Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КРЕДИТОВАНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ (КФХ): РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Работа №191077

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств 7
1.1. Особенности кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств 7
1.2. Характеристика видов кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств 11
1.3. Зарубежный опыт кредитования фермерских хозяйств 24
2. Анализ кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств в России 36
2.1. Кредитные продукты и динамика кредитования крестьянских (фермерских)
хозяйств 36
2.2. Формы и масштабы государственной поддержки крестьянских (фермерских)
хозяйств 45
2.3. Кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств в Томской области 60
Заключение 68
Список использованной литературы 73
Приложения 76


Сельское хозяйство, являясь основным звеном агропромышленного комплекса России, оказывает существенное влияние на весь народнохозяйственный потенциал страны, определяет уровень продовольственный безопасности государства и воздействует на социально-экономическую обстановку в обществе.
Обеспечивая страну продуктами питания и промышленным сырьем, сельское хозяйство является в то же время важным заказчиком и потребителем промышленной продукции, формируя, в конечном счете, прибыль в различных отраслях экономики. Поэтому высокий уровень развития сельхозпроизводства, его платежеспособность, возможность и необходимость приобретать и поглощать материально-технические ресурсы, являющиеся продукцией десятков отраслей, влияют на устойчивое развитие всего народнохозяйственного комплекса страны. В связи с этим необходима интенсификация сельскохозяйственного производства, требующая финансовых ресурсов.
В механизме финансового обеспечения сельскохозяйственного производства особое место принадлежит рационально организованной системе кредитования.
В условиях многоукладной экономики нашей страны формирование эффективного и конкурентоспособного аграрного сектора невозможно без развития малых форм хозяйствования, где важнейшая роль отводится крестьянским (фермерским) хозяйствам. В наши дни крестьянские (фермерские) хозяйства содействуют развитию сельскохозяйственного производства, вносят свой вклад в решение проблемы продовольственной безопасности страны. Так, в настоящее время доля крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве зерна составляет более 20%, семян подсолнечника - почти 30%; картофеля - более чем 5%; овощей - чуть более 10%; скота и птицы - чуть меньше 3%; молока - около 4% от общего объема выпуска сельскохозяйственной продукции страны. Кроме того немаловажная роль крестьянских (фермерских) хозяйств связана с решением проблемы занятости на селе, с реализацией потенциала сельских жителей. Так, в условиях сужающегося рынка труда в сельской местности численность занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах составляет около 1,2 млн. человек, включая их членов и наемных работников. Таким образом, крестьянские (фермерские) хозяйства являются не только резервом роста сельскохозяйственного производства, но и одной из наиболее эффективных форм использования земельных, трудовых, материальнотехнических ресурсов в агросфере, обеспечивающей решение важнейших социальных, экономических и других проблем.
Анализ тенденций в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств позволил выявить ряд проблем, присущих всем предприятиям аграрного сектора, однако наиболее остро проявляющихся именно в малых формах хозяйствования. К числу основных проблем, связанных с хозяйственной деятельностью, следует отнести: низкое качество выделяемых земель, острый недостаток специальной техники, дефицит финансовых средств, необходимых для формирования и эффективного ведения деятельности, а также технико-технологического оснащения, трудности в получении кредитов, неразвитость производственной инфраструктуры и отсутствие необходимых каналов реализации сельскохозяйственной продукции. Перечисленные проблемы в сочетании с несовершенством действующего законодательства и отсутствием системы обоснованной государственной политики и регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств существенно ограничивают возможность реализации их потенциала в полной мере.
Сложившееся положение в аграрном секторе России требует государственного вмешательства, что, в свою очередь, означает необходимость усиления государственного регулирования, создания условий для адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, к рынку, обеспечения эффективности их производства с целью насыщения рынка отечественным продовольствием.
Следует отметить, что дальнейшее их развитие позволит вовлечь в производство неиспользуемые в настоящее время сельскохозяйственные ресурсы, будет способствовать усилению конкуренции между различными сельскохозяйственными предприятиями, что, в свою очередь, сможет обеспечить качество производимой продукции, приведет к появлению дополнительных рабочих мест на селе, а также к сокращению ежегодных потерь российских производителей от импортных интервенций продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
В связи с этим возникает необходимость анализа кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств, определения перспектив и направлений государственной поддержки, как в России, так и в регионах.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена: во-первых, необходимостью развития банковского кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств с целью наиболее полного удовлетворения их финансовых потребностей; во-вторых, необходимостью создания в России системы кредитования многоукладного сельского хозяйства, в-третьих, определением форм и масштабов государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств.
