Введение 3
Глава 1. Эффективность проводимых реформ в Китае с 1978 гг 11
1.1. Реформирование сельского хозяйства 11
1.2. Промышленная реформа 23
1.3. Реформа политики внешней торговли 34
Глава 2. Факторы экономического роста Китая 45
2.1. Сбережения 45
2.2. Экспортоориентированная экономика 48
2.3. Иностранные инвестиции 52
2.4. Национальная идея и концепция «Возвышения Китая» 59
Глава 3. Проблемы экономического развития Китая 63
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 76
Источники 76
Литература 79
Приложение А 83
Приложение Б 84
Приложение В 85
Приложение Г 86
Приложение Д 87
Приложение E 87
В период с 1978 года по 2010 года происходит последовательное реформирование Китайской Народной Республики, что способствует активному, быстрому росту экономики могучего государства. Реформаторы поставили перед собой цель модернизации китайской экономики, которая была на грани катастрофы из-за провала политики Мао Цзэдуна «большого скачка».
Актуальность темы исследования состоит в изучении эффективности провидимых государством реформ и факторов стабильного, динамического, экономического роста Китая, проблем, с которыми столкнулся Китай в процессе решения разного рода задач.
Экономические реформы состояли из нескольких этапов, в первую очередь была поставлена задача мотивации рабочих и крестьян, и ликвидация образовавшейся диспропорции между прослойками населения.
За время реформ Китай совершил поэтапный переход от плановой экономики к рыночной экономике. При этом проводимые реформы сопровождались быстрым экономическим ростом, повышением благосостояния населения Китая, увеличением международного влияния Китая, как ведущего торгового партнера в мировой экономике, а сама страна превратилась из преимущественно сельскохозяйственной в мощную промышленную державу.
В характере реформ соблюдается самосовершенствование и развитие социалистической системы. Сам народ Китая говорит об этом, как «великое возрождение нации Китая на путях социализма китайского образца», что является «серьезным предназначением, возложенным на партию историей и эпохи» .
При реализации выбранного пути развития, правительство Китая постоянно сталкивается с различными угрозами и вызовами, рисками, которые могут привести к глубокому кризису, как в стране, так и во всем мире. Но каждый раз правительство Китая при помощи разветвлённой структуры государственного управления, прогнозирования и контроля, и в соответствии с целями достижения вершин процветания к 2049 году законодательно корректирует проводимую политику.
На настоящий момент времени Китай добился прекрасных результатов и стал великой державой, и занимает сейчас второе место среди ведущих экономик мира по ВВП . Китая стал лидером по производству товаров в промышленности, и основным экспортером большинства продукции. При этом в народе страны сочетаются, как культурное богатство, так и огромное трудолюбие, что неизбежно ведет страну к успеху в мире.
Непосредственный объект исследования данной работы является стратегия КНР в политике и в экономике, которую проводила страна для достижения своих целей экономического и политического подъема Китая.
Предметом исследования являются факторы стабильного экономического роста Китая и итоги реформирования Китайской экономики.
Цель исследования: данной работы является анализ причин и сути экономического роста Китая. Выявление основополагающих факторов роста, и характера экономического реформирования.
Для того, чтобы достичь данной цели, предстоит выполнить следующие задачи:
- необходимо изучить сущность и эффективность проводимых реформ;
- изучить влияние внешних факторов на экономическую составляющую Китая;
- изучить влияние воспитания на воспитание национального патриотизма граждан Китая.
Хронологические рамки исследования: нижней границей исследования является дата созыва 3его пленума ЦК КПК 11 созыва 1978 г., где было взято направление на модернизацию сельского хозяйства и принята доктрина «Проект решения ЦК КПК о некоторых вопросах ускорения развития сельского хозяйства» и был принят «Примерный проект положений о работе сельских коммун» - эти направления становиться главным ориентиром всех преобразований в аграрном секторе. Верхней границей исследования является завершение проекта «второго шага» - модернизации страны и происходит переход к выполнению стратегических целей «третьего исторического шага» в 2010 году, где Китаю предстоит занять 1е место в мировой экономике.
