Введение
1 Теоретический обзор проблемы социальной адаптации и создания
web-сайтов 8
1.1 Феномен социальной адаптации 8
1.1.1 Социально-психологическая адаптация как
междисциплинарная проблема 8
1.1.2 Психологическая адаптация и профессиональная деятельность 15
1.1.3 Особенности и проблемы адаптации к профессиональной
деятельности 23
1.2 Анализ информационных ресурсов и сервисов 34
1.2.1 Глобальная сеть Internet 34
1.2.2 Программные средства создания Web-страниц 41
2 Характеристика исследовательских методик и описание программных
средств, применяемых для создания Web-сайта 48
2.1 Характеристика исследовательских методик 48
2.2 Описание Macromedia Dreamweaver 50
3 Описание структуры web-сайта «Адаптация сотрудников в трудовом
коллективе» и результаты исследования 56
3.1 Результаты психодиагностического исследования 56
3.2 Описание структуры web-сайта 60
Заключение 65
Список использованных источников 66
Приложение А Диагностика социально-психологической адаптации
К. Роджерса и Р. Даймонда 68
Приложение Б Тест «Адаптивность» 73
Приложение В Тестовая методика САН 78
В современных условиях информатизации нашего мира каждому квалифицированному специалисту требуется изучение новых технологий во всех областях деятельности человека. В профессиональной подготовке специалистов необходимо повышение компетентности в области информатики, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. В исследовании адаптации сотрудников в трудовом коллективе целесообразно применять современные информационные технологии, которые обладают широкими функциональными возможностями и развитым пользовательским интерфейсом, что позволяет упростить и сделать более совершенной работу психолога [1].
Современный компьютер предоставляет специалисту ряд качественно новых технических возможностей в формировании стимульного материала, в регистрации, обработке и отображении полезной информации. В связи с этим положением психологу для работы необходимо использовать огромное количество различных видов компьютерных технологий, среди которых Internet-технологии занимают превалирующее место. Это связано с тем, что Internet позволяет не только передавать и находить необходимые данные за очень короткие промежутки времени, что значительно увеличивает коэффициент производительности труда, но и дает возможность информации обрести своего пользователя, чаще всего в массовом масштабе [2].
Человечество движется к построению нового общества, которое с полным основанием можно назвать информационным обществом, где решающую роль будут играть информация и научные знания. Особую важность приобретает создание web-сайтов, что является одной из форм донесения информации до широкого круга пользователей.
Приступая к трудовой деятельности, человек имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения. В соответствии с ними работник и предъявляет требования к организации: к условиям труда, его оплате, содержанию, возможностям роста, к социальной среде. Отношение работника к организации зависит от степени реализации его цели.
Но учреждение имеет свои цели и задачи, центральные среди которых - выпуск продукции, производство материальных и духовных благ, оказание услуг. В соответствии с ними и складываются свои социальные ценности и нормы [3].
Так в ходе взаимодействия работника и учреждения происходит их взаимное приспособление, протекает процесс трудовой адаптации. Этот процесс будет успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива и становятся нормами и ценностями отдельного человека, чем лучше и скорее он принимает, усваивает свои социальные роли. чем больше предприятие отвечает запросам и требованиям работника, тем выше его удовлетворенность трудом. Таким образом, адаптация - это сложный, двухсторонний процесс между личностью и средой, в которую он включается.
Проблема адаптации является объектом изучения разных областей науки - философии, социологии. В русле психологии исследованием данной проблемы
Производственная адаптация — это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга.
Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности.
Скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от одного года до трех лет. Неумение войти в трудовую организацию (коллектив), адаптироваться в ней вызывает явление производственной и социальной дезорганизации.
Сотрудники постоянно внедрены в напряженное общение с другими людьми. И их задачей является научиться ставить перед собой барьеры в профессиональном общении от других людей, быть менее эмпатичными, что во многом усложняет процесс профессиональной адаптации.
Трудовая адаптация имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической и психофизической адаптацией.
Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы. Каждый новичок проходит стадию ученичества, форма которого зависит от предыдущего опыта работы.