Состояние изученности исследования. Изучению проблем функционирования и развития крестьянских хозяйств посвящены труды, представляющие собой теоретическое наследие, выдающихся ученых О.Н. Афанасьева, Г.Н. Белоглазова, Л.А. Дробозина, Ю.Б. Зеленский, В.И. Колесников, Н.К. Колчина, Г.Г. Коробова, Л.П. Кроливецкая, Г.С. Панова и др.
Среди ученых, занимающихся различными теоретическими и методологическими проблемами финансово-кредитных отношений в АПК, следует отметить: В.А. Андреева, М.И. Баканова, И.Г. Балабанова, Г.Д. Богомолову, А.А. Голованова, , А.В. Петрикова, и др.
Проблемы кредитования сельхозпредприятий непосредственно исследовались в работах Л.И. Колычева, Ю.В. Трушина, Р.П. Харебава, А.А. Хандруева, А.И. Хицкова, Е.А. Шкарупа Р.Р. Юняевой, Р.Г. Янбых и др.
Существенный вклад в исследование роли и сущности крестьянских (фермерских) хозяйств в России внесли такие ученые-экономисты, как Ю.С. Баландин, Т.С Бакунина,
A. В.Бердышева, М. Брытков, С.И. Грядов, В.И.Кудряшов, JI.H. Мороз, Х.Фридман и др.
Поиск эффективных механизмов регулирования развития малых форм хозяйствования на селе проводился В.Ф. Башмачниковым, А.И. Кувшиновым, К.В. Копач,
B. В. Милосердовым, П.Е. Подгорбунских, В.Я. Узуном, В.И. Юркиным и др.
Тем не менее, оценивая вклад ученых-экономистов, следует отметить, что в существующих исследованиях проблемы кредитования, перспективы и направления дальнейшего развития крестьянских (фермерских) хозяйств остаются недостаточно изученными, особенно с учетом многообразия экономических условий хозяйствования отдельно взятых регионов. Все это определило постановку цели и задач диссертационного исследования.
Целью исследования является изучение теории и практики и оценки состояния кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств в России и за рубежом, а так же выявление особенностей государственной поддержки.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
• исследовать социально-экономическую сущность и особенности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств;
• изучить отечественный и зарубежный опыт кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств;
• дать оценку государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств как одного из инструментов финансово-кредитной системы;
• оценить действующую практику банковского кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств;
• изучить особенности кредитования и государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Томской области.
Объектом исследования выступила деятельность коммерческих банков и кредитных организаций по кредитованию крестьянских (фермерских) хозяйств.
Предметом исследования явились экономические отношения, возникающие в процессе кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды известных ученых и специалистов по исследуемой проблеме, опыт функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств в зарубежных странах, нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств в России и Томской области.
В качестве информационной базы использовались материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, данные Министерства сельского хозяйства РФ, Департамента социально-экономического развития сел Томской области, материалы периодической печати, а также материалы, размещенные на официальных сайтах сети Интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения , двух глав и семи параграфов. Общий объем работы - 81 страница. В первой главе рассмотрены особенности кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств, основные элементы финансово-кредитной системы, а так же зарубежный опыт фермерского кредитования. Во второй главе проведен анализ кредитных продуктов кредитных организаций, взаимодействующих с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а так же произведен анализ форм и масштабов государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств. В заключительном параграфе указаны особенности кредитования и государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Томской области. Общий список литературы содержит 26 источников, 13 таблиц, 5 рисунков и 3 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в условиях мирового финансового кризиса, а также существенной продовольственной зависимости возникает необходимость повышения эффективности всех отраслей производства, особенно, мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей, где определенная роль отводится крестьянским (фермерским) хозяйствам. Из опыта развитых стран видно, что крестьянские (фермерские) хозяйства являются не только основной формой хозяйствования в аграрном производстве, но и одной из наиболее эффективных форм использования различных видов ресурсов. Однако несовершенство действующего законодательства, отсутствие перспективных направлений и механизма регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств не позволяет в полной мере реализовать их потенциал в условиях современной России.
