Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ КАЗАХСТАНА В РОССИЮ (ТОМСКИЙ КЕЙС)

Работа №191200

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Кто мы: существует ли учебный мигрант из Казахстана? 12
1.1 Мигранты поневоле 12
1.2 Репатрианты или трансмигранты 18
1.3 От посылки к студенческому мигрантскому сообществу 22
2 Из Казахстана в Томск: учебные мигранты на пути к знаниям 32
2.1 Томск на рынке образовательных услуг 32
2.2 Основные мотивы и причины выбора Томска казахстанскими студентами,
как места для получения высшего образования 36
2.3 Адаптирующиеся или адаптированные 53
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 64
Приложения 72


Актуальность исследования. На протяжении практически всей истории российского высшего образования в стране обучалось немалое количество иностранных студентов. Если во второй половине XIX в. при императоре Александре III высшее образование в России получали лишь сербские и болгарские студенты, что было вызвано геополитическими интересами империи, то в 20-х гг. XX в. преобладающее число студентов было выходцами из республик Средней Азии и Кавказа. К середине XX столетия, когда мир разделился на два противоборствующих лагеря, количество иностранных студентов начинает неуклонно расти, ширится и география обучаемых. К 1990-м гг. число зарубежных студентов в СССР составляло 89300 человек .
Но в связи с кризисом во всех сферах общества, вызванным распадом Советского Союза, количество иностранных студентов в России снизилось. Перелом произошел в середине 1990-х гг. Выход России на международный рынок образовательных услуг вновь обусловил приток в страну так называемых учебных мигрантов, которых к 2001 г. насчитывалось 53900 человек . Распад СССР существенно повлиял и на состав стран-экспортеров зарубежных студентов - основными их поставщиками стали выступать страны СНГ и Балтии, из стран дальнего зарубежья лидирующие позиции занимают КНР и Вьетнам. Абсолютным лидером по числу учебных мигрантов, получающих высшее образование в РФ на 2010-2011 гг., являлся Казахстан - 16616 казахстанских студентов очной формы обучалось в
российских вузах . Такое количество студентов из соседней республики вызывает закономерный интерес для изучения сложившегося явления. К тому же, наш регион - город Томск, который не понапрасну носит звание «Сибирских Афин», занимающий лидирующие позиции по количеству иностранных студентов, в том числе и студентов-казахстанцев, является уникальным полем для работы в данном направлении .
Степень изученности. Изучение учебных мигрантов может дать широкое понимание различных процессов в этой области, к примеру, механизмов поддержки зарубежных студентов и взаимодействия с ними, условий обучения и приоритетных направлений, экономических выгод приема учебных мигрантов для государства. Степень изученности вышеперечисленных процессов достаточно высока. Проводятся статистические, демографические и социологические исследования. В исследование учебной миграции большой вклад внесли известные демографы, социологи, экономисты. Стоит отметить работу Л.Л. Рыбаковского и Г.В. Осиповой , где в рамках региональных особенностей миграционных процессов в России отмечена дифференциация учебной миграции по субъектам Российской Федерации, отражено влияние учебной миграции на социальные, политические, демографические и экономические процессы. В докладе А.Л. Арефьева (2012) на 3-м всемирном форуме иностранных выпускников «Иностранные студенты в российских вузах» также описывается влияние учебных мигрантов на различные сферы жизни российского общества, статистические данные по учебным мигрантам СССР и современной РФ. Для нашего исследования важна работа, написанная по заказу российских и казахстанских властей Б.И. Ракишевой и Д.В. Полетаевым , которая отражает роль учебной миграции в рамках развивающегося Таможенного союза между Казахстаном и Россией; авторы уделяют внимание необходимости работы в данном направлении, говоря о важности данного вида миграции для обеих стран.
