Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГЛАГОЛАМИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 8
1. 1. Обогащение словаря младших школьников как цель языкового образования 8
1. 2. Глаголы межличностных отношений как лексико-семантическая группа 16
1. 3. Формирование глагольной лексики межличностных отношений у младших школьников в процессе языкового образования 23
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГЛАГОЛАМИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 33
2. 1. Анализ учебно-методического комплекта «Школа России» в аспекте проблемы исследования 33
2. 2. Показатели и уровни сформированности словаря межличностных отношений младших школьников 36
2. 3. Комплекс упражнений по обогащению словаря младших школьников глаголами межличностных отношений на уроках русского языка 44
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 59
Актуальность исследования. Начальное образование - первичный этап обучения, который призван давать предпосылки системных представлений и знаний об окружающем его мире, на которые на протяжении всей жизнедеятельности человека будут накладываться новые сведения, на их основе будут формироваться компетенции.
Восприятие информации, её понимание и скорость накопления напрямую зависят от формы подачи , а самой древней и самой оптимальной формой является речь. Качество и количество воспринимаемой информации связаны с ее вербальным выражением. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется соблюдение важного коммуникативного условия - богатства материала этой речи. Богатство речи связано с количеством слов в активном и пассивном словаре человека, наличия синонимических, антонимических, паронимических, фразеологических, стилистических ресурсов, умения органично сочетать и комбинировать их в собственной речи. Для достижения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить младших школьников со словесным богатством родного языка, помочь им вырабатывать умение комбинировать эти слова в предложения и тексты для того , чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.
Среди результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку обозначены умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Достижение результатов, указанных в программе, возможно при условии целенаправленной работы над обогащением словаря младших школьников.
Вопросами развития речи вообще и речи младших школьников в частности в разное время занимались М. Т. Баранов, В. П. Вахтеров, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский. Проблема обогащения словарного запаса детей была определена крупнейшими методистами: Ф. И. Буслаевым, И. И. Срезневским, Д. И. Тихомировым, К. Д. Ушинским. Выдающийся отечественный лингвист и методист Ф. И. Буслаев обращает внимание на необходимость обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка не только с целью обучения грамотному письму, но и для более точного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор языковых средств в условиях непринужденной речи . Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и К. Д. Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, «представляя для них нечто вроде игры в слова». Сторонник и продолжатель идей Ушинского Д. И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как он отмечал, укажет, «где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия», будет способствовать тому, что «ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня».
Сегодня тема, касающаяся расширения и активизации словаря учащихся, не утратила важности. Это объясняется достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова), а также модернизацией содержания учебных программ. Кроме того, задачи по обогащению речи осложняются тем, что современное общество характеризует печально низкий уровень речевой культуры: отсутствие образцовой речи на телевидении , радио и в Интернете, чтение некачественной литературы или отказ от чтения в общем приводят к тому, что учащимся попросту неоткуда пополнять свой лексикон. Рядовым источником пополнения словарного запаса становится устная речь таких же, как он сам, учащихся, Интернет-общение с ровесниками....
Обращение к теме исследования обусловлено актуальностью проблемы обогащения лексического запаса младших школьников глагольной лексикой межличностных отношений.
Словарная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач: во-первых, помогает формировать личность ученика, его мировоззрения, расширяет словарный запас и наделяет ученика навыками, не обходимыми для будущей практической деятельности; - во-вторых, во время словарной работы происходит знакомство ученика с богатством родного языка и показ его стилистических возможностей.
Вопрос об организации данной деятельности на уроках русского языка остается актуальным очень долгое время, т. к. умение грамотно писать, корректно использовать лексические, стилистические возможности русского языка является мерилом образованности человека. Однако, как показали результаты анализа учебных пособий по русскому языку, словарная работа проводится бессистемно, не определена группа слов, над которыми нужно работать, не разработан словарь-минимум, включающий слова, которые учащиеся должны усвоить на протяжении всего обучения в начальной школе.
Анализ учебников В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера глагольной лексической работы над явлениями межличностных отношений позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами. Но в рамках данной темы следует проводить дальнейшую работу.
В связи с вышеуказанным, мы представили исследование по данной проблеме. В ходе нашего исследования мы определили тематическую группу слов, которую учащиеся должны усвоить - это глагольная лексика межличностных отношений, разработали словарь-минимум. При составлении словаря мы опирались на следующие принципы: коммуникативности, парадигматический, принцип идеографического описания и частеречной принадлежности. Опираясь на полученные результаты анализа учебных пособий по русскому языку, мы провели диагностику учащихся с целью выявления уровня владения лексикой межличностных отношений. Результаты проведенной диагностики показали, что уровень владения лексикой межличностных отношений недостаточно высокий. Соответственно существует необходимость в проведении словарной работы. Для того, чтобы повысить уровень владения учащихся глаголами межличностных отношений мы разработали и представили комплекс упражнений, который предполагает три линии: обогащение, уточнение и активизацию словарного запаса учащихся глаголами межличностных отношений.
На формирующем этапе мы руководствовались положениями гипотезы, которые представляют собой два педагогических условия:
1) организация работы над глагольной лексикой в ее синтагматических, парадигматических и деривационных отношениях;
2) активизация глагольной лексики путем создания коммуникативных ситуаций, требующих ее употребления.
Нами спроектирован комплекс упражнений, призванный преодолеть возникшие на этапе диагностики трудности. Он включает лексико-семантические, лексико-орфографические и ситуативные задания, которые, по нашему мнению, будут способствовать успешному обогащению словаря младших школьников глагольной лексикой межличностных отношений.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М. : Академия, 2013. - 211 с.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд. , стереотип. / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина - М. : Академия, 2012. - 400 с.
3. Алекторова Л. П. Словарь синонимов русского языка: ок. 2000 слов: ок. 800 синоним. рядов / 2-е изд. , испр. /Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. И. Зимин. - М. : Астрель: АСТ, 2014. - 333 с.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика - Синтез, 2013. - 272 с.
5. Архипова Е. В. Проблемы речевого развития младших школьников / Е. В. Архипова: автореферат дисс. .. .доктора пед. наук. - М. , 2008. - 34 с.
6. Бабенко Л. Г. Большой толковый словарь русских глаголов: идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / под ред. Л. Г. Бабенко. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2017. - 211 с.
7. Бобровская Г. В. Активизация словаря младших школьников / Г. В. Бобровская // Начальная школа - 2013. - № 4. - С. 47-52.
8. Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников / Г. В. Бобровская // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 76-80.
9. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 2011. - 122 с.
10. Виноградова Ю. А. Фрагмент лексико-семантического поля глагола в речи младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2010.
11. Гайсина М. Р. Лексико-семантическое поле глаголов отношения в современном русском языке. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1981. - 196 с.
12. Гогулина Н. А. Лексико-семантическая группа глаголов 55 межличностных отношений (на материале русского литературного языка XIX-XX вв. ). Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Л., 1986. - 16 с.
13. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у младших школьников / Л. Н. Ефименкова. - М. : Педагогика, 2015. - 211 с.
14. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская. - М. : Просвещение, 2013. - 133 с.
15. Канакина, В. П. , Горецкий, В. Г. Русский язык. 1 класс / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2018. - 143 с.....(56)