Повышение эффективности регионального государственного экологического надзора на примере Алтайского края и Томской области.
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 7
1.1 ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 7
1.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ТОМСКОЙ
ОБЛАСТИ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 9
1.3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ТОМСКЙ ОБЛАСТИ 12
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 21
2.1 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 24
2.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 28
2.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 31
3 ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРАНА КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 36
3.1 КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 36
3.2 ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ 38
3.3 СБРОС ЗАГРЯЗНЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД 39
3.4 ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
РЕКОМЕНДАЦИИ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57
ВВЕДЕНИЕ 5
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 7
1.1 ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 7
1.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ТОМСКОЙ
ОБЛАСТИ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 9
1.3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ТОМСКЙ ОБЛАСТИ 12
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 21
2.1 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 24
2.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 28
2.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 31
3 ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРАНА КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 36
3.1 КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 36
3.2 ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ 38
3.3 СБРОС ЗАГРЯЗНЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД 39
3.4 ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
РЕКОМЕНДАЦИИ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57
Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья населения, а также экологическая безопасность страны могут быть обеспечены только при условии поддержания соответствующего качества окружающей среды. Поэтому государственный экологический надзор - это важнейшая функция государственного управления.
Эффективный экологический надзор является необходимым условием привлечения к ответственности за правонарушения в природоохранной сфере, и с этой точки зрения может рассматриваться как способ обеспечения законности и правопорядка, средство защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, но при этом недолжен оказывать неоправданное административное давление на хозяйствующие субъекты [1].
Актуальность работы определяется необходимостью постоянной оптимизации государственного экологического надзора за качеством окружающей среды в связи с возрастающими угрозами от производственно-хозяйственной деятельностью человека - объектами негативного воздействия на качество окружающей среды.
Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области экологического права и государственного экологического надзора: Данилова Н. В. [1], Чхутиашвили Л. В. [2], Невзоров Т. Б. [3], Манаков Д. А. [3], Добролюбова Е. И. [4, 5], Южаков В. Н. [4], Бучакова М. А. [6], Мелахин А. В. [7], Русин С. Н. [8], Гиззатуллин Р. Х. [9], Боголюбов С. А. [10], Бусыгин К. Д. [11], Полунина С. Ю. [12], Маркелова Е. А. [12], Блоков И. П. [13] и других. В работе использовались опубликованные данные министерств и ведомств, публикации отечественных и зарубежных организаций [14, 15]. Важным источником информации является законодательство в сфере регулирования государственного регионального экологического надзора.
Объект исследования: региональный государственный экологический надзор (РГЭН).
Предмет исследования: эффективность реализации регионального
государственного экологического надзора.
Цель: оценка эффективности реализации государственных функций регионального государственного экологического надзора.
Задачи исследования:
1. Изучить систему нормативно-правового регулирования в сфере регионального
государственного экологического надзора.
2. Провести анализ системы управления регионального государственного
экологического надзора в Алтайском крае и Томской области.
3. Оценить эффективность реализации регионального экологического надзора в
Алтайском крае и Томской области.
4. Изучить влияние государственного регионального экологического надзора на
качество окружающей среды.
5. Разработать рекомендации по повышению эффективности системы регионального
государственного экологического надзора.
На защиту выносятся следующие защищаемые положения:
1. Нормативно-правовая база регулирования государственного экологического надзора претерпевает значительные изменения, что в будущем позволит сократить противоречия в механизмах его реализации.
2. Внедрение «Методики оценки результативности и эффективности контрольнонадзорной деятельности» повысит эффективность государственного экологического надзора, а также минимизирует неоправданное вмешательство контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов.
3. Оптимизация регионального государственного экологического надзора имеет непосредственное влияние на качество окружающей среды и выражается в улучшении взаимодействия с производственно-хозяйственным комплексом.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на LXVIII научной студенческой конференции Биологического института НИ ТГУ «Старт в науку» в 2019 году.
Выражаю благодарность научному руководителю А.М. Адаму, начальнику отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края В.А. Клименко, специалистам отдела инспекторам в области охраны окружающей среды В.В Киселеву, Д.А. Петерс, А.Р. Черенкову за общее руководство работой и профессиональные консультации.
Эффективный экологический надзор является необходимым условием привлечения к ответственности за правонарушения в природоохранной сфере, и с этой точки зрения может рассматриваться как способ обеспечения законности и правопорядка, средство защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, но при этом недолжен оказывать неоправданное административное давление на хозяйствующие субъекты [1].
Актуальность работы определяется необходимостью постоянной оптимизации государственного экологического надзора за качеством окружающей среды в связи с возрастающими угрозами от производственно-хозяйственной деятельностью человека - объектами негативного воздействия на качество окружающей среды.
Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области экологического права и государственного экологического надзора: Данилова Н. В. [1], Чхутиашвили Л. В. [2], Невзоров Т. Б. [3], Манаков Д. А. [3], Добролюбова Е. И. [4, 5], Южаков В. Н. [4], Бучакова М. А. [6], Мелахин А. В. [7], Русин С. Н. [8], Гиззатуллин Р. Х. [9], Боголюбов С. А. [10], Бусыгин К. Д. [11], Полунина С. Ю. [12], Маркелова Е. А. [12], Блоков И. П. [13] и других. В работе использовались опубликованные данные министерств и ведомств, публикации отечественных и зарубежных организаций [14, 15]. Важным источником информации является законодательство в сфере регулирования государственного регионального экологического надзора.
Объект исследования: региональный государственный экологический надзор (РГЭН).
Предмет исследования: эффективность реализации регионального
государственного экологического надзора.
Цель: оценка эффективности реализации государственных функций регионального государственного экологического надзора.
Задачи исследования:
1. Изучить систему нормативно-правового регулирования в сфере регионального
государственного экологического надзора.
2. Провести анализ системы управления регионального государственного
экологического надзора в Алтайском крае и Томской области.
3. Оценить эффективность реализации регионального экологического надзора в
Алтайском крае и Томской области.
4. Изучить влияние государственного регионального экологического надзора на
качество окружающей среды.
5. Разработать рекомендации по повышению эффективности системы регионального
государственного экологического надзора.
На защиту выносятся следующие защищаемые положения:
1. Нормативно-правовая база регулирования государственного экологического надзора претерпевает значительные изменения, что в будущем позволит сократить противоречия в механизмах его реализации.
2. Внедрение «Методики оценки результативности и эффективности контрольнонадзорной деятельности» повысит эффективность государственного экологического надзора, а также минимизирует неоправданное вмешательство контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов.
3. Оптимизация регионального государственного экологического надзора имеет непосредственное влияние на качество окружающей среды и выражается в улучшении взаимодействия с производственно-хозяйственным комплексом.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на LXVIII научной студенческой конференции Биологического института НИ ТГУ «Старт в науку» в 2019 году.
Выражаю благодарность научному руководителю А.М. Адаму, начальнику отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края В.А. Клименко, специалистам отдела инспекторам в области охраны окружающей среды В.В Киселеву, Д.А. Петерс, А.Р. Черенкову за общее руководство работой и профессиональные консультации.
Важной тенденцией является все более распространяющаяся практика планирования показателей результативности контрольно-надзорной деятельности и использования методик для анализа и оценки деятельности экологического надзора. Данная тенденция, с одной стороны, обусловлена распространением инструментов управления по результатам в деятельности органов власти в целом, а с другой - с необходимостью формирования долгосрочных ориентиров для контрольно-надзорных органов.
В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1 «Методика оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов» для системы регионального государственного экологического надзора нуждается в корректировки формул расчета «результативности», потому что не отражает все компоненты реализации государственного регионального экологического надзора.
2 Сравнительный анализ показал, что методика (Распоряжение Правительства РФ от 17.05.2016 г. № 934-р (в ред. от 27.02.2018 г.) не учитывает социально-экономический уровень развития субъектов Российской Федерации. Кроме того, для реализации данной методики необходимы ряды наблюдения не менее, чем 5 пять лет. В связи с изложенным, сравнительная оценка за три года - не объективна.
3 Эффективность регионального государственного экологического надзора по оценке качества окружающей среды:
- В Алтайском крае за счет резкого увеличение образования отходов производства и потребления эффективность экологического надзора снизилась. Это означает, что на каждый заработанный в регионе рубль происходит образование на 0,015 тонн загрязняющих веществ больше, чем в 2016 году.
- В Томской области наблюдается положительная динамика, что говорит о постепенном росте эффективности экологического надзора. Это выражается в снижение количества загрязняющих веществ (0,004 тонны) на заработанный в регионе рубль.
В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1 «Методика оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов» для системы регионального государственного экологического надзора нуждается в корректировки формул расчета «результативности», потому что не отражает все компоненты реализации государственного регионального экологического надзора.
2 Сравнительный анализ показал, что методика (Распоряжение Правительства РФ от 17.05.2016 г. № 934-р (в ред. от 27.02.2018 г.) не учитывает социально-экономический уровень развития субъектов Российской Федерации. Кроме того, для реализации данной методики необходимы ряды наблюдения не менее, чем 5 пять лет. В связи с изложенным, сравнительная оценка за три года - не объективна.
3 Эффективность регионального государственного экологического надзора по оценке качества окружающей среды:
- В Алтайском крае за счет резкого увеличение образования отходов производства и потребления эффективность экологического надзора снизилась. Это означает, что на каждый заработанный в регионе рубль происходит образование на 0,015 тонн загрязняющих веществ больше, чем в 2016 году.
- В Томской области наблюдается положительная динамика, что говорит о постепенном росте эффективности экологического надзора. Это выражается в снижение количества загрязняющих веществ (0,004 тонны) на заработанный в регионе рубль.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ
С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КПРФ НА ВЫБОРАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ СИБИРИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2025