Обзор литературы: Для выявления вышеперечисленных задач и достижения поставленной цели использовались работы, как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как историки, ученые политологи и другие. Среди исследований зарубежных авторов можно прежде всего выделить работу под редакцией Ли Кайши «Идентичность, национальное возрождение и внешняя стратегия Китая» , он описывает поступательное развитие Китайской Народной Республики, её становление и постепенное накапливание сил страной, (с учетом экономии на экономической и военной мощи) без конфронтации с другими странами. Внешнюю политику Китая Ли Кайши характеризует, как «стремиться ничем не проявлять себя (замкнуться в себе и ничем не выделяться)». Автор также, описывает свойственную китайцем ощущение национальной идентичности населения страны, понимание собственного я, в рамках существования единой великой китайской нации. В работе авторов Шен Вейлей, Шаньсюин, Пу Нинджу «Геостратегия и безопасность великой державы» , описываются период правления Дэн Сяопиня, и его понимание о необходимости движения вперед, в условиях изменяющегося международного порядка . Также, авторами оцениваются события, произошедшие 4 июня 1989 года, о том, какие были предпосылки для студенческих выступлений на площади Тяньаньмеэнь, и какие последствия понес Китай в связи с введением международной изоляции. В работе И Дзиженга «Взлет и падение великой державы: геополитическая окружающая среда и выбор геостратегии мирного развития Китая» , описывается характер проводимых Китаем реформ, проведен анализ воздействия реформ отказа от стратегии развития индустриализации за счет внутренних накоплений сельского хозяйства. Автор Ху Шисиань в работе «Дипломатия в Китае и стратегия международной дипломатии» , описывает Китайскую Народную Республику на рубеже веков после вступления Китая в ВТО и перехода на стратегию «выхода за рубеж». Автором дается оценка перспектив перехода на новую стадию развития «активной дипломатии» или «энергетической дипломатии». Хуан Жиханя и Яо Юйфэя была подготовлена работа «Прикладной справочник международных отношений» вышедшие в начале 2013 года, где подробно представлена история Китая в виде пяти периодов: с 1949 года по середину 50х годов, описывается дипломатия «трех великих решений», дипломатия по принципу «склонится в одну сторону», «начать все сначала, навести порядок в доме, а потом приглашать гостей», в работе авторы рассматривают систему построения международных отношений в разные периоды времени и описывают процесс изменения внешнеполитических решений Китая, в зависимости от внешних обстоятельств изменения сфер влияния в мире. При этом, впоследствии авторы приходят к выводу о построении Китаем политики развития страны в гармоничном мире.
Русскоязычными исследованиями по рассматриваемому в работе вопросу представлены статьями известных русских публицистов, востоковедов и политологов. К их числу относятся С.Г. Лузянин, В.Г. Гельбас, Л.Д. Бони, Ли Теин, О.Л. Остроухов, Б.Н. Кузык, М.Л. Титаренко, А.С. Селищев и др. Лузянин С.Г. доктор исторических наук, Директор Института Дальнего Востока РАН в своей работе «Политика КНР в Центральной Азии в первой половине 1990 х гг» , комплексно рассматриваются как геополитические, так и геоэкономические вопросы, связанные с выдвижением КНР в ранг государств «первого уровня», автором анализируются глобальные и региональные последствия этого процесса. Гельбрас В.Г , ведущий востоковед - синолог, доктор исторических наук, кандидат экономических наук профессор Института стран Азии и Африки при МГУ имени Ломоносова, в своих работах рассматривает торгово - экономические направления многосторонних связей КНР, и дает полное представление, как об экономическом росте Китая, так и о факторах способствующих и мешающих развитию экономического роста. Бони Л.Д. член диссертационного совета ИДВ РАН, в своих работах «Ускорение процесса перехода аграрной сферы Китая от традиционного к современному типу производства» и «Формирование рынка в китайской деревне (1978 - 2002гг.) Синьхайской революции» рассматривала экономические и социальные проблемы Китайской Народной Республики, преимущественно в аграрной сфере: реформирование в китайской деревни, модель перехода к рыночной экономике в КНР, аграрные проблемы КНР (проблемы сельского хозяйства, китайской деревни, крестьянства), в том числе модернизация сельского хозяйства с китайской спецификой, трансформацию основной хозяйственной системы агросферы, появившиеся проблемы урбанизации и китайской деревни, а так же, проблему продовольственной безопасности КНР. Курбатов В.П. в работе «Актуальные проблемы
