Содержание 2
Введение 3
1 Социализация личности в современной информационной среде 7
1.1 СОЦИАЛИЗАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1.1 Информационное общество, информатизация 8
1.1.2 Общество и личность в условиях информатизации 10
1.2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ 12
1.2.1 Что такое Интернет 12
1.2.3 Особенности общения в компьютерных сетях 14
1.3 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ 16
1.3.1 Особенности коммуникации в Интернете 16
1.3.2 Влияние анонимности на социальное поведение 19
1.3.3 Влияние субъективной безопасности на особенности социального восприятия. 20
1.3.4 Влияние компьютерных сетей на человека 21
1.4 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЯМ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ 24
1.4.1 Интернет в социокультурной среде 27
1.4.2 Проблема социальной идентичности и Интернет 29
1.5 НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНТЕРНЕТА НА ЧЕЛОВЕКА 33
1.5.1 Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде 40
1.6 СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ 41
1.6.1 Основные понятия базы данных и ее структура 41
1.6.2 Глобальная сеть Internet 45
1.6.2.1 HTML как основа создания Web-страниц 45
1.6.2.2 Составляющие Web-страницы 48
2 Методика проведения исследования и разработки сайта 59
2.1 ТЕСТ НА ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТЬ БУРОВОЙ В.А 59
2.2 РАЗРАБОТКА WEB-САЙТА 61
2.2.1 Планирование структуры и алгоритм разработки Web-сайта 61
3 Результаты работы 63
3.1 Анализ и интерпретация результатов исследования 63
3.2 Описание WEB - сайта 64
3.2.1 Описание пользовательского интерфейса 65
Заключение 67
Список использованных источников 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
Тест на Интернет зависимость Буровой В.А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74
Информация как ценность общества нового типа определена не только и не столько своей массовостью или общедоступностью, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, определяя для ее обладателя новые грани самоидентификации. Наиболее полно эта возможность представлена в коммуникации посредством сети Интернет. В силу ряда объективных технологических особенностей (анонимности, дистантности, отсутствия маркеров телесности) виртуальная коммуникация задает для пользователя максимальные возможности в самоопределении и непосредственном самоконструировании. По сути, новые информационные технологии поставили человека в позицию эксперимента над самим собой: в порожденном им мире искусственного человек стал играть со своей новой, искусственной, природой, не умея предвидеть — ни с обыденной, ни с научной точки зрения — возможные социальные следствия этой игры. Представляется, что проблема социализации личности в условиях новой информационной среды предполагает, как минимум, две основные логические линии анализа; изучение виртуальной среды как нового ресурса социального развития личности (т.е. влияния новых информационных технологий на процессы социализации в целом), изучение трансформаций основных социализационных процессов при условии их протекания в виртуальной среде (т.е. изменений параметров социального развития личности, взятых исключительно в своей виртуальной представленности).
Ряд исследователей рассматривают компьютерные технологии как вторжение во внутренний мир человека, ведущее к возникновению у некоторых пользователей экзистенциального кризиса, сопровождающегося когнитивными и эмоциональны ми нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире. При условии объединения данные две линии анализа представляют, по сути, тезис о том, что новая информационная среда является одновременно и средством и средой социального развития личности. В развернутом виде это утверждение может быть представлено и доказано через исследования, во-первых, новой информационной среды как социокультурного феномена, а во-вторых — через исследования особенностей основных социализационных процессов в новой информационной среде в сравнении с «реальной» социализацией.
Люди всегда стремились к общению, к новым знакомствам и к новым друзьям. Все это и дает нам Интернет в первую очередь! Поэтому важно учитывать, что Интернет - это не только великое множество сетей и компьютеров, но и еще большое сообщество людей, перед которыми открылись новые и необъятные горизонты взаимного общения. Можно смело сказать, что Интернет произвела социальную революцию в мировом масштабе, сняв все существовавшие ранее барьеры в свободном распространении практически любой информации.
Феноменальная популярность Интернета уже никого не удивляет. Число пользователей Всемирной сети растет с невероятной быстротой, а ее возможности становятся безграничными. Мало того, что Интернет кардинально изменил способ общения людей между собой - он раскинул свои необъятные сети еще дальше.