Для антропологического исследования актуальна и важна работа Д.С. Дрожжиной , которая поднимает вопрос о методологической составляющей учебной миграции, т.к., по мнению исследователя, с выходом России на мировой рынок образовательных услуг увеличилось число работ, посвященных данной проблеме. Однако большая часть исследователей, изучающих учебную миграцию в российской действительности, в своих работах используют исключительно количественные методы. Д.С. Дрожжиной удалось показать достоинства и недостатки количественных исследований, рассмотреть кейс Томского политехнического университета с использованием качественных методов (интервью) для изучения адаптации иностранных студентов. Весомый исследовательский вклад в обозначение важности учебной миграции внесли такие отечественные исследователи как Ф.Э. Шереги , Г.С. Витковская , А.П. Катровский , Л.И. Леденёва , Е.В. Тюрюканова . Учебная миграция является предметом исследований и томских социологов. Так, С.В. Дементьева на примере НИ ТПУ рассмотрела мотивации иностранных студентов при выборе вуза, перспективы и основные адаптационные сложности . В другой ее статье анализируется законодательная база РФ, как одно из важнейших условий привлечения в российские вузы иностранных студентов, их адаптации и интеграции . В совместном исследовании С.В. Дементьевой и Д.В. Полетаева, проведенном в трех городах России (Москва, Воронеж, Томск), на основе анализа ресурсной емкости «учебной миграции» и специфики адаптации иностранных студентов к российской инокультурной среде предлагаются инновационные стратегии развития «учебной миграции» в России .
Правовую основу учебной миграции без использования этого термина на правовом уровне обеспечивает несколько законодательных актов: федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусматривает введение учебных виз, а федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет порядок въезда и условия участия иностранных студентов в трудовых отношениях. Закон «О гражданстве РФ» предусматривает возможность получения гражданства в упрощенном порядке для тех граждан государств, входивших в состав СССР, кто окончили российский вуз или ссуз после 1 июля 2002 г.
В Концепции миграционной политики Российской Федерации до 2025 г. используется впервые на государственном уровне понятие «образовательная миграция», которое для нас во многом синонимично понятию «учебная миграция» . Стоит, однако, отметить, что определенная разница между двумя понятиями все же существует. Согласно типологии миграции Л.Л. Рыбаковского , которая построена на определенных признаках (география, структура, время пребывания, цели), «образовательная миграция» отлична от «учебной миграции» тем, что она представляет расширенный формат миграционного потока учебной миграции, включающий в себя, помимо студентов, также аспирантов, докторантов, слушателей с образовательными целями. Соответственно, «учебная миграция» - миграционный поток, возникший в результате формирования предпосылок для получения высшего образования магистрами, бакалаврами, специалистами .
Проанализировав вышеперечисленные работы, мы пришли к выводу, что никто из авторов в своих исследованиях не выделял в отдельный блок изучение учебных мигрантов из Казахстана (кроме работы Б.И. Ракишевой и Д.В. Полетаева). В связи с этим, нашей целью являлось изучение учебной миграции из Казахстана в Томск, где особое внимание уделяется исследованию сообщества учебных мигрантов-казахстанцев как части городского пространства, а именно: адаптационным практикам выделяемой группы студентов. Для полноценного достижения заданной цели было поставлено несколько основных задач:
- попытка определения идентичности иностранных студентов для условной категоризации возможно существующего сообщества.
- поиск казахстанского студенческого мигрантского сообщества в городском пространстве Томска через материальный объект (студенческая посылка).
- выявление сложностей адаптации и интеграции учебных мигрантов в российское общество.
- изучение различных сторон взаимодействия с принимающим обществом.
- выделение связи между современной российской культурой и казахстанскими мигрантами, а именно, влияние данной культуры на исследуемое сообщество.
- изучение ожиданий и реальности российской действительности в глазах казахстанских студентов.
- анализ будущих перспектив казахстанских студентов на территории России и за ее пределами. Такая схема работы и последовательное выполнение поставленных задач позволяют в должной мере изучить поднимаемую проблему.
В данной работе мы будем опираться на синтез антропологических теорий, с помощью которых удастся «глубже» погрузиться в поле, связанное с учебными мигрантами из Казахстана, для описания и отображения многогранности жизни исследуемого сообщества. В области антропологии и социологии миграции, к сожалению, преимущественное внимание уделяется миграции трудовой, учебная же миграция рассматривается отечественными авторами преимущественно в области школьного образования (это вновь связано с опытом изучения трудовой миграции, где дети мигрантов также выступают объектом исследования, но немного под другим углом). Вместе с тем в последнее время стремительно распространяются теории, связанные с ускоренной глобализацией существующей действительности, с понятием транснационализма13, которое направлено на сокращение жесткого противостояния «свой», «чужой» , что представляет несомненный интерес для данного исследования. На наш взгляд, учебная миграция в области высшего образования, при учете всех особенностей данной миграции в контексте региональных специфик Казахстана25 и Томска, культурных особенностей самих мигрантов, представляет собой явление, которое может быть рассмотрено в рамках концепции транснационализма. В связи с этим, мы полагаем, что два вышеперечисленных понятия сопоставимы и во многом равнозначны, что мы и попытались отразить в данной работе. Поэтому нами была использована соответствующая литература, связанная с изучением транснационализма в рамках антропологии миграции. Особое внимание необходимо уделить трудам Нины Глик Шиллер , которая в начале 1990- х гг. на примере гаитянской диаспоры Нью-Йорка предложила использовать понятия «трансмигранты», не связывая идентичность самих гаитян с их локальностью, и «транснационализм», как базовые для новой парадигмы международной миграции. Трансмигранты обладают возможностью жить сразу в нескольких (со)обществах, образуя новые взаимозависимости, что в своей работе отмечала Р. Роуз . В начале 2000-х гг. М. Кайзером и О. Бердниковой была осуществлена попытка знакомства российского читателя с концепциями транснационализма и транслокальности, уточнения смыслового наполнения спектра разнообразных подходов к осмыслению феноменов, связанных с данными понятиями.