Изучением профессиональной адаптации занимались такие ученые: А. Б. Георгиевский, Ф. Б. Березин, М. А. Дмитриева, П. Медавар, А. А. Реану, Л. М. Митина. На сегодняшний день разработка путей совершенствования профессионального мастерства персонала является актуальной проблемой, что обусловлено закономерностями общественного развития и высокой социальной значимостью проблемы повышения качества обслуживания [4].
В последние годы стали уделять внимание тому, что для успешного профессионального становления необходимы определенные индивидуальные качества, физические и умственные. Таким образом, при выборе профессиональной сферы деятельности следует учитывать не только имеющиеся знания и умения, но и соответствие индивидуальных социально¬психологических особенностей личности требованиям, необходимым для специалиста.
В отечественной и зарубежной психологии накоплен опыт исследования процессов профессиональной адаптации работников.
Труд большинства работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности. К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается на обслуживающем персонале относятся: большое количество контактов с людьми, постоянное соприкосновение с чужими проблемами, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию; повышенные требования к профессиональной компетентности, самоотдачи; ответственность за имущество других людей; производственная среда с новыми факторами социального риска.
Анализ теоретических основ данной проблемы подтвердил актуальность создания web-сайта: «Адаптации сотрудников в трудовом коллективе», который позволит, интересующимся данной проблемой пользователям, получить более подробную информацию в самой доступной на сегодняшний день форме - в виде информационного пособия, размещенного в Интернете, что в свою очередь существенно упростит доступ к знаниям по данному вопросу всем, кто интересуется проблемой адаптации. Более того, технология Web позволяет распространять информацию повсюду. World Wide Web - это самый демократичный носитель информации, обеспечивающий возможность расположения информационных данных в различных сферах жизни общества.
Цель дипломной работы: создать web-сайт «Адаптация сотрудников в трудовом коллективе»
Цель дипломной работы конкретизирована следующими задачами:
1 Обзор научной литературы по проблеме адаптации и разработке Web- сайтов.
2 Подбор исследовательских методик для диагностики социально-психологической адаптации.
3 Отбор программных средств для разработки Web-сайта.
4 Проведение психодиагностического исследования с помощью подобранных методик, направленного на изучение социально-психологической адаптации работников сервисного центра.
5 Обработка, анализ и интерпретация полученных в исследовании результатов.
6 Разработка Web-сайта «Адаптация сотрудников в трудовом коллективе».
Цель исследования: изучить социально-психологическую адаптацию работников организации.
Объект исследования: трудовой коллектив организации.
Предмет исследования: уровень социально-психологической адаптации сотрудников.
Гипотеза основывается на предположении о том, что оценка самочувствия, активности, настроения является индикатором уровня социальной адаптации.
Для изучения социально-психологической адаптации сотрудников на основании изученной литературы нами были подобраны следующие психодиагностические методики [5]:
- «Диагностика социально-психологической адаптации» направлена на определение уровня социально-психологической адаптации личности;
- «Адаптивность» многоуровневый личностный опросник: предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик;
- «САН», предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
В дипломной работе теоретически обоснована актуальность проблемы профессиональной адаптации на основании подходов А.Б. Георгиевского, Ф.Б. Березина, М.А. Дмитриева, П. Медавара, А. А. Реана, Л.М. Митина, которые раскрывают сущность социально-психологической адаптации, личностной адаптивности и профессиональной адаптации. Обзор информационных технологий подтвердил целесообразность их применения в исследовании адаптации сотрудников в трудовом коллективе.
На основании трудов, в которых рассматривается проблема профессиональной адаптации, были подобраны психодиагностические методики: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», диагностика социально-психологической адаптации, опросник «САН».
Проведенное исследование позволило изучить уровень социально-психологической адаптации сотрудников трудового коллектива. Полученные результаты дают основание говорить о том, что показатель адаптации сотрудников соответствует норме. Неадаптированных лиц выявлено не было. Высокий уровень адаптации сотрудников находит свое отражение в позитивной оценке себя и в присутствии стремления доминировать. Сотрудники удовлетворены собственными потребностями, находятся в гармонии с социальной средой, неконфликтны, достигают поставленных целей. Они способны быстро и легко принимать решения, проявлять инициативу. Таким образом, гипотеза о том, что оценка самочувствия, активности, настроения является индикатором уровня социальной адаптации персонала, подтвердилась.