При этом, несмотря на разную социально-экономическую сущность крестьянского и фермерского хозяйства, на общие проблемы в развитии и значимость для сельского населения, механизм регулирования их развития должен быть основан на единых принципах, методах и инструментах, что позволяет рассматривать их в совокупности как крестьянские (фермерские) хозяйства.
Также значимость крестьянских (фермерских) хозяйств заключается не только в форме предпринимательской занятости на земле, в основе которой лежат частная собственность, средства производства, семейная форма использования труда, но и представляет определенный стиль жизни сельского человека. При этом значимость ведения крестьянского (фермерского) хозяйства особенно возрастает в периоды сложных экономических ситуаций, что подтверждает изменяющуюся роль крестьянских (фермерских) хозяйств в России: в условиях сложной кризисной ситуации роль крестьянских и фермерских хозяйств существенно возрастает, по мере разрешения кризисной ситуации - снижается.
Основными предпосылками, содействующими развитию крестьянских (фермерских) хозяйств являются: производство качественных, доступных по цене продуктов питания, минимизация издержек на производство единицы продукции, возможность самоорганизации и реализации своих предпринимательских способностей, а также увеличение занятости на селе. Однако, основные факторы, сдерживающие развитие крестьянских (фермерских) хозяйств являются: недостаток финансовых ресурсов (в том числе кредитных), необходимых для формирования и эффективного ведения деятельности и отсутствие необходимых каналов реализации сельскохозяйственной продукции.
Соответственно, учитывая высокую экономическую и социальную значимость создания и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств в современной России, содействие их развитию должно быть приоритетной задачей аграрной политики страны, включающей ряд действенных мер по государственной поддержке данной формы хозяйствования.
Механизм развития крестьянских (фермерских) хозяйств должен включать: во- первых, ценовой, налоговый, кредитный и финансовый механизмы стабилизации и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, ориентированные на создание благоприятного климата; во-вторых, правовое, нормативное и информационное обеспечение, направленное на создание эффективной законодательной базы и правового регулирования, содействующих защите интересов отечественных товаропроизводителей и развитию малых форм хозяйствования; в-третьих, инфраструктурное обеспечение, включающее создание развитой системы обслуживания, содействующей формированию устойчивого и эффективного сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования; в-четвертых, механизм контроля и мониторинга, направленный на своевременный учет и анализ отклонений в реализации программы и принятия корректирующих мероприятий.
Ресурсное обеспечение реализации программ содействия развитию крестьянских (фермерских) хозяйств всех уровней базируется на прямой, косвенной и опосредованной поддержке, включающей субсидии, дотации и другие бюджетные средства, преференции, льготы по налогообложению, государственные гарантии при привлечении кредитов, Агро лизинг, формирование инфраструктурной среды, страхование и т.д.
Исследование проблем кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств вызвало необходимость рассмотрения, прежде всего, сущности финансовых потребностей сельхоз товаропроизводителей и факторов, влияющих на их особенности.
Исследование показало, что специфика организационно-экономической среды сельскохозяйственного производства, обусловленная, прежде всего, природноклиматическими условиями, оказывает существенное влияние, как на формирование финансовых потребностей сельского хозяйства, так и на организацию их кредитного обеспечения. Исходя из специфики сельскохозяйственного производства, формы и методы кредитования должны в максимальной мере учитывать следующие особенности кругооборота средств отрасли:
• замедленную оборачиваемость средств на производственной стадии в связи с продолжительным технологическим процессом в земледелии и животноводстве;
• необходимость создания в крупных размерах производственных запасов, что приводит к расходу значительной суммы средств;
• неравномерное нарастание затрат, которое в конце производственного цикла завершается возвратом средств в форме единовременной реализации продукции;
• влияние неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий, приводящих к снижению количественных и качественных показателей сельхозпродукции и прямым убыткам, в результате чего необходимо создание страховых запасов;
• большой удельный вес внутреннего оборота - значительная часть средств производится и потребляется в самом сельском хозяйстве и не проходит товарной и денежной стадий кругооборота.
