Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРУКРАЙМ-КОНТЕНТ КАК СРЕДСТВО ИНКОРПОРИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАСИЛИИ В ПОВСЕДНЕВНОЕ ЗНАНИЕ ЖЕНЩИН

Работа №191208

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

законодательство и право

Объем работы70
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Трукрайм-контент: генезис, особенности и специфика жанра 9
1.1 Истоки и «ранние формы» трукрайм-контента 10
1.2 Трукрайм-контент как часть современной популярной культуры 15
1.3 Российский трукрайм-контент 20
Глава 2 Инкорпорирование представления о насилии в повседневное знание женщин через трукрайм-контент 24
2.1 Повседневность с точки зрения социальных наук: основные подходы...24
2.2 Междисциплинарный исследовательский опыт в вопросе влияния
медианасилия на аудиторию 28
2.3 Методы сбора данных 36
2.4 Представления о насилии, распространенные среди женщин,
потребляющих трукрайм-контент 38
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 57
Приложение. Обобщенный гайд полуформализованного интервью «Женщины как потребительницы трукрайм-контента» 65


Большинству из нас безусловно хотелось бы жить в мирном и безопасном обществе, в котором возможность пострадать от каких-либо насильственных действий практически минимальна. Однако приходится смириться с тем, что, по крайней мере в настоящий момент, это недостижимая утопия. К сожалению, все еще многие люди становятся жертвами организованной преступности, маньяков, домашних тиранов и авторитарных правительств каждый день, почти каждую минуту. Осознавать подобное тяжело для любого разумного и эмпатичного человека; неприятно представлять, как другие страдают, страшно думать, что и с тобой может произойти нечто подобное.
Стоит ли вообще обсуждать насилие публично (например, в СМИ), учитывая подавляющее воздействие такой информации на человеческую психику? Стоит ли изображать его в искусстве, популярной культуре? Как именно нужно это делать? На данные вопросы в современном российском обществе можно получить диаметрально противоположные ответы. Более консервативные россияне, ориентирующиеся на ценности и нормы Советского Союза, активно выступают за цензуру, полагая, что упоминания насилия в СМИ, изображение жестоких сцен в кино и видеоиграх, «вдохновляя» психически нестабильных людей, провоцируют новые случаи насилия. Например, согласно опросу ВЦИОМ , результаты которого были опубликованы на официальном сайте организации 6 апреля 2021 года, 82% россиян считают, что необходимо подвергнуть цензуре сцены насилия , агрессии и жестокости в компьютерных играх.
Более либерально настроенные граждане наоборот считают, что публичный дискурс о разных видах насилия, а также о первопричинах и последствиях жесткого поведения, способен помочь не только жертвам, но и обществу в целом, так как признание существования проблемы и ее обсуждение - первый шаг к тому чтобы эту проблему решить.
В искусстве и медиа-сфере немало контента разного типа, который так или иначе касается темы насилия. Например, в рамках трукрайм-контента ретранслируются и обсуждаются истории о насилии из реальной жизни. Для постсоветского пространства трукрайм (от англ. true - настоящий, реальный; crime - преступление) - это достаточно новый, хотя и стремительно набирающий популярность тип контента. В рамках данного жанра создатели контента (видеороликов, книг, статей, документальных фильмов и так далее) рассказывают реальные истории о различных, чаще всего именно насильственных, преступлениях, которые были совершены маньяками, серийными и массовыми убийцами, членами террористических и преступных группировок; некоторые трукрайм-проекты даже разбирают преступления авторитарных государств и тоталитарных сект.
У ряда социальных исследователей есть мнение, что медиа-контент способен формировать у потребителей определенные устойчивые представления о людях и социуме. К таким ученым относятся авторы гипотезы культивации Ларри Гросс и Джордж Гербнер , Дж. Брайант и С. Томпсон , К. А. Тарасов и другие. Работы данных исследователей будут рассмотрены в рамках главы 3.1. Если говорить про трукрайм-контент, то он может способствовать созданию в мышлении зрителей и слушателей образа «типичного» преступника и «типичной» жертвы или наоборот деконструируировать уже сложившиеся представления о них. Часто в рамках повествования в трукрайм-медиа освещаются политические и социально¬экономические условия, которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемым кейсам - например, рассказывая о женщинах, пропавших на так называемой «Дороге слез» в Канаде, авторы контента упоминают, что большая часть из них были коренными американками и что, возможно, именно это обуславливает отсутствие интереса полиции к данным исчезновениям. То есть, авторы трукрайм-контента имеют возможность моделировать образ определенного общества в определенный период времени. Если учитывать, что в трукрайме центром повествования является разного рода насилие, то образ этот может быть не самым комплементарным для представителей упомянутого сообщества.
