Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ И США: TPAНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ С 1945 ПО 2002 ГГ .

Работа №190879

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
РК И США 10
§ 1.1. РАЗДЕЛ КОРЕИ И РОКОВАЯ «38 ПАРАЛЛЕЛЬ» 10
§ 1.2. ПРАВЛЕНИЕ ВОЕННЫХ И ИХ ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К США 23
§ 1.3. ЮЖНАЯ КОРЕЯ И США: ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 35
ГЛАВА 2. РОЛЬ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
ЮЖНОЙ КОРЕИ. 46
§ 2.1. ПОДДЕРЖКА США НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 46
ИЛИ ЛИ СЫН МАН И ПЕРВАЯ РЕСПУБЛИКА 46
§ 2.2. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ США НА СТАНОВЛЕНИЕ
«КОРЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА» 55
§ 2.3. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ ЮЖНОЙ КОРЕИ ПО АМЕРИКАНСКИМ СТАНДАРТАМ В 1990-Е ГГ. РОЛЬ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 1997-1998 ГГ. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 82
ПРИЛОЖЕНИЕ. 89

Актуальность: В настоящее время США являются одним из ключевых партнёров Южной Кореи, несмотря на то, что в южнокорейском обществе не только сильны антиамериканские настроения, но и заметно стремление демократических сил дистанцироваться от проамериканской политики. Однако отношения этих стран складывались постепенно на протяжении долгого периода времени.
В своей политической игре, которая продолжилась после окончания Второй мировой войны, США преследовали определённые цели: во-первых, для Америки Республика Корея (РК) уже на тот момент была важным опорным пунктом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так как было стратегически выгодно иметь на Корейском полуострове аэродром для базирования авиации, а во-вторых, в связи с началом «холодной войны» с СССР было важно и необходимо иметь союзника в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Уже с весны 1948 г. в Корее чётко обозначились две противоположные тенденции политического развития: одна - в интересах создания единого демократического корейского государства, другая - с целью образования на Корейском полуострове зависимого от США в политическом, экономическом и военном отношениях государства. При этом процесс политического развития происходил с некоторым перевесом в пользу демократических прогрессивных сил и открывал определённые возможности для решения корейской экономической проблемы мирным путём. Однако эти тенденции не привели к желаемому результату. Две Кореи стали развиваться двумя разными путями.
Надо заметить, что изначально отношения Южной Кореи и США в основном строились на экономической помощи американцев и их участии в политических процессах РК. Принимая во внимание плотно укоренившиеся в корейском сознании конфуцианские традиции почтения и уважения, важно подчеркнуть, что США для Южной Кореи играли роль «старшего брата», который всегда защитит и поможет. И действительно, годы Корейской войны (1950-1953) это доказали. Однако со сменой правительства и режима в Республике Корея также произошла и смена взглядов по отношению к своему заокеанскому партнёру.
В период правления Военно-революционного комитета между РК и США возникает так называемое «новое партнёрство», которое проявилось в более активном участии США в модернизации сеульских вооружённых сил, скоординированном сотрудничестве американо-южнокорейских усилий в военной области, всесторонней поддержки Сеула в корейском вопросе, развитии более тесных политических, экономических связей с Южной Кореей. В целом развитие американо-южнокорейских
отношений за этот период показало, что Вашингтон смог установить так называемое «зрелое партнёрство» с режимами военных, которые превратили США в верного союзника в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В конце 1980-х гг. из политической жизни страны начали исчезать элементы военной диктатуры, и в 1993 г. к власти пришёл первый гражданский президент Ким Ён Сам, благодаря которому во внутренней и внешней политике Республики Корея произошли значительные демократические изменения. Влияние Южной Кореи в мировых делах усиливалось за счёт её полноправного членства в Организации Объединенных Наций с 1991 г. В обсуждении насущных проблем Южная Корея и США стали уделять внимание вопросам по борьбе с терроризмом и оружием массового уничтожения, доказывая тем самым, что их союз является одновременно региональным и глобальным. Соединенные Штаты и Южная Корея всё больше становятся на этом этапе связанными общими интересами.
