СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ ООО «СИБИРСКИЙ ЗНАХАРЬ»)
|
Введение 3
1 Необходимость и инструментарий экологического маркетинга 5
1.1 Понятие экологического маркетинга 5
1.2 Концепция экологического маркетинга 11
1.3 Обзор инструментов маркетинговых коммуникаций 15
2 Особенности экономической и маркетинговой деятельности компании «Сибирский
знахарь» 28
2.1 Характеристика компании «Сибирский знахарь» 28
2.2 Исследование конкурентной среды 32
2.3 Анализ финансово-экономической и маркетинговой деятельности компании 38
3 Направления совершенствования экологического маркетинга компании 46
3.1 Направление развития экологического маркетинга в ООО «Сибирский
знахарь» 46
3.2 Эффективность маркетинговых мероприятий 54
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 62
Приложение А
1 Необходимость и инструментарий экологического маркетинга 5
1.1 Понятие экологического маркетинга 5
1.2 Концепция экологического маркетинга 11
1.3 Обзор инструментов маркетинговых коммуникаций 15
2 Особенности экономической и маркетинговой деятельности компании «Сибирский
знахарь» 28
2.1 Характеристика компании «Сибирский знахарь» 28
2.2 Исследование конкурентной среды 32
2.3 Анализ финансово-экономической и маркетинговой деятельности компании 38
3 Направления совершенствования экологического маркетинга компании 46
3.1 Направление развития экологического маркетинга в ООО «Сибирский
знахарь» 46
3.2 Эффективность маркетинговых мероприятий 54
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 62
Приложение А
В настоящее время рынок продуктов питания очень насыщен, производителю уже не так просто угодить клиенту и предложить ему то, что он еще не пробовал. Особое внимание уделяется тому, что и сам потребитель стал более придирчив к продукции, современный человек желает покупать товар, который должен соответствовать целому ряду критериев. К этим критерием относится цена, высокое качество сырья, привлекательная упаковка, вкусовые качества. И относительно недавно появился новый критерий, который стал для многих одним из важнейших при выборе продукта - это экологичность. Осознанный потребитель хочет быть уверенным в том, что продукт не вредит окружающей среде и организму. Людей, не желающих экономить на своем здоровьем и продуктах питания, становится все меньше. Потребитель готов платить за качественный и здоровый продукт.
В условиях мировых тенденций появился новый сегмент рынка, базирующийся на экологически ориентированных товарах и услугах. Современные предприятия выделяют все больше внимания экологическим аспектам своей деятельности. Понятие «экологический маркетинг» появилось относительно недавно, в 60-70 гг. этому понятию не предавалось значения, подобные вложения считались экономически не выгодными. На сегодняшний день такой подход находит все меньше сторонников и фирмы начали понимать выгоду от таких затратных методик. Как и за счет чего экологический маркетинг приносит прибыль предприятию? Ни для кого не секрет, что маркетинг на современное предприятие преследует в первую очередь экономические интересы, извлечение максимальной прибыли от продажи товара или услуги. Экологические аспекты оставались в стороне. Однако сейчас проблемы экологии стали волновать не только государство и ученых, но и потребителей. Люди хотят покупать товары, которые создаются из органического сырья, есть продукты без консервантов и, чтобы упаковка была перерабатываемой. Именно потребители формируют предложение, и современные тенденции побудили производителей задуматься над экологической составляющей своего бизнеса.
Вопросы экологического маркетинга и его влияния на экономику изучаются многими авторами, такими как Е. Лекрек, Н.Г. Мелешкин, Ф. Котлер, С.И. Христенко, Л.Б. Шостак и другие.
Таким образом, объектом моего исследования является производственная и маркетинговая деятельности компании ООО «Сибирский знахарь».
Предметом исследования является маркетинговые коммуникации в системе экологического маркетинга компании ООО «Сибирский знахарь».
Цель работы - определить направления совершенствования и эффективность маркетинговых коммуникаций в системе экологического маркетинга торгово-производственной компании ООО «Сибирский знахарь».
