Введение 6
1 Образовательная миграция 8
1.1 Связь между образовательной миграцией и социальной мобильностью.
Социальная мобильность как мотив учебной миграции 8
1.2 Образовательная миграция 12
1.3 Образовательная миграция студентов из стран Средней Азии 18
1.4 Тенденции образовательной миграции в Томск студентов из стран Средней Азии . 22
2 Обоснование метода (биографическое интервью) 25
3 Анализ проведенных интервью с иностранными студентами из стран Средней Азии .... 28
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение А Программа исследования 44
Приложение Б Бланк инетрвью 46
Приложение В Расшифровки интервью 48
Тема миграции является одной из самых актуальных тем современного мира. Каждый день большое количество людей мигрирует из одной страны в другую. Таким образом, по данным исследователей из Российского экономического университета им. Плеханова на 2019 год в России находится 12 миллионов мигрантов. Российская Федерация занимает 4 место в мире по количеству мигрантов. На 1 месте рейтинга находится США, где насчитывают более 50 миллионов мигрантов, 2 место занимает Саудовская Аравия, в которой количество мигрантов составляет более 12 миллионов человек, и на 3 месте Великобритания и ОАЭ, в которых мигрантов менее 8 миллионов человек. [7] В период пандемии короновирусной инфекции COVID-19 оборот международной миграции в Российской Федерации сократился. Так в 2020 году миграционный поток составил 1082 тысячи человек, а в 2021 году миграционный поток составил 906 тысяч человек. По данным за январь-июнь 2022 года международный оборот миграции наоборот увеличился 43%, что превысило 741 тысячу человек против 519 тысяч за такой же период времени в 2021 году. [13]
Проблемная ситуация: С каждым годом все большее количество иностранных студентов приезжают на обучение в города Российской Федерации. По данным Минобрнауки Россия занимает 8 место по количеству иностранных студентов. Так в 2019 году количество иностранных студентов составило 327,229 тысяч человек, которые учатся на контрактной основе, а 98,6 тысяч за счет государственного бюджета. Официальные данные за 2019 год выросли на 5,7% по сравнению с данными, которые были получены в 2018 году. [32] По данным ведомства высшее образование в Томске получают более 10 тысяч студентов из разных стран. Большее количество иностранных студентов составили студенты из Казахстана, их насчитывают 6,5 тысяч человек. Второе место занимают иностранные студенты из Узбекистана, они составляют 1800 человек из общего количества иностранных студентов. А четвертое место в рейтинге занимают иностранные студенты из Кыргызстана, их насчитывают около 600 студентов. А четвертое место в рейтинге занимают иностранные студенты из Кыргызстана, их насчитывают около 600 студентов. И 5 место заняли студенты из Таджикистана, которых оказалось около 200 человек. [16] С одной стороны, количество иностранных студентов в Томске увеличивается с каждым годом, но с другой стороны недостаточное исследований, которые определяют причины миграции, выбора того или иного университета, а также сложности и ожидания иностранных студентов. Также не достаточно информации о том, кто курирует иностранных студентов именно в университете и оказывает помощь в адаптации и интеграции.
Проблема: чем обусловлен выбор города Томск? Чем обусловлен выбор
университета?
Объект: студенты из стран Средней Азии, обучающиеся в вузах города Томск
Предмет: основания выбор университетов и города студентами из стран Средней Азии
Цель: выявить причины выбора университета в России
Задачи:
1) Выяснить, кто и что повлиял на выбор города и университета в целом.
2) Выявить ожидания информантов от переезда в Томск и поступлении в вуз.
3) Определить проблемы, с которыми столкнулись студенты из стран Средней Азии учащиеся в томских вузах.
4) Выяснить, кто помогал иностранным студентам из стран Средней Азии интегрироваться в новые условия жизни.
5) Выяснить дальнейшие планы после окончания университета и как они связаны с обучением именно в томских вузах.
