Введение
1. Исследования ценностей и высшего образования в гуманитарных науках .
1.1 Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» 10
1.1.1 Понятие «ценность» в философии 10
1.1.2 Понятие «ценность» в социологии 12
1.1.3 Понятие «ценность» в психологии 14
1.1.4 Понятие «ценность» в культурологии 16
1.1.5 Понятие «ценностные ориентации» 18
1.2 Методология изучения ценностей и ценностных ориентаций 21
1.2.1 Методология исследования ценностей в социологии 21
1.2.2 Методология исследования ценностей в психологии 28
1.2.3 Методология исследования ценностей в культурологии 32
1.3 Высшее образование как объект изучения в гуманитарных науках 35
1.3.1 Исследования причин получения высшего образования 35
1.3.2 Процесс получения высшего образования как объект изучения в
гуманитарных науках 37
1.3.3 Исследования влияния наличия высшего образования на трудовую
деятельность 40
1.3.4 Исследования высшего образования как ценности 43
1.3.5 Исследования высшего образования как ценностноформирующего
института 45
2. Исследование влияния получения высшего образования на ценностные
ориентации студентов 50
2.1 Метод исследования 50
2.1.1 Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича 50
2.1.2 Пробная фокус-группа «Ценностные ориентации студентов» 52
2.1.3 Результаты фокус-группы «Ценностные ориентации студентов» ... 54
2.1.4 Обоснование выбора метода для исследования влияния высшего
образования на ценностные ориентации студентов 56
2.2 Результаты исследования 57
Заключение 64
Список литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
На сегодняшний день получение высшего образования играет важную роль в процессе интеграции личности в обществе. Деятельность студентов является своеобразным набором мотиваций, целей и задач, которые могут пригодиться в дальнейшей профессиональной жизни. Молодые люди являются важной социально-демографической группой, образующей основу будущего. Именно поэтому, от того, изменяются ли ценностные ориентации в процессе обучения, и если да - то в какую сторону, зависит дальнейшее развитие общества в культурном и материальном планах.
Актуальность темы исследования также обусловлена его новизной, которая заключается в использовании метода ранжирования ценностей, участниками выступили студенты первых и четвертых курсов бакалавриата Сибирского федерального университета 2016-2017 года.
Степень изученности
Для того чтобы обозначить круг исследования, был произведен поиск теоретических и прикладных работ по ключевым словам - «ценности», «ценностные ориентации» и «высшее образование».
Для изучения понятия «ценность» в философии были использованы материалы таких авторов, как Э. Бетти, И. Кант, Г. Риккерт, В. Виндельбан, И. В. Подкатнова, Е. М. Удовиченко, М. Шеллер, а также Л. Н. Столович, А. В. Барашева и А. А. Алхасов.
В социологии понятие «ценность» изучают такие ученые, как О. Конт, М. Штомпка, С. О. Елишев, И. В. Легостаева, И. М. Попова, А. М. Коршунов, О. Г. Дробницкий.
Такие ученые, как Д. А. Леонтьев, В. Франкл, Г. М. Андреева, С. Л. Рубинштейн, С. В. Забегалина, М. Н. Киреев, А. Ю. Галиченко, Е. Н. Коренева, М. В. Гузева, Н. В. Нозикова занимались изучением понятия «ценность» в психологии.
В культурологии проблемой изучения ценностей занимаются такие исследователи, как Г. В. Драч, И. К. Москвина и Н. И. Голигузова.
Понятие «ценностные ориентации» в различных сферах науки изучали О. Ю. Колодяжная, В. А. Ядов, Л. С. Николаев, О. В. Загорская, Г. Р. Арушанян, М. С. Кагана, Ю. Н. Солонина, М. И. Бобнева, О. И. Зотова, Ю. М. Жуков, В. Г. Алексеева, Ю. А. Зубок, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков и В. И. Чупров.