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить комплекс маркетинговых коммуникаций и концепцию экологического маркетинга;
2. Изучить методологические подходы к формированию и развитию экологического маркетинга;
3. Исследовать конкурентов и целевую аудиторию компании ООО «Сибирский знахарь;
4. Изучить направления развития экологического маркетинга в ООО «Сибирский знахарь»;
5. Выявить и оценить эффективные маркетинговые коммуникации в деятельности компании ООО «Сибирский знахарь.
Исследование осуществляется по общенаучным методам познания: наблюдение, а именно активное наблюдение, фотография, описание, сравнение, анкетирование, SWOT-анализ, STEP-анализ, обработка полученных данных.
Структура данной работы построена следующим образом: в первой главе освещены теоретические аспекты экологического маркетинга и его необходимость, описан комплекс маркетинговых коммуникаций. Во второй главе описывается деятельность предприятия, на примере которого написана исследовательская работа, описана ее маркетинговая и финансово-экономическая деятельность, исследуется конкурентная среда компании. Третья глава содержит в себе направления совершенствования экологического маркетинга компании, рассматривается эффективность предложенных мероприятий.
В условиях мировых тенденций появился новый сегмент рынка, базирующийся на экологически ориентированных товарах и услугах. Современные предприятия выделяют все больше внимания экологическим аспектам своей деятельности. Понятие «экологический маркетинг» появилось относительно недавно, в 60-70 гг. этому понятию не предавалось значения, подобные вложения считались экономически не выгодными. На сегодняшний день такой подход находит все меньше сторонников и фирмы начали понимать выгоду от таких затратных методик. Как и за счет чего экологический маркетинг приносит прибыль предприятию? Ни для кого не секрет, что маркетинг на современное предприятие преследует в первую очередь экономические интересы, извлечение максимальной прибыли от продажи товара или услуги. Экологические аспекты оставались в стороне. Однако сейчас проблемы экологии стали волновать не только государство и ученых, но и потребителей. Люди хотят покупать товары, которые создаются из органического сырья, есть продукты без консервантов и, чтобы упаковка была перерабатываемой. Именно потребители формируют предложение, и современные тенденции побудили производителей задуматься над экологической составляющей своего бизнеса.
Вопросы экологического маркетинга и его влияния на экономику изучаются многими авторами, такими как Е. Лекрек, Н.Г. Мелешкин, Ф. Котлер, С.И. Христенко, Л.Б. Шостак и другие.
Таким образом, объектом моего исследования является производственная и маркетинговая деятельности компании ООО «Сибирский знахарь».
Предметом исследования является маркетинговые коммуникации в системе экологического маркетинга компании ООО «Сибирский знахарь».
Цель работы - определить направления совершенствования и эффективность маркетинговых коммуникаций в системе экологического маркетинга торгово-производственной компании ООО «Сибирский знахарь».
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить комплекс маркетинговых коммуникаций и концепцию экологического маркетинга;
2. Изучить методологические подходы к формированию и развитию экологического маркетинга;
3. Исследовать конкурентов и целевую аудиторию компании ООО «Сибирский знахарь;
4. Изучить направления развития экологического маркетинга в ООО «Сибирский знахарь»;
5. Выявить и оценить эффективные маркетинговые коммуникации в деятельности компании ООО «Сибирский знахарь.
Исследование осуществляется по общенаучным методам познания: наблюдение, а именно активное наблюдение, фотография, описание, сравнение, анкетирование, SWOT-анализ, STEP-анализ, обработка полученных данных.
Структура данной работы построена следующим образом: в первой главе освещены теоретические аспекты экологического маркетинга и его необходимость, описан комплекс маркетинговых коммуникаций. Во второй главе описывается деятельность предприятия, на примере которого написана исследовательская работа, описана ее маркетинговая и финансово-экономическая деятельность, исследуется конкурентная среда компании. Третья глава содержит в себе направления совершенствования экологического маркетинга компании, рассматривается эффективность предложенных мероприятий.
Всю большую популярность приобретает экологический маркетинг, как один из элементов всей системы маркетинговых коммуникаций. В связи с растущим интересом и обеспокоенностью населения за экологическую обстановку в мире, появился новый сегмент - эко-маркет. В основном мотивацией к покупке органических товаров служат следующие критерии:
• полезность для здоровья;
• отсутствие вредных и химически ингредиентов;
• натуральный вкус;
• безопасность.
