ФОРМИРОВАНИЕ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНСТИТУТУ СЕМЬИ СРЕДСТВАМИ ДИСКУССИОННЫХ ВСТРЕЧ С СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ
|
Введение 3
1. Понятие семьи и брака 7
1.1 Теоретические подходы к понятию семьи и брака 7
1.2 История развития семьи в обществе 10
1.3 Виды семей 15
1.4 Функции семьи 16
2. Современные тенденции развития семейных отношений 21
2.1 Традиционные семейные ценности 21
2.2 Трансформация семейных ценностей в современном обществе 23
2.3 Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений 26
2.4 Незарегистрированные браки 27
2.5 Кризис в российской семье 32
3. Формирование у молодых людей осознанного отношения к институту
семьи 39
3.1 Актуальность формирования осознанного отношения к институту
семьи среди молодежи 39
3.2 Технология дискуссионных встреч с сюжетно-ролевым
моделированием для формирования осознанного отношения молодых людей к институту семьи 44
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложение А 76
Приложение Б 78
Приложение В
1. Понятие семьи и брака 7
1.1 Теоретические подходы к понятию семьи и брака 7
1.2 История развития семьи в обществе 10
1.3 Виды семей 15
1.4 Функции семьи 16
2. Современные тенденции развития семейных отношений 21
2.1 Традиционные семейные ценности 21
2.2 Трансформация семейных ценностей в современном обществе 23
2.3 Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений 26
2.4 Незарегистрированные браки 27
2.5 Кризис в российской семье 32
3. Формирование у молодых людей осознанного отношения к институту
семьи 39
3.1 Актуальность формирования осознанного отношения к институту
семьи среди молодежи 39
3.2 Технология дискуссионных встреч с сюжетно-ролевым
моделированием для формирования осознанного отношения молодых людей к институту семьи 44
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложение А 76
Приложение Б 78
Приложение В
Необходимость решения проблем подготовки современной молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена тем, что российское государство считает одним из приоритетных направлений решение демографических проблем: повышение рождаемости, здоровья населения. Тема состояния института семьи в последние годы России является популярной в темах выступления политиков, представителей власти, общественных деятелей. Появилось большое количество научных исследований на тему семейных ценностей, семьи, ее роли в настоящем и будущем страны. В 2007 году государством была принята «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [26], 2008 год был объявлен в нашей стране годом семьи [41], приняты меры по стимулированию рождаемости у населения [42].
Отношение каждого поколения к браку и семье отражает в себе черты времени, психологии людей, условий жизни населения, духовно нравственных ценностей, сложившихся в определенный период в определенном обществе, и, конечно политику государства. По мнению некоторых специалистов , непрочность современных браков зачастую обусловлена тем, что в молодежной среде не воспитывается уважение к институту брака и семьи. Кроме того, общая проблема молодых - недостаточная осведомленность в вопросах создания семьи и ориентация исключительно на чувства.
В своих исследованиях социологи сходятся на мнении, что в последние годы в сфере брачно-семейных отношений происходят значительные трансформации, вызванные изменениями социально-экономических, социокультурных, ценностных ориентиров молодых людей. Среди последствий таких изменений можно выделить следующие: снижение уровня рождаемости, увеличение числа разводов, внебрачной рождаемости, повторных браков, сожительств, одиноких мужчин и женщин, ухудшение материального благосостояния молодых семей и др. Эти данные фиксируются статистически и имеют двоякую интерпретацию. Некоторые исследователи считают, что эти 2
изменения носят эволюционный характер, являются позитивными и ведут к увеличению многообразия форм семьи, а все негативные явления, сопровождающие этот процесс, являются несовершенством процесса перехода к этим формам. Однако большинство исследователей склоняются к мнению, что такие изменения являются проявлениями деформации семейных ценностей и кризиса института семьи в целом [42].
Государство, понимая проблему кризисного состояния института семьи, создает различные формы ее поддержки, например: субсидии при покупке квартиры молодой семьей, льготы на приобретение комфортного жилья, сниженная кредитная ставка в ипотеке и др.
Однако работа с кризисными изменениями института семьи должна проводиться системно, в совокупности с институтами социализации молодежи. Для того, чтобы российское государство переносило неизбежный кризис семьи с минимальными потерями, нужно проводить работу с причинами данных явлений, одной из которых является низкий уровень подготовки молодых людей к семейной жизни.
В связи с этим, объектом данной работы является отношение молодых людей к институту семьи и семейных ценностей. Предметом данной работы является: осознанное отношение молодых людей к институту семьи и семейных ценностей. Целью данной работы является проведение серии дискуссионных встреч с сюжетно-ролевым моделированием для формирования у молодых людей осознанного отношения к институту семьи. Для достижения поставленной цели планируется реализация следующих задач:
1. Изучить понятие семьи и брака
2. Изучить современные тенденции развития семейных отношений
3. Разработать и апробировать технологию работы с молодыми людьми, способствующую формированию осознанного отношения к институту семьи.
