Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Деятельность общевузовской коммунистической ячейки и становление партийной организации Томского университета в 1920-1923 гг 18
Глава 2. Развитие партийной организации ТГУ в 1924-1928 гг 30
Глава 3. Партийная организация Томского университета на рубеже 1920-х - 1930-х гг 48
Заключение 74
Литература
Партийная организация ТГУ с момента своего выделения из общевузовской ячейки в 1923 г. стала играть важную роль в жизни университета, став посредницей между партийными и советскими властями и старейшим сибирским вузом. Рост авторитета коммунистической ячейки, расширение ее полномочий были неразрывно связаны с достижениями Советской власти и упрочением ее положения. После окончания гражданской войны университет уже не мог не развиваться по новой линии, задаваемой ВКП(б), и оставаться в стороне от процессов, происходивших в обществе.
На протяжении 1920-х гг. происходил постоянный рост влияния комячейки университета на его жизнь. Если в начале десятилетия главной заботой первых коммунистов было увеличение численности организации и укрепление своего положения в вузе, то уже во второй половине 1920-х гг. комячейка становится многочисленной организацией с развитой структурой, которая принимает участие в обсуждении всех вопросов, связанных с жизнью университета: от ремонта в общежитиях и организации столовой до утверждения кандидатур в аспирантуру и реорганизации вуза. Меньше чем за десятилетие парторганизация стала неотъемлемой частью ТГУ и оставалась таковой на протяжении всего существования Советской власти.
Актуальность исследования: Партийные организации, существовавшие в
университетах в советский период, выполняли ряд важных функций. Они были своеобразным связующим звеном между высшей школой и властью, а также давали возможность представителям последней наблюдать за настроениями на местах. Важными задачами университетских коммунистических ячеек были гражданское воспитание и формирование патриотических чувств у студенчества - будущих кадров и советской интеллигенции. Особенно важно это было в период 1920-х гг., когда новой власти было необходимо укрепить свои позиции.
Сегодня в России существует многообразие партий, каждая из которых, как правило, включает в себя ответвления по работе с молодежью. Целью каждой подобной организации является привлечение в свои ряды как можно большего числа членов и продвижения своих идей. Однако на данный момент ни одна, даже самая крупная, политическая организация не достигла таких результатов как коммунистическая партия, существовавшая в Советском Союзе. В то же время патриотическое воспитание молодежи по-прежнему остается важнейшей задачей, стоящей перед любым государством.
Исследование методов работы партийной организации Томского университета может подсказать способы воспитания студенчества, выявить наиболее продуктивные пути 4
взаимодействия власти и университетов, а также ответить на вопрос: в чем заключался «секрет» эффективной работы партячеек, охватывавшей все аспекты жизни университета - от организационных до досуговых.
Еще одним немаловажным аспектом является то, что в период 1920-х гг. патриотическое воспитание (как и сегодня) было важнейшей задачей, стоявшей перед властью. Партийная организация внесла огромный вклад в успешное решение этой задачи - в краткий срок была сформирована новая интеллигенция, сочувствующая советской власти и готовая трудиться на благо государства. Параллельно шло успешное воспитание и повышение политической грамотности и сознательности студенчества в целом. Некоторые методы, использовавшиеся тогда, могут быть заимствованы и для сегодняшнего гражданско- патриотического воспитания студенчества.
Кроме того, в вузах сегодня существует тенденция к привлечению студенчества к решению вопросов, связанных с жизнью университетов. Вопросами материальной помощи, организации досуга и улучшения быта активно занимаются профкомы. Появляются студенческие советы (ОСО), решающие проблемы, связанные с образовательным процессом и регулирующие конфликтные ситуации между преподавателями и студентами. Представители учащихся университета также вводятся в составы ученых советов, влияя тем самым на деятельность вуза. Опыт партийной организации Томского университета может быть заимствован в координировании вопросов современного самоуправления. Рассматривая не только положительные, но и отрицательные моменты деятельности комячейки, можно выявить пробелы в работе современных органов самоуправления, существующих в университетах. С оглядкой на деятельность партийной организации ТГУ на начальном этапе ее существования, имеется возможность предугадать ряд ошибок, которые могут быть допущены в работе современных организаций и предотвратить их.
В процессе написания в научный оборот были введены новые, ранее не публиковавшиеся источники - протоколы заседаний общевузовского бюро и отдельных фракций университета, что позволило представить максимально полную картину деятельности партийной организации в 1920-е гг. Кроме того, в данной работе освещаются не только положительные стороны работы ячейки, но и выявляются и анализируются существовавшие пробелы. Важно отметить, что ранее в исследованиях, посвященных истории партийных структур зачастую освещались исключительно их успехи и достижения, пробелы и ошибки же наоборот замалчивались. Изучение разных сторон жизни комячейки Томского университета позволяет дать максимально объективную оценку ее деятельности и выявить сильные и слабые стороны в работе.
Историография. Данная тема является малоизученной. Существует ряд монографий томских ученых по исследованиям деятельности партийной ячейки в контексте общей истории Томского университета. Однако эти данные поверхностны, многие аспекты не затрагиваются никаким образом, что образовывает множество пробелов и дает большое поле для исследования.
