КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ИНДЕЙЦЕВ ПУЭБЛО
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Историческая травма индейцев пуэбло и её сегодняшние проявления .... 12
1.1 Корни исторической травмы: взаимоотношения белого 12
человека и индейца пуэбло в эпоху колониализма 12
1.2 Проблема «disparities» как современное проявление исторической
травмы пуэбло 20
2 Роль коммеморативных практик индейцев пуэбло в преодолении
исторической травмы 34
2.1 Коммеморативные практики пуэбло: восстановление коллективной
идентичности и направление политической стратегии 34
2.2 Религиозные практики пуэбло как форма коммеморации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Историческая травма индейцев пуэбло и её сегодняшние проявления .... 12
1.1 Корни исторической травмы: взаимоотношения белого 12
человека и индейца пуэбло в эпоху колониализма 12
1.2 Проблема «disparities» как современное проявление исторической
травмы пуэбло 20
2 Роль коммеморативных практик индейцев пуэбло в преодолении
исторической травмы 34
2.1 Коммеморативные практики пуэбло: восстановление коллективной
идентичности и направление политической стратегии 34
2.2 Религиозные практики пуэбло как форма коммеморации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия к направлению memory studies обращается всё больше российских исследователей в области гуманитарных наук: историки, философы, культурологи, политологи, психологи и др. С начала «мемориального бума» изучение механизмов памяти пережило уже две волны, и с 1990-х годов по сей день находится на третьем этапе. Труды «отцов-основателей» memory studies М. Хальбвакса, П. Нора, Я. Ассмана и др. продолжают быть объектом переиздания и переосмысления российскими исследователями .
На третьем этапе memory studies (1990-е годы - настоящий период) у исследователей памяти возник интерес к так называемым trauma studies - аналитике влияния исторической травмы на жизнь индивида, коллектива. Русским сподвижникам интеллектуальной истории зачастую приходилось работать с уже имеющимися с западными теориями, и создавать свои концептуальные модели в этой области им не удавалось. Так, memory и trauma studies в российской науке ограничивались уже созданными западными теориями без создания концептуально новой, российской модели методологического подхода. Русскоязычные исследования в области интеллектуальной истории до сих пор испытывают необходимость в более структурированной методологической модели и в уточнении понятийнокатегориального аппарата.
Эвристический потенциал trauma studies в рамках российской науки объясняется возможностью применения данного подхода к изучению исторического прошлого России, для которого характерны противоречивые, «травматичные» периоды. Как уже было отмечено выше, в российской науке с начала 2000-х годов работа с имеющимися материалами превалировала над концептуальным синтезом, что объясняет отсутствие чёткого методологического подхода в рамках российских trauma studies. Изучая историческую травму, процессы коммеморации, выделяя их особенности и общие черты, мы можем использовать полученные результаты при изучении исторического опыта России. Ф.Р. Анкерсмит, голландский представитель интеллектуальной истории, пишет о том, что «преодолеть прошлое можно только тогда, когда человек может найти в себе силы рассказать окончательную историю о том, от чего впоследствии откажется ». Иными словами, лишь рациональный подход к своему прошлому, подразумевающий отделение сегодняшнего от прошлого, осознание прежней идентичности как идентичности другого человека, человека прошлого, может привести к позитивному преодолению травмы. В российской действительности немало примеров того, как человек настоящего не может отказаться от ассоциации себя с человеком прошлого и чувствует «внутренний прессинг». Аналитика исторической травмы позволяет соотносить настоящую ситуацию с прошлым временем.
Ко всему вышеперечисленному данная работа представляет собой ценность с точки зрения социальной актуальности. Поиск детерминации между прошлым и настоящим малочисленных коренных народов, изучение исторической коллективной травмы и её сегодняшних проявлений, позволяет применять полученные результаты при планировании коммуникации с подобными коренными народами на территории Российской Федерации . Исследование коммеморативных практик индейцев (коренного народа США) как способа «проработки» ({«working through») коллективной исторической травмы позволит применить полученные знания при налаживании коммуникации с малыми коренными народами, проживающими на территории России; позволит учесть ошибки и сильные стороны взаимоотношений коренных народов США и властей.
Степень изученности. Использованную в ходе исследования научную литературу можно классифицировать на 1) библиографию, посвящённую изучению механизмов коллективной памяти, исторической травме, явлению коммеморации; 2) научно-исследовательские работы по проблематике взаимоотношений индейца пуэбло и белого человека, по истории индейцев пуэбло; 3) научные исследования исторической травмы, нанесённой индейскому населению в эпоху колониализма.
