Введение 3
1. Настоящее и будущее профессии PR-специалиста
1.1. «Классическая» профессиограмма PR-специалиста 7
1.2. Прогноз развития PR-деятельности в эпоху новых медиа 11
1.3. Дизайнер эмоций как один из вариантов трансформации PR профессии в будущем 14
2. Характеристика программы профессиональной подготовки по направлению «Реклама и связи с общественностью» как программы подготовки профессионалов эпохи новых медиа.
2.1. Характеристика программы профессиональной подготовки по направлению «Реклама и связи с общественностью» в
ТГУ 17
2.2. От PR-специалиста - к дизайнеру эмоций: трансформация профессиональных компетенций.
19
2.3. Концепция имиджа направления «Реклама и связи с общественностью» в ТГУ как программы подготовки одной из профессий будущего - дизайнер эмоций.
21
Заключение 29
Список использованной литературы 33
Приложение 36
Тема трансформации деятельности PR-специалиста в эпоху новых медиа актуальна, как для студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью», так и для потенциальных абитуриентов, поскольку позволяет понять, что ждет PR в будущем и к каким условиям рынка труда надо быть готовым сегодняшним студентам по окончанию вуза.
В настоящее время существует множество определений PR, отражающих наличие самых разных концепций и точек зрения. Public relations в переводе с английского означает «общественные связи», «общественные отношения», «изучение и формирование общественного мнения». Возникновение и «развитие PR было обусловлено законами, традициями и потребностями общества» [14]. Из множества определений этого вида профессиональной деятельности остановимся на определении Эдварда Бернейза: «Паблик рилейшнз» - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот» [3; 52]. Это так называемое «классическое» определение PR. На сегодняшний день суть PR-деятельности остается без изменений, но меняются условия и методы работы. Все большее количество экспертов утверждают, что уже в ближайшем будущем человечество столкнется с кардинальной сменой экономического и общественного уклада. Основатель и президент Всемирного экономического форума Клаус Мартин Шваб в своей речи 20 января 2016 года в Давосе подробно остановился на идее четвертой промышленной революции. По мнению М. Шваба, в ближайшем будущем нас ожидают перемены такого масштаба и такой сложности, каких человечеству еще никогда не доводилось испытывать. В долгосрочной перспективе новый технологический переход может привести к революционному прорыву в эффективности и производительности труда и росту экономики. Эти изменения случатся под влиянием ускоренного развития технологий и сопутствующих социальных измененийх [22].
В связи с ускоренными темпами развития технологий в экономической теории появилось такое понятие как «цифровая экономика». По мнению директора направления «Молодые профессионалы» АСИ, руководителя Центра компетенций «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика» Дмитрия Пескова современная экономика стала более сложной в связи с появлением большого количества новых отраслей, оборудования и профессий. Главной задачей в современном образовании высшей школы является формирование новых компетенций в цифровой экономике и обеспечение выпускников «цифровой грамотностью» [28]. Спрос на специалистов, обладающих новыми компетенциями, растет в каждой отрасли год от года, поэтому обучение данным компетенциям на базе высшей школы должно носить массовых характер. «На основе актуальных и перспективных требований к ключевым компетенциям цифровой экономики и будут формироваться требования к стандартам, проектированию и реализации программ всех уровней образования: школ, колледжей, вузов» [35].
«Беспроводные сети не просто делают нашу жизнь насыщеннее и удобнее - они меняют ее самым фундаментальным образом, и уже сегодня мы находимся на пороге нового этапа человеческой эволюции» [21]. Интернет - ключевой катализатор информационной революции, и эта новая среда даёт огромные возможности. Сегодня сфера коммуникации и PR все больше погружается в digital. Развитие социальных сетей повлияло и на выстраивание работы в данном направлении. По мере развития социальных медиа и понимания важности этой среды для общения с потребителями компаниями менялась и практика работы PR-специалистов. На сегодняшний момент новые медиа - это высокоэффективная среда для выстраивания коммуникаций с клиентами, важная часть внешних коммуникаций любого базисного субъекта.
Все вышеназванные факторы позволяют нам полагать, что будущие PR- специалисты в дальнейшем могут быть востребованы в том числе и как носители профессиональных компетенций так называемых «профессий будущего», которые, по мнению команды представителей Московской школы управления СКОЛКОВО, появятся и будут востребованы на рынке труда уже к 2020 году. Среди профессий будущего к области PR-деятельности можно отнести следующие профессии: дизайнер виртуальных миров, продюсер смыслового поля, дизайнер эмоций, инфостилист, редактор агрегаторов контента, координатор программ развития сообществ, менеджер по управлению онлайн- продажами и др. В рамках данного исследования рассмотрена одна из таких профессий - дизайнер эмоций.