Важно упомянуть и про представления, которые впоследствии способны повлиять на практики зрителей или слушателей. В трукрайм-контенте регулярно демонстрируются и обсуждаются не только опасные ситуации, в которые попадали жертвы преступлений, но и удачные и провальные сценарии спасения из подобных ситуаций. Данные нарративы могут быть усвоены, а конкретные шаги, фигурирующие в них «взяты на вооружение» аудиторией. Жизненные истории маньяков и других деструктивных личностей также способны послужить некой «инструкцией». Например, из них можно узнать о разнообразных маркерах, сигнализирующих о том, что вы взаимодействуете с человеком, склонным к психопатии или какому-либо агрессивному поведению.
Интересно, что российский трукрайм, также, как и западный - это, в значительной степени, «женский» жанр. Трукрайм-контент крайне популярен среди женщин, особенно молодых. Среди создателей трукрайм-контента на площадке Яндекс Музыка на момент осени 2022 года выпускаются 13 подкастов с ведущими-мужчинами (часто, ведущие и создатели подкастов - это одни и те же люди), 3 - обоих полов и 14 - с женщинами . Причем, 6 из 14 подкастов с ведущими-женщинами создаются двумя людьми, в то время как мужчины-подкастеры ведут проект в одиночку. Получается, что среди ведущих трукрайм-подкастов женщин почти в два раза больше, чем мужчин. Более того, женщин, выпускающих видеоролики в жанре трукрайм на площадке YouTube (также на момент осени 2022 года) больше в 1.5 раз . Это характерно и для аудитории трукрайм-контента. Например, согласно результатам онлайн опроса , проведенного среди слушателей подкаста Дневники Лоры Палны (40 тысяч на площадке Яндекс Музыка, 32 тысячи - на Castbox) 83 % женщин. Также, среди подписчиков официальных сообществ популярнейших отечественных трукрайм-подкастов в социальной сети ВКонтакте подавляющее количество пользователей зарегистрированы как женщины (от 61 до 82 % от общего числа пользователей) в возрасте от 14 до 30 лет (от 59 до 72 % от общего числа пользователей). Конечно, мы понимаем, что данные, которые люди размещают о себе в интернете не всегда соответствуют реальности, однако основные тенденции проследить возможно.
В рамках данной работы были рассмотрены классические труды исследователей повседневности: Э. Гуссерля , Г. Гарфинкеля , И. Гофмана и А. Щюца . Именно феноменологическая методология А. Щюца будет применятся при анализе полевого материала. Основной фокус сделан на понятии «повседневное знание», на его социальной сути, а также на том, как, зачем и с помощью каких средств человек собирает массив данных повседневного знания.
Популярность трукрайм-контента среди молодых женщин - это интересный феномен. Однако, ученые из социально-гуманитарной сферы почти не исследуют аудиторию трукрайм-контента (в том числе женскую ее часть), а также возможное влияние данного контента на зрителей. Во-первых, трукрайм-контент нечасто становится предметом социальных исследований даже среди западных ученых (которые более склонны изучать феномены современной популярной культуры), отечественных работ и вовсе почти нет. Во-вторых, в существующих гендерных или феминистских исследованиях трукрайм-контента в основном представлен анализ того, как в нем репрезентированы женщины-участницы оригинальных историй (как жертвы преступлений, преступницы и так далее), а в рамках культурологических и медиа-исследованиях ученые фокусируются на том, как авторы трукрайм - медиа взаимодействуют с аудиторией , а также на том, какие изобразительные средства используются в рамках этого жанра .