Гипотеза исследования: технология дискуссионного клуба с сюжетноролевым моделированием способствует формированию осознанного отношения молодых людей к институту семьи.
Методы исследования: анализ литературных источников; метод
интервью; анкетирование; разработка и апробация «Технологии дискуссионных встреч с сюжетно-ролевым моделированием».
Структура исследования: представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, сформулирован объект, предмет, цели, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические подходы к понятию семьи, история развития семьи в обществе, виды семей, функции семьи, роль семьи в жизни человека.
Во второй главе рассмотрены традиционные семейные ценности, принятые в литературе, приведены тенденции развития альтернативных форм брачносемейных отношений, приведены результаты исследования
незарегистрированных браков и их восприятия молодыми людьми, рассмотрены причины кризиса семьи, происходящего в нашей стране.
В третьей главе обоснована актуальность формирования осознанного отношения к институту семьи и брака среди молодежи, приведено подробное описание технологии дискуссионных встреч с сюжетно-ролевым моделированием для формирования осознанного отношения молодых людей к институту семьи и результаты ее апробации на целевой группе.
Теоретическая значимость работы: конкретизация данных разных авторов по вопросам, касающимся семьи, ее видов, роли, функций, этапов исторического развития.
Практическая значимость работы: разработка и апробация технологии дискуссионных встреч с сюжетно-ролевым моделированием для содействия в формировании у молодых людей осознанного отношения к институту семьи, которая может быть использована в практической деятельности образовательных учреждений.
В заключении приведены результаты теоретического анализа литературы, исследований и практического применения технологии на целевой группе.
Отношение каждого поколения к браку и семье отражает в себе черты времени, психологии людей, условий жизни населения, духовно нравственных ценностей, сложившихся в определенный период в определенном обществе, и, конечно политику государства. По мнению некоторых специалистов , непрочность современных браков зачастую обусловлена тем, что в молодежной среде не воспитывается уважение к институту брака и семьи. Кроме того, общая проблема молодых - недостаточная осведомленность в вопросах создания семьи и ориентация исключительно на чувства.
В своих исследованиях социологи сходятся на мнении, что в последние годы в сфере брачно-семейных отношений происходят значительные трансформации, вызванные изменениями социально-экономических, социокультурных, ценностных ориентиров молодых людей. Среди последствий таких изменений можно выделить следующие: снижение уровня рождаемости, увеличение числа разводов, внебрачной рождаемости, повторных браков, сожительств, одиноких мужчин и женщин, ухудшение материального благосостояния молодых семей и др. Эти данные фиксируются статистически и имеют двоякую интерпретацию. Некоторые исследователи считают, что эти 2
изменения носят эволюционный характер, являются позитивными и ведут к увеличению многообразия форм семьи, а все негативные явления, сопровождающие этот процесс, являются несовершенством процесса перехода к этим формам. Однако большинство исследователей склоняются к мнению, что такие изменения являются проявлениями деформации семейных ценностей и кризиса института семьи в целом [42].
Государство, понимая проблему кризисного состояния института семьи, создает различные формы ее поддержки, например: субсидии при покупке квартиры молодой семьей, льготы на приобретение комфортного жилья, сниженная кредитная ставка в ипотеке и др.
Однако работа с кризисными изменениями института семьи должна проводиться системно, в совокупности с институтами социализации молодежи. Для того, чтобы российское государство переносило неизбежный кризис семьи с минимальными потерями, нужно проводить работу с причинами данных явлений, одной из которых является низкий уровень подготовки молодых людей к семейной жизни.
В связи с этим, объектом данной работы является отношение молодых людей к институту семьи и семейных ценностей. Предметом данной работы является: осознанное отношение молодых людей к институту семьи и семейных ценностей. Целью данной работы является проведение серии дискуссионных встреч с сюжетно-ролевым моделированием для формирования у молодых людей осознанного отношения к институту семьи. Для достижения поставленной цели планируется реализация следующих задач:
1. Изучить понятие семьи и брака
2. Изучить современные тенденции развития семейных отношений
3. Разработать и апробировать технологию работы с молодыми людьми, способствующую формированию осознанного отношения к институту семьи.
Гипотеза исследования: технология дискуссионного клуба с сюжетноролевым моделированием способствует формированию осознанного отношения молодых людей к институту семьи.
Методы исследования: анализ литературных источников; метод
интервью; анкетирование; разработка и апробация «Технологии дискуссионных встреч с сюжетно-ролевым моделированием».
