РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Политика локализации обрабатывающих производств: современные формы и страновая специализация 5
1.1 Мировые тенденции реализации политики протекционизма в
промышленности 5
1.2 Страновая специализация в отраслях экономики 12
2 Финансово-экономические инструменты государственной поддержки
локализации обрабатывающих производств на территории РФ 20
2.1 Характеристика локализации обрабатывающих производств в России 20
2.2 Финансовые инструменты государственной поддержки локализации
обрабатывающих производств в России 28
3 Автомобильная промышленность: от локализации к национальной промышленности 41
3.1 Японский опыт становления национальной автомобильной индустрии в
начале 20 века 41
3.2 Экономические и финансовые показатели автомобильной
промышленности в России 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
В современном мире очень важно влияние страны на мировой арене. Влиятельность страны достигается развитием передовыхнауко- и капиталоемких отраслей обрабатывающих производств. Одной из таких отраслей является автомобильная промышленность. Автомобильная промышленность позволяет стране стать независимой, повысить уровень жизни в стране и быть включенной в цепочку мирового производства.
Данная работа посвящена изучению политики локализации, обрабатывающих производств. Все развитые страны проходили этап формирования промышленных производств на своих территориях, и каждая страна выбирала свой личный путь - решоринг, локализация или создание полностью новых национальных производств.
Актуальность выбранной темы обусловлена нынешним состоянием обрабатывающего производства России, неразвитого на фоне длительного периода высоких сырьевых цен на энергоресурсы, в частности - автомобильной промышленности. В сложных политических условиях, ввидузападных санкций, России как никогда необходимо иметь возможность «крепко стоять на ногах». И именно развитие автомобильной промышленности может помочь достичь этого. А также появится спрос на НИОКР и инновации российских университетов, НИИ.
Ц,елью выпускной квалификационной работы является изучение политики локализации обрабатывающих производств в России и за рубежом как формы импортозамещения.
В рамках реализации этой цели решаются следующие задачи:
- изучить теоретические положения обоснования локализации производства;
- раскрыть сущность понятия «локализация производства»;
- проанализировать основные направления локализации производств за рубежом;
- исследовать особенности государственной поддержки локализации обрабатывающих производств в России;
- провести анализ локализации автомобильной промышленности на территории России и определить возможные направления локализации.
Предмет исследования - автомобильная промышленность в РФ.
Объект исследования - политика локализации обрабатывающих производств.
Несмотря на актуальность проблемы, существует не так много современных научных работ, где действительно предлагаются какие-либо направления развития обрабатывающих производств, а также автомобильной промышленности в России. Теоретической и методологической основой данной работы послужили труды В.В. Леонтьева, М. Портера, О.В. Малярова, нормативно-правовые акты и публичные
Политика локализации промышленного производства в России почти на 10 лет (с 2005 г.) опередила объявление политики импортозамещения. Сегодня локализацию производства принято определять как одну из форм импортозамещения, но именно в этом ключе и проявился целый ряд проблем политики локализации. Главные из них - две. Первая заключается в том, что государство не обеспечивало контроль за достижением целевых показателей локализации (30% в 2005 г. и 60% в 2011 г.) на предприятиях автосборки. Иностранные инвесторы активно пользовались таможенными льготами на ввоз импортных автокомплектующих и не имели стимула для налаживания аналогичных российских производств. Как следствие, после обрушения курса рубля в 2014 г. построенные автозаводы начали простаивать (их загрузка составляет менее половины). В этом и заключается вторая проблема - «пульсирующая» динамика объемов производства автомобилей, с резким спадом в 2014 г. и, как следствие, недоступностью нового легкового автомобиля населения.
Автомобильная промышленность, как одна из самых науко- и капиталоемких отраслей, является приоритетным направлением для развитых стран. В современных условиях автомобильная промышленность может дать стране необходимую независимость на финансовой арене, устойчивость на мировом рынке, может помочь в стабилизации экономики страны и повысить уровень жизни населения.
Локализация автомобильной промышленности помогает преодолеть технологическое отставание во многих секторах путем трансфера технологий и повышения квалификации сотрудников.
Но для успешного осуществления локализация производства должна иметь государственную поддержку. На различных этапах развития страны по-разному решали данный вопрос. В России в настоящий моментподдержка отечественных производителей происходит за счет субсидирования и со финансирования исследований, предоставления грантов и предпочтений при государственных закупках, предоставления налоговых и таможенных льгот.Помимо этого есть такой путь, как создание ограничений импортной продукции.
В результате проведенной работы, мною было замечено, что несмотря на актуальность данной проблемы, ей не уделяется достаточно внимания в научных исследованиях. Огромные вопросы вызывают методики расчета локализации производства. Теория выбора наилучшего производства для специализации страны была предложена в 19 веке. А для проведения исследований информации на официальных сайтах недостаточно. Зачастую информация представлена в довольно крупных разрезах, что делает невозможным более детальный анализ.
И все же, в ходе проведенной работы, было замечено, что, далеко не все выделяемые государством деньги идут на поддержку отечественных производителей.Имеются все основания для выбора автомобилестроения в качестве приоритета долгосрочного научно-технологического и социальноэкономического развития. Автомобильная промышленность России имеет огромный производственный и рыночный потенциал, в нашей стране есть все необходимые ресурсы, которыми с помощью государства надо правильно воспользоваться.