Вопросами методологии изучения ценностей и ценностных ориентаций, в различных сферах науки, занимались следующие ученые: М. Рокич, Т. Т. Капезина, И. В. Шиндряева, Т. Парсонс, И. Г. Биченко, Р. Мертон, Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, А. И. Ковалева, В. Е. Семенов, Д. Ю. Вагин, К. Мангейм, Н. Е. Жданова, К. О. Конюхова, А. О. Шашкина, А. И. Назаров, Р. В. Соколов, Н. Н. Глухова.
Исследованием причин получения высшего образования занимались такие ученые, как Е. М. Гилева, М. В. Соколова, К. Ю. Терентьев, Л. В. Килимова, С. В. Чефранова и Е. М. Захарова.
Процесс получения высшего образования изучали следующие исследователи: Д. А. Калугина, М. С. Короткова, А. Н. Пинчук, М. Л. Яковенко, В. Н. Яшина, А. Г. Левина и В. Н Мунгалов.
Влиянием получения высшего образования на последующую профессиональную деятельность интересовались такие ученые, как А. А. Кожурова, Б. М. Куршиева, Э. М. Пицхелаури, Л. Е. Петрова, В. С. Харченко, С. А. Малютина, О. Н. Пензина, Л. В. Капустина, Е. В. Попова.
Высшее образование как ценность изучали Л. С. Ёлгина, М. А. Курилкина, О. Л. Мовсесян, Г. Н. Бойченко, Л. И. Кундозерова, Н. П. Клушина, Г. А. Супруненко, а также А. М. Алагова, М. А. Корытина, Ж. И. Урусова и А. 3. Цховребова.
Как ценностноформирующий институт высшее образование рассматривали: В. И. Зеленов, Э. Р. Васильева, А. А. Ракитина, М. В. Перфильева, Л. Д. Александрова, Л. С. Кошкарова, Л. П. Ярулина, О. М. Горева, Т. М. Кононова и С. С. Ситева.
Проблема
Проблематикой данной работы является отсутствие исследований изменчивости ценностных ориентаций в ходе получения высшего образования у студентов Сибирского федерального университета (Красноярск).
Объект исследования
Объектом исследования являются ценностные ориентации молодежи.
Предмет исследования
Предметом исследования выступает влияние получения высшего образование на ценностные ориентации студентов.
Цель исследования
Изучение изменения ценностных ориентаций студентов первых и четвертых курсов бакалавриата Сибирского федерального университета под влиянием получения высшего образования.
Задачи
1. Рассмотрение теоретического материала, касающегося таких понятий, как «ценность» и «ценностные ориентации».
2. Изучение различных методологических подходов в исследовании ценностей.
3. Анализ исследований, посвященных изучению феномена высшего образования.
4. Проведение пробной фокус-группы «Ценностные ориентации студентов».
5. Проведение прикладного исследования ценностных ориентаций студентов на основе применения метода ранжирования.
Методология
Для изучения теоретического материала были использованы такие методы, как анализ, синтез информации, интерпретация. Для дальнейшего прикладного исследования были использованы методы фокус-группы и ранжирования ценностей.
Предполагаемый результат
Предполагаемым результатом данной работы является успешное выполнение цели исследования, а также выполнение поставленных исследовательских задач.
Структура бакалаврской работы
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка литературы (81 источник) и приложения.
Основной целью данного исследования было изучить влияние высшего образования на ценностные ориентации студентов на примере студентов Сибирского федерального университета (Красноярск).
В первой главе были раскрыты терминологические понятия «ценности» и «ценностных ориентаций». Также был изучен теоретический материал по исследованиям ценностей и высшего образования. Ценности человека являются одними из основ его личности, поэтому можно с уверенностью говорить об их значимости для культурологии как науки, изучающей человека. Утрата ценностных ориентиров несет отрицательные последствия для человека. Эта проблема актуальна по той причине, что общество сейчас живет в ускоренном темпе, особенно это касается студентов, которые должны соответствовать современным требованиям высшего образования.
Высшее образование является важнейшей частью жизни молодых людей, воспитывающей в них чувство ответственности и самостоятельности. Как получение высшего образования, так и нахождение студента в университетской среде является неотъемлемой частью становления личности.
