Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННО- ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКЕ

Работа №190869

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

документоведение

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость4530 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика журналов «Делопроизводство» и «Секретарское дело» 10
1.1 Первый профессиональный журнал по вопросам делопроизводства в постсоветской
России 10
1.2 Журнал «Секретарское дело» 16
2 Проблемы документоведения и информационно-документационного обеспечения
управления в журнальной периодике 26
2.1 Освещение актуальных вопросов документоведения и ДОУ в журнале
«Делопроизводство» 26
2.2 Профильная проблематика в журнале «Секретарское дело» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ

Актуальность проблемы. На протяжении XX века в нашей стране практически сложилась система непрерывного документоведческого образования, которая включала следующие уровни: курсы машинописи и стенографии, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее и послевузовское профессиональное образование, курсы повышения квалификации и переподготовки . В дальнейшем, эта система претерпела некоторые изменения. Можно говорить о сохранившейся системе непрерывного документоведческого образования, которая включала в себя начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее образование, а также курсы повышения квалификации и переподготовки . В настоящее время, в связи с изданием в 2012 г. нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» произошли изменения в системе документоведческого образования, лишившись уровней начального профессионального и послевузовского образования .
Чтобы быть профессионалом в своей области деятельности, необходимо постоянно совершенствовать свои знания и умения. На сегодняшний день существует множество источников получения необходимой информации и каналов их передачи. Однако периодическое издание и, в частности, журнал как средство массовой коммуникации, по - прежнему занимает лидирующее положение. Это обусловлено рядом специфических его свойств, благодаря которым опубликованные в журнале материалы становятся для специалистов особо значимыми.
Среди них актуальность и новизна тематики, оригинальность закрепленного в публикации знания, полнота приведенных сведений, а главное - оперативность распространения профессиональной информации, которые позволяют специалисту быть в курсе не только новейших научных достижений, но и опыта практической деятельности.
Современные технологии работы с документами диктуют новые условия организации профессиональной поддержки как специалистов, выполняющих функции секретаря, офис-менеджера, администратора организации, так и студентов, и преподавателей профильных вузов, факультетов и кафедр.
В процессе работы и обучения часто возникает множество вопросов, ответить на которые достаточно сложно без обращения к квалифицированным источникам.
Одним из таких источников является деловой журнал. Обратимся к определению: «Деловые журналы - периодические издания в виде книги, посвященные вопросам делового общения, сотрудничества, бизнеса, а также юридическим вопросам делового мира» .
В этих средствах массовой информации размещают статьи, интервью, полезную информацию для специалистов различных областей. Подобные издания могут быть узконаправленными, посвященными одной теме, то есть они рассчитаны на малую аудиторию читателей, а могут быть посвящены нескольким темам и иметь широкий круг читателей. Деловые журналы являются самой многочисленной категорией периодических изданий.
Профессиональные периодические журналы являются весьма хорошим подспорьем в работе документоведа или сотрудника службы документационного обеспечения управления (ДОУ). Содержащаяся в них информация позволяет одновременно и развивать свои профессиональные навыки, перенимая опыт работы и находки других специалистов, и быть в курсе всех новостей в сфере ДОУ, разработки новых государственных стандартов и других нормативных или методических документов . Периодические издания играют значительную роль в работе документоведов и секретарей, обязанности которых регламентируются в настоящее время профессиональным стандартом «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» . Поэтому мониторинг научных статей профессиональной периодики в сфере ДОУ является важным аспектом работы документоведа, так как ему необходимо не только принимать к сведению полученную информацию, но и анализировать её, выявлять в опубликованных статьях противоречия и ошибки, актуальные тенденции и важные вопросы для ведения собственной научно-методической деятельности .
