ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. ГЕОЛОКАЦИОННЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОДВИЖЕНИИ БИЗНЕСА 8
ЕЕ Использование геолокационных интернет-технологий как актуальный тренд digital - маркетинга 8-12
1.2. Возможности геолокационных интернет-технологий в продвижении бизнеса 13-17
ГЛАВА 2. ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОЛОКАЦИОННЫХ ДАННЫХ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ 18
2.1. Теоретические основания проблемы использования и защиты данных в
цифровую эпоху 18-24
2.2. Западный и российский опыт использования и защиты персональных данных о
геолокации пользователей 25-34
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОЛОКАЦИОННЫХ ДАННЫХ В ПРОДВИЖЕНИИ БИЗНЕСА 35
ЗЛ. Анализ отношения пользователей к использованию их персональных данных о геол окации 35-41
3.2. Этико-правовые аспекты использования геолокационных данных
пользователей в продвижении бизнеса. Рекомендации бизнес-структурам 42-48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49-50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51-56
ПРИЛОЖЕНИЕ 57-64
Одним из современных трендов, который активно набирает обороты, является геолокационный маркетинг (маркетинг, основанный на данных о местонахождении клиента), который стал развиваться с появлением геолокационных интернет-технологий. В настоящее время можно назвать два основных взаимосвязанных процесса, происходящих в области геолокации: усовершенствование технологий для сбора и анализа геопространственных данных и расширение области применения этих данных в различных сферах общества.
Основные сферы применения геолокационных технологий сегодня — это автомобильная индустрия, управление активами предприятий, мобильные приложения, рынок мобильных устройств и сервисов. Повышенный спрос на геолокационные технологии сегодня наблюдается в секторе цифровой рекламы и маркетинга: объем мирового рынка цифровой рекламы сейчас оценивается на уровне $330 млрд, и все больше его участников применяют решения, связанные с продвижением товаров в зависимости от местоположения своих клиентов.
Сегодня множество фирм и организаций специализируются на сборе данных о геолокации пользователей и распространении рекламы с учетом этой информации. Цель таких компаний - собрать информацию, своего рода досье, на каждого пользователя и узнать, где и когда люди бывают, чтобы потом продавать эти сведения крупным рекламодателям. Они, в свою очередь, будут использовать эти данные в настройке таргетинговой рекламы, георекламе, в изучении предпочтений и поведения своих потребителей и клиентов. На основе геолокационных данных крупным ретейлерам удается повысить эффективность коммуникаций с потенциальными клиентами и значительно увеличить продажи.
Однако сильное желание маркетологов узнать как можно больше сведений (где живет, работает, какие места посещает и пр.) об интересующем их объекте (потребителе) ставит серьезные вопросы к правомерности использования персональных данных и права на частную жизнь. Люди обеспокоены возможными угрозами собственной безопасности и распространения личной информации. Они используют возможности социальных сетей (выкладывают посты, отмечая геометки, ставя геотегги), пользуются навигационными приложениями и пр. Они считают, что информация об их местоположении является крайне важной, и хотят быть уверены, что данные не попадут в руки злоумышленников и не будут использоваться в незаконных целях.
Более трети опрошенных пользователей мобильных устройств (39%) подтвердили, что пользуются средствами геолокации. Исследование, проведенное компанией Webroot, показало, что более половины из них (55%) обеспокоены возможными угрозами собственной безопасности и распространения личной информации. Около половины (45%) предполагают, что грабители могут получить информацию о том, когда они покидают свои дома. Популярность приложений, использующих привязку к местоположению, растет, и киберпреступники могут получить доступ к персональным данным пользователей через WEB, считает Jeff Horne, директор подразделения Webroot, проводящего данное исследование.
Таким образом, актуализируется вопрос о важности соблюдения этико-правовых норм в сборе и использовании данных о геолокации (местонахождении) пользователей со стороны различных компаний, для которых такие данные являются ключевыми в построении маркетинговой политики.