Структура исследования: представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, сформулирован объект, предмет, цели, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические подходы к понятию семьи, история развития семьи в обществе, виды семей, функции семьи, роль семьи в жизни человека.
Во второй главе рассмотрены традиционные семейные ценности, принятые в литературе, приведены тенденции развития альтернативных форм брачносемейных отношений, приведены результаты исследования
незарегистрированных браков и их восприятия молодыми людьми, рассмотрены причины кризиса семьи, происходящего в нашей стране.
В третьей главе обоснована актуальность формирования осознанного отношения к институту семьи и брака среди молодежи, приведено подробное описание технологии дискуссионных встреч с сюжетно-ролевым моделированием для формирования осознанного отношения молодых людей к институту семьи и результаты ее апробации на целевой группе.
Теоретическая значимость работы: конкретизация данных разных авторов по вопросам, касающимся семьи, ее видов, роли, функций, этапов исторического развития.
Практическая значимость работы: разработка и апробация технологии дискуссионных встреч с сюжетно-ролевым моделированием для содействия в формировании у молодых людей осознанного отношения к институту семьи, которая может быть использована в практической деятельности образовательных учреждений.
В заключении приведены результаты теоретического анализа литературы, исследований и практического применения технологии на целевой группе.
Подготовка современной молодежи к брачно - семейным отношением является одним из насущных вопросов, стоящих перед современным государством и обществом. Ее актуальность обусловлена тем, что одним из приоритетных направлений государственной политики является решение демографических проблем. Так как молодежь является основным источником воспроизводства населения, становится ясно, что вопросам воспитания осознанного отношения к институту семьи в молодежной среде нужно уделять особое внимание.
В результате анализа источников на тему семьи, можно сказать, что данное понятие можно рассматривать с различных позиций: психологической, социологической и юридической. Многие авторы отождествляют понятие «семья» и «брак», однако в них все-таки существует различие. Семьей принято считать социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней осуществляется воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, проходит социализация детей и осуществляется поддержка членов семьи. Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Семья, как и любой социальный институт, имеет историю развития. В литературе определяют следующие стадии развития семьи в обществе: пуналуальная семья, парная семья, моногамная семья. Существуют разные классификации семей: по стажу семейной жизни, по типу главенства в семье, по однородности социального состава, по составу семьи по особым условиям семейной жизни: Семья выполняет множество функций: репродуктивную, хозяйственно - экономическую, регенеративную, воспитательно - образовательную,
рекреативную.
Понятие «семья» тесно связано с понятием «традиционные семейные ценности». Такие ценности исторически сложились в том или ином обществе.
На основе изученной литературы, можно выделить следующие семейные ценности, которые являются традиционными для нашего государства: единобрачие, целомудрие, супружеская верность, семьецентризм, общественное одобрение брака, ранняя брачность, многопоколенность, иерархичность, нерушимость брака, многодетность. Однако с развитием общества непрерывно связан процесс трансформации семейных ценностей. На примере современной России - это малодетность и нуклеаризация семей, разрушение духовно-нравственных ориентиров, возникновение новых видов семей, снижение рождаемости и т.д. Все эти факторы влияют на государство и его политику. Многие литературные источники говорят о кризисе, происходящем с институтом семьи, который берет свое начало в 1990-х годах. Симптомами современного кризиса являются распространение
незарегистрированных браков, уменьшение количества зарегистрированных семей, высокий уровень разводов, малодетность семей.
Исследование молодых людей, находящихся в незарегистрированном браке показало, что сожители положительно относятся к своему статусу. Некоторые из них планируют узаконить свои отношения, а многие вовсе не задумываются над этим вопросом. Это может свидетельствовать о том, что молодежь достаточно несерьезно относится к вопросам создания семьи. К узакониванию отношений большинство опрошенных молодых людей относятся формально, а это может привести к легко осуществляемому разрыву и вступлению в следующие отношения без последствий. Для государства, это чревато демографическими проблемами: падением уровня рождаемости, недостаточным уровнем воспроизводства населения, преобладанием уровня нетрудоспособного населения над трудоспособным. Одним из решений демографических проблем является формирование осознанного отношения молодежи к институту брака, которое должно происходить комплексно. Назрела необходимость создания комплекса мер для работы с молодыми людьми, которые будут осуществляться наряду с государственными.
