Введение 3
1. Нормативно-правовое регулирование иммиграционной политики Германии и
основные этапы: миграция из стран Югославии и Турции (1955-2000-е гг.) 12
1.1 Нормативно-правовое регулирование иммиграционной политики Германии и
основные этапы 12
1.2 Иммиграция турков в Германию: этапы и проблемы (1955-2000-е гг.) 21
1.3 Иммиграция из Югославии: этапы и проблемы (1955-2000-е гг.) 30
2. Интеграционная политика Германии (1970-2000-е гг.) 43
2.1 Основные этапы и методы интеграционной политики Г ермании 43
2.2 Интеграция иммигрантов из Турции: этапы и особенности 57
2.3 Интеграция иммигрантов из стран Югославии: этапы и особенности 61
Заключение 67
Список использованных источников и литературы
Миграционные процессы на сегодняшний день стали самым всеобъемлющим явлением в мире. Процесс глобализации сделал международную миграцию проблемой, с которой сталкиваются все страны в мире. В особенности страны Европейского союза. Германия на сегодняшний день является одним из самых популярных направлений для мигрантов - около 23 миллионов человек имеют миграционные корни: 12 миллионов граждан ФРГ с миграционным прошлым и 11 миллионов иностранцев. В том числе страна является лидером ЕС по числу предоставления убежища беженцам. Для эффективного регулирования миграционных процессов начиная с 1950 года ФРГ начинает разрабатывать иммиграционную политику, которая прошла определенную эволюцию. Проанализировав иммиграционную политику ФРГ во второй половине XX века, можно выделить основные этапы ее эволюции: первый этап (1950 - 1970-е гг.) - «немецкое экономическое чудо», нехватка низкоквалифицированных дешевых рабочих рук, начало вербовки иностранных трудовых мигрантов, в основном из Турции и стран Восточной Европы (Югославия); второй этап (1970 - 1990-е гг.) - спад экономики Германии, ротация рабочих мигрантов, их репатриация, миграция по линии воссоединения семьи, иммиграционная политика в области иммиграции поздних переселенцев (этнических немцев), беженцев (особенно из Югославии); третий этап (1990 - 2000-е гг.) - интеграционная политика Германии. Рассмотрев основные этапы иммиграционной политики ФРГ во второй половине XX века, можно сделать вывод, что в Германии сменилось три концепции: ассимиляции (полное принятие мигрантом культуры общества принимающей страны), ротации гастарбайтеров (приезжие рабочие пребывают на определенный срок, после окончания работы возвращаются на родину), мультикультурализма (принятие принимающей страной этнического и культурного разнообразия мигрантов). Таким образом, можно констатировать факт, что иммиграционная политика ФРГ на данный момент времени включает два направления: нормативно-правовое регулирование миграции и интеграционная политика. Стоит также отметить, что в исследовательской работе дана оценка эффективности иммиграционной политики ФРГ, которая основывалась на двух индексах: всеобщий индекс иммиграционной политики (Migration Government Index), который показал, что иммиграционную политику можно оценивать, как «развитую»; индекс политики интеграции мигрантов (Migration Integration Policy Index).
Актуальность темы обусловлена несколькими факторами:
1. На сегодняшний день государства сталкиваются с новыми глобальными вызовами. Одним из таких вызовов является активизация иммиграционных процессов. По этой причине государственные структуры ищут новый более эффективный подход для регулирования иммиграции, разрабатывая усовершенствованную иммиграционную политику. Германия представляет наглядный пример эволюции политики в сфере иммиграции;
2. Во второй половине XX века Германия становится одним из важнейших импортеров трудовых ресурсов в Европе. Именно с 1950-х годов ФРГ начинает вербовку трудовых мигрантов из Турции и Югославии. Самыми многочисленными потоками трудовых мигрантов отличалась Турция. С 1970-1990-х годов в Германию пребывало большое количество беженцев из Югославии и курдов из Турции. На данный момент времени Германия занимает первое место в Европейском союзе по количеству проживающих иностранцев - 23 миллионов человек. В Германии до сих пор существует проблема регулирования миграционных потоков, в особенности нелегальной миграции. На данный момент времени Германия сталкивается с большим потоком беженцев из Украины - по данным за 2022 год в Германию прибыло около 970 тысяч беженцев. Существует также проблема интеграции мигрантов в немецкое общество, в особенности мигрантов из таких стран, как Турция, поскольку их культура резко отличается от культуры местного населения. Проанализировав этапы становления иммиграционной политики ФРГ, можно спрогнозировать следующие действия к улучшению иммиграционной ситуации в стране. Также можно сделать выводы о том, какая модель иммиграционной политики больше всего подходит Германии на современном этапе;
3. Иммиграция из Югославии и Турции является наиболее показательным примером применения иммиграционной политики ФРГ на каждом этапе, поскольку каждая из этих двух стран-доноров предоставляла разные виды иммигрантов: трудовые мигранты (Югославия и Турция), беженцы (распад Югославии и курдская проблема Турции), этнические немцы (Югославия), а также студенты. Анализ интеграционной политики Германии на примере иммигрантов из Югославии и Турции также является наиболее интересным, поскольку интеграция иммигрантов из каждой страны проходила по-разному. Тенденция к быстрой интеграции и даже ассимиляции в основном наблюдается у мигрантов из Югославии в силу европеизации общества. В то же время мигранты из Турции сложнее интегрируются в местное немецкое общество, поскольку исповедуют другую религию (ислам), имеют отличные культурные обычаи (например, женщина занимается бытом). Анализ интеграции и иммиграции мигрантов из столь разных стран может стать показателем к дальнейшему преобразованию и улучшению иммиграционной политики ФРГ;
4. Стоит также отметить, что несмотря на все попытки выработать иммиграционную политику на наднациональном уровне (на уровне Европейского союза), поиск ответов на иммиграционные вызовы на деле происходит на национальном уровне. По этой причине актуально рассмотрение опыта Германии, как страны с наиболее выраженными иммиграционными процессами среди стран-членов ЕС.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает иммиграционная политика Германии.
