ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОДКАСТИНГА В РОССИИ. ТРУ -КРАЙМ ПОДКАСТЫ 7
1.1 Развитие подкастинга в России 7
1.2 Тру-крайм как направление подкастинга 15
2. АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ТРУ-КРАЙМ
ПОДКАСТОВ 30
2.1 Анализ подкаста «Тут такое дело» 30
2.2 Анализ подкаста «У Холмов Есть Подкаст» 37
2.3 Анализ подкаста «Дневники Лоры Палны» 41
2.4 Анализ подкаста «Трасса 161» 48
2.5 Анализ подкаста «Холод» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ 67
Подкасты в России начали набирать популярность в начале 2010-х годов. Основными причинами этого стали развитие интернета и цифровых технологий, а также возрастающий интерес к аудиоконтенту. Первоначально подкасты в России были связаны с блогосферой и радио, но затем стали самостоятельным форматом, который позволяет создавать и распространять аудиоконтент по самым разнообразным темам: от образования и науки до развлекательных программ и кулинарных шоу. Сегодня подкасты в России пользуются популярностью и становятся все более разнообразными и доступными для аудитории. Так в российский подкастинг пришла неоднозначная тенденция на освещение реальных криминальных событий, в том числе серийных убийств, мошенничества, пыток и т.д. Однако, начало этой обширной темы в российском медиапространстве было положено ещё на телевидении, в таких программах, как «Следствие вели...», «Намедни», «Криминальная Россия» и др., постепенно формируя целый жанр, получивший название тру-крайм.
Тру-крайм (true crime) — это жанр литературы, кино, телевидения и подкастов, который занимается расследованием и освещением реальных преступлений. Обычно в фокусе внимания находятся известные или загадочные убийства, исчезновения людей или другие преступления, которые вызывают интерес у широкой аудитории. Этот жанр пользуется популярностью благодаря своей захватывающей сюжетной линии и возможности узнать больше о криминальных событиях и их разгадке.
Актуальность темы исследования. Тру-крайм - относительно молодой жанр, а если рассматривать его как жанр аудио подкастов, то можно и вовсе назвать его зарождающимся, поскольку он только начинает раскрывать свой потенциал и привлекать внимание слушателей. Этот относительно молодой жанр обещает много интересных открытий и возможностей для развития. Исследование в этой области может помочь
понять, какие тенденции и направления становятся ключевыми для развития тру-крайм подкастов и какие факторы влияют на их успех. В русскоязычном сегменте подкастов начало развития жанра приходится на 2019 год, когда появился подкаст «Трасса 161» издания «Холод», ставший одним из первых в нише.
С тех пор интерес к тру-крайм подкастам в русскоязычном пространстве значительно вырос, и появились другие подкасты, описывающие реальные криминальные истории. Это привлекает внимание не только слушателей, но и исследователей, заинтересованных в изучении влияния подобного контента на общественное сознание, а также в анализе его структуры, стиля и подачи материала. Тру-крайм подкасты представляют собой уникальное сочетание журналистской работы, сторителлинга и аудио-драматургии. Они позволяют слушателям погрузиться в детали реальных криминальных случаев, анализируя мотивы преступников, расследования и судебные процессы. Исследование данного жанра может раскрыть, как тру-крайм подкасты влияют на формирование общественного мнения о правосудии, восприятии преступности и безопасности, а также как они способствуют социальному диалогу о важных юридических и этических вопросах. Кроме того, анализ тру- крайм подкастов может пролить свет на особенности их продвижения и монетизации. В условиях насыщенного медиапространства становится всё более важным понимать, какие стратегии маркетинга и взаимодействия с аудиторией наиболее эффективны для привлечения и удержания внимания слушателей. В целом, исследование тру-крайм подкастов представляет собой многообещающее направление, которое может дать новые знания о взаимодействии медиа, культуры и общества в цифровую эпоху. Оно может помочь разработчикам контента лучше понять свою аудиторию и адаптировать свои продукты к меняющимся трендам и предпочтениям, а также предоставить ценные данные для развития медиаобразования и критического анализа медиа.
Объект: Тенденции развития подкастинга.
4
Предмет: Направление тру-крайм в русскоязычном сегменте подкастинга.
Цель: выявить особенности русскоязычных подкастов направления тру- крайм.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
— обобщить научные работы по темам подкастинга и тру- крайма;
— проследить становление жанра тру-крайм в целом и в сегменте аудио подкастов в частности;
— проанализировать материалы таких тру-крайм подкастов, как «У холмов есть подкаст», «Дневники Лоры Палны», «Тут такое дело», «Трасса 161», «Холод»;
— описать структуру выпусков подкастов, выбранных для анализа;
— проанализировать и описать стилистические особенности подкастов в жанре тру-крайм;
— сравнить выбранные подкасты.