Появление и бурное распространение компьютерной сети Интернет, уже ставшей, по мнению многих исследователей, для миллионов людей таким же популярным средством общения, как и другие средства массовой коммуникации - телевидение, радиовещание и печать, - ставит вопрос о задачах и способах познания этого феномена информационного века /1/. Не секрет, что это получившее широкое распространение новое средство общения людей порождает множество социальных проблем. Поскольку этика пользователей существенно отличается от общепринятой (здесь уважается и поощряется индивидуализм, а бесспорным приоритетом является сама сеть и ее защита), остаются открытыми многие вопросы. Сеть Интернет с ее специфическими особенностями, возможно, рассматривать и изучать как элемент социальной действительности, часть жизненной среды современного человека, которую Т.М. Дридзе определяет как контекст, в котором протекает повседневная жизнедеятельность человека, кристаллизируется его ментальность, вырабатываются его мировидение, образ и стиль жизни”, различая при этом несколько аспектов жизненной среды: “ природный “¬флора, фауна, вода, атмосферный воздух; “рукотворный” - плоды технико¬технологической цивилизации; социопсихоантропологический - другие люди с их менталитетом, образом и стилем жизни /2,3/. Исходя из вышеприведенной классификации, можно утверждать, что Интернет представляет для современного человека информационный и социоантропологический аспекты его жизненной среды, а также является фактором, влияющим на ее формирование и состояние.
В числе отрицательных последствий длительного применения информационных технологий выделяют аутизацию, уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Интернета. Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах деятельности либо происходит полный отказ от нее.
К концу нынешнего столетия психологи и психотерапевты все чаще сталкиваются с негативными побочными эффектами применения информационных технологий - технострессами, компьютерофобией, ”наркотической” зависимостью от игровых программ Интернета, хакерством и сужением круга интересов, некоммуникабельностью и аутизмом как следствием патологической поглощенности применением информационных технологий /4,5,6/. Интернет - зависимость по своим правилам схожа с формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков).
Под Интернет - зависимостью понимается: пристрастие к работе с компьютером; импульсивное применение Интернета, то есть патологическая привязанность к азартным играм; зависимость от “кибер - отношений”, то есть от социальных применений Интернет - общения в групповых играх, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. В нашем исследовании мы попытались выяснить насколько часто подростки пользуются Интернетом и каково их собственное мнение на проблему зависимости от Интернета. Как правило, те, кто
становятся Интернет - зависимыми, меняют свою личность. Сегодня он Интернет - зависимый, завтра - патологический игрок, а немного спустя ушел в наркотики или алкоголизм, это не исключено. Предрасположенность к Интернет - зависимости проявляется у тех, у кого есть определенный фон, некие личностные особенности, нередко скрывающиеся психические отклонения.
Однако А.Е. Войскунский считает, что число страдающих Интернет- аддикцией преувеличено специалистами по психическому здоровью, а за проявлениями за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются иные психические отклонения. К. Мюррей полагает, что Интернет-зависимость можно рассматривать по аналогии с другими увлечениями, например с жаждой путешествий или «глотанием » книг /6/. Уход в мир Интернета, с его точки зрения, является своеобразным «испытанием риском» для развития личности. Такой уход может способствовать новому появлению в реальном мире, причем более значительному. И если столкновение с Интернет - зависимостью воспринимается как битва, то этот опыт приносит честь тому, кто его пережил.
Цель работы: создание Web-сайта по результатам исследования влияния Интернет на психику человека.
Объект исследования: учащиеся 10 класса общеобразовательной школы г. Железногорска.
Предмет исследования: личностные особенности и коммуникативной сферы человека.
Задачи работы:
1) Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
2) Подобрать тестовые методики необходимые для исследования Интернет - зависимости.
3) Провести анализ результатов исследования.
4) Разработать структуру web - сайта по данной теме.
5) Подобрать программу для создания web - сайта.
6) Создать web - сайт.
Гипотеза:
Интернет - зависимость является симптомом серьезных проблем в жизни человека, связанных с его эмоциональным напряжением. Использование Интернет в качестве средства общения и самораскрытия характерно для тех, кто ощущает некоторую недостаточность, неполноту, ущербность “обычной“ реальной жизни.
Нам очень повезло, что мы живем в век компьютерных технологий, все больше жизнь каждого из нас становится тесно связанной с компьютером. Повседневно увеличивается число наиболее «продвинутых» людей, которые буквально не мыслят своей жизни без компьютера, знают его, как самого себя.