Среди работ по данной теме необходимо выделить монографию П.А. Зайченко «Томский государственный университет имени В.В. Куйбышева: очерки по истории первого сибирского университета за 75 лет (1880-1955)», опубликованную в 1960 г. В разделе о Томском университете в начале периода восстановления народного хозяйства (1920-1923) подробно рассказывается об организации вначале общевузовской, а затем отдельно университетской коммунистической ячейки. Особый акцент делается на этапе ее становления и первых годах существования и развития. Описываются трудности, с которыми организации пришлось столкнуться. Кроме того, в данном разделе обозначен этап перелома в настроениях профессуры и начало ее сотрудничества с Советской властью.
Дальнейшее развитие партийной организации и распространение ее влияния показано в очерке «Студенческие кадры» в рамках раздела, посвященного периоду 1924-1928 гг. Зайченко показывает, какие успехи были достигнуты организацией, приводит данные о ее социальном составе, а также конкретные мероприятия деятельности студентов.
В разделе «Томский университет в период наступления социализма по всему фронту (1929-1934)» значительное внимание уделяется тому, как процессы, происходившие в системе высшего образования страны в целом отразились на развитии и деятельности Томского университета.
Деятельность партийной организации ВУЗа рассматривается в разделе «Студенчество». П.А. Зайченко освещает основные приемы работы партийной ячейки, а также упоминает о ее роли в развитии комсомольской организации университета. В этом же разделе значительное внимание уделяется социальному составу всего студенчества университета в целом. На фоне борьбы с оппозицией на государственном уровне освещается как проводилась работа по искоренению враждебных элементов в университете, какие меры принимались для предотвращения их возникновения в будущем.
Стоит отметить также книгу «Томский университет. 1880-1980», выпущенную в 1980 г. коллективом профессоров под редакцией профессора М.Е. Плотниковой . История Томского университета в первое десятилетие становления Советской власти рассматривается в главе «Университет в 1920-1928 годах». В ней показано, как процессы, происходившие в стране, оказывали влияние на тенденции развития Томского университета и на определение основных направлений деятельности партии и профсоюзных организаций. Об организации и начале деятельности партийной ячейки рассказывается в рамках процесса пролетаризации университета и реформы его управления. Кроме того, в монографии содержится информация о профессорско-преподавательском составе в рассматриваемый период. Показывается динамика изменения его настроений от реакционных к положительным. Подчеркивается роль партийно-комсомольских организаций университета в подборе кандидатов в аспирантуру, развитии института «выдвиженцев» и научной жизни университета в целом
Ситуация на рубеже десятилетий рассматривается в главе шестой «Университет в годы первых пятилеток». В ней показано, как процессы, происходившие в стране в конце 20-х- начале 30-х гг. ХХ в. (начало форсированной индустриализации, борьба с оппозицией), оказывали влияние на тенденции развития Томского университета и на определение основных направлений деятельности партийной организации. В исследовании освещаются все важные изменения, происходившие в университете в рассматриваемый период: изменение структуры университета (преобразование отделений в факультеты), усиление внимания к институту аспирантуры, завершение процесса пролетаризации вуза. Значительное внимание уделяется изменениям в учебном процессе (переход к бригадно-лабораторному методу). Освещается роль партийного бюро университета во внедрении этого процесса. Подчеркивается роль партийно-комсомольских организаций университета в подборе кандидатов в аспирантуру, организации и проведении приемной кампании, составлении учебных программ а также развитии института «выдвиженцев» и научной жизни университета в целом.
Изменения, затронувшие Томский университет после окончания гражданской войны, особенности проведения приемных кампаний, а также организация учебного процесса в первое десятилетие Советской власти, описываются в монографии А.В. Литвинова «Образование и наука в Томском государственном университете в 20-30-е гг. ХХ в.» . Значительное внимание в исследовании уделяется дискуссии о методах обучения, возникавших на протяжении 1920-х гг. В исследовании подробно описываются попытки внедрения бригадно-лабораторного метода преподавания, его обсуждение на заседаниях партийной организации. Внимание также акцентируется на процессах, происходивших в высшей школе на рубеже десятилетий. Отдельный раздел монографии посвящен реорганизации университета, а также рассмотрению изменений в процессе преподавания, которые произошли в результате образования новых учебных учебных заведений.
Отношения преподавателей университета с действующей властью в период 1920-х гг. и их политические настроения также рассматриваются в кандидатской диссертации Александра Валерьевича «Профессорско-преподавательский корпус университета: 20-30-е годы XX века» наряду с изменениями в системе управления и образовательной деятельности ТГУ, связанными с приходом Советской власти .
Как неоднократно будет подчеркиваться в дальнейшем, большое значение в 1920-е гг. в связи с необходимостью формирования новой интеллигенции приобрели аспирантура и подготовка научно-педагогических кадров. Проблема подготовки кадров в Томском университете в указанный период освещается в работе Н.П. Цехового «Подготовка научных и научно-педагогических кадров в СССР (1920-е-1991 гг.): региональный опыт» .
Рассматривается процесс становления аспирантуры, отражаются изменения, которые претерпела высшая школа. Анализируются проблемы в деятельности аспирантуры в первое десятилетие Советской власти, оценивается эффективность новых методов работы аспирантуры. Подчеркивается роль партийной организации университета в функционировании института выдвиженчества и отборе лиц для обучения в аспирантуре.
В начале десятилетия важным событием для ускорения процесса пролетаризации ВУЗа стало открытие по всей стране Рабочих факультетов. Многие студенты-рабфаковцы вступали в комсомол, а в последствии становились членами ВКП(б). История томского рабфака, положение его студентов, а также роль партийной организации в становлении и развитии данного факультета описывается сборнике, посвященном пятилетию учреждения рабфаков в СССР «Четыре года томского рабфака» .