Первая группа научно-исследовательской литературы подразумевает материал, использованный нами для создания методологической рамки и составления понятийно-категориального аппарата. Библиография из этой группы включает в себя труды, посвящённые механизмам коллективной памяти, исторической травме, коммеморации и её практикам. В данный список вошли книги представителей «культурной социологии» и интеллектуальной истории - Д. ЛаКапра, Ф.Р. Анкерсмита, Д. Александера, А. Мегилла, П. Штомпки и др., а также статьи российских исследователей Т. Каминской, Н.В. Фоменко, Е.В. Романовской, Ю.А. Сафроновой и др. Отметим, что российские исследования в большинстве случаев представляют собой структурирование и осмысление уже имеющихся зарубежных теорий. Российские научные статьи позволили нам дополнить представление о подходе trauma studies и ознакомиться с «русским опытом» применения данного подхода.
Вторую группу библиографии составляет литература, анализ которой позволил установить корни исторической травмы индейцев. Она включает в себя книги американских исследователей, посвящённые истории нации пуэбло и теме взаимоотношений индейцев с европейцами. Эта группа представлена такими книгами, как «Нация пуэбло: 8 веков истории» Д. Сандо, «Индейцы Северной Америки» Д. Уайта, а также совокупностью работ Р. Брандеса и Т.Н. Пандея, связанных с деятельностью американского антрополога Ф.Г. Кушинга. Анализ этой группы библиографии позволил нам составить образ индейца в глазах белого человека, выявить основные черты отношений «белый человек - индеец пуэбло».
Третья группа библиографии посвящена непосредственно изучению исторической травмы, нанесённой индейцам США. Эта тема представлена небольшим количеством трудов, авторами которых являются М. Брейв Харт, К.Х. Легтерс и др. и в большинстве случаев являются результатом «психологического» подхода к исследованию травмы.
Объект исследования - коммеморативные практики индейцев пуэбло.
Предмет исследования - роль коммеморативных практик индейцев пуэбло как способа «проработки» коллективной исторической травмы.
Цель исследования: определить роль коммеморативных практик в преодолении сегодняшних проблем в индейских резервациях пуэбло.
Задачи:
1) Охарактеризовать политику европейцев по отношению к индейскому населению пуэбло в эпоху колониализма;
2) Выяснить, каким образом связаны сегодняшние социальноэкономические проблемы в индейских резервациях пуэбло и историческая травма;
3) Установить функции коммеморативных практик пуэбло в преодолении исторической травмы.
Хронологические рамки. В работе рассматривается два периода. Первый обозначается нами как эпоха колониализма (XVII - XIX вв). Данные хронологические рамки позволяют выявить корни исторической травмы. Второй период, 2012-2022 годы, - десятилетие, в рамках которого мы рассматриваем, каким образом сегодня проявляется историческая травма.
Территориальные рамки - территория штата Нью-Мексико, юго-запад Соединённых Штатов Америки. Точнее - территория резерваций пуэбло.
Для аналитики исторической травмы индейцев пуэбло нами был проанализирован корпус источников. Были рассмотрены памфлеты, диссертации первых антропологов, исследовавших индейцев пуэбло. Анализ памфлетов и писем американского антрополога Ф.Г. Кушинга позволил установить, какая модель отношений была свойственна для пуэбло и белых людей в XIX в. Благодаря этим источникам мы также выяснили, какую роль в жизни индейца играли религиозные представления. Другая группа источников позволила нам составить представление о текущей ситуации в резервациях пуэбло. В эту группу вошли законодательные акты, информационные бюллетени, официальные пресс-релизы, опубликованные на сайтах государственных структур. Ко всему вышеперечисленному нами были проанализированы статистические данные, репрезентирующие сегодняшнюю экономическую ситуацию в резервациях. Особенное внимание мы уделили публицистике - статьям, посвящённым теме неравенства и существующим проблемам в резервациях.
Методологическая база исследования опирается на исследовательский подход trauma studies, который подразумевает аналитику исторической травмы, нанесённой индейцам, посредством изучения «истоков» этой травмы и её сегодняшних проявлений.