Экологический маркетинг является продолжением социально-этического маркетинга, который зародился намного раньше. Но, несмотря на новые тенденции развития, экологический маркетинг базируется на классической модели маркетинг- микс, состоящий из 4P: продукт, место, цена, продвижение. Объективный анализ мирового опыта и изучение направлений развития маркетинга в экологии, дает большой интерес к дальнейшему совершенствованию этой сферы.
Многие компании стремятся к завоеванию доверия покупателей, используя приемы эко маркетинга. Потребители, которых волнует экологический вопрос, готовы платить больше за потребляемый товар. Однако далеко не все компании действительно имеют достаточно оснований называть себя таковыми. В борьбе за расположение потребителей и укрепления позиций, компаниям важно не перейти грань и не попасть под категорию «гринвошинга». Данный термин характеризует маркетинговые действия, которые направлены на демонстрацию экологической активности лишь на словах. Эко маркетинг включает в себя множество критериев, главным из которых все же является истинная забота о потребителе и об окружающей среде, а также формирование интереса к здоровому образу жизни у населения.
В ходе исследования стало понятно, что экологический маркетинг, это не только забота об окружающей среде и формирование экологической ответственности. Это также мощный инструмент продвижения, бизнес стратегия и формат деятельности предприятия.
Экологический маркетинга включает в себя ряд элементов: это забота о здоровье потребителя и об окружающей среде, получение новых конкурентных преимуществ (экологичность продукции), формирование более качественного предложения для клиентов, экономия ресурсов, внедрение новых технологий, выход на новые рынки. Одна из целей экологического маркетинга - донести до потребителей информацию об экологичности продукта и сформировать интерес к здоровому образу жизни у населения.
В данной исследовательской работе я рассмотрела, каким образом проявляется эко маркетинг в системе маркетинговых коммуникаций, его концепцию и необходимость его внедрения в бизнес. Для того, чтобы разобраться как эти процессы реализовываются на практике, я изучила торгово-производственную компанию ООО «Сибирский знахарь», которая позиционирует себя как производитель эко-товаров. Был выполнен SWOT-анализ и STEP-анализ, которые позволили оценить внутреннюю и внешнюю среду организации, а также факторы, которые способны повлиять на деятельность организации. Также было проведено маркетинговое исследование, которое показало направления перспективного развития предприятия. Был проведен опрос потребителей на тему натурального шоколада, опрос был реализован через систему Google Forms. Им были заданы основные вопросы о том, что для них важно при выборе продукта, как они получают информацию о продукте, где им удобнее покупать продукцию. Все это было важно, для того чтобы наметить перспективные стратегии развития и продвижения бренда. В ходе опроса мы выяснили, что для потребителей самым главным являются вкусовые качества, затем полезность и состав, и только на третьем месте по значимости оказалась цена. Это подтверждает гипотезу о том, что покупатели готовы платить больше за качественный и полезный продукт. Также было обнаружено, что людям удобнее приобретать товары в крупных супермаркетах. Это стало ключевым фактором в процессе совершенствования маркетинга компании, ведь «Сибирский знахарь» пока не сотрудничает ни с одной сетью супер-маркетов. Помимо этого было выяснено, что в основном потенциальные потребители узнают о товарах через Интернет. Значит, компании стоит сделать упор на развитие Интернет- маркетинга. Конечно компания уже активно использует некоторые инструменты продвижения через Интернет и социальные сети, однако это не является до конца эффективным.
Далее мной были рассмотрены уже действующие маркетинговые коммуникации на предприятии, была оценена эффективность каждой из них и сделаны выводы. В ходе работы мы пришли к выводу, что компания стремится использовать все возможные инструменты маркетинговых коммуникаций, однако у нее не выходит это в полной мере, внимание распыляется на посторонние факторы. На данном этапе фирма эффективно использует Яндекс Директ, через который настраивает таргет, также осуществляет продажи через официальный сайт и работает с действующими клиентами по средствам e-mail рассылок. Помимо этого «Сибирский знахарь» принимает ежегодное участие в одной из самых известных выставок России ПродЭкспо. Также фирма активно ведет свой блог в социальных сетях, таких как Instagram и Вконтакте. Учитывая, что основная доля целевой аудитория - это молодежь, очень разумно коммуницировать с ними именно через социальные сети и быть всегда на связи, на виду.