КНР: демография, агросфера, экология» рассматривает основные проблемы, которые встречаются на пути становления экономики Китайской Народной Республики, и меры, принимаемые для их решения. Остроухов О.Л. в работе «Внешняя политика Китая в эпоху Реформ» рассматривает внешнеполитический курс КНР, а именно его своевременную корректировку в рамках общей смены парадигмы развития, обеспечивающую Пекину разветвленные, сравнительно дешевые и, вдобавок, постоянно расширяющиеся каналы получения реальных плодов “постиндустриаль-ности”. Селищев А.С. в работе «Китайская экономика в XXI веке» рассказывает о проблемах современной китайской экономики. Рассматривается возможность вступления КНР в ВТО, обсуждаются и рассматриваются проблемы которые при этом могут возникнуть. Чательно анализируются государственные инструменты регулирования, как финансовой, так и денежной политики, обсуждается эффективность политики макрорегулирования и применяемой системы контроля, проводимой правительством КНР с 1998 года. Кузык Б.Н. и Титаренко М.Л. в работе «Китай- Россия 2050: стратегия соразвития» , рассматривают факторы масштабного роста геополитического влияния Китая и делает китайский фактор одним из важных ключевых компонентов долгосрочного политического глобального и регионального прогнозирования. Работа написана на основании комплексной девятифакторной методологии прогнозирования, авторами предпринята попытка исследовать потенциал развития Китая до 2050 года, а также возможные проблемы и противоречия, которые могут возникнуть на пути КНР, а также возможные перспективы их решения. Вместе с тем в книге широко рассматривается возможности сотрудничества и соразвития России и Китаяи и во взаимодействии решения внутренних и международных задач. В работ приводятся различные варианты долговременных прогнозов развития Китая. Эти прогнозы коррелируются с прогнозами развития отношений Китая с Россией и другими странами.
Обзор источников: В ходе работы использовались следующие группы источников:
1. Официальные документы Китайской Народной Республики, относящиеся к концепции факторов экономического «рывка» Китая, в 80е, 90е года XX века по 2010 года XXI века, включая заявления, доклады, официальных лиц, документы. В частности, источников исследований составляют выступления официальных лиц Китай ской Народной Республики, электронный ресурс официальной печати газеты Жиньминь жибао, Эти источники помогли разобраться в концепции факторов экономического «рывка» Китая, в 80е, 90е года XX века по 2010 года XXI века.
2. Официальные документы, относящиеся к двусторонним и многосторонним отношениям Китайской Народной Республики и других стран, включая релизы по итогам встреч, совместные заявления, интервью официальных лиц, различные сообщения о достигнутых между сторонами договоренностях. Эти источники смогли помочь в определении официальной позиции стран в отношении концепции экономического роста Китая, с 80х, годов XX века по 2010 года XXI века, а также в оценке реального уровня взаимодействия. Например, Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 , Соглашение о руководящих принципах деятельности российско- китайского комитета дружбы, мира и развития (Пекин, 10 ноября 1997 года) , Конвенция о приграничном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств и др.
3. Информация с официальных интернет сайтов организаций, департаментов, министерств, представляющих инструменты реализации или организаций, вовлеченных в реализацию стратегии экономического роста Китая, с 80х, годов XX века по 2010 года XXI века. Например, информационный официальный сайт Министерства Иностранных Дел Китайской Народной Республики , Документы съездов КПК, официальный сайт правительства Китайской Народной Республики, официальный сайт провинций Китайской Народной Республики, официальный сайт Национального бюро статистической отчетности Китайской Народной Республики, официальный сайт Министерства коммерции Китайской Народной Республики. Данная группа источников предоставляет более детальную информацию о конкретных видах деятельности и проектах, реализуемых в рамках концепции экономического «рывка» Китая с 80х по 2010 года, что и является фактической основой для анализа практической составляющей экономического «рывка» Китая с 80х по 2010 года.