Итогом работы явилось создание Web-сайта «Адаптация сотрудников в трудовом коллективе». Это один из способов облегчения работы пользователя по поиску, отбору и анализу информации по данной проблеме. Web-сайт включает в себя ряд разделов, снабженных системой гиперссылок: теоретическое обоснование проблемы; описание диагностических методик; описание результатов исследования и др., что делает поиск информации более удобным и приятным. Социальный эффект таков, что увеличивается скорость работы с нужным материалом, не затруднена работа в обработке полученных результатов. Психолог может расширить свои знания и скорректировать свою дальнейшую работу.
Создание Wеb-сайта «Адаптация сотрудников в трудовом коллективе» позволило обобщить и структурировать материал, накопленный по проблеме профессиональной адаптации, позволяющий активизировать исследовательский интерес к обозначенной проблеме.
1 Солоницын Ю.П., Холмогоров В.А Интернет: Энциклопедия. - СПб. : «Питер», 2008. - 589 с.
2 Хомоненко А.Д. Основы современных компьютерных технологий: учеб. пособие. - СПб. : Корона принт, 2005. - 448 с.
3 Ромашов О.В.Социология труда: Учеб. пособие. 2006. - 320с.
4 Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 2005.
5 Энциклопедия психологических тестов. ТЕРРА - Книжный клуб, 2010. - 400 с.
6 Волина В. Методы адаптации персонала / Управление персоналом: учеб. - М.: изд-во АСВ, 1998, №13.
7 Налчаджан А. А. Социально-психологическая адаптация личности: формы механизмы, стратегии. - Ереван: АН Арм ССР, 2009. - 270 с.
8 Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность. - М., 2006.
9 Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юридическая литература. - 1997. - 448 с.
10 Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 1998. - 496 с.
11 Карпов А.В. Психология менеджмента. Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 1996.- 584 с.
12 Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. - 1994. - № 1. - С. 3 - 18.
13 Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медицина, 1956. - 210 с.
14 Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 246 с.
15 Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
16 Курбатаев В.И., Альперович В.Д., Циткалов П.Я. Социальная работа: Учеб. для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 576 с.
17 Винокуров Л.В. Организационная психология: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
18 Вассерман Л.В. О системном подходе в оценке психологической адаптации. - СПб.: Питер, 2000. - 342 с.
19 Дворецкая Г. В. Социология труда. - М.: Наука, 1990. - 265с.
20 Кибанов А.Я. Управление персоналом.-М.: учебник,2010.- 134с.
21 Ромашов О.В. Социология труда. - М.: учебное пособие,2003.-190с.
22 Стрелкова Л.В. Труд и заработная плата на промышленном предприятии. М.: учебник,2009.-321с.
23 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для 21 века. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.
24 Молинок М.В., Бурюк Т.Д. Macromedia Dreamweawer для профессионалов, делаем сайты качественно: учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2002. - 464 с.
25 Якобсен Й. Концепция разработки Web-сайтов. Как успешно разработать Web-сайт с применением медиа-технологий: учеб. - М.: НТ Пресс, 2006. - 512 с.: ил.
26 Павелович К.С. Учимся создавать Web-сайты с Macromedia Dreamweawer: учеб. пособие - М. : Проспект, 2003. - 248 с.
27 Шапошников И. Интернет-программирование. - СПб.: БХВ, 2000. - 214 с.
28 Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. - Ростов н/Д: Мираж, 1997. - 212 с.
29 Лебедев С.В. Web-дизайн: Полное руководство. - М.: Торнадо, 2001. - 736 с.
30 Холмогоров В. Основы Web-мастерства. - СПб.: Питер, 2001. - 350 с.
31 Комолова Н.В., Яковлева Е.С. Adobe Photoshop CS3. Мастер-класс.
- СПб.: БХВ-Петербург, 2007. — 752 с.
32 Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Начальный курс С и С++.- СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007. - 112 с.
33 Смирнов Н. И. JAVA 2. - М.: ТриЛ, 2000. - 317 с.
34 Осипова О. Самоучитель Adobe Dreamweaver CS3. - СПб.: «БХВ-Петербург», 2008. - 400 с.
35 Закарян И. Что такое Internet,WWW и HTML. - М. : ИНФРА-М, 1998. - 221 с.
36 Березин Б.И. Начальный курс С и С++. - М. : ДИАЛОГ-МИФИ, 1999.
- 288 с.