Теоретической основой для данной работы выступают исследования в сфере образовательной миграции Е. Алексеевой, М, Апплонович, С. Дементьев, Е. Деминцева, Н. Киселевой, Д. Митина, И. Нам, А. Никлоенко, Л. Тьери, О. Чудиновких; описание биографического метода - В. Кишинская, В. Семенова.
Метод: биографическое интервью
Практическая значимость: благодаря данному исследованию можно отследить проблемы, с которыми сталкиваются студенты из Средней Азии, выявить причины и предложить проблемы их решения.
Новизна: новизна данного исследования заключается в том, что в исследовании принимают участие не только студенты, которые учатся уже на последних курсах университета, но и студенты, которые учатся только первый год. Соответственно я получали совершенно новые данные.
В результате проведенного исследования выяснила, что причинами выбора России в качестве страны для получения высшего образования стали качественное образование, больше перспектив для развития, по советам родителей и знание русского языка. Однако информанты рассматривали и другие страны: выделены Кыргызстан, Чехия, Корея, Китай, однако, выпал пал именно на Россию. Одной из часто упоминаемых причин выбора Томска оказалось то, что Томск - это город студентов. Выбор специальностей и университетов обучения информантов происходил по советам родителей и по собственной инициативе информантов, но также и потому, что просто поступили и поэтому такой выбор. Ожидания от переезда у информантов были разными, ожидали увидеть зеленый город, который абсолютно небольшого размера, ожидали холод, ожидания информантов оправдались, но были и те информнты, которые ничего от города не ожидали Сложности переезда больше испытали информанты, которые поступали во время пандемии короновируса и из-за закрытых границ были сложности с переездом. Остальные информанты никаких проблем с переездом не испытали. Ожидания информантов от обучения были связаны с тем, что учеба буде сложной, и их ожидания оправдались. В сложностях говорили о разнице образования в своих родных странах и в России, информанты получили не достаточно хорошую базу в следствие чего они имели проблемы с обучением и с освоением некоторых предметов. Однако сейчас проблем в обучении у информантов нет. В некоторых университетах студентам помогали адаптироваться в обществе и в университете, были тьюторы и кураторы к которым информанты могли обратиться за помощью. Часть из информантов сказали, что хотели бы вернуться домой после обучения. Также упоминули о том, что в своей родной стране с российским дипломом имели бы преимущества в трудоустройстве на работу, однако другая часть информантов сказали, что на больше важны полученные знания, а не диплом другой страны. Информанты отвечали на вопросы касательно дальнейшего обучения и их можно разделить на 4 группы: 1 группа информантов хотели бы продолжить обучение в магистратуре по Томске и по своему направлению, 2 группа информантов хотели бы учиться в магистратуре на другом направлении, и 3 часть информантов хотели бы продолжить обучение в магистратуре, но уже в другой стране, а 4 группа информантов обучаться в магистратуре не будет. Также информанты отвечали на вопрос касательно переезда в другой город, и по ответам информантов можно также разделить на 3 группы: первая группа информантов хотели бы остаться в Томске, вторая группа информантов рассматривают переезд в пределах границ Российской Федерации и думали переехать в Южную или Центральную часть России. 3 группа информантов хотели бы вернуться на Родину после окончания обучения, и 4 группа информантов рассматривают для переезда зарубежные страны. Отличием данных групп являются ценности и цели. Первая группа информантов ставит целью оставаться в Томске и продолжать обучение в своем вузе. Вторая группа информантов хочет уехать за пределы Томска ввиду большей перспективы и повышенной зарплаты. А третья группа информантов хотят вернутся домой, так как там находится их близкие и родные люди, а также информанты хотели бы развивать свой родной город Также информанты давали советы будущим абитуриентам из стран Средней Азии и большая часть информантов давали советы, которые были связаны с обучением: ходить на пары, не прогуливать, закрывать всё вовремя и не копить долги, не запускать учебу. А также говорили про то, что нужно быть активным, участвовать в мероприятиях и конференциях, так как это дает возможность познакомиться с разными интересными людьми, не бояться холода, использовать все свои возможности по максимуму, а также упоминали про изучение русского языка.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что большие трудности испытывают студенты из Таджикистана и Узбекистана, так как информанты из данных стран владеют меньшей степенью знания русского языка в отличие от информантов из Кыргызстана и Казахстана. Но, стоит также упомянуть о том, что информантам в разной степени оказывается помощь в университете. В 5 из 6 университетов информантам помогают адаптироваться и интегрироваться кураторы и волонтеры, которые работают с информантами на протяжении первого курса.
