АННОТАЦИЯ 3
Часть I Издательские стратегии формирования литературной репутации Сергея Довлатова (на материале изданий и переизданий 1990-2022 гг.) 7
Введение 8
1 Теоретические подходы к изучению литературной репутации 19
1.1 Социология репутаций 19
1.2 Роль института издателей в формировании литературной репутации 22
2 Издательские стратегии в формировании литературной репутации С. Довлатова на российском
издательском рынке в 1990-2022 гг 35
2.1 Издательские стратегии в 1990-х гг 35
2.2 Издательские стратегии в 2000-х гг 60
2.3 Издательские стратегии в 2010-2022 гг 77
Заключение 92
Список использованных источников и литературы 95
Приложения 109
Приложение А Интервью 109
Часть II Редактура путеводителя «Ленинград Иосифа Бродского» М. Кельмович и Е. Павликовой 112
Редакторское заключение на рукопись «Ленинград Иосифа Бродского» М. Кельмович и Е.
Павликовой 113
Часть III Экономический расчет себестоимости издания «Ленинград Иосифа Бродского» М. Кельмович и Е. Павликовой 225
Экономический расчет издания 226
На рубеже XX-XXI вв. издатели вводят на издательский рынок имена ранее «запрещенных» авторов. Среди авторов, ранее «запрещенных» и «возвращенных» в первое перестроечное десятилетие, оказывается писатель «третьей волны» литературной эмиграции С. Довлатов. Среди особенностей данного процесса стоит выделить сильные и резкие изменения в социально-экономической сфере постперестроечной России, изменения в книгоиздании и то, что издатели конструируют посмертную литературную репутацию писателя. В связи с этим в данном работе рассмотрим, как изменения российского книжного рынка влияли на издательские стратегии , и, в частности, на издательские стратегии, применяемые к литературной репутации С. Довлатова.
Историю вопроса можно рассматривать в нескольких направлениях. Исходя из этого, выделим пять групп исследователей.
Первая группа исследователей связана с работами по социологии литературы. Изначально важный вклад внесли работы объективистской и субъективистской парадигмы. И. Н. Розанов (1874-1959) как представитель одних из ключевых исследователей в отечественной социологии литературы в своей работе анализирует формирование литературной репутации на примере писателей-классиков, таких, как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, М. Ю. Лермонтов.
Б. Дубин вместе со своим постоянным соавтором Л. Гудковым, рассматривает взаимодействие индивидуальных позиций, точек зрения, являющихся предметом социологии литературы. Происходит логический переход от антропологического к текстуальному измерению . В социологии литературы уже имелись три социальные концепции литературы: 1) литература как отражение общества, 2) литература как способ воздействия на социум, 3) литература как средство социального контроля. Объектом исследования стал характер воздействия литературы на представления общества. Конкретизировались функции литературы, охарактеризован моральный характер культурных универсалий, раскрывались понятие и нормы «классического» .
П-М. Шовен определяет временный и локальный характер литературной репутации, связанность с определенным именем писателя. Литературная репутация выражена как продукт социальных
и исторических процессов. Исследователь выделяет три связи между репутацией и оценкой:
- «верующий»: оценка создает репутацию;
- «агностик»: связь не поддается выявлению;
- «прагматик»: все зависит от контекста.
Значимым исследователем является А. И. Рейтблат , в своей работе обозначающий понятие литературной этики и определяющий место морали в литературном процессе. Ученый рассматривает наличие публики, личность автора и отношение авторов к обществу, взаимоотношения между авторами, между авторами и издателями, между авторами и читателями. Это дает понимание сложной структурированной системы литературного процесса и формирования литературной репутации в нем.
Интегративная парадигма же, к которой относилась одна из ключевых в социологии литературы концепция П. Бурдье , стремилась исключить недостатки предыдущих систем, а также недостатки как текстового, так и внетекстового подходов. Поэтому исследователь учел социальноэкономические условия литературного рынка, внутреннюю логику и структуру литературного произведения как объекта литературы и деятельность социальных агентов литературного поля (к которым относятся писатели, читатели, издатели и пр.), описано влияние внешних факторов на вышеперечисленных агентов литературного поля. Исследователь дает понятие литературного поля: «Литературное поле является универсальным полем борьбы за дефиницию писателя» . П. Бурдье выделяет основные виды социальной власти.