В качестве эмпирического материала выбраны 5 подкастов в жанре тру-крайм, опубликованные с 2019 по 2023 год на сервисах Apple Podcasts и Яндекс Музыка. Для обзорного контент-анализа привлечены все имеющиеся на момент анализа выпуски, а для качественного контент-анализа отобраны по 2 репрезентативных выпуска в каждом подкасте. А именно: «У Холмов Есть Подкаст» - 217 выпусков (04: кроме шуток - реальные Джокеры, 125: Маленькая Мисс Невинность); «Дневники Лоры Палны» - 99 выпусков (Рабовладелец, Паук); «Тут такое дело» - 130 выпусков (1. Убийство Сильвии Лайкенс: худшее преступление в истории Индианы, 120. “Мы все в Матрице”: загадочная смерть Эрин Валенти); «Трасса 161» - 25 выпусков (S1 E1: Маршрут перестроен, S4 E1: Друзей не выбирают); «Холод» - 32 выпуска (Спасти Веру, Жить не своей жизнью. История аферистки Виктории Насыровой). Анализ позволит определить основные темы, которые 5
рассматриваются в подкастах; стиль повествования: способы подачи информации, использование драматических приемов, расследовательских методов и техник создания саспенса; взаимодействие с аудиторией: анализ обратной связи, комментариев и реакций слушателей на содержание подкастов; психологический аспект: изучение воздействия тру-крайм подкастов на эмоциональное состояние слушателей и их мировоззрение; эффективность: оценка популярности подкастов, количество прослушиваний, рейтинги и отзывы. Также анализ позволит лучше понять специфику этого жанра, в том числе выявить тенденции и особенности развития данного формата контента.
Методы.
— Анализ: анализ контента в аспектах тематики, композиции,
фабулы, драматургии, языка и стиля, творческой задачи авторов;
— Сравнение;
— Обобщение.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что тема практически не изучена, в научном сообществе она освещается лишь в небольших статьях (Смольянинова М.А., Максимова В.Н., Серогодская Е.С., Пыльнева Д.А., Дударёнок Ю.А., Кожеко А.В., Мамедова З.Э.)
Структура работы содержит необходимые элементы: введение, две главы, заключение и список литературы. Первая глава - теоретическая, содержит представление об особенностях направления тру -крайм в целом и истории его появления, а также описание процесса формирования аудиоконтента в данном жанре. Вторая глава аналитическая, включает анализ популярных представителей жанра в сфере подкастинга: их описание и сравнение. В результате выполнения задания будут установлены и описаны особенности тру-крайм-подкастинга в России.
Из всего описанного мной выше можно сделать вывод, что тру -крайм подкасты можно условно поделить на три типа, опираясь на коммуникативные задачи, которые они перед собой ставят:
1. Развлекательный тип, к которому можно отнести подкасты «Тут такое дело» и «У Холмов Есть Подкаст». Характеризуется лёгким нарративом, беллетризацией и корнями уходит к информационным листам, которые, по сути, являлись жёлтой прессой. Эти подкаты рекреативны, никакой другой цели, кроме развлечения они перед собой не ставят. Оба подкаста, которые я отнесла к этому типу - независимые, что кажется закономерным: нет ограничений в выборе тем, в следствии чего тематический спектр широк, однако, зачастую выбираются зарубежные и старые дела - ведущие стремятся рассмотреть что-то далёкое от своей аудитории, чтобы информацию можно было воспринимать отстраненно, как что-то нереальное; нет ограничений по хронометражу - выпуски могут длиться до двух часов, из чего можно понять, что предполагается фоновое прослушивание, без сильного включения; ведущие фокусируются на своей аудитории и часто отвечают на её запросы, много рассказывают о личной жизни. Стилистически такие подкасты объединяет попытка создать увлекательный нарратив, заставить слушателя погрузиться в атмосферу ужаса, а потом выдернуть его из этого, используя юмор как возможность возвыситься над страхом и избавиться от него.
2. Исследовательский тип. К нему я отнесла «Дневники Лоры Палны». Этот тип характеризуется использованием всё той же общедоступной информации, но рассматривает её уже не как развлекательное повествование, а как предмет для изучения, становясь познавательным контентом. Например, «Дневники Лоры Палны» ставят перед собой задачу разобраться почему маньяк совершил свои преступления, ищут причины в его детстве и условиях жизни, пытаются понять, как он мыслил. Цель таких подкастов - внести в обсуждение новый взгляд на произошедшее. Повествование лёгкое и приземлённое. События пересказываются без попытки манипулировать чувствами слушателей.
