ВЛИЯНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ
|
Введение
1. Исследования ценностей и высшего образования в гуманитарных науках .
1.1 Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» 10
1.1.1 Понятие «ценность» в философии 10
1.1.2 Понятие «ценность» в социологии 12
1.1.3 Понятие «ценность» в психологии 14
1.1.4 Понятие «ценность» в культурологии 16
1.1.5 Понятие «ценностные ориентации» 18
1.2 Методология изучения ценностей и ценностных ориентаций 21
1.2.1 Методология исследования ценностей в социологии 21
1.2.2 Методология исследования ценностей в психологии 28
1.2.3 Методология исследования ценностей в культурологии 32
1.3 Высшее образование как объект изучения в гуманитарных науках 35
1.3.1 Исследования причин получения высшего образования 35
1.3.2 Процесс получения высшего образования как объект изучения в
гуманитарных науках 37
1.3.3 Исследования влияния наличия высшего образования на трудовую
деятельность 40
1.3.4 Исследования высшего образования как ценности 43
1.3.5 Исследования высшего образования как ценностноформирующего
института 45
2. Исследование влияния получения высшего образования на ценностные
ориентации студентов 50
2.1 Метод исследования 50
2.1.1 Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича 50
2.1.2 Пробная фокус-группа «Ценностные ориентации студентов» 52
2.1.3 Результаты фокус-группы «Ценностные ориентации студентов» ... 54
2.1.4 Обоснование выбора метода для исследования влияния высшего
образования на ценностные ориентации студентов 56
2.2 Результаты исследования 57
Заключение 64
Список литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
1. Исследования ценностей и высшего образования в гуманитарных науках .
1.1 Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» 10
1.1.1 Понятие «ценность» в философии 10
1.1.2 Понятие «ценность» в социологии 12
1.1.3 Понятие «ценность» в психологии 14
1.1.4 Понятие «ценность» в культурологии 16
1.1.5 Понятие «ценностные ориентации» 18
1.2 Методология изучения ценностей и ценностных ориентаций 21
1.2.1 Методология исследования ценностей в социологии 21
1.2.2 Методология исследования ценностей в психологии 28
1.2.3 Методология исследования ценностей в культурологии 32
1.3 Высшее образование как объект изучения в гуманитарных науках 35
1.3.1 Исследования причин получения высшего образования 35
1.3.2 Процесс получения высшего образования как объект изучения в
гуманитарных науках 37
1.3.3 Исследования влияния наличия высшего образования на трудовую
деятельность 40
1.3.4 Исследования высшего образования как ценности 43
1.3.5 Исследования высшего образования как ценностноформирующего
института 45
2. Исследование влияния получения высшего образования на ценностные
ориентации студентов 50
2.1 Метод исследования 50
2.1.1 Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича 50
2.1.2 Пробная фокус-группа «Ценностные ориентации студентов» 52
2.1.3 Результаты фокус-группы «Ценностные ориентации студентов» ... 54
2.1.4 Обоснование выбора метода для исследования влияния высшего
образования на ценностные ориентации студентов 56
2.2 Результаты исследования 57
Заключение 64
Список литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
На сегодняшний день получение высшего образования играет важную роль в процессе интеграции личности в обществе. Деятельность студентов является своеобразным набором мотиваций, целей и задач, которые могут пригодиться в дальнейшей профессиональной жизни. Молодые люди являются важной социально-демографической группой, образующей основу будущего. Именно поэтому, от того, изменяются ли ценностные ориентации в процессе обучения, и если да - то в какую сторону, зависит дальнейшее развитие общества в культурном и материальном планах.
Актуальность темы исследования также обусловлена его новизной, которая заключается в использовании метода ранжирования ценностей, участниками выступили студенты первых и четвертых курсов бакалавриата Сибирского федерального университета 2016-2017 года.
Степень изученности
Для того чтобы обозначить круг исследования, был произведен поиск теоретических и прикладных работ по ключевым словам - «ценности», «ценностные ориентации» и «высшее образование».