Методы:
1) Историко-описательный метод позволил систематизировать исторический материал в форму текста. В данной работе произведена попытка восстановить историческую действительность на территории США, связанную с приходом европейцев (на заре и во времена расцвета колониализма);
2) Историко-генетический метод позволил посредством анализа взаимоотношений индейца и пуэбло в эпоху расцвета колониализма установить истоки исторической травмы;
3) Дискурс-анализ позволяет рассмотреть, каким образом историческая травма воспринимается американским обществом сегодня. Посредством дискурс-анализа публицистических источников, информационных бюллетеней, современных коммеморативных практик в виде интернет- ресурсов были установлены функции коммеморативных практик как способа «проработки» травмы.
Научная новизна заключается в оценке роли коммеморативных практик как способа преодоления коллективной исторической травмы.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, две главы (каждая из которых состоит из двух подразделов) и заключения.
На третьем этапе memory studies (1990-е годы - настоящий период) у исследователей памяти возник интерес к так называемым trauma studies - аналитике влияния исторической травмы на жизнь индивида, коллектива. Русским сподвижникам интеллектуальной истории зачастую приходилось работать с уже имеющимися с западными теориями, и создавать свои концептуальные модели в этой области им не удавалось. Так, memory и trauma studies в российской науке ограничивались уже созданными западными теориями без создания концептуально новой, российской модели методологического подхода. Русскоязычные исследования в области интеллектуальной истории до сих пор испытывают необходимость в более структурированной методологической модели и в уточнении понятийнокатегориального аппарата.
Эвристический потенциал trauma studies в рамках российской науки объясняется возможностью применения данного подхода к изучению исторического прошлого России, для которого характерны противоречивые, «травматичные» периоды. Как уже было отмечено выше, в российской науке с начала 2000-х годов работа с имеющимися материалами превалировала над концептуальным синтезом, что объясняет отсутствие чёткого методологического подхода в рамках российских trauma studies. Изучая историческую травму, процессы коммеморации, выделяя их особенности и общие черты, мы можем использовать полученные результаты при изучении исторического опыта России. Ф.Р. Анкерсмит, голландский представитель интеллектуальной истории, пишет о том, что «преодолеть прошлое можно только тогда, когда человек может найти в себе силы рассказать окончательную историю о том, от чего впоследствии откажется ». Иными словами, лишь рациональный подход к своему прошлому, подразумевающий отделение сегодняшнего от прошлого, осознание прежней идентичности как идентичности другого человека, человека прошлого, может привести к позитивному преодолению травмы. В российской действительности немало примеров того, как человек настоящего не может отказаться от ассоциации себя с человеком прошлого и чувствует «внутренний прессинг». Аналитика исторической травмы позволяет соотносить настоящую ситуацию с прошлым временем.
Ко всему вышеперечисленному данная работа представляет собой ценность с точки зрения социальной актуальности. Поиск детерминации между прошлым и настоящим малочисленных коренных народов, изучение исторической коллективной травмы и её сегодняшних проявлений, позволяет применять полученные результаты при планировании коммуникации с подобными коренными народами на территории Российской Федерации . Исследование коммеморативных практик индейцев (коренного народа США) как способа «проработки» ({«working through») коллективной исторической травмы позволит применить полученные знания при налаживании коммуникации с малыми коренными народами, проживающими на территории России; позволит учесть ошибки и сильные стороны взаимоотношений коренных народов США и властей.
Степень изученности. Использованную в ходе исследования научную литературу можно классифицировать на 1) библиографию, посвящённую изучению механизмов коллективной памяти, исторической травме, явлению коммеморации; 2) научно-исследовательские работы по проблематике взаимоотношений индейца пуэбло и белого человека, по истории индейцев пуэбло; 3) научные исследования исторической травмы, нанесённой индейскому населению в эпоху колониализма.
Первая группа научно-исследовательской литературы подразумевает материал, использованный нами для создания методологической рамки и составления понятийно-категориального аппарата. Библиография из этой группы включает в себя труды, посвящённые механизмам коллективной памяти, исторической травме, коммеморации и её практикам. В данный список вошли книги представителей «культурной социологии» и интеллектуальной истории - Д. ЛаКапра, Ф.Р. Анкерсмита, Д. Александера, А. Мегилла, П. Штомпки и др., а также статьи российских исследователей Т. Каминской, Н.В. Фоменко, Е.В. Романовской, Ю.А. Сафроновой и др. Отметим, что российские исследования в большинстве случаев представляют собой структурирование и осмысление уже имеющихся зарубежных теорий. Российские научные статьи позволили нам дополнить представление о подходе trauma studies и ознакомиться с «русским опытом» применения данного подхода.