Большую ценность для формирования наиболее полного представления о деятельности ячейки Рабочего факультета в первые два года ее существования представляет третий раздел сборника, в который включены следующие очерки: «Первый этап работы», в котором рассказывается о выделении самостоятельной ячейки из общевузовской, а также дана краткая характеристика работы, проводимой по основным направлениям: организационному, культурно-просветительскому, агитационному, полит-
просветительскому. «Работа комячейки за 1923 г.» предоставляет сведения о результатах, достигнутых рабфаковскими партийцами в первый год деятельности. Отдельно освещена текущая (на 1924 г.) работа Исполбюро РКП (очерк «Партийная работа в Рабфаке»), особое внимание уделяется шефствованию, которым ячейка активно занимался в начале 1920х гг. для установления связи факультета с пролетарскими слоями населения.
Для освещения истории комсомола важно отметить очерк «Из истории РКСМ при Рабфаке». В нем описан процесс зарождения вузовской комсомольской организации, представлены первоначальные направления ее работы. Подчеркнута ее роль в общественной жизни Томского университета, а также популярность, которой ячейка стала пользоваться с самого начала своего существования.
Преобразования в высшей школе в 1920-х гг. в частности в Томском университете рассматриваются в работах М.Е. Золотарева, В.Л. Соскина, Н.В. Коноваловой. Партийно-государственная политика в отношении университетов Сибири и их профессуры, ее влияние на учебный процесс и студенчество стали предметом исследований Л.Ф. Ментовой, Р.В. Рывкиной, Н.Е. Таскаева, В.А. Миндолина
Проследить как постановления коммунистической партии напрямую влияли на жизнь университета можно обратившись к сборнику документов «Власть и интеллигенция Сибирской провинции (1919-1925 гг.)», выпущенный в 1996 г. под редакцией В.Л. Соскина . Сборник дает представление об обстановке в университете в первые годы после восстановления Советской власти в Сибири, а также отражает первый этап пролетаризации вузов в отдельных законодательных и делопроизводственных актах.
Необходимо отдельно выделить В.Л. Соскина, который занимался преимущественно вопросами культурного строительства в Сибири в 1920-х гг. В ряде его исследований содержатся ценные сведения о социальном составе сибирского студенчества, выделяемых стипендиях и проч. В монографии «Сибирь, революция, наука» (Новосибирск, 1989) рассматриваются различные стороны общественно-политической жизни профессорско- преподавательского состава сибирских вузов и Томского университета в частности.
Из современных исследователей, занимающихся развитием высшей школы в Сибири в первое десятилетие Советской власти необходимо выделить работы Жилякова Д.В. и в частности его кандидатскую диссертацию «Состав и социальное положение студенчества Сибири: 1921-1928 гг.». В исследовании уделяется внимание студенчеству Томского университета, выделяются отличия от положения других сибирских вузов. Деятельность партийной организации рассматривается в контексте общеуниверситетской жизни, анализируется ее политика в отношении студентов (помощь в решении материально¬бытовых вопросов, организация досуга, влияние на работу приемной кампании) .
Существует ряд статей, освещающих материальное положение сибирского студенчества в 1920-х гг. . В подобных исследованиях рассматриваются трудности, с которыми столкнулось студенчество в частности Томского университета в первые годы существования новой власти. Особое внимание уделяется стипендиальному обеспечению и жилищной проблеме. Упоминаются вопросы здравоохранения, организации досуга, обеспечения полноценного питания. В исследованиях говорится о важной роли общественных организаций (в том числе и партийной) в решении данных задач, однако это делается поверхностно, конкретных проводимых мероприятий не приводится
Становление органов студенческого самоуправления в 1920-е гг. на примере Томского университета рассматривается в статье Фоминых С.Ф. и Шандалы Д.Е. В частности прослеживается влияние партийной организации вуза на работу общественных организаций. Особое внимание уделяется функционированию профсоюзной организации, ее роли в решении вопросов, связанных со студенчеством, курировании института выдвиженцев. Подчеркивается, что через комфракции и профсекции комячейка университета могла непосредственно влиять на работу профсоюзов, а также на беспартийной студенчество .
В заключении историографического обзора необходимо отметить, что несмотря на обилие исследований, посвященных изучению истории высшего образования в Сибири в период Советской власти, работ, посвященных непосредственно деятельности партийной организации Томского университета и ее влияния на жизнь вуза нет. Целый ряд аспектов остается до конца неизученным, а некоторые сюжеты требуют отдельного рассмотрения и более тщательного изучения.
Объектом исследования является история Томского государственного университета в первой половине XX века
Предметом исследования является партийная организация ТГУ в 1920-х гг.
Целью работы является определение особенностей становления и развития партийной организации Томского государственного университета в 1920-е гг., выявление основных механизмов ее работы и определение ее роли в жизни вуза.