Сегодня тема трансформации PR-профессии в будущем становится всё более популярной. Будущему PR посвящен доклад Российской ассоциации по связям с общественностью [13]. Михаил Бочаров, Александр Чумиков, Мария Тишкова размышляют на эту тему в книге «PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0» [6]. Во всех этих источниках конструируется будущее PR в условиях информационно-коммуникативного общества, описанного в трудах М. Кастельса («Информационное общество») [16], Жака Аттали («Краткая история будущего») [2], Элвина Тоффлера («Третья волна») [34], Уильяма Митчелла («Я++: Человек, город, сети») [21] и др.
Несмотря на богатый материал исследований по развитию PR-деятельности тема ее трансформации в те или иные профессии будущего остается малоизученной. С наступлением цифровой эпохи возникло противоречие между классическими (досетевыми) представлениями о PR-деятельности и новыми требованиями к этой деятельности, возникшими в условиях сетевого информационно-коммуникативного общества. В связи с этим проблема, решаемая в данном исследовании, заключается в недостаточности теоретического обоснования изменений, которые происходят с профессией PR-специалиста и связанных с этим изменений в программе профессиональной подготовки «Реклама и связи с общественностью» в эпоху новых медиа.
Цель данного исследования - дать теоретическое обоснование качественным изменениям деятельности PR-специалиста в эпоху новых медиа на примере профессии будущего «дизайнер эмоций» и разработать концепцию имиджа направления «Реклама и связи с общественностью» в ТГУ как программы подготовки по данной профессии будущего. Дизайнер эмоций представляет собой специалиста, который разрабатывает и создает эмоциональный фон контента таким образом, чтобы у пользователя во время знакомства с контентом возникали конкретные ощущения и эмоции.
Объектом исследовательской деятельности является процесс изменений в деятельности PR-специалиста в эпоху новых медиа.
Предметом - особенности имиджа программы профессиональной подготовки по направлению «Реклама и связи с общественностью» в ТГУ как программы подготовки по одной из профессий будущего - дизайнер эмоций.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Описать «классическую» профессиограмму PR-специалиста.
2. Дать прогноз развития PR-деятельности в эпоху новых медиа.
3. Рассмотреть профессию дизайнер эмоций как один из вариантов трансформации PR профессии в будущем.
4. Описать характеристику программы профессиональной подготовки по направления «Реклама и связи с общественностью» в ТГУ.
5. Описать трансформацию профессиональных компетенций классического PR- специалиста - к дизайнеру эмоций.
6. Рассмотреть концепцию имиджа направления «Реклама и связи с общественностью» в ТГУ как программы подготовки одной из профессий будущего - дизайнер эмоций.
Методологической базой данного исследования являются положения социокультурного подхода (П. А. Сорокин, Т. Парсон, Р. Мертон), который заключается в представлении субъекта или объекта в контексте системы ценности и норм культуры. В данной работе социокультурный подход позволяет представить процесс изменений в деятельности PR-специалиста в культуре информационно-коммуникативного общества. Социально-контруктивистский подход (П. Бергер, Т. Лукман) к исследованию, проводимому в рамках данной ВКР, выражается в том, что профессиональная деятельность представляется как процесс, не просто оказывающий непосредственное влияние на социальную реальность, а проектирует ее.
В ходе работы были применены такие методы как анализ теоретического материала, метод аналогии, дедукции, обобщения и описания.
Настоящее исследование имеет структуру работы научно-исследовательского типа и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, заключения и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы ВКР, охарактеризована степень разработанности проблемы, определены предмет и объект исследования, поставлены цель и задачи, дано описание новизны темы и практическая значимость работы.
В первой теоретической главе описывается настоящее и будущее PR-деятельности, профессиограмма PR-специалиста, а также дается характеристика профессии «дизайнер эмоций».
Во второй практической главе проектируется имидж направления «Реклама и связи с общественностью» в ТГУ как программы подготовки одной из профессий будущего - дизайнер эмоций.
В заключении ВКР сформулированы теоретические и практические выводы исследования.
Практическим результатом является разработка информационных материалов для абитуриентов, транслирующих имидж направления «Реклама и связи с общественностью» в ТГУ как программы подготовки одной из профессий будущего - дизайнер эмоций. Информационные материалы помогут лучше разобраться в возможностях, которые предоставляет образование по направлению «Реклама и связи с общественностью», с точки зрения применения своих профессиональных компетенций на рынке труда будущего.