4. Статистические данные и аналитические выдержки официальных источников. Например, средне годовой рост объема прибыли центральных предприятий Китая , ежегодный статистический бюллетень о прямых зарубежных инвестициях Китайской Народной Республики. Обращаясь к этим источникам, удалось сделать оценку различных аспектов экономического роста Китая более объективной.
5. Пресса, журналы, в том числе, сообщения о достигнутых договоренностях, произошедших событиях, например, информация об уменьшение площади пахотных земель, или информация о произошедшей катастрофе на химическом предприятии. Данные источники содержат актуальную информацию о последних событиях, способствующих быстрому экономическому росту Китая. Они помогли составить наиболее полную картину протекающих многосторонних процессов в Китае и за её пределами.
6. Информация, предоставляемая представителями международного бизнеса стран, включая такие данные как сотрудничество по инвестиционным, сырьевым, транспортным проектам. Эти источники помогли получить информацию и провести оценку о непосредственных участниках реализации различных проектов, так основные сферы взаимодействия — это экономика (логистика, энергетика и т.д.). Например, данные публикуемые о различных проектах сотрудничества.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на несколько параграфов, заключения и списка использованной литературы и источников.
Результаты исследования могут быть применены для изучения перспектив и возможностей развития сотрудничества с Китайской Народной Республикой. Кроме того, выявленные основополагающие факторы экономического роста Китайской Народной Республикой и характер экономического реформирования может быть использован для повышения эффективности экономической политики Российской Федерации.
Китай в условиях жесткого социализма проводил политику реформ и открытости, при этом была создана принципиально новая экономическая система, стратегической целью которой было выведение из застоя и развитие производительных сил общества. При этом была создана сильная конкурентоспособная рыночная система. Средства производства, и факторы производства были своеобразными товарами которые имели цену. Впоследствии реформирование цен, было вехой формирования всей системы рыночного механизма. Само направление на «социалистическо - рыночную экономику» обусловило вложение огромного количества сил для руководства, которое сопровождалось изменением функций, методов контроля за экономикой. Основной целью для все еще «плановых» органов государства становится выработка стратегии развития, экономической политики, уравновешивание макроэкономических параметров, содействие как развитию, так и функционированию внутреннего и внешнего рынка. Произошла замена планирования макроэкономическим управлением государственными органами, что привело к изменениям годовых планов, в которых теперь стали отражаться показатели, позволяющие возможность отследить макроэкономическую ситуацию в стране, взамен ранее приоритетных натуральных показателей выполнения плана.
Осуществление земельных реформ породило благодатные условия для совершенствования и развития всего народного хозяйства, и позволило обеспечить политическую и социальную стабильность в Китайском обществе. При этом стоит заметить, что экономические реформы в КНР носят контролируемый государством характер, при этом государство смогло направить страну к развитию регулируемого рынка, что способствует выработке системы постоянных компромиссов, и гибкой экономической политики страны.
Реформа вывела сельскохозяйственный сектор из застоя, помогла перейти на систему повышения продукции. В деревне появились компании, созданные по инициативе крестьян, - волостно-поселковые. Компании предоставили новые рабочие места, тем самым помогли решению проблемы излишней рабочей силы, повышению жизненного уровня людей, модернизации сельского хозяйства, и продвижению реформы.
Принятие XVI съездом КПК и 36м пленумом ЦК КПК 16-го созыва (2002 и 2003 гг.) новой, научной концепции развития, с ее принципом согласованного развития города и деревни, и выдвижение теории «двух тенденций» генеральным секретарем КПК Ху Цзиньтао (2004 г.), означавшей начало политики поддержки и «возврата долгов» сельскому хозяйству, создали условия для начало нового периода в развитии сельского хозяйства, деревни, 125
открыли перспективы их модернизации.
В итоге наступивший мировой кризис только ускорил переход на программу модернизации агросферы, деревни в настоящую плоскость в Китае. Годы 11-й пятилетки - это становление нового сельского хозяйства к новой модели мирового развития. Итогом этого был высокий уровень производства зерна (7 лет), что говорит об успешности проводимых реформ в стране.