Вторая группа исследователей связана с работами по литературным репутациям. В американских исследованиях акцент делается не на собственно литературных исследованиях, а на маркетинговых способах создания литературной репутации, бизнес-планах и авторских стратегиях успеха. Здесь можно выделить работу о литературной репутации С. Кинга . Исследователь Г. А. Артамонов выделяет понятие мультикультурализма, мультилитературности, характеризует основные силы в формировании и развитии литературной репутации, к которым относятся литературная элита, издательские и маркетинговые стратегии, самопозиционирование. Показаны три основные этапа в формировании литературной репутации на примере С. Кинга. В работе описана современная проблема коммерциализации рынка. Труд приобретает
литературоведческий подход, прагматический (для издателей),
ориентационно-целевой (в сфере авторских интересов).
Во многих работах, посвященных литературным репутациям, формирование литературной репутации рассматривается со стороны читателей, современников, литературных критиков. В пример можно привести работу Л. Е. Бушканец , в которой исследователь анализирует литературную репутацию А. П. Чехова через восприятие критиков, современников; показано влияние писем писателя на его репутацию, но не рассматривается издательский аспект. Также
к практикоориентированным научным трудам относится работа В. Н. Попова , в которой автор приходит к выводу о том, что история литературных имен случайна, а история литературных признаков закономерна.
В статье М. Макеева рассматривается, согласно концепции П. Бурдье, символический капитал Л. Андреева и В. Набокова. М. Макеев анализирует проблему посмертной канонизации на родине писателей, чья прижизненная известность сформировалась в культурной среде, отличной от той, в которую они возвращаются. В работе рассмотрен материальный аспект для издателей и ребрединг как результат деятельности ученых.
Исследователь А. Поливанов рассматривает силы формирования литературной репутации, добавляя к ним интернет.
Ученый показывает, как представлены в сети авторы, вошедшие в литературное пространство задолго до появления интернета, и как представлены современные авторы.
Т. М. Маргулис проводит анализ формирования и функционирования литературной репутации Н. А. Полевого, создания и автокоррекции собственного образа писателем, стратегии влияния на собственную репутацию. Рассматривается литературная репутация писателя с точки зрения мнений современников о нем. В работе делается акцент на общественно-политической репутации, на участии писателя в различных полемиках.
В работе И. В. Львовой представлено исследование литературной репутации Ф. М. Достоевского за рубежом и механизмов ее формирования; охарактеризовано влияние русских писателей на американскую литературу на примере произведений Ф. М. Достоевского. Н. Н. Краюшкина изучает литературную репутацию А. С. Пушкина при его современниках, рассматривает специфику восприятия творчества в различных общественных трудах (литераторов, критиков, единомышленников и пр.).
М. М. Захарова проводит исследовательскую работу на грани журналистики и социологии литературы. Рассмотрено, как складывается литературная репутация писателей в синтезе политических убеждений, публикаций в периодике и изданных книг. Д. А. Щербаков анализирует литературную репутацию Н. Г. Чернышевского с помощью направлений социологии литературы и истории журналистики. Осмысление творческого наследия происходит через современную отечественную публицистику.
А. И. Гараев исследует образ писателя в общественном сознании и изучает связь образа писателя и его наследия. Рассматривается достаточно длительный хронологический период: весь XX век и современность. М. В. Костионова изучает литературную репутацию английского писателя Ч. Диккенса на базе социологии литературы
и исследования переводов. Рассматривается роль интенсивного
взаимодействия культур в социологии литературы.
Л. Ф. Машковцева анализирует трансформацию литературной репутации на стыке советского и постсоветского периодов, определяет механизмы формирования литературной репутации И. Бродского. М. Б. Селезнев исследует малоизученные закономерности и тенденции литературного процесса XIX в., включая критику. Рассматривается литературная репутация писателя на стыке русской журналистики и литературы.
Третья группа исследователей связана с работами об издательском рынке периода 1990-2000-х гг. В особенности стоит выделить работу
В. В. Мароши . Автор дает определение литературного процесса, описывает формирование рыночной системы в издательском деле в 1990-2005 гг., а также принципы институций литературного процесса и их роль в легитимации писателей. Исследователь подробно описывает глобализацию отечественного литературного процесса и показывает изменившуюся роль современного издателя.