Вторая глава данной работы посвящена методике исследования и самому исследованию. Перед проведением собственного исследования была проведена фокус-группа, по итогу которой была подтверждена гипотеза о том, является ли список ценностей М. Рокича релевантным по отношению к студентам. Фокус-группа не дала каких-либо качественно новых идей для дополнения таблицы ценностей. Целью данной работы было изучение изменения ценностных ориентаций студентов первых и четвертых курсов бакалавриата Сибирского федерального университета 2016-2017 учебного года под влиянием получения высшего образования, поэтому было проведено исследование в различных студенческих группах.
В результате проведенного исследования с респондентами-студентами 1 и 4 курсов различных направлений обучения можно сделать вывод о том, что высшее образование все-таки влияет на студентов, но в очень незначительной степени, и чаще индивидуально, чем на всех без исключения. Также выбор студентом специальности влияет на некоторые его последующие жизненные ценности. Разница между первостепенными ценностями студентов гуманитарных направлений и технических заключается лишь в том, первые и четвертые курсы гуманитарных специальностей выделяют ценность творчества как одну из самых важных в их жизни.
Ценность познания среди наиболее часто встречающихся ценностей присутствует только у студентов четвертых курсов обучения, что является очень весомым аргументом в сторону подтверждения влияния получения высшего образования. Независимо от курса обучения респондента или его специальности - каждый из них выбирает ценность свободы как первоочередную, что также может являться причиной или следствием получения высшего образования. Все участники исследования отдают предпочтение нематериальным ценностям, ставя их на первые места в своих анкетах.
Хотя многие российские ученые подтверждают влияние высшего образования на студентов - на практике проведенного учебного исследования это подтвердилось в малой степени. Очевидно, что на ценностные ориентации студентов Сибирского федерального университета, принявших участие в учебном исследовании, в большей степени могут повлиять иные факторы их повседневной жизни. При этом следует уточнить, что все вышеизложенные выводы сделаны на основе единичного учебного исследования, в котором приняли участие 48 студентов Сибирского федерального университета, поэтому результаты не могут быть экстраполированы на все студенчество в целом.
1. Алагова, А. М., Корытина, М. А., Урусова, Ж. И., Цховребова, А.
3. Место высшего образования в системе ценностей молодежи (региональный аспект) / А. М. Алагова, М. А. Корытина, Ж. И. Урусова, А. 3. Цховребова // Материалы 6-и международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 415-419.
2. Александрова, Л. Д., Кошкарова, Л. С., Ярулина, Л. П. Индивидуализация как гуманистическая ценность образования в высшей школе / Л. Д. Александрова, Л. С. Кошкарова, Л. П. Ярулина // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013. - № 4. - С. 66-73.
3. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. - 1984. - № 5. - С. 63-70.
4. Алхасов, А. А. Макс Шелер об иерархии ценностей / А. А. Алхасов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 5-2 (55). - С. 13-15.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
6. Арушанян, Г. Р., Загорская, О. В., Николаева, Л. С. Понятие
«ценность» в современной философской литературе / Г. Р. Арушанян, О. В. Загорская, Л. С. Николаева // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2014. - № 4-2 (14). - С. 39-49.
7. Барашева, А. В. Интерпретация понятия ценности в кантианском направлении философии / А. В. Барашева // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2015. - № 6. - С. 110-115.
8. Биченко, И. Г. Ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Биченко Иван Григорьевич. - М., 2009. - 152 с.
9. Бобнева, М. И., Зотова, О. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / М. И. Бобнева, О. И. Зотова // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 241¬255.
10. Бойченко, Г. Н., Кундозерова, Л. И. Образование как ценность личности, семьи и социума / Г. Н. Бойченко, Л. И. Кундозерова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - №3. - С. 20-25.
11. Вагин, Д. Ю. Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России: автореф. дне. канд. соц. наук: 22.00.06 / Вагин Дмитрий Юрьевич. - Нижний Новгород, 2016. - 26 с.