Цель данного исследования - определить, какое влияние способен оказать трукрайм-контент на восприятие насилия и практики безопасности зрительниц.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. охарактеризовать трукрайм как жанр современной популярной культуры, вывив его специфику и основные особенности;
2. проанализировать основные подходы, используемые в социальных исследованиях повседневности;
3. изучить принципы влияния «жестокого» контента на потребителей с точки зрения социальных наук;
4. провести интервью с постоянными потребительницами трукрайм- контента для того, чтобы получить информацию об их личном опыте, практиках безопасности и представлениях о насилии;
5. выявить, какие представления о насилии у женщин формирует трукрайм-контент.
Объект: женская часть аудитории трукрайм-контента.
Предмет: представления о насилии и людях, совершающих насилие, распространённые среди женской части аудитории трукрайм-контента.
Методы исследования: полуструктурированное интервью - 11
интервью, проведенных онлайн, и 3 письменных интервью.
Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе дается характеристика трукрайма как жанра популярной культуры, приводится информация об истоках жанра. Во второй главе представлено описание ключевых подходов социальной науки к изучению повседневности. В последней, третьей граве проводится анализ полевых данных, полученных в ходе работы с информантами. В заключении изложены результаты проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Насилие как феномен продолжает волновать людей. Мы пытаемся понять, почему одни люди причиняют боль и страдание другим, кто из нас и почему именно склонен к насилию больше, чем остальные, органические или социальные причины у агрессивного поведения, как можно бороться с насилием. Эти вопросы беспокоят не только исследователей в области психологии, психиатрии, педагогики, социальных наук, но и многих обывателей. Насилие, пугая и вселяя страх, тем не менее неизменно вызывает у многих интерес - люди смотрят кино с жестокими сценами, следят за криминальными новостями по телевизору, обсуждают громкие преступления, слушают подкасты и читают книги про маньяков.
По большей части авторы классических теорий, касающихся влияния жестокого контента на аудиторию, склоняются к мнению, что медианасилие способно оказывать негативное воздействие на публику. По мнению ученых, зрители могут почерпнуть из контента, в котором демонстрируются сцены насилия, паттерны агрессивного поведения. Классические теории, касающиеся жестокого медиа, рассматривают влияние медианасилия с точки зрения моральных ценностей, делая акцент в первую очередь на разрушительном влиянии подобного контента на психику и моральные ценности публики. Однако, в рамках настоящей работы было продемонстрировано, что влияние контента, освещающего насилие, на аудиторию не всегда исключительно негативное. Более того, подобное влияние не всегда можно расценивать как однозначно негативное или позитивное. Влияние трукрайм-контента не столь прямолинейное и унифицированное, как это обычно представляется. Каждый человек, потребляя тот или иной контент, пропускает полученную информацию через призму своих воззрений и личного опыта. В том, как трукрайм влияет на зрителей, также большую роль играют индивидуальные особенности психики - то, насколько человек склонен к тревожности, насколько он эмоционален и эмпатичен. Также, как мы убедились, трукрайм способен влиять на восприятие насилия, агрессоров и жертв, подпитывать или инициировать появление страхов и тревог, а также влиять на повседневные практики членов аудитории.
Больше всего внимание информанток в трукрайм-контенте привлекает фигура агрессора, причем определенного типа - все опрошенные кроме одной заявили, что им интересна именно психология маньяков. Прежде всего респондентки желают понять образ мысли таких преступников и их мотивы. Предположительно, именно стремление опрошенных рационализировать поведение маньяков и серийных убийц (то есть смотреть на них с точки зрения логики, а не эмоций) приводит к тому, что они относятся к агрессорам подчеркнуто нейтрально - это проявляется, например, в лексике, которую женщины используют. На поверхностном уровне - желание женщин знать, как можно больше об агрессорах и их психологии, можно расценивать как способ накопления «узкоспециализированного» повседневного знания, которое может пригодиться им в определенной ситуации, когда опрошенные могут подвергнуться насилию со стороны другого человека. Если же говорить о более глубоких мотивах, то многие женщины говорят о просмотре трукрайма, как о способе познания - познания мрачной стороны жизни, сущности людей, порой даже своей собственной темной стороны. С данной точки зрения, стремление понять мотивы и мышление агрессоров связано не только с желанием смоделировать стратегию спасения или выживания в опасной ситуации, но выступает в качестве способа устранения психологического дискомфорта, связанного с непониманием агрессоров. Действия маньяков непонятны и оттого еще более страшны. Как упоминалось ранее - преступники с понятной информанткам мотивацией (то есть участники преступных банди или люди, совершающие преступления ради наживы или мести) привлекают меньше интереса и вызывают меньше ужаса.