В работе Б. В. Ленского анализируется книгоиздательская система современной России, в том числе происходит сравнительный анализ современности и советского периода, охарактеризованы особенности издательской факторы, влияющие на современное книгоиздание. Содержится информация об издательском маркетинге и менеджменте, описаны перспективы развития отечественного книгоиздания.
Работа А. Ильницкого во многом базируется на работе Б. В. Ленского, но исследователь систематизирует большой хронологический пласт с советского книгоиздания до современности, выделяет основные этапы и характеризует их, рассматривает современное книгоиздание и новейшие технологии в издательском деле. И. В. Лизунова описывает пути и способы достижения стратегический целей и задач издательством, систематизирует группы издательских стратегий и рассматривает их на примере издающих субъектов Сибири и Дальнего Востока.
Четвертая группа исследователей связана с мифотворчеством, биографическим мифом. М. В. Загидуллина говорит о том, что в ходе функционирования классических литературных феноменов может сформироваться писательский миф, когда автор текста выступает в качестве носителя высших ценностей. В основе биографического мифа лежит процесс легитимности писателя, что является способом объяснения гениальности автора.
В работе А. С. Поливанова показано формирование довлатовского мифа с помощью его автобиографических произведений, даны понятие псевдодокументализма и классификация его видов. Выявлена такая особенность псевдодокументализма, как использование одних и тех же микроновелл в разных художественных текстах.
Таким образом, актуальность научной работы связана с волной изданий и переизданий писателей «возвращенной» литературы на современном книжном российском рынке, а также в связи с исследовательским интересом к роли издателей при формировании литературных репутаций писателей и ростом научного интереса к проблемам социологии литературы как отрасли социологии, занимающейся исследованием книжного рынка, писательского успеха и социальных эффектов производства литературы. Социология литературы включает проблему социологии литературных репутаций писателей и их произведений. В связи с этим возникает необходимость осмысления роли института издателей и применяемых ими стратегий в становлении литературной репутации С. Довлатова как ранее «запрещенного» автора.
Научная проблема связана с неопределенностью силы влияния издателей на формирование литературной репутации С. Довлатова как автора, принадлежащего потоку возвращенной литературы.
Новизна исследования заключается в выявлении и осмыслении издательских стратегий в литературной репутации С. Довлатова в конце XX-первой четверти XXI вв. на российском книжном рынке.
Объект исследования: издания и переиздания сочинений
С. Довлатова; издания и переиздания о С. Довлатове на российском книжном рынке.
В данной работе используются термины «издание» и «переиздание», согласно ГОСТ Р. 7.0.80-2020 «Издания. Основные виды» .
Издание - документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, снабженный нормативно подписанными выходными сведениями, позволяющими однозначно идентифицировать его в документально-информационной среде.
Переиздание - вновь выпущенное издание произведения с изменениями или без них.
Предмет исследования: роль, место института издателей
в формировании литературной репутации С. Довлатова в 1990-2022 гг.
Хронологический период: издательский рынок 1990-2022 гг.
Цель работы: определить роль издательских стратегий
в литературной репутации С. Довлатова на издательском рынке конца XX-первой четверти XXI вв.
Задачи: 1) обобщить и систематизировать теоретико
методологический материал о комплексе идей социологии литературы и социологии репутаций; 2) собрать и систематизировать эмпирический материал (видо-типологические характеристики изданий, произведения, издательства, тиражи и пр.), дающий представление о количественных и качественных характеристиках изданий и переизданий С. Довлатова и о С. Довлатове в рассматриваемый период; 3) выявить, проанализировать, систематизировать и обобщить сведения об издательских стратегиях, применяемых к изданиям и переизданиям С. Довлатова и к изданиям и переизданиям о С. Довлатове; 4) выявить роль, место, степень влияния института издателей на формирование литературной репутации
С. Довлатова.
Материал: издания и переиздания сочинений С. Довлатова; издания и переиздания о С. Довлатове в 1990-2022 гг.
Теоретическая значимость заключается в том, что освещение данной темы поможет в понимании механизмов изменения литературных репутаций писателей с помощью издательских стратегий. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения издательских стратегий современными издателями.
Методология: в исследовании используются общенаучные методы (сравнительно-исторический анализ, дескрипция, синтез, обобщение, количественный анализ) и специальные (редакторский, тематикоаналитический, структурно-типологический, социолитературный анализы, интервью).