Задачи работы следующие:
1) Рассмотреть процесс становления и начала деятельности партийной ячейки Томского университета в контексте общеуниверситетской жизни;
2) Выявить основные направления деятельности партийной организации в 1920-е гг.;
3) Определить задачи, стоявшие перед высшей школой в целом в рассматриваемый период;
4) Выявить сильные и слабые стороны деятельности парторганизации, проблемы, с которыми она столкнулась в рассматриваемый период;
5) Определить каким образом на жизни университета и деятельности его партийной организации отразились процессы, происходившие в стране в 1920-е гг. (окончание гражданской войны, становление новой власти, внутрипартийная борьба, начало индустриализации и коллективизации)
Хронологические рамки работы являются ключевыми как для истории Томского государственного университета, так и для истории страны в целом. Нижней хронологической границей является 1919 г., когда в Сибири окончательно закрепилась власть большевиков, был образован Сибирский революционный комитет (Сибревком). В истории региона (и его университета соответственно) начался новый этап. Почти сразу же была организована общевузовская партийная ячейка, из которой вскоре выделились три самостоятельные организации: ячейка рабфака, Технологического института и, наконец, ячейка Томского университета.
Верхней границей исследования является 1930 г., когда начавшаяся в стране
индустриализация обострила проблему подготовки высококвалифицированных кадров и повлекла изменения требований к высшей школе. В этих обстоятельствах была проведена реорганизация Томского университета: в конце 1930 г. санитарно-профилактический и лечебно-профилактический факультеты университета были выделены в самостоятельный вуз - Томский медицинский институт (ТМИ). В результате слияний отделений были образованы Сибирский химико-технологический институт (СХТИ) и Сибирский геолого-разведочный институт (СибГРИ). Кроме того, осенью 1930 г. в составе ТГУ был открыт педагогический факультет с целью подготовки преподавателей для школ II ступени Сибирского края, 11
который в ближайшее время должен был быть выделен в самостоятельный вуз. Все это не могло не отразиться на деятельности университета и не повлиять на его партийную организацию, которая в результате реорганизации претерпела определенные структурные и численные изменения.
Методология При написании работы использовались следующие общенаучные методы:
1. Структурно-диахронный анализ. Рассматривается ряд индивидуальных событий - становление партийной организации Томского университета, развитие сети ячеек внутри университета и ее влияние на жизнь вуза.
Учреждение партийной организации в ТГУ является частью сложившейся исторической ситуации, когда после утверждения власти большевиков в Сибири в конце 1920 г. коммунистические ячейки стали создаваться во всех учреждениях и организациях городов. Деятельность парторганизации рассматривается в контексте становления и укрепления Советского государства в период 1920-х гг. В этот период в истории страны произошли такие исторические ситуации как окончание гражданской войны, борьба с оппозицией в ВКП(б) во второй половине 1920-х гг. (борьба с ленинградской оппозицией, дискуссия о темпах индустриализации, разгром объединенной оппозиции, борьба с правым уклоном, июльский пленум 1928 г.), индустриализация на рубеже десятилетий (XVI
конференция ВКП(б), принятие и проведение первого пятилетнего плана 1928-1932 гг.), культурная революция (ликвидация неграмотности, организация рабочих факультетов, учреждение Института Красной профессуры), политические репрессии (Шахтинское дело, дело Промпартии, дело Трудовой крестьянской партии).
Наибольшее значение в контексте данной работы имеют события, проходившие в эпоху борьбы с внутрипартийной оппозицией и индустриализации, так как в ходе этих исторических ситуацией властью принимались нормативные документы, определяющие векторы развития вузов и основные направления деятельности партийных организаций в университетах. Важную роль также играет такой исторический процесс как культурная революция, протекавший через всю эпоху.
2. Системный анализ: рассматривается система партийной организации Томского университета на этапе ее становления и развития (1920-1930-е гг.) с учетом особенностей политики, проводимой Советской властью в указанный период в отношении высшей школы.
Рассматриваемая система включает следующие подсистемы: общевузовское бюро парторганизации, факультетские ячейки, комсомольская ячейка, ячейка рабочих и служащих. Следует отметить, что факультетские ячейки, комсомольская ячейка и ячейка рабочих и служащих между собой находились в отношениях координации (непосредственно они были 12
независимыми друг от друга и выполняли схожие функции). Общевузовское бюро выступало главным субординационным компонентом - партийные ячейки факультетов при работе были обязаны принимать во внимание его постановления и решения.
Общевузовское бюро ячейки являлось высшим органом первичной партийной организации. На собраниях бюро решались все насущные вопросы, связанные с жизнью университета, выбирался состав бюро и распределялись полномочия между его членами, заслушивались доклады. Решения принимались голосованием. Присутствие на подобных собраниях были обязательны для всех членов бюро.
Факультетские ячейки появились в 1927 г. (до этого на факультетах были коллективы, которыми руководило объединенное бюро). Причиной их организации стала постоянно растущая необходимость учитывать специфику факультетов и их особенности по академической линии. На собраниях факультетских ячеек решались вопросы, связанные с жизнью непосредственно отдельного взятого факультета. Существовали ячейки медицинского, физического, биологического факультетов. Также была утверждена ячейка Рабфака.
Членами ячейки рабочих и служащих был рабочий персонал университета. На собраниях чаще всего обсуждались вопросы, связанные с отпусками, заработной платой и проч.
Комсомольская ячейка была организована в 1923 г. наряду с выделением партийной организации ТГУ из общевузовской ячейки. С первых дней она была взята под руководство партийной ячейки, которая давала ей основные указания в проведении политико-воспитательной работы среди студенчества, значительное внимание уделяла идейному росту и воспитанию комсомольцев. Среди комсомольцев, в свою очередь, наблюдался интерес к открытым партийным собраниям ячейки.
