Введение 3
1 Теоретические подходы к проблеме формирования свода стопы у детей 6
1.1 Виды плоскостопия и его диагностирование 6
1.2 Значение и необходимость формирования правильного свода стопы у детей
дошкольного возраста 10
1.3 Необходимость профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста 12
1.4 Заключение по первой главе 21
2 Методы и организация исследования 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Организация исследования 25
3 Педагогические условия профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста ...27
3.1 Результаты диагностики плоскостопия у детей дошкольного возраста 27
3.2 Комплекс физических упражнений, направленный на профилактику
уплощённости сводов стопы у детей дошкольного возраста на основе логоритмической и игровой технологий 30
3.3 Динамика показателей двигательной подготовленности и уплощённости сводов
стопы мальчиков старшего дошкольного возраста 37
Выводы 42
Список литературы 44
Плоскостопие является самой распространенной формой функциональноморфологических нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. В разных странах по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) количество людей, имеющих плоскостопие, достигает от 40% до 80% [3].
По статистике Росздрава с возрастом количество детей, имеющих плоскостопие, увеличивается от 24% в младшем дошкольном возрасте и до 50% к среднему школьному возрасту. Однако есть и другие данные, которые свидетельствуют о том, что среднее значение высоты свода по индексу Staheli у детей 7-10 лет составляет 0,53 ± 0,115, а уже в возрасте 14-17 лет находится в пределах 0,46 ± 0,09. Вышеописанные данные
свидетельствуют о том, что существует необходимость в дальнейших исследованиях проблемы детского плоскостопия, ведь причиной таких показателей является не сколько сам контингент исследуемых, а скорее средства и методы, используемые при обследовании детей [12, 13].
Отсутствие ортопедической профилактики вместе со своевременным лечением плоскостопия приводит к нарушениям функций опорно-двигательного аппарата.
Первый период детства (3-7 лет) характеризуется повышенной чувствительностью опорно-двигательного аппарата (ОДА) к различным физическим воздействиям, в связи с этим чрезмерная физическая нагрузка может привести к негативным последствиям формирования ОДА. Однако в данном возрасте формируется основные двигательные стереотипы (ходьба, бег, прыжки, лазание и т.д.), а также психомоторные способности (динамическая координация, моторная активность, соразмерность движений). Соответственно, при организации процесса физического воспитания детей дошкольного возраста двигательная нагрузка должна быть оптимальной и содержать в себе упражнения, которые будут способствовать формированию двигательных стереотипов, а также других двигательных навыков [36].
Несмотря на то, что на сегодняшний день проведено большое количество исследований, направленных на, как определение причин возникновения уплощённых сводов, так и на средства и методы профилактики, вопрос о диагностике и профилактике остаётся открытым. В связи с этим дошкольные образовательные учреждения должны быть ориентированы на поиск новых форм и методов организации процессов профилактики плоскостопия. На данный момент из причин, влияющих на уплощение свода, является гипотония мышц нижних конечностей - говорит одна часть исследователей, другая их часть склоняется к тому, что причиной, приводящей к формированию плоскостопия, является опосредованное влияние дистонии через смещение общего центра массы относительно площади стопы [37].
Для повышения мотивации к занятиям физическими упражнениями, направленных на профилактику плоскостопия, на наш взгляд, необходимо их использование на основе логоритмической и игровой технологий. Логоритмическая и игровая технологии предполагает выполнение физических упражнений совместно с речевым и музыкальным сопровождением, что позволяет развивать темпо-ритмические и координационные способности, а также позволяет развивать речевой аппарат ребёнка.
Цель исследования: разработать комплекс физических упражнений на основе логоритмической и игровой технологий, направленный на профилактику плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: физические упражнения, направленные на профилактику плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что физические упражнения, направленные на профилактику плоскостопия детей старшего дошкольного возраста будут успешны, если:
- применять физические упражнения на основе логоритмической и игровой технологий;
- включение в процесс физического воспитания и речевого развития средств физической культуры позволит повысить эффективность коррекционно-профилактической работы в дошкольных учреждениях;
- создать в помещении свободной деятельности детей и местах общего пользования (коридоры, лестницы) в детском саду коррекционно-профилактическое пространство;
- создать условия взаимодействия таких разделов образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, как «Физическое воспитание» и «Речевое развитие».