Таким образом, в данном контексте комплексное исследование отношений Республики Корея и США в период 1948-2002 гг. является особенно актуальным и позволяет говорить о том, что, во-первых, стратегия и политика США в отношении Северо-Восточной Азии и, Южной Кореи в частности, была последовательной и успешной на протяжении более 50 лет. Во-вторых, в американской политике можно чётко выявить стратегию США в Северо-Восточной Азии и АТР со своими «партнерами». Наконец, проведённый анализ можно применять при выстраивании российской внешней политики с Республикой Корея и США и в целом в Северо-Восточной Азии.
Объектом изучения данной работы является комплекс отношений между Республикой Корея и США.
Предметом изучения являются политические и экономические отношения между Республикой Корея и США в период 1948-2002 гг.
Цель работы: провести комплексное исследование процесса развития политических и экономических отношений между Южной Кореей и США в период 1948-2002 гг.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Комплексно рассмотреть события периода 1948-2002 гг., которые повлияли на становление и развитие отношений между Республикой Корея и США.
2. Проследить развитие отношений между РК и США в сфере политики и выявить ключевые моменты в становлении политических отношений.
3. Изучить особенности экономической помощи США и её влияние на экономику Республики Корея за исследуемый период времени.
4. Рассмотреть и проанализировать политику США в отношении Южной Кореи в целом в течение 1948-2002 гг.
5. Сделать вывод об эффективности развития отношений между США и Южной Кореей за весь исследуемый период.
В процессе написания дипломной работы мы использовали следующие общенаучные методы: системный метод в нашей работе предусматривает рассмотрение отношений между Южной Кореей и США в качестве сложной системы взаимосвязанных элементов. Данный принцип способствует реконструкции целостной картины исторического процесса. Метод анализа позволяет разложить целое (общую проблему) на составляющие части, а метод синтеза помогает свести части в единое целое. Для рассмотрения изменения отношений между Республикой Корея и США используется метод сравнения во временной плоскости. Проблемный метод способствует решению поставленной проблемы в процессе работы. Применение комплексного метода помогает привлечь знания из разных областей наук: исторических, экономических, политологических и социологических, провести их синтез и адаптацию. Из общеисторических методов можно выделить следующие: используя историкосравнительный метод по вертикали, мы сравниваем изменения в отношениях Южной Кореи и США в период 1962-1992 гг. Историко-генетический метод выявляет причинноследственные связи процесса формирования отношений Южной Кореи и США. Историко-типологический метод показывает общие и отдельные этапы в историческом развитии предмета, то есть отношений между Республикой Кореей и США. Применение историко-системного метода позволяет нам выделить период 1962-1992 гг. из исторического процесса и изучить в нём развитие отношений между Республикой Корея и США. С помощью метода структурного анализа мы осуществляем поиск различных элементов и связываем их в структуру. Аналитический метод используется для формулирования основных выводов исследования. Для написания курсовой работы были также использованы политологические методы: метод изучения документов, а именно, использование в работе общедоступных видеоматериалов, исторических документов; метод когнитивного картирования, то есть проведение анализа того, как политические деятели воспринимают политическую проблему.
Дипломная работа опирается на следующие принципы: принцип историзма, то есть изучение указанного предмета с учетом конкретно - исторической обстановки, и принцип объективности, что означает недопущение субъективных оценок при анализе исторических событий.
В условиях, когда восстановить действительную позицию сторон, участвующих в разработке внешней и военной политики довольно трудно из-за того, что многочисленные факты остались скрытыми от общественности в секретных досье Канцелярии президента США, Министерства обороны, Государственного департамента, большое значение приобретают использованные в нашей работе историографические источники. Среди них ко второй группе источников, а именно к документообороту различных официальных учреждений, относятся рассекреченные документы, официальные заявления, указы, меморандумы, стенограммы конференций из онлайн-библиотек президентов США: rTrlVM’iПЯ Ц ^ ТТмГ СИгЯЛТТЯ ТТмГ Ц Рригяия ТТмГ ТЦ/тття ТОГЧТТТ К
. Трумэна, к. ттиксона, ДЖ. ч/орда, ДЖ. тхартера, к. гоиана, ДЖ. тэуша старшего, Т>. Клинтона и членов их правительств.
Другими значимыми американскими источниками в дипломной работе стали следующие сайты: Архив Национальной Безопасности, «Американский президентский проект», «Госдепартамент США. Офис историка» и Издательство Государственного аппарата США, являющиеся официальными, цифровыми ресурсами безопасности Федерального правительства США. Также в исследовании использованы документы Министерства армии США, официальные записи ООН о незаконном обсуждении «корейского вопроса», Документы по американской внешней политике 1960 г., в которых в большой степени находит отражение позиция США к событиям того времени.