12. Васильева, Э. Р. Поликультурные ценностные ориентации студентов в пространстве технического вуза / Э. Р. Васильева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - № 4 (17). - С. 91¬93.
13. Галиченко, А. Ю., Киреев, М. Н., Коренева, Е. Н. Ценность как психолого-педагогическая категория/ А. Ю. Галиченко, М. Н. Киреев, Е. Н. Коренева // Наука Искусство Культура. - 2015. - № 4 (8). - С. 130-137.
14. Голигузова, Н. И. Историко-философские подходы к понятию «ценности» / Н. И. Голигузова // Позиция. Философские проблемы науки и техники. - 2013. - № 7 (7). - С. 165-170.
15. Горева, О. М., Кононова, Т. М., Ситева, С. С. Система высшего образования как сфера формирования ценностных ориентаций молодежи / О. М. Горева, Т. М. Кононова, С. С. Ситева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 654.
16. Гилева, Е. М. Социальная значимость профессионального образования: взгляд студентов / Е. М. Гилева // Аграрное образование и наука. - 2016. - № 5. - С. 20.
17. Глухова, Н. Н. Методика исследования этнических ценностей финно-угров / Н. Н. Глухова // Финно-угорский мир. - 2014. - № 4 (21). - С. 11-12.
18. Гребень, Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н. Ф. Гребень. - Минск: Современная школа, 2008. - 496 с.
19. Гузева, М. В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания / М. В. Гузева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - № 2 (15). - С. 40¬43.
20. Дробницкий, О. Г. Мир оживших предметов / О. Г. Дробницкий. - М.: Политиздат, 1967. - 451 с.
21. Елишев, С. О. Изучение понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте / С. О. Елишев // Ценности и смыслы. - 2011. - №2 (11). - С. 82-96.
22. Ёлгина, Л. С. Ценность фундаментализации образования и ее роль в подготовке студентов вузов в условиях модернизации образовательной системы / Л. С. Ёлгина // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2015. - № 3. - С. 88-92.
23. Жданова, Н. Е. Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессионально-образовательного пространства вуза / Н. Е. Жданова // Образование и наука. - 2014. - №7 (116). - С.75-86.
24. Жуков, Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решений / Ю. М. Жуков // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - С. 254-278.
25. Забегалина, С. В. Формирование ценностных ориентаций и идеалов личности / С. В. Забегалина // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - № 1. - С. 22-28.
26. Захарова, Е. М. Интерес студентов к учебе и мотивы получения высшего образования / Е. М. Захарова // Электронный научный журнал. - 2016. - № 6 (9). - С. 283-286.
27. Зеленов, В. И. Педагогические условия формирования этнокультурных ценностей у студентов с позиции компетентностного подхода в системе высшего образования / В. И. Зеленов // Социальные отношения. - 2017. - № 1 (20). - С. 8-14.
28. Калугина, Д. А. Качество содержания, процесса и результата образования глазами студентов: результаты социологического исследования / Д. А. Калугина // Образование и наука. - 2013. - № 6 (105). - С. 80.
29. Капезина, Т. Т. Исследование ценностных ориентаций у студентов младших и старших курсов / Т. Т. Капезина // Наука. Общество. Государство. - 2013. - №2 (2). - С.181-188.
30. Капустина, Л. В., Попова, Е. В. Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен / Л. В. Капустина, Е. В. Попова // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 6. - С. 31-35.
31. Кожурова, А. А. Конкурентные преимущества студенческой молодежи с высшим образованием на рынке труда / А. А. Кожурова // Вестник северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова.
- 2017. - № 1 (05). - С. 18-25.
32. Килимова, Л. В., Чефранова, С. В. Проблема совмещения обучения и трудовой деятельности студентов / Л. В. Килимова, С. В. Чефранова // Сборник научных статей преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. - 2016. - С. 185-190.
33. Клушина, Н. П. Высшее образование как социальная ценность / Н. П. Клушина // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2015. - № 5 (43). - С. 126-130.
34. Ковалева, А. И. Социализация личности: норма и отклонение / А. И. Ковалева. - М.: Ин-т молодежи, 1996. - 224 с.