Собрав все воедино, я предлагаю компании следующие методы продвижения бренда и укрепления «зеленого» имиджа:
• Заключение договоров сотрудничества с крупными торговыми сетями;
• Использование брендированных стеллажей, отражающих фирменный стиль;
• Запуск своих собственных акций по борьбе с загрязнением окружающей среды;
• Получение сертификатов, подтверждающих натуральный состав и экологичность.
По завершению анализа можно сделать вывод, что компания только вступила на путь по производству натуральной и полезной продукции, но ей уже удалось завоевать рынок не только в России, но и зарубежом. Продукция фирмы представлена в ряде зарубежных стран, таких как Литва, Венгрия, Казахстан, Китай, США, Польша. За 5 лет своей деятельности компания приняла участие в ряде акций и мероприятий, направленных на повышение экологизации продукции, а также прививания интереса к здоровым продуктам у населения. Была сформирована линейка своих уникальных товаров собственного производства, компания стала одним из первых производителей варенья из сосновой шишки.
Рынок экологически чистой, натуральной продукции в России набирает обороты и появляется все больше желающих приобщиться к здоровому образу жизни с заботой об экологии. Также вместе с этим появляется все больше компаний, производящих эко-продукт, использующих современные технологии, потребляющие меньше энергии, воды, тепла. Во всем этом множестве клиенту становится все сложнее выбрать своего производителя, поэтому компании привлекают потребителя всеми способами.
В своей деятельности компания ООО «Сибирский знахарь» использует только натуральные ингредиенты, без каких-либо добавок, а также упаковку из вторсырья, крафт-пакеты. Сырьевой базой являются восполняемые ресурсы Сибири, ягоды, шишки, одуванчики и прочее. Это помогает повысить лояльность потребителей, однако фирме предстоит еще многое сделать в целях укрепления своего «зеленого» имиджа.
• полезность для здоровья;
• отсутствие вредных и химически ингредиентов;
• натуральный вкус;
• безопасность.
Экологический маркетинг является продолжением социально-этического маркетинга, который зародился намного раньше. Но, несмотря на новые тенденции развития, экологический маркетинг базируется на классической модели маркетинг- микс, состоящий из 4P: продукт, место, цена, продвижение. Объективный анализ мирового опыта и изучение направлений развития маркетинга в экологии, дает большой интерес к дальнейшему совершенствованию этой сферы.
Многие компании стремятся к завоеванию доверия покупателей, используя приемы эко маркетинга. Потребители, которых волнует экологический вопрос, готовы платить больше за потребляемый товар. Однако далеко не все компании действительно имеют достаточно оснований называть себя таковыми. В борьбе за расположение потребителей и укрепления позиций, компаниям важно не перейти грань и не попасть под категорию «гринвошинга». Данный термин характеризует маркетинговые действия, которые направлены на демонстрацию экологической активности лишь на словах. Эко маркетинг включает в себя множество критериев, главным из которых все же является истинная забота о потребителе и об окружающей среде, а также формирование интереса к здоровому образу жизни у населения.
В ходе исследования стало понятно, что экологический маркетинг, это не только забота об окружающей среде и формирование экологической ответственности. Это также мощный инструмент продвижения, бизнес стратегия и формат деятельности предприятия.
Экологический маркетинга включает в себя ряд элементов: это забота о здоровье потребителя и об окружающей среде, получение новых конкурентных преимуществ (экологичность продукции), формирование более качественного предложения для клиентов, экономия ресурсов, внедрение новых технологий, выход на новые рынки. Одна из целей экологического маркетинга - донести до потребителей информацию об экологичности продукта и сформировать интерес к здоровому образу жизни у населения.