Несомненно, связь человека с сетью Интернет упрощает его жизнь и способна избавить от многих проблем. Надо признаться, что молодежь гораздо сильнее ощущает на себе влияние компьютерной сети и старается использовать ее во всем: в учебе (компьютер избавляет от нудного посещения библиотек), во время отдыха (разные компьютерные игры) и т.д. Bзрослые с ужасом начинают замечать, что их дети перестают общаться друг с другом «с глазу на глаз»: для подростков и студентов удобнее и престижнее общаться по Интернету. Сильное увлечение компьютером вполне объяснимо, если он - источник доходов. «Компьютерные умы» ценятся очень высоко. Но деньги, как ни странно, далеко не единственная причина, из - за которой люди находятся в тесной связи с компьютером. Основная кроется в том, что компьютерная жизнь гораздо ярче и красочнее реальной, «прозаичной» действительности. Она позволяет осуществить самые разнообразные планы, воплощать мечты в видимые формы. Мы говорим о виртуальной реальности, то есть мнимой реальности, придуманной самим человеком. Нельзя говорить только о том, как полезна и приятна работа с компьютером.
Одиночество, замкнутость, склонность к аутизму (отстранение от реального мира, пребывание в своем собственном выдуманном мире) - вот немногие из психических расстройств, которые влияют на склонность человека к сетемании. Bиртуальная реальность для таких людей - как раз то, что нужно, чтобы полностью отстраниться от действительности, позабыть о реально существующих делах, обязанностях, проблемах и даже о близких людях.
Интернет оказывает большое влияние на людей, что накладывает ответственность на тех, кто организует Сеть, наполняет ее информацией.
Интернет - зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом». Поведенчески Интернет - зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от “реальной жизни”, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности.
B нашем исследовании мы попытались выяснить насколько часто подростки пользуются Интернетом и каково их собственное мнение на проблему зависимости от Интернета. B исследовании принимали участие 25 человек. Все 25 человек пользуются Интернетом; для 10 компьютер - это главное увлечение. Хотя надо заметить, что все обследуемые имеют и другие увлечения: спорт, музыка, танцы, рисование, чтение разной литературы. Все школьники четко понимают, что существует проблема сетемании; говорят, что главное - это не увлекаться только Интернетом, иначе зависимость неминуема; они понимают, что необходимы нормальные взаимоотношения со сверстниками в реальной жизни.
В результате нашей работы мы сделали вывод, что проблема сетемании существует и она действительно «отрывает» от реальности, меняет характеры людей, ограждает от близких. Когда человек перестает реагировать на происходящее, если его внимание сконцентрировано строго на компьютере, если он становится раздражительным в общении, страдает бессонницей - то это первые признаки проявления сетемании.
Наша гипотеза подтвердилась Интернет - зависимость является симптомом серьезных проблем в жизни человека, связанных с его эмоциональным напряжением. Использование Интернет в качестве средства общения и самораскрытия характерно для тех, кто ощущает некоторую недостаточность, неполноту, ущербность “обычной“ реальной жизни.
Боязнь сетемении означала бы недоверие самому себе. Излишний страх перед компьютером совершенно ни к чему. Надо доказать себе, что ты не можешь зависеть от машины, надо брать от Интернета все то, что он предлагает, но не переносить все в жизнь, не переставать радоваться естественным природным краскам, надо общаться с людьми, жить не только разумом, но и настоящими чувствами.
1. Прохоров, A. Н. Интернет - дом: вчера, сегодня, завтра/ A. Н. Прохоров // Компьютер - пресс. - 2002. - №2. - С.32-36.
2. Дридзе, Т.М. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании/Т.М. Дридзе // Общественные науки и современность. - 1994. - №1. С.56-67.
3. Долныкова, A.A., Чудова A.H. Психологические особенности суперпрограммистов// Психол. Журн.-1997. Т. 18 №1.-С.113-121.
4. Войскунский, A.E. Гуманитарный Интернет/ A.E. Войскунский //Гуманитарные исследования в Интернете.- 2000.-№3 С. 3-10.
5. Бабаева, Ю.Д., Войскунский A.E. Психологические последствия информатизации /A.E. Войскунский // Психологический журнал. - 1998. -№1.
С. 89-100.
6. Мюррей, К. Интернет-зависимость с точки зрения нерративной психологии/ К. Мюррей. - М.:Можайск-Террра., 2000.- 256с.
7. Ракитов, A.H. Философия компьютерной революции / A.H. Ракитов.- М.:Террра.,1991.-235с.
8. Громов, Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20.
9. Якушина, E.E. Интернет для школьников и начинающих поступающих / Е.Е. Якушина. - М.: Aквариум., 1999. - 256с.
10. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность/ Ю.Д.Бабаева,
A. E. Войскунский, О.В. Смыслова //Гуманитарные исследования в Интернете: М.,2000. С. 11—40.
11. Иванов, В.Е. Коммуникативные характеристики управленческой деятельности В.Е. Иванов // Мир психологии. - 2000. - №2. - C.52-56.
