Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАНИЦЫ ПЕРФОРМАНСА УЧАСТНИКОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РОЛЕВЫХ ИГР ТОМСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МОДЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Работа №191214

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

антропология

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4630 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Политическое модельное движение 10
1.1. История политического модельного движения 10
1.2 История и особенности Томского политического (исторического)
модельного движения 16
Глава 2. Перформанс в парадигме социальных наук 24
2.1. Перформанс в социальных исследованиях 24
2.2 Драматургическая теория И. Гофмана 31
2.3. Границы перформанса в политических ролевых моделях 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 54

История - это наука, источниками изучения которой являются фактические материалы: вещественные, устные, этнографические,
лингвистические и тд. Сбор и анализ данных материалов позволяет человеку как можно четче и правдивее нарисовать картину прошлого.
Поиск истинных событий прошлого - один из главных интересов данной науки, однако, существуют люди, которых интересует противоположный вопрос: как бы развивался мир, если бы определенные события не произошли, либо исход уже известных событий был иным.
Именно этот вопрос породил целое движение альтернативной истории: фильмы, книги, видеоигры, в которых история идет совершенно другим путем. Видеоигра «Wolfenstein: The New Order», в которой нацисты, выигрывают войну и вскоре захватывают весь мир, по пути сбрасывая на Нью-Йорк атомную бомбу. Или серия книг «Путеводная звезда», в которой Второй мировой вообще не было. Примером может послужить знаменитая кинокартина Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки», где режиссер с помощью своего любимого инструмента - кино - переписал историю времен Второй мировой войны и смерти Гитлера.
Именно в категорию альтернативной истории, я бы включила политические ролевые модели. Пожалуй, в этом их главное отличие от реконструкций. В реконструкции главное с максимальной точностью повторить историческое событие, вплоть до костюмов, в модели же нужно, примерив на себя роль определенного исторического деятеля, «поменять ход истории». Попробовать себя другим человеком в определённой ситуации, и по мере возможностей, развернуть ее в свою сторону. Организация подобных мероприятий набирает популярность, привлекая все больше людей, в особенности студентов.
Изучение молодежных структур является важным аспектом современного исследовательского дискурса. Молодежные движения выполнят множество различных значимых для общества функций. Одним из таких аспектов является приобщение человека к определенной общности, поиск единомышленников и развитие навыков коммуникации. Политическое модельное движение представляет собой особую среду взаимодействия, которая совмещает в себе как образовательные, так и игровые моменты.
Политические научные ролевые модели с каждым годом развиваются, а их количество увеличивается. За последние четыре года только в Томском государственном университете провелось пять таких моделей. Похожие модели проводятся и в других городах (Москва , Санкт-Петербург , Пятигорск , Барнаул и т.д.).
В Томском государственном университете историческое модельное движение полностью организуется студентами, что показывает большой интерес самой молодежи к организации подобных мероприятий.
Особенностью моделей, которые организовывает Томское модельное историческое движение является распределение участникам ролей конкретных исторических личностей, а не простое повторение заседаний различных конференций, что влияет на коммуникацию между приобщенными к игре людьми.
Суть данных моделей заключается в формате интерактивного ролевого моделирования событий. Основной целью данных мероприятий (как заявляют сами организаторы) является «развитие надпрофессиональных навыков студентов гуманитарных направлений подготовки. Приоритетная задача модели - стимулирование интереса к изучению истории у молодёжи посредством применения новых образовательных технологий » .
Механизм игры выглядит примерно так: за несколько месяцев объявляется о проведении игры, начинается регистрация, помимо персональных данных организаторы узнают, участвовали ли вы в подобных мероприятиях. Важным условием является написание тезисов, связанных с событием, вокруг которого проводится модель. Нужно это для того, чтобы определить какие должности и роли раздавать. Конечно, пожелания постараются учесть, но распределение ролей делается организаторами.
За несколько недель до события появляются списки участников, тогда и начинается самое интересное. За эти несколько недель появляется прекрасная возможность выбрать собственную политику и повзаимодействовать с другими участниками. Игра еще не началась, но люди уже делятся на команды, создают альянсы и тайные договоры. Такая же ситуация происходит и между игровыми днями (которых зачастую не больше 3-4). В прямом смысле, люди не в игре, но продолжают играть свою роль. Они приносят ее в свои дома, в кафе и парки - на определенный момент роль становится частью их жизни.
В это время все, кто учувствует в игре (и серьезно к ней относится) называют друг друга игровыми именами и обращаются уважительно на «Вы». Также взаимодействие игроков зависит от того какой статус они носят. Если это глава делегации, то и отношение к нему будет соответствующее. Сама же игра становится повседневностью (взаимодействие в кафе, общежитие, в личном цифровом пространстве), на определенное время практически все в жизни этих людей подстроено под ролевую модель. В связи с этим, возник следующий исследовательский вопрос: где границы перформанса? когда заканчивается роль и начинается повседневная жизнь?
Перформанс - это концепция, которая была разработана в рамках социологии и антропологии и относится к анализу социальных действий и обрядов. В работах В. Тернера , И. Гофмана , Д. Батлер и П. Бурдье концепция перформанса используется для объяснения того, как социальные роли и идентичности создаются и поддерживаются в социальной действительности.
В данной работе перформанс определяется как взаимодействие участников политических ролевых моделей, как непосредственно в процессе игры, так и за ее пределами. «Передний план» - это залы заседаний и организованное взаимодействие участников, в то время как «задний план» - это повседневность.