Современный этап в развитии теории и практики документоведения и документационного обеспечения управления характеризуется наличием значительного количества журнальных изданий в области документоведения, архивоведения, секретарского дела. Оригинальность и новизна тематики закреплённого в публикациях журналов знания, полнота, актуальность и наглядность приведённых сведений, оперативность распространения профессиональной информации, позволяют специалистам быть в курсе опыта практической деятельности и новейших научных достижений.
К основным журналам, издающимся в РФ по документоведению, архивоведению, секретарскому делу, можно отнести: «Отечественные архивы», «Вестник архивиста», «Делопроизводство», «Секретарское дело», «Секретарь-референт», «Справочник секретаря и офис-менеджера», «Справочник кадровика», «Делопроизводство и документооборот на предприятии», электронный журнал «Современные технологии делопроизводства и документооборота» и некоторые другие. Следует заметить, что подобного рода журналы издаются и за рубежом, в частности, в странах - бывших советских республиках.
Наиболее значимыми периодическими изданиями для большинства российских специалистов, занятых информационно-документационным обеспечением сферы управления, стали журналы «Делопроизводство» и «Секретарское дело». Их появление было вызвано насущной потребностью времени. В 1990-е годы в связи с развитием рыночных отношений в экономике появилось большое количество коммерческих структур, руководители которых нуждались в высококвалифицированных документоведах, секретарях-референтах.
Одним из наиболее популярных журналов в области документоведения и документационного обеспечения управления является журнал «Делопроизводство», который издаётся с 1997 г. Он предназначен для специалистов, занимающихся научной, образовательной и практической деятельностью в области ДОУ, поэтому в нём публикуются статьи по вопросам теории и истории документационного обеспечения управления, организации и технологии работы с документами, опыта работы, обучения кадров и др.
Секретарский корпус относится к той группе специалистов, которая осуществляет информационное и организационное обслуживание руководства любой организации или структурного подразделения. Направления деятельности секретаря многоаспектны, а
требования к знаниям и умениям разных категорий секретарей определены
квалификационными характеристиками .
Одно из направлений работы секретаря - информационно-документационное обслуживание, связанное с подготовкой проектов документов по заданию руководителя, сбор информации и обработка материалов для его докладов и выступлений, печатание и оформление документов. Кроме того, секретарь выполняет все технологические процессы работы с документами от их получения до передачи на архивное хранение. Важнейшей обязанностью секретаря является бездокументное обслуживание, то есть помощь руководителю в организации рабочего дня и наиболее эффективном использовании его времени.
Таким образом, круг обязанностей секретарей достаточно широк и требует высокого профессионализма. Чтобы качественно выполнять поставленные руководством задачи, секретарь должен иметь соответствующее образование и постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки. Именно эту миссию и выполняет журнал «Секретарское дело» с момента его издания. Он дает возможность своим подписчикам, среди которых секретари с высшим и средним специальным образованием, ориентироваться во всех достижениях избранной профессии.
Необходимо отметить, что исследовательская литература о журналах «Делопроизводство» и «Секретарское дело» невелика и ограничивается лишь несколькими публикациями, главным образом, таких авторов как Т.В. Кузнецова и А.И. Исаченкова. В статьях Т.В. Кузнецовой, являвшейся инициатором появления этих профессиональных периодических изданий и на протяжении многих лет их редактором, освещены первые этапы истории журналов, формирование их редакционных и авторских коллективов, расширение проблематики публикаций, их востребованность для специалистов ДОУ, секретарского дела, кадрового делопроизводства .
В статьях профессора Пермского государственного института искусств и культуры А.И. Исаченковой, посвящённых преимущественно первому десятилетию существования названных журналов, акцентировано внимание на проблематике их содержания, её актуальности для специалистов в области документоведения, ДОУ, секретарского дела, на расширении и характеристике журнальных рубрик . Однако главной заслугой этого автора стало составление указателей (в т.ч. одного аннотированного) содержания журналов. К сожалению, оба изданных в Перми указателя, вследствие ограниченного тиража, стали, по существу, к настоящему времени библиографической редкостью .
