ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Диалог в структуре коммуникативно-речевой деятельности 6
1.2. Особенности диалогической речи обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования 11
1.3. Направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования 17
ГЛАВА II ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1. Организация и диагностический инструментарий изучения диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования 23
2.2. Анализ результатов изучения диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования 27
2.3. Методические рекомендации по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Диалог в структуре коммуникативно-речевой деятельности 6
1.2. Особенности диалогической речи обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования 11
1.3. Направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования 17
ГЛАВА II ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1. Организация и диагностический инструментарий изучения диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования 23
2.2. Анализ результатов изучения диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования 27
2.3. Методические рекомендации по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Современное общество заинтересовано в формировании личности, в совершенстве владеющей культурой общения, умением взаимодействовать с другими людьми, распознавать различные ситуации общения и на основе этого правильно выстраивать свое поведение.
Проблема коммуникативного развития представляет собой одну из важных задач современного образования. Одной из форм реализации коммуникативно-речевой деятельности выступает диалог, который характеризуется лаконичностью отдельных высказываний и относительной незамысловатостью их синтаксического построения. Огромную роль коммуникативное развитие играет в младшем школьном возрасте. Ребенок, поступив в школу, испытывает значительную потребность в диалоге, в обсуждении различных точек зрения. Это неизбежно приводит к возникновению дискуссионных ситуаций, обязывающих ученика придерживаться правил культуры общения, соблюдение которых позволяет не допустить перехода мирного обсуждения проблемы в конфликт или ссору.
О важности развития диалога у младших школьников говорится в работах А.С. Львовой, Е.Л. Мельниковой, И.С. Назметдиновой и др.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. При общем недоразвитии речи наблюдаются речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Наблюдаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
В литературе отмечается проблема развития коммуникации у детей с ОНР (у детей дошкольного возраста - в работах О.Б. Дзюбы, Е.В. Ковыловой, Л.Г. Соловьевой, С.Ю. Танцюры; у детей школьного возраста - в работах С.А. Игнатьевой, П.А. Кутц, Е.Л. Черкасовой). Они показали, что у детей коммуникативная деятельность недостаточно сформирована и имеются трудности в овладении диалогической речью.
Но в тоже время следует отметить, что в логопедической практике недостаточно уделяется внимание формированию коммуникативной деятельности и, в частности, диалога у обучающихся с ОНР, осваивающих начальный уровень образования.
В связи с указанным выше можно считать актуальной тему нашей выпускной квалификационной работы «Особенности формирования диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования».
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования
Цель исследования: определить направления логопедической работы по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования.
Объект исследования: особенности диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования.
Предмет исследования: направления логопедической работы по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены задачи:
1. На основе теоретического анализа литературы обосновать проблему исследования.
2. Изучить и описать особенности диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования.
3. Разработать методические рекомендации по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования...
Проблема коммуникативного развития представляет собой одну из важных задач современного образования. Одной из форм реализации коммуникативно-речевой деятельности выступает диалог, который характеризуется лаконичностью отдельных высказываний и относительной незамысловатостью их синтаксического построения. Огромную роль коммуникативное развитие играет в младшем школьном возрасте. Ребенок, поступив в школу, испытывает значительную потребность в диалоге, в обсуждении различных точек зрения. Это неизбежно приводит к возникновению дискуссионных ситуаций, обязывающих ученика придерживаться правил культуры общения, соблюдение которых позволяет не допустить перехода мирного обсуждения проблемы в конфликт или ссору.
О важности развития диалога у младших школьников говорится в работах А.С. Львовой, Е.Л. Мельниковой, И.С. Назметдиновой и др.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. При общем недоразвитии речи наблюдаются речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Наблюдаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
В литературе отмечается проблема развития коммуникации у детей с ОНР (у детей дошкольного возраста - в работах О.Б. Дзюбы, Е.В. Ковыловой, Л.Г. Соловьевой, С.Ю. Танцюры; у детей школьного возраста - в работах С.А. Игнатьевой, П.А. Кутц, Е.Л. Черкасовой). Они показали, что у детей коммуникативная деятельность недостаточно сформирована и имеются трудности в овладении диалогической речью.
Но в тоже время следует отметить, что в логопедической практике недостаточно уделяется внимание формированию коммуникативной деятельности и, в частности, диалога у обучающихся с ОНР, осваивающих начальный уровень образования.
В связи с указанным выше можно считать актуальной тему нашей выпускной квалификационной работы «Особенности формирования диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования».
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования
Цель исследования: определить направления логопедической работы по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования.
Объект исследования: особенности диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования.
Предмет исследования: направления логопедической работы по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены задачи:
1. На основе теоретического анализа литературы обосновать проблему исследования.