Китай за небольшой период времени, около 30 лет вышел на уровень крупнейших экономик всего мира. Но при этом сельское хозяйство остается все равно одним из слабых звеньев этой экономики. Перекос между доходами горожан и деревни сильно увеличился. С конца 90 х годов эта проблема обострилась ещё сильнее и стала препятствием на пути реализации долгосрочных Китайских стратегий. В 2000 годы снова встал вопрос о продовольственном обеспечении.
С XXI века начала такие процессы в мире как, маркетизации, индустриализации, урбанизации, экономической глобализации воздействуют на социально экономические изменения в селе. Деревни все больше изменяются от традиционного типа к новому. Многократно возрос спрос на сельскохозяйственную продукцию в результате дефицита ресурсов. И вопрос о продовольственной безопасности в стране встает наиболее остро. Модель экстенсивного типа исчерпала себя и проходит время к модернизации сельского хозяйства.
Промышленное производство товаров Китая началось, с этапа, когда Китай начал активно закупать зарубежную технику, технологии, оборудование, стал заниматься привлечением иностранных инвестиций и займов, и стал заботиться о создании благоприятного инвестиционного климата страны. С 1980х годов, были увеличены мощности страны, закуплены передовые технологии, машины, оборудование, использование лизинга и наблюдалось создание совместных предприятий, проведены брифинги и уроки по изучению иностранных технологий.
С середины 90х годов приоритетом отрасли для привлечения инвестиций иностранного капитала стали наукоемкие, энергосберегающие и экологически чистые производства, основные отрасли промышленности, такие как энергетика, металлургия, иные основные отрасли такие как, машиностроение, нефтехимия, автомобилестроение, электроника, строительные материалы, а так же инфраструктура. Очень высокое значение было отдано новым технологиям для ввода в эксплуатацию иностранного оборудования и обеспечение иными материалами это оборудование уже самостоятельно. Также это усвоение системы технологического обслуживания, ремонта, эксплуатации и создания системы новых стандартов.
КНР вышел на уровень мировых производителей черной, цветной металлургии, цемента, химикатов, телевизоров, мониторов, компьютеров, автомобилей, тканей, обуви, и иной промышленности. Потенциал КНР стал на 2м месте после Америки.
С 2010 года движение КНР по пути индустриального возвышения должно решить проблемы экономического роста, многих факторов интенсивного развития, роста производительности труда, снижение расходов энергии и других сырьевых ресурсов, кроме того, должна пройти интенсификация борьбы с разрушением экологической среды обитания, должна произойти отладка экономического курса сраны и произойти построение государства инновационного типа.
Поставленные задачи перед китайским обществом, обязывают страну развиваться в направлении инновационного развития, активных интеграционных процессов в жизни общества города и деревни, для чего необходимы большие инвестиции, совершенствование институтов.
Для дальнейшего развития промышленности Китаю необходимы не только новые технологии, но и активная мобилизация все сил страны на основе уже достигнутого развития промышленного потенциала.
В Азии влияние Китая все больше стало усиливаться. Китай успешно продвигает свою валюту в другие страны, особенно благодаря экспортным контрактам.
Были отмечены направления работы для активизации торговли:
- Использование налоговых и финансовых мер для поддержки экспорта. Помочь средним и малым организациям выйти на внешний рынок;
- Создать новые формы финансирования компаний и способствовать их страхованию во внешнеэкономической деятельности;
- улучшить среду развития в торговле путем изменения перечня ограничений и разрешений, а также поощрять перемещение производств в центр Китая;
- продвигать торговлю услугами и развивать внешние подряды по строительству;
- увеличить импорт и распределить приоритет на технически новом оборудование, импорте деталей, компонентов и сырьевых ресурсов;
- улучшить надзор, управление, обслуживание таможенными структурами, службой контроля качества товаров;
- способствовать хорошей торговой среде;
- увеличить объем зон освоения и способствовать созданию зарубежных зон торговли и сотрудничества.