Задачи исследования:
1. Выявить значение и необходимость формирования правильного свода стопы
у детей дошкольного возраста на основе анализа научно-методической литературы.
2. Провести диагностику по выявлению плоскостопия у детей дошкольного возраста и определить количество детей, находящихся в зоне риска развития плоскостопия.
3. Разработать комплекс физических упражнений на основе логоритмической и игровой технологий, направленный на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста, и проверить его эффективность в педагогическом эксперименте.
Научная новизна исследования:
1. Выявлена корреляционная взаимосвязь между формами свода стопы и двигательной подготовленностью детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработан комплекс физических упражнений на основе логоритмической и игровой технологии, направленный на профилактику плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста, а также позволяющий добиться взаимосвязи между такими разделами образовательной программы ДОУ, как физическое и речевое развитие.
3. Применение мест общего пользования в детском саду в качестве пространства, направленного на коррекционно-профилактическую работу в формировании свода стопы ребёнка.
Методы исследования: анализ литературных источников по вопросам
физического воспитания и профилактики плоскостопия у дошкольников, педагогические наблюдения, плантография, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки полученных данных.
Структура и объём выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов и списка литературы. Список литературы включает 62 источника. Общий объем дипломной работы составляет 49 страниц компьютерного набора текста, включая 8 таблиц.
1. Свод стопы выполняет опорную и амортизационную функции, которые влияют, в свою очередь, на вышележащие звенья тела человека (коленный сустав, тазобедренный сустав, позвоночный столб). Необходимость определения плоскостопия на ранних стадиях подтверждается тем, что по мере взросления ребёнка у него формируются все функциональные системы, в том числе и опорно-двигательный аппарат, частью которого является позвоночный столб. При уплощённых сводах увеличивается ударная нагрузка на позвоночник, отчего происходят и сотрясения спинного мозга.
2. Одним из методов диагностики, направленного на выявление степени уплощённости сводов стопы, является плантография. Метод плантографии позволяет оценить степень деформации продольного и поперечных сводов стопы, а также определить форму свода стопы (плоские, уплощённые, норма). Результаты проведённого нами исследования по выявлению уплощённости сводов стопы у детей дошкольного возраста подтверждают актуальность выбранной темы. Было выявлено, что у 57% детей свод стопы находится в норме, у 8% наблюдается уплощение стопы, у 22% выявлено плоскостопие и у 13% наблюдается комбинация форм уплощённости сводов стопы.
Также нами был проведён корреляционный анализ по выявлению взаимосвязи между показателями уровня уплощённости сводов стопы и двигательной подготовленностью старших дошкольников. Из результатов исследования были выявлены высокие и средние корреляционные взаимосвязи между показателями угла свода стопы при проведении плантографии и такими двигательными тестами, как «Прыжок в длину с места» (г = -0,88; -0,94), «Челночный бег (3х5 м)» (г =0,66; 0,95) (у девочек и мальчиков, соответственно).
3. Прямым следствием нашего исследования является необходимость в подборе средств и методов, направленных на профилактику плоскостопия, поэтому нами был разработан комплекс физических упражнений, который подразумевает под собой профилактические действия по предупреждению возникновения плоскостопия, а также предотвращения его дальнейшего развития. Данный комплекс составлен в соответствии с возрастными особенностями детей, к которым он будет применяться. Он включает в себя упражнения из разных исходных положений, непосредственно, различных движений, которые задействуют разные группы мышц, как голени, так и стопы, а также возможность применения подручных предметов и гимнастического оборудования. Разработанный нами комплекс физических упражнений следует применять на основе логоритмической и игровой технологий, которые позволяют рассматривать разделы образовательной программы ДОУ в целостной взаимосвязи процесса обучения детей дошкольного возраста.