За внешнюю среду системы принимается советское общество и власть, которые так или иначе задавали основной вектор развития университета в целом и влияли на направления деятельности партийной организации. Так, в период 1923-1925 гг. власть ставила задачу формирования новой советской интеллигенции преимущественно из рабочих и крестьян. Это оказало влияние на работу партийной организации в области приемной кампании - при наборе студентов комячейка добивалась приема выходцев преимущественно из трудящихся классов. На рубеже 1930-х гг. в связи с начавшейся индустриализацией университеты стали рассматриваться как научно-исследовательские заведения, основной задачей которых была подготовка лояльных к режиму Сталина высококвалифицированных кадров для нужд промышленности. Это отразилось на деятельности парторганизации - на собраниях все чаще стали подниматься вопросы о вовлеченности университета в соцсоревнование и
политического воспитания. Все чаще стали проводиться чистки для предупреждения усиления враждебных элементов.
Таким образом, деятельность отдельных факультетских ячеек рассматривается как взаимодействие элементов подсистемы. Приведены конкретные примеры взаимодействия партийной организации ТГУ как системы с внешней средой - советским обществом и властью, задававшими основные векторы развития организации в рассматриваемый период. Прослеживается эволюция системы от момента образования общевузовской ячейки в конце 1919 г. до 1930 г.
3. Причинно-следственный анализ: позволяет более точно установить влияние внешних и внутренних событий на развитие университетской партийной организации, а точнее на такие аспекты как изменение ее численности, качество прорабатываемых вопросов, проблемы, выносившиеся на обсуждение на собраниях.
В работе рассматривается как отражалась политика вышестоящих органов власти на деятельности партийной организации и университета в целом. Определяется совокупность условий, которые обеспечили развитие комячейки ТГУ на протяжении 1920-х гг. В частности большую роль сыграло то, что в 1923 г. партячейки были объявлены главным орудием пролетаризации ВУЗа. Это заявление стало следствием внимания к партийным организациям университета со стороны верховной власти, обеспечило интерес к ним, а также вкладывание средств и сил в их развитие.
На рост численности комячейки ТГУ напрямую повлияли рост численности студентов после гражданской войны, а также увеличение доли численности выходцев из рабочих и крестьян в составе студенчества после открытия Рабочего факультета. Это привело к тому, что в университете появилось больше студентов, сочувствующих Советской власти и имеющих больше стимула для выступления в ряды ВКП(б).
Таким образом, можно сделать вывод, что развитию партийной организации Томского университета в 1920-е гг. способствовала поддержка «сверху» - власть была заинтересована в росте партийной прослойки в ВУЗах и эффективной проработки вопросов, необходимых для решения насущных проблем в жизни университета и общества в целом.
4. Метод абстрагирования и разворачивания фрагмента: рассматривается влияние деятельности партийной организации на различные аспекты жизни Томского университета, его социальный состав и направления деятельности.
В каждом разделе работы подробно рассматривается деятельность коммунистической ячейки по основным направлениям: работа со студенчеством, решение бытовых вопросов и организации досуга; решение вопросов, связанных с выдвиженцами и аспирантами; регулирование отношений с профессорско-преподавательским составом; деятельность 14
добровольных обществ и кружков, функционирующих в вузе; работа с беспартийным студенчеством; проработка ключевых решений съездов и пленумов ВКП(б); организация и проведение приемной кампании. Каждый вектор работы рассматривается как отдельный фактор, влияющий на жизнь университета и определяющий его дальнейшее развитие.
Источниковедческая база выпускной работы сформировалась в процессе изучения как опубликованных, так и неопубликованных источников и материалов. Для понимания полной картины эпохи важную роль играют законодательные документы: резолюции съездов и пленумов ВКП(б), доклады генерального секретаря партии И.В. Сталина. В них освещалась обстановка в стране, рассматривались процессы, происходившие в советском обществе, а также фиксировался «фронт работ»: в какой сфере необходимо усилить идеологическую работу, какие установки необходимо принять гражданам СССР .
Кроме того, ценным источником являются директивы ВКП(б) по вопросам просвещения, изданные в 1931 г. одним сборником. В них определялось как должна происходить работа парторганизаций ВУЗов при реализации тех или иных решений; какую роль партийные ячейки должны играть в жизни университета. Кроме того, регулировались их отношения с администрацией вуза, а также определялась структура партийной организации университета в зависимости от численности студентов-коммунистов, комсомольцев и студенчества в целом .
Важное значение для работы представляют материалы ректорских совещаний, которые проводились ежегодно в Москве и собирали руководителей ВУЗов. На этих совещаниях происходило обсуждение наиболее насущных проблем, которые на тот момент остро стояли перед всеми вузами страны. После заслушивания докладов принимались решения, которые фиксировались в резолюциях. В дальнейшем эти документы публиковались в государственном издательстве Наркомпроса РСФСР. Решения совещаний прорабатывались на местах (как правило, на заседаниях общевузовских бюро, где уже шло обсуждения как применить решение относительно конкретного вуза) .
Основу ВКР составили неопубликованные архивные материалы фондов Центра документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО): Фонд 115 (Партийная организация Томского государственного университета).
Важнейшим источником, позволяющим сделать выводы о влиянии партийной ячейки на жизнь университета, являются делопроизводственные материалы, прежде всего протоколы заседаний партийных фракций и общевузовского бюро. В них фиксировались вопросы, стоявшие на повестке дня, ход их обсуждения, количество присутствующих человек, а также принятые решения. Протоколами, как правило, занимался специально назначенный человек - секретарь, но фактически вести их мог любой участник заседания.