Особый интерес представляют документы Советского Союза по корейской проблеме, в которых зачастую прослеживается отличная от американских источников точка зрения на происходившие события. Документы Министерства иностранных дел КНДР, Сборник договоров, связанных с Кореей непосредственно излагают позицию корейской стороны.
Также в дипломную работу включены относящиеся к третьей группе источниковой базы статистические данные по объёму проектов помощи Международного сообщества взаимопомощи, по росту ВВП и ВНП в Корее и по числу участников протестов го годам (1970-1992).
Многие из участников событий прошлых лет опубликовали свои воспоминания. Мемуары известных личностей, напрямую участвовавших в исследуемых нами событиях, приобретают особенную ценность в настоящее время. В частности, в нашей работе из четвёртой группы источников, включающей в себя источники личного происхождения, были проанализированы и использованы мемуары американского президента Гарри Трумэна.
Из периодических изданий, относящихся к пятой группе источниковой базы, нами были использованы материалы журналов «Нью-Йорк Таймс», , «Корейского журнала» и «Корейского журнала международных исследований». , Разнообразие документов позволило нам сравнить разные точки зрения и провести комплексный анализ.
В качестве русскоязычной литературы в развитии исторической мысли по данной проблематике, в первую очередь, хотелось бы выделить книгу А. Торкунова, В. Денисова и В. Ли «Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории», в которой авторы воспроизводят на основе новейших научных достижений реалистичную картину драматического полувекового пути корейской нации после её освобождения от японского колониального гнёта в августе 1945 г. Нельзя не упомянуть книгу С.О. Курбанова «Курс лекций по истории Кореи: с древности и до конца XX века», которая построена на изучении отечественной, южнокорейской и северокорейской историографии, в которой содержатся материалы первоисточников и сведения из западной научной литературы. Также это работа Тихонова В.М. и Кан Мангиля «История Кореи. Т 2. Двадцатый век», где авторы детально описывают исторические события того периода, что помогает создать общую картину происходящего.
Книга В.Д. Тихомирова «История Кореи. Том 2» под редакцией Б.Г Гафурова, Ю.В. Ванина, И.С. Казакевича и других академиков охватывает новейший период (19171970 гг.) В книге показаны основные этапы национально-освободительной борьбы корейского народа и классовых выступлений трудящихся. Большое внимание авторы уделяют социально-экономическому развитию Южной Кореи. В статье «Политическая модернизация в Республике Корея (1945-1987 гг.)» Толстокулаков И.А. исследует трансформацию демократического режима в условиях нарастающих авторитарных тенденций 3-ей и 4-ой Республик, подчеркивая закономерный характер становления военно-бюрократического режима Пак Чон Хи.
Диссертация профессора С.В. Вольфсона «Политическая борьба в правящих кругах США по вопросам внешней политики в 1950-1951 гг.» даёт детальное представление о политической обстановке тех лет, что помогает понять и объяснить мотивы тех или иных поступков США. Работа «Корейский вопрос и американские войска в Южной Корее» является хорошим примером антиамериканской направленности, что в сравнении с другой литературой представляет к ней особый интерес.
Среди иностранных авторов особого внимания заслуживают научные труды по экономической тематике Ука Хео «Политическая экономика Южной Кореи:
экономический рост, демократизация, и финансовый кризис», Карла Заксера «Глобализация как политика: Южнокорейский опыт» и Л. Джонса «Правительство. Бизнес и предпринимательство в экономическом развитии. Корейский аспект», которые не только приводят официальные статистические данные, но и анализируют формирование экономического потенциала Республики Корея и развитие экономических отношений РК с Соединёнными Штатами. Работы Мазурова В.М. «Республика Корея: опыт модернизации», Картера Экерта «Отец модернизации: личный дневник Пак Чон Хи», а также корейского автора Чве Сан О «Экспортно-ориентированная индустриализация Кореи и роль правительства в 1969-1979 гг.» позволяют лучше понять, как зарождалось «корейское экономическое чудо», и какова была реакция мирового сообщества, в частности Соединённых Штатов, на ускоренные темпы роста экономики Южной Кореи.