Названные особенности приводят к специфическим формам организации финансов хозяйственных субъектов аграрной сферы. В течение года у последних образуется сезонный разрыв в сроках осуществления затрат и получения дохода. В этой связи у сельских товаропроизводителей потребность в заемных средствах значительно выше, чем в других отраслях реального сектора экономики.
Становление рыночных отношений в сельском хозяйстве и формирование многоукладной системы хозяйствования на селе потребовало коренных изменений в механизме кредитного обеспечения финансовых потребностей развитию крестьянских (фермерских) хозяйств.
В качестве положительного сдвига в развитии кредитных услуг для крестьянских (фермерских) хозяйств и становлении рыночной системы сельскохозяйственного кредитования можно выделить создание в 2000 году государственного многофилиального сельскохозяйственного банка «Россельхозбанк», на которого возложены функции финансового посредника, специализирующегося на кредитном и расчетно-кассовом обслуживании аграрного сектора экономики, и агента правительства по реализации политики в аграрной сфере. Однако было бы неверно, чтобы право на кредитное обслуживание принадлежало какому-либо одному банку. Сельхоз товаропроизводители должны иметь возможность выбрать банк, у которого будет взят кредит.
Для успешного функционирования единой системы сельскохозяйственного кредитования нужна концепция её развития, включающая всех кредиторов, все виды ссуд и все объекты кредитования. Одновременно необходимо решить вопрос о степени регулируемости государством этой системы и о принципах её организации.
Повышение эффективности банковской системы России связано с активным участием банков в кредитовании реального сектора экономики. По данным банковской статистики, темпы роста самого доходного в настоящее время вида банковских активов - кредитов нефинансовому сектору продолжают расти. Однако, при общем росте объёмов кредитных вложений банков в реальный сектор экономики, кредитные вложения в сельское хозяйство по-прежнему незначительны.
С целью наиболее полного обеспечения финансовых потребностей сельхоз товаропроизводителей можно выделить следующие пути развития кредитных отношений: дальнейшее развитие банковских услуг, как по линии Россельхозбанка, так и других коммерческих банков; изменение государственной политики финансовой и кредитной поддержки с целью создания необходимых условий для стимулирования расширения кредитования в аграрном секторе экономики; развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации в направлении обеспечения финансовых потребностей сельхоз заемщиков и, в первую очередь, фермерских хозяйств и ЛПХ.
Исследование показало, что лизинговые операции для сельхоз товаропроизводителей осуществляет пока ограниченный круг лизинговых компаний и банков. Успешному развитию лизинга в России препятствует ряд обстоятельств:
• ограниченное банковское кредитование лизингодателей в связи с недостаточностью долгосрочных ресурсов;
• недостаточность инфраструктуры лизингового рынка: отсутствие развитой сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников лизингового рынка;
• отсутствие должной системы информационного обеспечения лизинга;
• дефицит квалифицированных специалистов лизинговой деятельности;
• высокая стоимость лизинговых услуг.
Для совершенствования системы предоставления техники по лизингу необходимо: во-первых, отказаться от системы федерального лизинга в его настоящем виде и расширить субсидии на 5-7 летние кредиты; во вторых, учитывая, что большое количество посредников в лизинговых сделках приводит к значительному удорожанию лизинговых платежей, необходимо компенсировать эти затраты по частным лизинговым контрактам; в-третьих, в систему финансирования проектов предоставления техники в лизинг необходимо активнее включать средства банков, функционирующих в регионе, как весьма значительных потенциальных инвесторов этого процесса; в-четвёртых, шире использовать возможности предоставления техники в лизинг через местные администрации, которые лучше всего знают финансовые возможности и потребности сельхозпредприятий. Всё это в конечном счёте приведёт к здоровой конкуренции на рынке лизинговых услуг и снижению уровня платежей за них.
Финансово-кредитная политика государства в отношении развитию крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривает:
• финансовое оздоровление сельхоз товаропроизводителей, проведение комплексной реструктуризации их кредиторской задолженности по платежам в бюджетные фонды;
• государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, льготное кредитование при принципиальном пересмотре его концепции, субсидирование процентной ставки по сезонным займам товаропроизводителей АПК в коммерческих банках;
• привлечение частных инвестиций в АПК;
• учет специфики крестьянских (фермерских) хозяйств и других форм малого предпринимательства;
• стимулирование создания организаций кредитной кооперации.