Однако канвой, проходящей через всю работу, будет являться теоретическая рамка под названием push and pull theory of migration , которая, на наш взгляд наиболее полно позволит отразить «выталкивающие» и «притягивающие» факторы, влияющие на выбор Томска в качестве конечной точки для получения высшего образования учебными мигрантами из Казахстана. Помимо этого, применяемая теория с помощью собранного эмпирического материала дает четкое понимание сути адаптационных практик и интеграционных процессов в среде студентов-казахстанцев.
В процессе работы мы, несомненно, будем пользоваться результатами вышеперечисленных исследований, а также другими работами и электронными ресурсами. Помимо источников и литературы, огромное значение в антропологическом исследовании должно быть уделено эмпирическому материалу.
Эмпирическая основа исследования. На протяжении двух лет с 2014 по 2016 гг. была проведена полевая работа в Республике Казахстан, включающая в себя сбор информации в виде экспертных интервью, интервью с абитуриентами, планирующими продолжить получение высшего образования в Томске , соответствующего фотоматериала. Параллельно существовало томское поле, в рамках которого также была проведена серия интервью, но уже со студентами из Казахстана, обучающимися в Томске и с выпускниками томских вузов, которые по окончанию обучения остались в городе . Промежуточным результатом полевой работы явилась недавно опубликованная статья . Помимо сбора интервью, в первой половине 2015 г. велась работа в нескольких общежитиях томских вузов в контексте исследования студенческой посылки и возможности конструировании сообщества учебных мигрантов через рассмотрение этого процесса в рамках акторно-сетевой теории (ANT) .
Таким образом, широкий круг источников и соответствующей литературы, выбор качественной методологии, которая является основополагающей для антропологического исследования, позволяют раскрыть все стороны исследуемого сообщества, продемонстрировать наличие определенных связей внутри объекта исследования и сложившихся сетей, а также рассмотреть ряд «выталкивающих» и «притягивающих» факторов, которые непосредственно связаны с адаптационными практиками учебных мигрантов из Казахстана.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Учебная миграция - явление, стремительно развивающееся в современном российском обществе. Однако интерес академического сообщества к исследованию данного процесса пробудился не так давно. Учебная миграция из Казахстана, являющаяся неотъемлемой и основной частью всего потока иностранных студентов в Томск, требует тщательного и детального рассмотрения. В этой связи, нами была проанализирована учебная миграция в контексте томского кейса, где особое место отводилось изучению мигрантского сообщества студентов-казахстанцев.
На начальном этапе исследования удалось выяснить, что не всегда терминология, введенная в общественный дискурс через акторов в лице исследователей, законодателей или общественных деятелей, является релевантной по отношению к той группе людей, с которой она связана. Самоидентификация студентов из Казахстана не дает нам полного права называть их учебными мигрантами, т.к. это определение идет вразрез с мнением самих информантов, которые зачастую склонны относить себя к репатриантам или «своим». Во многом благодаря такой поворотной точке в исследовании была произведена попытка сравнения казахстанских студентов с трансмигрантами, для которых стирается граница жесткого противостояния оппозиции «свой»-«чужой». В рамках глобализованного современного мира идеи транснационализма становятся применимы для изучаемого сообщества. С целью попытки обнаружения устоявшихся связей и установившихся сетей внутри мигрантского сообщества была применена акторно-сетевая теория, позволяющая, отталкиваясь от материального объекта, производить такой поиск. Однако в силу объективных обстоятельств учебные мигранты из Казахстана не являются замкнутым обособленным сообществом, наоборот, данная группа растворена в принимающем обществе и не имеет особой этнической или национальной окраски.