Методологической базой в области исследования литературной репутации выступают работы И. Н. Розанова, А. И. Рейтблата, Л. Д. Гудкова, Б. В. Дубина, П. Бурдье, П.-М. Шовена.
Апробация: данная работа была опробирована в рамках курса «Научно-исследовательская практика» и на конференциях: Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (2022-2023 гг.) и IV Международной научно-практической конференции «Homo legens в прошлом и настоящем» (2023 г.). По итогам конференций были
опубликованы статьи в сборниках материалов конференций.
Структура данной работы обусловлена поставленной целью и вытекающими из нее задачами. Работа состоит из введения , двух глав и заключения. Во введении определяются проблема, актуальность, новизна, цель, задачи, объект и предмет исследования, материал и хронологический период, а также практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические подходы к изучению литературной репутации» рассматриваются теоретические основы формирования литературных репутаций в рамках социологии литературы, охарактеризованы основные подходы в изучении литературных репутаций как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях, определена роль института издателей в становлении литературных репутаций писателей.
Во второй главе «Издательские стратегии в формировании литературной репутации С. Довлатова на российском издательском рынке в 1990-2022 гг.» определены основные тенденции развития российского рынка в рассматриваемый период, систематизированы и охарактеризованы различные группы издательских стратегий формирования литературной репутации С. Довлатова в хронологической последовательности, определены виды изданий и их роль в литературной репутации писателя, охарактеризовано становление посмертной литературной репутации С. Довлатова в 1990-2022 гг.
В приложении содержится интервью с А. Веселовым, главным художником издательства «Лимбус Пресс».
В заключении обобщаются полученные данные, делаются выводы.
Список литературы включает 149 наименований.
В ходе работы нами была выполнена поставленная цель - определение роли издательских стратегий в литературной репутации С. Довлатова на издательском рынке конца XX-первой четверти XXI вв. В рамках данного исследования были собраны и проанализированы издания и переиздания С. Довлатова и издания и переиздания о С. Довлатове в 1990-2022 гг.
Литературная репутация С. Довлатова, писателя «третьей волны» литературной эмиграции, представляет собой особенности посмертной литературной репутации писателя-эмигранта, ранее непубликуемого на родине, чье творчество «возвращается» на российский книжный рынок в 1990-е гг., в период сильных социально-экономических изменений и перехода издательского дела к рыночному планированию, в связи с чем возрастает роль издателя, а сложности в продаже и распространении книжной продукции способствуют возникновению издательских стратегий.
В 1990-е гг. были выделены две группы издательских стратегий , хронологически сменявшие друг друга. В первую половину 1990-х гг. формируется литературная репутация представителя «третьей волны» литературной эмиграции: к данной группе стратегий относятся издания антологий и публикации в журналах. Данная группа стратегий определена естественной реакцией на хлынувший поток ранее запрещенной литературы. С. Довлатов является «одним из» представителей «третьей волны» эмиграции, что подтверждает включение автора в классический канон и наделяет автора репутацией писателя, достойного возвращения и осмысления.
Во вторую половину 1990-х гг. издатели фокусируются на фигуре С. Довлатова, на всем массиве его творческого наследия. К данной группе издательских стратегий относятся издания авторских сборников , собраний сочинений и изданий о писателе. Данная группа стратегий отражает более высокий уровень осмысления творчества и биографии писателя, заключающееся в интересе к личности автора.
Идеологические издательские стратегии, связанные с быстрым реагированием на возможность опубликовать ранее запрещенного автора, во второй половине 1990-х гг. сменяются академическими стратегиями, связанными с потребностью более глубокого осмысления биографии и творчества С. Довлатова. К концу 2000-х гг. оформляется издательский рынок и его «игроки», повышается роль юридических аспектов, что выражается в тенденции закрепления литературного наследия писателей, чье творчество, по закону об авторском праве, еще не стало общественным достоянием - в связи с этим куратором литературной репутации С. Довлатова становится издательство «Азбука».
Основой репертуарных стратегий в данный период становятся авторские сборники, что представляет собой проявление феномена серийности и явление массовизации литературы. Выделяются издательские стратегии, связанные с изменениями в оформлении изданий: происходит усиление роли иллюстрирования, формирование единой стилистики изданий; активно используются суперобложки и прикнижная реклама.