Можно заключить, что трукрайм-контент, с одной стороны, во многом формирует и подкрепляет образ агрессора как «другого», как человека, который коренным образом отличается от большинства в самой своей сути, а с другой, рассказывает об этих «других», помогая понять их, и закрыть тем самым раздражающий и приносящий дискомфорт пробел в жизненной картине мира. Важно и то, что конструирование образа «другого» помогает лучше понять самих себя - определить, что для тебя является нормой, а что нет, понять лучше кто ты такой.
Также повседневное знание, полученное из трукрайм-контента, помогает формировать образ мира в целом. В случае с трукрайм-жанром - окружающий мир моделируется как достаточно опасное место, где каждый может стать жертвой. Однако, только очень небольшая часть из информанток отмечают повышение у них тревожности на фоне постоянного потребления трукрайм-контента, однако даже эти опрошенные не считают это чем-то плохим. Почти половина из респоденток оценивают эффект от прослушивания трукрайма в положительном ключе - они считают, что опыт потребления трукрайма сделал их более осторожными и заставил больше думать о безопасности, быть более внимательными и бдительными. Пятеро из опрошенных женщин отмечают, что меньше стали доверять людям в целом, однако они также не рассматривают это, как нечто, делающее их жизнь хуже каким-либо образом.
Фигура же жертвы практически не упоминается информантками - они не представляют особого интереса для опрошенных. Только одной из опрошенных важно, чтобы создатели трукрайм-контента акцентировали внимание на пострадавших, рассказывали об их жизни и личности. Пятеро информанток напрямую проводят параллели между собой и жертвами. Однако подобные сравнения осуществляются только при обсуждении страха самих информанток подвергнуться нападению, о какой-либо эмоциональной реакции на судьбу жертв говорит лишь одна из опрошенных. Можно предположить, что дистанцирование (в первую очередь эмоциональное) от жертв и их травмирующего опыта связано с нежеланием глубоко погружаться 54
в трагедии пострадавших, так как это морально тяжело и не каждый готов к подобному. С другой стороны, возможно, подобная отстранённость - следствие снижения чувствительности из-за длительного потребления жестокого контента, когда человек привыкает узнавать про ужасные подробности и перестает на них сильно эмоционально реагировать. При этом половина из опрошенных отмечают, что им особенно жалко именно детей и животных, пострадавших от насильственных действий. По словам информанток, насилие над взрослыми вызывает меньше негативных эмоций, потому что дети и животные гораздо более беззащитны, а потому преступления против них воспринимаются как более жестокие и ужасающие. Отчасти это также может быть связано с социальными нормами, согласно которым дети - это важная ценность и к ним принято относиться с большим вниманием и сочувствием, чем к взрослым.
Страхи и тревоги женщин, которые связаны с насилием, касаются не столько напрямую возможности стать жертвой, сколько более тонких, сложных вещей. Страх нападения упомянули только половина информанток. Две из женщин акцентировали внимание на том, что они беспокоятся не столько за себя самих, но за своих детей (в одном случае - детей, которых женщина только хочет завести в будущем). Больше всего информантки говорили о тревоге, связанной с «оборотнями» - людьми, которые, находясь в окружении опрошенных, могут быть потенциальными убийцами или насильниками. Об этом упомянули восемь женщин. Двое из респонденток отметили, что потребление трукрайм-контента поспособствовало возникновению у них тревог, связанных с работой правоохранительных органов. Как уже отмечалось ранее, значительного негативного влияния трукрайм-контента на свою психику и самочувствие респондентки не видят.
Если же говорить про влияние трукрайма на практики безопасности опрошенных женщин, то оно не может быть охарактеризовано как значительное. Лишь малая часть из информанток отметили, что потребление 55
контента, относящегося к трукрайм-жанру, привело к внедрению новых практик безопасности. Более того, знания о психологии маньяков и убийц, почерпнутые из трукрайм-котента, создали у двоих опрошенных ощущение того, что они знают и понимают потенциально опасных людей, и из-за этого их бдительность ослабла.