Для изучения понятия «ценность» в философии были использованы материалы таких авторов, как Э. Бетти, И. Кант, Г. Риккерт, В. Виндельбан, И. В. Подкатнова, Е. М. Удовиченко, М. Шеллер, а также Л. Н. Столович, А. В. Барашева и А. А. Алхасов.
В социологии понятие «ценность» изучают такие ученые, как О. Конт, М. Штомпка, С. О. Елишев, И. В. Легостаева, И. М. Попова, А. М. Коршунов, О. Г. Дробницкий.
Такие ученые, как Д. А. Леонтьев, В. Франкл, Г. М. Андреева, С. Л. Рубинштейн, С. В. Забегалина, М. Н. Киреев, А. Ю. Галиченко, Е. Н. Коренева, М. В. Гузева, Н. В. Нозикова занимались изучением понятия «ценность» в психологии.
В культурологии проблемой изучения ценностей занимаются такие исследователи, как Г. В. Драч, И. К. Москвина и Н. И. Голигузова.
Понятие «ценностные ориентации» в различных сферах науки изучали О. Ю. Колодяжная, В. А. Ядов, Л. С. Николаев, О. В. Загорская, Г. Р. Арушанян, М. С. Кагана, Ю. Н. Солонина, М. И. Бобнева, О. И. Зотова, Ю. М. Жуков, В. Г. Алексеева, Ю. А. Зубок, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков и В. И. Чупров.
Вопросами методологии изучения ценностей и ценностных ориентаций, в различных сферах науки, занимались следующие ученые: М. Рокич, Т. Т. Капезина, И. В. Шиндряева, Т. Парсонс, И. Г. Биченко, Р. Мертон, Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, А. И. Ковалева, В. Е. Семенов, Д. Ю. Вагин, К. Мангейм, Н. Е. Жданова, К. О. Конюхова, А. О. Шашкина, А. И. Назаров, Р. В. Соколов, Н. Н. Глухова.
Исследованием причин получения высшего образования занимались такие ученые, как Е. М. Гилева, М. В. Соколова, К. Ю. Терентьев, Л. В. Килимова, С. В. Чефранова и Е. М. Захарова.
Процесс получения высшего образования изучали следующие исследователи: Д. А. Калугина, М. С. Короткова, А. Н. Пинчук, М. Л. Яковенко, В. Н. Яшина, А. Г. Левина и В. Н Мунгалов.
Влиянием получения высшего образования на последующую профессиональную деятельность интересовались такие ученые, как А. А. Кожурова, Б. М. Куршиева, Э. М. Пицхелаури, Л. Е. Петрова, В. С. Харченко, С. А. Малютина, О. Н. Пензина, Л. В. Капустина, Е. В. Попова.
Высшее образование как ценность изучали Л. С. Ёлгина, М. А. Курилкина, О. Л. Мовсесян, Г. Н. Бойченко, Л. И. Кундозерова, Н. П. Клушина, Г. А. Супруненко, а также А. М. Алагова, М. А. Корытина, Ж. И. Урусова и А. 3. Цховребова.
Как ценностноформирующий институт высшее образование рассматривали: В. И. Зеленов, Э. Р. Васильева, А. А. Ракитина, М. В. Перфильева, Л. Д. Александрова, Л. С. Кошкарова, Л. П. Ярулина, О. М. Горева, Т. М. Кононова и С. С. Ситева.
Проблема
Проблематикой данной работы является отсутствие исследований изменчивости ценностных ориентаций в ходе получения высшего образования у студентов Сибирского федерального университета (Красноярск).
Объект исследования
Объектом исследования являются ценностные ориентации молодежи.
Предмет исследования
Предметом исследования выступает влияние получения высшего образование на ценностные ориентации студентов.
Цель исследования
Изучение изменения ценностных ориентаций студентов первых и четвертых курсов бакалавриата Сибирского федерального университета под влиянием получения высшего образования.
Задачи
1. Рассмотрение теоретического материала, касающегося таких понятий, как «ценность» и «ценностные ориентации».
2. Изучение различных методологических подходов в исследовании ценностей.