Таким образом, изменилась коренная стратегия Китая и теперь приоритетны направлением становиться выравнивание импорта и экспорта.
Сложность реформирования обуславливается понижением спроса на китайские товары в условиях мирового финансового кризиса. А идея национального возрождения призвана сплотить многообразное китайское общество, с различными экономическими интересами.
Примечательно, что, по мнению китайского лидера, Китай стремиться вести доброжелательную и добрососедскую политику, в отличие от желания многих стран навязать свои идеи и концепции. В Китае получило развития идеи «китайской мечты». В дальнейшем идея «китайской мечты» может стать инструментом мягкой силы, которая сможет внести вклад в формирование нового восприятия Китая. Мечта стала как универсалия культуры, которая способна выйти за пределы страны и объединить всех китайцев во всем мире. Китаем было проведена активная пропаганда связывания китайской мечты и с мечтами разных народов и нахождение единых точек соприкосновения.
1. Guanyu jiaqiang renkou he jisheng gongzuo tongchou jiejue renkou wenti de jueding
(Решение об усилении работы с населением и плановой рождаемостью, едином планировании демографических проблем). - Пекин. 2007.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. Gov.cn/jrzg/2007-01/22/cjntent_503645/html (дата
обращения: 18.03.2017)
2. Minuing jingji dafazhan kuajin lishi xin shiqi (Подъем гражданской экономики вступил в новый исторический этап). Zhongguo minying jingji fazhan baogao. №3 (2005-2006). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pishu.cn/pishu/jj/200609/695.html (дата обращения: 10.03.2016)
3. Eva Cheng. Public sector less than 40% of economy China./ Green left weekly - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.greenleft.org.au/2007/734/38026 (дата обращения: 20.05.2014)
4. Hong Lan. Zhongguo renkou da yinyou (Невообразимое тройное демографическое горе
Китая)/Национальная статистика КНР -Пекин. 2005.- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.stats.gov.cn?tjshujia/zggqgl/t20050928_402283389.html (дата
обращения: 14.03.2017)
5. Zhongguo tongji nianjian (китайский статистический ежегодник) - Beijing (Пекин).1993,
1996, 2001, 2006 - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.stats.gov.cn/tjzs/tjsj/tjcb/200203/t20020328_36129.html (дата обращения: 15.05.2017)
6. Jingji ribao. (Economic daily) ):Пекинская газ. - Beijing (Пекин). 19.07.1988г С. 6.
7. Jingji ribao. (Economic daily):Пекинская газ. - Beijing (Пекин). 27.07.1988.С. 15.
8. Jingji ribao. (Economic daily):Пекинская газ. - Beijing (Пекин). 13.07.1988.С. 7.
9. Jingji ribao. (Economic daily):Пекинская газ. - Beijing (Пекин). 01.03.2011. -
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31518/index.html (дата обращения: 10.05.2017)
10. Jeng Peiyan. Quanyu 1999 nian guomin jingji he shehui fazhan jihua zhixing qingkuang yu
2000 nian guomin jingji he shehui fazhan jihua caoaande baogao (доклад о выполнении государственного плана экономического и социального развития в 1999 г. и предложение по плану социально - экономического развития на 2000г.). 2000.
Zhongguo jingji niannjian. Beijing: Zhongguo jingji niannjian she, 2000. C.13.
11. Zhongguo tongji zhaiyao (A Statistical Survey of China) - Beijing (Пекин).2006.-
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/AnnualData/ (дата обращения: 05.05.2017)
12. Документы XIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая (с 25 октября -1 ноября 1987 года). - Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1988.С.14.
13. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между российской федерацией и
китайской народной республикой // Официальный сайт МИД РФ. - Электрон. дан. [Электронный ресурс] - URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-
/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/576870 (дата обращения: 23.05.17).
14. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 (26 марта 1996) // Законодательство стран СНГ - [Электронный ресурс] - URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3990 (дата обращения: 05.05.17).
15. Конвенция о приграничном сотрудничестве государств - участников Содружества
Независимых Государств. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и научно-технической документации - Электрон. дан. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/902196976 (дата обращения: - 08.05.2017)...75