсивных практик.
Метод дискурс-анализа составляет основу коммуникативно-прагматического исследования, предусматривающего выявление взаимозависимости лингвистических и экстралингвистических средств коммуникации. Он использован для анализа радиопередач с целью выявления реализующихся в современном радиодискурсе стратегий и тактик, изучения принципов организации ток -шоу на радио [Нестерова 2015, с. 15].
Научная новизна исследования. В работе впервые рассмотрен детский просветительский радиодискурс в коммуникативно-прагматическом аспекте на примере детской передачи «Как курица лапой».
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в медиалингвистических исследованиях при изучении детско-юношеского радиодискурса.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее основных положений в преподавании в начальных классах. Результаты и материал исследования могут быть использованы как дополнительный материал в учебных учреждениях для повышения образовательного уровня обучающихся.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель и задачи исследования, отмечены научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Радиодискурс как объект изучения лингвистики» рассмотрены понятия «дискурс» и «радиоречь».
Во второй главе «Радиопрограмма «Как курица лапой»: коммуникативно - прагматический аспект» представлена общая характеристика программы «Как курица лапой», выявлены тематические, жанровые и языковые особенности рад иотекстов и определены коммуникативные стратегии и коммуникативные тактики в детской радиопередаче.
В заключении подведены итоги и сформированы основные выводы по изученной теме.
Проанализировав радиопрограмму «Как курица лапой», можно сделать следующие выводы.
Данная передача действительно имеет культурно -просветительский характер, так как в каждом выпуске освещаются разные вопросы из области литературы, русского языка, истории. Учитывая возраст юной аудитории, авторы при создании текстов используют приёмы, способствующие восприятию и развитию детей.
При исследовании радиопрограммы были выявлены языковые и внеречевые особенности детской передачи «Как курица лапой». Это повторы, уменьшительноласкательные суффиксы, дискурсивные слова, музыкальные вкрапления, устойчивые фразы, а также можно встретить истории из реальной жизни, описание, повествование, рассуждение сопоставление фактов, диалог ведущих.
Поставленные цели были раскрыты при тщательном рассмотрении языковых единиц.
Программа является актуальной и интересной, потому что востребована у юной аудитории, её покупают даже без рекламы. Всё это свидетельствует о том, что детско- юношеский радиодискурс - это развивающаяся форма медиадискурса.
С уверенностью можно сказать, что программа представляет большой интерес для изучения и применения в качестве творческих уроков для детей.
1. просветительского радиодискурса (на материале программы «Говорим по-русски») / Т.Е. Арсеньева. - Томск, 2013. - С.1-25.
2. Вакку Г.В. Культурно-просветительская миссия регионального радио (на примере «Радио Чувашии») / Г.В.Вакку. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008.-№ 78.- С. 91-96.
3. Волкова А.А. Проблемы речевого планирования в современном радиодискурсе: от слов к культуре/А.А. Волкова // Языки. Культуры. Перевод. - 2016. - № 1. - С. 4350.
4. Галанова Г. Е. Культурология: Учеб. пособие. / Г.Е.Галанова. - Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУГ, 2004. - С. 48.
5. Григорьян Е.Л.Элементы кирилло-мефодиевской традиции в просветительных теле и радиопрограммах / Е.Л. Григорьян // В сборнике: IX Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения сборник научных работ. Севастопольский государственный университет; Гуманитарно -педагогический университет; Международный педагогический клуб. Севастополь. - Москва, - 2016. - С. - 132-139.
6. Грибкова Е.И. Фактор реципиента в новостном радиотексте / Е.И.Грибкова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. -
2011. - Т. 1. - № 2. - С. 192-198.
7. Егошкина В.А. Своеобразие тематической организации современного развлекательного радиодискурса / В.А.Егошкина. // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 2. - С. - 81-86.
8. Клюев Ю.В. Публицистичность радиоречи / Ю.В.Клюев // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2015. - № 2 (61). - С. 89 -95.
9. Лиджиева С.П., Гикис С.Н. Специфика создания студенческого радиовещания на базе университета / С.П. Лиджиева, С.Н.Гикис. // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - № 2 (5). - С. 324.
10. Матвеева А.В. Место радиодискурса в дискурсивном многообразии / А.В. Матвеева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 6 (335). Филология. Искусствоведение. Вып. 88. - С. 64-66.
11. Нестерова Н.Г. Дискурсивная специфика ток-шоу на радио / Нестерова Н.Г. //
В книге: Современный радиодискурс (коммуникативно -прагматический аспект) Томский государственный университет. - Томск. -2015. - С. 127-167.
12. Нестерова Н.Г., Фащанова С.В. Региональный радиодискурс как специфическое коммуникативное пространство / Н.Г. Нестерова С.В. Фащанова // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - Т. 61. - № 6. - С. 418-420.
13. Нестерова Н.Г. Прагматика побудительных высказываний в радиодискурсе / Н.Г.Нестерова. // Филология и человек. - 2015. - № 2. - С. 81-92.
14. Нестерова Н.Г. Радиотекст как гипертекст / Н.Г.Нестерова // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2015. - № 5. - С. 89-99.
15. Нестерова Н.Г. Современный радиодискурс (коммуникативно -прагматический
а. аспект). / Н.Г.Нестерова. - Томск: Изд-во Том. Ун -та. - 2015. - 320 с....23