3. Анализ исследований, посвященных изучению феномена высшего образования.
4. Проведение пробной фокус-группы «Ценностные ориентации студентов».
5. Проведение прикладного исследования ценностных ориентаций студентов на основе применения метода ранжирования.
Методология
Для изучения теоретического материала были использованы такие методы, как анализ, синтез информации, интерпретация. Для дальнейшего прикладного исследования были использованы методы фокус-группы и ранжирования ценностей.
Предполагаемый результат
Предполагаемым результатом данной работы является успешное выполнение цели исследования, а также выполнение поставленных исследовательских задач.
Структура бакалаврской работы
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка литературы (81 источник) и приложения.
Актуальность темы исследования также обусловлена его новизной, которая заключается в использовании метода ранжирования ценностей, участниками выступили студенты первых и четвертых курсов бакалавриата Сибирского федерального университета 2016-2017 года.
Степень изученности
Для того чтобы обозначить круг исследования, был произведен поиск теоретических и прикладных работ по ключевым словам - «ценности», «ценностные ориентации» и «высшее образование».
Для изучения понятия «ценность» в философии были использованы материалы таких авторов, как Э. Бетти, И. Кант, Г. Риккерт, В. Виндельбан, И. В. Подкатнова, Е. М. Удовиченко, М. Шеллер, а также Л. Н. Столович, А. В. Барашева и А. А. Алхасов.
В социологии понятие «ценность» изучают такие ученые, как О. Конт, М. Штомпка, С. О. Елишев, И. В. Легостаева, И. М. Попова, А. М. Коршунов, О. Г. Дробницкий.
Такие ученые, как Д. А. Леонтьев, В. Франкл, Г. М. Андреева, С. Л. Рубинштейн, С. В. Забегалина, М. Н. Киреев, А. Ю. Галиченко, Е. Н. Коренева, М. В. Гузева, Н. В. Нозикова занимались изучением понятия «ценность» в психологии.
В культурологии проблемой изучения ценностей занимаются такие исследователи, как Г. В. Драч, И. К. Москвина и Н. И. Голигузова.
Понятие «ценностные ориентации» в различных сферах науки изучали О. Ю. Колодяжная, В. А. Ядов, Л. С. Николаев, О. В. Загорская, Г. Р. Арушанян, М. С. Кагана, Ю. Н. Солонина, М. И. Бобнева, О. И. Зотова, Ю. М. Жуков, В. Г. Алексеева, Ю. А. Зубок, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков и В. И. Чупров.
Вопросами методологии изучения ценностей и ценностных ориентаций, в различных сферах науки, занимались следующие ученые: М. Рокич, Т. Т. Капезина, И. В. Шиндряева, Т. Парсонс, И. Г. Биченко, Р. Мертон, Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, А. И. Ковалева, В. Е. Семенов, Д. Ю. Вагин, К. Мангейм, Н. Е. Жданова, К. О. Конюхова, А. О. Шашкина, А. И. Назаров, Р. В. Соколов, Н. Н. Глухова.
Исследованием причин получения высшего образования занимались такие ученые, как Е. М. Гилева, М. В. Соколова, К. Ю. Терентьев, Л. В. Килимова, С. В. Чефранова и Е. М. Захарова.
Процесс получения высшего образования изучали следующие исследователи: Д. А. Калугина, М. С. Короткова, А. Н. Пинчук, М. Л. Яковенко, В. Н. Яшина, А. Г. Левина и В. Н Мунгалов.
Влиянием получения высшего образования на последующую профессиональную деятельность интересовались такие ученые, как А. А. Кожурова, Б. М. Куршиева, Э. М. Пицхелаури, Л. Е. Петрова, В. С. Харченко, С. А. Малютина, О. Н. Пензина, Л. В. Капустина, Е. В. Попова.
Высшее образование как ценность изучали Л. С. Ёлгина, М. А. Курилкина, О. Л. Мовсесян, Г. Н. Бойченко, Л. И. Кундозерова, Н. П. Клушина, Г. А. Супруненко, а также А. М. Алагова, М. А. Корытина, Ж. И. Урусова и А. 3. Цховребова.