XXI век по праву можно по праву назвать веком PR-технологий, поскольку «конструкция паблик рилешнз зиждется на социологических и психологических, философских, коммуникационных, политологических и иных основаниях, гармонично соединяя в себе достижения специфических отраслей человеческого знания» [11; 405]. На сегодняшний день в развитие PR-отрасли вкладывают миллиарды долларов и эти цифры гораздо больше, по сравнению с инвестициями, вкладываемыми в фундаментальные науки. Данный факт имеет место быть на всех законных основаниях в силу того, что знания PR имеют синтетический характер, так как PR «есть уникальный научный феномен, возникший и утвердившийся на стыке многих дисциплин» [11; 405].. Важно отметить, что связи с общественностью «являются неотъемлемой частью системы управления любой организованной формой деятельности. При этом философия, общая концепция, стратегия, тактика и методы связей с общественностью остаются достаточно схожими, какая бы конкретная цель не ставилась» [8; 12]. Все теоретические материалы и гипотезы разрабатываемые в области PR в срочном порядке переходят к практическим испытаниям. Данные факторы способствуют росту и развитию PR-деятельности семимильными шагами.
Профессия специалиста по связям с общественностью находится в постоянной эволюции. Этому явлению способствует стремительное развитие в области инновационных технологий, а также ускорение темпов развития цифровой экономики. В связи со стремительным развитием экономики и появлением количества новых отраслей возникла потребность в появлении новых профессий. В связи с этими изменениями родился спрос на специалистов, обладающих новыми компетенциями, которые будут отвечать требованиям новых профессий будущего в области связей с общественность.
Данная работа была построена на рассмотрении одной из профессии будущего - дизайнер эмоций. В своем исследовании мы дали теоретическое обоснование качественным изменениям деятельности PR-специалиста в эпоху новых медиа на примере профессии будущего «дизайнер эмоций», а также разработали концепцию имиджа направления «Реклама и связи с общественностью» в ТГУ как программы подготовки по данной профессии.
В ходе исследования в первой главе был проведен анализ классической профессиограммы PR-специалиста, был дан прогноз развития PR-деятельности в эпоху 28
новых медиа и рассмотрена профессия будущего - дизайнер эмоций - как один из вариантов трансформации будущего PR-специалиста. По данной части исследования были сделаны следующие выводы:
1. Настоящий PR-специалист должен обладать организаторскими и ораторскими способностями, высоким уровнем коммуникабельности и стрессоустойчивости, быть харизматичной личностью и иметь личное обаяние, обладать способностью умением работать в команде, иметь хорошую эрудированность и глобальные познания в области психологии, менеджмента, политики, экономики, социологии, правоведения, а также владеть отличными знаниями иностранного языка. Также стоит отметить, что главной целью деятельности PR-специалиста должно быть создание эффективной системы коммуникационных каналов по взаимодействию между организацией и общественной средой;
2. С развитием высоких технологий, а также с появлением такой новой отрасли как «цифровая экономика» перед современной PR-деятельностью начинают ставиться новые задачи. В связи с этими явлениями происходит возникновение новых профессий. Таким образом, PR специалист, который расширяя свою базу знаний, имеет большой потенциал стать профессионалом широкого профиля и получить работу в новых профессиях будущего;
3. Классический PR-специалист сейчас, «дизайнер эмоций» завтра должен
уметь разрабатывать коммуникационную стратегию, а именно сбор информации, анализ ситуации. В этом ему помогут владение следующими компетенциями: умение планировать и организовывать, и проводить под контролем коммуникационные кампании и мероприятия, владеть навыками по организации и оперативному планированию своей деятельности и деятельности фирмы, способность организовывать и проводить
маркетинговые и социологические исследования, способность владеть навыками написания аналитических справок, обзоров и прогнозов. Будущий «дизайнер эмоций» он же профессионал широкого профиля должен знать методы работы с большими объемами информации, с открытыми данными государственных органов, коммерческих и некоммерческих структур, владеть технологиями работы с бесплатными и платными поисковыми сервисами. Также стоит подчеркнуть, что высокоэффективному специалисту необходимы глубокие знания психологии, для эффективного управления ощущениями и эмоциями общества.
Из хода написания второй главы, в которой была проведена характеристика программы профессиональной подготовки по направлению «Реклама и связи с общественностью» ТГУ, а также была представлена трансформация профессиональных компетенций от PR-специалиста до дизайнера эмоций и описана концепция имиджа направления «Реклама и связи с общественностью» в ТГУ как программы подготовки профессии будущего дизайнер эмоций, были выделены следующие выводы:
1. Выпускник ТГУ, обучившийся по специальности «Реклама и связи с
общественностью» может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: рекламно-информационную, проектную, рыночно-исследовательскую, управленческую, прогнозо-аналитическую. Также
выпускники данной программы обучения осваивают такие приемы и методы как: имиджмейкинг, event-менеджмент, приемы политического и бизнес- консультирования, работы с социальными медиа, экспертизы PR и рекламных продуктов. Таким образом, выпускник ТГУ, освоивший программу бакалавриата по специальности Задачами выпускника в своей профессиональной деятельности являются - коммуникационная, проектная, организационно-управленческая, рекламно-информационная, прогнозо¬
аналитическая и рыночно-исследовательская. Стоит отметить, что по результатам освоения общей программы обучения бакалавриата по направлению «Реклама и связи с общественностью» выпускник приобретает общекультурные и профессиональные компетенции.