2. Изучить и описать особенности диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования.
3. Разработать методические рекомендации по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования...
Диалогическая речь - это одна из основных форм речевого общения. Под диалогической речью понимается тип речи, включающий в себя обмен высказываниями, на языковой состав которых влияет восприятие речи.
Становление диалога играет важную роль в ходе речевого развития детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. При общем недоразвитии речи нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй.
В литературе описываются особенности диалогической речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, которые проявляются в том, что они не умеют строить предложения, их высказывания представляют набор односложных выражений. В речи у таких детей преобладают простые предложения, использование двусоставных предложений незначительно. Их высказывания непоследовательны, отсутствует определенный порядок построения и т.д.
Проведенное нами исследование продемонстрировало, что в среднем к высокому, уровню выше среднего можно отнести 3 ребенка (25%), со средним уровнем развития диалогической речи - 6 детей (50%), к уровню ниже среднего, низкому отнесены 3 ребенка (25%). В целом для детей характерен средний уровень развития диалогической речи.
Анализ проведенного изучения диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи и нормой речевого развития, показал, что существуют общие моменты развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи: бедность словарного запаса, низкая инициатива в диалоге, замена высказываний мимикой и жестами. При ответах на вопросы в речи детей преобладали ответы одним словом, фразой, отмечалось игнорирование предлогов, падежей, несогласование прилагательных с существительными. При выполнении задания по речевому этикету дети называли только одну форму приветствия «здравствуйте». При запросе информации они с затруднениями могли самостоятельно вести расспрос, задавали мало вопросов. При реплицировании речевая активность младших школьников с общим недоразвитием речи была слабой, они часто отвлекались, не могли сосредоточиться, быстро меняли тему разговора, не закончив его.
На основе теоретического анализа литературы и проведенного изучения диалогической речи нами разработаны методические рекомендации, в которых определили этапы логопедической работы: первый этап характеризуется как, вопросно-ответная форма речи; второй этап обозначается как обобщение; третий этап - это совершенствование усвоенных навыков; представили задания и упражнения для формирования диалогических умений.
Нами также был разработан конспект группового логопедического занятия по теме «Приставки и предлоги», который наглядно иллюстрирует методику работы по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в методической литературе определены эффективные приемы и методы обучения навыкам диалогической речи младших школьников с общим недоразвитием речи. К ним относятся: технология проблемно - диалогического обучения, упражнения и игры, нацеленные на развитие умений задавать вопросы, отвечать на них, строить отдельные реплики и составлять целый диалог.
Становление диалога играет важную роль в ходе речевого развития детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. При общем недоразвитии речи нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй.
В литературе описываются особенности диалогической речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, которые проявляются в том, что они не умеют строить предложения, их высказывания представляют набор односложных выражений. В речи у таких детей преобладают простые предложения, использование двусоставных предложений незначительно. Их высказывания непоследовательны, отсутствует определенный порядок построения и т.д.
Проведенное нами исследование продемонстрировало, что в среднем к высокому, уровню выше среднего можно отнести 3 ребенка (25%), со средним уровнем развития диалогической речи - 6 детей (50%), к уровню ниже среднего, низкому отнесены 3 ребенка (25%). В целом для детей характерен средний уровень развития диалогической речи.
Анализ проведенного изучения диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи и нормой речевого развития, показал, что существуют общие моменты развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи: бедность словарного запаса, низкая инициатива в диалоге, замена высказываний мимикой и жестами. При ответах на вопросы в речи детей преобладали ответы одним словом, фразой, отмечалось игнорирование предлогов, падежей, несогласование прилагательных с существительными. При выполнении задания по речевому этикету дети называли только одну форму приветствия «здравствуйте». При запросе информации они с затруднениями могли самостоятельно вести расспрос, задавали мало вопросов. При реплицировании речевая активность младших школьников с общим недоразвитием речи была слабой, они часто отвлекались, не могли сосредоточиться, быстро меняли тему разговора, не закончив его.
На основе теоретического анализа литературы и проведенного изучения диалогической речи нами разработаны методические рекомендации, в которых определили этапы логопедической работы: первый этап характеризуется как, вопросно-ответная форма речи; второй этап обозначается как обобщение; третий этап - это совершенствование усвоенных навыков; представили задания и упражнения для формирования диалогических умений.
Нами также был разработан конспект группового логопедического занятия по теме «Приставки и предлоги», который наглядно иллюстрирует методику работы по формированию диалогической речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в методической литературе определены эффективные приемы и методы обучения навыкам диалогической речи младших школьников с общим недоразвитием речи. К ним относятся: технология проблемно - диалогического обучения, упражнения и игры, нацеленные на развитие умений задавать вопросы, отвечать на них, строить отдельные реплики и составлять целый диалог.