Необходимо учитывать, что информация в них не всегда представлена полностью. Определенные моменты могли быть упущены в силу человеческого фактора - достаточно долгое время записи собраний велись от руки, а уже потом перепечатывались (зачастую с некоторыми изменениями и дополнениями). Секретарь мог обращать особое внимание на те моменты, которые представлялись важными для него. Например, в одних делопроизводственных документах расписывается количество присутствующих на собрании: сколько человек было членами партии, сколько являлось кандидатами или беспартийными, на каких факультетах обучались присутствующие и пр. В протоколах же, которые записывались другим секретарем, информация о количестве присутствующих ограничивается лишь перечислением членов бюро. Кроме того, иногда в протоколах фиксировался не весь ход заседания - опускались прения участников, не предоставлялся дословно представляемый доклад. По некоторым вопросам обсуждение не записывалось вовсе и секретарь ограничивался формулировкой вопроса и постановлением по его решению. Соответственно, это не всегда предоставляет возможность получить исчерпывающую информацию об обозначенной проблеме.
Важным источником по данному периоду также является периодическая печать, которая отражала основные настроения общества того времени. Главной газетой в рассматриваемый период было «Красное знамя» (до 1922 г. «Знамя революции»), в которой часто встречались заметки о партийной организации ТГУ, освещавшие наиболее значимые события в ее жизни. На рубеже десятилетий неоднократно публиковался ряд статей, обнажавший проблемы вузовской ячейки, а также промахи в работе, допускаемые ее членами. Кроме того, часто в «Красном знамени» публиковались резолюции по докладам важных партийных деятелей - А.Я. Вышинского, Л.М. Кагановича, которые отражались на деятельности Томского университета и его партийной организации.
Для определения роли комсомольской организации в жизни университета и установления ее связи с партийной организацией большую роль сыграла газета «За советскую науку», в которой на протяжении 1973-1974 гг. в рубрике «Странички истории» публиковался ряд заметок, посвященной истории ячейки ВЛКСМ. В этих публикациях прослеживаются этапы организации комсомола, подчеркивается роль его членов в общественной работе, проводимой в университете в 1920-х гг. Важным моментом является то, что развитие комсомольской организации освещается в контексте общеуниверситетской жизни и событий, происходящих в стране в рассматриваемый период. Это позволяет наиболее полно представить обстановку, в которой работала и партийная организация, которая выступала своеобразной наставницей комсомола, курируя его работу и помогая с организацией отдельных видов деятельности.
Возможность взглянуть на жизнь вуза глазами студенчества того времени предоставляет сборник «Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917- 1941)» . Воспоминания о Томском университете в первой половине 1920-х гг., оставленные А.М. Шварц - студенткой медицинского факультета, первым секретарем комсомольской организации, а с 1957 г. доцентом Томского медицинского института представлены в очерке «Красное студенчество и профессура». А.М. достаточно подробно осветила процессы, происходившие в университете на момент ее учебы на медфаке, отношения студентов- коммунистов со старой профессурой, обсуждение новых методов преподавания, а также описала реформу ВУЗов, проводившуюся в начале 1920-х гг. Своими воспоминаниями поделилась и жена президента АМН СССР В.Д. Тимакова М.И. Тимакова. В сборнике представлена информация об обстановке в Томском университете того времени, а также о попытках внедрения бригадно-лабораторного метода.
Отдельные сведения о деятельности комячейки на ранних этапах ее существования и обстановке в университете после окончания гражданской войны можно почерпнуть в мемуарах Гильма Хайревича Камая - советского ученого, ректора Казанского университета в 1935-1937 гг., а в 1922-1929 гг. студента Томского государственного университета. В книге «Мечте навстречу» Г. Камай упоминает об общевузовской ячейки в начале 1920-х гг. и в частности о работе, проводимой со студенчеством и борьбе за искоренение из университета враждебных элементов и недисциплинированных студентов.
Структура работы определяется внутренней логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы из 47 пунктов.
После восстановления Советской власти в Сибири Томский университет как старейший сибирский вуз оказался в центре начавшихся преобразований в системе высшей школы и всего общества в целом. Обстановка в университете в начале 1920-х гг. была не самая благополучная - среди студенчества встречались враждебные и классово чуждые элементы, профессура же вуза была одной из самых реакционных в Сибири. Развитие университета было необходимо как можно скорее перестроить согласно генеральной линии партии. Именно эту непростую работу и стала осуществлять общевузовская коммунистическая ячейка, созданная в конце 1919 г.
Первостепенной задачей, вставшей перед новой организацией, стала пролетаризация вуза. Ключевую роль в этом сыграло открытие в 1920 г. рабочего факультета. Его появление положительно отразилось на росте численности комячейки и окончательном оформлении ее как самостоятельной организации, а также изменении социального состава студенчества - в университет активно стали идти выходцы из крестьянских и рабочих слоев населения.
В целях оздоровления обстановки в университете и в рамках борьбы с враждебными элементами, ячейка с самого начала стала уделять важное значение вопросам, связанным со студенчеством. Партийцы боролись за укрепление дисциплины, улучшение материально-бытовых условий жизни студенчества. Ячейка принимала участие в чистке студентов, проведенной в 1924 г.