2. Профессионал будущего в области PR - дизайнер эмоций, должен уметь разрабатывать коммуникационную стратегию, а именно сбор информации и анализ ситуации. В этом ему помогут владение следующими компетенциями: умение планировать и организовывать, и проводить под контролем коммуникационные кампании и мероприятия, владеть навыками по организации и оперативному планированию своей профессиональной деятельности и в работе над проектами, способность организовывать и проводить маркетинговые и социологические исследования, способность владеть навыками написания аналитических справок, обзоров и прогнозов. Будущий «дизайнер эмоций» он же профессионал широкого профиля должен знать методы работы с большими объемами информации, с открытыми данными государственных органов, коммерческих и некоммерческих структур, владеть технологиями работы с бесплатными и платными поисковыми сервисами. Также стоит подчеркнуть, что высокоэффективному специалисту профессии «дизайнер эмоций» необходимы глубокие знания психологии, для эффективного управления ощущениями и эмоциями общества. Все вышеперечисленные знания можно получить, обучаясь по специальности «реклама и связи с общественностью».
3. Из проделанного анализа можно увидеть, что направление «Реклама и связи с общественностью» в Томском Государственном Университете имеет высокий имидж и дает своим выпускникам отличную базу знаний и овладение высокоэффективными умениями и навыками, которые пригодятся не только в работе по профилю, но и при работе в других профессиях. Также очень важным является подготовка по иностранному языку, после которой выпускник специальности «Реклама и связи с общественностью» сможет найти работу не только на отечественном, но и на зарубежном рынке труда. Данная картина отлично работает на имидж ТГУ, как вуза, который выпускает высококвалифицированных специалистов в области рекламы и PR-технологий, а также занимает высокую позицию в российском и мировом рейтинге вузов.
Данный анализ дает нам право полагать, что учебная база, которая дается студентам при обучении по специальности «Реклама и связи с общественностью» в ТГУ дает все знания и навыки для того, чтобы трансформироваться из классического PR- специалиста в дизайнера эмоций.
1. Атлас профессий [Электронный ресурс] режим доступа: http://atlas100.ru (дата обращения 03.03.18).
2. Аттали Жак. «Краткая история будущего», Издательство: Питер, 2014 г. с.129
3. Бернейз Э. Л. Кристализация общественного мнения: Пер. с англ. - Москва: ООО «И.Д.Вильямс», 2015. С.3-68.
4. Бердинских М.В. Формирование имиджа организации: социологический анализ: дис.. канд.социол.наук. Екатеринбург, 2012. С.24.
5. Борисов Б.Л. «Технологии рекламы и PR» Москва, 2001 С. 15.
6. Бочаров М., Чумиков А., Тишкова М. «PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0», Москва: Альпина Паблишера, 2010 С.7-13.
7. Буари Ф. Паблик рилейшнз, или Стратегия доверия./Ф. Буари. - М.: ИНФРА-М, 2001 г. С.10-25.
8. Варакута С.А. Связи с общественностью: Учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2009. С.6-14.
9. Галлимуллина Н.М. Восприятие образа профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью у обучающихся и работодателей//Интернет- журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) [Электронный ресурс] режим доступа http://naukovedenie.ru/PDF/144PVN415.pdf (дата обращения 03.06.18).
10. Глоссарий. Психологический словарь [Электронный ресурс] режим доступа:
http://www.psychologies.ru/glossary/15/professiogramma/ (дата обращения 02.03.18).
11. Галумов Э.А. Основы PR. - Москва: Летопись XXI, 2004. С.340-368; С.405-407.
12. Грунт Е.В., Елисеева Е.С. «Имидж профессии и образ молодых преподавателей вузов: особенности взаимодействия»// Социальная философия и социология, 2015 С.46.
13. Доклад о будущем коммуникаций [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.raso.ru/news/24128/ (дата обращения 15.05.18).
14. Загородников A. PR вчера и сегодня// журнал «Обозреватель-Observer»
[Электронный ресурс] режим доступа:
http://observer.materik.ru/observer/N1_2012/028_046.pdf (дата обращения: 07.02.18).
15. Катлип М. Скотт, Сентер X. Аллен, Брум М. Глен. Паблик Рилейшенз. Теория и практика Учебное пособие. — 8-е изд.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2003. — 624 с...40