Составленные А.И. Исаченковой библиографические указатели получили высокую оценку в рецензии К.П. Чуприна. По его мнению, «использование технологии
информационного мониторинга позволило тщательно проанализировать журнальные материалы по многим аспектам с учетом количественных параметров, авторского состава, тематики, видового разнообразия. В результате обзорно-аналитические статьи, посвященные 5- и 10-летию журналов «Секретарское дело» и «Делопроизводство», отразили уровень развития документоведческой мысли и практической деятельности в области ДОУ» . Рецензент обратил внимание также на то, что в указателях на примере двух исследуемых журналов показано своеобразие потока публикаций по вопросам документационного обеспечения управления за десятилетний период (конец XX-начало XXI в.) .
Отдельные аспекты рассматриваемой в ВКР темы затронуты в статьях М.А. Иост (освещение проблемы управления документацией в журнале «Делопроизводство») и А.А. Горбуновой (освещение в этом же журнале экспертизы ценности документов) .
Таким образом, недостаточная изученность профессиональной журнальной периодики по направлению «Документоведение и архивоведение» послужила обоснованием выбора темы настоящей бакалаврской работы.
Объект исследования - современная российская профессиональная журнальная периодика по документоведению и информационно-документационному обеспечению управления.
Предмет исследования - актуальные проблемы документоведения и информационно-документационного обеспечения управления в журналах
«Делопроизводство» и «Секретарское дело».
Цель исследования - выявить и охарактеризовать основную проблематику публикаций в журналах «Делопроизводство» и «Секретарское дело», оценив их актуальность для теории и практики современного документоведения и информационнодокументационного обеспечения управления.
Задачи исследования:
1. Проследить историю журналов «Секретарское дело» и «Делопроизводства».
2. Проанализировать изменения их содержания (рубрик и тем) за период 1996-2018 гг.
3. Дать количественную и качественную оценку публикаций на страницах этих журналов с точки зрения их актуальности для сферы документоведения и информационно-документационного обеспечения.
Хронологические рамки бакалаврской работы охватывают период с 1996 по настоящее время, т.е. время существования журналов «Секретарское дело» и «Делопроизводство» (их издание в настоящее время продолжается).
В качестве основных методов исследования использовались: общенаучные методы анализа, синтеза, классификации, а также принцип историзма, позволивший обосновать причины появления этих двух профессиональных журналов во второй половине 1990 -х гг. и их эволюцию на протяжении последующих двух десятилетий .
Источниками написания работы послужили законодательные акты, государственные стандарты, другие нормативные документы: ФЗ «Об информации, информационных технологиях...» , «О персональных данных» , а также ряд ГОСТов и др. ФЗ РФ от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» , постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» , Приказ Минтруда России от 06.05.2015 № 276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» .
Основным источником фактического материала явились публикации на страницах журналов «Секретарское дело» и «Делопроизводство».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализируя содержание двух журналов, можно сделать вывод, что все публикации были направлены на всестороннее развитие личности секретаря и документоведа как главных потребителей профессиональной информации. Вместе с тем часть материалов адресовалась и управленческому составу, что способствовало установлению взаимопонимания руководителей и секретарей, их более успешной совместной работы.
Поскольку оба журнала стали издаваться почти одновременно, их главный редактор Т.В. Кузнецова вместе с членами редакционной коллегии стремилась к последовательному решению задач комплексного освещения проблематики документоведения и документационного обеспечения управления, организации секретарского обслуживания с ориентацией на различные категории потребителей такого рода информации.
Следует отметить ряд тенденций, которые прослеживаются при анализе содержания журналов. Одна из них - включение в авторский состав специалистов смежных отраслей знания и практической деятельности. Особенно это касается журнала «Делопроизводство». На его страницах выступали историки, юристы, экономисты, филологи, лингвисты, психологи, библиотечные специалисты, медицинские работники, а также большая группа вузовских преподавателей, имеющие ученые степени и звания в области гуманитарных и технических наук. Интегративные начала в тематике журнала и содержании статей позволили ему обрести свой собственный облик и неповторимость.