Как ценностноформирующий институт высшее образование рассматривали: В. И. Зеленов, Э. Р. Васильева, А. А. Ракитина, М. В. Перфильева, Л. Д. Александрова, Л. С. Кошкарова, Л. П. Ярулина, О. М. Горева, Т. М. Кононова и С. С. Ситева.
Проблема
Проблематикой данной работы является отсутствие исследований изменчивости ценностных ориентаций в ходе получения высшего образования у студентов Сибирского федерального университета (Красноярск).
Объект исследования
Объектом исследования являются ценностные ориентации молодежи.
Предмет исследования
Предметом исследования выступает влияние получения высшего образование на ценностные ориентации студентов.
Цель исследования
Изучение изменения ценностных ориентаций студентов первых и четвертых курсов бакалавриата Сибирского федерального университета под влиянием получения высшего образования.
Задачи
1. Рассмотрение теоретического материала, касающегося таких понятий, как «ценность» и «ценностные ориентации».
2. Изучение различных методологических подходов в исследовании ценностей.
3. Анализ исследований, посвященных изучению феномена высшего образования.
4. Проведение пробной фокус-группы «Ценностные ориентации студентов».
5. Проведение прикладного исследования ценностных ориентаций студентов на основе применения метода ранжирования.
Методология
Для изучения теоретического материала были использованы такие методы, как анализ, синтез информации, интерпретация. Для дальнейшего прикладного исследования были использованы методы фокус-группы и ранжирования ценностей.
Предполагаемый результат
Предполагаемым результатом данной работы является успешное выполнение цели исследования, а также выполнение поставленных исследовательских задач.
Структура бакалаврской работы
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка литературы (81 источник) и приложения.
Основной целью данного исследования было изучить влияние высшего образования на ценностные ориентации студентов на примере студентов Сибирского федерального университета (Красноярск).
В первой главе были раскрыты терминологические понятия «ценности» и «ценностных ориентаций». Также был изучен теоретический материал по исследованиям ценностей и высшего образования. Ценности человека являются одними из основ его личности, поэтому можно с уверенностью говорить об их значимости для культурологии как науки, изучающей человека. Утрата ценностных ориентиров несет отрицательные последствия для человека. Эта проблема актуальна по той причине, что общество сейчас живет в ускоренном темпе, особенно это касается студентов, которые должны соответствовать современным требованиям высшего образования.
Высшее образование является важнейшей частью жизни молодых людей, воспитывающей в них чувство ответственности и самостоятельности. Как получение высшего образования, так и нахождение студента в университетской среде является неотъемлемой частью становления личности.
Вторая глава данной работы посвящена методике исследования и самому исследованию. Перед проведением собственного исследования была проведена фокус-группа, по итогу которой была подтверждена гипотеза о том, является ли список ценностей М. Рокича релевантным по отношению к студентам. Фокус-группа не дала каких-либо качественно новых идей для дополнения таблицы ценностей. Целью данной работы было изучение изменения ценностных ориентаций студентов первых и четвертых курсов бакалавриата Сибирского федерального университета 2016-2017 учебного года под влиянием получения высшего образования, поэтому было проведено исследование в различных студенческих группах.
В результате проведенного исследования с респондентами-студентами 1 и 4 курсов различных направлений обучения можно сделать вывод о том, что высшее образование все-таки влияет на студентов, но в очень незначительной степени, и чаще индивидуально, чем на всех без исключения. Также выбор студентом специальности влияет на некоторые его последующие жизненные ценности. Разница между первостепенными ценностями студентов гуманитарных направлений и технических заключается лишь в том, первые и четвертые курсы гуманитарных специальностей выделяют ценность творчества как одну из самых важных в их жизни.
Ценность познания среди наиболее часто встречающихся ценностей присутствует только у студентов четвертых курсов обучения, что является очень весомым аргументом в сторону подтверждения влияния получения высшего образования. Независимо от курса обучения респондента или его специальности - каждый из них выбирает ценность свободы как первоочередную, что также может являться причиной или следствием получения высшего образования. Все участники исследования отдают предпочтение нематериальным ценностям, ставя их на первые места в своих анкетах.