Вторую группу библиографии составляет литература, анализ которой позволил установить корни исторической травмы индейцев. Она включает в себя книги американских исследователей, посвящённые истории нации пуэбло и теме взаимоотношений индейцев с европейцами. Эта группа представлена такими книгами, как «Нация пуэбло: 8 веков истории» Д. Сандо, «Индейцы Северной Америки» Д. Уайта, а также совокупностью работ Р. Брандеса и Т.Н. Пандея, связанных с деятельностью американского антрополога Ф.Г. Кушинга. Анализ этой группы библиографии позволил нам составить образ индейца в глазах белого человека, выявить основные черты отношений «белый человек - индеец пуэбло».
Третья группа библиографии посвящена непосредственно изучению исторической травмы, нанесённой индейцам США. Эта тема представлена небольшим количеством трудов, авторами которых являются М. Брейв Харт, К.Х. Легтерс и др. и в большинстве случаев являются результатом «психологического» подхода к исследованию травмы.
Объект исследования - коммеморативные практики индейцев пуэбло.
Предмет исследования - роль коммеморативных практик индейцев пуэбло как способа «проработки» коллективной исторической травмы.
Цель исследования: определить роль коммеморативных практик в преодолении сегодняшних проблем в индейских резервациях пуэбло.
Задачи:
1) Охарактеризовать политику европейцев по отношению к индейскому населению пуэбло в эпоху колониализма;
2) Выяснить, каким образом связаны сегодняшние социальноэкономические проблемы в индейских резервациях пуэбло и историческая травма;
3) Установить функции коммеморативных практик пуэбло в преодолении исторической травмы.
Хронологические рамки. В работе рассматривается два периода. Первый обозначается нами как эпоха колониализма (XVII - XIX вв). Данные хронологические рамки позволяют выявить корни исторической травмы. Второй период, 2012-2022 годы, - десятилетие, в рамках которого мы рассматриваем, каким образом сегодня проявляется историческая травма.
Территориальные рамки - территория штата Нью-Мексико, юго-запад Соединённых Штатов Америки. Точнее - территория резерваций пуэбло.
Для аналитики исторической травмы индейцев пуэбло нами был проанализирован корпус источников. Были рассмотрены памфлеты, диссертации первых антропологов, исследовавших индейцев пуэбло. Анализ памфлетов и писем американского антрополога Ф.Г. Кушинга позволил установить, какая модель отношений была свойственна для пуэбло и белых людей в XIX в. Благодаря этим источникам мы также выяснили, какую роль в жизни индейца играли религиозные представления. Другая группа источников позволила нам составить представление о текущей ситуации в резервациях пуэбло. В эту группу вошли законодательные акты, информационные бюллетени, официальные пресс-релизы, опубликованные на сайтах государственных структур. Ко всему вышеперечисленному нами были проанализированы статистические данные, репрезентирующие сегодняшнюю экономическую ситуацию в резервациях. Особенное внимание мы уделили публицистике - статьям, посвящённым теме неравенства и существующим проблемам в резервациях.
Методологическая база исследования опирается на исследовательский подход trauma studies, который подразумевает аналитику исторической травмы, нанесённой индейцам, посредством изучения «истоков» этой травмы и её сегодняшних проявлений.
Методы:
1) Историко-описательный метод позволил систематизировать исторический материал в форму текста. В данной работе произведена попытка восстановить историческую действительность на территории США, связанную с приходом европейцев (на заре и во времена расцвета колониализма);
2) Историко-генетический метод позволил посредством анализа взаимоотношений индейца и пуэбло в эпоху расцвета колониализма установить истоки исторической травмы;
3) Дискурс-анализ позволяет рассмотреть, каким образом историческая травма воспринимается американским обществом сегодня. Посредством дискурс-анализа публицистических источников, информационных бюллетеней, современных коммеморативных практик в виде интернет- ресурсов были установлены функции коммеморативных практик как способа «проработки» травмы.
Научная новизна заключается в оценке роли коммеморативных практик как способа преодоления коллективной исторической травмы.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, две главы (каждая из которых состоит из двух подразделов) и заключения.