Предмет исследования - Иммиграционная политика Германии в отношении граждан Турции и Югославии в период с 1955 по 2000-е гг.
Хронологические рамки исследования охватывают временной период с 1955 по 1990 г. (период Западной Германии - ФРГ) и с 1990 по 2000-е гг. (период объединенной Германии).
Следует отметить, что исследование не охватывает анализ иммиграционной политики Германской Демократической Республики (ГДР), поскольку иммиграционные потоки в данный период времени были незначительны.
Нижняя граница исследования обусловлена первым подписанным трудовым двусторонним соглашением с Италией (1955 г.), с чего и начинается дальнейшая вербовка иностранных трудовых мигрантов.
Верхняя граница исследования обусловлена тем, что принятые в 1990-е годы нормативно-правовые акты затрагивали период времени 2000-х годов. К тому же, в первые годы 2000-х были приняты основополагающие документы сформировавшейся современной иммиграционной политики Германии (например, Закон «Об иммиграции» 2005 г.). В 2008 году Европу охватывает мировой экономический кризис 2008 года, из-за чего иммиграционная политика ФРГ меняется кардинально, и старые законы утрачивают свою силу.
Цель исследования - определить степень эффективности иммиграционной политики Германии на разных этапах ее развития в период с 1955 по 2000-е годы.
В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:
1. Определить основные этапы иммиграционной политики в ФРГ (1955-1990 гг.) и объединенной Германии (1990-2000-е гг.), проследить динамику;
2. Проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие иммиграционные процессы в Германии;
3. Проследить влияние иммиграционных процессов из стран Югославии и Турции на формирование иммиграционной политики Германии и наоборот;
4. Исследовать практику интеграции иммигрантов в немецкое общество;
5. Определить механизмы и методы определения эффективности иммиграционной политики Германии.
Преимущественным методом исследования является метод контент-анализа для анализа нормативно-правовых актов в области иммиграционной политики ФРГ, к которым относятся такие документы, как Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г., в котором прописаны основные принципы регулирования миграционных процессов и определения статуса мигрантов. Документ является основополагающим нормативно-правовым актом в сфере гражданских прав мигрантов (предоставление вида на жительства, правила натурализации). Данным методом мной были также проанализированы документы, регулирующие отдельные сферы жизни мигрантов в Германии: Auslandergesetz 1965 (закон регулирующий пребывание мигрантов, трудовую иммиграцию и ротацию трудовых мигрантов), der Internationale Integrationsplan 2007 (официальный план по интеграции иммигрантов в Германии, выработал основные этапы мультикультурной интеграции). Также в работе был проанализирован закон Anwerbestopp 1973, в котором прописаны основные пункты приостоновления вербовки трудовых мигрантов в ФРГ - данный документ стал переломным актом для перехода иммиграционной политики Германии на новый уровень. В ходе анализа был применен метод кодификации, который позволил выделить разделы документов непосредственно касающиеся вопросов регулирования иммиграционных потоков и интеграции мигрантов.
Методом контент-анализа были также проанализированы основные видеоматериалы, повествующие о жизни и процессе интеграции иммигрантов в Германию: «Turkish life in Germany: How it started and how it’s going» от русской службы DW News и «Der Kinder des Bosnienkriegs» от YouTube-канала Y-Kollektiv. В данных видеоматериалах иммигранты из Турции и Югославии описывают условия проживания и интеграции в Германии. Данные источники помогли оценить эффективность интеграционной политики ФРГ в период с 1970 по 2000-е гг.
С использованием метода изучения документов были изучены основные документы Федерального министерства внутренних дел и родины Германии (Bundesministerium des Innern und fur Heimat), которое занимается вопросами предоставления убежища беженцам, а также вопросами внутренней безопасности (борьба с терроризмом). Так, например, был проанализирован Отчет о миграции (Migrationsbericht des Bundesamtes fur Migration und Fluchtlinge im Auftrag der Bundesregierung), в котором описаны основные тенденции иммиграции в Германию, а также меры по предотвращению терроризма, обеспечению эффективной интеграции мигрантов. В отчете также представлены данные об иммиграции в Германию за 2000-е годы.