На основе исследования, была разработана и апробирована «Технология дискуссионных встреч с сюжетно-ролевым моделированием». Она представляет форму работы с молодыми людьми, включающую в себя методы дискуссии и театральные постановки с проблематикой на тему семьи. Благодаря свободному формату, у молодых людей формируется мнение по тематике встреч и запускается процесс индивидуальной рефлексии, который происходит уже после занятия. Данная технология была апробирована на студентах колледжа в возрасте 17-22 лет. По результатам проведения серии, состоящей из 3 встреч, были получены результаты, свидетельствующие об эффективности данной технологии. Подтверждением этому служит опрос, который был проведен перед серией встреч и после. Наблюдается существенная динамика межу ответами на первый и второй опрос: молодые люди стали выделять многие критерии, о которых не упоминалось до начала апробации технологии. Гипотеза исследования о том, что «Технология встреч с сюжетно-ролевым моделированием» способствует формированию осознанного отношения молодых людей к институту семьи, была подтверждена. Цель выпускной квалификационной работы была достигнута.
Полученные аналитические данные и технологические разработки могут быть использованы в практической деятельности школ, колледжей, ВУЗов для составления мероприятий, классных часов,
В результате анализа источников на тему семьи, можно сказать, что данное понятие можно рассматривать с различных позиций: психологической, социологической и юридической. Многие авторы отождествляют понятие «семья» и «брак», однако в них все-таки существует различие. Семьей принято считать социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней осуществляется воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, проходит социализация детей и осуществляется поддержка членов семьи. Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Семья, как и любой социальный институт, имеет историю развития. В литературе определяют следующие стадии развития семьи в обществе: пуналуальная семья, парная семья, моногамная семья. Существуют разные классификации семей: по стажу семейной жизни, по типу главенства в семье, по однородности социального состава, по составу семьи по особым условиям семейной жизни: Семья выполняет множество функций: репродуктивную, хозяйственно - экономическую, регенеративную, воспитательно - образовательную,
рекреативную.
Понятие «семья» тесно связано с понятием «традиционные семейные ценности». Такие ценности исторически сложились в том или ином обществе.
На основе изученной литературы, можно выделить следующие семейные ценности, которые являются традиционными для нашего государства: единобрачие, целомудрие, супружеская верность, семьецентризм, общественное одобрение брака, ранняя брачность, многопоколенность, иерархичность, нерушимость брака, многодетность. Однако с развитием общества непрерывно связан процесс трансформации семейных ценностей. На примере современной России - это малодетность и нуклеаризация семей, разрушение духовно-нравственных ориентиров, возникновение новых видов семей, снижение рождаемости и т.д. Все эти факторы влияют на государство и его политику. Многие литературные источники говорят о кризисе, происходящем с институтом семьи, который берет свое начало в 1990-х годах. Симптомами современного кризиса являются распространение
незарегистрированных браков, уменьшение количества зарегистрированных семей, высокий уровень разводов, малодетность семей.
Исследование молодых людей, находящихся в незарегистрированном браке показало, что сожители положительно относятся к своему статусу. Некоторые из них планируют узаконить свои отношения, а многие вовсе не задумываются над этим вопросом. Это может свидетельствовать о том, что молодежь достаточно несерьезно относится к вопросам создания семьи. К узакониванию отношений большинство опрошенных молодых людей относятся формально, а это может привести к легко осуществляемому разрыву и вступлению в следующие отношения без последствий. Для государства, это чревато демографическими проблемами: падением уровня рождаемости, недостаточным уровнем воспроизводства населения, преобладанием уровня нетрудоспособного населения над трудоспособным. Одним из решений демографических проблем является формирование осознанного отношения молодежи к институту брака, которое должно происходить комплексно. Назрела необходимость создания комплекса мер для работы с молодыми людьми, которые будут осуществляться наряду с государственными.
На основе исследования, была разработана и апробирована «Технология дискуссионных встреч с сюжетно-ролевым моделированием». Она представляет форму работы с молодыми людьми, включающую в себя методы дискуссии и театральные постановки с проблематикой на тему семьи. Благодаря свободному формату, у молодых людей формируется мнение по тематике встреч и запускается процесс индивидуальной рефлексии, который происходит уже после занятия. Данная технология была апробирована на студентах колледжа в возрасте 17-22 лет. По результатам проведения серии, состоящей из 3 встреч, были получены результаты, свидетельствующие об эффективности данной технологии. Подтверждением этому служит опрос, который был проведен перед серией встреч и после. Наблюдается существенная динамика межу ответами на первый и второй опрос: молодые люди стали выделять многие критерии, о которых не упоминалось до начала апробации технологии. Гипотеза исследования о том, что «Технология встреч с сюжетно-ролевым моделированием» способствует формированию осознанного отношения молодых людей к институту семьи, была подтверждена. Цель выпускной квалификационной работы была достигнута.
Полученные аналитические данные и технологические разработки могут быть использованы в практической деятельности школ, колледжей, ВУЗов для составления мероприятий, классных часов,