В данный период возрастает роль мемуарной литературы в становлении литературной репутации С. Довлатова в 2000-е гг., что связано со всплеском читательского интереса к этому виду изданий. На российском книжном рынке в нулевые годы представлено обширное количество воспоминаний о С. Довлатове.
Если в 1990-е гг. литературная репутация писателя основывалась на фокусировке на уникальных особенностях автора - его личности и творчестве, то в 2000-е гг. ее сменяет переход к стратегиям, направленных на массовую читательскую аудиторию.
2010-2022 гг. также является периодом, в котором куратором литературной репутации С. Довлатова оказывается издательство «Азбука».
Продолжаются стратегии издания авторских сборников в серии pockets- books, но также в данный период издатели активно начинают выпускать собрания сочинений. Помимо этого, активно выстраивается «бренд» Довлатова в социальных сетях, усиливается роль маркетинга и рекламы.
Таким образом, в 2010-2022 гг. расширяется читательская аудитория с помощью введения большего количества издательских стратегий и подходов к изданию С. Довлатова. С одной стороны, продолжаются издательские стратегии, направленные на массовую читательскую аудиторию: к данной группе относятся издания серий и pockets-books. С другой стороны, продолжаются издательские стратегии, направленные на узкую аудиторию читателей: к данной группе относятся издания собраний сочинений и научно-популярных хрестоматий. Также стоит отметить расширение репертуара: появляются аудиокниги, биографии и путеводители на волне популярности данных видов изданий на современном книжном рынке. Издатели формируют как литературную репутацию писателя, чье творчество направлено на массовую читательскую аудиторию, с одной стороны, так и литературную репутацию «классика», с другой стороны.
Перспективы развития данной работы связаны и изучением различных аспектов, не изученных в данной работе:
1) изучение издательской деятельности относительно С. Довлатова в 1970-1990-е гг.;
2) изучение издательской деятельности зарубежных издательств относительно С. Довлатова в 1970-2020-е гг.
3) исследование дизайна и оформительских решений изданий и переизданий С. Довлатова;
4) изучение издательской деятельности, развернувшейся вокруг других писателей «третьей волны» литературной эмиграции .
1. Довлатов С. Блеск и нищета русской литературы: филологическая проза / С. Довлатов. - СПб.: Азбука, 2010. - 254 с.
2. Довлатов С. Встретились, поговорили / С. Довлатов; сост. А. Ю. Арьев. - СПб.: Азбука, 2008. - 528 с.
3. Довлатов С. Голос: рассказы / С. Довлатов. - СПб.: Азбука, 2005. - 382 с.
4. Довлатов С. Девушка из хорошей семьи: по повести «Иностранка» / С. Довлатов; сост. Г. С. Юдина, С. В. Кириченко. - СПб.: Златоуст, 2010. - 52 с.
5. Довлатов С. Записные книжки / С. Довлатов. - Л.: Искусство, 1991. - 86 с.
6. Довлатов С. Заповедник / С. Довлатов; послесл. А. Ю. Арьева. - СПб.: Азбука, 2001. - 160 с.
7. Довлатов С. Заповедник / С. Довлатов. - СПб.: Азбука, 2019. - 384 с.
8. Довлатов С. Зона: записки надзирателя / С. Довлатов. - СПб.: Азбука, 2002. - 224 с.
9. Довлатов С. Иностранка: повесть / С. Довлатов. - СПб.: Азбука, 2007. - 156 с.
10. Довлатов С. Компромисс / С. Довлатов; послесл. А. Ю. Арьева. - СПб.: Азбука, 2001. - 224 с.
11. Довлатов С. Малоизвестный Довлатов / С. Довлатов; под ред. А. Арьева. - СПб.: Лимбус-Пресс, 1995. - 512 с.
12. Довлатов С. Последняя книга: рассказы, статьи / С. Довлатов. - СПб.: Азбука, 2011. - 608 с.
13. Довлатов С. Последняя книга: рассказы, статьи / С. Довлатов. - СПб.: Азбука, 2001. - 608 с.
14. Довлатов С. Рассказы / С. Довлатов; под ред. А. Арьева. - М.: Renaissance, 1991. - 350 с.
15. Довлатов С. Старый петух, запеченный в глине / C. Довлатов. - М.: Локид, 1997. - 380 с.
..149