Объектом исследования являются участники томских политических моделей, которые проводятся на базе Томского государственного университета. В качестве предмета выступают границы перформанса в политических ролевых моделях. Фокус направлен на взаимодействие участников модели, как непосредственно в игре, так и за ее пределами.
Целью данной работы является определить границы перформанса у игроков политических ролевых моделей.
Задачи в данном исследовании были поставлены таким образом, чтобы рассмотреть взаимосвязь участников между собой, особенности их взаимодействия в рамках мероприятия и за его пределами:
1. проанализировать историю политического движения в мире для углубленного понимания объекта исследования;
2. определить и описать особенности Томского политического модельного движения, т.к. оно за время своего существования получило уникальные отличительные черты, которые необходимо подчеркнуть для понимания специфики предмета;
3. рассмотреть подходы к изучению перформанса в социальных
исследованиях, т.к. этот термин является одним из ключевых в работе, необходимо понять в чем заключается особенность его определения в антропологических работах;
4. с позиций концепции И. Гофмана (драматургическая теория) определить границы перформанса в политических ролевых играх Томского модельного исторического движения.
В качестве основной концепции анализа эмпирических данных использована концепция перформанса. В работах В. Тернера и И. Гофмана перформанс рассматривается как процесс создания и поддержания социальных ролей и идентичностей через символические действия и обряды. Тернер подчеркивал роль ритуалов и обрядов в формировании социальных ролей и идентичностей, а Гофман анализировал, как люди используют свой внешний вид, поведение и речь для создания и поддержания желаемых в социальных ситуациях ролей.
Джудит Батлер в своих работах исследует, как гендерная идентичность формируется и поддерживается через перформативные акты, то есть через повторение и воспроизведение социальных ролей. Она рассматривает гендерную идентичность, как результат социального процесса, а не как естественный феномен.бва
Пьер Бурдье , в свою очередь, подчеркивал роль социальных структур и институциональных практик в формировании и поддержании социальных ролей и идентичностей. Он выделял концепцию "хабитуса", которая описывает способность людей адаптироваться к социальным условиям и воспроизводить социальные роли в соответствии с социальными нормами.
Таким образом, концепция перформанса используется в работах В.Тернера, И. Гофмана, Д. Батлер и П. Бурдье для объяснения того, как социальные роли и идентичности создаются и поддерживаются через символические действия, ритуалы, повторение и социальные структуры.
На исследовательскую проблему я смотрела через призму теории игровой концепции повседневности И. Гофмана , которая заключается в том, что взаимодействие людей определяется через транслирование ими определенных ролей. Для него игровое взаимодействие - исполнение, при котором люди взвешивают свои шансы и принимают ответственные решения.
Исполнение, роль и сцена - это термины, введенные И. Гофманом, которые используются для объяснения процесса создания и поддержания социальных ролей и идентичностей.
Исполнение (performance) -концепция, которая относится к способу, которым люди используют свой внешний вид, поведение и речь, чтобы передавать информацию о своих намерениях, эмоциональном состоянии, социальном статусе и т.д. Люди выступают как исполнители, используя свой внешний вид и поведение, чтобы создать определенную роль.
Роль (role) же описывает ожидания, связанные с поведением людей в социальных ситуациях. Люди играют определенные роли в социальных ситуациях, и эти роли соответствуют определенным нормам и ожиданиям. Роль включает в себя не только поведение, но и знания, умения, убеждения и ценности, связанные с этой ролью.
Сцена (front stage and back stage) - это концепция, которая относится к идее, что люди играют разные роли в разных социальных ситуациях, и что эти роли могут меняться в зависимости от контекста. Передний план (front stage) - это область, где люди играют свои публичные роли и стараются создать определенное впечатление на окружающих. Задний план (back stage) - это область, где люди могут отойти от своих публичных ролей и показать свою истинную личность.
Таким образом, концепции исполнения, роли и сцены используются И. Гофманом для объяснения процесса создания и поддержания социальных ролей и идентичностей через использование символических действий, ожиданий и социальных контекстов.
В процессе исследования, было использовано несколько различных методов: во-первых, анализ источников тех материалов, которые находятся в открытом доступе: на сайтах и в группах политических ролевых моделей. Оттуда можно получить информацию о прошедших конференциях: от информационного письма, до игровых итогов.
Во-вторых, полуформализованные интервью. В ходе интервью планировалось ответить на исследовательский вопрос. Интервью происходило с наиболее активными участниками подобных моделей, которые участвовали в нескольких подобных мероприятиях, проходивших в Томском государственном университете с 2019 по 2022 года (в рамках работы были взяты интервью у 9 информантов). Целью интервью было выявить роль перформанса в игровом моменте и границы его осуществления.
В-третьих, включенное наблюдение. Я посетила 4 игры, в двух из которых была в качестве участника, в процессе я также вела полевой дневник - антропологический инструмент, который используется для того, чтобы фиксировать данные, а также ощущения изучающего в процессе нахождения в исследовательском поле. Включенное наблюдение помогает максимально погрузиться в процесс и выявить тонкости взаимоотношений в процессе игры.
Помимо этого, в работе была использована автоэтнография. Личный опыт и собственные переживания в этой работе для более детального рассмотрения предмета.
Работа разделена на две главы. Первая посвящена политическому ролевому движению, его истории, развитию, а также особенностям политических ролевых моделей, которые проводятся в Томске. Вторая направлена на изучение перформанса в социальных исследованиях, а также его границ в политических ролевых моделях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