Метод также помог проанализировать основные документы, регулирующие иммиграционную политику на наднациональном уровне Европейского союза. Например, анализ Маастрихтского договора помог проанализировать, прописанный в нем метод мультикультурализма в иммиграционной политике, который присущ ФРГ. Кроме того, методом кодификации были проанализированы основные пункты Женевской конвенции о статусе беженцев (Германия подписала в 1951 г.), в которой было дано определение понятию «беженец» и определены основания для предоставления данного статуса.
Метод анализа исторических источников позволил изучить основные соглашения о найме иностранной рабочей силы в ФРГ с Турцией (1961 г.) (Regelung der Vermittlung turkischer Arbeitnehmer nach der Bundesrepublik Deutschland) и Югославией (1969 г.) (Bekanntmachung der Vereinbarung mit der Sozialistischen Foderativen Republik Jugoslawien uber die Regelung der Vermittlung jugoslawischer Arbeitnehmer nach und ihrer Beschaftigung in der Bundesrepublik Deutschland) , которые напрямую затрагивают положения о вербовке трудовых мигрантов, принципе ротации и основные принципы зарождающейся иммиграционной политики ФРГ.
Метод case-study позволил проанализировать эмпирические данные о практической составляющей иммиграционной политики ФРГ на примере иммиграционных потоков из двух стран: Югославии и Турции, рассмотреть, как иммиграция из представленных стран влияет на эволюцию иммиграционной политики в период с 1955 по 2000-е гг.
Данная работа в основном основана на официальной документации, поскольку затрагивает нормативно-правовые акты в области иммиграционной политики, но в то же время было важно привлечь научную литературу российских и зарубежных авторов. Среди российских авторов хотелось бы выделить научное пособие Воробьевой О. Д. «Миграция населения: теория и политика» , которая в своей научной монографии дала полную теоретическую базу для исследования миграционных процессов в глобализирующемся мире, а также подробно описала влияние миграции на формирование внутренней политики государств. Кроме того, в работе дается анализ изменений в различных сферах жизни при миграции. Большое внимание уделяется освещению теории трудовой миграции. Стоит отметить, что в учебно-методическом пособии описывается также процесс формирования иммиграционной политики государств, в том числе интеграционной политики. В статье «Государственная иммиграционная политика: опыт ФРГ» Солоненко А. А. рассматривает основные этапы формирования миграционной политики в Германии после Второй мировой войны. В работе подробно описана нормативно-правовая база регулирования иммиграционных процессов в Германии, но опускается интеграционная политика и основные причины начала вербовки трудовых иммигрантов. По тому же принципу Савоскул М. С. в статье «Иммиграция в ФРГ во второй половине ХХ века» раскрыл основные этапы формирования иммиграционной политики ФРГ: первый этап - послевоенный (1960-е гг.), второй этап - формирование потоков трудовых мигрантов в Германию, принцип ротации (1970-1980-е гг.), третий этап - смена политической системы в Восточной Европе, увеличение потока беженцев (1990-2010 гг.). Научное исследование дало базу для анализа эволюции иммиграционной политики в ФРГ. Абдулрахманов Ф. М. в своей статье «Трудовая миграция в Германию» подробно раскрыл экономические причины начала трудовой вербовки в ФРГ («немецкое экономическое чудо»), а также рассмотрел создание системы институционального регулирования иммиграционных процессов. Влияние турецкой иммиграции на внутреннюю политику и общество в Германии в научной работе «Турецкие иммигранты в Германии: проблемы и перспективы» описала Бибикова О. Особенно большое внимание было уделено демографическому изменению общества. Утверждалось, что турецкие иммигранты позволяют выровнять демографическую проблему старения населения и малой рождаемости в ФРГ. Второй этап формирования иммиграционной политики в ФРГ, а именно формирование нормативно-правовой базы в отношении беженцев и этнических переселенцев описали Говорова М. М. «Институциональная трансформация политики приема беженцев в Германии в контексте современных миграционных вызовов», а также Савоскул М. С. «Миграция этнических немцев в Германию и их интеграция в общество». Теоретическую базу формирования интеграционной политики стран-членов ЕС описали Кондратьева Т. С., Новоженова И. С. в своей работе «Иммигранты в Европе: Модели интеграции». Авторы выделили три модели интеграции: модель политической ассимиляции (обеспечение условиями принимающим государством для получения гражданства мигрантами), модель функциональной интеграции (полноценная интеграция мигрантов под принципом общности происхождения населения), модель мультикультурной интеграции (принцип культурного разнообразия в государстве- реципиенте). В статье говорится о том, что модель функциональной интеграции характерна для ФРГ до 2005 года. Модель мультикультурной интеграции характерна для ФРГ на современном этапе.
Стоит отметить, что тема иммиграции из стран Югославии в Германию в отечественной литературе освещается крайне мало: упоминания о данной иммиграции встречаются в монографиях или статьях, которые посвящены смежным темам, но отдельные работы на эту тему чаще встречаются в зарубежной литературе.