3. Проблемный тип. К нему относятся «Холод» и «Трасса 161». Такие подкасты носят публицистический характер и имеют высокую социальную значимость, ставя перед собой задачу передать проблемы нашего общества, из-за которых могут происходить преступления (осветить несовершенства системы, или же критически взглянуть на работу сотрудников правоохранительных органов). Повествование беспристрастно и опирается исключительно на проверенную, а зачастую добытую самостоятельно информацию. Их цель - общественный резонанс, который может стать причиной различных изменений.
1. Esquire. True Crime: почему нам так нравится слушать истории про маньяков [Электронный ресурс] // URL: https://esquire.kz/true-srime- pochemu-nam-tak-nravitsja-slushat-istorii-pro-manjakov/ (дата обращения: 25.12.23)
2. Анна Котомина. Бертольт Брехт Теория радио [Электронный ресурс] // URL: https://www.universalinternetlibrary.ru/book/65857/chitat_knigu.shtml (дата обращения: 05.05.24)
3. Воинова Е.А., Сивякова Е.В. Подкаст как новый формат публичной
коммуникации в условиях цифровой медиасреды // Социально-гуманитарные знания. 2018. №12 [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/podkast-kak-novyy-format-publichnoy- kommunikatsii-v-usloviyah-tsifrovoy-mediasredy (дата обращения: 05.05.2024)
4. Горошевский, А. Н. Подкасты в традиционных СМИ: трансформации
контента в условиях цифровой медиасреды / А. Н. Горошевский // XIII Всероссийский форум по связям с общественностью в сфере кино и телевидения «РВКИТ-2021» : материалы студенческой научно¬
практической конференции, Санкт-Петербург, 12 декабря 2021 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт
кино и телевидения, 2023. - С. 48-50.
5. Дорощук, Е. С. Инновационный потенциал подкаста как интегрированной медиатехнологии / Е. С. Дорощук, П. В. Трифонова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 2-2(92). - С. 35-39.
6. Дударёнок Ю.А. True-crime stories как документально-криминальный жанр в литературном направлении нон-фикшн // Актуальные проблемы гуманитарного образования Материалы IX Международной научно¬практической конференции, Минск, 2022 г. 307-311с.
7. Журавлева А.А. Аудиодневник как «Народный» жанр Российской радиожурналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2014. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audiodnevnik-kak-narodnyy- zhanr-rossiyskoy-radiozhurnalistiki
8. Кожеко А.В. Мамедова З.Э. Речевой портрет блогера-рассказчика “True crime story” (лингвостилистический аспект) // Журнал Филологические науки. Вопросы теории и практики, том 17, номер 8, 2023 г., 2643-2647 с.
9. Круглова Л.А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика
развития [Электронный ресурс] // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-audiopodkasty-stanovlenie-i- spetsifika-razvitiya/viewer (дата обращения: 05.05.24)
10. Куницына, Н. В. Интервью - ток-шоу - подкастинг: классика жанра в контексте медийных трансформаций / Н. В. Куницына // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2021. - Т 2, № 2(35). - С. 140-147.
11. Лабузная В.Ю. "спектакль эшафота" в "обществе спектакля": генезис
жанра true crime в литературе и экранных искусствах // Артикульт. 2019. №1 (33) [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7spektakl-eshafota-v-obschestve-spektaklya- genezis-zhanra-true-crime-v-literature-i-ekrannyh-iskusstvah (дата
обращения: 20.03.2024)
12. Логвинова А.А. Игровизация журналистики: проблема документальной достоверности // Межвузовский сборник научных работ Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей, выпуск 23, Санкт-Петербург, 2023 г. 91-96 с.
13. Максимова В.Н. Жанр true-crime и его влияние на насильственную преступность // Школа молодых новаторов сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. Том 1, Курск, 2023 г. 330-334с.
14. Саламова З.К. Сторителлинг о "реальных преступлениях" в аудио¬
подкастах: способы взаимодействия авторов и аудитории // Журнал Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология.
Востоковедение, N 10-2 (31), 2017 г. 289-305 с.
15. Смольянинова М.А. Популярность жанра «Тру-крайм» в современном мире» // сборник Вестник студенческой научной сессии факультета философии и психологии, выпуск 17, Воронеж 2023 г. 119-122 с...28