ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ, АСПЕКТЫ И МЕТОДЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. История медиаобразования 10
1.2. Роль медиаобразования в современном мире 13
1.3. Аспекты медиаобразования 15
1.4. Модели и методы медиаобразования 19
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РАДИОДИСКУРС 25
2.1. Культурно-просветительский медиадискурс и его образовательные
возможности 25
2.2. Современный радиодискурс и его место в дискурсивном многообразии 26
2.3. Коммуникативная стратегия просвещения и коммуникативная тактика
побуждения в радиодискурсе 29
2.4. Культурно-просветительская программа как источник изучения
радиодискурса 31
2.5. Коммуникативная тактика побуждения в культурно-просветительском радиодискурсе как способ активизации познавательной активности адресата 35
2.6. Побудительный потенциал анонсов радиопрограммы «Чтение» на
радиостанции «Маяк» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Приложение А. Стенограмма программы «Неизвестное об известном» («Маяк»). Выпуск «Традиции Китая» от 14.07.2015 69
Приложение Б. Стенограмма передачи «Уроки китайского» («Говорит Москва»). Выпуск «Чему нас может научить Китай?» от 03.12.2014 75
Приложение В. Стенограмма передачи «Уроки китайского» («Говорит Москва»). Выпуск «Как в Китае знакомятся и создают семью. Какой семья была в прошлом и чем отличается семейная жизнь в настоящем. Что такое гармоничные отношения в семье» от 10.12.2014 83 Приложение Г. Стенограмма передачи «Уроки китайского» радио «Говорит
Москва». Выпуск «Родовые отношения в Китае. Семейные устои в прошлом
и настоящем от 17.12.2014» 84
Приложение Д. Стенограмма передачи «Уроки китайского» («Говорит
Москва»). Выпуск «Китайские туристы в России» от 09.10.2015 89
Приложение Е. Стенограмма передачи «Уроки китайского» («Говорит
Москва») Выпуск «Мифы о Китае и Китай настоящий» от 01.07.2015 92
В настоящее время представить жизнь современного человека без взаимодействия с медиа абсолютно невозможно. Средства массовой коммуникации (далее - СМК) проникли во все сферы жизни человека. Медиа играет огромную роль в жизни людей, в их коммуникации друг с другом, в воспитании и образовании детей, а также является одним из факторов социализации подрастающего поколения. В связи с этим особенно велика роль медиаобразования.
СМК занимаются реализацией просветительских проектов, обеспечивающих преемственность развития страны, сохраняя, с одной стороны, традиции и обычаи, существующий жизненный уклад, а с другой - открывая двери инновациям, способствующим движению вперёд. Они ставят перед собой задачу воспитать человека в идеологической, культурной и речевой сферах.
В связи с этим СМК приобретают определённую культуроформирующую функцию, связанную с пропагандой и распространением в жизни общества высоких культурных ценностей, с воспитанием людей на образцах мировой культуры, что способствует всестороннему развитию человека [Прохоров 2011].
Между тем, культура и её уровень во многом поддерживаются языком, в котором коммуникативные акты выступают примером «живого» языка, а коммуникативные акты культурно-просветительских программ - примерами литературного языка.
«Живость» дискурса СМК, его открытость для социального воздействия и изменчивость стали предметом для изучения медиалингвистики, которая в свою очередь занимается исследованием «функционирования языка в средствах массовой информации» [Добросклонская 2015].
Согласно материалам сайта «Медиалингвистика - ХХ! век» и данным научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU», в качестве материала для освещения темы медиадискурса используются, в основном, тексты печатных 4
СМК, телевизионных программ и не так давно ставшая популярной сеть «Интернет», на площадке которой функционируют все виды СМК. Работ же, связанных с изучением радиотекста, не так много [Нестерова 2016].
За последние несколько лет к изучению радиодискурса обращались: Т. Г. Арсеньева [2013], В. А. Егошкина [2015], Н. Г. Нестерова [2014, 2015, 2016], С. В. Фащанова [2013, 2015, 2016] и др.
Небольшое количество исследований объясняется трудностью работы с аудиальным материалом, его восприятием и последующей обработкой. Тем не менее, исследование радиодискурса в последнее время получило интенсивное развитие за счёт изменения характера самого радиодискурса. Это связано с экстралингвистическими обстоятельствами (а именно - развитием Интернета как средства СМК и новой площадки для ведения и развития дискурса).
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению медиаобразования на основе радиодискурса как особого коммуникативного феномена, выявлению и систематизации способов языкового воплощения коммуникативной тактики побуждения, направленной на реализацию культурно-просветительской стратегии.
Объектом исследования является культурно-просветительский
радиодискурс.
Предмет исследования - коммуникативная тактика побуждения и способы её языковой репрезентации, используемые участниками радиодискурса.
Актуальность темы исследования базируется на трёх аспектах.
1. Социальная значимость. Работа связана с растущим в обществе интересом к радио, к которому привело появление новых площадок для вещания в сети Интернет и новых форматов радиотекста (подкастинг).