Что касается зарубежных авторов, то центральной работой для составления теоретического портрета иммиграционной политики Германии послужила статья «The case of Germany» авторов Borkert Maren, Bosswick Wolfgang. В своей статье авторы выделяют разные виды иммиграции в Германию во второй половине XX века: трудовая иммиграция, беженцы, этнические переселенцы, иммиграция студентов. Кроме того, авторы рассматривают влияние каждого вида иммиграции на местное общество. Основной работой для анализа иммиграции из Турции стала научная статья «The Germany-Turkey Migration Corridor» автора турецкого происхождения Yasar Aydin. В своей статье автор выделяет основные этапы иммиграции из Турции в Германию в период с 1960 по 1990-е годы. Кроме того, автор подробно останавливается на проблеме интеграции трудовых мигрантов в немецкое общество, а также на проблеме их трудоустройства. В зарубежных источниках большое количество работ, посвященных проблеме иммиграции из стран Югославии в Германию. Так, например, боснийский автор Pavlica Branko в своей статье «Migrations from Yugoslavia to Germany: Migrants, emigrants, refugees and asylum-seekers» выделяет несколько этапов иммиграции из Югославии в Германию: первый этап - конец XIX века - Первая мировая война (трудовая миграция в горнодобывающей промышленности и сельском хозяйстве), второй этап - период между двумя мировыми войнами (временная трудовая миграция в район Рейн-Вестфаль), третий этап - период после Второй мировой войны и распада Югославии (характеризуется большим количеством беженцев). Хотелось бы отметить, что зарубежная литература редко посвящена отдельным проблемам выработки интеграционной политики Германии, а также проблемам интеграции турецких и югославских иммигрантов, однако статья Urevic B. A. «The problems of interaction between European and Muslim civilizations in the context of global migration (on the example of Germany» подробно описывает особенности интеграции мусульманского общества (большую часть которого составляют мигранты из Турции), а также основные подходы для регулирования проблемы взаимодействия двух различных обществ.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе «Нормативно-правовое регулирование иммиграционной политики Германии и основные этапы: миграция из стран Югославии и Турции (1955 - 2000-е гг.)» были проанализированы основные нормативно-правовые акты в области регулирования иммиграционной политики в период с 1955 - 2000-е гг. Также методом case studies была рассмотрена иммиграция из стран Югославии и Турции.
Во второй главе «Интеграционная политика Германии (1970-2000-е гг.)» была проанализирована одна из частей иммиграционной политики Германии - интеграционная политика, а именно этапы ее становления в период с 1970 по 2000-е гг. Также была рассмотрена практическая часть: интеграция мигрантов из Турции и стран Югославии, особенности их интеграции, а также основные меры, принимаемые ФРГ для эффективной интеграции иммигрантов. Практическая часть основана на контент-анализе видеоматериалов, в которых иммигранты рассказывают о процессе интеграции в общество.
Анализ степени эффективности иммиграционной политики Германии на разных этапах ее развития, основанный на всеобщем индексе иммиграционной политики (Migration Government Index), показал, что иммиграционную политику ФРГ можно оценивать, как «развитую». Индекс был разработан Международной организацией по миграции (International Organization of Migration). Он нацелен на оценку иммиграционной политики стран на разных этапах развития по 5 показателям: институциональный потенциал государства, права мигрантов, управление трудовой иммиграции, безопасность иммиграции, а также сотрудничество на региональном и наднациональном уровне. Основой для анализа степени эффективности интеграционной политики послужил, разработанный Европейской Комиссией, индекс политики интеграции мигрантов (Migration Integration Policy Index), который определяется на основе нескольких показателей: права мигрантов на рынке труда, возможности получения вида на жительства или гражданства, воссоединение семей, эффективность антидискриминационного законодательства. Анализ был также подкреплен практической базой, основанной на интервью иммигрантов, в которой подробно рассмотрен процесс интеграции мигрантов из Турции и Югославии в ФРГ. Для этого были проанализированы наиболее важные этапы в формировании иммиграционной политики Германии (1950-2000-е гг.). Комплексный анализ государственной политики регулирования иммиграционных процессов в ФРГ, а также практический анализ иммиграции из стран Турции и Югославии позволил сделать несколько выводов:
1. Анализ показал многообразие подходов к интерпретации иммиграционной политики в ФРГ. В понимание иммиграционной политики включена деятельность государственных органов, различных социальных институтов по выработке целей, связанных с решением демографических и экономических проблем путем иммиграционного контроля (нормативно-правовые акты), а также с решением проблем иммигрантов (их трудоустройство, адаптация, натурализация). Таким образом, можно заключить, что структура иммиграционной политики Германии состоит из двух блоков: решение вопросов по приему мигрантов (нормативно-правовые акты), интеграция и социализация иммигрантов. Стоит также отметить, что несмотря на то, что регулирование иммиграционных потоков на наднациональном уровне (Европейский союз) до сих пор актуально для Германии, вопросы регулирования интеграционной политики решаются в основном на национальном уровне.