Особое внимание уделялось отношениям с профессорско-преподавательским составом. Нежелание интеллигенции идти на контакт с коммунистической властью стало причиной возникновения многочисленных конфликтов. Поскольку удалить «колеблющихся» из университета было невозможно, парторганизация начала заниматься перевоспитанием ученых и поиском путей сотрудничества. Без сотрудничества с интеллигенцией было невозможно решение еще одной задачи, которая остро стояла на протяжении всего десятилетия, а к началу 1930-х гг. стала играть первостепенную роль - подготовки новых высококвалифицированных специалистов.
Партийные организации вузов с момента учреждения стали главным инструментом власти на местах. Одной из их задач было ведение пропаганды среди беспартийной массы для расширения влияния.
Таким образом, в первые годы деятельности были обозначены основные векторы работы - объединение студенчества и оздоровление социального состава, установление контакта с профессорско-преподавательским составом, улучшение материально-бытовых условий студенчества, осуществление пролетаризации вуза. Важно отметить, что на начальном этапе существования партийная организация не могла развернуть деятельность в полной мере, в силу таких факторов как враждебное отношение большей части профессуры, малочисленность кадров, тяжелое положение студентов и самих партийцев, а также наличие в вузе большого числа враждебно настроенных элементов.
В 1924-1928 гг. партийная организация продолжала свой рост и расширение своего влияния. Обстановка в стране в это время стабилизировалась, власть укрепилась. Был взят курс на усиленное развитие промышленности. ТГУ как крупнейший вуз Сибири не мог остаться в стороне от происходящих процессов. В университете начали появляться ударники, обсуждаться т.н. «Урало-Кузнецкая проблема», разворачиваться социалистическое соревнование.
В этот период актуальной продолжала оставаться проблема повышения уровня политграмотности студентов. Для этого в университете функционировали различные политкружки и добровольные общества. Работа в них была обязательной для всех членов и кандидатов партии и комсомола. Они же были эффективным средством по вовлечению в работу беспартийного студенчества. Повышению уровня политической осознанности студенчества способствовали и новые предметы, появившиеся в учебных планах в 1925-1926 гг. Партийная организация университета вместе с горкомом партии тщательно следили за качеством преподавания данных дисциплин и усвоением слушателями материала.
В отношениях профессуры стало намечаться потепление, хотя в целом враждебное отношение к новой власти сохранялось. Перед партийной организацией в этот период стояли цели дальнейшего преодоления неприятия студентами профессуры, чистка профессорско-преподавательского состава от «враждебно-настроенных» элементов и привлечение к работе специалистов разделяющих идеи Советской власти. Вовлечением профессуры в общественную жизнь занималась секция научных работников (СНР), организованный в 1926 г. Дом ученых. Важным свидетельством поворота вузовской профессуры в сторону советской власти стало создание в 1928 г. ВАРНИТСО, члены которой, как правило, были лояльны к политике ВКП(б).
По мере того как степень лояльности профессуры к действующей власти росла, парторганизация получила возможность освободить студентов-коммунистов от работы в правлении и деканатах университета, заменив их коммунистами из научных работников, что положительно отразилось на академической успеваемости студентов-партийцев. В то же время через коммунистов-научных работников парторганизация лучше стала разбираться в вопросах, связанных с реформой вузов, более дифференцированно подходить к научным работникам кафедр.
На протяжении всего десятилетия важной задачей, стоявшей перед комячейкой,
являлось привлечение в университет абитуриентов: чем больше поступающих было из пролетарских слоев общества, тем больше вероятности было, что они подадут заявление на вступление в партию и сохранят существующее положение дел в университете. Именно поэтому на протяжении 1920-х гг. партийная организация на собраниях подробно разбирала ход приемной кампании, участвовать в работе которой она получила возможность сразу же после оформления как самостоятельная единица. Рост количества студентов из пролетарских слоев общества отразился на росте авторитета организации в целом.
Большой вклад в решение проблемы пролетаризации сыграло начало плановой подготовки аспирантов с 1925 г. и утверждение в 1926 г. института выдвиженцев. Аспирантура и выдвиженчество стали рассматриваться как источник формирования новой научной интеллигенции, лояльной к советской власти. Парторганизация принимала участие в отборе кандидатов, отвечала за идеологическое воспитание новых кадров.
Наиболее остро с середины 1920-х гг. стоял вопрос о методах обучения, что было связано с изменением студенческого контингента. Коммунистическая ячейка и комсомол требовали активизации методов обучения (т.е. усиления и улучшения самостоятельной работы студенчества). Лекция стала считаться пережитком прошлого, который нужно было ликвидировать. На вооружение был принят бригадно-лабораторный метод, который однако достаточно быстро обнаружил свою несостоятельность.
Несмотря на большие успехи в работе вузовской парторганизации существовал ряд пробелов В период 1924-1928 гг. можно выделить следующие недостатки в работе партийной организации университета: несвоевременное предоставление отчетов, неполное изжитие безработицы в профкомах, слабое развертывание кампаний по выписки газет. Имелся ряд недостатков в работе ленкабинета, учрежденного в 1925 г. Острой проблемой была академическая неуспеваемость партийцев и комсомольцев из-за загруженности общественной работой, что создавало определенный риск их отчисления из университета.
К 1927 г. численность партийцев перевалила за 100 человек. Складывалась обстановка, в которой бюро и существовавшие факультетские партгруппы уже не могли охватить и проработать должным образом все важные вопросы. Для повышения качества работы в 1927/1928 учебном году были созданы факультетские организации, что значительно облегчило проведение политико-воспитательной работы среди студенчества и преподавателей.