Хотя многие российские ученые подтверждают влияние высшего образования на студентов - на практике проведенного учебного исследования это подтвердилось в малой степени. Очевидно, что на ценностные ориентации студентов Сибирского федерального университета, принявших участие в учебном исследовании, в большей степени могут повлиять иные факторы их повседневной жизни. При этом следует уточнить, что все вышеизложенные выводы сделаны на основе единичного учебного исследования, в котором приняли участие 48 студентов Сибирского федерального университета, поэтому результаты не могут быть экстраполированы на все студенчество в целом.
В первой главе были раскрыты терминологические понятия «ценности» и «ценностных ориентаций». Также был изучен теоретический материал по исследованиям ценностей и высшего образования. Ценности человека являются одними из основ его личности, поэтому можно с уверенностью говорить об их значимости для культурологии как науки, изучающей человека. Утрата ценностных ориентиров несет отрицательные последствия для человека. Эта проблема актуальна по той причине, что общество сейчас живет в ускоренном темпе, особенно это касается студентов, которые должны соответствовать современным требованиям высшего образования.
Высшее образование является важнейшей частью жизни молодых людей, воспитывающей в них чувство ответственности и самостоятельности. Как получение высшего образования, так и нахождение студента в университетской среде является неотъемлемой частью становления личности.
Вторая глава данной работы посвящена методике исследования и самому исследованию. Перед проведением собственного исследования была проведена фокус-группа, по итогу которой была подтверждена гипотеза о том, является ли список ценностей М. Рокича релевантным по отношению к студентам. Фокус-группа не дала каких-либо качественно новых идей для дополнения таблицы ценностей. Целью данной работы было изучение изменения ценностных ориентаций студентов первых и четвертых курсов бакалавриата Сибирского федерального университета 2016-2017 учебного года под влиянием получения высшего образования, поэтому было проведено исследование в различных студенческих группах.
В результате проведенного исследования с респондентами-студентами 1 и 4 курсов различных направлений обучения можно сделать вывод о том, что высшее образование все-таки влияет на студентов, но в очень незначительной степени, и чаще индивидуально, чем на всех без исключения. Также выбор студентом специальности влияет на некоторые его последующие жизненные ценности. Разница между первостепенными ценностями студентов гуманитарных направлений и технических заключается лишь в том, первые и четвертые курсы гуманитарных специальностей выделяют ценность творчества как одну из самых важных в их жизни.
Ценность познания среди наиболее часто встречающихся ценностей присутствует только у студентов четвертых курсов обучения, что является очень весомым аргументом в сторону подтверждения влияния получения высшего образования. Независимо от курса обучения респондента или его специальности - каждый из них выбирает ценность свободы как первоочередную, что также может являться причиной или следствием получения высшего образования. Все участники исследования отдают предпочтение нематериальным ценностям, ставя их на первые места в своих анкетах.
Хотя многие российские ученые подтверждают влияние высшего образования на студентов - на практике проведенного учебного исследования это подтвердилось в малой степени. Очевидно, что на ценностные ориентации студентов Сибирского федерального университета, принявших участие в учебном исследовании, в большей степени могут повлиять иные факторы их повседневной жизни. При этом следует уточнить, что все вышеизложенные выводы сделаны на основе единичного учебного исследования, в котором приняли участие 48 студентов Сибирского федерального университета, поэтому результаты не могут быть экстраполированы на все студенчество в целом.
Подобные работы
- СОЗДАНИЕ WEB-САЙТА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ- ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Ценностные ориентации студентов одного педагогического отделения вуза разных лет (Рязанский государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА СТРАТЕГИЮ
ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ, ИЗБИРАЮЩИХ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ У МОЛОДЕЖИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Профессиональная ориентация студентов профессиональной
образовательной организации средствами адаптации к обучению (на примере
ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Исследование взаимосвязи личностной зрелости и ценностных ориентаций у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