2. Иммиграционная политика ФРГ прошла определенную эволюцию, которая сформировала институциональный потенциал страны, систему управления трудовой и иной иммиграции. Наиболее значимые изменения приходятся на вторую половину XX века. Так, например, с 1960-х начинается активное привлечение трудовых иммигрантов, которое связано с экономическими причинами: рост экономики Федеративной Республики Германия и дефицитом трудовых ресурсов. Основными странами-экспортерами трудовых иммигрантов являлись страны Восточной Европы (Югославия) и Турция. Это обусловлено отсутствием источников пополнения трудовых ресурсов, таких как бывшие колонии. В то же время, стоит отметить, что для стран-доноров вербовка рабочей силы была также выгодна, поскольку экономическая ситуация в странах была настолько низкой, что в странах присутствовала безработица. Чуть позже, политика привлечения «гастарбайтеров» способствовала иммиграции по линии воссоединения семьи в 1970-е гг. и беженцев, этнических немцев в 1980-х гг. Это стало следствием злоупотребления основного закона «Об иностранцах» 1965 г. и правовых норм, установленных на уровне Европейского Экономического сообщества. Стоит также подчеркнуть, что с 1970 года начинает развиваться политика интеграции ФРГ, толчок которой дал закон о запрете на найм иностранной рабочей силы (“Anwerbestopp 1973”). Интеграционная политика вплоть до 1990-х остается рестрикционной, большинство из иммигрантов оставались без права на получение гражданства. Также в этот период времени политика ФРГ была направлена на репатриацию иммигрантов на родину. В этот период времени были предприняты попытки интеграции лишь этнических немцев. С 2000-х годов второе поколение иммигрантов получило возможность натурализоваться посредством получения гражданства по «праву почвы», т. е. рожденные на территории Германии получить гражданство автоматически. В 2007 году, с приходом ко власти канцлера А. Меркель были предприняты шаги для адаптации и социализации иммигрантов. Так, был разработан Национальный план по интеграции иммигрантов, который подразумевал следующие меры: введение языковых курсов повсеместно, обучение преподавателей-иммигрантов, создание межкультурных площадок для диалога (организация «Братья-мусульмане»). Практический анализ показал, что несмотря на все попытки интеграции турецких мигрантов, ксенофобия все еще имеет место быть. Сложная интеграция турецких мигрантов также связана с некоторыми традициями турецких иммигрантов, которые не позволяют женщинам-иммигрантам в достаточной мере интегрироваться. Тем не менее, хорошо интеграция проходит среди иммигрантов из Югославии, поскольку религиозные и социальные взгляды обществ достаточно схожи. Также стоит отметить, что изучение немецкого языка для иммигрантов из Югославии проходило легче, чем у иммигрантов из Турции.
В целом стоит отметить, что сущность политики правительства ФРГ и объединенной Германии по управлению иммиграционными процессами неоднократно менялась. Анализ практики иммиграционной политики показывает, что для политики характерен селективный метод: сочетание ограничения на прием беженцев, ужесточение пограничного контроля для сдерживания нелегальной иммиграции и проведение интеграционной политики для этнических переселенцев и трудовых иммигрантов.
1. Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 дек. 1948 г. (III) // Официальный отчет первой части третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН: резолюции. - [Б.м.], 1948 г. - A/810. - С. 39-42. - URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/NR0/752/37/IMG/ NR075237.pdf?OpenElement (дата обращения: 28.02.2023).
2. Национальный доклад, представленный в соответствии с пунктом 15 А
Приложения к резолюции 5/1 Совета по правам человека (Доклад Германии) Рабочая группа по универсальному периодическому обзору Совета по правам человека ООН. Четвертая сессия // Сайт управления Верховного комиссара ООН по правам человека. - Женева, 2009. - URL:
http://libohchr.org/HRBodies/UPR/Documents/Session4/DE/A_HRC_WG6_4_DEU_l_R.PDF(дата обращения: 12.04.2023).
3. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г.) // Конституции государств Европы: в 3 т. / под общей ред. Л. А. Окунькова. - 2001. - Т.1 - С. 565-636.
4. Auslandergesetz. Vom 28. April 1965 // Bundesgesetzblatt. - 1965. - № 19. - S. 353-362.
5. Bekanntmachung der Vereinbarung mit der Sozialistischen Foderativen Republik Jugoslawien uber die Regelung der Vermittlung jugoslawischer Arbeitnehmer nach und ihrer Beschaftigung in der Bundesrepublik Deutschland. Vom 31. April 1969 // Bundesgesetzblatt. - 1969. - № 33. - S. 1107-1115.
6. Bericht der Beauftragten der Bundesregierung fur Migration, Fluchtlinge und Integration uber die Lage der Auslanderinnen und Auslander in Deutschland // Die Beauftragte der Bundesregierung fur Migration, Fluchtlinge und Integration. - [S.l.], 2014. - S.23. - URL: https://www.bundesregierung.de/resource/blob/992814/733826/9e310b776de8879946bcb464935 d23d0/10-auslaenderbericht-2015-download-ba-ib-data.pdf (das datum des zuganges: 28.02.2023).
7. Bundesministerium des Innern. Migrationsbericht des Bundesamtes fur Migration
und Fluchtlinge im Auftrag der Bundesregierung. - [S.l.], 2014. - P.36-57. - URL: https://www.bamf.de/SharedDocs/Anlagen/DE/Forschung/Migrationsberichte/migrationsbericht- 2014.pdf? blob=publicationFile (access date:11.03.2023).