Историческая травма, нанесённая индейцам пуэбло в эпоху колониализма, не прошла бесследно для этого народа. В ходе исследования мы выяснили, что привело к её возникновению, каким образом она проявляется в настоящее время и каковы масштабы этих проявлений. Изучив «истоки» исторической травмы посредством анализа научноисследовательской литературы по данной проблематике и источников, нами были описаны определённые моменты взаимоотношений европейцев и индейцев пуэбло на заре и в расцвет колониальных отношений. Так, мы выяснили, что особенный отпечаток оставили именно запреты на религию и культуру, которые характерны ещё для XVII века - времени, когда на территории пуэбло господствовали испанцы. Из -за запрета на свободное вероисповедание индейцы пуэбло подняли против испанцев восстание, после которого коренное население ещё долго продолжалась боролось с первыми европейцами. Именно во время этой борьбы ранее консолидированные пуэбло стали разрозненными: кто-то примкнул к испанцам, кто-то сражался против.
С приходом «другого» белого человека, со смещением «фронтира» на юго-запад индейцы пуэбло подверглись большей культурной дискриминации со стороны американцев. Дискриминация эта, как мы выяснили, оправдывалась на всех уровнях. Анализ источников, связанных с деятельностью антропологов, показал, что к индейцам относились как к «дикому народу». Белый человек стремился «оцивилизовать» индейца и «приучить» его к европейским культурным ценностям. Привычный мир индейца начал разрушаться с приходом испанцев и продолжил при других белых людях. Политика европейцев, направленная на искоренение культуры коренного населения, на уничтожение первоначальной коллективной идентичности индейцев пуэбло привела к тому, что индейцы по сей день не могут оправиться от событий прошлого.
Проанализировав источники, связанные с современной ситуацией в индейских резервациях штата Нью-Мексико, мы сделали вывод о том, что историческая травма сегодня проявляется в виде «disparities». Категория «disparities» («неравенство») появляется в источниках самого разного вида: в публицистике, в законодательных актах, в пресс-релизах политиков и др. Посредством анализа статистических данных, информации о сегодняшнем положении внутри резерваций пуэбло, мы выяснили, что disparities в действительности представляет собой реально ощутимую проблему, которая имеет место быть в областях здравоохранения, образования, экономики. В резервациях актуальны проблемы злоупотребления алкоголем, наркотическими веществами. Проблема неравенства признаётся официально и преодолевают её с помощью специальных структур, дополнительного финансирования, создания программ. Однако проблема неравенства остаётся актуальной по сей день и в пандемию коронавируса только обострилась. Аналитика современной ситуации на территории резерваций пуэбло позволила нам сделать вывод о том, что ситуация напрямую связана с тем, что пережили индейцы в прошлом. Коренное население было лишено своей идентичности. Европейцами навязывался другой культурный образец, который нисколько не совпадал с тем исконным образцом, что имели пуэбло.
Исходя из того убеждения, что историческая травма была нанесена индейцам пуэбло покушением на его идентичность, мы предположили, каким образом сегодня эта травма преодолевается. На наш взгляд, у современного проживания травмы существует важная цель - восстановления первоначальной идентичности, воссоздание первоначального культурного образца. Коммеморативные практики как способ сохранения памяти здесь играют важную роль. Нами были выделена две основные функции коммеморативных практик, связанных с пуэбло - функцию
«консолидирующую» - возвращение единства внутри сообщества индейцев пуэбло и функцию «восстанавливающую» - воссоздание культурного образца, который долгое время разрушался усилиями «белого человека».
В ходе анализа коммеморативных практик нами были сделаны следующие выводы. Сегодня коммеморативные практики, создающиеся по инициативе «сверху», в большинстве своём представляют собой реакцию на общественный запрос и политический инструмент, с помощью которого власти манипулируют общественным мнением. Пример с Национальным месяцем наследия американских индейцев показал, каким образом коммеморация может служить политикам в качестве инструмента политической стратегии.
В ходе изучения других коммеморативных практик индейцев пуэбло нами был сделан вывод, что самым эффективным способом (с точки зрения его эффекта в преодолении исторической травмы) коммеморации являются религиозные практики. Религия является неотъемлемой часть мироощущения индейца. В эпоху колониализма эту часть европейцы пытались искоренить, что нанесло ощутимый моральный ущерб коренному населению. Восстановление первоначальной коллективной идентичности через возвращение к религиозным практикам есть форма коммеморации. В этом индейцам помогает закон NAGPRA, согласно которому важные предметы, останки предков, хранившиеся столетиями в музеях, университетах, должны вернуться к индейцам. Как показывает практика, этот закон действительно эффективный, однако довольно болезненный. Некоторые американцы не согласны с тем, что нужно возвращать собственность музеев индейцам. На основании этого нами был сделан вывод о том, что по-настоящему эффективный способ проработки исторической травмы зачастую воспринимается обществом с сопротивлением.