По результатам педагогического эксперимента была выявлена эффективность применения разработанного комплекса физических упражнений, что отражено в результатах проверочного тестирования. По обработанным результатам показателей двигательной подготовленности детей старшего дошкольного возраста возможна констатация положительной динамики в таких тестах, как «Прыжок в длину с места» и «Челночный бег (3х5 м)» в экспериментальной группе. По окончанию эксперимента при сравнении показателей контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента были выявлены статистически достоверные различия в показателе «Угол свода стопы при проведении плантографии» (р <0,05).
1. Ануфриева Л. В. Рентгенодиагностика плоскостопия у детей и подростков / Л. В. Ануфриева, В. М. Крестьяшин, Л. И. Лукин, Н. М. Привалова // Журнал «Медицинская визуализация» - 2002 - № 2 - С. 12-15.
2. Болтрукевич С. И. Корригирующий латеральный артрориз подтаранного сустава для лечения нефиксированной формы плоскостопия у детей: инструкция по применению // Гродно. 2011. С. 32.
3. Дегтерев Д. А., Цыбезова Л. А. Плоскостопие. Актуальные вопросы. // Мануальная терапия. 2008. № 1. С. 83-86.
4. Димитриева, А. Ю. Клиническая шкала оценки формы и положения стопы FPI-6. Оценка межэкспертной надежности (пилотное исследование) / А. Ю. Димитриева // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. - 2020. - Т. 8.
- № S. - С. 17-18.
5. Димитриева, А. Ю. Плоскостопие или нет: субъективное восприятие высоты свода стоп среди врачей-ортопедов / А. Ю. Димитриева, В. М. Кенис, А. В. Сапоговский // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. - 2020. - Т. 8.
- № 2. - С. 179-184.
6. Егорова, С. А. Теоретическое обоснование лечебной гимнастики при плоскостопии у детей / С. А. Егорова, В. Г. Петрякова, Н. А. Егоров // Академическая наука - проблемы и достижения: материалы IV международной научно-практической конференции, North Charleston, 07-08 июля 2014 года / н.-и. ц. «Академический». - North Charleston: CreateSpace, 2014. - С. 35.
7. Ефимов А. П. Клинически значимые параметры походки / А. П. Ефимов // Травматология и ортопедия России. 2012. 63. № 1. С. 60-65.
8. Закирходжаев, М. А. Роль компьютерной плантографии в диагностике плоскостопия у детей / М. А. Закирходжаев // Журнал теоретической и клинической медицины. - 2017. - № 1. - С. 102-105.
9. Затравкина, Т Ю. Плоскостопие у детей: этиопатогенез и диагностика / Т Ю. Затравкина, С. А. Рубашкин, М. М. Дохов // Саратовский научно-медицинский журнал.
- 2018. - Т 14. - № 3. - С. 389-395.
10. Захарова, Т. Р Логоритмика в системе работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией / Т. Р. Захарова // Синергия Наук. - 2020. - № 47. - С. 180-184.
11. К вопросу о формировании продольного свода стопы у детей / А. И. Перепелкин, В. Б. Мандриков, А. И. Краюшкин, Е. С. Атрощенко // Волгоградский научномедицинский журнал. - 2016. - № 1(49). - С. 32-36.
12. Кенис В. М., Димитриева А. Ю., Сапоговский А. В. Вариабельность частоты плоскостопия в зависимости от критериев диагностики и способа статистической обработки // Оригинальные исследования. 2019. Т. 7. № 2. С. 41-50
13. Кенис В. М., Лапкин Ю. А., Хусаинов Р.Х. Мобильное плоскостопие у детей (обзор литературы) // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2014. Т. 2. С. 44-54.
14. Комачева, О. А. Коррекция плоскостопия у детей 5-7 лет средствами адаптивной физической культуры с применением игрового метода: специальность 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Комачева Олеся Александровна. - Смоленск, 2012. - 24 с.
15. Коновалова Н. Г., Масленникова В. Г. Всегда ли плоскостопие - анатомофункциональный дефект стопы? // Политравма. 2014. № 2. С. 58-64....62