На рубеже десятилетий в университете были проведены серьезные структурные изменения. Новым ректором Д.В. Горфиным была проведена реорганизация университета в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшей школе того времени. В 1930/1931 учебном году были выделены Томский медицинский институт, Сибирский химико- 76
технологический и Сибирский геолого-разведочный институты. Тогда же был открыт педагогический факультет, вскоре ставший самостоятельным вузом.
В целом к концу десятилетия вузовская партийная организация достигла успеха во многих важных сферах: была успешно проведена реорганизация университета, завершен процесс пролетаризации, был установлен контакт с профессурой, велась активная работа как с партийным, так и беспартийным студенчеством. Однако в работе университетской комячейки существовал ряд недочетов, обострившихся на рубеже десятилетий.
Такими проблемами были общая пассивность членов парторганизации и недостаточная проработка планов работы. Участие масс в партийной работе наблюдалось только на отчетных собраниях. В остальное же время полноценная работа проводилась лишь небольшой группой лиц членов бюро партячейки, которые были в курсе положения дел. Кроме того, наблюдалось замалчивание самокритики, а также существование различных студенческих группировок. Пробелы в работе выявлялись и освещались в материалах периодической печати, обсуждались на общих собраниях.
Наконец, параллельно с партийной происходило становление и развитие комсомольской организации. С самого момента образования вузовские ячейки начали работать сообща. Координация проявлялась во взаимном представительстве, совместном решении актуальных задач. Ячейка ВЛКСМ так же как и партийная организация занималась организационной работой, решала вопросы по улучшению быта комсомольцев. Проводилась политико-просветительская работа: создавались кружки, обсуждались доклады. Важным направлением деятельности комсомола в середине десятилетия было шефство над пионерами. Комсомольцы вносили свой вклад и в научно-исследовательскую работу. С начала 1930-х гг. начинает расти численность комсомольцев в аспирантуре, организовываются группы для работы в научных лабораториях.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что партийная организация играла значимую роль в жизни Томского университета. Создаваясь как инструмент для пропаганды и укрепления положения коммунистической партии, к концу десятилетия она стала своеобразным проводником ее идей в стенах старейшего вуза Сибири. Парторганизация задавала вектор развития университета в соответствии со спускаемыми задачами, вела успешную пропагандистскую деятельность и принимала участие во всех вопросах, касающихся жизни вуза. Несмотря на ряд имеющихся недостатков и пробелов, коммунистическая и комсомольская ячейки успешно преодолевали существующие трудности в работе, позволяя Томскому университету сохранять положение ведущего вуза Сибири на протяжении 1920-х гг.
1. ЦДНИ ТО (Центр документации новейшей истории) Томской области. - Ф. 115 (Комитет КПСС (партком) Томского государственного университета им. В.В. Куйбышева (ТГУ)). - Оп. 2. - Д. 3, 4, 6, 7, 11, 21.
2. ЦДНИ ТО. - Ф. 115 (Центр документации новейшей истории) Томской области. (Комитет КПСС (партком) Томского государственного университета им. В.В. Куйбышева (ТГУ). - Оп. 3. - Д. 2, 3.
3. ЦДНИ ТО. - Ф. 4204. (Документы о борьбе за установление Советской власти и социалистическом строительстве) - Оп. 4. - Д. 598.
4. Собрание студентов-коммунистов // Знамя революции. Орган Томского революционного комитета. 1920. - 14 февраля (№ 22).
5. Студенческая жизнь // Знамя революции. Орган Томского губисполкома и
Томского губкома РКП (большевиков). 1920. - 7 декабря (№267).
6. Среди научных работников г. Томска // Красное знамя. Орган Томского
губкома РКП и губисполкома. 1924. - 27 января (№23).
7. В стенах университета // Красное знамя. Орган Томского губкома РКП и
губисполкома. 1924. - 1 марта (№52).
8. За факультетские коллективы//Красное знамя. Орган Томского Окружкома ВКП(б), Окрисполкома и Окрпрофбюро. 1927. - 4 февраля (№28).
9. Организация факультетских ячеек оправдала себя//Красное знамя. Орган Томского Окружкома ВКП(б), Окрисполкома и Окрпрофбюро. 1927. - 1 апреля (№74).
10. Шепот вместо самокритики в ячейке Томского университета//Красное знамя. Орган Томского Окружкома ВКП(б), Окрисполкома и Окрпрофбюро. 1929. - 27 сентября (№221).
11. Бюро ячейки ТГУ не возглавляет самокритики//Красное знамя. Орган Томского Окружкома ВКП(б), Окрисполкома и Окрпрофбюро. 1929. - 10 октября (№232).
12. Об исполнении решений июльского пленума и подготовке технических кадров//Красное знамя. Орган Томского Окружкома ВКП(б), Окрисполкома и Окрпрофбюро. 1929. - 21 ноября (№265).
13. 13 научных работников Томска подали заявление в партию//Красное знамя. Орган Томского Окружкома ВКП(б), Окрисполкома и Окрпрофбюро. 1930. - 9 мая (№56).
14. На боевом посту (из прошлого парторганизации ТГУ) //Красное знамя. Ежедневная газета Томского горкома ВКП(б), горсовета и горпрофсовета. 1934. - 25 мая (№112).
15. Материалы ректорского совещания (доклады А.С. Бубнова и А.Я. Вышинского и резолюции) январь 1930 / Наркомпрос РСФСР - Государственное издательство: 1930 - 87 с... 25