Осуществление указанных мер, несомненно, будет способствовать развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и таким образом созданию кредитоспособной среды в этом секторе экономики. Однако, наряду с указанными мерами необходима государственная поддержка как Россельхозбанка, так и других Агро ориентированных коммерческих банков, в кредитных портфелях которых кредиты сельскому хозяйству занимают значительный удельный вес.



1. Алексеева С.А. Отечественный и зарубежный опыт финансовой поддержки
сельского хозяйства [Электронный ресурс] // Вестник Финансового университета. 2010. - №3. - 53 С. . - Электрон. версия печат. публ. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt-finansovoy-podderzhki- selskoogo-khozyaystva-1 (дата обращения: 19.06.2016).
2. Бурых Е.С. Зарубежный опыт организации сельскохозяйственного кредитования [Электронный ресурс] // Вестник АГАУ. 2012. №1. - Электрон. версия печат. публ. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-organizatsii-selskohozyaystvennogo- kreditovaniya-1 (дата обращения: 19.06.2016).
3. В 2015 году Россельхозбанк направил на финансирование малого бизнеса в АПК 94 млрд рублей [Электронный ресурс] / Сайт АО «Россельхозбанк, 2000-2016. - URL: http://www.rshb.ru/news/202716// (дата обращения: 16.06.2016)
4. В. Трухачев, И. Скляров, Ю. Склярова Особенности кредитования сельскохозяйственных организаций и совершенствование финансово-кредитного механизма // Экономика сельского хозяйства России №6’15. - 2015. - С. 22-28.
5. Ганжа С.В., Роговский Е.И., Ганжа Н.С. Механизм ипотечного кредитования под
залог земель сельскохозяйственного назначения: классический подход и региональный опыт современной России [Электронный ресурс] // Известия АлтГУ. 2012. №2. -
Электрон. версия печат. публ. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-ipotechnogo- kreditovaniya-pod-zalog-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya-klassicheskiy-podhod-i- regionalnyy-opyt (дата обращения: 19.06.2016).
6. Государственная программа на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Министерство сельского хозяйства РФ, 2002-2016. - URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm (дата обращения: 12.03.2016)
7. Дозорова Т.А. Государственная Поддержка развития малых форм
хозяйствования в сельском хозяйстве [Электронный ресурс] // Вестник Ульяновской ГСХА. 2014. №4 (28). - Электрон. версия печат. публ. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-razvitiya-malyh-form- hozyaystvovaniya-v-selskom-hozyaystve (дата обращения: 19.06.2016).
8. Итоги выполнения Государственной программы за 2015 [Электронный ресурс] //
Официальный интернет-портал Министерство селского хозяйства РФ, 2002-2016. - URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/22047.342.htm (дата обращения:
15.06.2016)
9. Кирпиленко Ю.Ю. Зарубежная практика кредитования предприятий сельского хозяйства и возможность ее использования в России // APRIORI. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. №6.
10. Ковалева, И.В. Лизинг в системе формирования инвестиционного климата / И.В.Ковалева // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2009. - № 8(58). - С.103-105.
11. Кривцова И. Х., Чурсин А. И. Государственная поддержка малых форм
хозяйствования в Пензенской области [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2015. №2-6. - Электрон. версия печат. публ. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malyh-form-hozyaystvovaniya-v- penzenskoy-oblasti (дата обращения: 19.06.2016).
12. Официальный интернет-портал АО «Россельхозбанк» [Электронный ресурс] / Сайт АО «Россельхозбанк, 2000-2016. - URL: http://www.rshb.ru (дата обращения: 10.06.2016).
13. Официальный интернет-портал ПАО «ВТБ» [Электронный ресурс] / ПАО ВТБ, 1997—2016 - URL: www.vtb.ru (дата обращения: 10.06.2016).
14. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс] / ПАО Сбербанк, 1997—2016 - URL: www.sberbank.ru (дата обращения: 10.06.2016).
15. Попова Е.Н., Попова Т.Н., Российский университет дружбы народов / Стимулирование развития кооперации в сельском хозяйстве/ АГРО , 2007, № 7-9 XXI.
..26


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