Bundesministerium der Justiz. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland //
Bundesamt fur Justiz. - [S.l.], 1949. - URL: https://www.gesetze-im-
internet.de/gg/BJNR000010949.html (das datum des zuganges: 28.02.2023).
9. Der Internationale Integrationsplan. Neue Wege - Neue Chancen // Die
Bundesregierung. - [S.l.], 2007. - URL:
https://www.bundesregierung.de/resource/blob/2065474/441038/acdb01cb90b28205d452c83d2f de84a2/2007-08-30-nationaler-integrationsplan-data.pdf?download=1 (das datum des zuganges: 08.04.2023).
10. Der Anwerbestopp 1973 // Bundesarchiv. - [S.l., s.a.]. - URL:
https://www.bpb.de/themen/migration-integration/anwerbeabkommen/43270/anwerbestopp- 1973/(das datum des zuganges: 03.04.2023).
11. GENEVA CONVENTION RELATIVE TO THE PROTECTION OF CIVILIAN PERSONS IN TIME OF WAR OF 12 AUGUST 1949. - [S.l.], 1949. - URL: https://www.un.org/en/genocideprevention/documents/atrocity-crimes/Doc.33_GC-IV-EN.pdf (access mode: 28.02.2023).
12. Gesetz uber die Angelegenheiten der Vertriebenen und Fluchtlinge. - [S.l.], 1953. - URL: https://no3gHee-nepece.neHHe^/zakon-bvfg/ (das datum des zuganges: 03.04.2023).
13. Gesetz zur Neuregelung des Auslanderrechts. Vom 9. Juli 1990 // Bundesgesetzblatt. - 1990. - № 34. - S. 1354-1387.
14. Gesetz zur Steuerung und Begrenzung der Zuwanderung und zur Regelung des Aufenthalts und der Integration von Unionsburgern und Auslandern. Vom 30. Juli 2004 // Bundesgesetzblatt. - 2004. - № 41. - S. 1750-1811.
15. Migrationsbericht des Bundesamtes fur Migration und Fluchtlinge im Auftrag der
Bundesregierung // Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge. - [S.l.], 2005. - S. 20-61 - URL: https://www.bamf.de/SharedDocs/Anlagen/DE/Forschung/Migrationsberichte/migrationsbericht- 2005.pdf? blob=publicationFile&v=12 (das datum des zuganges: 02.03.2023).
16. Nationaler Integrationsplan. Beauftragte fur Migration, Flilchtlinge und Integration // Bundesregierung der BRD. - [S.l.], 2017. - URL: https://www.integrationsbeauftragte.de/ib-de (das datum des zuganges: 10.03.2023).
17. Regelung der Vermittlung turkischer Arbeitnehmer nach der Bundesrepublik Deutschland // Bundeszentrale fur politische Bildung. - Bonn, 2011. - P. 69-71. - URL: https://www.bpb.de/themen/migration-integration/anwerbeabkommen/43264/regelung-der- vermittlung-tuerkischer-arbeitnehmer-nach-der-bundesrepublik- deutschland/#:~:text=Die%20Regierung%20der%20Republik%20Turkei,ausstellen%20und%20 erforderliche%20Durchreisesichtvermerke%20beschaffen (das datum des zuganges: 28.02.2023).
18. Reichs- und Staatsangehorigkeitsgesetz 1913 // RuStAg. - [S.l.], 1913. - URL: https://idcards.me/client/sections/downloads/rustag/Reichs- %20und%20Staatsangehorigkeitsgesetz.pdf (das datum des zuganges: 28.02.2023).
Новостные издания:
19. Беспорядки во Франции: хронология событий // DW News - [Б.м.], 2005. - URL: https://www.dw.com/ru/беспорядки-во-франции-хронология-событий/a-1768136 (дата обращения: 01.04.2023).
20. Правительство и оппозиция по-разному видят итоги интеграционного саммита // DW News. - [Б.м.], 2007. - URL: https://www.dw.com/ru/правительство-и- оппозиция-по-разному-видят-итоги-интеграционного-саммита/a-2680917 (дата обращения: 08.04.2023).
21. Интеграция в Германии // DW News. - [Б.м.], 2008. - URL: https://www.dw.com/ru/комментарий-интеграция-в-германии/a-3775596 (дата обращения: 10.04.2023).
22. A brief history of refugees who escaped to Germany // Infomigrants. - [Б.м.], 2018. - URL: https://www.infomigrants.net/en/post/8463/a-brief-history-of-refugees-who-escaped-to- germany (access date: 12.04.2023).
23. 60 Jahre Anwerbeabkommen mit der Tutkei // LBP. - [S.l.], 2021. - URL: https://www.lpb-bw.de/anwerbeabkommen-tuerkei#c77702 (access date: 08.03.2023).
Официальные сайты:
24. Основания для получения германского гражданства // Представительство Германии в России. - [Б.м.], 2023. - URL: https://germania.diplo.de/ru-ru/service/05- Staatsangehoerigkeit/-/1613460(дата обращения: 10.04.2023).