История модельного движения началась как серия студенческих симуляций модели Лиги Наций. Первые симуляции назывались «Международные ассамблеи», первая из которых состоялась в Оксфордском университете в ноябре 1921 года, а потенциальная первая в истории модель состоялась 12 ноября 1921 года.
После нескольких моделей в Оксфорде, Мир Махмуд - президент первой Оксфордской международной ассамблеи, в 1922 году отправился в Гарвард, чтобы помочь распространить эту идею дальше. Он выступал за Лигу наций и вдохновил Гарвардский либеральный клуб на создание первой Американской международной ассамблеи, состоявшейся в Гарвардском университете в 1923 году .
Оксфордская международная ассамблея прекратила свое существование в последующие годы, но Гарвардская международная ассамблея оставалась сильной и с тех пор поощряла развитие этих симуляций по всему миру.
После Второй мировой войны образцовая Лига Наций перешла к образцовой Организации Объединенных Наций после образования организации-преемницы Лиги, Организации Объединенных Наций, в 1945 году . Сегодня некоторые конференции образцовой Организации
Объединенных Наций включают широкий спектр тем и свои предложения комитетов.
В настоящее время модели ООН очень распространены в студенческой среде. Многие университеты мира осуществляют подобные мероприятия , и с каждым годом их становится все больше.
В России модельное движение также набирает популярность. В Москве проводятся масштабные модели-конференции, да и региональные университеты развивают идею политического моделирования.
Однако, у моделей, которые проводятся в Томском государственном университете есть ряд особенностей. Основная отличительная черта - наличие исторической составляющей. Если модели ООН, которые проводятся в других университетах - это зачастую симуляция реальных заседаний, где на повестке стоят некие вопросы, которые делегаты, выступающие за то или иное государство, должны решить, то в томском политическом ролевом движении появляется исторический концепт.
Берется конкретное историческое событие: мирная конференция, заседание международных организаций, заседание и т.д. Участникам раздаются роли людей, которые присутствовали на заседаниях в то время. В качестве примера: на конференции-модели Ялта-Потсдам, во главе трех организаций стояли Черчилль, Сталин и Рузвельт (Трумэн), у остальных так же были конкретные исторические личности. Организаторы предоставляют участникам ресурсы в соответствии с той обстановкой, что существовала в то время. Все стартовые возможности максимально приближены к тому, что было у делегаций в то время. А дальнейшее уже зависит от самих игроков - то, какие итоги будут у этих переговоров, зависит только от них. В этом заключается момент альтернативного исторического моделирования. Итоги никогда не будут в точности соответствовать, тому, что было на самом деле и в этом особенный интерес данных мероприятий. В рамках подобных мероприятий осуществляется уникального рода перформанс.
Перформанс - это понятие, которое используется в социальных исследованиях для описания процесса создания и поддержания социальных ролей и идентичностей через акт выступления. В работах В. Тернера, И. Гофмана, Д. Батлер и П. Бурдье перформанс рассматривается с разных точек зрения и имеет свои особенности.
В. Тернер в своих работах выделяет роль ритуалов и обрядов в формировании социальных ролей и идентичностей. Дж. Батлер в своих работах использует концепцию перформанса для объяснения того, как гендерная идентичность формируется и поддерживается через перформативные акты, то есть через повторение и воспроизведение социальных ролей. П. Бурдье , в свою очередь, использует концепцию перформанса для анализа социальных структур и институциональных практик в формировании и поддержании социальных ролей и идентичностей.
Перформанс в политических ролевых моделях происходит благодаря созданному всеми участниками полю взаимодействия, в рамках которого они могут транслировать свою роль. Роль в данном случае проявляется больше степени как статус исторического деятеля, нежели его как индивидуальный характер. Необязательно вести себя как исторический деятель, за которого участник выступает, важнее понимать сферу ответственности и задачи.
Передним планом сцены является непосредственно игровая составляющая политической ролевой модели, а задним - повседневная жизнь участников, когда они взаимодействуют с другими людьми, но это никак не контролируется организаторами.
Полученный статус должен закономерно отображаться на поведении игрока во время модели. Он должен представлять себя, в соответствии с ролью: это касается как внешних признаков (деловой стиль в одежде, наличие определенных атрибутов), так и позиционировании себя в обществе (поставленная речь, деловой тон, уважительное отношение и и т.д.). Вся коммуникация непосредственно внутри зала заседаний регулируется организаторами и председателями, все правила внесены в протокол, с которым участники должны ознакомится заранее.
Однако, рамками модели взаимодействие не ограничивается. Еще до начала модели, на моменте подготовки, участники попадают в особенное перформативное поле, в котором им необходимо общаться друг с другом. Часто это общение приобретает свой особенный тон. Уже за пределами модели используется деловое общение и использование титулов и имен персонажей. То же происходит в перерывах между заседаниями и по окончании самой модели. Несмотря на то, что актеры больше не находятся на переднем плане, они продолжают в какой-то степени отыгрывать свою роль.
Таким образом перформанс «просачивается» в повседневную жизнь участников, меняет отношения с людьми, которые тоже участвуют в модели. Появляется особенное смысловое поле, в которое погружены только «посвященные». Те, кто вне этого поля, на время как будто «отходят в сторону». Это явно показывает, что сам момент перформанса - это обоюдная работа «актёра и «аудитории». Роль распространяется настолько, насколько «аудитория» будет считать ее адекватной и заслуживающей внимания. Появиться она может в любое время, если будет создана должная обстановка.
Границы перформанса регулируются его участниками. Некие его отголоски могут тянуться годами (вроде шуток и имен персоналий). Влияние же перформанса на повседневность наиболее велико в момент подготовки и реализации игры, со временем оно полностью (или частично) исчезает.