2. Практическая значимость. Современное медиаобразование развивается на базе культурно-просветительского дискурса (так работают, например, томские лингвисты Н. Г. Нестерова, С. В. Фащанова) и медиадискурса (В. В. Барабаш, Ю. Ю. Сладкомедова, Ю. С. Сабаева).
Практическое применение результатов исследования состоит в возможности использования материалов работы для речеведческих курсов, связанных с коммуникативными стратегиями и тактиками в русском языке.
3. Научная значимость. Радиодискурс как особый коммуникативный феномен к настоящему времени недостаточно изучен с точки зрения его культурно-просветительской функции.
Актуальность состоит в изучении потенциала коммуникативных тактики и стратегии культурно-просветительского радиодискурса, а также его места и роли в медиаобразовании.
Цель исследования - выявить специфику культурно-просветительского радиодискурса через изучение коммуникативной тактики побуждения и способов её языковой реализации.
Задачи исследования:
1) определить источники медиаобразования и его роль;
2) описать модели и методы медиаобразования,
3) изучить культурно-просветительский медиадискурс и определить его образовательные возможности;
4) определить особенности современного радиодискурса;
5) определить признаки просветительского дискурса на радио;
6) описать особенности выбранных программ радиостанций;
7) изучить особенности коммуникативной тактики побуждения и описать способы её языковой реализации с позиции эффективной коммуникации;
8) рассмотреть анонс программы с точки зрения побуждения.
Методологической и теоретической основой исследования стали аспекты медиаобразования, представленные в работах С. Н. Пензина (1967), Н. Н. Зволинской (1970), М. С Кагана (1972), В. В. Лизанчука (1977), Г. А. Усовой (1981), Г. Я. Власкиной (1985), М. И. Холмова (1985), И. А. Руденко (1986), А. В. Шарикова (1989, 1990), А. В. Фёдорова (2001, 2007, 2009, 2015), А. А. Веряева, А. Э. Можаровой (2009), С. Л. Страшнова (2011), 6
И. В. Челышевой (2016), Н. Г. Нестеровой, С. В. Фащановой (2017),
B. Н. Фатеева, И. А. Фатеевой (2017).
Общие положения теории дискурса, представлены в работах Н. Д. Арутюновой (1990), Е. С. Кубряковой (1997, 2001); лингвисты,
занимающиеся изучением медиадискурса: М. Р. Желтухина (2003), Ф. Б. Бешукова (2008), Н. И. Клушина (2010), М. Г. Шилина (2011), И. К. Сескутова (2012), А. В. Матвеева (2014), Н. Г. Нестерова (2015); исследователи, труды которых посвящены культурно-просветительскому дискурсу: А. У. Хараш (1980), В. В. Барабаш (2006), Г. В. Вакку (2008),
C. В. Полуйкова (2010), Т. Е. Арсеньева (2013), Л. Р. Дускаева (2014), Т. Г. Добросклонская (2015), Н. Г. Нестерова (2015).
Основой разделов, посвященных коммуникативным стратегиям и тактикам, стали работы по лингвистической прагматике, авторы которых: С.И. Виноградов (1999), И.В. Труфанова (2001), Н.И. Формановская (2002, 2007), О.С. Иссерс (2006), Н.А. Карпова, А.В. Морева (2010), Т.Е. Арсеньева (2013), Н.Г. Нестерова (2015), С.В. Фащанова (2015).
Особое внимание было обращено к работам, посвящённым радиодискурсу: В. В. Барабаш (2006), Г. В. Вакку (2008), Ю. Ю. Сладкомедова (2010), Е. П. Прохоров (2011), Т. Е. Арсеньева (2013), А. В. Матвеева (2014), Н. Г. Нестерова (2014, 2015), С. В. Фащанова (2015), Ю. С. Сабаева (2018).
При подготовке работы была выработана методика, которая включает различные лингвистические методы и приёмы. В качестве основного выступает метод лингвистического описания, компонентами которого являются наблюдение, обобщение, классификация и систематизация материала, реализуемые с опорой на подход к изучению языка в коммуникативнопрагматическом аспекте.
Сбор материала для исследования коммуникативной тактики побуждения и способов её языковой реализации осуществлялся при помощи инструментального метода: для анализа использовались архивы аудиозаписей, которые были выложены на сайтах радиостанций и в дальнейшем были застенографированы и расшифрованы.
Отбор значимых для исследования фрагментов текста проводился путём выборки в процессе прослушивания радиопередач.
Материалом исследования в рамках заявленной темы стала передача «Уроки китайского», которая осуществляет своё вещание на радиостанции «Говорит Москва», а также программы «Неизвестное об известном» и «Чтение» на радиостанции «Маяк».
Для анализа было привлечено 7 выпусков передачи «Уроки китайского», 1 выпуск программы «Неизвестное об известном» и 25 анонсов «Чтения». Расшифровки аудиозаписей осуществлялись автором работы; были составлены полные стенограммы эфиров и выборочные, которые отражают побудительные конструкции. Стенограмма выпуска «Неизвестное об известном» была взята на сайте радиостанции «Маяк», анонсы «Чтения» - с публичной страницы во «ВКонтакте». Единицей анализа выступают побудительные высказывания, а также отдельные слова и словосочетания. Всего проанализировано 203 текстовых фрагмента.