25. Сайт уполномоченной по делам мигрантов, беженцев и интеграции. - [Б.м.,
б.г.]. - URL:
http://www.bundesregiemng.de/Webs/Breg/DE/Bundesregierung/BeauftrgtefuerIntegration/Amt undPerson/amt-und-person.html (дата обращения: 08.04.2023).
26. Bundesverwaltungsamt. Historie der wichtigsten Staatsangehorigkeitsgesetze //
Bundesverwaltungsamt. - [S.l., s.a.]. - URL:
https://www.bva.bund.de/DE/Services/Buerger/Ausweis-Dokumente- Recht/Staatsangehoerigkeit/_documents/Infobox_S_5.html (das datum des zuganges: 25.02.2023).
27. European Parliament. The principle of subsidiarity // Fact Sheets on the European Union. - [S.l.], 2023. - URL: https://www.europarl.europa.eu/factsheets/en/sheet/7/the-principle- of-subsidiarity (access date: 28.02.2023).
28. The UN Refugee Agency About us / UNHCR. - [S.l., s.a.]. - URL: https://www.unhcr.org/about-us.html (access date: 28.02.2023).
Статистика:
29. Auslandische Bevolkerung im Jahr 2020 um 1,8 % gewachsen // DESTATIS. -
[S.l.], 2020. - URL:
https://www.destatis.de/DE/Presse/Pressemitteilungen/2021/03/PD21_151_125.html (das datum des zuganges: 01.03.2023).
30. Auslandische Bevolkerung // DESTATIS. - [S.l.], 2021. - URL:
https://www.destatis.de/DE/Presse/Pressemitteilungen/2021/03/PD21_151_125.html (das datum des zuganges: 05.04.2023).
Видеоматериалы :
31. Turkish Life in Germany: How it started and how it's going // DW News : [YouTube
канал]. - [Берлин], 2022. - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=ddChJAs3l8w&ab_channel=DWNews (access date: 05.03.2023).
32. Der Kinder des Bosnienkriegs // Y-Kollektiv : [YouTube канал]. - [S.l.], 2019. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=s53nwHYA3O0&ab_channel=Y-Kollektiv (das datum des zuganges: 05.03.2023).
Литература
1. Алешковский И. Национальная безопасность и трудовая миграция в Германии // Вып. П.: Миграция и национальная безопасность. Приложение к журналу «Миграция в России». - М.: МАКС Пресс. - 2003. - С. 110.
2. Абдулрахман Ф.М. Трудовая миграция в Германию (1990-2000 гг.) // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 4. - С. 254-257.
3. Бибикова О. Турецкие иммигранты в Германии: проблемы и перспективы //
Россия и мусульманский мир. - [Б.м.], 2014. - №9 (267). - URL:
https://cyberleninka.rO/article/n/turetskie-immigranty-v-germanii-problemy-i-perspektivy(дата обращения: 13.03.2023).
4. Белов А. А. Миграционная политика ФРГ в отношении беженцев и мигрантов: социально-философский анализ / А. А. Белов, О. А. Шаматова // Гуманитарные науки в Сибири. - 2019. - № 25(3). - С. 18-31.
5. Власов С. Н. ФРГ на пороге 90-х годов. Общество и проблемы. / С. Н. Власов - Киев,1989. - С. 7.
6. Воробьева О. Д. Миграция населения // Вып. 6: Миграционная политика. Приложение к журналу «Миграция в России». - М.: МАКС Пресс, 2001. - С. 96.
7. Гудкова О. А. Медиапортрет беженцев в Германии: анализ расхождений между прессой левой и правой ориентации / Журналистский вестник. - 2018. - №4. - С. 159-168.
8. Говорова М. М. Институциональная трансформация политики приема беженцев в Германии в контексте современных миграционных вызовов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2018. - №19(4). - С.145-156.
9. Житин Д. В. Географические особенности миграционных связей Европы / Д. В. Житин, А. И. Краснов, А. В. Шендрик // Балтийский регион. - 2016. - Т. 8. - № 3. - С. 75-92.
10. Ислам в Германии. Пути к улучшению // Deutschland. - 2008. - № 5. - С. 53.
11. Карнаухова Е. Е. Характер и динамика миграции в современной Германии: исторический и политический контексты / Е. Е. Карнаухова, Н. С. Лобанова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2019. - № 3. - С. 17-22.
12. Кондратьева Т. С. Иммигранты в Европе: Модели интеграции / Т. С. Кондратьева, И. С. Новоженова // АПЕ. - [Б.м.], 2006. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/immigranty-v-evrope-modeli-integratsii(дата обращения: 13.04.2023).
13. Максимычев И. Новый национальный вопрос Германии // Современная Европа. - 2004. - № 2. - С. 72.
14. Родионова Т. Н. Экономическое положение Германии после второй мировой
войны и реформа Л. Эрхарда // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - [Б.м.], 2003. - №7. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-polozhenie-germanii-posle-vtoroy-mirovoy- voyny-i-reforma-l-erharda(дата обращения: 01.03.2023).
15. Савоскул М.С. Иммиграция в ФРГ во второй половине ХХ века // Вестник Московского университета. Серия 5: География. - 2020. - № 6. - С. 86-98.