35. Ковалева, А. И. Социализационная норма в современном российском обществе: дис. ... д-ра. соц. наук: 22.00.04 / Ковалева Антонина Ивановна. - М., 1997. - 337 с.
36. Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // Социол. исследования. - 2003. - № 1. - С. 109-114.
37. Конюхова, К. О., Шашкина, А. О. Исследование ценностей современной российской молодежи / К. О. Конюхова, А. О. Шашкина // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 868-871.
38. Короткова, М. С. Социальный статус студенчества в субъективном измерении: результаты эмпирического исследования / М. С. Короткова // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 4. - С. 108-115.
39. Коршунов, А. М. Отражение, деятельность, познание / А. М. Коршунов. - М.: Политиздат, 1979. - 216 с.
40. Колодяжная, О. Ю. К проблеме ценностей и ценностных ориентаций личности в современной психологии / О. Ю. Колодяжная // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. -
2015. - № 4 (6). - С. 127-129.
41. Культурология: Учебное пособие / под ред. проф. Г. В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.
42. Культурология: учебник / под ред. М. С. Кагана, Ю. Н. Солонина. - М.: Высшее образование, 2007. - 566 с.
43. Курилкина, М. А., Мовсесян, О. Л. Высшее образование как ценность. Перспективы включения Российского высшего образования в Болонскую конвенцию / М. А. Курилкина, О. Л. Мовсесян // Вестник Университета. - 2006. - № 10 (26). - С. 92-99.
44. Куршиева, Б. М., Пицхелаури, Э. М. Профессиональное самоопределение студентов в системе высшего педагогического образования / Б. М. Куршиева, Э. М. Пицхелаури // Психология обучения. - 2016. - № 1. - С. 68-72.
45. Левина, А. Г., Мунгалов, В. Н. Профессиональная идентичность студентов, получающих профессиональное образование (на примере высшего образования) / А. Г. Левина, В. Н Мунгалов // Baikal Research Journal. - 2016. - № 6. - С. 24.
46. Легостаева, И. В. Социокультурное содержание дефиниции «ценности» / И. В. Легостаева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. - С. 235.
47. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д. А. Леонтьев // Психол. обозрение. - 1998. - № 1. - С. 13-25.
48. Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. Специфика гуманитарных наук и тезаурусная концепция [Электронный ресурс] / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2013. - № 1. - Режим доступа: http://www.zpu-joumal.ru/e- zpu/2013/1/Lukovs_Specificity-of-the-Humanities/
49. Малютина, С. А., Пензина, О. Н. Предпочтения абитуриентов в выборе профессии: вчера и сегодня / С. А. Малютина, О. Н. Пензина // Baikal Research Journal. - 2014. - № 2. - С. 22-30.
50. Мангейм, К. Диагноз нашего времени / К. Мангейм. - М.: Юрист, 1994. - 700 с.
51. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М.: ACT, Хранитель, 2006. - 880 с.
52. Москвина, И. К. Понятие «культурная ценность»: философско-культурологический и прикладной аспекты / И. К. Москвина // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 5-7 (14). - С. 136-138.
53. Назаров, А. И., Соколов, Р. В. Ассоциация и ассоциативный эксперимент: разные судьбы / А. И. Назаров, Р. В. Соколов // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 125-138.
54. Нозикова, Н. В. Доминирующие ценности семейной целенаправленности / Н. В. Нозикова // Российский психологический журнал. - 2015. - № 3. - С. 89-103.
55. Ориентиры и ценности молодых россиян [Электронный ресурс]: база социологических опросов // Фонд «Общественное Мнение». - Режим доступа: http://fom.ru/TSennosti/13083
56. Освоение эталонов художественной культуры как основа системы организации высшего образования в Сибирском федеральном университете: отчет о НИР/ рук. Жуковский, В. И.; исполн.: Клыкова, А. В., Пименова, Н. Н., Тарасова, М. В. - Красноярск, 2008. - 74 с.
57. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.