Проблемная ситуация заключается в том, что с одной стороны, людям удобно пользоваться технологиями и они готовы отказаться от приватности личной информации, но с другой стороны пользователи беспокоятся о распространении своих данных, они чаще ограничивают доступ к информации о себе, запрещают приложениям собирать их данные в настройках приложения, из-за чего маркетологам сложнее собирать и обрабатывать геоданные, в полной мере использовать возможности геотехнологий и соответственно, налаживать эффективную коммуникацию со своими реальными и потенциальными потребителями.
Данная тема обладает малой степенью изученности ввиду ее относительной новизны и высокой скорости развития области знаний. В русскоязычном академическом дискурсе нет ни одного труда, посвященного этико-правовым аспектам использования геолокационных данных пользователей. Исследований на данную тему не обнаружено. Частично эти аспекты освещаются на различных интернет-ресурсах, связанных с маркетингом, рекламой и PR. В интернете можно найти ряд статей о возможностях использования геоданных в маркетинговых коммуникациях субъектов бизнес-сферы, а также статьи, документы об этико-правовых аспектах использования персональной информации из социальных медиа. При этом отсутствуют работы, которые соединили бы в себе эти аспекты и представили бы возможности и ограничения использования персональных данных о геолокации в продвижении. В связи с этим, проблема данной работы заключается в неизученности этико-правовых аспектов использования персональных данных пользователей о геолокации в продвижении бизнеса, что затрудняет выстраивание эффективных маркетинговых коммуникаций в интернете.
Объект - возможности применения геолокационных данных пользователей в продвижении бизнеса.
Предмет - этико-правовые аспекты применения геолокационных данных пользователей в продвижении бизнеса.
Цель - исследовать этико-правовые аспекты применения геолокационных данных пользователей в продвижении бизнеса.
Задачи:
1. Описать геолокационные интернет-технологии как современный способ продвижения.
2. Выделить особенности и возможности геолокационных данных в продвижении.
3. Представить теоретические основания проблемы использования и защиты данных в цифровую эпоху.
4. Рассмотреть Западный и российский опыт использования и защиты персональных данных о геолокации пользователей в продвижении бизнеса.
5. Проанализировать отношение пользователей к использованию персональных данных о геолокации в продвижении.
6. Обозначить этико-правовые аспекты использования геолокационных данных пользователей в продвижении бизнеса.
7. Представить рекомендации по возможностям и ограничениям использования геолокационных данных пользователей в продвижении.
Теоретико-методологическую базу исследования на фундаментальном уровне составляют идеи испанского социолога М. Кастельса о сетевом обществе (идеи о новой модели коммуникации посредством развития интернета, развитии сетевых технологий, а также анализ влияния информационных и коммуникационных технологий на пространственную трансформацию отдельных городов и регионов).
Полезными для понимания перспектив развития бизнес-коммуникаций в цифровую эпоху оказались идеи немецкого экономиста Клауса Шваба («Четвертая промышленная революция»), о том, как развивается современный мир, и как быстрорастущие технологии в будущем преобразят его, и в частности вопросы влияния на личную жизнь человека появление и развитие новых технологий; в работе американского публициста, специалиста по компьютерным технологиям и журналиста С. Гарфингеля («Все под контролем: Кто и как следит за тобой») интересна идея анализа тех путей, по которым может осуществляться вторжение в частную жизнь, и способов, с помощью которых мы можем этому противостоять; идеи американского социолога Г. Рейнгольда (книга «Умная толпа. Новая социальная революция»), который поднимает вопрос об информационных технологиях и их многообразном воздействии на различные сферы общества, повсеместной компьютеризации и мобильной связи, меняющие способы общения, трудовую и творческую деятельность, а также управление и торговлю. Идеи перечисленных авторов составили методологию общенаучного уровня.
Специально-научный уровень методологии исследования представлен идеями Ф.Котлера, Дж. Бернета, С. Мориарти, в работах которых можно найти описание и применение принципов маркетинговой, рекламной и PR деятельности в продвижении. Этико-правовые аспекты использования персональных данных из социальных медиа позволяют раскрыть работы И. А. Щегловой, Ю.В. Волкова.