Новизна работы состоит в анализе радиотекста с точки зрения отражения в них культурно-формирующего аспекта радиодискурса на базе коммуникативной тактики побуждения. В ходе работы не было встречено исследований, которые были бы выполнены на материале данной работы или были бы использованы для решения поставленных в работе задач.
Теоретическая значимость работы. В ходе исследования была разработана классификация побудительных конструкций и проведён анализ в плане эффективности применения таких конструкций и их функций. Данные результаты могут внести определённый вклад в развитие теории медиадискурса.
Практическая значимость работы. Материалы работы могут использоваться в разных курсах для обучения филологов, журналистов, иностранных студентов как демонстрация репрезентативных свойств побудительных конструкций и их функций в коммуникации и образовании.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, научную новизну, цель исследования, отражает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе «История, аспекты и методы медиаобразования» описывается становление медиаобразования, а также его роль в современном мире, аспекты, формы и методы медиаобразования.
Во второй главе «Культурно-просветительский радиодискурс» описаны образовательные возможности культурно-просветительского медиадискурса и радиодискурса как его разновидности, исследуются коммуникативные стратегии и тактики культурно-просветительского радиодискурса. Специальное внимание уделяется анализу коммуникативной тактики побуждения на материале стенограмм и анализу побудительного потенциала анонсов радиопрограмм.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы по рассматриваемой теме, определяются перспективы исследования. Список литературы включает 75 наименований и 25 источников. В приложениях приводятся созданные автором стенограммы передач, служащие контекстом для приводимых в работе примеров.
В современном обществе неизмеримо большую роль играет медиаобразование. Благодаря тому, что современный человек существует в мультимедийном пространстве (в особенности это касается сети «Интернет», аккумулирующей возможности различных СМИ и СМК), встраивание тактик медиаобразования в процесс преподавания является естественным и закономерным процессом.
В данной работе описан пример, когда необходимость ликвидировать безграмотность населения привела к росту образовательных передач - в том числе, на радио. Но и спустя годы после ликбеза, в XXI в., просветительская деятельность играет не менее важную роль в жизни страны. Реализацию культурно-просветительских проектов берут на себя всё те же средства массовой информации, в частности радио. Как было подтверждено практикой прошлых лет, оно является эффективным каналом для трансляции просветительских программ. Успешность коммуникации достигается благодаря актуальной интерактивности радио, техническим возможностям для повтора программ, доступности всем слоям населения.
Медиаобразование, на фоне подобного развития, получает возможность по-новому раскрыться в аспекте радиодискурса, используя современные особенности радиовещания и радиопрограмм. Материал, нацеленный на повышение культурного уровня слушателей, переосмысляется и используется в зависимости от задач образовательной программы, в которой применяется материал медиадискурса.
Как и любая сфера коммуникации, радио обладает своим видом дискурса - радиодискурсом, который характеризуется массовостью аудитории слушателей, всеохватностью, скоростью передачи информации, связью со временем (одномоментность, необратимость, линейность, непрерывность). Главное отличие радиовещания от других СМИ - это обладание актуальными для современности характеристиками - интерактивностью и возможностью повтора программ в сетке вещания, что создает успешную площадку для культурнопросветительных программ.
В ходе обоснования культурно-просветительской стратегии радиодискурса выявилась его направленность на расширение речевого кругозора адресатов, формирование и стимулирование познавательной активности аудитории в сфере культуры коммуникации, а также на повышение общего культурного уровня радиослушателей. Что касается категории побудительности, то в данной работе под этим понятием подразумевается волеизъявление говорящего и побуждение адресата к действию.
При проведении данного исследования были проанализированы материалы двух программ радиостанций «Маяк» и «Говорит Москва»: «Неизвестное об известном» и «Уроки китайского». В ходе анализа было выявлено, что в программе ведущие осуществляют побудительную роль, гость - просветительскую, т.к. гость выступает в качестве носителя профессионального знания.
Не смотря на различия двух программ (выраженная / невыраженная интерактивность программы, количество ведущих), главными особенностями являются один гость и одна концепция - расширение кругозора слушателей.
Обе программы простроены на побуждении, которое обеспечивает взаимодействие между коммуникантами.
Для анализа проявления побудительных конструкций в вышеперечисленных программах была составлена классификация. На её основе было выявлено, что число косвенных побуждений превалирует над числом прямых побудительных конструкций. Это связано с умением радиоведущих ненавязчиво привлечь внимание слушателя в процессе просветительского диалога.
Работа может быть продолжена как на базе выпусков данных программ, так и с расширением количества выпусков, с привлечением других радиопрограмм и других радиостанций с целью удостовериться, что в других культурно-просветительских передачах языковые воплощения категории побудительности несет такой же ненавязчивый, скрытый характер.