В данной исследовательской работе я рассмотрела, каким образом проявляется эко маркетинг в системе маркетинговых коммуникаций, его концепцию и необходимость его внедрения в бизнес. Для того, чтобы разобраться как эти процессы реализовываются на практике, я изучила торгово-производственную компанию ООО «Сибирский знахарь», которая позиционирует себя как производитель эко-товаров. Был выполнен SWOT-анализ и STEP-анализ, которые позволили оценить внутреннюю и внешнюю среду организации, а также факторы, которые способны повлиять на деятельность организации. Также было проведено маркетинговое исследование, которое показало направления перспективного развития предприятия. Был проведен опрос потребителей на тему натурального шоколада, опрос был реализован через систему Google Forms. Им были заданы основные вопросы о том, что для них важно при выборе продукта, как они получают информацию о продукте, где им удобнее покупать продукцию. Все это было важно, для того чтобы наметить перспективные стратегии развития и продвижения бренда. В ходе опроса мы выяснили, что для потребителей самым главным являются вкусовые качества, затем полезность и состав, и только на третьем месте по значимости оказалась цена. Это подтверждает гипотезу о том, что покупатели готовы платить больше за качественный и полезный продукт. Также было обнаружено, что людям удобнее приобретать товары в крупных супермаркетах. Это стало ключевым фактором в процессе совершенствования маркетинга компании, ведь «Сибирский знахарь» пока не сотрудничает ни с одной сетью супер-маркетов. Помимо этого было выяснено, что в основном потенциальные потребители узнают о товарах через Интернет. Значит, компании стоит сделать упор на развитие Интернет- маркетинга. Конечно компания уже активно использует некоторые инструменты продвижения через Интернет и социальные сети, однако это не является до конца эффективным.
Далее мной были рассмотрены уже действующие маркетинговые коммуникации на предприятии, была оценена эффективность каждой из них и сделаны выводы. В ходе работы мы пришли к выводу, что компания стремится использовать все возможные инструменты маркетинговых коммуникаций, однако у нее не выходит это в полной мере, внимание распыляется на посторонние факторы. На данном этапе фирма эффективно использует Яндекс Директ, через который настраивает таргет, также осуществляет продажи через официальный сайт и работает с действующими клиентами по средствам e-mail рассылок. Помимо этого «Сибирский знахарь» принимает ежегодное участие в одной из самых известных выставок России ПродЭкспо. Также фирма активно ведет свой блог в социальных сетях, таких как Instagram и Вконтакте. Учитывая, что основная доля целевой аудитория - это молодежь, очень разумно коммуницировать с ними именно через социальные сети и быть всегда на связи, на виду.
Собрав все воедино, я предлагаю компании следующие методы продвижения бренда и укрепления «зеленого» имиджа:
• Заключение договоров сотрудничества с крупными торговыми сетями;
• Использование брендированных стеллажей, отражающих фирменный стиль;
• Запуск своих собственных акций по борьбе с загрязнением окружающей среды;
• Получение сертификатов, подтверждающих натуральный состав и экологичность.
По завершению анализа можно сделать вывод, что компания только вступила на путь по производству натуральной и полезной продукции, но ей уже удалось завоевать рынок не только в России, но и зарубежом. Продукция фирмы представлена в ряде зарубежных стран, таких как Литва, Венгрия, Казахстан, Китай, США, Польша. За 5 лет своей деятельности компания приняла участие в ряде акций и мероприятий, направленных на повышение экологизации продукции, а также прививания интереса к здоровым продуктам у населения. Была сформирована линейка своих уникальных товаров собственного производства, компания стала одним из первых производителей варенья из сосновой шишки.
Рынок экологически чистой, натуральной продукции в России набирает обороты и появляется все больше желающих приобщиться к здоровому образу жизни с заботой об экологии. Также вместе с этим появляется все больше компаний, производящих эко-продукт, использующих современные технологии, потребляющие меньше энергии, воды, тепла. Во всем этом множестве клиенту становится все сложнее выбрать своего производителя, поэтому компании привлекают потребителя всеми способами.
В своей деятельности компания ООО «Сибирский знахарь» использует только натуральные ингредиенты, без каких-либо добавок, а также упаковку из вторсырья, крафт-пакеты. Сырьевой базой являются восполняемые ресурсы Сибири, ягоды, шишки, одуванчики и прочее. Это помогает повысить лояльность потребителей, однако фирме предстоит еще многое сделать в целях укрепления своего «зеленого» имиджа.