Также источниками информации послужили статьи и материалы, актуальные данные проведенных исследований, касающихся отношения пользователей к использованию их личных данных, размещенные на следующих интернет-площадках: https://www.searchengines.ru/ (Энциклопедия интернет маркетинга), https://apptractor.ru/, https://www.kommersant.ru/7fromMogo (Интернет-издание «Коммерсант»),
https://searchinform.ru/ (Сайт компании «СёрчИнформ»), https://www.kp.ru/ («Комсомольская правда»), https://www.garant.ru/ (Информационно-правовой портал «Гарант.ру»), http://www.consultant.ru/, https://www.sostav.ru/ и т.д.
В работе были использованы следующие методы исследования:
• Общенаучные методы: сбор и анализ статистических данных, анализ литературы и ресрусов в сети интернет, систематизация, обобщение, метод поиска дефиниций, метод сравнения;
• Эмпирические методы: анкетирование, контент-анализ.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по этико-правовому использованию персональных данных пользователей о геолокации в продвижении, что в дальнейшем может использоваться специалистами в области рекламы и PR, маркетологами, предпринимателями и т.п. Опираясь на результаты исследования и выработанные рекомендации специалисты смогут выстраивать эффективные и этичные коммуникации с нужными целевыми группами.
Структура работы. ВКР состоит из введения, трех глав: 1 глава отражает геолокационные технологии как современный тренд digital-маркетинга, а также их возможности в продвижении бизнеса; 2 глава описывает теоретические основания проблемы использования и защиты данных в цифровую эпоху, а также западный и российский опыт использования и защиты персональных данных о геолокации пользователей; в 3 главе анализируется отношение пользователей к использованию их персональных данных о геолокации и в связи с этим выделяются этико-правовые аспекты использования геолокационных данных пользователей в продвижении бизнеса и прописываются рекомендации бизнес-структурам. По итогу работы составляется заключение и оформляется список используемых источников и литературы.
Не секрет, что персональные данные пользователей существенно расширяют возможности предприятиям, затрагивая, среди прочих, правовую и этическую сферы. Согласно прогнозам к 2020 году около половины всех нарушений деловой этики будет обусловлена неправильным использованием имеющихся средств анализа персональных данных. В результате предприятиям грозят потеря репутации, растрата ресурсов, ослабление конкурентоспособности, и что еще хуже юридические санкции.
Между тем, что приемлемо и что нет, пролегает очень тонкая полоса. Некоторых потребителей совсем не пугает идея размещения своей персональной информации в социальных сетях, но когда компании начинают использовать эти данные, чтобы лучше понять потребительские предпочтения, многие чувствуют себя некомфортно.
Компании, действующие вслепую с использованием имеющихся у них данных, подвергают себя огромному риску. Данные не имеют никакого понятия о нормах морали. Нет ни хороших данных, ни плохих - они просто существуют. Вся разница определяется выбором человека. В этом и состоит суть этики данных.
Большая часть соответствующих взаимоотношений находится в скрытой зоне. Во многом это объясняется тем, что соответствующие правовые нормы пока не определены. По мнению Нила Ричардсона, профессора права Вашингтонского университета, этика диктует принципы, которыми руководствуются законодатели. К большому сожалению, принятие законов неизбежно запаздывает. Закон вступает в силу, когда проблема уже ясна, а если проблемы еще не существует, то нет и регулирующего закона. Закон практически не регламентирует манипуляции с потоком больших данных. Вместе с тем, уже возникают моменты, которые люди воспринимают с возмущением, заявляя, что это 'ужасно', 'несправедливо' или 'постыдно'.
Этические принципы помогают бренду завоевать доверие, репутацию и сформировать свою идентичность. Что касается аналитиков, то основной посыл их рекомендаций относительно того, как избежать осложнений подобного рода, заключается в том, что компании должны вести себя прозрачно и обсуждать вопросы использования данных непосредственно с потребителями.