Особо важным было показать уровень адаптации и степень интеграции учебных мигрантов. Для этого первоначально через одну из основных теорий миграции были описаны «выталкивающие» и «притягивающие» факторы для иностранных студентов из Казахстана. Сами причины выбора Томска как места для получения высшего образования таили в себе уже заложенный высокий уровень приспособленности, который формировался заложенными еще у абитуриентов представлениями. Единственными сложностями в адаптации становятся проблемы бытового характера, в целом же, учебный мигрант из Казахстана в Томске - часть самого городского сообщества, ничем не выделяющаяся, кроме приобретенного юридического статуса «учебный мигрант» при пересечении границы между Казахстаном и Россией.



1. Концепция миграционной политики Российской Федерации до 2025
года и информация о ходе ее исполнения [Электронный ресурс] / ФГУП «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы России. - Электрон. дан. - М., [2016]. - URL:
http://www.pvsfms.ru/doc/kgmp.pdf (Дата обращения: 25.02.2015)
2. О гражданстве Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ : (в ред. от 31 дек. 2014 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию [Электронный ресурс] : федер. закон от 15 авг. 1996 г. №
114- ФЗ : (в ред. от 30 дек. 2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 июл. 2002 г. №
115- ФЗ : (в ред. от 30 дек. 2015 г.; с изм. и доп. 10.01.2016) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
5. Высшее образование [Электронный ресурс] // Научно-образовательный комплекс / Официальный интернет-портал Администрации Томской области. - Электрон. дан. - Томск, [2016]. -
URL: https://tomsk.gov.ru/Visshee-obrazovanie (Дата обращения:
20.12.2014)
6. Научно образовательный комплекс [Электронный ресурс] / Высшее
образование // Администрация Томской области: Официальный информационный интернет портал - Электр. дан. - Томск, 2014. - URL: http://tomsk.gov.ru/ru/nauchno-obrazovatelnyy-kompleks/vysshee-
obrazovanie/ (Дата обращения 20.03.2014).
НОВОСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ
7. Болашак [Электронный ресурс] / Ассоциации стипендиантов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак». - Электрон. дан. - Астана, 2016 - URL: http://bolashak.kz/ru (Дата обращения: 20.04.2016).
8. Более 3 тыс. студентов опросят для выявления коррупции в вузах
Казахстана [Электронный ресурс] / Новости - Казахстан. - Электрон. дан. - Астана, [2016] . - URL:
http://newskaz.ru/society/20160215/11054234.html (Дата обращения: 05.05.2016)
9. Государственные услуги и информация онлайн [Электронный ресурс]
/ ЕНТ 2015 в Казахстане: подготовка и порядок проведения. - Электрон. дан. - Астана, [2016]. - URL:
http://egov.kz/wps/portal/Content?contentPath=/egovcontent/education/edu _heis/article/about_ent&lang=ru (Дата обращения: 04.04.2016)
10. Рост трудовой миграции из Казахстана отмечают эксперты в России
[Электронный ресурс] // Новости-Казахстан : агентство
международной информации - Электр. дан. - Астана, 2010. - URL: http://newskaz.ru/comment/20131029/5723690.html (Дата обращения 02.02.2014).
Литература
11. Абашин С. Среднеазиатская миграция: практики, локальные
сообщества, транснационализм // Этнографическое обозрение. - 2012. -№4. - С. 3-13.
12. Арефьев А. Л. (Доклад на 3-м всемирном форуме иностранных
выпускников советских и российских вузов (Москва, ноябрь 2012 года) [Электронный ресурс] / Л. А. Арефьев // Демоскоп Weekly - Электр. дан. - М., 2012. - URL:
http://demoscope.ru/weekly/2013/0571/analit02.php (Дата обращения
12.03.2014).
13. Арефьев А. Л. Иностранные студенты в российских вузах / А. Л. Арефьев, Э. Ф. Шереги. - М. : Центр социологических исследований,
2014. - 227 с.
14. Арефьев А. Л. Россия на мировом рынке образовательных услуг
[Электронный ресурс] / А. Л. Арефьев, Э. Ф. Шереги Н. М Дмитриев Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) // Демоскоп Weekly - Электр. дан. - М., : ЦСП, 2002. - С. 9-28. - URL:
http://demoscope.ru/weekly/2003/097/analit03.php (Дата обращения 01.03.2014).
15. Богданова И. А. Основные результаты деятельность системы высшего и профессионального образования Томской области в 2013 / И. А. Богданова [и др.] ; под ред. А. Б. Пушкаренко // Введение. - Томск,
2014. - С. 5... 60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