Подводя итог, можно заключить, что исследовательская цель, поставленная в рамках данной работы, была достигнута. Было определено, какое влияние способен оказать трукрайм-контент на восприятие насилия и практики безопасности зрительниц. Были описаны представления информанток о насилии, агрессорах, жертвах насилия, изменения восприятия мира и людей, которые произошли в восприятии опрошенных.




1. Arthur Conan Doyle, True Detective - How the author of the Sherlock
Holmes stories fought for - and ultimately turned against - a man wrongfully convicted // The New Republic. - 2018. - URL:
https://newrepublic.com/article/149080/arthur-conan-doyle-true-detective (access date: 18.05.2023).
2. Bobo Doll experiment - Albert Bandura // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=kJppnQsBNzs (access date: 26.05.2023).
3. Jack the Ripper’s victims are famous in death, but what were their lives
like? // The Washington Post. - 2019. - URL:
https://www.washingtonpost.com/outlook/jack-the-rippers-victims-are-famous-in- death-but-what-were-their-lives-like/2019/05/17/22ba31e8-50a5-11e9-a3f7- 78b7525a8d5f story.html (access date: 19.05.2023).
4. Half of Americans enjoy true crime, and more agree it helps solve cold
cases // YouGov. - 2022. - URL:
https://today.yougov.com/topics/entertainment/articles-reports/2022/09/14/half-of- americans-enjoy-true-crime-yougov-poll (access date: 17.05.2023).
5. My family was traumatised first by a murder, then by the TV
serialisation. Lauren Bradford // The Guardian. - 2016. - URL:
https://www.theguardian.com/commentisfree/2016/may/02/the-secret-my-family- traumatised-murder-tv-drama-bereaved (access date: 19.05.2023).
6. Penny dreadfuls // The British Library. For research, inspiration and
enjoyment. - 2014. - URL: https: //www.bl .uk/romantics-and-
victorians/articles/penny-dreadfuls (access date: 21.05.2023).
7. True Crime and the Trash Balance // Longreads. - 2019. - URL: https://longreads.com/2019/01/18/true-crime-and-the-trash-balance/ (access date: 14.05.2023).
8. «Дневники Лоры Палны» : [Сообщество в ВКонтакте]. - [Б. м.],
2019. - URL: https://vk.com/lorapalna (дата обращения: 10.09.2022).
9. «Золотой жук» : [Сообщество в ВКонтакте]. - [Б. м.], 2021. - URL: https://vk.com/goldenbugpodcast (дата обращения: 11.05.2023).
10. «Людям интересны истории чужого неблагополучия». Почему мы любим тру-крайм и как сериалы про маньяков влияют на психику // Спид.Центр : [Официальный сайт благотворительного фонда]. - М., 2023. - URL: https://spid.center/ru/articles/4961 (дата обращения: 27.04.2023).
11. «Печать ведет себя все хуже»: как в Российской империи и СССР
цензурировали СМИ // Forbes. - 2023. - URL:
https://www.forbes.ru/forbeslife/484821-adernyj-proekt-kak-sla-gonka-po- sozdaniu-atomnoj -bomby-vo-vrema-vtoroj -mirovoj -voj ny (дата обращения:
28.05.2023).
12. «Тру Крайм» : [Сообщество в ВКонтакте]. - [Б. м.], 2020. - URL: https://vk.com/trcr1me (дата обращения: 11.05.2023).
13. «Тут такое дело» : [Сообщество в ВКонтакте]. - [Б. м.], 2022. - URL: https://vk.com/tyt_takoedelo (дата обращения: 11.05.2023).
14. «У холмов есть подкаст» : [Сообщество в ВКонтакте]. - [Б. м.], 2022. - URL: https://vk.com/uholmov (дата обращения: 11.05.2023).
15. Аналитический обзор «Интернет: возможности или угрозы?» //
ВЦИОМ новости. - [Б. м.], 2021. - URL: https://wciom.ru/analytical-
reviews/analiticheskii-obzor/internet-vozmozhnosti-ili-ugrozy (дата обращения: 16.04.2023)... 75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