1. Алексеева Е. И. Транснациональная миграция молодежи и ее социальные последствия в современном мире: автореф. дис. ... канд. соц. наук / Е. И. Алексеева. - 2013. - 213 с.
2. Апанович М. Ю. Потенциал управления образовательной миграцией // Сборник Государственное регулирование миграционных процессов и межнациональная политика как факторы обеспечения стабильности в современном мире: российский и зарубежный опыт. ФГБОУ ВПО РЭУ им. В. Г. Плеханова. - 2015. С. 23 - 25.
3. Белановский С. А. Свободное интервью как метод социологического исследования. // Социология. - 1991. - №2. - С. 5-19.
4. Биографический метод в социологии [Электронный ресурс] // Справочник от автор 24. - 2022. - URL: https://spravochnick.ru/sociologiya/biograficheskiy metod v sociologii/ (дата обращения 08.05.2023).
5. Внешняя молодежная миграция в странах Центральной Азии: анализ рисков и минимизация негативных последствий [Электронный ресурс] // Международная организация по миграции. - 2019. - URL: https://publications.iom.int/system/files/pdf/external_youth_migra tion_ru.pdf (дата обращения: 25.04.2023).
6. Дементьева С. Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов И Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации / C. Дементьева, С. Лебедева, Д. Полтаев. - М.: Издательство Уральского университета, 2009. - 350 с.
7. Деминцева Е. Б. Образовательные траектории молодежи стран СНГ в Москве // Социологические исследования. - 2016. - №9. - С. 82-87.
8. Джанызакова С. Д. «Учись в Сибири!»: Студенты из Кыргызстана в вузах Томска // Востоковедные исследования на Алтае. - 2016. - №10. - С. 47-48.
9. Джапарова Р. Высшая школа в Кыргызстане: проблемы модернизации // Высшее образование за рубежом. - 2004. - № 8. - С. 136-138.
10. Дрожжина Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссии о методологии // Universitas. - 2013. - № 3. - С. 40-41.
11. Иммиграция, эмиграция и миграция: определения и отличия [Электронный
ресурс] // Migronis. - 2020. - URL: https://migronis.com/ru/blog/immigracija-jemigracija-i-
migracija-opredelenija-i-otlichija (дата обращения: 25.04.2023).
12. Какие страны выбирают обладатели стипендии "Болашак" [Электронный
ресурс] // Islam.kz. - 2019. - URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kakie-stranyi-
vyibirayut-obladateli-stipendii-bolashak-385131/ (дата обращения: 25.054.2023).
13. Ким А. Г. Социальные проблемы миграционного поведения молодёжи в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - №4. - С. 125-128.
14. Киселёва Н. С. Образовательная миграция молодежи в современной России [Электронный ресурс] // Elis Электронная библиотека ПГНИУ. - 2018. - URL: https://elis.psu.ru/node/555683 (дата обращения: 27.03.2023).
15. Кишинская В. С. Качественные данные и методы социологического исследования // Петербургская социология сегодня. - 2011. - №3. - С. 255-256.
16. Количество иностранных студентов в Томске за последние годы уменьшилось
[Электронный ресурс] // ТВ Томск. - 21.01.2022. - URL: https://www.tvtomsk.ru/news/74032- kolichestvo-inostrannyh-studentov-v-tomske-za-poslednie-gody-umenshilos.html (дата
обращения: 22.03.2023)....40