Как утверждает Ричардс, если вы используете инструменты социологии, к которым относятся сбор и обработка персональных данных, вы обязаны быть хорошим социологом. Все, что беспокоит академических социологов и специалистов по данным, должны учитывать в своей работе и компании. А поскольку законы в этой области еще не устоялись, нельзя просто нанять юриста и поставить перед ним задачу обеспечения практики использования личных данных соответствия нормативным требованиям. Обнадеживает то, что компании, следящие за соблюдением этических норм, получают 41 реальные конкурентные преимущества.
В данной работе была поставлена цель - исследовать этико-правовые аспекты применения геолокационных данных пользователей в продвижении бизнеса. Для ее решения выполнены следующие задачи: описание геолокационных интернет-технологий как современного способа продвижения и выделение их возможностей. Также представлены теоретические основания проблемы использования и защиты данных в цифровую эпоху и рассмотрен Западный и российский опыт использования и защиты персональных данных о геолокации пользователей в продвижении бизнеса. Немаловажной задачей был анализ отношения пользователей к использованию персональных данных о геолокации в продвижении. По итогу работы были описаны этико-правовые аспекты использования геолокационных данных пользователей в продвижении бизнеса и представлены рекомендации бизнесу в формате цифрового продукта-презентации.
1. Абрамова Я., Смирнов Н. Кого коснется GDPR в России [Электронный ресурс] URL: https://www.osp.ru/cio/2017/07/13052947/
2. Акимова Е. Россияне активно жалуются на незаконное использование личных данных [Электронный ресурс] URL: httDs://www.kD,ru/online/news/3195433/ (дата обращения: 16.04.2019)
3. Акулич М. Диджитал-маркетинг 2017
[Электронный ресурс] URL: https://www.litres.m/margarita-vasilevna-
akulich/didzhital-marketing/chitat-onlayn/
4. Андрианов В., Леонов А., Бредюк К. Геомаркетинг: на стыке маркетинга и географии
[Электронный ресурс] URL: http://www.marketing.SDb.ru/lib-research/methods/gis.htm
5. Артамонова О. В. Актуальность использования digital-инструментов при продвижении продукта на современном рынке // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 184-187. — URL https://moluch,ru/archive/144/40388/ (дата обращения: 22.05.2019)
6. Блог компании ИТ-ГРАД О защите персональных данных на российском и европейских рынках httDs://habr.com/ru/comDany/it-grad/blog/332396/ (дата обращения: 14.05.2019)
7. Бушмелев С. Персональные данные: Рекомендации для малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] URL: https://ecm-ioumal.ru/DOSt/Personalnve-dannve- Rekomendacii-dlia-malogo-i-srednego-biznesa.aspx
8. В Калифорнии принят самый жесткий в США закон по защите данных интернет - пользователей [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3673035 (дата обращения: 21.04.2019)
9. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН
10.12.1948) [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 120805/
10. Гаджеты с геолокацией становятся трендом [Электронный ресурс] URL: http://www.content-review.com/articles/45865/ (дата обращения: 19.04.2019)
11. Гарфинкель Симеон Все под контролем: Кто и как следит за тобой/ Пер. с англ. В. Мяснянкина. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 432 с.
12. Геолокация и маркетинг [Электронный ресурс] URL: http://zg-
brand.ru/stativ/marketing/geolokaciva i marketing/
13. Геомаркетинг [Электронный ресурс] URL: https://www.e-
xecutive.ru/wiki/index.DhD/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80 %DO%BA%DO%B5%D I %X2%DO%BX%DO%BD%DO%B3
14. Геолокационный мобильный маркетинг. Тренды и советы 2014г. [Электронный ресурс] URL: https://turboseo.net.ua/blogue/geolocation-digital-marketing.htm
15. Геомаркетинг: на стыке маркетинга и географии // Журнал «Маркетинг
Менеджмент», №7-8 2010 [Электронный ресурс] URL:
http://www.marketing.spb.ru/lib-research/methods/gis.htm...61