В качестве материалов по изучению истоков развития антиамериканизма в указанный период хотелось бы выделить доклады Тима Шоррока «Борьба за демократию в Южной Корее в 1980-х гг. и зарождение антиамериканизма», Джинвунга Кима «Природа южнокорейского антиамериканизма», Джей-Бон Ли «Антиамериканизм в культуре: негативный образ Соединенных Штатов в южнокорейской литературе и искусстве и Юн-Юл Кима «Антиамериканизм как выражение и доказательство демократизации», и корейского автора Ким Чжон Хана «18 мая. Восстание в Кванчжу в условиях сопротивления». Авторами широко освещена история возникновения антиамериканских настроений в Республике Корея, что позволяет выяснить причины данного процесса и его влияние на жизнь южнокорейского общества.
Хронологическими рамками данной работы выбран период с 1948 по 2002 гг. В качестве нижней границы выбран 1948 год, так как именно в этом году были проведены парламентские выборы, и провозглашена Республика Корея. Данная работа ограничивается 2002 годом, т.к. после этого времени к власти в Южной Корее приходит новое поколение политиков с другими взглядами на развитие американо-южнокорейских отношений.
По структуре дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений в виде рисунка и таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в результате исследования данной темы был проработан широкий круг вопросов и комплексно рассмотрены события периода 1948-2002 гг., а также проанализирована политика США в отношении Южной Кореи в течение указанного промежутка времени.
На начальном периоде 1945-1961 гг. в целом отношения Южной Кореи и США были эффективными, т.к. после освобождения единой Кореи от японской оккупации в Южной Корее стали происходить определённые положительные сдвиги как в промышленной, социальной, так и в экономической сферах жизни населения. США, в свою очередь, смогли достичь своих целей, реализовав на юге собственную политику. Безусловно, в силу того, что США изначально проявили своё покровительство над Южной Кореей, взяв её под опеку, едва ли можно говорить о равноправности отношений между странами и о самостоятельности Южной Кореи, правительство которой руководствовалось требованиями и советами Соединённых Штатов. Для последних мотивы сотрудничества с Южной Кореей были очевидны: в условиях «холодной» войны с Советским Союзом нельзя было допустить его полного господства на территории всей Кореи, которая, по сути, оказалась местом ведения гонки вооружений.
Более того, самостоятельное развитие КНДР и Республики Корея лишь углубили раскол страны и привели к Корейской войне 1950-1953 гг., ставшей первой «проверкой на прочность» американо-южнокорейских отношений. Объём экономической помощи, предоставленной США Южной Корее, был очень значительный, что позволило РК мобилизовать свои силы и дать отпор КНДР.
Политический и военный контроль над Южной Кореей всецело находился в руках США, из-за чего промышленность Южной Кореи пришла в упадок, а экономика оказалась в зависимости от завозной американской продукции. Однако в это же время начали развиваться крупные семейные финансово-промышленные корпорации, чэболи, которые в дальнейшем стали основой экономики страны. Быстрое возвышение Южной Кореи в экономическом процветании, политической стабильности и международном положении в годы правления Пак Чон Хи привнесло фундаментальное изменение в геополитике. Президент считал американо-южнокорейские отношения абсолютно приоритетными.
Однако зависимость от иностранного капитала, в частности, от американских и японских рынков, делала экономику РК очень ненадёжной. Отношения между США и Южной Кореей усугубились при администрации Картера: сделанный им акцент на выводе войск США из Южной Кореи и ситуации с правами человека в стране охладил американо-южнокорейский альянс в конце 1970-х гг.
Тем не менее, со сменой правительства в обеих странах напряжение в отношениях стало спадать. При администрации Р.Рейгана между РК и США осуществлялись достаточно широкие военно-политические связи. Индустриализация и урбанизация превратили ранее аграрную экономику в современную и экспортно-ориентированную. Высокий уровень внутренней миграции в течение этого времени соответствовал росту городских центров и их населения.
Но вместе с этим нельзя не упомянуть то, что молодое поколение Южной Кореи было недовольно чрезмерным присутствием Соединённых Штатов. Предполагаемое участие США в восстании в Кванчжу в 1980 г. вызвало серьёзное подозрение об истинной цели присутствия США в Южной Корее. Кроме того, растущее желание США открыть корейский внутренний рынок вызвало большое негодование и обиду у РК. В то время казалось, что США заботились только о своих собственных политических и экономических интересах. Чувство предательства было настолько огромно, что вылилось в антиамериканские настроения, которые находят своё отражение в южнокорейском обществе и по сей день.