I. Батлер Дж. Пол: Расстановка полов в классической философии. - М.: Ad Marginem Press, 2000. - 256 с.
2. Бройтман, О. Перформативный поворот в социальных науках: теория и метод / О. Бройтман. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 2015. - 368 с
3. Бурдье П. Практический смысл. - М.: Критика, 1998. - 368 с.
4. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье.
- СПб.: Алетейя, 2005. - 576 с.
5. Вахштайн В. С. (2007). Памяти Ирвинга Гофмана // Социологическое обозрение. Т. 6. № 2. С. 65-78.
6. Глухова, Е. Измерение действия в социальных науках:
перформативный подход / Е. Глухова // Власть. - 2015. - № 4. - С. 99-106.
7. Голубев В. А. Поэтика перформанса. - М.: Московский
государственный университет, 2005. - 284 с.
8. Горелова О. А. Перформативный характер социальной реальности: философско-эстетические аспекты. - М.: Российский университет дружбы народов, 2004. - 216 с.
9. Гофман Э. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу / Э. Гофман. - М.: Смысл, 2009. - 185 с.
10. Гофман Э. Ритуал повседневности: исследования поведения во свободном обществе. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 400 с.
II. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. - Москва: Канон-Пресс-Ц, 2000. - 273 с.
12. Дементьев В. В. Перформанс и художественная традиция. - М.: Наука, 2002. - 288 с.
13. Долинин, К. А. Методологические аспекты
перформативного поворота в социальных науках / К. А. Долинин // Вестник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Серия 12. Политические науки. - 2016. - № 4. - С. 25-39.
14. Домбровская, Е. М. Перформанс и социальная реальность / Е. М. Домбровская // Философия науки. - 2015. - № 3. - С. 99-107.
15. Дурнева, О. В. Перформативный поворот в социологии: проблемы методологии / О. В. Дурнева, Т. И. Курочкина // Социологические исследования. - 2016. - № 5. - С. 25-38... 78


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