С приходом «другого» белого человека, со смещением «фронтира» на юго-запад индейцы пуэбло подверглись большей культурной дискриминации со стороны американцев. Дискриминация эта, как мы выяснили, оправдывалась на всех уровнях. Анализ источников, связанных с деятельностью антропологов, показал, что к индейцам относились как к «дикому народу». Белый человек стремился «оцивилизовать» индейца и «приучить» его к европейским культурным ценностям. Привычный мир индейца начал разрушаться с приходом испанцев и продолжил при других белых людях. Политика европейцев, направленная на искоренение культуры коренного населения, на уничтожение первоначальной коллективной идентичности индейцев пуэбло привела к тому, что индейцы по сей день не могут оправиться от событий прошлого.
Проанализировав источники, связанные с современной ситуацией в индейских резервациях штата Нью-Мексико, мы сделали вывод о том, что историческая травма сегодня проявляется в виде «disparities». Категория «disparities» («неравенство») появляется в источниках самого разного вида: в публицистике, в законодательных актах, в пресс-релизах политиков и др. Посредством анализа статистических данных, информации о сегодняшнем положении внутри резерваций пуэбло, мы выяснили, что disparities в действительности представляет собой реально ощутимую проблему, которая имеет место быть в областях здравоохранения, образования, экономики. В резервациях актуальны проблемы злоупотребления алкоголем, наркотическими веществами. Проблема неравенства признаётся официально и преодолевают её с помощью специальных структур, дополнительного финансирования, создания программ. Однако проблема неравенства остаётся актуальной по сей день и в пандемию коронавируса только обострилась. Аналитика современной ситуации на территории резерваций пуэбло позволила нам сделать вывод о том, что ситуация напрямую связана с тем, что пережили индейцы в прошлом. Коренное население было лишено своей идентичности. Европейцами навязывался другой культурный образец, который нисколько не совпадал с тем исконным образцом, что имели пуэбло.
Исходя из того убеждения, что историческая травма была нанесена индейцам пуэбло покушением на его идентичность, мы предположили, каким образом сегодня эта травма преодолевается. На наш взгляд, у современного проживания травмы существует важная цель - восстановления первоначальной идентичности, воссоздание первоначального культурного образца. Коммеморативные практики как способ сохранения памяти здесь играют важную роль. Нами были выделена две основные функции коммеморативных практик, связанных с пуэбло - функцию
«консолидирующую» - возвращение единства внутри сообщества индейцев пуэбло и функцию «восстанавливающую» - воссоздание культурного образца, который долгое время разрушался усилиями «белого человека».
В ходе анализа коммеморативных практик нами были сделаны следующие выводы. Сегодня коммеморативные практики, создающиеся по инициативе «сверху», в большинстве своём представляют собой реакцию на общественный запрос и политический инструмент, с помощью которого власти манипулируют общественным мнением. Пример с Национальным месяцем наследия американских индейцев показал, каким образом коммеморация может служить политикам в качестве инструмента политической стратегии.
В ходе изучения других коммеморативных практик индейцев пуэбло нами был сделан вывод, что самым эффективным способом (с точки зрения его эффекта в преодолении исторической травмы) коммеморации являются религиозные практики. Религия является неотъемлемой часть мироощущения индейца. В эпоху колониализма эту часть европейцы пытались искоренить, что нанесло ощутимый моральный ущерб коренному населению. Восстановление первоначальной коллективной идентичности через возвращение к религиозным практикам есть форма коммеморации. В этом индейцам помогает закон NAGPRA, согласно которому важные предметы, останки предков, хранившиеся столетиями в музеях, университетах, должны вернуться к индейцам. Как показывает практика, этот закон действительно эффективный, однако довольно болезненный. Некоторые американцы не согласны с тем, что нужно возвращать собственность музеев индейцам. На основании этого нами был сделан вывод о том, что по-настоящему эффективный способ проработки исторической травмы зачастую воспринимается обществом с сопротивлением.