В целом же на протяжении всего правления военных Южная Корея была одним из крупнейших торговых партнеров Соединённых Штатов. Экономический рост в сочетании с переходом в конце 1980-х гг. от диктатуры к демократии также помог превратить РК в региональную державу среднего уровня, которая уже могла влиять на политику США в Северо-Восточной Азии.
1990-е гг. в очередной раз проверили альянс РК-США «на прочность». В годы мирового финансового кризиса 1997-1998 гг. Южная Корея проводила тесные консультации и подробные дискуссии с США о мерах по преодолению экономического кризиса. Правительство РК было вынуждено прибегнуть к помощи МВФ, что в конечном итоге привело на время к потере экономической самостоятельности. Тем не менее, строгие меры МВФ помогли Южной Корее остаться «на плаву» и стабилизировать финансовый сектор.
Так, за одно поколение Южная Корея, будучи одной из беднейших стран мира, превратилась в высокотехнологичную экономику в мире. К началу 2000-х гг. в экономических отношениях Республики Корея и Соединенных Штатов были задействованы огромные суммы финансовых средств. США являлись крупнейшим экспортным рынком Южной Кореи, которая занимала шестое место по величине своего экспорта в США.
Развитие свободной торговли и сотрудничества с США за все годы продвинуло Южную Корею к лидерству и экономической значимости. Американо-южнокорейский альянс укреплялся на протяжении всего времени и способствовал не только впечатляющему росту Республики Кореи на мировой арене, но и укреплению позиций США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Партнёрство двух стран в различных сферах жизнедеятельности стало взаимовыгодным, а их участие в форумах АТЭС открывало широкий спектр возможностей для дальнейшего сотрудничества, которое продолжилось при президентах Но Му Хёне и Джордже Буше Младшем.



1. Внешняя политика Советского Союза, 1950. М., 1953, С. 203.
2. Сборник договоров, связанных с Кореей. — 1985. — с. 128.
3. Дипломатические документы о внешних сношениях США. Конференции в Каире и Тегеране, 1943. — 1961. с. 402.
4. Мемуары Трумэна. Т. 1. — 1955. — С. 433-434.
5. Мемуары Трумэна. Т. 2. — 1955. — С. 219.
6. МИД СССР, ДВО. Сборник основных документов и материалов по Корее (июль 1953-дкабрь 1954 гг.). М., 1955, С. 114.
7. Министерство армии США. История американской армии в Корее. — С. 89-92.
8. Министерство иностранных дел КНДР. Справочник документов о мирном решении корейского вопроса, книга 1-я (1 декабря 1943 — 24 июня 1950). — 1954. — с. 7.
9. Официальные записи ООН о незаконном обсуждении «корейского вопроса», книга 1-я. — С. 101.
10. Советский Союз и корейский вопрос: Документы. — М., 1947. — с. 109.
11. Чосон тхонса. Т.2. — С. 806.
12. Army Department Message, Joint Chiefs of Staff to Douglas MacArthur. Harry S.
Truman Library and Museum. Korean war and its origins 1945-1953. Documents. [Electronic resource]. - URL:
http://www.trumanlibrary.org/whistlestop/study_collections/korea/large/documents/pdfs/ki-3- 19.pdf#zoom=100 [accessed January 2014].
13. Army Department Teletype Conference. Harry S. Truman Library and Museum. Korean war and its origins 1945-1953. Documents. [Electronic resource]. - URL: http://www.trumanlibrary.org/whistlestop/study_collections/korea/large/documents/pdfs/ki-21-
5. pdf#zoom=100 [accessed January 2014].
14. "Consequences of U.S. Troop Withdrawal From Korea in Spring, 1949," Office of
Reports and Estimates 3-49. Harry S. Truman Library and Museum. Korean war and its origins 1945-1953. Documents. [Electronic resource]. - URL:
http://www.trumanlibrary.org/whistlestop/study_collections/korea/large/documents/pdfs/kr-9-
1. pdf#zoom=100 [accessed January 2014].
15. Documents on American Foreign relations 1960. — New York, 1961. P. 432.
..123


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