12. Доронина, О.В. Страх перед компьютером / О.В. Доронина // Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С. 66-71.
13. Белинская, Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты/ Е.П. Белинская, A.k. Жичкина //Образование и информационная культура. - 2000.- №1- С. 395— 431
14. Войскунский, AE. Феномен зависимости от Интернета / AE. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. - 2000.- №4 С.100-131.
15. Perspectives: A Mental HealthMagazinehttp://www.mhnet.org/perspectives
16. Интернет-зависимости -http://netaddiction.com/resources/referral_links.htm
17. Бешенков, И.Л. Информация и информационные процессы // Информатика и образование.-1998.-№ 6.-С 27-36.
18. Дридзе, Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии / Т.М. Дридзе// Общественные науки и современность.-1996.- № 4.-С. 32-35.
19. Жичкина, A.E. Особенности социальной перцепции в Интернете / A.E. Жичкина // Психологический журнал.- 2002.- № 2.- С.38-50.
20. Конилев, A.B. Быстрый и безопасный Интернет для пользователя / A.B. Конилев // Компьютер пресс.- 2001.- № 8.- С. 57-70.
21. Поваляев, Е.М. Обзор ресурсов Интернет / Е.М. Поваляев // Компьютер пресс.- 2001.- № 10.- С.47-56.
22. Федоров, A.H. Интернет - технологии в цифрах и фактах / A.H. Федоров, Н.Т. Елманова // Компьютер пресс.- 2002.- № 6.- С.63-80.
23. Цуприков, С.Т. Интернет в России: вчера, сегодня, завтра / С.Т. Цуприков // Компьютер пресс.- 2000.- № 2.- С.70-81.
24.Чудова, Н.В. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета: Медиапсихология / Н.В. Чудова, M.A. Евлампиева, H.A. Рахимова.- М.:ФОРУМ, 2001.-557с.
25. Ровдо, A.A. Путеводитель по современным компьютерным коммуникациям и Интернет/ A.A. Ровдо - Минск: Наш город., 1998. - 208с.
26. Прохоров, A.I I. Интернет как это работает / A.I I. Прохоров, Т.П. Поваляев// Компьютер - пресс. - 2002. - №6. - С.162-166.
27. Колмановская, E.C. Кому в Интернете жить хорошо / E.C. Колмановская // Компьютер - пресс.-2001.-№2.- С.46-47.
28. Прохоров, A.I I. Запах, форма, вкус и цвет через Интернет / A.I I. Прохоров // Компьютер - пресс. - 2001. - №3. - С.50-59.
29. Войскунский, A.E. Групповая игровая деятельность в Интернете /
A. E. Войскунский // Психологический журнал. - 1999. - №1. - С.126-131.
30. Смольникова, ИА. Виртуальная реальность в искусстве и обучении / ИА Смольникова // Социальная информатика. - 1995. - №7.- С. 107-114.
31.Орехов, A.U. Информатизация общества - информационное общество / A.U. Орехов //Социальная информатика. -1993.- №2.- С.32-35.
32. Романовский, Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространства / Н.
B. Романовский //Социологические исследования. - 2000.- №7.-С.16-23.
33. Франдте, В. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютерном общении / В. Франдте, Т. Келер // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000.- С. 40-55.
34. Васильева, ИА. Психологические аспекты применения информационных технологий / ИА. Васильева // Психология.- 2002.-№3.- C. 80-88.
ЗбАрестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Aрестова, Л.Н Бабанин, AE Войскунский // Вестник Московск. Ун-та. Выл.14: Психология,2001.-С. 14-20.
37. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, AE. Войскунский // Психологический журнал.- 1999.- №1.- С.89 - 100.
38. Козлов, Н.И. Формула личности /Н.И. Козлов. - СПб.: Питер, 2000.-368с.
39. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон.- М.: Aспект. Пресс, 2001.- 607с.
40. Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - СПб.: Питер, 2000.-272с.
41. Кэмпбелл, М. Access. Ответы / М. Кэмпбелл. - М.: Восточная Книжная Компания, 1996. - 243 с.
42. Карпов, Б. Microsoft Access 2000: справочник / Б.Карпов. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с.
43. Каратыгин, Н.С. Базы данных / Н.С. Каратыгин, T.A. Тихонов, О.В. Долголаптев. - М.: ABF, 1995. - 215 с.
44. Дейт К. Введение в системы баз данных / К. Дейт - СПб.: Вильямс, 2000. - 848с.
45. Энциклопедия психологических тестов./ Н.В. Хохлякова.- М.: ТEPPA-Книжный клуб, 2000.- 400 с.