16. Савоскул М.С. Миграция этнических немцев в Германию и их интеграция в общество // Вестник Московского университета. Серия 5: География. - 2006. - № 6. - С. 46¬
51.
17. Скорняков И. А. Иммиграционная политика Германии: сущность и динамика: дис. .. .д-ра полит. наук / И. А. Скорняков. - Чита, 2011. - 206 с.
18. Солоненко А. А. Государственная иммиграционная политика: опыт ФРГ // Научный Татарстан. - 2008. - № 3. - С. 124.
19. Стровский Л.Е. Германия: турецкая проблема остается острой // Известия. - Екатеринбург. - 2010. - №4 (30). - С. 28.
20. Темиров Т. М. Обозначение некоренного населения в ФРГ во второй половине ХХ в. в историческом развитии // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. - 2009. - № 3. - С. 200-210.
21. Титова Т. Правовое регулирование репатриации в Германии //
информационно-аналитический портал постсоветского пространства «Материк». - [Б.м.], 2002. - URL:
http://wwv.materick.ru/index.php?section=analitics&bulid=16&bulsectionid=11000(дата обращения: 05.04.2023).
22. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций [пер. с англ. Т. Велимеева]. - Москва: Издательство АСТ. - 2022. - 349 с.
23. Цапенко И. Развитие страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №3. - С.59-69.
24. Эльснер Л. Иностранные рабочие и миграционная политика в ФРГ (1955-1988 гг.) // Миграция и мигранты в мире капитала: исторические судьбы и современное положение. - Киев: Наука Выдумка, 1990. - С. 87.
25. Borkert M., The case of Germany/ W. Bosswick, M. Borkert // Migration Policymaking in Europe: The Dynamics of Actors and Contexts in Past and Present. - 2011. - P. 95-128.
26. Brunnbauer U. Yugoslav Gastarbeiter and the Ambivalence of Socialism: Framing Out-Migration as a Social Critique // Journal of Migration History. - 2019. - Vol. 5. - P. 413¬437.
27. Der USA Lernen // Arbeit Und Sozialpolitik. - [S.l.], 2000. - Vol. 54, № 9/10. - P. 10-15. - URL: http://www.jstor.org/stable/26890021 (access date: 13.03.2023).
28. Fassmann H. European East-West Migration 1945-1992 / H. Fassmann, R. Munz // The International Migration Review. - 1994. - Vol. 28, № 3. - P. 520-538.
29. Hofmann G. Zuvvanderungsgesetz. Der Weg istgeoffhet // Deutschland. - 2004. - № 4. - S. 8.
30. Herrmann Н. Ursachen und Entwicklung der Auslanderbeschaftigung // Auslunder. Informationen zur politischen Bildung. Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung. - 1992. - S.
4.
31. Lowish M. Das Beschaftigungsforderungsgesetz 1985. - [S.l.], 1985. - URL: https://d-nb.info/112343218X/34 (access date: 04.03.2023).
32. Keppner M. Migration in und nach Europa // Integration. - 2016. - Vol. 39, №. 4. - P.53.
33. Mihajlovic S. Yugoslav Gastarbeiter: The Guest Who Stayed for Dinner // Northwestern Journal of International Law & Business. - 1987. - Vol. 8, № 1. - P. 181-196.
34. Molnar C. Imagining Yugoslavs: Migration and the Cold War in Postwar West Germany // Central European History. - 2014. - Vol. 47, № 1. - P. 138-169.
35. Molnar C. Memory, Politics, and Yugoslav Migrations to Postwar Germany. / C. Molnar. - Bloomington: Indiana University Press, 2018. - P. 235.
36. Pavlica B. Migrations from Yugoslavia to Germany: Migrants, emigrants, refugees and asylum-seekers // Medjunarodni Problemi. - 2005. - Vol. 57, № 1-2. - P. 73-92.
37. Pfeffer-Hoffmann C. Zuwanderung aus dem Westbalkan. - Berlin: Mensch und Buch Verlag, 2020. - P. 177.
38. Softic D. Periods of Migration Waves and Social Demography of Bosnian Population in Germany / D. Softic,Y. Adiguzel // Media & Culture. - 2021. - Vol. 1, is. 1. - P. 32¬
52.
39. Schewe D. Die Zuwanderungen aus Ost-Sudosteuropa nach Deutschland - Stand und kunftige Moglichkeiten // Sozialer Fortschritt. - 1992. - Vol. 41, № 11. - P. 251-256.
40. Urevic B. A. The problems of interaction between European and Muslim civilizations in the context of global migration (on the example of Germany). - 2022. - P. 80.
41. Werner H. «Green Card» Fur IT-Spezialisten - Was Lasst Sich aus Der Immigrationspolitik Der USA Lernen? // Arbeit Und Sozialpolitik. - [S.l.], 2000. - Vol. 54, № 9/10. - P. 10-15. - URL: http://www.jstor.org/stable/26890021 (access date: 13.03.2023).
42. AydinY. The Germany-Turkey Migration Corridor. - 2016. - P.7-14.