Другая тенденция проявилась в том, что к формированию тематики журналов подключились преподаватели учебных заведений и специалисты-практики многих регионов России. Их публикации обогатили содержательную направленность журналов и позволили сделать достоянием широкой общественности региональный опыт работы с документами и подготовки кадров документоведов и секретарей.
В качестве ещё одной тенденции можно назвать внимание редколлегии журнала «Делопроизводство» к освещению ряда теоретических проблем, отражающих достигнутый к настоящему времени уровень развития научной мысли в области управленческого документоведения, отдельных проблем архивоведения. В практикоориентированном журнале «Секретарское дело» такого рода темы практически не освещаются.
Оценивая дальнейшие перспективы существования и развития исследуемых журналов, можно сказать, что журнал «Секретарское дело» с течением времени вынужден всё в большей степени испытывать конкуренцию в условиях параллельного существования других, не менее интересных периодических изданий: «Секретарь- референт», «Справочник секретаря и офис-менеджера», «Делопроизводство и документооборот на предприятии». С другой стороны, конкурентная ситуация должна стимулировать деятельность редколлегии по поиску новых форм отражения профессиональных знаний.
В условиях административной реформы изменились функции федеральных, региональных и местных органов власти и управления, поэтому ощущается потребность в новом осмыслении и характеристике направлений их деятельности. Появление новых национальных ГОСТов в области стандартизации и информационных технологий обязывает специалистов-практиков разбираться в их системе, а утверждение профессиональных стандартов требует от работников сферы документоведения, архивоведения, секретарского обслуживания приобретения, упрочения новых компетенций. Всё это должно стимулировать редакционные коллегии профессиональных специализированных журналов обновлять содержание материалов традиционных рубрик.
Время неумолимо движется вперед, появляются не только новые технологии, но и изменяется сама сфера управления и ее информационное обеспечение. Журналы «Секретарское дело» и «Делопроизводство» должны и впредь выполнять свою миссию и быть незаменимым источником профессиональной информации для своих


1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 125-ФЗ «О техническом
регулировании». Режим доступа: https://base.garant.ru/57422607/ (Дата
обращения:15.05.2019). Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1406/ (дата обращения: 10.05.2019).
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61798// (дата обращения: 10.05.2019).
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
«О персональных данных» Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 10.05.2019).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018 г.) «Об
образовании в Российской Федерации» Режим доступа:
https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 10.05.2019).
5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/#review
6. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (с изменениями на 15.08.2006).
7. Приказ Минтруда России от 06.05.2015 N 276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2015 N 37509) // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 180647/
8. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Утверждены приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76
9. Государственная система документационного обеспечения управления.
Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения управления. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 94185/(Дата обращения: 22.05.2019).
10. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования» Режим доступа: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=14471
(Дата обращения:25.05.2019).
11. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»
Режим доступа: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=14471 (Дата обращения:
27.05.2019).
12. ГОСТ 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»
Режим доступа: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=14471 (Дата обращения:
25.05.2019).
13. ГОСТ Р 54471-2011/ISO/TR 15801:2009 «Системы электронного
документооборота. Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности» Режим доступа: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=14471 (Дата обращения:
23.05.2019).
14. «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения»
Режим доступа: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=14471 (Дата обращения:
20.05.2019).
Вопрос профессионализма // Официальный сайт журнала «Секретарское дело». - Режим доступа: http://www.sekretarskoe-delo.ru/index.php?id=995 (Дата обращения: 21.04.2018).
15. Журналу «Секретарское дело» - пять лет // Режим доступа:
http://hrm.ru/db/hrm/d2ad625fbc7b4485c3256aab0042a45f/category.html (Дата обращения: 21.04.2018).
..67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