58. Перфильева, М. В. Особенности нравственного воспитания студентов медицинского вуза / М. В. Перфильева // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2016. - № 64. - С. 68-71.
59. Петрова, Л. Е., Харченко, В. С. «Работа по специальности» как устаревшее понятие / Л. Е. Петрова, В. С. Харченко // Вестник социально - гуманитарного образования и науки. - 2015. - Т. 2. - С. 16-23.
60. Пинчук, А. Н. Проблематизация образовательных практик студентов в повседневности современного вуза / А. Н. Пинчук // Успехи современной науки и образования. - 2016. -№ 11. - С. 126-129.
61. Подкатнова, И. В. Британские философы-утилитаристы XIX века о ценностях / И. В. Подкатнова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2015. - № 2 (6). - С. 23-26.
62. Попова, И. М. Ценности и ценностный аспект сознания. Ценностные представления и потребности / И. М. Попова // Сознание и трудовая деятельность - Киев; Одесса, 1985. - С. 23-56.
63. Ракитина, А. А. Особенности мотивационно-ценностных установок студентов технического вуза / А. А. Ракитина // Совет ректоров. - 2015. - № 10. - С. 51-55.
64. Россиус, Ю. Г. Учение о ценностях в теории интерпретации Эмилио Бетти / Ю. Г. Россиус // История философии. - 2015. - № 1. - С. 130¬144.
65. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Питер, 2002. - 720 с.
66. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В. Е. Семенов // Социол. исследования. - 2007. - № 4. - C. 37-43.
67. Соколова, М. В. Социологическое исследование мотивации получения высшего образования / М. В. Соколова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2008. - № 5. - С. 319-323.
68. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Ю. А. Зубок, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков, В. И. Чупров. - М.: Academia, 2008. - 608 с.
69. Спиридонова, В. А. Проблема ценностей в социологии (историко-теоретический аспект): дне. ... канд. соц. наук: 22.00.01 / Спиридонова Вера Анатольевна. - СПб., 2004. - 150 с.
70. Столович, Л. Н. И. Кант и проблема ценности / Л. Н. Столович // Кантовский сборник. - 2009. - №2. - С. 20-31.
71. Супруненко, Г. А. Высшее образование как ценность современной молодежи / Г. А. Супруненко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 46. - С. 158-160.
72. Терентьев, К. Ю. Образовательные стратегии российской молодежи: к построению типологии / К. Ю. Терентьев // Вестник СПбГУ. -2016. - № 2. - С. 17-27.
73. Удовиченко, Е. М. Философия о ценностях и смысле бытия / Е. М. Удовиченко // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2015. - № 1. - С. 257-261.
74. Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию / В. Франкл // Доктор и душа. - СПб.: Изд-во «Ювента», 1997. - С. 13-152.
75. Цороев, С. С. Ценности в культуре обновляющегося общества как философско-культурологическая проблема: дне. ... канд. философ. наук: 24.00.01 / Цороев Салман Султанович. - Майкоп, 2011. - 153 с.
76. Шиндряева, И. В. Социокультурные изменения ценностных экспектаций студенческой молодежи в рамках поколенческого подхода: региональный аспект: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / Шиндряева Ирина Викторовна. - Волгоград, 2016. - 158 с.
77. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка. - М.: Логос, 2005. - 664 с.
78. Штомпка, П. Социальное изменение как травма: (статья первая) / П. Штомпка // Социологические исследования. - 2001. - № 1. - С. 6-16.
79. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: университетский учебник / В. А. Ядов. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.
80. Яковенко, М. Л., Яшина, В. Н. Роль вуза в формировании отношения студентов к образованию / М. Л. Яковенко, В. Н. Яшина // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2016. - № 4 (11). - С. 60-64.
81. Koptseva, N., Reznikova, K., Seredkina, N., Zamaraeva, J. Regional specifics of social values and their impact on Central Siberian territories' modernization (based on research of Krasnoyarsk region) / N. Koptseva, K. Reznikova, N. Seredkina, J. Zamaraeva // Economic Annals-XXI. - 2016. - № 160 (7-8). - С. 92-95.